«Заглавная буква в словах. Словарный диктант»
обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.
формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных; повторить написание словарных слов.
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
Выполнила студент(ка): 43 группы
Проверила: Барашева А. Г
Челябинск, 2017 г.
Тема : Словарный диктант. Число имен существительных. Дата________
а) Прозвенел звонок. Начинается урок. Чтобы урок был успешным, повторяйте за мной слова:
Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Мое внимание растет,Память моя крепка,Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться. Я готов к работе. Работаю.
б) Подготовка руки к письму. Чтение числа. Запись числа.
а) Береза, собака, читает, заяц, суббота, деревья. Какое слово лишнее и почему? Что объединяет все остальные слова?
Разделите данные имена существительные на 2 группы (одушевленные – неодушевленные, словарные).
– Что еще знаете об имени существительном?
Баран, воробей, заяц, индюк, корова, медведь, петух, собака, соловей, сорока.
Поставьте ударение и подчеркните орфограммы.
3. Физминутка для глаз.
Прилетела бабочка, села на указку, попытайтесь вслед за ней пробежаться глазками.
4. Изучение новой темы.
А) Прочитайте слова, которые развешаны по классу.
– Какой частью речи они являются? Разделите их на две группы. Запись в столбик (сад, дождь, мост).
– Почему именно эти имена существительные записали в эту группу? Вывод.
– Какие имена существительные вошли во 2-ю группу? (сады, дожди, мосты)
– По какому признаку объединили эти существительные?
– Пишем в сокращенном варианте (мн. ч). Вывод.
– Прочитайте парами эти слова в столбиках.
– Вывод: имена сущ. изменяются по числам. И могут иметь формы единственного и множественного числа.
– Как изменяются им. сущ.?
Б) Работа с учебником. Правило- стр 156
5. Подвижная физминутка (движения + язычок): выходим на просторы наших ширинских степей, смотрим на коня, ловим, тянем к себе, садимся на коня и едем. Сначала медленно, потом быстрее, быстрее. Останавливаемся. Спрыгиваем и отпускаем коня. А теперь под музыку чатхана. Это хакасский народный инструмент. Играет наш знаменитый земляк – Алексей Щетинин.
Работа по учебнику. Стр 157, упр. 444
– Прочитайте текст. Определите, о каком зверьке идет речь.
– Какие орфограммы встретились?
– Назовите имена сущ. мн.ч. назовите имена сущ. ед.ч.
А) Над чем мы сегодня работали на уроке?
Б) Сейчас мы посмотрим для кого сегодняшний урок прошел не напрасно.
– Кто пополнил свои знания новым багажом, возьмут кружки розового цвета и украсят нашу елочку.
– А кто испытывал трудности, возьмите кружки желтого цвета и украсьте елочку.
– И кому было просто интересно, возьмите кружки оранжевого цвета, украсьте.
Сегодня мы говорили о словах. Хочется пожелать вам только добрых слов и закончить наш урок словами поэта Сергея Острового.
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!У слова есть норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть –Слово тебе сотворит добро.
Д/з: стр 156, упр 443. Правило выучить.
1. Что обозначают имена существительные?
2. На какие вопросы отвечают имена существительные?
3. Найди ошибочное утверждение.
1)Имена существительные изменяются по числам.
2)Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
3)Имена существительные изменяются по падежам.
4)Имена существительные изменяются по родам.
4. Найди имя существительное.
5. В какой строке приведены существительные только мужского рода?
1)край, колос, праздник, бабочка, метро, кофе, плечо
2)тарелка, лампа, бабушка, стрекоза, погода, дочь
3)гнездо, яблоко, крыло, пальто, полотенце, облако
4)конструктор, дедушка, проспект, учебник, учитель
6. Сколько существительных в стихотворении?
У зайчика короткий хвост,
Чуткий нос и малый рост.
А на выпуклой макушке
Вверх торчат прямые ушки.
7. В какой строке во все слова не надо вставлять Ь?
ёж., карандаш., чиж., камыш., калач.
овощ., мяч., ёрш., дич., ноч., крепыш.
реч., вещ., доч., помощ., мыш., тиш.
печ., малыш., гараж., лещ., врач.
РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ
Урок № 77 3 класс
Тема: Упражнения в разборе слов по составу. Словарный диктант.
Тип урока: урок актуализации знаний и умений (урок повторения).
– закрепление умений разбора слова по составу, составления схем состава слова, подбора слов к заданным схемам.
1. Развивать умения извлекать информацию из схем, текстов.
2. Ориентироваться на развороте учебника.
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре, группе.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
I Организационный этап
– Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок
Чётко, смело говорим
И тихонечко сидим
Постарайтесь всё понять
Ответы полные давать
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку пять!
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше? ( «Классная работа»)
II Проверка домашнего задания.
с. 158 упр.200 (запись слов по схемам, разбор слов по составу)
III Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Запишите слова: Трава, травка, травушка, травяной.
Какие это слова? (однокоренные) Разберите слова по составу. (устная проверка с комментированием) Составьте схемы к записанным словам. (проверка схем у доски) Какова тема нашего урока? (Разбор слова по составу)
Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (ответы детей)
Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
IV Актуализация знаний.
Возьмите, пожалуйста, листочки у вас на партах. Запишите в них свою фамилию и имя. Я вам буду диктовать слова, а вы записываете первое слово с заглавной буквы, остальные с маленькой через запятую.
Аромат, галерея, заяц, хозяин, черёмуха, оттуда, картина, насекомые, навсегда, хозяйство, потому что.
Какие это слова? (Словарные. Их написание нужно запомнить.)
Поменяйтесь листочками в парах, возьмите простые карандаши. Я зачитываю слова, а вы исправляете ошибки, если таковые есть. ( Словарный диктант, работа в парах)
Поменяйтесь листочками, поставьте себе отметку простым карандашом. ( Критерии отметок на доске. «5» – без ошибок, 1-2 ошибки – «4», 3-5 ошибок – «3», 6 и более ошибок – «2») Дежурные соберите листочки.
V Применение знаний и умений.
Что такое шарада? (ответы детей)
Шарада – это загадка, заключающаяся в том, что загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть самостоятельным словом.
– Запишите слово шарада, обозначьте ударение, орфограмму, запомните написание этого слова.
– Какие ещё загадки вы знаете? (Ребусы, кроссворды, метаграммы и т.д.)
Упр. 204 – разгадывание шарады в парах.
Запись отгадки в тетрадях: оценка. Разбор слова по составу. (устная проверка) Запишите по три однокоренных слова к слову оценка. Разберите эти слова по составу.
Вопросы к ученику:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
VI Обобщение и систематизация знаний.
Игра-соревнование «Кто больше?»
На основе упр. 202с.160.
Ученики в группах подбирают слова к двум схемам и записывают их в столбики. Затем читаются слова от каждой группы.
За каждое правильно подобранное слово группа получает 1 балл.
Учитель подводит итог игры. Время выполнения задания – 5 минут.
Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
VII Домашнее задание.
с.163 упр.5 – составить и записать слова по схемам с корнями –гроз- и –роз-.
Инструктаж домашнего задания.
VIII Рефлексия (подведение итогов).
Прочитайте список ключевых слов темы на с. 161в учебнике.
Дополните список ещё одним ключевым сочетанием на основе выполненных на уроке заданий. ( Схема разбора, схема состава слова.)
Что у вас получалось сегодня лучше всего?
В чём испытали затруднения? Над чем ещё предстоит поработать?
Спасибо за урок. Урок окончен.
Тема урока: «Словарные слова. Словарный диктант». Тип урока: повторения и систематизация усвоенного. закрепить правописание словарных слов.
упражнять в правописании словарных слов, составлении и записи словосочетаний и предложений со словарными словами, закрепление умения составлять схемы к предложениям.
коррекция и развитие связной устной и письменной речи, пополнение и обогащение словарного запаса; коррекция и развитие памяти, внимания; коррекция и развития зрительных и слуховых восприятий; коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук; коррекция и развитие личностных качеств учащихся (навыков самоконтроля, усидчивости, умение выражать свои чувства).
воспитывать интерес к предмету, положительные мотивации к процессу обучения.
Оборудование к уроку: предметные картинки, ПК, презентация.
I. Организационный момент. Упражнения для развития пространственного представления детей. – Ответьте на мои вопросы:
– Какая фигура находится в большом круге?
– Какая фигура находится позади большого круга?
– Какая фигура находится слева от большого круга?
II. Постановка учебной задачи.
– В каком классе вы учитесь?
– Для чего вы ходите в школу?
– Что мы сейчас делали? (Отвечали на вопросы).
– Верно, я задавала вопросы, а вы мне все отвечали. Это называется УСТНОЙ РЕЧЬЮ.
– Мы с вами пишем в тетрадях предложения, рассказы – это тоже речь, но только ПИСЬМЕННАЯ.
– Из чего состоит наша речь? – Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов).
– Кто напомнит правило написания предложений? (В начале предложения пишется большая буква. В конце предложения ставится точка).
– Как называются слова, которые мы запоминаем наизусть?
– Сегодня на уроке мы поработаем со словарными словами и напишем словарный диктант.
ІІІ. Гимнастика для рук «Замок»
IV. Повторение, закрепление изученного.
1. Работа в тетради. Запись числа.
2. Картинный диктант. ( Одежда, посуда, пальто, карандаш, Москва).
3. «Отгадай и напиши»
(работа по презентации «Овощи», чтение и отгадывание загадки, запись отгадки: картофель, огурец, морковь, помидор –
Анализ и описание предмета – – Слушаем внимательно, какой овощ я произнесу несколько раз: помидор, огурец капуста, помидор, лук, помидор. ( Помидор) – Выберите среди шаблонов геометрических фигур, только те, на которые похож помидор (на столе учителя –слабые обучающиеся) – Какого цвета помидор? (составление словосочетаний) – Какой помидор на вкус? (Помидор сладкий, кислый, сочный)
Дидактическая игра «Назови ласково» Дети сами выбирают любой овощ (муляж) и называют ласково (помидорка, помидорчик огурчик, огуречик, картошечка, морковочка)
Рассказ учителя о помидоре. – Но прежде чем вырастить такой помидор, людям нужно немало потрудиться. Посмотрите на эти семечки, это семена. Мы сажаем их в землю в начале весны в ящики, и выращиваем рассаду.
Потом, в мае, когда становиться тепло высаживаем в теплицу, на грядку. Появляются зеленые помидоры потом они зреют, становятся желтыми, красными. Мы идем и
(Прикрепить предметную картинку к доске, слово-отгадку записать в тетрадь).
Что за зверь? По Е. Чарушину «Выпал первый снег. И всё кругом стало белым. Деревья белые, земля белая. Крыши, крыльцо, ступеньки на крыльце – всё покрылось снегом. Маленькая девочка Катя захотела погулять по снегу. Вот она вышла на крыльцо. На крыльце в снегу она увидела следы какого-то зверя.
– Вот интересно, – подумала Катя. – Что за зверёк тут ходил? Это надо узнать.
Катя положила на крыльцо котлетку и ушла. День прошёл и ночь прошла. Наступило утро. Катя вышла на крыльцо. Смотрит – котлетка целая. Где положила, там и лежит. А следов ещё больше. Значит, зверёк снова приходил. Тогда Катя убрала котлетку и положила вместо неё косточку из супа.
Утром опять бежит Катя на крыльцо. Смотрит – косточку зверёк тоже не трогал. Что это за зверёк такой? И косточку не ест. Тогда Катя положила вместо косточки красную морковку.
Утром глядит – морковки нет! Зверёк приходил и всю морковку съел.
Это был белый пушистый зверёк с длинными ушами. Как вы думаете, что это за зверь?»
5. « Кто лишний?» (Заяц, дикое животное).
V. Электронная физминутка «Елочка»
Составление предложения по картинке. Коньки, ребята, мороз, улица, ветер). Составить схему к предложению.
7. Работа с палиндромами.
Около миши молоко. ( Выполнить звуко-буквенный анализ словарного слова – молоко).
8. Работа с учебником. ( Разбор и выполнение упр. 9 стр. 90 зад. 2 на доске и в тетради).
9. Вставь пропущенные буквы в словарные слова.
Взаимопроверка зад. 9. Оценить работу изображением солнышка.
VII. Итог урока. Оценивание. Домашнее задание: повторить словарные слова.