ПОДСПОРЬЕ
2 класс (1-4).
Словарный диктант №1.
Собака, сорока, воробей, ворона, заяц, медведь, корова, лисица, петух, ветер.
Словарный диктант №2.
Ребята, работа, товарищ, ученик, учитель, дежурный, девочка, хорошо, скоро, суббота.
Словарный диктант №3.
Город, Родина, русский, язык, карандаш, пенал, тетрадь, посуда,
Словарный диктант №4.
Класс, завод, сапоги, лопата, капуста, вдруг, быстро, хороший, учительница.
Словарный диктант №5.
Одежда, пальто, коньки, мороз, весело, рабочий, берёза, ягода, деревня, молоко.
Словарный диктант №6.
Народ, Россия, суббота, фамилия, колхоз, деревня, платок,
«4»-1 ошибка,1 исправление
«3»-2 ошибки,1 исправление
«2»-от 3 до 5 ошибок
«1»- 6 и более ошибок
3 класс (1-4).
Берёза, аллея, болото, горох, земляника, жёлтый, комната, кровать, мебель, обед, пальто, платок, рисунок, ученик.
Библиотека, весело, ветер, город, деревня, завтрак, обед, до свидания, коллекция, коллектив, лестница, магазин, малина, месяц, ноябрь.
Быстро, воробей, ворона, вчера, девочка, дежурный, декабрь, топор, картина, килограмм, лопата, метро, молоко, морковь, огурец, ужин.
Дорога, завтра, здравствуй, картофель, капуста, класс, корабль, корова, молоток, овощи, огород, одежда, октябрь, погода, помидор, потом.
Вокруг, осина, песок, понедельник, праздник, рассказ, сегодня, сентябрь, соловей, сорока, север, тарелка, улица, урожай, учитель, яблоко.
Рисунок, растение, русский, скоро, спасибо, товарищ, чёрный, ягода, лагерь, пшеница, восток, четверг, чувство.
4 класс (1-4).
Впереди, правительство, библиотека, аллея, прекрасный, здравствуйте, коллекция, пассажир, жёлтый, костёр, хозяйство, народ, автомобиль.
Вчера, потом, комбайн, командир, шоссе, самолет, жилище, агроном, везде, гореть, революция, около, календарь, горизонт, богатство.
Берег, издалека, шестнадцать, интересный, адрес, вокзал, инженер, директор, восемь, килограмм, электричество, медленно, электровоз.
Электростанция, Россия, расстояние, километр, металл, двенадцать, шофёр, вагон, свобода, победа, экскурсия, корабль, желать.
Газета, налево, направо, чёрный, путешествие, космонавт, слева, справа, аккуратно, сверху, снизу, портрет, салют, сверкать, до свидания.
Семена, хлебороб, аккуратно, вокзал, оборона, одиннадцать, назад, до свидания, дорога, интересный, богатство.
Качественное прилагательное, российский интеллигент, программное заявление, городские трущобы, социологический эксперимент, дискуссионная группа, сэкономить на пончик с печенкой, зеленеющая аллея, теоретические исследования, дезинфицировать территорию, желтая пчелка, множество вечнозеленых рощ, шествовать в колоннах, небезынтересная пьеса, участвовать в комиссии, рассчитать проект, расчетливый ростовщик, Третьяковская галерея.
Выкаченный из подвала бочонок, шефствовать над классом, чувствовать прикосновение вечности, объехал полгорода, загорелый пловец, серебряная ложечка, безымённый перебежчик, проредить лучок, поразительный силуэт, претендовать на президентство, картинная галерея, старинная аллея, ненавидящий взгляд, ужасное привидение, мало-помалу стал понимать по-французски, квашенная в деревянном бочонке капуста, аттестат зрелости, выкачанная из цистерны вода.
Блистающие зарницы, непромокаемый плащ, тушеные овощи, расчувствоваться до слез, присоединиться к России, множество темно-лиловых туч, прелестная девчонка, презирать за лесть, пребывать в неведении, съел пол-лимона, рассчитывать на благожелательность, доверчивый зайчонок, балованный мальчик, постоянный подписчик, оранжевое горлышко, жесткий компромисс.
Участливое прикосновение, не зависевшие от меня обстоятельства, масленая овсяная каша, выстиранная полотняная скатерть, бесстыжие масленые глазки, съешьте кусочек ананаса, выступление длинно, расчетливый претендент, гусиная печенка, ничего не значащие обстоятельства, чай еще горяч, вставьте гласную в предложение, экспресс прибывает вовремя, масляная краска.
Сложноподчиненное предложение, отточенный сине-красный карандашик, восточноевропейские народы, вопросно-ответная система, отрежьте пол-огурчика, небезынтересная история, сильнодействующее средство, бьют за незаслуженные привилегии, проредить морковь, обвешенный продавцом покупатель, поласкал собачонку, подражал ровесникам, румяная заря, диссертационное исследование, раненные артиллерийскими осколками бойцы, прикосновение к неизвестному космосу.
Уклонился от беспристрастных требований, купленная в магазине промокательная бумага, попался на крючок, грандиозные объемы, бьют наотмашь, стираная холщовая сумка, вдалеке блестит зарница, цыганское счастье, Лаврентьевская летопись, безвестный попутчик, северо-западный ветер, прекрасная баллада, преступление против человечности, невостребованная въездная виза, предобеденные приготовления, вьючное животное, никем не замеченный субъект.
Колышущийся в тумане силуэт, не рассчитывая на пренебрежение, четкое распоряжение директора, парламентское заседание, бледно-зеленые ростки, отрежьте кусочек огурчика, креслице для прелестной девчонки, ничего не значащее приветствие, серебряный голосочек, маленький золоченый ключик, предынфарктное состояние, множество рощ, владелица картинной галереи, межинститутские соревнования, проросшие желуди, черствое сердце.
Заманчивая предыстория, предыдущее препятствие, лауреатский значок, рыбацкий плащ, турецкий вязаный шарф, глаженый полотняный платочек, неотремонтированный замочек, развивающееся государство, металлическая расческа, приветливый агроном, вкусный винегрет, идеологические рассуждения, навевать скуку, развиваться равномерно, растение увядает без влаги, сэкономить на карандашик, ужасная вьюга, посветить фонариком, аккомпанировать на рояле.
Полоскать льняную скатерть, поклоняться солнцу, жаренные на металлической решетке пончики, уравнение с двумя неизвестными, хорошо сориентировался на местности, счастливый пловец, давно поспевший крыжовник, отыскал цилиндрическую фигуру, групповая вылазка на пикник, ужасная дуэль, бесчестный расчет, воевал под Царицыном, участвовал в приобретении недвижимости, не пришедший вовремя троллейбус, едва забрезжил (рассвет), шефствовать над интернатом.
Непримиримые противники, не любимый матерью ребенок, станционный смотритель, матросский розыгрыш, сорокаградусный мороз, вощаная бумажка, бревенчатые строения, поджог вестибюля, незваный гость, счастливые молодожены, заграничная шоколадка, медленно зажигающиеся звездные россыпи, кусочек хлеба с маслицем, завизировать институтские документы, не выданный вовремя бюллетень.
5 класс
Корабельный доктор, маленькие
человечки, тонкие веревочки, вскарабкались на
живот и на грудь, могли усесться на ладони, не мог
пошевелиться, корзины с едой, повар в белом
колпачке, игрушечный город, тупоконечники и
остроконечники, война из-за яйца, император
Лилипутии, стал готовиться к побегу, рассказал
свои приключения.
(Д. Свифт. Путешествия Гулливера)
Непроверяемые безударные гласные, чк
и чн, -ться и -тся в глаголах, е–и в
окончаниях существительных.
На вилле «Курица», о странной
девочке с разноцветными чулками, скакать на
лошади, расспрашивать о кукарямбе, золотая
корона на голове, спрыгнуть с лошади, на
экскурсии в лесу, удивительные приключения на
острове Веселии, на папином корабле, мечтать о
новом путешествии.
(А. Линдгрен. Пеппи Длинныйчулок)
Е–и в окончаниях существительных,
окончания прилагательных, сочетания оро–оло,
сложные слова.
Вниз по кроличьей норе, удивительные
происшествия, маленький золотой ключик, вставить
в замочек, дверь в чудесный сад, флакончик с
надписью «Выпей меня»; странное ощущение; стала
то уменьшаться, то расти; не могла дотянуться,
откусила кусочек гриба, она больше не
уменьшается, пришлось пригнуться, чеширские
коты всегда улыбаются, безумное чаепитие.
(Л. Кэрролл. Алиса в Стране Чудес)
Гласные после шипящих, суффиксы
существительных -ик-, -ек-, -чик; -ться и -тся
в глаголах.
В захудалом городишке, на берегу Миссисипи,
местный беспризорник, посвящение в пираты,
упоительное времяпрепровождение на лесистом
острове, яичница из черепаховых яиц, благородный
поступок, кладоискательство, дом с привидениями,
кровавая трагедия на кладбище, неопровержимая
улика, встреча в пещере, двенадцать тысяч
долларов.
(М. Твен. Приключения Тома Сойера)
Е–и в окончаниях существительных,
безударные гласные в корне слова, сложные слова,
приставки пре- и при-.
Побег из отчего дома, кораблекрушение,
необитаемый остров, пробраться на корабль,
построил плот, запастись провизией, съестные
припасы, охотничьи ружья, три бочонка пороха,
куртка из козьего меха, пять индейских пирог,
отряд дикарей, ужасное зрелище, несчастный
пленник, объясниться знаками, благополучное
возвращение.
(Д. Дефо. Робинзон Крузо)
Разделительные ъ и ь,
провереямые согласные в корне слова,
непроизносимые согласные, безударные гласные.
Одноногий моряк, карта какого-то
острова, участвовать в раскрытии тайны, плавание
на шхуне, судовой повар, посвятить в свои планы,
поиски сокровищ, в бочке из-под яблок, чудовищный
обманщик, приключения на суше и на море,
перелезть через частокол, на честное слово,
развевался черный пиратский флаг.
(Р. Стивенсон. Остров сокровищ)
Гласные и согласные в корне слова, е–и
в окончаниях существительных, нщ–щн.
6 класс
Моряк на деревянной ноге, содержимое
матросского сундука, таинственная карта, джентльмены
удачи, на поиски сокровищ, незнакомая местность,
радость исследователя неведомых стран,
неприступные скалы, возле устья какой-то речонки,
развевался черный пиратский флаг, предстоит
нешуточная схватка, никуда не годные стрелки,
старинные английские, французские и испанские
монеты.
Н и нн в суффиксах
прилагательных, суффиксы прилагательных -к- и
-ск-, не с прилагательными, безударные
гласные.
1) Необычный документ, потерпевшие
кораблекрушение, капитан и два матроса, окажите
помощь, на розыски потерпевших, маршрут
предстоящей экспедиции, рассеянный пассажир,
секретарь географического общества, юные
путешественники, отправиться в кругосветное
путешествие.
Непроверяемые гласные и согласные,
сложные слова, правописание приставок.
2) Кругосветное путешествие по
тридцать седьмой параллели, через Атлантический
океан, в Южном полушарии, у берегов Патагонии;
рассеянность ученого, побывали в Чили, в
Аргентине и в Австралии; препятствия на пути к
цели, землетрясение и наводнение, в Новой
Зеландии, высадить на необитаемый остров,
неожиданная развязка, благополучное возвращение
в Шотландию.
(Ж. Верн. Дети капитана Гранта)
Е–и в окончаниях существительных,
прописная буква в именах собственных, не с
прилагательными, словарные слова.
Пустынный островок, в зарослях
миртовой рощи, счастливая находка, изображение
черепа на пергаменте, неизвестный науке
экземпляр, пиратский шифр, взбирается на
тюльпановое дерево, сгорать от любопытства,
деревянный сундук с сокровищами, расспросить
местных старожилов, предание о кладе,
поразительная история расшифровки.
(Э. По. Золотой жук)
Н и нн в прилагательных,
чередующиеся гласные, непроизносимые согласные,
правописание приставок.
7 класс
1) Пятеро смельчаков; потерпевшие
крушение на воздушном шаре; необитаемый остров в
Южном полушарии; талантливый инженер и ученый;
спасшийся необъяснимым образом; таинственные
события на острове Линкольна; поселенцы
недоумевают; вынужденные робинзоны; как будто
специально для них; карта и инструменты,
оказавшиеся в ящике; во власти какой-то
сверхъестественной силы.
2) В течение следующих трех лет; урожай
пшеницы, выращенный из единственного зернышка;
благодаря своему трудолюбию, коллективизму и
находчивости; бывший преступник; искренне
раскаиваться в своих прегрешениях; нападение
пиратов; тяжело раненный юноша; таинственный
благодетель; индийский принц Даккар; во время
извержения вулкана; уже ни на что не надеясь;
неожиданная помощь.
(Ж. Верн. Таинственный остров)
Причастный оборот, н и нн в
прилагательных и причастиях, не с разными
частями речи, правописание приставок,
разделительный ъ, правописание союзов и
предлогов, прописная буква.
По выжженной прерии, всадник в
мексиканском костюме, званый обед по случаю
новоселья, преподнести лошадь в дар, комендант
форта, прекрасная наездница, мучимый ревностью,
раненный на дуэли, тайное свидание в хижине, команчи
вышли на тропу войны, хозяин гостиницы, по
следам участников драмы, на фоне заходящего
солнца, труп с отрезанной головой.
(М. Рид. Всадник без головы)
Суффиксы причастий, непроизносимые
согласные, удвоенные и одиночные согласные.
Три брамина, священный индийский
храм, похищенный одним из военачальников,
завещал племяннице, наподобие брошки, старый
дворецкий, пропажа драгоценности, тайна
исчезновения, впоследствии выясняется,
подмешанный в питье, следственный эксперимент, в
лунатическом состоянии, пока не найден, находясь
в отчаянном положении, отдал в беспамятстве.
(У. Коллинз. Лунный камень)
Н и нн в причастиях,
отглагольных прилагательных и существительных,
гласные в суффиксах причастий, приставки на з–с.
Палка, оставленная неизвестным
посетителем; старинный манускрипт, легенда о
проклятии рода, мерзкое чудовище, отличался
необузданным нравом, необычные происшествия,
странная пропажа в гостинице, держитесь подальше
от торфяных болот, по тисовой аллее;
неподалеку от калитки, ведущей на болота; старый
дворецкий, в глубь трясины, фосфоресцирующий
состав.
(А. Конан Дойл. Собака Баскервилей)
Н и нн в суффиксах
прилагательных и причастий, не с
прилагательными и наречиями, е–и в
окончаниях существительных, словарные слова.
7 – 8 классы
Вдали за зелеными квадратами пастбищ и
кромкой леса, словно фантастическое видение,
возникшее во сне, показался унылый серый холм с
зазубренной вершиной. Баскервиль смотрел
туда не отрываясь. И эти жадные взгляды говорили
о том, как много значит для него первое
знакомство с суровым краем, где его предки жили в
течение пяти веков.
Коляска поднялась на взгорье, и перед нами
раскинулись огромные просторы торфяных болот с
видневшимися кое-где на них каменными столбами.
Холодный ветер, налетевший оттуда, пронизал нас
до костей. В голой пустыне, расстилавшейся
вокруг, таилось что-то мрачное.
Время от времени откуда-то вырастали обнесенные
каменными оградами коттеджи, скупые
очертания которых не были скрашены даже плющом. А
потом глазам нашим предстала похожая на глубокую
чашу долина с чахлыми дубами и соснами,
искореженными и погнутыми ветром, бушующим здесь
спокон веков. Над деревьями поднимались две
высокие(,) узкие башни. Наш возница показал на них
кнутом.
– Баскервиль-холл, – сказал он.
(По А. Конан Дойлу)
(145 слов)
Мини-диктант
Через несколько минут мы подъехали к
узорным чугунным воротам с двумя колоннами,
которые увенчивались кабаньими головами –
гербом Баскервилей. Перед домиком привратника
стояло новое, еще не законченное строение –
первый плод, принесенный южноафриканским золотом
сэра Чарльза.
Высокий человек выступил из тени, падавшей от
террасы, и открыл дверцу коляски:
– Добро пожаловать, сэр Генри! Добро
пожаловать в Баскервиль-холл!
(По А. Конан Дойлу)
(48 слов)
СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ С ПРИКЛЮЧЕНИЯМИ
Предлагаю вниманию читателей газеты
«Русский язык» не совсем обычный дидактический
материал. На мысль составить «Словарные диктанты
с приключениями» меня натолкнуло одно задание в
замечательной книге «Секреты орфографии»
Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевой
(М., 1991). Слова для проговаривания в упражнении
взяты из приключенческой повести А. Некрасова
«Путешествия капитана Врунгеля»: чрезвычайное
происшествие, кораблевождение, кругосветное
путешествие, бесчисленные преимущества,
прекрасный морской бинокль с двенадцатикратным
увеличением и т.д. А почему бы не взять другие
популярные у детей книжки и не сочинить такие же
занимательные диктовки? Их можно использовать в
начале и в конце года на уроках повторения или
при изучении программного материала на обычных
уроках.
Ниже предлагаю алгоритмы заданий, которые
помогут разнообразить работу с этим материалом.
1. а) слуховой диктант – обычная
диктовка, после которой ученики должны
подчеркнуть «ошибкоопасные» места (орфограммы)
во всех словах или только на определенные
правила,
или
б) зрительный диктант – пишется на доске,
ученики должны «съесть слова глазами» и затем
написать под диктовку,
или
в) выборочно-распределительный диктант –
выписать из диктанта слова и распределить их по
группам орфограмм.
2. После первых двух-трех
словосочетаний ученики должны узнать
произведение и в конце записать автора и
название книги. Если книга не узнана, следует
организовать ее чтение. Вот почему «Словарные
диктанты с приключениями» рекомендуется
проводить не чаще одного-двух раз в месяц.
3. После диктанта можно предложить
ученикам дописать еще 2–3 словосочетания по
данной книге или с некоторыми из этих
словосочетаний составить свои предложения.
4. В качестве домашнего задания
предлагается по опорным словам передать сюжет
произведения или рассказать о самой книге.
5. Диктант можно проводить в виде игры:
ученики по очереди выходят к доске и пишут по
одному словосочетанию, за каждое правильно
написанное словосочетание начисляется одно (или
сколько-то) очко, за «узнавание» книжки –
дополнительное очко.
6. В дальнейшем, когда дети привыкнут к
этим диктантам, лучше давать не готовые диктовки,
а предлагать ребятам самим составлять их по тем
книгам, которые они сейчас читают. Это задание
может быть и коллективным, и индивидуальным.
И все же в заключение хочется
высказать одну парадоксальную мысль: основная
цель подобных упражнений – не орфографическая.
Главное – возбудить в ученике желание прочесть
книгу, о которой идет речь. Ведь ни для кого не
секрет, что половина (?) детей в классе не читает
этих книг. Так, может быть, «орфография с
приключениями» им поможет?
Примечание. Выделенные слова
записываются на доске.