«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера). «4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм. «3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно. «2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо. «1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок. Ошибкой в диктанте следует считать: • нарушение правил орфографии при написании слов; • пропуск и искажение букв в словах; • замену слов; • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; • неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса). За ошибку не считаются: • ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались; • единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; • единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются: – два исправления; – две пунктуационные ошибки; – повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие: – повторение одной и той же буквы в слове; – недописанное слово; – перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; – дважды записанное одно и то же слово в предложении. «5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы; «4» – ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий; «3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий; «2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий; «1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания. «5» – ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы; «4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и 1 исправление (2 и 3 кл.); «3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.); «2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.); «1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 и 3 кл.). 1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту). 2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь); перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;. 3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку. 4 При трёх поправках оценка снижается на 1 балл. Оценки за контрольный диктант. «5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить; «4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.; «3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках; «2» – более 5 – 8 орфограф. ошибок; «1» – более 8 орфограф. ошибок. Оценки за грамматические задания. «5» – всё верно; «4» – не менее 3/4 верно; «3» – не менее 1/2 верно; «2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий; «1» – не выполнено ни одно задание. Словарный диктант Количество слов (оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта. «5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов; «4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление; 2 класс – 10 – 12 слов; «3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов; «2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов. «1» – более 7 ошибок. «5» – нет ошибок; «4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.); «3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.); «2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.); «1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.).
Контрольная работа. Примеры. Задачи. «5» – без ошибок; «5» – без ошибок; «4» – 1 – 2 ошибки; «4» – 1 – 2 негрубые ошибки; «3» – 2 – 3 ошибки; «3» – 2 – 3 ошибки (более половины работы сделано верно). «2» – 4 и более ошибок. «2» – 4 и более ошибок.
Комбинированная. «5» – нет ошибок; «4» – 1 – 2 ошибки, но не в задаче; «3» – 2 – 3 ошибки, 3 – 4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен; «2» – не решена задача или более 4 грубых ошибок. вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание. нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований. За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается. За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл.
Для первого класса.
Количество итоговых работ не должно превышать следующие нормы: II полугодие – 1 диктант (с грамматическим заданием), 2 списывания текста. Сочинения в начальной школе проводятся только в виде обучающих работ.
Тексты диктантов должны быть средней трудности; содержать орфограммы на ранее и вновь изученные правила. Для 1-го класса подбираются тексты, включающие в себя слова, в которых написание не расходится с произношением.
Объем диктанта и текста для списывания должен быть следующим: в течение года – 2-3 строчные и прописные буквы, 2-3 слога, 2-3 слова или предложение из 2-3 слов. В конце года – текст из 15 слов для дик¬танта, текст из 15 слов для списывания. На проведение контрольных работ, включающих в себя грамматические задания 25-30 минут. В 1-м классе используется только словесная оценка, а ее критериями являются соответствие или несоответствие требованиям программы.
а) повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель); б) при переносе слова, часть которого написана на одной строке, а на другой опущена; в) дважды написано одно и то же слово в предложении.
За ошибку в работах типа списывания считается практически любая допущенная ошибка орфографического и пунктуационного характера. За одну ошибку в списывании считаются те же варианты недочетов, которые даны для оценивания диктантов.
Задания для грамматического разбора (примерно 3 задания) должны быть связаны с текстами диктанта (списывания), с изученным материалом по грамматике и правописанию, поскольку ставят своей целью определить степень осознанности изученного грамматического материала и проверить умения школьников использовать полученные знания в практике письменной и устной речи.
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ. Содержание материала, усвоение которого проверяется и оценивается, определяется программой по математике для четырехлетней начальной школы. С помощью итоговых контрольных работ за год проверяется усвоение основных наиболее существенных вопросов программного материала каждого года обучения. При проверке выявляются не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умения применять их к решению учебных и практических задач.
Критерии оценивания в начальной школе.
Нормы оценок в начальной школе.
– нарушение правил орфографии при написании слов;
– пропуск и искажение букв в словах;
– отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
– неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
– ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
– единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
– единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
– повторение одной и той же буквы в слове;
– перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
– дважды записанное одно и то же слово в предложении.
«4» – ставится, если в работе 1 ошибка и 1-2 исправленя (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 3 ошибки (2 и 3 кл.);
1. соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. : исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);
3. : первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4. При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
(оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1ошибка + 1 исправл. 2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 2 ошибки + 1 исправл.; 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 3 ошибки; 4 класс – до 20 слов.
«1» – более 3 ошибок.
«4» – 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 3 ошибки (2 – 4 кл.);
«1» – более 3 ошибок (2 – 4 кл.).
«5» – без ошибок; «5» – без ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки; «4» – 1 – 2 негрубые ошибки;
«3» – 2 – 3 ошибки; «3» – 2 – 3 ошибки (более половины работы сделано верно).
«2» – 4 и более ошибок. «2» – 4 и более ошибок.
СОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПО ЧТЕНИЮ.
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и “про себя”); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых – четвертых классах чтение постепенно становится обще учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения “про себя” и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения “про себя” (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и предложений;
во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (“про себя”); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических
Нормы скорости чтения 1-4 класс
*) Количество слов может немного меняться в зависимости от учебной программы. В скобках даны повышенные нормы.
◊ 1 класс: оценка не ставится, ученик «справился» или «не справился». В I полугодии техника чтения может не проводиться.
Иные параметры чтения 1-4 класс
Критерии при выставлении оценки за технику чтения:
– чтение по слогам или слово полностью,
– наличие ошибок при чтении,
– количество слов в минуту,
Как видите, количество прочитанных слов не является определяющим.
То есть родителям нужно понимать, что такое понятие, как скорость чтения, является лишь одним из критериев определения уровня техники чтения. Проверяется способ чтения: читает ребенок по слогам или слово читается им гладко, целиком. Обязательно проверяется осознанность чтения, иными словами, понимает ли ученик то, что прочитал или нет. Для этого после прочтения может быть задан вопрос по тексту, чаще всего «О чем ты сейчас прочитал?» и требует простого ответа (подробный пересказ не нужен )
Так же учитывается выразительность чтения, наличие ошибок и/или запинаний. Иногда встречается возвращение к повторному прочтению предыдущего слова, это говорит о недостаточной осознанности и считается ошибкой.
Так же надо учитывать, что нормативы скорости (темпа) чтения могут отличаться в зависимости от общеобразовательного учреждения, требования к ученику гимназии будут выше, к ученику коррекционного класса — ниже.
Частота проверки техники чтения в начальной школе, как правило, 2 раза в год: конец первого полугодия и конец второго полугодия. Однако, в некоторых школах уровень чтения проверяют в конце каждой четверти или триместра.
Характеристика цифровой оценки (отметки) по предметам:
“5” (“отлично”) – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.
“4” (“хорошо”) – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
“3” (“удовлетворительно”) – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
“2” (“плохо”) – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.