Обновленные подходы к обучению русскому языку детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в контексте обучения письму под диктовку

Обновленные подходы к обучению русскому языку детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в контексте обучения письму под диктовку Экодиктант

Буквенный диктант 7 класс

Меню Теория Материалы для учителя Инструкция Ресурсы Ответы

Повторим! Простое предложение – предложение, состоящее из одной грамматической основы. Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Сложные делятся на: Сложносочиненные; Сложноподчиненные; Бессоюзные.

Материалы для учителя Предложения для диктанта: Ветер разогнал тучи, и небо прояснилось (сложносочиненное) – l. Опустел сад, осыпались листья (бессоюзное) – o. К нам в заплаканные окна равнодушно дождь стучится (простое) – v. Лес наполняется звонкими голосами, когда восходит солнц (сложноподчиненное) – е .

Инструкция Простое предложение – v. Сложносочиненное предложение – l. Сложноподчиненное предложение – e. Бессоюзное предложение – o.

Ответ : LOVE

Ресурсы Учебник. Русский язык, 7 класс, Т. А. Ладыженская , М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова . – Просвещение, 2006. – 317 стр. https://yandex.ru/images/search?pos=26&img_url=https%3A%2F%2Fcdn-nus-1.pinme.ru%2Ftumb%2F600%2Fphoto%2F0c%2Fcf%2F0ccf33af8dbf145c66b51deccd3a6c4d.jpg&text= бессоюзные%20сложные%20простые%20предложения%20таблица& rpt = simage (таблица) https://yandex.ru/images/search?pos=34&img_url=https%3A%2F%2Fstorage.needpix.com%2Frsynced_images%2Fchecklist-1643781_1280.png&text= список& rpt = simage (картинка) https:// yandex.ru/images/search?pos=94&p=1&img_url=https%3A%2F%2Fdesktopwallpapers.co%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F03%2Fwallpaper-love-hd-download-2.jpg&text=love&rpt=simage (картинка ) Разработчик: Попова А. В., РЛа-15-1, НФИ КемГУ

В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования лежит системно – деятельностный подход, который предполагает
разнообразие организационных форм и видов деятельности, обеспечивающих рост
творческого потенциала, познавательных мотивов. Стандарт ориентирован на
становление личностных характеристик выпускника, который должен быть
любознательный, активно и заинтересовано познающий мир.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста, их природная
любознательность, отзывчивость на всё окружающее, особая расположенность к
усвоению нового создают благоприятные условия для развития у них познавательного
интереса и активности.

Практика обучения показывает, что сознательное и прочное усвоение знаний
учащимися происходит только в процессе их активной умственной деятельности.
Поэтому работу на каждом уроке следует так организовать, чтобы учебный материал
становился предметом активных действий каждого ученика.

Известно, что у большинства детей, поступающих в школу, есть интерес к ней.
Однако, проходит время, и интерес у многих детей пропадает. Безусловно,
определённую роль здесь играют трудности, с которыми сталкиваются дети в новой
для себя деятельности. Но снижению желания учиться в большей мере способствует
отсутствие увлекательного, интересного на уроках. Следовательно, чтобы добиться
хороших успехов в учёбе школьников, необходимо сделать обучение желанным
процессом. Как отмечал А. Франс, “лучше усваиваются те знания, которые
поглощаются с аппетитом”.

Известно, что интерес на уроке можно создать за счёт:

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для
деятельности творчески работающего учителя. В связи с выше сказанным хочется
среди требований, предъявляемых к современному уроку, выделить следующее:
стараться интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными,
так и другими предметам. Интегративность вопросов и объединение в одном задании
знаний из разных областей, являются реализацией межпредметных связей в обучении,
именно они наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения
представлений учащихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и
обществе и на их основе – задачу формирования понятий, общих для разных учебных
предметов.

Одним из путей реализации поставленных выше задач является умение
пользоваться разнообразными приёмами. Современный учитель хорошо знаком с
методикой развития творческих способностей, разработанной доцентом МГПИ им.
Ленина Н. К. Винокуровой. Коллектив учителей ЦО №1678 в течение многих лет
сотрудничает с Н. К. Винокуровой, успешно овладели её методикой РТС, использует в
работе её пособия. Однако, анализ пособий показал, что в них крайне редко
предлагаются такие виды работы как буквенный и числовой диктанты.
А ведь используя на уроке эти виды диктантов, мы ведём работу сразу в трёх
направлениях:

Числовые и буквенные диктанты я использую в своей работе уже в течение 10 лет
на разных видах занятий:

Методика использования буквенного диктанта

Учитель загадывает понятие, ученики его отгадывают и пишут первую букву
отгаданного слова.

Например, учитель загадывает: “Ближайшая к Земле звезда”. Учащиеся отгадывают
слово “Солнце” и пишут в тетради букву “С”. Постепенно буква за буквой
складывается слово, которое учитель таким образом хотел загадать.

Если буква не бывает в начале слова, при её загадывании делается особая
оговорка – указывается, какая по счёту буква в слове загадана.

Например, букву “Ь” можно загадать так: “Последняя буква в названии времени
года, которое следует за летом”. Ученики отгадывают слово “осень” и записывают
последнюю букву “Ь”.

Возможность интеграции при такой форме задания очевидна. Приведём пример
составления диктанта “Падеж”

на математическом материале

п – знак сложения (плюс)
а – гласная буква в названии меры времени, равной 60 минутам (час)
д – число, которое делим (делимое)
е – первый разряд (единицы)
ж – четвёртая буква в названии чисел, которые умножаем (множители)

на материале уроков ООМ

п – верхний плодородный слой Земли (почва)
а – наука о небесных телах (астрономия)
д – группа растений, у которых один ствол (деревья)
е – самый большой материк (Евразия)
ж – орган пищеварения, в который пища попадает по пищеводу (желудок)

на материале уроков чтения

п – фамилия автора строк “У лукоморья дуб зелёный” (Пушкин)
а – как звали сестрицу братца Иванушки (Алёнушка)
д – фамилия автора “Денискиных рассказов” (Драгунский)
е – имя сказочного героя, который приехал к царю на печке (Емеля)
ж – цвет кирпича, которым была вымощена дорога в Изумрудный город
(жёлтый)

Буквенный диктант можно использовать на разных этапах урока в зависимости от
типа урока и его целей: для определения темы урока, активизации знаний перед
введением нового материала, первичного закрепления, проверки знаний.

Методика проведения числовых диктантов

Числовые диктанты направлены на формирование вычислительных навыков. Эта
форма работы позволяет сделать однообразную , утомительную работу увлекательным
занятием , так как для записи числа его сначала нужно разгадать, вспомнить, а
уже потом решить пример. При этом повторяются знания и понятия из разных
областей знаний. Писать такие диктанты можно на любом уроке, а не только на
уроке математики. Текст диктанта подбирается в зависимости от целей урока и
места диктанта на уроке.

Числовой диктант по теме “Умножение вида 32 х 20”

1. Количество позвонков у человека умножить на количество пальцев у человека

33 х 20

2. Количество дней в июле и августе умножить на количество дней в апреле

61 х 30

3. Сумму цифр в числе, указывающем на количество дней в году, умножить на
половину века

14 х 50

4. Количество попугаев, указывающих на длину удава, умножить на количество
разбойников у Али – бабы

38 х 40

5. Количество часов в сутках умножить на количество минут в часе

Числовой диктант по теме
“Сложение и вычитание с переходом через десяток”

1. Из количества букв в русской азбуке вычесть количество дней в двух неделях

33 – 14

2. К количеству дней в високосном феврале прибавить количество дней обычном
феврале

29 + 28

3. К наибольшему двузначному числу прибавить количество часов в сутках

99 + 24

4. Из количества дней в декабре вычесть количество месяце в году

31 – 12

5. Из количества богатырей, выходивших из моря на остров Буян, вычесть
количество оловянных солдатиков в сказке Андерсена

33 – 25

Перечень способов загадать число смотри в Приложении
1.

Буквенный диктант можно использовать на разных этапах урока в зависимости от типа урока и его целей: для определения темы урока, активизации знаний перед введением нового материала, первичного закрепления, проверки знаний.


Обновленные подходы к обучению русскому языку детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в контексте обучения письму под диктовку

Обновленные подходы к обучению русскому языку детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в контексте обучения письму под диктовку

Погребняк Нина Максимовна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

Неограниченная бесплатная загрука материала «Буквенный диктант» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Русский язык 6 класс» и представляет собой: «проверка знаний, повторение, систематизация».

Понравился сайт? Получайте ссылкина лучшие материалы еженедельно!

Подарок каждому подписчику!

Буквенные диктанты можно использовать на уроках русского языка как материал для повторения теоретических знаний или для введения новой темы.

– вторая буква в слове, обозначающем второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы где? куда? и т. д.

– безударная гласная в приставке слова «приставка».

– какой падеж отвечает на вопросы кем? чем?

– буква, не имеющая звука, служащая для обозначения мягкости согласных.

– третья буква в слове, обозначающем предложение, целью которого является просьба, приказ.

– слова с противоположным значением.

– общая часть родственных слов.

– третья буква в слове, обозначающем художественный музей, собрание картин.

– «лишняя» буква: о, а, у, и, я, е?

– буква, которую надо писать в конце слова ЛАНДЫШ.

– вторая буква в слове, обозначающем слова, близкие по значению.

– какой падеж имен существительных отвечает на вопросы кому? чему?

как называется главный член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится в предложении?

как называется часть слова без окончания?

к какой части речи относятся слова: правильно, аккуратно, везде, направо, всегда?

какая буква пишется в окончании имён существительных 1 склонения в предложном падеже?

какой падеж имени существительного никогда не употребляется с предлогами.

какая буква пишется в окончании имен существительных 2 склонения в предложном падеже?

– окончание имён существительных 3 склонения в дательном падеже.

– какой формой для имён существительных является единственное число именительного падежа?

– буква, которую надо писать в конце слова ШАРФ.

– безударная гласная, проверяемая ударением, в корне слова СКРИПУЧИЙ.

– к какой части речи относятся слова: правильно, издалека, сегодня?

– гласная, которую надо писать после букв Ш, Ж.

– в каком падеже существительные 1 склонения имеют окончания -ой, -ей ?

– окончания имён существительных 3 склонения в предложном падеже.

– в каком падеже имена существительные 1 склонения имеют окончания у, ю?

– в этом числе имена прилагательные не изменятся по родам.

– окончание имён существительных 1 склонения в дательном падеже.

– часть речи, которая имеет склонения.

– падеж, вопросы которого кем? чем?

– часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

– имена существительные на –ия, -ий, -ие в предложном падеже имеют это окончание.

– буква непарного звонкого звука в слове Москва.

– эту букву дважды надо писать в слове медленно.

– имена существительные 3 склонения в родительном, дательном и предложном падежах имеют это окончание.

– безударная гласная в слове скреп

гуляете – время глаголов.

из, до, с, из-за, около, возле, подле у – предлоги какого падежа?

окончание имён существительных 1 склонения дательного падежа.

часть речи, которая обозначает количество предметов при счёте или их порядок.

окончание существительных 3 склонения в дательном падеже.

– буква, которая пишется в личных окончаниях глаголов настоящего времени 1 спряжения.

– член предложения, который отвечает на вопросы чей? и какой?

– время глаголов: напишем, прочитаем, выучим.

– главный член предложения, который поясняет, что говорится о подлежащем.

– падеж, вопросы которого кто? что?

– изменяемая часть слова.

– личное местоимение 1 лица единственного числа.

– какой падеж имён существительных 1 склонения имеет окончание –ой, -ей?

– буква, которую надо писать в окончаниях глаголов 2 и лица 1 спряжения?

– суффикс глаголов прошедшего времени.

– буква, которую следует писать в конце глаголов настоящего и будущего простого времени 2 лица единственного числа.

– изменение глаголов по лицам и числам.

– над, под, за, перед – предлоги какого падежа?

–в каком падеже имена существительные 1 склонения имеют окончание –у, -ю?

– часть слова без окончания или словообразующего суффикса.

часть речи, которая обозначает признаки предмета.

буква, которая стоит в алфавите между буквами П и С?

безударная гласная в слове АДРЕС.

– буква, которую надо писать в конце слова ВЕРБДЮД

эта буква, обозначающая согласный звук, есть во всех этих словах: балкон, лестница, аллея, вокзал.

– подлежащее и сказуемое составляют (основу) предложения.

буква, которую надо писать в конце слова ЭТАЖ.

какой буквы не хватает в ряду: л, м, й, р?

какая буква лишняя: а, у, и, о?

какая буква лишняя: и, у, е, о?

– главный член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится в предложении.

– падеж, вопросы которого кого? чего?

– падеж, который не имеет предлогов.

– часть речи, которую можно спрягать.

– совокупность букв, расположенных в определённом порядке.

– окончание существительных 1 склонения дательного падежа.

– буква, которую следует писать в конце глаголов 2 лица единственного числа.

– неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему?

– изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении

– буква, которая пишется в личных окончаниях глаголов 2 лица 1 спряжения.

– главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем.

– изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

– часть речи, которая обозначает действие предмета.

– часть речи, которая, обозначает предмет, чувства, состояния природы.

– второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где?, куда? и т.д.

– какой падеж имён существительных 1 склонения имеет окончание -у, -ю?

– безударная гласная в первом слоге слова каллиграфия.

– буква, которую надо писать в личных окончаниях глаголов 2 спряжения.

– часть речи, которая обозначает предметы, явления природы, чувства.

– выделение одного из слогов усилением голоса.

– буква, которая в русском алфавите стоит между буквами У и Х.

– парный согласный в конце слова автограф.

– безударная гласная в корне слова «крикливый».

– основная кратчайшая единица языка.

– этот падеж имён существительных отвечает на вопросы кем? чем?

– эту букву надо писать в окончании имён существительных 2 склонения в предложном падеже.

– общая часть родственных слов называется.

– часть речи, которая обозначает предметы или явления называется.

Буквы ы, и после ц б уквенный диктант для 5-ого класса

Буква И после Ц пишется: в корне слова. Например: цифра, циркуль Исключения: Ц ыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц, цыкать и слова, образованные от них. В словах на – ция. Например: композиция, плантация

Буква Ы после Ц пишется: В окончаниях существительных и прилагательных: Например: круглолицый, траницы. В суффиксе имён прилагательных – ын. Например: сестрицын, лисицын

Наша задача – внимательно прослушать слова под диктовку и записать только букву И или Ы, которую пишем в слове согласно правилу. Материал для учителя

Проверим правильность выполнения задания и, ы, ы, и и, и, и, и ы, и, и, и и, и, ы, и ы, ы, ы, ы

Оценим свою работу

Материал для учителя Панцирь, улицы, цыплячий, цирк, интеллигенция, акация, милиция, марципан, цыганский, цитрус, циклон, циновка, цифра, циферблат, куцый, цитата, цыпочки, царицын , огурцы, бойцы.

Уже с 1-го класса я начинаю знакомить детей с
правописанием парных звонких и глухих согласных,
учу писать слова без ошибок. В течение четырёх
лет не один раз приходится возвращаться к этой
теме, чтобы ещё лучше закрепить у детей
орфографические навыки. Времени у нас, учителей,
катастрофически не хватает, поэтому приходится
экономить время на всём, особенно на повторении.
Один из удачных приёмов, который помогает мне
изыскать лишние минуты на уроке, а также
способствует закреплению необходимых
орфографических навыков – это использование
перфокарт.

При работе с перфокартой ученик пишет не слово,
а только одну букву. Это даёт учителю возможность
быстро проверять написанное.

По теме “Парные звонкие и глухие согласные” я
составила десять диктантов, которыми пользуюсь
всё время. Думаю, что такой материал, уже готовый,
может пригодиться каждому учителю. Кратко укажу,
как учителю надо работать с перфокартой:

Старушка, дорожка, книжка,
матрёшка, гараж, карандаш, лепёшка, малыш, чиж,ёж.
Проверка: ш, ж, ж, ш, ж, ш, ш, ш, ж, ж.

№2 (д – т)

Пилотка, тетрадка, вылет, дрозд, брат,
походка, лошадка, кроватка, находка, палатка.
Проверка: т, д, т, д, т, д, д, т, д, т.

№3 (г – к)

Четверг, вторник, крик, миг, когти,
ногти, ковшик, сапог, утюг, веник.
Проверка: г, к, к, г, г, г, к, г, г, к.

№4 (п – б)

Герб, серп, хлеб, сноп, сугроб, столб, липкий,
папка, гриб, голубь.
Проверка: б, п, б, п, б, б, п, п, б, б.

№5 (с – з)

Блузка, записка, покос, привёз,
залезть, лесть (обман), глобус, каска,
салазки, наказ.
Проверка: з, с, с, з, з, с, с, с, з, з.

№6 (в – ф)

Шарф, ров, красив, здоров, бровь,
морковь, плов, готов, вежлив, шкаф.
Проверка: ф, в, в, в, в, в, в, в, в, ф.

№7
(диктант включающий в себя разнее парные
согласные)

Народ, брод, шкаф, рукав, лепёшка,
стружка, стриж, ястреб, сторож,
карандаш.
Проверка: д, д, ф, в, ш, ж, ж, б, ж, ш.

№8
(парные согласные в именах прилагательных)

Гладкий, сладкий, мягкий, липкий,
хорош, пригож, красив, вежлив, здоров,
готов.
Проверка: д, д, г, п, ш, ж, в, в, в.

№9
(словосочетания, в которых встречаются парные
согласные)

Жидкая кашка, узкий пояс, лёгкие
сапожки, робкие ребятишки, близкий
друг,
крепкие орешки, скользкий лёд, сладкие
пирожки, мягкий хлеб.
Проверка: д, ш, з, с, г, ж, б, ш, з, г, п, ш, з, д, д, ж,
г, б.

№10
(парные согласные в именах существительных)

Шубки, скорлупки, грядки, прятки,
грибки, дружки, пёрышки, гребешки,
берёзки, дубки.
Проверка: б, п, д, т, б, ж, ш, ш, з, б.

КВН по природоведению. 3–4-е классы.

а) Край виден, но дойти до него невозможно.

– Я иду – и он идёт. Я стою – и он замрёт.
Спустился я пониже – стал край ко мне поближе.
(Линия горизонта)

б) Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу.
    Со мной пойдёшь, дорогу обратно
найдёшь. ( Компас)

в) В каком направлении проходит улица, на
которой не бывает в полдень тени от домов?

Составить и начертить план местности, в котором
были бы учтены все условные обозначения, данные
на странице учебника.

а) луг, болото, огород, овраг. ручей;
б) город, село, школа, шоссе, река;
в) грунтовая дорога, фруктовый сад, просека,
смешанный лес.

– Начертить план местности так, чтобы с севера
на нём была школа, окружённая фруктовым садом, с
– юга болотом, с востока – река с деревянным
мостом, а с запада – грунтовая дорога.

а) Какие полезные ископаемые использует
человек для отопления помещений?
б) Как человек использует гранит?
в) Как человек использует железные и алюминиевые
руды?

П л а н:

а) назвать полезное ископаемое;
б) определить его состояние, цвет, есть ли блеск;
в) отношение к воде.

а) форма воды;
б) вода – растворитель;
в) очистка воды.

а) круговорот воды в природе,
б) образование родника,
в) схему реки.

а) В почве находится песок, глина. А что ещё?
б) Как повысить плодородие почвы?
в) Что надо делать для охраны почв?

Ведущий подводит итоги. Что запомнили, что
нового узнали? Кто был самым находчивым?
Награждение победившей команды.

Иванова Надежда Николаевна учитель русского языка,

руководитель методического объединения учителей русского языка

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Общеобразовательная школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья № 35»

города Череповца, Вологодской области Вологодская обл., г Череповец

Сборник методических разработок и педагогических идей

Методические рекомендации по обучению детей с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка

«Учимся писать под диктовку»

бучение письменной речи детей с интеллектуальными нарушениями процесс трудоёмкий.

Учащиеся допускают при письме под диктовку большое количество ошибок.

Правильно научить ребёнка писать, можно благодаря использованию в образовательном процессе мнемотехнологии.

Коррекционный приём «Дружные пальчики», позволит научить детей акцентировать внимание на звуке, его месте в слове, улучшит работоспособность, позволяет вызвать интерес к родному слову.

Опираясь на конкретные представления и образы, дети научатся писать под диктовку правильно.

Важнейшая цель уроков русского языка в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями – формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы.

Учителю русского языка необходимо научить детей не только осознавать речь других людей, но и самим выражать свои мысли (устно и письменно) понято для окружающих.

В связи с особенностями психофизического развития, индивидуальных возможностей обучение письменной речи детей с интеллектуальными нарушениями процесс трудоёмкий.

Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических ощущений приводит к затруднению адекватности ориентировки детей с интеллектуальными нарушениями в работе с текстом. При письме под диктовку они допускают в первую очередь ошибки фонематического характера: пропуски, замены, перестановки, вставки, искажение структуры слова.

Данный приём  «Дружные пальчики» поможет развитию  таких психических процессов, как восприятие, внимание, память необходимые для правильной и последовательной передачи слова на письме.

На уроках русского языка мы часто используем пальчиковую гимнастику. Но одной из самых занимательных форм стал пальчиковый театр. Благодаря ему, можно научить детей акцентировать внимание на необходимом звуке, его месте в слове, развить пространственные представления, улучшить работоспособность.


Обновленные подходы к обучению русскому языку детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в контексте обучения письму под диктовку

Для этого на первом этапе детям предлагалось выбрать 1 фигурку с любимым сказочным героем и придумать про него забавную историю о том, как неинтересно жить одному. Для начала акцентировалось внимание на 1 пальчике (указательном). Герою предлагалось дать имя, состоящее из одного согласного звука. Так под руководством учителя появился герой М. На данном этапе мы тренируемся писать буквенные диктанты.

На втором этапе дети продолжили придумать истории про сказочных героев. Так включается в работу средний пальчик. Герою предлагается дать имя, состоящее из одного гласного звука. Так под руководством учителя появился герой А. Теперь интересные истории придумываем о дружбе и возможных спорах. Акцентируем внимание на 2 пальчиках (указательном и среднем). В процессе работы обращается внимание на порядок действий героев «Кто сначала сказал? Кто потом сказал? Герои могут меняться местами. Действующий пальчик во время речи должен совершать движения, привлекая внимание ребёнка и способствовать запоминанию последовательности событий. Данные 2 этапа совпадают с изучением раздела «Звуки и буквы». Мы тренируемся писать буквенные диктанты, обращая внимание на последовательность действий.


Обновленные подходы к обучению русскому языку детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в контексте обучения письму под диктовку

На третьем этапе дети продолжают сочинять истории о дружбе героев с именами М и А без использования фигурок. Акцентируем внимание на буквах. В процессе работы обращается внимание снова на порядок действий героев «Кто сначала сказал? Кто потом сказал? Герои могут меняться местами. Под руководством учителя подводим детей к продолжению истории о крепкой дружбе героев, про которых говорят «не разлей вода» и записываем, как их теперь зовут МА (АМ). Данные 3 этапа совпадают с изучением раздела «Состав слова». Мы тренируемся писать слоговые диктанты (прямые и обратные слоги).

На следующем этапе дети работают в парах, тройках. С ними обсуждается история о том, у кого сколько друзей. Затем даются готовые имена «дружным пальчикам» (МА, ША), (МА, ЛИ, НА) и предлагается соединить их  между собой в таком порядке, чтобы все им захлопали от удивления и восхищения. Так решая проблему в совместной деятельности учащиеся составляют слово «МАША», «МАЛИНА». Опираясь на пальчики, учащиеся в группе записывают слова по слогам. Каждый ребёнок включён в работу, проверяет последовательность действий, радуется совместному результату. Данный этап также совпадает с изучением раздела «Состав слова». Мы тренируемся писать под диктовку простые слова, состоящие из прямых и обратных слогов.


Обновленные подходы к обучению русскому языку детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в контексте обучения письму под диктовку

Далее вводиться новый герой «кулачок». Учитель рассказывает про него забавную историю. Этот герой жадный и никому не даёт свои игрушки, разговаривает со всеми грубо. Назовём его Р (произносят). Ситуация обсуждается, и дети подводятся к выводу, что такие герои просто не научились дружить. Давайте позовём героя Р к себе и покажем, как интересно жить вместе! Так в совместной деятельности составляют слог «маР». Мы тренируемся писать слоги закрытые и со стечением согласных.


Обновленные подходы к обучению русскому языку детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в контексте обучения письму под диктовку

Затем работаем в парах и добавляем «КО». Дети соединяют полученные слоги между собой. Учащиеся вновь могут убедиться, как интересно составлять слова. Акцентируем внимание на буквах. Данный этап совпадает с изучением раздела «Части речи». Мы тренируемся писать под диктовку слова, используя слоги закрытые и со стечением согласных. Предполагается плавный переход к записи слов без использования фигурок, о с опорой на пальчики.


Обновленные подходы к обучению русскому языку детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в контексте обучения письму под диктовку

Обучение детей письму слов с мягким и твёрдым знаками проводиться после того, как учащиеся уверенно научаться писать под диктовку простые слова. Далее по такому же принципу рассказывается или придумывается совместно история об очень улыбчивом герое (Ь). Обязательно ведётся работа над артикуляцией, обращается внимание на положение губ и ощущения. Затем записываются буквенные диктанты в сочетании с мягким знаком. Далее ведётся работа на уровне слога. И только потом составляются слова из 1 слога, из 2 слогов. Обучение письму слов с твёрдым знаком ведётся по тому же принципу, рассказывается история о герое, мечтающем стать военным и отрабатывающем командный голос (Ъ). Рядом стоящие согласные берут с него пример и произносятся также твёрдо и чётко.

Таким образом, опираясь на конкретные представления и образы, дети без больших затруднений могут научиться писать текст под диктовку правильно с опорой на пальчики.


Обновленные подходы к обучению русскому языку детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в контексте обучения письму под диктовку

Глухов В. П, Ковшиков В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. Изд. Секачёв В., 2013

Закон Ж. И., Моделирование в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста/ Из опыта работы Натальи Александровны Филатовой, – Биробиджан: ОблИУУ, 2008г

Лалаева Р. И. Нарушения устной речи и система их коррекция у умственно отсталых школьников. – Ленинград, 1988

Оцените статью
Экодиктант - Помощь