Текст Тотального диктанта состоял из четырех частей. Все эти части можно было написать очно в разных часовых зонах или онлайн на сайте проекта. В каждой из частей были слова и обороты, связанные с орфографическими и пунктуационными трудностями.
В первой части больше всего ошибок было связано с сочетанием нимало не исчерпан, где слово нимало ошибочно писали через е и/или раздельно; кроме того, трудными для пишущих оказались слова невообразимых и бессчетным.
Во второй части одним из самых сложных оказалось слово сызмальства: ошибок в нем было много, хотя всё же меньше, чем филологи предполагали изначально: наверняка сказалось то, что сызмальства было включено в «12 слов Тотального», о которых было рассказано в соцсетях проекта еще до диктанта.
Еще одним словом из «12 слов Тотального» стало существительное интеллигент из третьей части текста, где количество ошибок тоже было немалым, но не запредельным. Зато в 3-й части были свои орфографические ловушки, и главной из них оказалось сочетание иметь в виду, где часто встречалось слитное написание (у многих это была единственная ошибка). Хлопоты пишущим доставили и другие слова: периферии, небезынтересна и краткое причастие не осмыслена.
Четвертая часть текста многим участникам акции показалась самой легкой, хотя и здесь было над чем подумать. Больше всего ошибок в этой части текста связано со словом чересчур, которое уже не первый год становится камнем преткновения для пишущих Тотальный диктант.
Некоторые неверные написания Филологический совет решил вынести из подсчета ошибок, например написание горнотаёжным во второй части и в отстутствии в третьей.
Филологи Тотального диктанта снова отмечают тенденцию, наблюдаемую уже много лет: участники акции допускают очень мало ошибок на те правила, которые хорошо и подробно отрабатываются в рамках школьного курса русского языка. Ошибки в основном возникают в сложных словарных словах, а также в тех местах текста, где написание определяется правилами, которые не изучают или мало изучают в школе.
Информация пресс-службы акции
Завирально тормошить сетчатку: филологические итоги Тотального диктанта
Текст диктанта состоял из пяти частей (четыре части писали очно в разных часовых зонах, а пятую — онлайн на сайте проекта). В каждой из частей были слова, в которых участники чаще всего допускали орфографические ошибки:
· в первой части чаще всего встречалась ошибка в слове тормошить, которое писали через а, проверяя тормашками;
· во второй части сложности были со словом промокнУть, в корне которого ошибочно писали а, апеллируя к старым словарям;
· в третьей части слово сетчатка писали как сечатка, сейчатка или даже клетчатка;
· в четвертой части в слове необозримый часто писали не отдельно;
· в пятой части слово завиральный связывали со словом вера, а не врать, а потому писали через е.
Также не первый год многие участники ошибаются в написании союза как будто: в тексте Дмитрия Глуховского* он встретился в двух частях, где его часто ошибочно писали через дефис.
Примечательно, что о многих из этих слов мы говорили в нашей традиционной рубрике «10 слов Тотального», поэтому преимущество было у тех, кто следил за новостями в наших социальных сетях.
Прямо перед написанием диктанта участникам напомнили правило, встретившееся во всех частях текста (разделение определений запятой в позиции после определяемого слова). С этим правилом участники справились хорошо, но с некоторыми оно сыграло злую шутку: участники ставили запятую там, где она не нужна. В отрывке пятой части представляется абстрактная милая старушка, личико морщинистое и румяное, как печеное яблоко ошибочно ставили запятую после личико, хотя это определяемое слово, которое нуждается в определении.
В пятой части также сложности вызвала часть предложения в середине жизни она переборола рак и вплоть до восьмидесяти лет взбегала на пятый этаж. Многие не поняли, что это однородные сказуемые, поэтому перед и поставили запятую.
В третьей части колоссальное количество ошибок было в предложении Сказать, что не была, – значит соврать. С идеальной пунктуацией было считаное количество работ: многие забывали поставить запятую или тире.
В предложении Не надо ни жалеть ее, ни обманывать часто встречались варианты написания не-не. В первой части текста трудности были связаны с наречием не скоро, которое надо было написать раздельно с отрицанием не. Во второй части сложности вызвали слова вправду, которое писали как существительное с предлогом, и все равно, в котором ставили дефис.
Общее количество отличников еще подсчитывается, но уже можно сказать, что в текст первой и третьей зоны написали на пятерки 4–5% участников, а более сложный пунктуационно текст второй зоны — 1%.
* Минюстом РФ внесен в реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента
Кто решает, что правильны именно такое написание / именно такая расстановка знаков препинания?
На что опирается Филологический совет, признавая варианты правильными или ошибочными?
Члены Филологического совета руководствуются действующими «Правилами русской орфографии и пунктуации» 1956 года, а также современными орфографическими словарями, справочными пособиями по правописанию, научными трудами по орфографии и пунктуации:
1. Бешенкова Е. В., Иванова О. Е. Русское письмо в правилах с комментариями. Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2012.
2. Валгина Н. С., Светлышева В. Н. Орфография и пунктуация. Справочник. Москва: Высш. шк., 1994.
3. Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфография. 4-е изд., испр. и доп. Москва: Высш. шк., 1986.
4. Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. М.: Эксмо, 2011.
5. Бешенкова Е. В., Иванова О. Е., Чельцова Л. К. Объяснительный русский орфографический словарь-справочник. Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015.
6. Остроумова О. А., Фрамполь О. Д. Трудности русской пунктуации. Словарь вводных слов, сочетаний и выражений. Опыт словаря-справочника. Москва: Изд-во СГУ, 2009.
7. Правила русской орфографии и пунктуации: Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. Москва: Эксмо, 2006.
8. Пахомов В. М., Свинцов В. В., Филатова И. В. Трудные случаи русской пунктуации. Словарь-справочник. М.: Эксмо, 2012.
9. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. 2-е изд., перераб. Москва: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2007.
10. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. М., 2002.
11. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по русскому языке: правописание, произношение, литературное редактирование. 9-е изд. Москва: Айрис-пресс, 2013.
12. Русский орфографический словарь РАН / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. 4-е изд., испр. и доп. Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.
13. Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика. М.: Школа-Пресс, 1996.
В справочниках бывают разночтения! Это учитывает Филологический совет?
Конечно, и поскольку все спорные случаи в Тотальном диктанте – в пользу пишущего, орфографический / пунктуационный вариант допускается, если он зафиксирован хотя бы одним нормативным академическим словарем русского языка или справочным пособием по правописанию.
Невозможно предусмотреть всего! А если в работах возникнут написания, которые филологи не рассматривали?
Я тоже филолог и не согласен с решением Филологического совета, считаю, что разрешенный вариант нужно запретить / запрещенный вариант нужно разрешить. Что мне делать?
Почему в диктанте так много разрешенных вариантов? Это же диктант! Либо написано правильно, либо нет.
Да, школьные диктанты приучили нас именно к такому взгляду на правописание: есть только плюс и минус, норма и ошибка, правильный и неправильный вариант. Но в живом языке так не бывает. На самом деле варианты допустимы даже в орфографии: Интернет и интернет, неважно и не важно, ёжик и ежик. Пунктуационное оформление текста тем более может различаться, ведь написанный автором текст пропускает через себя, во-первых, «диктатор», во-вторых, пишущий. Каждый из них может по-разному интерпретировать смысловые отношения между частями текста, а следовательно, разными способами передавать их – интонацией, если мы говорим о диктаторе, и знаками препинания, если речь идет о пишущем. Кроме того, одни и те же синтаксические конструкции могут выделяться разными знаками, это соответствует правилам правописания. Например, между частями сложного предложения в ряде случаев допустимы как запятая, так и точка с запятой. Вставные конструкции могут быть выделены тире либо скобками. И так далее. Все эти нюансы обязательно учитывает Филологический совет при подготовке комментариев к тексту и инструкции для проверяющих.
Есть ли предел для вариантности, разрешенной в тексте Тотального диктанта?
Да, наличие вариантов в одних ситуациях не отменяет единственно возможного написания в других. Например, разрешается поставить тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении, но запрещается тире вместо двоеточия, если за авторскими словами следует прямая речь. Выбор вариантов тоже может быть ограничен. Например, вставная конструкция может быть выделена скобками или тире, но не может быть выделена запятыми. И так далее. Все подобные случаи четко оговариваются в справочных пособиях по орфографии и пунктуации, которыми руководствуется Филологический совет Тотального диктанта.
Сборник научных трудов по материалам Тотального диктанта
Выпуск 1 (2016)
Выпуск 2 (2017)
Выпуск 3 (2018)
Выпуск 4 (2019)
Библиография Тотального диктанта
Научные статьи, написанные о Тотальном диктанте, по материалам Тотального диктанта, для Сборника научных трудов Тотального диктанта, к конференции Тотального диктанта
1. Арутюнова Е. В. Полемика по поводу реформы пунктуации 1964 года: уроки прошлого // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2013. Т. 13. Вып. 2. С. 16–22.
2. Арутюнова Е. В. Реформа русской орфографии и пунктуации 1960-х годов: неизвестные страницы истории // Сибирский филологический журнал. 2016. № 3. С. 5–16.
3. Арутюнова Е. В. В топонимической паутине улиц диктант // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 4 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. М., 2019. С. 55 – 70.
4. Арутюнова Е. В., Пахомов В. М. « Благословил меня коньяк на риск признаний». О чем говорят ошибки в словах коньяк и пьедестал в Тотальном диктанте – 2017? // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 2 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2017. С. 36–44.
5. Арутюнова Е. В., Пахомов В. М. Правило востребован(н)о, но ограничен(н)о. К проблеме выбора одной и двух н в кратких формах прилагательных // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 1 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2016. С. 64 –78.
6. Арутюнова Е. В., Пахомов В. М. Круглый стол «Кто и как создает правила орфографии» в рамках VII Международной научно-практической конференции Тотального диктанта «Динамические процессы в современном русском языке». диктант // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 4 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. М., 2019. С. 176 – 181.
7. Багавиева Р. Ш. Сайт Тотаldict.ru в практике работы учителя словесности // Ученые записки Института социальных и гуманитарных знаний. Казань, 2015. № 1. С. 34–39.
8. Басалаева Е. Г., Ружа О. А., Шпильман М. В. Русская орфография и пунктуация сквозь призму наивного сознания // Сибирский филологический журнал. 2016. № 3. С. 59–69.
9. Басова Л. В. Тотальный диктант в городе Тюмени: некоторые особенности подготовки и проведения // Русский язык и литература в современных культурных контекстах. Труды и материалы Международной научно-практической конференции. Тюмень, 2015. С. 8–9.
10. Белица Т. И., Рублёва Е. В. Уровневый подход к TruD’у: различные типы заданий, основанные на тексте Тотального диктанта // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 1 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2016. С. 125–133.
11. Березовская Я. Л. Из опыта проведения всероссийской акции «Тотальный диктант» для иностранных учащихся // Lingua mobilis. 2016. № 1 (54). С. 14–18.
12. Бешенкова Е. В. Вариативность, узуальная норма и политика нормализаторов // Сибирский филологический журнал. 2016. № 3. С. 35–42.
13. Бешенкова Е. В. Написание слов с отрицанием: орфографический словарь, правила и реальное грамотное письмо // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 2 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2017. С. 44–63.
14. Бикмаев Е. А. Принципы выразительного чтения как средство успешной коммуникации вводных конструкций (тире перед вводными словами и словосочетаниями) // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 2 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2017. С. 210–221.
15. Бокарева Ю. М., Таргонская Е. П. Конфуцианские традиции обучения и Тотальный диктант // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 4 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. М., 2019. С. 164 – 170.
16. Булатова С. Н. Быть грамотным модно // Коммуникационные технологии: история и современность / Печатается по решению ученого совета факультета филологии и журналистики Иркутского государственного университета. Иркутск, 2013. С. 63–80.
19. Булатова С. Н., Горбунова Л. И. Диктуем моду на грамотность. Иркутск, 2017. 92 с.
20. Булатова С. И., Горбунова Л. И. Тотальный диктант в Иркутске. Сборник статей. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. 91 с.
21. Вирячева С. Г. Совершенствование речевой подготовки педагогов с использованием возможностей мировой акции «Тотальный диктант» // Модели современного образования в условиях интеграции педагогических и информационно-коммуникационных технологий. Материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию члена-корреспондента РАО В. М. Монахова / Составители И. В. Кузнецова, С. В. Напалков, С. А. Тихомиров. Коряжма, 2016. С. 136–140.
22. Высоцкая И. В. Русский язык в СМИ: между правдой и вымыслом. I V Международная научно-практическая конференция Тотального диктанта «Динамические процессы в современном русском языке» (4–7 февраля 2016 г., Новосибирск) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. Новосибирск, 2016. Т. 15. Вып. 6. С. 157–160.
23. Высоцкая И. В., Северская О. И. Сколько знаков препинания от можно до пожалуйста? (этикетная вежливость в аспекте пунктуации) диктант // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 4 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. М., 2019. С. 126 – 133.
24. Глазкова С. Н. О двоеточии, или Где заканчивается причина и начинается следствие // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 2 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2017. С. 124–131.
25. Горбунова Л. И. Конкуренция и / ы после ц: возможности и проблемы унификации написаний // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2013. Т. 13. Вып. 2. С. 43–46.
27. Григорьева Т. М. Невоплощенные замыслы реформы русской орфографии (фонетический аспект) диктант // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 4 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. М., 2019. С.104 – 114.
28. Грудева Е. В., Покровская А. Л. Тотальный диктант – 2015: анализ текста // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2015. № 51. С. 32–43.
29. Грудева Е. В., Покровская А. Л. « Тотальный диктант» – диктант для взрослых? // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. № 5 (74). С. 65–68.
30. Гусейнова Н. С. Возможности Тотального диктанта при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ в 9 и 11 классах // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 2 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2017. С. 234–241.
31. Демченков С. А. Как привить интерес к изучению орфографии и пунктуации: опыт международной образовательной акции «Тотальный диктант» // Филологические и культурологические дисциплины в рамках реализации ФГОС в школе и вузе. Материалы Третьей Международной научно-практической конференции учителей и работников образования (Омск, 26 марта 2015 года) / Омский государственный педагогический университет; отв. ред. Е. А. Глотова. Омск. 2015. С. 30–33.
33. Друговейко-Должанская С. В. О корректировке правил пунктуационного оформления // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 2 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2017. С. 110–124.
34. Дружиловска Д. Тотальный диктант как средство измерения степени достижения определенных языковых навыков инофонами (на примере польскоговорящих учащихся) // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 2 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2017. С. 243–254.
35. Дудина Е. П. Прием алгоритмизации правила как инструмент коррекции орфографической грамотности взрослых (на примере правописания Н и НН в словах разных частей речи) диктант // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 4 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. М., 2019. С. 81 – 88.
36. Дымарский М. Я. Как победить «эти едва ли победимые трудности»: тест для отглагольных прилагательных на -мый // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 2 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2017. С. 63–75.
37. Евграфова С. М. К проблеме когнитивной адекватности преподавания родного языка // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 2 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2017. С. 167–189.
38. Евграфова С. М. Тотальный диктант: взгляд изнутри // Русский язык. 2017. № 5–6. С. 8–13.
39. Евграфова С. М. Заметки о современном литературном языке диктант // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 4 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. М., 2019. C. 5 – 27.
40. Емельянова Е. В. Лингвокультурные возможности использования текстов русских народных сказок на уроках русского языка и литературы диктант // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 4 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. М., 2019. С. 149 – 156.
41. Епишева М. В. Тотальный диктант как средство формирования навыков грамотности // Актуальные проблемы и инновационная деятельность в агропромышленном производстве. Материалы Международной научно-практической конференции / Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И. И. Иванова. Курск, 2015. С. 195–196.
42. Жукова А. Г. Кавычки в «Тотальном диктанте» и вне его // Вестник НГУ. Серия: История, филология. Новосибирск, 2014. Т. 13. Вып. 9. С. 83–87.
43. Журбина В. В., Шмыгалина Е. Н. Анализ текста Тотального диктанта 2016 г. с точки зрения орфографии // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 1 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2016. С. 45–50.
44. Зражевская Н. И. Тотальный диктант: критерии оценок // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 26. С. 85–87.
45. Иванова Е. М. Культурно-образовательные проекты как фактор модернизации социальных коммуникаций в регионе // Социальный капитал как ресурс модернизации в регионе: проблемы формирования и измерения. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Череповецк. 2012. С. 145–151.
46. Исаченко О. М. « Пунктуационное поведение» участников акции «Тотальный диктант» (на материале текстов новосибирцев) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. Новосибирск, 2013. Т. 13. Вып. 2. С. 62–66.
47. Исаченко О. М. Орфографический каприз: Н или НН в гибридных атрибутивах // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 2 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2017. С. 75–93.
48. Исаченко О. М., Кошкарёва Н. Б. Пунктуационная норма в языковом сознании пишущих // Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников. Материалы VIII Международной научно-методической конференции / Редакционная коллегия: О. В. Загоровская (научный редактор); В. М. Шаклеин; О. В. Григоренко. Воронеж, 2010. С. 28–35.
49. Ищук Е. Н. К вопросу о структуре современной пунктуационной системы // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 1 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2016. С. 89–100.
50. Канакина Г. И. Правописная грамотность как одна из составляющих функциональной грамотности человека диктант // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 4 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. М., 2019. С. 141 – 148.
51. Ким И. Е. Тотальный диктант как форма проявления русского языкового сообщества // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 1 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2016. С. 20–29.
52. Ким И. Е. Одиночные и парные пунктуационные знаки: зона неразличения диктант // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 4 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. М., 2019. С. 115 – 125.
53. Ключерева Е. Р. Тотальный диктант как форма внеаудиторной работы со студентами // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения. Материалы Первой всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 461–464.
54. Коренева А. В. Специфика преподавания русского языка как иностранного в приграничной зоне // Филологическое образование в современных исследованиях: лингвистический и методический аспекты. Материалы Международной научно-практической конференции. Ярославль, 2017. С. 354–359.
55. Кошкарёва Н. Б. Куда уходит дорога? И куда уходит жизнь? (о слитном / раздельном написании вдаль и в даль) // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 2 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2017. С. 93–110.
56. Кошкарёва Н. Б. Лакуны в правилах современной русской пунктуации: знаки препинания при сочетаниях вроде бы, как будто и подобных в составе противительно-уступительных двухместных скреп // Вестник НГУ. Серия: История, филология. Новосибирск, 2013. Т. 13. Вып. 2. С. 44–53.
57. Кошкарёва Н. Б. Неслучайно как скрепа с семантикой закономерного следствия // Вестник НГУ. Серия: История, филология. Новосибирск, 2014. Т. 13. Вып. 9. С. 52–56.
58. Кошкарёва Н. Б. Т УНДРОВЫЙ, ТУНДРЯНÓЙ, ТУНДРЕННЫЙ или *ТУНДРЕНЫЙ, или О том, как Интернет способствует появлению и закреплению исключений // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 1 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2016. С. 58–64.
59. Кошкарёва Н. В. П РИЧИНА vs СЛЕДСТВИЕ: что между? // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 2 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2017. С. 131–144.
60. Кошкарёва Н. Б. Критерии уровня грамотности // Аккредитация в образовании. 2015. № 4 (80). С. 33–35.
61. Кошкарёва Н. Б., Исаченко О. М. Мониторинг состояния грамотности населения г. Новосибирска по результатам акции «Тотальный диктант» // Русский язык как фактор стабильности государства и нравственного здоровья нации. Труды и материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции в 2-х частях / Редактор Трофимова О. В. Тюмень, 2010. С. 54–64.
62. Кузнецова Н. В. « Переосмысление точки» как явление онлайн-коммуникации // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 1 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2016. С. 113–125.
63. Кузнецова Н. В. Научная жизнь Тотального диктанта // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 1 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2016. С. 35–40.
64. Кузнецова Н. В. Отсутствие запятой между подлежащим и сказуемым: самоочевидная норма или лакуна в правилах? // Мир русского слова. 2017. № 3. С. 14–19.
65. Кузнецова Н. В. Пунктуационное оформление предложений с сочетанием и (вот / тогда / теперь) я думаю //. Вестник НГУ. Серия: История, филология. Новосибирск, 2014. Т. 13. Вып. 9. С. 72–75.
66. Кузнецова Н. В. Конференция «Пунктуация на международном уровне. Система — норма — практика» (Регенсбург, 3–4 мая 2019 г.). диктант // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 4 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. М., 2019. С. 171 – 175.
67. Курулёнок А. А., Курулёнок Ю. С. Трудности при овладении русской фонетикой китайскими студентами диктант // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 4 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. М., 2019. С. 157 – 163.
68. Макарова М., Симонова В. « Узнай всю правду о своей грамотности!»: Тотальный диктант как форма флешмоба // Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 1. С. 134–159.
69. Максакова Н. А. « Быть неграмотным неприлично» // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2016. № 6
. С. 41–43.
70. Мандрикова Г. М. « Наперсник райских кущ», или Тотальный диктант в аспекте теории агнонимии // Вестник НГУ. Серия: История, филология. Новосибирск, 2014. Т. 13. Вып. 9. С. 30–32.
71. Мандрикова Г. М. Тотальный диктант: территория смыслов // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 1 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2016. С. 29–35.
72. Мандрикова Г. М. От орфографии к агнонимии (к вопросу о причинах орфографических неудач) // Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 3
. С. 40–47.
73. Мансурова В. Д. « Время собирать камни»: феноменология самоопределения россиян // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 3. С. 45–53.
74. Международная акция «Тотальный диктант» во Владикавказе // Вестник Владикавказского научного центра. 2013. Т. 13. № 2. С. 77.
75. Мешков А. Е. Акция «Тотальный диктант» как средство формирования гражданской идентичности // Традиции и инновации в педагогическом образовании. Сборник научных трудов / Под общей редакцией Т. С. Дороховой. Екатеринбург. 2016. С. 77–81.
76. Молодые адвокаты Адыгеи 31.05.2014 написали «Тотальный диктант» // Вестник федеральной палаты адвокатов. 2014. № 3. С. 148–150.
77. Николенкова Н. В. Из истории русской орфографии:допетровский период диктант // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 4 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. М., 2019. С. 89 – 103.
78. Орлова Н. В. Хроника IV Международной научно-практической конференции Тотального диктанта «Динамические процессы в современном русском языке» // Коммуникативные исследования. 2016. № 3
. С. 134–138.
79. Павлова А. Н. Образ областного города в федеральных СМИ: события культурной жизни // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2017. № 2. Том 1. С. 27–31.
80. Панов Б. А. Типы упражнений по орфографии и пунктуации: задания на выбор объяснений // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 2 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2017. С. 221–234.
81. Патрушева Л. С. # ТОТАЛЬНЫЙДИКТАНТ: коммуникативные возможности центрального хештега образовательной акции // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 2 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2017. С. 197–203.
82. Пахомов В. М. « Грамота.ру»: информировать, консультировать, просвещать // Аккредитация в образовании. 2015. № 2 (78). С. 28–30.
83. Пермякова Т. Н. Способы представления орфографических норм на занятиях по русскому языку в рамках проекта «Русский по пятницам» // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 1 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2016. С. 83–89.
84. Плунгян В. А. Русская дореформенная орфография: Как? Почему? Зачем? // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 2 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2017. С. 5–36.
85. Плунгян В. А. Русский язык в современном мире // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 1 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2016. С. 10–19.
86. Пушкарева Л. Г. Всероссийские образовательные акции как современный формат популяризации научных знаний // Научные труды Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. 2017. Т. 20. № 1. С. 84–89.
87. Ребковец О. А. # ТОТДИКТАНТ: о глобальности, небанальности и эмоциональности в Тотальном диктанте // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 1 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2016. С. 4–10.
88. Ровинская М. М. Слова с пространственным значением: сложности идентификации // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2013. Т. 13. Вып. 2. С. 58–61.
89. Руднев Д. В., Друговейко-Должанская С. В. Союз или вводное слово? диктант // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 4 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. М., 2019. С. 134 – 140.
90. Ружа О. А. « Бумажно придумано!» (К вопросу о динамических процессах в русской лексике) // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 1 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2016. С. 133–145.
91. Русанова С. В. Пунктуация в Тотальном диктанте 2016 г.: от синонимов до вариантов // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 1 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2016. С. 50–58.
92. Рябова С. Г. Тотальный диктант в иностранной аудитории: анализ ошибок // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 6–3 (72). С. 206–208.
93. Савельева Т. В. Языковая картина мира современного подростка: оскудение или перезагрузка? // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 2 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2017. С. 203–210.
94. Сафонова Ю. А. Осторожная пунктуация // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 2 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2017. С. 144–156.
95. Сафонова Ю. А., Свинцов В. В. Языковая политика и политика «Грамоты». Интернет-портал «Грамота.ру» как инструмент языковой политики // Вестник НГУ. Серия: История, филология. Новосибирск, 2014. Т. 13. Вып. 9. С. 23–28.
96. Сафонова Ю. А. Грамматические уроки Октября диктант // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 4 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. М., 2019. С. 28 – 36.
97. Сичинава В. В. Народная грамматика, или Как люди объясняют правила русского языка // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 1 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2016. С. 145–151.
98. Сичинава О. М. Тотальный диктант как реализация этнолингвистического фактора в республиках РФ // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 1 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2016. С. 40–45.
99. Сорокина Н. В. « Тотальный диктант» в Тамбове: наблюдения и результаты // Экология языка и речи. Материалы Международной научной конференции / Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина. 2014. С. 140–143.
100. Северская О. И. Откуда у кильки стрейчевые окна? (о паронимии и орфографии) диктант // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 4 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. М., 2019. С. 46 – 54.
101. Тарасенко Т. В. Язык как проект // Язык и социальная динамика. 2014. № 14–1. С. 149–158.
102. Терентьева А. О., Жукова Т. В. Адаптация заимствованных слов носителями русского языка диктант // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 4 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. М., 2019. С. 37 – 45.
103. Филинкова Е. О. Использование прописных букв: правила и практика письма // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 1 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2016. С. 78–83.
104. Фирсова С. П., Щеглова Н. Н. Тотальный диктант как средство повышения иноязычной коммуникативной компетенции студентов и школьников // Иностранные языки в школе. 2015. № 6. С. 59–62.
105. Хугаев И. С. О диктатуре правописания // Вестник Владикавказского научного центра. 2017. С. 8–10.
106. Чабаненко М. Г., Денисова Э. С. Обыденная метаязыковая рефлексия как способ определения приоритетности орфографического варианта диктант // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 4 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. М., 2019. С. 71 – 80.
107. Шмаков А. А. Риторизация электронной поддержки курсов подготовки к Тотальному диктанту: к постановке проблемы // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 2 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2017. С. 189–197.
108. Шмаков А. А. Мониторинг грамотности населения г. Барнаула по результатам акции «Тотальный диктант» (18 апреля 2015 г.) // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2015. № 12. С. 44–46.
109. Шпильман М. В. Некоторые наблюдения над использованием сочетания и да в письменной речи // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 2 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2017. С. 156–162.
110. Яковлева Ю. В. Графические средства выражения речевой агрессии в газетно-журнальной полемике 1917‒1932 гг. // Сб. науч. тр. по матер. Тотального диктанта. Вып. 2 / Отв. ред. Н. Б. Кошкарёва. Новосибирск, 2017. С. 162–167.
111. Kim I. E. Russian language community and its mass manifestations // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 10. № 1. С. 40–46.
112. Tarasenko T. V. Language as project activity // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 8. № 11. С. 2669–2676.