Статья «Диктант с изменениями текста как один из приемов развития речи учащихся и коррекции внимания, мышления и памяти» статья по русскому языку по теме

формирования орфографической зоркости

Диктанты с изменением диктуемого материала по содержанию (творческие диктанты) играют огромную роль и процессе формирования и развития основных компетенций учащихся: языковой, лингвистической, комм

Диктанты с творческим заданием учат распределять внимание, свободно пользоваться в речи изучаемыми категориями, закрепляют навыки правописания. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности учащихся

Это запись под диктовку текста с орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя.

Можно выделить следующие разновидности творческих диктантов:

Диктант с заменой предполагает замену одной грамматической категории на другую. Диктанты с заменой помогают школьникам усвоить базовые лингвистические понятия и категории, осознать их взаимосвязь и роль в речи.

Я работаю волшебником».

Преврати имена нарицательные в собственные.

Птица орел – (город Орел).

Цветок роза – (девочка Роза).

Воздушный шарик – (собака Шарик).

Плодородная земля – (планета Земля).

Наша школа – (повесть «Школа»).

Месяц октябрь – (кинотеатр «Октябрь»)

Диктант по аналогии

Этот вид творческого диктанта является промежуточной творческой работой между собственно диктантом и сочинением. На основе диктуемого исходного текста учащиеся по аналогии создают свой собственный текст. Эта работа эффективно развивает коммуникативную компетенцию учащихся, учит на основе образца строить собственное высказывание.

Запишите под диктовку текст, внося в него по ходу такие изменения, чтобы вместо описания поздней осени получилось описание весны.

Диктант с продолжением

один из самых сложных видов творческих диктантов, который предполагает самостоятельное создание текста – рассуждения на основе предложенного начала. Учащиеся формулируют тезис своего рассуждения, подбирают аргументы и делают вывод. Такой вид работы способствует эффективному формированию у детей коммуникативных навыков и умения построения собственного монологического высказывания.

отрывок из сказки Д. Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка».

родолжите этот текст, ответив на вопрос: «Правильно ли поступил старик, решив утаить от старухи правду о случившемся на реке?»

иктанты на расширение

Проводятся при изучении синтаксиса и пунктуации

ти прилагательное в предложение.

прилагательные антонимами. Как озаглавим новый текст?

иктанты на разделение

При записи учащиеся делят конструкции на частПроводятся при изучении синтаксиса и пунктуации

ложное предложение заменить простым (дети вначале повторяют признаки сложного и простого предложений

Как переходить через дорогу
Все люди переходят через дорогу по Правилам дорожного движения, и они стараются их придерживаться всегда. Дети тоже их соблюдают, и они переходят улицу по зебре около светофора.

Все люди переходят через дорогу по Правилам дорожного движения. Они стараются их придерживаться всегда. Дети тоже их соблюдаютни переходят улицу по зебре около светофора.

иктанты на соединение

При записи учащиеся соединяют части предложений. Проводятся при изучении синтаксиса и пунктуации

ва простых предложения соединить в сложное.

Первый текст читается и разбирается устно.
Кодекс здорового человека
Каждый человек хочет быть здоровым. Для этого он должен соблюдать определенные правила. Люди должны есть в меру. Нельзя переедать. почаще есть рыбу, овощи, фрукты ельзя употреблять много жирной, сладкой и соленой пищи.

После преобразования текст записывается в тетрадь.
Кодекс здорового человека

Каждый человек хочет быть здоровым, а для этого он должен соблюдать определенные правила.есть в меру. Нельзя переедать. Нам нужно почаще есть рыбу, овощи, фрукты, но нельзя употреблять много жирной, сладкой и соленой пищи.

При записи учащиеся сокращают прочитанный ими текст, опуская некоторые части предложений.

Из предложения записать только подлежащее и сказуемое.

через дорогу по Правилам дорожного движения. улицу по зебре около светофора.

Этот вид диктанта, к сожалению, учителями применяется редко или совсем не используется. Ученики должны восстановить текст диктанта по опорным словам. Но опорные слова не любые, а на изучаемое правило.
Текст для проведения восстановленного диктанта можно составить по любой теме, можно по картине. Восстановленный диктант является промежуточной работой между диктантом и сочинением, восстановленный диктант – хорошее средство для развития связной речи.

Тема: “Написание большой буквы в словах”

В нашем городе Кирово-Чепецке есть Дом малютки. Мы любим бывать там с Тамарой Алексеевной. Здесь живут наши друзья Аленушка, Ванечка, Сашенька, Аннушка. На Новый год мы подарили малышам собачку Жучку, кошечку Пушинку, петушка Красавца.

1. Читается весь текст.
2. Дети выбирают заголовок из пословиц и записывают

Жизнь дана на добрые дела.

Добра желаешь – добро и делай.

Добро творить – себя веселить.

3. Ученики называют тему и главную мысль текста.
4. Каждое предложение читается в отдельности. Дети находят слова на изучаемое правило (в данном случае слова, которые пишутся с большой буквы). Слова записываются на доску. Дети объясняют правописание (Кирово-Чепецке, с Тамарой Алексеевной, Аленушка, Ванечка, Сашенька, Аннушка, Жучку, Пушинку, Красавца,
5. Дети восстанавливают все предложения по опорным словам.
. Учащиеся записывают диктант по памяти, используя опорные слова, которые остаются на доске. В опорных словах выделяют графически условия выбора орфограммы.
. В конце урока еще раз зачитывается текст, дети сравнивают его со своим.

Перед записью учитель проговаривает подсказки, по которым ученики выбирают правильный вариант.

Я диктую слова, проговаривая подсказку:

Орфограмма находится в корне существительного.

Мы должны решить, нужно ли писать в этом месте какую-то букву

Написание согласной можно проверить, подобрав проверочное слово, где после этого согласного будет стоять гласный.

*** ***

Орфограмма находится после приставки.

Вам надо решить, на согласный или гласный заканчивается приставка.

Затем посмотреть, какой гласный стоит перед этой орфограммой.

Перед записью учащиеся объясняют написание указанных учителем орфограмм или

В слове

написал -Ъ-, так объяснив выбор орфограммы: после приставки – в- перед гласной –ю- , с которой начинается корень –юг-, пишется –Ъ-. Согласны ли вы с Петей?

Петя написал гласную –а-. « Проверочное слово

», – объяснил он. Правильно ли это?

в тетради Пети написано раздельно. « Не с глаголами пишется раздельно», – заявил

Петя написал с буквой

. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он?

написано слитно. Он рассуждал так: отвечает на вопрос

? А как надо?

иктант на сравнение:

Диктанты на сравнение учат решать грамматические (орфографические ие) задачи по предмету и развивают аналитическое мышление, коммуникативные способности

Ученики, решая эту орфографическую задачу, выбирают правильный вариант написания слов, обосновывая свои суждения. При этом идут сравнения состава слов, анализ с точки зрения разных разделов языка.

Найти общие и различные черты выделенных слов.

Я водяной, я водяной. Никто не водится со мной. Внутри меня води), что с таким води(

иктант с подготовкой.

Перед записью с учениками проводится подготовительная работа.

имена и фамилии ребят

При организации работы по написанию любого вида творческого диктанта очень важно обращать внимание на содержательную сторону предлагаемых текстов. Наряду с обучающей и развивающей целью подобные творческие упражнения выполняют ещё и воспитывающую функцию: демонстрируют проявление лучших человеческих качеств; воспитывают чувство меры, стиля; дают образец правильной русской речи.

Тема: «Непроизносимые гласные»

Стояла ненастная осенняя погода. Солнце спряталось за тучу. Грустно смотреть на голые деревья. Печально шелестит на болоте тростник. Зима в этом году пришла поздно. Вся местность от снега сразу изменилась. С радостным криком ребята выбежали на улицу и стали играть в снежки. Они слепили чудесную снежную бабу. Для ребят зима – настоящий праздник. Зимой много интересных развлечений.

(Ненастная, солнце, грустно, тростник, поздно, местность, радостным, чудесная, праздник, интересных.)

Тема: «Безударные гласные, проверяемые ударением»

Скоро зима. Кончились теплые летние деньки. Пришла ненастная осень. Животные готовятся к холодной зиме. Птицы улетают от голода и холода на юг. Хлопотливый еж утепляет свою норку. Ночью и днем таскает он душистые сухие листочки, мягкий лесной мох. Проворная белочка запасает на зиму вкусные орехи, крепкие грибы. Мышки вырыли норки под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно. Под корнями упавшей ели медведь решил устроить себе берлогу. Не страшна зима зверям.

(Зима, деньки, осень, к холодной зиме, улетают, от голода и холода, хлопотливый, утепляет, свою, таскает, листочки, лесной, запасает, грибы, воруют зерно, под корнями, не страшна.)

Тема: «Глаголы 2 лица единственного числа»

С волнением ты ждешь уроки физкультуры. На этих уроках ты учишься управлять своим телом. В спортивном зале научишься лазать по шесту, по канату. В походе ты легко заберешься на самое высокое дерево, преодолеешь крутой подъем. На уроке физкультуры ты ходишь по узкому бревну и сохраняешь равновесие. Потом без труда переберешься по тонкому бревнышку через ручей. На уроках здоровья ты укрепляешь свои мышцы, закаляешь весь организм. Если ты любишь уроки физкультуры, то вырастешь крепким, сильным, выносливым, здоровым. Будешь здоровым – принесешь больше пользы себе и другим.

(Ждешь, учишься, научишься, заберешься, преодолеешь, ходишь, сохраняешь, переберешься, укрепляешь, закаляешь, любишь, вырастешь, будешь, принесешь.)

ОБРАЗЦЫ РАБОТЫ С ВОССТАНОВЛЕННЫМИ ДИКТАНТАМИ

Творческие и восстановленные диктанты

Статья опубликована при поддержке Компании «Бьюти Бизнес Консалт». Компания «Бьюти Бизнес Консалт» предлагает широкий спектр услуг в области бухгалтерии и энергоаудита. Компания предлагает типовые решения для фермерских хозяйств по постановке бухгалтерского учета, ведении бухгалтерии и многого другого. Посетите офциальный сайт компании www.beautybc.ru и ознакомьтесь подробнее с предоставляемыми услугами.

Одной из ведущих целей обучения русскому языку младших школьников является формирование орфографической грамотности. Под орфографической грамотностью понимается умение учащихся верно употреблять изученные правила правописания. При формировании орфографической грамотности закладываются следующие виды орфографических умений:

1. Нахождение изученных орфограмм в устном и письменном слове и между словами (орфографическая зоркость).2. Правильное написание слов с изученными орфограммами (в том числе с непроверяемыми написаниями).3. Обоснование условий выбора изученных орфограмм в устной форме и при графическом письме.4. Нахождение и исправление ошибок в словах (между словами) с изученными орфограммами.

Для успешного формирования орфографических умений учитель начальных классов использует различные виды диктантов: контрольный, предупредительный, объяснительный, словарный, диктант «Проверяю себя», самодиктант, выборочный диктант, распределительный, свободный, восстановленный, творческий, зрительно-слуховой, по памяти, грамматический, графический, по аналогии, диагностический и др.

Эффективность диктанта исследована еще недостаточно, но наблюдения методистов, опыт работы свидетельствуют, что роль его при обучении русскому языку значительна. Несомненно, что диктант эффективнее списывания. Ученик во время диктанта молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук, то есть фонему.

Среди диктантов можно выделить группу с творческим заданием, в которую входят следующие виды диктантов: выборочный, распределительный, выборочно-распределительный, творческий, восстановленный и др.: первые три  – на 12–15 минут, а остальные могут быть на весь урок.

Диктанты с творческим заданием учат распределять внимание, свободно пользоваться в речи изучаемыми категориями, закрепляют навыки правописания. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности учащихся. Почти все диктанты этой группы проводятся по связному тексту. Подражание – естественный путь усвоения речи, образец имеет большое значение для развития речи учащихся.

В работе над любым диктантом выделяют три этапа:

1) знакомство с текстом до записи, объяснение цели диктанта;2) запись текста;3) проверка текста, по-другому – считывание.

Подробнее остановимся на диктантах с творческим заданием.

Он применяется на первом этапе изучаемого материала. Учащиеся выбирают и записывают слова и словосочетания на закрепляемое правило. Например, при изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова» во 2-м классе для выборочного диктанта дают предложения познавательного характера.

Африканский земляной волк питается только насекомыми. Хитрый леопард хранит добычу на деревьях. Медведь и енот – прекрасные рыболовы. Жук-златка в древности служил украшением. Дрозд кормится в основном на земле, реже – на деревьях. Крот является лучшим землекопом в мире. Голубь не пьет воду, а сосет ее. Ястреб является одним из самых надежных охранников аэродромов от птиц. Полярный медведь может иметь слой жира до 20 см.

У детей в тетрадях – слова на изучаемое правило с графическим обозначением орфограммы: волк, леопард, медведь, енот, жук, дрозд, крот, голубь, ястреб, медведь.

2. Распределительный диктант

Он нужен для разграничения сходных видов орфограмм (например, существительное на шипящую мужского и женского рода; безударные проверяемые и непроверяемые и др.) и для разграничения 2–3 изученных орфограмм (даже не сходных): безударные, непроизносимые согласные, парные звонкие и глухие согласные.

Например, в 4-м классе: существительные ж. р. с ; существительные м. р. без ; глаголы 2-го лица единственного числа с  (глаголы 3-го лица).

Дети повторяют правила, а затем учитель диктует в разбивку слова. Ученики записывают в строчку 3–4 слова.

3. Выборочно-распределительный диктант

Выборочно-распределительный диктант – письменная работа, при выполнении которой производится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение выбранного на группы, чаще всего в столбики. Например, дается описательный оборот, а дети заменяют его словом на изучаемую орфограмму (в данном случае «Парные согласные на конце слова») и распределяют в два столбика (с оглушением и без оглушения).

У детей – запись в тетрадях в два столбика:

Это запись под диктовку текста с орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя. Можно выделить следующие разновидности творческих диктантов:

Замените в тексте прилагательные антонимами. Как озаглавим новый текст?

– Обозначьте графически условия выбора орфограмм в словах.

смешные, забавные, потешный, уморительный

Все люди переходят через дорогу по Правилам дорожного движения, и они стараются их придерживаться всегда. Дети тоже их соблюдают, и они переходят улицу по зебре около светофора. Ребята смотрят налево, направо, а затем осторожно двигаются. Дети переходят через дорогу по сигналу светофора, а водители в это время терпеливо ждут. Мы идем через дорогу на зеленый свет, а красный свет и желтый свет запрещают двигаться. Дети на дороге не должны играть, и они не нарушают этого правила. Эти правила нужны нам всем, так как делают нашу жизнь безопасной.

Все люди переходят через дорогу по Правилам дорожного движения. Они стараются их придерживаться. Дети тоже их соблюдают. Они переходят улицу по зебре около светофора. Ребята смотрят налево, направо. Затем осторожно двигаются. Дети переходят через дорогу по сигналу светофора. Водители в это время терпеливо ждут. Мы идем через дорогу на зеленый свет. Красный свет и желтый свет запрещают двигаться. Дети на дороге не должны играть. Они не нарушают этого правила. Эти правила нужны нам всем. Ведь они делают нашу жизнь безопасной.

Каждый человек хочет быть здоровым. Для этого он должен соблюдать определенные правила. Люди должны есть в меру. Нельзя переедать. Нам нужно почаще есть рыбу, овощи, фрукты. Нельзя употреблять много жирной, сладкой и соленой пищи. Дети должны пить молоко, соки. Здоровый человек должен заниматься спортом. Он обязан чаще дышать свежим воздухом. Люди должны улыбаться, любить жизнь. Они не должны быть раздражительными, унывать, сердиться, обижаться.

После преобразования текст записывается в тетрадь.

Каждый человек хочет быть здоровым, а для этого он должен соблюдать определенные правила:

1. Люди должны есть в меру. Нельзя переедать.2. Нам нужно почаще есть рыбу, овощи, фрукты, но нельзя употреблять много жирной, сладкой и соленой пищи. Дети должны пить молоко, соки.3. Здоровый человек должен заниматься спортом и чаще дышать свежим воздухом.4. Люди должны улыбаться, любить жизнь, но они не должны быть раздражительными, унывать, сердиться, обижаться.

Выберите вывод из пословиц:

5. Восстановленный диктант

Этот вид диктанта, к сожалению, учителями применяется редко или совсем не используется. Ученики должны восстановить текст диктанта по опорным словам. Но опорные слова не любые, а на изучаемое правило.

Текст для проведения восстановленного диктанта можно составить по любой теме, можно по картине. Восстановленный диктант является промежуточной работой между диктантом и изложением, а при использовании картины, включая некоторые элементы сочинения по картине, восстановленный диктант – хорошее средство для развития связной речи.

Остановимся подробнее на методике проведения таких диктантов.

При изучении темы «Правописание звонких и глухих согласных в середине слова» (2–3-е классы) текст должен быть составлен так, чтобы в каждом предложении была изучаемая орфограмма.

Выпал пушистый снег. Мы надели теплые шапки, шубки, варежки и отправились в лес. Узкая дорожка привела нас в чащу. Редкий звук нарушает тишину. Хрупкие березки и дубки стоят без листьев. Чей это след? Это пробежала ловкая мышка. Медведь залез в берлогу. Белка в дупле ест грибки и орешки.

2. Дети подбирают заглавие (Зимой в лесу. Зимний лес). Самое удачное записывают в тетради.

3. Называют тему, главную мысль.

4. Учитель читает каждое предложение в отдельности.

Учащиеся находят слова на изучаемое правило (в данном случае – с парными звонкими и глухими согласными).

Учитель записывает эти слова на доске, учащиеся объясняют правописание, подбирая проверочные слова: снег, шапки, шубки, варежки, узкая дорожка, редкий, березки и дубки, след, мышка, медведь, залез, грибки и орешки

5. Учащиеся вспоминают, то есть восстанавливают все предложения по опорным словам, учитель помогает.

6. Дети записывают диктант по памяти, в опорных словах обозначают графические орфограммы.

7. В конце урока учитель еще раз читает текст, ученики сравнивают его со своим.

ТЕКСТЫ ВОССТАНОВЛЕННЫХ ДИКТАНТОВ

Скоро зима. Кончились теплые летние деньки. Пришла ненастная осень. Животные готовятся к холодной зиме. Птицы улетают от голода и холода на юг. Хлопотливый еж утепляет свою норку. Ночью и днем таскает он душистые сухие листочки, мягкий лесной мох. Проворная белочка запасает на зиму вкусные орехи, крепкие грибы. Мышки вырыли норки под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно. Под корнями упавшей ели медведь решил устроить себе берлогу. Не страшна зима зверям.

С волнением ты ждешь уроки физкультуры. На этих уроках ты учишься управлять своим телом. В спортивном зале научишься лазать по шесту, по канату. В походе ты легко заберешься на самое высокое дерево, преодолеешь крутой подъем. На уроке физкультуры ты ходишь по узкому бревну и сохраняешь равновесие. Потом без труда переберешься по тонкому бревнышку через ручей. На уроках здоровья ты укрепляешь свои мышцы, закаляешь весь организм. Если ты любишь уроки физкультуры, то вырастешь крепким, сильным, выносливым, здоровым. Будешь здоровым – принесешь больше пользы себе и другим.

Тема: «Написание большой буквы в словах»

В нашем городе Кирово-Чепецке есть Дом малютки. Мы любим бывать там с Тамарой Алексеевной. Здесь живут наши друзья Аленушка, Ванечка, Сашенька, Аннушка. На Новый год мы подарили малышам собачку Жучку, кошечку Пушинку, петушка Красавца. Маленькая Олечка была рада черепахе Жужу. А Стасик весело играл с потешной коровушкой Буренкой. Всех забавляли проказы обезьянки Чапы.

1. Читается весь текст.

2. Дети выбирают заголовок из пословиц, самый удачный записывают в тетрадь:

3. Ученики называют тему и главную мысль текста.

4. Каждое предложение читается в отдельности. Дети находят слова на изучаемое правило (в данном случае слова, которые пишутся с большой буквы). Слова записываются на доску. Дети объясняют правописание (Кирово-Чепецке, с Тамарой Алексеевной, Аленушка, Ванечка, Сашенька, Аннушка, Жучку, Пушинку, Красавца, Олечка, Жужу, Стасик, Буренкой, Чапы).

5. Дети восстанавливают все предложения по опорным словам.

6. Лексико-орфографическая подготовка.

Дети выясняют, по каким признакам слова объединены в столбики (по орфограммам), подбирают проверочные слова, говорят правила, проговаривают орфографически.

На доске – слова по группам (столбикам).

Проверяемая безударная гласная в корне слова подарили, малышам, малютки, весело, забавляли.

Непроверяемая безударная гласная в корне слова город, улица, собачка, петушок, черепаха, коровушка.

жи, ши, ча, ща живут, наши, Пушинка, Чапа.

7. Учащиеся записывают диктант по памяти, используя опорные слова, которые остаются на доске. В опорных словах выделяют графически условия выбора орфограммы.

8. В конце урока еще раз зачитывается текст, дети сравнивают его со своим.

Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Текст составлен по фрагменту сказки Х. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Мальчишки посадили в лодочку оловянного солдатика и пустили в канаву. Они бежали рядом и хлопали в ладоши. Лодочку бросало и вертело во все стороны. Оловянный солдатик весь дрожал, но держался стойко. Он не изменился в лице. Ружье было на плече, голова прямо, грудь вперед. Лодку понесло под длинные мостки. Стало темно. Из-под мостков выбежала большая крыса. Она спросила у смельчака паспорт. Но храбрец молчал. Отважный мореплаватель еще крепче сжимал ружье.

Фрагмент передан учителем сжато, введены слова на безударную гласную.

Тема: «Правописание приставок и предлогов»

В лесу можно повстречать удивительные грибы. В народе белый гриб называют «царем грибов». В нем ученые нашли антибиотики. При помощи гриба дождевика останавливают кровотечение. Шампиньоны тоже помогают в борьбе с болезнями. А вот грибы трюфели вырастают под землей на глубине десяти сантиметров. Их выкапывают, как картошку. Для поиска используют собак и даже поросят.

1. Чтение текста. Беседа по вопросам. Обязательное использование рисунков грибов.

3. Выяснение темы и главной мысли текста.

4. Чтение каждого предложения в отдельности, нахождение слов на изучаемые правила (в данном случае – правописание приставок и предлогов). Записывание слов на доску, объяснение орфограмм (в лесу, повстречать, в народе, называют, в нем, нашли, при помощи, останавливают, помогают в борьбе с болезнями, вырастают, под землей, на глубине, выкапывают, для поиска используют.)Последнее предложение ученики придумывают сами по схеме, например: Невероятно! Фантастика! Удивительно! Замечательно! Здорово!

По какому признаку слова объединены в первом и втором столбиках?

6. Восстанавливание текста по опорным словам.

7. Запись диктанта по памяти (опорные слова остаются на доске).

В диктанте дети графически обозначают условия выбора орфограмм в опорных словах.

При написании восстановительных диктантов развиваются все виды орфографической памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная, моторная; наглядно-действенное словесно-логическое мышление, внимание, орфографическая зоркость.

Тема: «Правописание безударных окончаний имен прилагательных»

Тёма и Жучка

Была темная ночь. Тёма взял в сарае фонарь и длинную веревку. Мальчик пошел к старому колодцу. Тема решил спасти любимую собаку Жучку. Он наклонился над страшным колодцем и позвал Жучку. Собака ответила ему радостным визгом. Тёма осторожно спустился по веревке в холодный вонючий колодец. Он обвязал дрожащую Жучку веревкой. Мальчик собрал последние силы и с трудом вылез из колодца. Затем он вытащил измученную Жучку. Благодарная собака облизала своего спасителя.

2. Называется тема, главная мысль текста.

3. Задаются вопросы по содержанию.

4. Читается каждое предложение в отдельности.

Дети находят в них имена прилагательные, объясняют, от чего зависит правописание безударного окончания имени прилагательного.

Опорные слова выписываются на доску:

5. Дети вспоминают, восстанавливают все предложения по опорным словам (устно). Идет пересказ по частям.

На доске выписаны по группам слова.

Шапку столбиков на доске можно не писать (см. таблицу).

Что общего между словами 1, 2 и 3-го столбиков?

7. Учащиеся записывают диктант по памяти. Опорные слова остаются на доске. В диктанте в опорных словах дети графически обозначают условия выбора орфограммы.

8. В конце урока текст читается учителем, учащиеся сравнивают его со своим.

различных видов диктанта

на уроках русского языка в средней школе.

Формирование орфографической грамотности у учащихся является одной

из главных задач обучения русскому языку в школе. Важность этой задачи

обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной

частью общей языковой культуры человека. Специальным методом

обучения орфографии являются диктанты. Диктантодно из наиболее

употребительных письменных упражнений, по которым выявляется

Предмет исследованиядиктант как средство формирования

исследованиявыявление особенностей восстановленного диктанта

составление определенной системы использования этого вида диктанта как

средства формирования орфографических навыков при изучении русского

• выявить роль восстановленного диктанта в системе обучения русскому

• показать особенности формирования орфографических навыков с

использованием этого вида диктанта

Все виды диктантов можно условно разделить по двум основаниям: по

структуре предлагаемого для диктовки материала и по основной цели

проведения. В зависимости от того, какой материал предлагается для

диктанта, различают буквенные диктанты, диктанты слияний, словарные

диктанты, диктанты по словосочетаниям, отдельным предложениям и

связным текстам. По основной цели проведения все диктанты делятся на

обучающие и контрольные. Виды обучающих диктантов могут быть

различными: распределительный, выборочраспределительный,

творческий, свободный, восстановленный, предупредительный,

объяснительный или письмо по памяти. Для успешного формирования

орфографических умений на уроках русского языка часто использую

восстановленные диктанты, которые проводятся по связному тексту и могут

занимать от 10 до 15 минут урока. В работе над этим видом диктанта

выделяю три этапа:

1) знакомство с текстом до записи, объяснение цели диктанта;

Восстановленный диктантэто работа по связному тексту, в процессе которой

школьник сначала прослушивает предложенный отрывок, затем пишет по

нему выборочный диктант и, наконец, восстанавливает связный текст по

выписанным категориям. Восстановленный диктант, как и свободный, − это

Восстановленный диктант, как и свободный, − это эффективная форма

подготовки к написанию изложений, своеобразное промежуточное звено

между диктантом и изложением, поскольку работа по его написанию включает

действия и того и другого вида упражнений. Однако характер трудностей,

которые возникают перед учениками в процессе написания восстановленного

Применяться восстановленный диктант может при изучении всех тем

курса русского языка. Работа над восстановленным диктантом производится в

несколько последовательно происходящих этапов.

Методика проведения диктанта

1. Ученики либо из диктуемого порционно (по предложениям, по абзацам)

текста выписывают определённые явления – отдельные слова, словосочетания,

выражения (что сближает этот вид диктанта с выборочным), либо составляют

структурные схемы предложений (чем работа напоминает написание

2. Записи анализируются с позиции их орфографической и

пунктуационной, лексической и т. д. специфики.

3. Записанные материалы впоследствии выполняют функцию опор, по

которым весь текст на втором этапе восстанавливается уже по памяти,

аналогично при написании разученного диктанта.

При написании восстановленного диктанта широко применяются приёмы,

характерные для работы над изложением: вступительное слово учителя об

авторе текста, о самом произведении, с фрагментом из которого работают на

уроке, выразительное чтение учителем, пересказ текста целиком или по частям

учениками, составление планов, повторное чтение текста.

Значение восстановленного диктанта связано с возможностью органично

сочетать выполнение заданий на нахождение, анализ языковых единиц и

знание их существенных отличительных особенностей с созданием

собственного текста. Возможность осуществлять синтез работы по

формированию познавательных и коммуникативных умений выделяет данный

диктант и позволяет высоко оценить его возможности.

Выпишите слова и выражения, входящие в тематическую группу «Искусство.

Поэзия» (слова в тексте выделены); получившиеся опоры используйте при написании

Как возникла поэзия?

Поэзия – это глубоко прочувствованный и глубоко проникающий язык, на котором

пишут и говорят в специальной форме. и отличает его от

Конечно, мы никогда не узнаем, кто сочинил первое стихотворение. Но догадаться,

как началась , можно.

Древний человек исполнял различные ритмичные танцы ещё задолго до

возникновения языка. Он производил телодвижения, издавал , мычание, кричал в

особые моменты, как, например, перед сражением или охотой. Также он создал барабан, в

который можно было бить разными способами. И вскоре человек стал использовать звуки и

барабанный , чтобы обращать магические к своим богам.

Танец становился всё сложнее, а важность слов, обращённых к высшим силам, всё

возрастала. Ведущий церемонии становился своеобразным , поэтом, к

которого все прислушивались.

Исполнение поэтических произведений под ритмичную музыку сохранялось и много

позднее – оно было ещё в веке до н. э. в Древней Греции, где

специально для различных торжественных случаев.

(А. Ликум. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей.)

Составьте схемы предложений текста, восстановите текст близко к оригиналу.

1. Летний сад, как принято считать, является ровесником СанктПетербурга.

2. Ещё в 1704 году по замыслу Петра был разбит дворцовопарковый ансамбль,

названный позднее Летним садом.

3. В 1717 году Пётр побывал в Париже, осматривал Версальский парк с большим

4. Он сказал тогда: «Ежели проживу три года, буду иметь сад лучше, чем в Версале у

5. Пётр сам выбирал место для летнего дворца и первого сада в Петербурге.

6. Облюбовал Пётр участок на левом берегу Невы, видимо, потому, что он был давно

обжит и почти со всех сторон окружён водой.

7. Для сада везли берёзы, яблони, сирень, пихты, каштановые деревья, груши, розы,

душистые травы отовсюду: изпод Москвы, из Киева, из Нарвы, из Соликамска, Гамбурга, из

Новгородского уезда, Голландии и Швеции.

(Н. А. Юдина. 100 великих заповедников и парков.)

Выборочно-распределительный диктант   – это письменная работа, при выполнении которой проводится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение записанного на группы.

Записать слова с Ь знаком в первый столбик, с Ъ – во второй.

По радио объявили об отправлении поезда. В нашей школе происходила съёмка фильма. Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть. В клетке метался разъяренный зверь.

Свободный диктант – это промежуточная работа между диктантом и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не записывается под диктовку, а пересказывается свободно.

Под свободным диктантом понимают такую запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право его изменения, свободного выбора слов и выражений при сохранении общего смысла.

Учитель   сначала выразительно читает весь текст и проводит работу над его содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут. К чтению последующей части нужно переходить только тогда, когда все учащиеся напишут предыдущую.

Восстановленный диктант – это работа по связному тексту, в процессе которой школьник сначала прослушивает предложенный отрывок, затем пишет по нему выборочный диктант и наконец, восстанавливает связный текст по выписанным категориям.

Восстановить текст в тех же синтаксических конструкциях по выписанным именам числительным.

Расстояние от Земли до Солнца равно почти 150 миллионам километров. Пешеход, преодолевая ежедневно по 30 километров, шел бы до Солнца 14000 лет. Поезд, идущий без остановок со скоростью 100 километров в час, достиг бы Солнца через 170 лет. Самолет, летящий со скоростью 100 километров в час, долетел бы до Солнца через 17 с лишним лет. Звук, достигающий в атмосфере скорости 350 метров в секунду, от Земли до Солнца дошел бы за 14 лет.

Диктант по аналогии – это такая творческая работа, в процессе которой ученик прослушивает читаемый учителем текст, а затем записывает самостоятельно составленный связный текст, сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от него по содержанию.

После проведения наблюдений и беседы написать о калине, рябине или черемухе.

Абрикосовое дерево расцвело – оно стало удивительно нарядным. Все его веточки, унизанные розово-белыми цветами, выглядели невесомыми. Подуй ветер – не станет нарядного дерева: унесет он его весенний наряд за тридевять земель.

A. Предупредительный диктант – используется в целях отработки приёмов применения правил и направлен на овладение учащимися алгоритмом действий.

Диктуемый учителем текст подвергается орфографическому разбору до записи его учащимися (сначала объяснение, затем запись).

1) Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.

2) Например, учитель читает предложение: Гриб походил на тарелку с водой.

После  чего задаёт вопросы: о чем говорится в этом предложении? Что говорится? Какое это предложение? Что нужно поставить в конце его? Как нужно писать первое слово в предложении? Как и почему нужно писать слово «гриб» («походил»)? Как напишем «на тарелку, с водой»? Далее учитель сам поясняет написание слова «тарелку». К слову «водой» подберите проверочное. После такого разбора под диктовку учителя учащиеся записывают предложение в тетрадь.

B. Диктант с обоснованием

Ученик сначала даёт письменное объяснение написания диктуемого слова, а затем записывает само слово. Обоснование непременно должно предшествовать написанию, что приучает пишущего сначала думать над тем, как написать слово, а потом уже записывать его. Обоснование может заключаться в написании проверочного слова или в указании его грамматической формы.

Использовать вначале изучения темы «Безударные гласные корня, проверяемые ударением». « Звонкие и глухие согласные», «Непроизносимые согласные», «Правописание имён существительных с шипящими на конце», «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных», «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных», «Правописание личных окончаний глаголов».

Например, учитель диктует слова: земля, солнце, шубка, лошадка и т.д., дети в своих тетрадях записывают:

Земли – земля, солнышко – солнце, шуба – шубка, лошади – лошадка.

Все мотивируемые написания должны быть подчёркнуты. Обоснование, проводимое с целью сознательного предупреждения возможных ошибок, может быть не только письменным, но и устным.

Объяснительный диктант – включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом.

Сначала происходит запись диктуемого, а потом даются объяснения. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки.

Такой диктант можно проводить на уроках закрепления изученного материала, а также при повторении ранее пройденного.

Часто предупредительный сочетают с объяснительным диктантом.

Например, при проведении диктанта по тексту «Клён» (3 класс; тема «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе») все написания объясняются после записи текста, а подчёркнутые орфограммы разбираются до его записи.

В ру сс ком лесу нет дерева красивее клёна. Это свет о любивое дерево с гла д ким чистым стволом. Весёлый клён р а стёт вместе с могучим дубом, кудрявой берёзой. В жаркие дни приятно о т дыхать под развес и стым клёном. ( По И. Соколову-Микитову).

Оцените статью
Экодиктант - Помощь