Мастер-класс – Использование запятой

Предлагаем вам тематический диктант для проверки и закрепления знаний по теме Запятая перед как. Тематический диктант можно использовать при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Количество слов: 311 слов.

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕМА: ЗАПЯТАЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Подчеркните однородные члены предложения. Начертите схемы предложений с однородными членами.

Крупная, круглая и очень кислая ягода – клюква хорошо известна всем. Однако растеньице клюква многие не знают. Клюква растет на местах, неудобных для прогулок, – на топких моховых болотах. Клюква – незаметное растение. Её тонкий, почти как нитка, длинный стелющийся стебелек, с такими же разветвлениями, почти скрыт во мху. Редкие мелкие продолговатые листья мало отличаются от болотного мха. Изящные мелкие листочки клюквы с четырьмя белыми и розовыми лепестками сидят на длинных ножках на концах тоненьких веточек.

Ягоды клюквы употребляют для приготовления всем известного клюквенного морса, киселя и пастилы.

(По Д. Кайгородову)

Подчеркните однородные члены предложения, обозначьте опознавательные признаки употребления разделительной запятой между ними.

1. В большом лесу во время бури деревья стонут трещат ломаются.

2. Ученые обогащают науку и технику новыми исследованиями открытиями изобретениями.

3. Это была не гроза а стремительный ураган.

4. Он очень долго говорил с ней то громко то тихо то печально то весело.

5. Играют волны ветер свищет и мачта гнется и скрипит. ( М. Лермонтов)

Найдите однородные члены предложения, подчеркните их.

Заяц зимой жил возле деревни. Когда пришла ночь, он поднял одно ухо, послушал, поводил усами, понюхал и сел в глубокий снег на задние лапы. Потом прыгнул и огляделся.

Снег лежал волнами и блестел. Над головой косого стоял морозный пар, и сквозь него виднелись яркие звёзды. Заяц поиграл с товарищем, покопал с ним снег, поел озими и пошёл дальше.

На востоке посветлело. Звёзд становилось меньше, и ещё гуще морозный пар вставал над землей.

Заяц перебежал дорогу, подошёл к своей старой норе, раскопал снег, сделал новую нору, лег в неё, уложил на спине уши и заснул.

(По Л. Толстому)

Тематические диктанты, составленные специально для проверки определенного правила или набора правил, выгодно отличаются от текстов, почерпнутых из художественной литературы, высокой концентрацией слов на данные орфографические правила.

В чём состоит главное достоинство тематических диктантов? Прежде всего в том, что по насыщенности словами с орфограммами они приближаются к словарным диктантам, однако удачно отличаются от последних осмысленным содержанием. Высокая концентрация слов на то или иное правило орфографии в совокупности с незамысловатым, но забавным сюжетом не только вызывает улыбку, но и развивает внимательное отношение учащихся к языку. Вслед за удивлением («Как много, оказывается, существует слов на то или иное правило!») у школьников или студентов появляется и исследовательский интерес («Любопытно, а какие ещё слова на это правило мне удастся вспомнить?»).

Очевидно, что занимательные тематические диктанты могут быть посвящены не только орфографическим, но и пунктуационным правилам. И те, и другие вы найдете в данной статье.

Приведенные ниже диктанты рекомендованы к использованию в старшей школе.  Диктанты можно использовать и при подготовке к ЕГЭ.

Тематические орфографические диктанты.

Естественно, что высокая сложность тематических тестов и диктантов, некоторая искусственность их содержания, а главное — однотипность отражаемых каждым из таких текстов правил орфографии и пунктуации не дают оснований использовать их для итоговой проверки орфографических и пунктуационных навыков учащихся. В то же время данные тематические диктанты могут служить эффективным средством отработки и закрепления отдельных правил орфографии и пунктуации в процессе их изучения.

Практикум — Употребление запятой

Запятая ставится между тесно связанными по смыслу частями бессоюзного сложного предложения при временных отношениях (отношениях одновременности или последовательности действий или событий), например: Свинцом наливались прилипшие к шестам руки, до хруста напрягались спины (Федос.); Вдруг впереди перевал образовался, за ним глаз видит большое море и дорогу к нему. ( Федос.)

Такие бессоюзные сложные предложения близки по смысловым отношениям между их частями к сложносочиненным предложениям с соединительными союзами. Сравните: Стояла тишина, еле слышно шуршала слабая поземка (Сим.) и Стояла тишина, и еле слышно шуршала слабая поземка.

Упражнение 362. Объясните употребление запятой между частями бессоюзных сложных предложений и между однородными членами.

Упражнение 363. Перепишите отрывки, расставив недостающие знаки препинания. Объясните их употребление в данных случаях.

I. Руки хватались за весла бурлила вода лодка уносилась в поток сияния. Колоколов пробивался к заветной встрече.

Да что значит для молодости сто, двести километров по течению?

Он ночевал на песчаных отмелях он смотрел радостные и страшные сны в лодке, привязанной к упавшему в воду дереву. И всю ночь под ухом хлюпала вода всю ночь она, как люльку, колыхала его лодку.

(И. М. Лавров)

II. Стало еще холоднее. Дорогу перемело. Идем наобум, придерживаясь склона. За мутной завесой бурана ничего не видно только изредка попадаются каменистые овраги да сиротки-лиственницы, на несчастье свое поселившиеся в этом холодном и мрачном ущелье. Под снегом оказалась предательская поросль стланика. Олени стали проваливаться вместе с нартами участились задержки. Животные заметно слабеют. Мы не можем отогреться холод, словно коршун, все глубже и глубже запускает когти, проникает во все поры тела, леденит кровь. Скорее бы добраться до поляны, где разведем наконец костер! Бойка и Кучум поминутно падают в снег и зубами выгрызают лед, приставший к их лапам.

А идти все труднее стужа сводит скулы, руки. Силы слабеют. Быстрая ходьба уже не согревает тело. Пальцы на ногах ноют от боли. Всюду холод, холод и холод!

Передвигаемся молча. Заледеневшие ресницы мешают смотреть. Вначале я еще оттирал щеки рукавицей, но теперь лицо уже не ощущает холода. Меркнет дневной свет скоро ночь сопротивляться буре нет сил. Все меньше остается надежды добраться до поляны.

(Г. А. Федосеев)

ТЕМА: ЗАПЯТАЯ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК ПРИ ОБРАЩЕНИИ

Объясните расстановку знаков препинания при обращении. Начертите схемы к предложениям с обращениями.

1. Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч. ( А. Пушкин)

2. Здравствуй, речка, Здравствуй, лес,

Мы попали в край чудес! (С. Васильев)

3. Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время. ( А. Пушкин)

4. Здравствуй, пестрая осинка, ранней осени краса! (А. Твардовский)

5. Уж ты, Ваня, не сказывай дедушке-то! (М. Горький)

1. Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня. 2. Друзья мои, прекрасен наш союз. 3. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. 4. Прощай же, море! Не забуду твоей торжественной красы! (А. Пушкин)

1. Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? 2. Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. 3. И молвил он, сверкнув очами: “Ребята! не Москва ль за нами?” 4. Синие горы Кавказа, приветствую вас! (М. Лермонтов)

Мне было тогда лет шесть. Я возился в куче песка около дома. Знакомый конюх Иван Максимович подъехал к крыльцу на беговых дрожках. Я бросил лопатку и подбежал к нему.

Иван Максимович посадил меня на дрожки, обнял одной рукой и стал другой рукой помогать мне править лошадью. Мы объехали с ним вокруг сада и через три минуты вернулись к подъезду.

На крыльце я увидел маму. Рядом с ней стоял дядя Володя, который держал ружьё. Наверное, он собрался на охоту.

“Дядя, возьми меня с собой!” – взмолился я. Мама строго спросила: “А ты будешь есть за обедом все, что я тебе даю?” “Конечно, буду!” – кричал я. ” Ты возьмешь его, Володя?” – обратилась она к брату. Тот кивнул головой.

(По Н. Минху)

Ещё хмурится небо, но в просветах облаков пробивается сверкающим мечом луч солнца. Весна набирает скорость. Проясняются дали. Зимним цветом белеют ещё поля, а уже зеленеют островками сосновые боры.

В лесу встречаются зима и весна. В потемках ельника серебрятся осины. От их корявых веток на мартовском снегу появляются извилистые синие тени. Вокруг деревьев и пней обтаяли круглые лунки. На зеленом фоне хвои краснеют сережки ольхи. В её ветвях суетятся говорливые чечетки.

Граница снегов отступает к северу, а за ней по пятам возвращаются к себе на родину птицы. Скоро журчащая песня жаворонка и гомон грачей объявят о приходе весны.

Прощай, зима! Здравствуй, весна!

(По Д. Зуеву)

ТЕМА: ЗАПЯТАЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Найдите сложные предложения и подчеркните в них грамматические основы. Начертите схемы сложных предложений.

1. В саду горит костер рябины красной, но никого не сможет он согреть. ( С. Есенин) 2. Осыпал лес свои вершины, сад обнажил свое чело, дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло. ( А. Фет) 3. Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты. ( А. Фет) 4. И вот в туманной вышине запели птички, и восток озолотился. 5. Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. ( Ф. Тютчев) 6. Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом. ( Блок)

Подчеркните грамматические основы предложений.

1. Вот уж снег последний в поле тает, теплый пар восходит от земли, и кувшинчик синий расцветает, и зовут друг друга журавли. ( А. Толстой) 2. Недавно шёл первый снег, и всё в природе находилось под властью этого молодого снега. ( А. Чехов) 3. Настанет ночь. Луна обходит дозором дальний свод небес, и соловей во тьме древес напевы звучные заводит. ( А. Пушкин) 4. Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном чувстве. ( Л. Толстой) 5. Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных. ( А. Пушкин) 6. Любое живое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками. ( В. Овечкин)

Первая встреча с Андерсеном

Мне было семь лет, когда в новогоднюю ночь я получил подарок от мамы – сказки Андерсена.

Я сел под елку и раскрыл книгу. В ней было много картинок. Там сверкали огнем стены ледяных дворцов, дикие лебеди летели над морем, оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, прижимая к ней длинные ружья.

Удивительная человеческая доброта исходила со страниц этой книги с золотым обрезом.

От усталости и жара свечей я задремал и сквозь дремоту увидел Андерсена.

Он рассматривал меня, потом достал из кармана душистый платок, встряхнул им, и из платка выпала белая роза. Сразу же вся комната наполнилась её серебряным светом и непонятным медленным звоном. Это звенели лепестки розы, которые ударились о пол.

С тех пор мое представление об Андерсене всегда было связано с этим приятным сном.

(По К. Паустовскому)

Стояли последние дни затянувшейся осени. Паутина уже отлетела, и время дождей прошло, и давно опустели поля, а зима всё ещё не наступала. Более того – даже зазимника настоящего не было. По утрам повсюду: на траве, на ветвях оголившихся деревьев, на крыше изб – лежит белый иней, но едва выглянет солнце, как земля запарит, словно весной. И очень скоро на каждой травинке, на каждой веточке дерева, на каждой соломинке крыши повисают капли воды – следы недавнего инея.

Диктанты по пунктуации

У бабы-вдовы умер ее единственный, двадцатилетний сын, первый на селе работник.

Барыня, помещица того самого села, узнав о горе бабы, пошла навестить ее в самый день похорон.

Она застала ее дома.

Стоя посреди избы, перед столом, она, не спеша, ровным движеньем правой руки (левая висела плетью) черпала пустые щи со дна закоптелого горшка и глотала ложку за ложкой.

И вспомнила тут барыня, как, потеряв несколько лет тому назад девятимесячную дочь, она с горя отказалась нанять прекрасную дачу под Петербургом — и прожила целое лето в городе! — А баба продолжала хлебать щи.

Барыня не вытерпела, наконец.

— Татьяна! — промолвила она.— Помилуй! Я удивляюсь! Неужели ты своего сына не любила? Как у тебя не пропал аппетит? Как можешь ты есть эти щи!

— Вася мой помер,— тихо проговорила баба, и наболевшие слезы снова побежали по ее впалым щекам.— Значит, и мой пришел конец: с живой с меня сняли голову. А щам не пропадать же: ведь они посоленные.

Барыня только плечами пожала — и пошла вон. Ей-то соль доставалась дешево.

(И. С. Тургенев)

Ночь была августовская, звездная, но темная. Оттого, что раньше я никогда в жизни не находился при такой исключительной обстановке, в какую попал случайно теперь, эта звездная ночь казалась мне глухой, неприветливой и темнее, чем она была на самом деле. Я был на линии железной дороги, которая еще только строилась. Высокая, наполовину готовая насыпь, кучи песку, глины и щебня, бараки, ямы, разбросанные кое-где тачки, плоские возвышения над землянками, в которых жили рабочие,— весь этот ералаш, выкрашенный потемками в один цвет, придавал земле какую-то странную, дикую физиономию, напоминавшую о временах хаоса. Во всем, что лежало передо мной, было до того мало порядка, что среди безобразно изрытой, ни на что не похожей земли как-то странно было видеть силуэты людей и стройные телеграфные столбы; те и другие портили ансамбль картины и казались мне не от мира сего. Было тихо, и только слышалось, как над нашими головами, где-то очень высоко, телеграф гудел свою скучную песню.

III

Просторная новая терраса дачи была очень ярко освещена лампой и четырьмя канделябрами, расставленными на длинном чайном столе. Июльский вечер быстро темнел. Старый липовый сад, густо обступивший со всех сторон дачу, потонул в теплом мраке. Только листья сирени, а упор освещаемые лампой, резко и странно выступали из темноты, неподвижные, гладкие и блестящие, точно вырезанные из зеленой жести. Ни шороха, ни звука не доносилось из заснувшего сада. Несмотря на раздвинутые полотняные занавеси, свечи горели ровным, немигающим пламенем. Было душно, и чувствовалось, что в нагретом, наэлектризованном воздухе медленно надвигается ночная гроза. Пахло медом, цветущей липой и бузиной.

Варвара Михайловна Рязанцева приготовляла на террасе с помощью горничной чай для собравшихся гостей. Перебравшись на дачу, она и ее муж не прекратили по вторникам своих интимных вечеров, которые сделались только малолюднее и теснее, потому что собирались на них исключительно дачные знакомые. Городским было неудобно ездить за пятнадцать верст на какие-нибудь три-четыре часа.

Варвара Михайловна веселыми, возбужденными глазами оглядывала стол, покрытый новой, нигде не смятой скатертью, на снежной белизне которого так приятно веселили глаз серебряные сухарницы, молочники и ложки, блестящие хрустальные вазы с вареньем, конфетами и фруктами. В продолжение всех четырех лет замужества она интересовалась своим небольшим хозяйством с живой и искренней любовью, свойственной молодым женщинам, привыкшим окружать мужа нежной заботливостью.

(А. И. Куприн)

Легка ты, Русь, своими хижинами, сгорела — и будто слезла старая шкура змеи. Но и тяжела же ты своими каменными, похожими на сундуки, домами купцов: один в один и везде одинаково. А хуже того, как задумает купец выстроить что-нибудь свое, небывалое. Так выстроил себе пароходчик Иван Астахов, командир сибирской шпаны, двухэтажный дом с вышкой, огромный, неуклюжий и мрачный, ни на что не похожий: ни дом, ни корабль. Для чего одинокий холостой устроил себе такое большое жилье с танцевальной залой, люстрами и канделябрами на стенах? Видно, в свое время у него тоже был свой расчет на хозяйку, на большое женское приличное общество, но могучий человек на сибирских реках не справился с таким, казалось бы, маленьким делом — разыскать себе подходящую женщину, и от всей этой мечты остался только нелепый дом, похожий на речной пароход.

Внизу двенадцать комнат и вверху столько же, на вышке подзорная труба — смотреть в степь, на пароходы и на пожары; Иван Астахов — создатель и до сих пор начальник вольно-пожарной дружины. Тут же на вышке знаменитая лейденская банка, от которой в городе началось просвещение.

Много лет тому назад вместе с солнечными часами и кучей разных разностей Астахов привез ее, как диво, из России, и долго весь город ходил смотреть на удивительную лейденскую банку и пробовать своим пальцем силу электрической искры. Случались такие разряды, что у любопытного палец надолго оставался крючком, но хоть умри, а, если уж зашел посмотреть лейденскую банку, Астахов непременно заставит на себе испытать силу разряда.

(М. М. Пришвин)

Желтые облака над Феодосией. Они кажутся древними, средневековыми. Жара. Прибой гремит жестянками. Мальчишки сидят на старой акации и набивают рот сухими сладкими цветами. Далеко над морем подымается прозрачная струя дыма — идет из Одессы теплоход. Мрачный рыбак, подпоясанный обрывком сети, свистит и сплевывает в воду — ему скучно. Рядом с рыбаком на берегу сидит мальчик и читает книгу. « Дай, пацан, поглядеть, что такое за книга»,— хрипло просит рыбак. Мальчик робко протягивает книгу. Рыбак начинает читать. Он читает пять минут, десять, он сопит от увлечения и говорит; «Вот это завинчено, убей меня бог!» Мальчик ждет. Рыбак читает уже

полчаса. Облака переменились на небе местами, мальчишки уже объели одну акацию и полезли на другую. Рыбак читает. Мальчик смотрит на него с тревогой. Проходит час. « Дядя,— шепотом говорит мальчик,— мне надо домой».— «До мамы?» — не глядя на него, спрашивает рыбак. « До мамы»,— отвечает мальчик. « Успеешь до мамы»,— сердито говорит рыбак. Мальчик замолкает. Рыбак с шумом перелистывает страницы, глотает слюну. Проходит полтора часа. Мальчик начинает тихо плакать. Теплоход уже подходит к порту и гудит небрежно и величаво. Рыбак читает. Мальчик плачет, уже не скрываясь, слезы текут по его дрожащим щекам. Рыбак ничего не видит. Старый пристанский сторож кричит ему: «Петя, чего ты мучаешь ребенка! Отдай книгу, имей каплю совести». Рыбак удивленно смотрит на мальчика, бросает ему книгу, плюет, говорит с сердцем: «На, собственник, базарная душа, подавись той книгой!» Мальчик хватает книгу и бежит, не оглядываясь, по раскаленному портовому спуску. « Что это была за книга?» — спрашиваю я рыбака. « Та Диккенс,— говорит он с досадой.— Такой прилипчивый писатель — как смола!»

(К. Г. Паустовский)

VII

Степь, всхолмленная, горячая, с тусклым воздухом, похожим на волнистое зеленоватое стекло, курилась пылью от горизонта до горизонта — по всем ее дорогам, насколько хватал глаз, нервозно и поспешно катился поток отступления. В белесом небе, наполняя его гулом, время от времени пунктирно чернели немецкие самолеты, а на земле ухали взрывы, после которых то, как густокронное дерево, вспучивался вихрь праха, то начинало гореть. Сухая муть, зыблясь, заволакивала и заливала кипение людей, коней, машин. Печально мычали истомленные жаждой, с запавшими боками коровы, которых угоняли в тыл, серыми струйками по обочинам текли отары овец. По станицам и хуторам вдоль улиц стояли сивые казаки с испуганными глазами, полошились казачки, за юбки которых цеплялись ребятишки, потерянно спрашивали: «А мы как же?» Но поток отступления, пыля и громыхая, катился мимо, и никто, закрученный им, не мог сказать ничего вразумительного, потому что никто и не знал — что завтра, послезавтра? Беда, нежданно павшая на огромный край, на десятки, на сотни тысяч людей, обладала страшной лицезримостью, но еще не было ни внятного ее объяснения, ни предвидения последствий. И каждый встречал ее своими тревогами и сообразовывал свои действия с собственным разумением.

Дыша бурой пылью, покрываясь и пропитываясь ею, день за днем продвигался вместе с этим жарким и взбаламученным потоком, тарахтел своим колесным трактором и Павел Петрович Самородов. Коренастый, обросший щетиной, с колтуном в волосах на непокрытой голове, он упорно осуществлял свою собственную цель — уйти от наступающих немцев и увести трактор.

(Н. М. Грибачев)

VIII

«Российское могущество прирастать будет Сибирью». Только гений мог сказать слова, мудрость которых рассчитана на века. Попробуем проникнуть в смысл этих слов, представить себе совокупность тех доводов, которые позволили великому ученому произнести эти вдохновенные и вещие слова.

Сын Отечества, сын России. Таким был Михайло Ломоносов от первого своего вздоха до последнего. Улавливаю в сих словах о Сибири прежде всего патриотическую гордость Ломоносова за свой народ. В ту историческую пору в мире не было другого народа, который смог бы такое исполинское деяние, как покорение Сибири, вынести на своих плечах. Чтоб пройти через неизведанные тысячеверстные просторы, чтобы не остановиться перед неисчислимыми трудностями движения, мало было обладать только мужеством, отвагой и буйством от переизбытка удали. Главное, чем нужно было обладать,— сознанием исторической роли, проникнутым воплощенной волей веков и решимостью приумножить славу Отечества.

(Г. М. Марков)

Яблони и груши уж год начали зацветать, но Михаил не допускал до завязи плодов, обрывал цвет, оставляя на дереве по два-три цветка, чтобы лишь проверить сорта яблок и груш. Раннее плодоношение пагубно для молодого сада: у дерева очень скоро прекращается рост, наступает преждевременная старость, и оно не даст и половины того, что может дать, войдя в зрелый возраст. Пока же в полную силу цвели лишь скоро созревающие и непривередливые испанские вишни, смородина — красная и черная, терн, малина, крыжовник. Яблоням оставалось ждать еще года два-три. Но уже и теперь каждая из них успела показать хозяину свой характер, свой нрав. Буйно рвущаяся вверх, краснолистая и красностволая кубышка была нежна, капризна и любила полив; яблоко у кубышки ярко-красное, румяное, сочное; едва почуяв обильную влагу, кубышка весело встряхивала густыми ветвями и вся как бы улыбалась свету вольному: она была настоящей баловницей у садовника; Михаил холил ее, пожалуй, больше всех. Рядом с кубышкой, отделенная от нее только узкой тропкой, росла тихая и грустная медовка — яблонька со сладкими и упоительно душистыми, неожиданно крупными для нежной их и слабой матери плодами. Медовка часто хворала и, как всякое больное дитя, была окружена особой заботой и любовью. Очень много зла приносили ей зайцы — для Михаила этот трусливый зверек был страшнее волка. Из всех деревьев зайцы почему-то избрали медовку и тяжко ранили ее кожицу. Михаил закутывал медовку на зиму мешковиной, обматывал соломой, и все-таки заяц умудрялся, точно бритвой, то отсечь наискосок ветку, то поскоблить кожу. Однако выжила и медовка.

(М. Н. Алексеев)

Все это было мертво, мертвыми казались и обрыв, и обгорелые кусты, и пушка, и стена неба, затянутого полосами белесых облаков, словно взгляд Лажечникова проникал в какой-то иной мир, на какую-то другую планету, похожую и непохожую на нашу,— похожую тем, что на ней была почти такая же земля и почти такое же небо, и непохожую потому, что на ней не было живых существ и вся она будто окаменела в вечном молчании.

Лажечников знал, что это ощущение обманчиво, что он не должен верить своим глазам, что за линией правобережного обрыва, в глубине плацдарма, есть жизнь, но, так как эта жизнь была враждебна ему, он отказывался ее признавать.

Капитан Жук погиб, погиб его батальон, на плацдарме лежали только их мертвые тела, но они были более живыми, чем оставшиеся в живых фашисты, убившие их своим огнем.

Из сообщений воздушной разведки, полученных полковником Повхом, Лажечников знал, что в глубине плацдарма еще не убитые фашисты готовятся форсировать реку, что там у них стоят наготове фермы моста для тяжелых танков, что тягачи должны доставить эти фермы к берегу, что тысячи еще не убитых гитлеровских солдат ждут со своими танками, пушками, минометами и другим оружием, когда мост будет наведен, чтобы броситься теперь уже на батальон Музыченко,— он все это знал, но и гитлеровцы, и их танки, и мостовые фермы, и орудия в его глазах были уже заранее мертвы, а живыми он продолжал видеть капитана Жука, командиров его рот, всех лейтенантов, сержантов и рядовых, которых он знал по именам и которых не знал,— всех, кто погиб, отстаивая своею живой кровью правобережный плацдарм от той мертвой силы, которая навалилась на него своим мертвым железом.

(Л. С. Первомайский)

Посидели как люди (Запятая перед как)

Привет, Санёк! С Новым годом! В праздники болтаюсь без дела, как лист на ветру. Решил позвонить, узнать, как твои дела.

А у меня всё как всегда. Живу так, как и все. Кручусь как белка в колесе.

Помнишь Лёху Петрова? Он теперь не кто иной, как мой сосед. Купил квартиру такую же, как у меня. Живёт этажом выше, рядом с Палычем. У Палыча, как у бывшего генерала, пенсия высокая. Катается как сыр в масле. Он полгода назад, как вышел в отставку, отремонтировал как следует квартиру и остеклил лоджию. Лоджия как целая комната.

На Новый год я, как старый знакомый, пригласил Лёху в гости. В общем, посидели как люди. А в полночь все как с ума посходили. Петарды, взрывы, собаки лают, сигнализация воет. Светло, как в полдень. Обстановка как будто в бою.

И тут у Лёхи, как и у многих, крышу снесло. Он стал веселиться не как взрослый человек, а как школьник. Запустил во дворе петарды так, как и специально не сделаешь. Попал в лоджию не к кому иному, как к Палычу. Стекла посыпались как град. Леха побледнел как полотно. А рама лоджии отвалилась и пробила крышу в Лёхином новеньком «Пежо». Он, как это увидел, как будто в землю врос.

Палыч выскочил красный как рак. Не видать, кричит, тебе свободы как своих ушей. Я тебя как липку обдеру. Будешь гол как сокол. Я хотел Палыча успокоить и поговорить с ним как с соседом. Но он упёрся как осёл. Понять как раз можно.

Лёха хотел в будущем году рассчитаться с долгами как за машину, так и за квартиру. А теперь ходит как в воду опущенный. Надо Палычу заплатить как пострадавшему и свой «Пежо», как говорится, до ума довести. Тысяч двадцать зелёных как пить дать. Такой ситуации, как эта, я не видел. Санёк, поддержать бы надо Лёху как финансово, так и морально. Поговори с ним как друг.

Ну ладно. До свидания. Как говорится, привет семье. (311 слов.)

Надеюсь, вам понравился данный диктант.

Больше диктантов по отдельным правилам орфографии и пунктуации можно найти в статье «Тематические диктанты».

Оцените статью
Экодиктант - Помощь