Подписи к слайдам
Математические
диктанты №1
13. Правильные и неправильные дроби.
14. Выделение целой части дробного числа
15. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями
16. Десятичная дробь
17. Сравнение десятичных дробей
18. Округление десятичных дробей
19. Умножение десятичных дробей на 10, на100,на 1000
20. Умножение десятичных дробей
21. Деление десятичных дробей на натуральное число
МД 1. Натуральные числа и нуль. Чтение и запись натуральных чисел.
МД 3. Сложение и вычитание натуральных чисел.
(у-819, если у=819)
МД 2. Сравнение натуральных чисел.
МД 4. Умножение натуральных чисел.
МД 5. Деление натуральных чисел.
МД 7. Квадрат и куб числа.
МД 6. Действия с нулем и единицей.
МД 8. Формулы.
МД 9. Деление с остатком
МД 11. Делимость натуральных чисел. Делители и кратные. Четные и нечетные числа.
- Запишите первые пять чисел, кратных числу 3
- Сколько делителей имеет число 11
?
- Сколько кратных имеет число 11
?
МД 10. Обыкновенная дробь
МД 12. Деление с остатком
МД 13. Правильные и неправильные дроби.
- Запишите все неправильные (правильные) дроби с числителем 4(знаменателем 5)
- Запишите дроби . Подчеркните дроби, лежащие правее 1.
- Напишите какую-нибудь неправильную дробь со знаменателем 5
.
МД 15. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями
МД 14. Выделение целой части дробного числа
- Представьте в виде неправильной дроби число 2
- Запишите в виде неправильной дроби число 7
- Запишите в виде дроби число 1(0)
МД 16. Десятичная дробь
- Запишите десятичную дробь 3,7 (2,3)
- Запишите десятичную дробь 2,03 (1,007)
МД 17. Сравнение десятичных дробей
МД 19. Умножение десятичных дробей на 10, на100,на 1000
МД 18. Округление десятичных дробей
МД 20. Умножение десятичных дробей
МД 21. Деление десятичных дробей на натуральное число
- Выполните деление 10,5 :5 (12,6:6)
- Вычислите 0,3:4 (0,5:2)
МД 22. Проценты
Диктант 1Обозначение натуральных чисел
Запишите цифрами число:
3. Семьдесят два миллиона семьдесят две тысячи семьдесят два.
4. Четыре миллиарда семьдесят миллионов один.
5. Запишите принятое условное сокращение для слова «миллион».
6. Запишите цифрами число 23 млpд.
Верно ли высказывание (ответьте «да» или «нет»):
7. Число 0 —
8. это тысяча миллионов.
Диктант Отрезок. Длина отрезка. Треугольник
1. Как называется многоугольник с наименьшим числом вершин?
Выразите в метрах:
3. Тридцать километров семьдесят метров.
Выразите в миллиметрах:
6. Четыре дециметра пять миллиметров равны сорока пяти миллиметрам.
7. В одном метре одна тысяча миллиметров.
8. Один метр семь сантиметров равны ста семи сантиметрам.
Диктант Словарный диктант
Запишите математические термины:
Диктант Плоскость. Прямая. Луч
Выразите в дециметрах:
1. Двадцать метров пять дециметров.
3. Сто восемьдесят сантиметров.
4. Какие лучи на рис. 1 пересекают пpямую
5. Через две различные точки плоскости можно провести две различные прямые.
6. Два метра пять сантиметров равны двумстам пяти сантиметрам.
7. Три пересекающиеся прямые могут иметь одну общую точку.
Диктант Шкалы и координаты
Запишите на математическом языке предложение:
2. с координатой двадцать восемь.
3. Сколько единичных отрезков между точками М
Выразите в тоннах:
5. Шестьдесят тысяч килограммов.
Выразите в центнерах и килограммах:
6. Восемьсот пять килограммов.
7. Пять тысяч восемь килограммов.
8. Три тысячи девятьсот килограммов равны трем тоннам девяти центнерам.
Диктант Сложение натуральных чисел и его свойства
1. Найдите сумму ста и девятисот.
2. Сложите двести тринадцать и нуль.
3. Какое число на единицу больше пяти тысяч девяноста девяти?
4. положили пятнадцать килограммов яблок, а затем добавили еще восемь килограммов.
Сколько килограммов яблок стало в ящике?
5*. Точка «бэ» с координатой четырнадцать на девять единичных отрезков левее точки «эм» с
координатой двадцать три.
6. Результат сложения называют произведением.
8. Сумма любого числа и нуля равна нулю.
1. Вычтите из восьмисот сто.
2. Найдите разность трехсот пятнадцати и нуля.
3. Какое число на единицу меньше шести тысяч?
4. В пакете было семьсот граммов крупы. Сколько крупы осталось в пакете, когда из него
отсыпали триста граммов?
5*. Точка «эм» с координатой сорок шесть на двенадцать единичных отрезков левее точки «эф» с
координатой пятьдесят восемь.
6. Число, из которого вычитают, называется вычитаемым.
7. Разность девяноста и восемнадцати равна восьмидесяти двум.
8. Если от любого числа отнять такое же число, получится ноль.
Диктант Числовые и буквенные выражения
1. Сумма пятнадцати и двадцати пяти.
2. Разность восьмидесяти девяти и тридцати.
3. Сумма сорока и «икс».
4. Разность «эм» и ста трех.
5. Сумма «икс» и «игрек».
6*. Разность «эн» и выражения ««икс» плюс восемь».
7. Выражение 9 + (d – 5) называется суммой.
8. + 4) 7 называется разностью.
1. Из какого числа надо вычесть двадцать, чтобы получить пятнадцать?
2. Какое число надо прибавить к восемнадцати, чтобы получить двадцать пять?
3. Какое число надо вычесть из пятидесяти, чтобы получить тридцать?
Запишите уравнение и решите его:
4. Разность «икс» и пятнадцати равна сорока.
5. Сумма шестидесяти и «игрек» равна восьмидесяти.
6. Разность семидесяти и «икс» равна тридцати пяти.
7. + 24 = 18 не имеет корней (среди натуральных чисел).
8. Корень уравнения–16 = 0 . — число шестнадцать.
Диктант 1Умножение натуральных чисел
1. Увеличьте число пятнадцать в четыре раза.
2. Увеличьте число шестнадцать на четыре.
3. Найдите произведение двадцати и шести.
4. Каково произведение, если множители равны четырем и двадцати пяти?
5. Замените сумму 50+50+50+50 произведением и вычислите его значение.
6. Произведение «игрек» и тридцати восьми.
7. Какое число больше «эм» на пятнадцать?
8. Какое число больше «икс» в шестнадцать раз?
1. Разделите восемьдесят один на три.
2. Найдите частное сорока пяти и пятнадцати.
3. Делимое равно ста сорока, а делитель Љ семидесяти. Найдите частное.
4. Частное восьмидесяти двух и «эм».
5. Какое число меньше «икс» на восемнадцать?
6. Какое число меньше «цэ» в двадцать раз?
7. Ноль можно разделить на любое число.
8. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.
Диктант Порядок выполнения действий
Запишите числовое выражение и найдите его значение:
1. Разность семидесяти и двадцати девяти, увеличенная на одиннадцать.
2. Частное шестидесяти и пяти, увеличенное вдвое.
3. Из пятидесяти вычесть сумму двадцати четырех и девят
4. Какое действие выполняется последним при нахождении значения выражения
5. Какое действие выполняется первым при нахождении значения выражения
6. Сложение и вычитание называют действиями второй ступени.
7. В выражении (78+94)–137 скобки можно не писать, так как при этом порядок действий не
8. В выражении (175–100):25 скобки можно не писать, так как при этом порядок действий не
Диктант Степень числа. Квадрат и куб числа
1. Сумма одиннадцати и квадрата семи.
2. Разность пятидесяти и куба трех.
3. Сумма квадрата девяти и куба двух.
4. Квадрат десяти умножить на квадрат восьми.
5*. Разность квадратов пяти и четырех.
6*. Куб разности семнадцати и пятнадцати.
7. Произведение трех одинаковых множителей можно записать в виде куба числа.
1. Запишите формулу периметра «пэ» квадрата, если его сторона равна «эм».
2. Найдите путь, пройденный автомобилем за три часа, если его скорость равна сорока
километрам в час.
3. Запишите формулу периметра «пэ» четырехугольника, если его стороны равны «а», «бэ», «цэ» и
4. Найдите время движения велосипедиста, проехавшего тридцать километров со скоростью
десять километров в час.
5. Из двух поселков одновременно навстречу друг другу выехали два мотоциклиста. Один ехал со
скоростью тридцать пять километров в час, а другой — со скоростью сорок километров в час.
Какова скорость сближения мотоциклистов?
6. Из поселка один за другим вышли два автобуса. Первый со скоростью пятьдесят, а второй — со
скоростью тридцать пять километров в час. Какова скорость удаления автобусов?
7. Периметр прямоугольника со сторонами четыре сантиметра и пять сантиметров равен двадцати
8. формула периметра треугольника, все стороны которого равны «бэ»
Диктант Площадь. Формула площади прямоугольника
1. Найдите площадь прямоугольника со сторонами пятнадцать сантиметров и четыре сантиметра.
2. Каков периметр квадрата со стороной, равной девяти сантиметрам?
3. Четырехугольник разбит на три треугольника, площади которых равны тридцати пяти, двадцати
и пятнадцати квадратным сантиметрам. Какова площадь четырехугольника?
4. Найдите площадь квадрата, сторона которого равна восьми сантиметрам.
5. Площадь прямоугольника тридцать шесть квадратных сантиметров, длина — двенадцать
сантиметров, значит, ширина прямоугольника равна трем сантиметрам.
6. Квадратный сантиметр — это квадрат со стороной, равной одному сантиметру.
7*. Если площади двух фигур равны, то фигуры —
8. Площадь квадрата со стороной пять сантиметров равна двадцати пяти сантиметрам.
Диктант Окружность и круг
1. Каков диаметр окружности, если ее радиус равен тридцати восьми метрам?
2. Диаметр круга равен ста тридцати сантиметрам. Найдите радиус этого круга.
3*. Расстояние между центрами двух равных окружностей десять сантиметров. Каков должен быть
радиус этих окружностей, чтобы они имели только одну общую точку?
4. У окружности могут быть два радиуса различной длины.
5*. Если диаметр круга равен одному метру, то можно отметить две точки внутри круга,
расстояние между которыми равно восьмидесяти сантиметрам.
6. Прямая и окружность могут иметь три общие точки.
7. от центра круга до любой его точки равно радиусу круга.
8. Если на окружности отметить три точки, то получится четыре дуги с концами в этих точках.
Диктант Умножение десятичных дробей
1. Нуля целых двух десятых и нуля целых шести десятых.
2. Двух целых одной десятой и нуля целых трех десятых.
3. Шести целых пяти десятых и нуля целых двух десятых.
4. Девяти целых трех десятых и нуля целых одной десятой.
5. Найдите квадрат нуля целых восьми десятых.
6. Найдите площадь прямоугольника, стороны которого равны нулю целых пяти десятым метра и
нулю целых восьми десятым метра.
7. При умножении десятичных дробей в произведении отделяется запятой справа столько цифр,
сколько их стоит после запятой в первом множителе.
8. Корень уравнения 32,6 · x = 0,326 — число ноль целых одна сотая.
Диктант Среднее арифметическое
1. У Ани 14 конфет, у Кати 9 конфет, а у Оли 10 конфет. Сколько конфет достанется каждой
девочке, если конфеты разделить между ними поровну?
2. Найдите среднее арифметическое первых семи натуральных чисел.
3. Велосипедист первые два часа ехал со скоростью восемь километров в час, а третий час — со
скоростью одиннадцать километров в час. Какова средняя скорость велосипедиста на всем пути?
4. Сумма пяти чисел 20,5 . Каково среднее арифметическое этих чисел?
5. Среднее арифметическое четырех чисел равно двум целым одной десятой. Найдите сумму этих
6. Среднее арифметическое чисел 4,7 и 1,3 равно трем.
7. Чтобы найти среднюю скорость на всем пути, надо найти сумму скоростей на каждом участке
пути и разделить ее на все время движения.
8. Среднее арифметическое нескольких различных чисел больше меньшего из этих чисел.
1. Два процента от единицы.
2. Пять процентов от нуля целых пяти десятых.
3. Число, три процента которого равны девяти.
4. Число, сорок процентов которого равны восьмидесяти.
5. Ноль целых две десятых процента от двухсот.
6. Товар стоил триста рублей. После повышения цены на пятьдесят процентов, он стал стоить
7. Двадцать килограммов составляют два процента от одной тонны.
8. Сто двадцать процентов от одной тысячи двухсот равны одной тысяче.
Диктант Угол. Измерение углов
1. Запишите, какова градусная мера прямого угла.
2*. На какие углы биссектриса разбивает угол, равный двадцати восьми градусам?
3. Какова градусная мера угла, составляющего четверть развернутого?
4. Биссектриса тупого угла делит его на два острых угла.
5. Один градус равен одной девяностой доле прямого угла.
6. Угол величиной в три градуса — острый.
7*. Если два угла треугольника равны сорока пяти и пятидесяти пяти градусам, то третий угол
равен семидесяти градусам.
8. Если градусная мера угла меньше девяноста градусов, то такой угол называют тупым.
Данный сборник математических диктантов включает систему работ по пройденному материалу учебника Н. Я. Виленкин и др. Математика 5. В сборнике содержатся математические диктанты, которые охватывают весь материал курса. Они предназначены для организации учебной деятельности, можно использовать, как одну из форм для работы на уроке, а также для текущего контроля, рассчитаны на 5-7 минут. Математические диктанты представлены в одном, двух и более вариантах одного уровня сложности.
Цель сборника – оказание помощи учителю при подготовке и организации форм учебной деятельности на уроке по отдельным темам пройденного материала.
12. Диктант № 12 по теме: «Правильные и неправильные дроби»—– 9
13. Диктант № 13 по теме: «Деление и дроби» —————————– 10
Диктант № 14 по теме: «Десятичная запись дробных чисел» —– 10
15. Диктант № 15 по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»-11
Диктант № 16 по теме: «Умножение десятичных дробей» ————– 11
17. Диктант № 17 по теме: «Десятичные дроби» ——————————- 12
Диктант № 1 по теме: «Обозначение натуральных чисел»
а) сумму чисел 824 и 173;
б) разность чисел 315 и 207;
в) сумму чисел 746 и 857, увеличенную в 7 раз.
Диктант № 2 по теме: «Обозначение натуральных чисел»
а) пять миллионов двадцать четыре тысячи восемь;
б) четыре миллиарда десять миллионов двести семьдесят тысяч сто сорок
в) пятьсот шесть миллионов семьсот двадцать три.
а) 97 + 49; б) 398 + 435; в) 237 + 48.
Диктант № 3 по теме: «Плоскость. Прямая. Луч»
а) принадлежащие АВ;
б) не принадлежащие АВ.
Диктант № 4 по теме: «Координаты. Меньше или больше»
Диктант № 5 по теме: «Буквенная запись свойств сложения и вычитания»
а) сумма чисел а и 9; б) разность чисел 11 и в) сумма 7с и (4 + d).
Сыну b лет. Отец на 30 лет старше сына. Сколько лет отцу?
с ·12 + d · 6 при с = 5, d = 9.
а) сумма чисел 8 и b; б) разность чисел y и 20 в) разность 16m и (5 – n).
2. Найти числовое значение выражения
Матери n лет. Дочь моложе матери на 23 года. Сколько лет дочери?
3. Найти числовое значение выражения:
k ·13 – m · 4 при k = 5, m = 8.
Диктант №6 по теме: «Умножение натуральных чисел и его свойства»
а) 8 и х; б) 12 + а и 16; в) 25 – m и 28 + n; г) а + в и m.
67 · 2 и 67 · 3?
а) 704 + 704 + 704 + 704;
б) 542 + 542 + 542 + 618 + 618;
в) (х + у) + (х + у) +(х + у) +(х + у) +(х + у).
а) 6 и n; б) 14 – d и 26; в) 25 + k и 28 – r; г) v + z и h.
78 · 4 и 6 · 78?
а) 312 + 312 + 312 + 312 + 312;
б) 845 + 845 + 306 + 306 + 306;
в) (х – у) + (х – у) +(х – у) +(х – у) +(х – у).
Диктант №7 по теме: «Упрощение выражений»
а) 7х +4х; б) 11у – 2у; в) 35 + k +4k.
а) 15 · 4 + 25 · 4; б) 18 · 7 – 6 · 7.
1. Упростить выражение:
а) 8а +3а; б) 14; в) 17 + t +4t.
2. Представить в виде произведения двух множителей, не вычисляя:
а) 35 · 5 – 25 · 5; б) 17 · 3 + 13 · 3.
Диктант № 8 по теме: «Степень числа. Квадрат и куб числа»
Диктант № 9 по теме: «Формулы»
скорости, если путь равен 48 км, а время равно 3 часам.
а) периметр, если длины сторон прямоугольника равны 5 см и 8 см;
б) сторону прямоугольника, если периметр равен 12 см, а другая его сторона равна 2 см.
времени, если путь равен 36 км, а скорость равна 9 км/ч.
а) периметр, если длина стороны квадрата равна 7 см;
б) сторону квадрата, если периметр равен 16 см.
Диктант № 10 по теме: «Единицы измерения площадей»
а) 18 а; б) 356 га;
в) 8 кв.км; г) 3 га 40а;
а)150 а; б) 247 га;
в) 6 кв.км; г) 5 га 15а;
Диктант № 11 по теме: «Сравнение дробей»
б) Расположить дроби в порядке убывания.
2. Сравнить дроби: а)
; б)
3. а) Отметить на числовом луче следующие дроби:
б) Какая из дробей лежит левее всех, а какая правее?
4. Сравнить дроби с единицей:
б) Расположить дроби в порядке возрастания.
б) выписать правильные дроби.
2. На координатной прямой отметить точки с координатами: а)
3. Какие числа может принимать так чтобы дробь
4.а) Сравнить дроби с единицей:
б) Как называют эти дроби?
в) Записать вывод сравнения таких дробей с единицей.
1.а) Записать дроби:
б) выписать неправильные дроби.
а) 4: 7; б) 8: 11; в) 1: 6; г) 9: 1.
4. Расположить на координатном луче точки:
а) трех сотен; б) трех единиц; в) трех тысячных долей;
г) миллионных долей.
2. Записать в виде десятичной дроби:
а) 2 целых 8 десятых; б) 37 сотых; в) 51 целая 9 сотых; г) 700 целых 64 десятитысячных.
3. В числе 658 отделить запятой справа налево одну цифру. Записать прописью получившееся число.
а) пяти сотен; б) пяти единиц; в) пяти тысячных долей;
г) пяти миллионных долей.
а) 4 целых 7 десятых; б) 54 сотых; в) 5 целых 4 сотых; г) 600 целых 48 стотысячных.
3. В числе 658 отделить запятой справа налево две цифры. Записать прописью получившееся число.
- Записать в виде десятичной дроби: 6
- Записать три дроби, большие 3,4.
б) 801 тысячная; в) 8 целых 2 тысячных.
2. Найти значение выражений: а) 12,7 ∙ 5; б) 17,2 ∙ 5 ∙ 20; в) 15,9 : 3.
3. Увеличить каждое число в 10 раз: 3,705; 62,8; 0,5.
4. Уменьшить каждое следующее число в 100 раз: 543,4; 18,5; 0,6
5. Записать в виде десятичной дроби:
б) 65 сотых; в) 500 целых 39 сотых.
2. Найти значение выражений: а) 7,3 ∙ 2; б) 15,2 ∙ 2 ∙ 50; в) 20,8 : 4.
3. Увеличить каждое число в 100 раз: 2,357; 0,0068; 1,3.
4. Уменьшить каждое следующее число в 10 раз: 147,6; 4,48; 0,7