Классификация диктантов и виды диктантов. Начальная школа, статья на эту тему

Виды
письменных работ в зависимости от вида
цели:

Смысл
обучающих самостоятельных работ
заключается в самостоятельном выполнении
учащимися данных учителем заданий в
ходе объяснения нового материала.

Цель:
развитие интереса к изучаемому материалу,
привлечение внимания каждого ученика
к тому, что объясняет учитель. Здесь
сразу выясняется непонятное, выявляются
сложные моменты, дают себя знать проблемы
в знаниях, которые мешают прочно усвоить
изучаемый материал.

Состоят
из однотипных заданий, необходима для
выроботки определённых умений и навыков,
тем самым создаёт базу для дальнейшего
изучения дисциплины.

К
закрепляющим можно отнести работы,
которые способствуют развитию логического
мышления и требуют комбинированного
применения различных правил и теорем.
Они показывают насколько прочно,
осмысленно усвоен учебный материал. По
результатам проверки заданий данного
вида учитель определяет, нужно ли еще
заниматься данной темой.

повторные
работы. Перед изучением новой темы
преподаватель должен знать, подготовлены
ли учащиеся, есть ли у них необходимые
знания, какие пробелы смогут затруднить
изучение нового материала.

работы
развивающего характера могут быть
домашние задания по составлению докладов
на определенные темы, подготовка к
олимпиадам, научно-творческим конференциям,
сочинение математических игр, спектаклей.

На
занятиях – это самостоятельные работы,
требующие умения решать исследовательские
задачи.

творческие
работы, которые предполагают высокий
уровень самостоятельности. Это задания
на поиск второго, третьего и т.д. способа
решения задачи.

Контрольные
работы являются необходимым условием
достижения планируемых результатов
обучения.

Контрольные
задания должны быть равноценными по
содержанию и объему работы; должны быть
направлены на отработку основных
навыков; обеспечивать достоверную
проверку уровня обучения; они должны
стимулировать учащихся; позволять им
продемонстрировать прогресс в своей
общей подготовки.

Виды диктантов на уроке русского языка

На уроках русского языка по каждой теме даются диктанты двух видов: обучающие (из отдельных слов, словосочетаний, предложений, текстов со средней степенью насыщенности офрограммами и пунктограммами) и контрольные, для которых в основном берутся связные тексты. Как обучающий диктант преследует цель контроля, так и контрольный диктант должен иметь обучающую цель.

Проведению словарного диктанта должна предшествовать работа по раскрытию значения слова, орфографическая и грамматическая (слово должно быть употреблено в словосочетаниях и предложениях) работа над словом.

Словарный диктант состоит из отдельных слов и словосочетаний, сгруппированных тематически. Особенность словарного диктанта в том, что работа над правописанием отдельных слов сосредоточивает внимание учащихся на определенных орфограммах. Языковой материал словарных диктантов можно использовать для составления предложений или небольших связных текстов. Важно, чтобы текст одного и того же словарного диктанта или его части повторялся несколько раз через определенные промежутки времени.

Проведение словарного диктанта занимает 5–10 минут.

Это такой вид упражнений, когда объяснение орфограмм и пунктограмм проводится до записи в тетрадях. Он может проводиться в двух вариантах: с показом текста (зрительный) и без показа текста (слуховой). В классе со слабой подготовкой следует отдавать предпочтение первому варианту. При проведении зрительного предупредительного диктанта предложение или слова с орфограммами записываются на доске, затем разбираются, после этого написанное на доске закрывается – и учащиеся под диктовку пишут слова или предложение. Затем текст открывается, учащиеся сверяют его со своей записью и исправляют допущенные ошибки.

При слуховом предупредительном диктанте перед записью текста учащиеся устно повторяют правила орфографии и пунктуации, на которые проводится диктант. Трудные случаи разбираются вместе с учителем. Затем следует запись под диктовку. Предупредительный диктант позволяет произвести двойную проверку. На обратной стороне доски диктант вместе с классом пишут два ученика – один сильный, другой слабый. После диктанта проверяем сначала работу сильного ученика, потом учащиеся сверяют ее со своей записью в тетрадях, и только потом класс проверяет то, что написал слабый ученик, и исправляет его ошибки на доске. Таким образом, работа над каждой орфограммой проводится многократно.

Проведение предупредительного диктанта  – от 10 до 15 минут.

Этот вид упражнения предлагает учебник. Дома учащиеся записывают слова с пропущенными орфограммами, а в классе эти же слова мы пишем под диктовку.

Проведение подготовленного диктанта – 5–6 минут.

При выборочном диктанте производится запись не всего текста, а лишь отдельных слов, словосочетаний или предложений.

Например, при отработке навыков различия приставок и предлогов учащиеся выписывают в один столбик слова с приставками, а в другой – с предлогами. При изучении числительных можно предложить запись в два столбика следующих числительных: простых и составных, с мягким знаком в середине слова и на конце и т.п.

Проведение выборочного диктанта занимает обычно до 5 минут.

Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух. Объяснительный диктант позволяет провести на уроке индивидуальную работу с учеником. Учителю требуется заранее подобрать такие примеры, в которых учащиеся допускают наибольшее количество ошибок, а при проверке спрашивать именно тех, для кого эти ошибки характерны.

Проведение объяснительного диктанта занимает от 10 до 20 минут.

Письмо по памяти. Для этого вида работы чаще всего предлагаются стихотворные тексты, которые заранее специально заучиваются наизусть, а потом ученик сам себе диктует текст. На уроке по памяти можно заучивать и правила, а потом их записывать под самодиктовку или можно надиктовать текст соседу, а потом проверить у него написанное.

Время, затраченное на этот вид работы, – 8–12 минут.

Этот вид упражнения готовит учащихся к сжатому изложению, поэтому его не стоит игнорировать. Целью такого диктанта всегда является отработка грамматических навыков построения словосочетаний и предложений, а также грамотного употребления словоформ. Учитель читает текст целиком, а затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу). Ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное учителем. Использование синонимического ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово.

Время свободного диктанта – до 10 минут.

Это – упражнение, в процессе выполнения которого производятся переделка текста, изменение его. Учащиеся по заданию учителя распространяют предложения второстепенными членами предложения (например, определениями), или дополняют их второстепенными членами предложения, или вводят в текст вводные слова и предложения. К таким диктантам относится и запись текста от определенного лица (например, если текст передается от первого лица, следует записать его от третьего; или наоборот – текст от третьего лица записать от первого). Этот вид работы также является важной частью подготовки к сжатому изложению.

Творческие диктанты могут быть и такими: с определенными словами, записанными на доске или карточке, составить связный текст или предложения на определенную тему.

Время для проведения творческого диктанта – от 5 до 30 минут.

Диктант с грамматическим заданием. Помимо текста диктанта, учащимся дается определенное грамматическое задание: например, подчеркнуть грамматические основы во всех предложениях, обозначить род или число существительных (либо всех, либо определенного абзаца), обозначить все суффиксы прилагательных, выделить личные окончания глаголов и т.п.

Проведение диктанта с грамматическим заданием – 30–40 минут.

Контрольный диктант является основным средством проверки грамотности учащихся и усвоения ими изученного материала. Контрольные диктанты проводят после изучения определенной темы, в конце учебной четверти, полугодия, учебного года. Виды контрольных диктантов: полный (контрольный диктант без изменения текста), контрольный диктант с грамматическим заданием, выборочный контрольный диктант, словарный контрольный диктант и т.п.

Методическая копилка 2015г.

Вы молодой начинающий учитель, а может опытный профессионал?  Тогда эта систематизация  из различных источников методической литературы и передового опыта о разнообразии видов диктантов позволит учителям начальных классов или учителям русского языка шире взглянуть на возможности работы с текстом и сделать процесс обучения написания диктантов более привлекательным видом  заданий для учащихся.  Структура: цель проведения, методические основы работы над каждым видом диктантов с образцами и рекомендациями.

диктант, виды диктантов, классификация диктантов, текущий, итоговый, выборочный, распределительный, выборочно-распределительный, свободный, восстановленный, по аналогии, предупредительный, диктант с обоснованием, объяснительный,  диктант «Проверяю себя», самодиктант или письмо по памяти, комментированный, зрительно-слуховые диктанты, творческий.

Разнообразие диктантов. Методика их проведения.

Понятие о диктанте.

– это упражнение, состоящее в записи учащимися материала, воспринимаемого на слух.

– это вид орфографического упражнения, сущность которого, для учащихся, состоит в записи воспринимаемого на слух  слова, предложения, текста

Диктантом с изменением текста называется любой диктант, при записи которого продиктованный текст изменяется по заданию учителя: выбирается указанный материал, изменяются конструкции продиктованных предложений, вставляются новые слова или словосочетания и прочее. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности, что помогает лучше понять и запомнить материал

Схема – классификация видов диктантов

2.1.  Текущий и итоговый контрольные диктанты

Текущий контрольный диктант проводится для проверки знаний учащихся по изученным темам или отдельным вопросам .

Методика проведения контрольного диктанта такова: сначала учитель читает весь текст, после чего задаёт несколько вопросов по содержанию для выяснения степени понимания детьми смысла прочитанного, затем диктует каждое предложение всего один раз, дети повторяют про себя и записывают.

После того как дети запишут весь текст, учитель ещё раз читает его, делая значительные паузы между предложениями, чтобы учащиеся могли проверить написанное.

В качестве текущего контрольного диктанта проводится словарный.

Итоговый контрольный диктант предполагает проверку усвоения детьми материала, изученного в течении длительного времени, например, четверти или полугодия.

Для итогового контрольного диктанта предпочтительнее текст, в котором нет слов на неизученные правила. Если же такие слова встречаются, то их нужно записать на доске. Количество слов в итоговом диктанте строго определено.

Уместно вспомнить методические советы К. Д. Ушинского относительно того, как надо диктовать: «Диктовать должно медленно, ясно, но целыми предложениями, а не отдельными словами, чтобы дети привыкли удерживать в уме целые мысли, а не ловили звуков».

Объем контрольных диктантов по классам

Требования к тексту

Текст  должен быть:

2.2.  Виды обучающих диктантов

Обучающие диктанты делятся на предупредительные, объяснительные и комментированные в зависимости от того, когда, в какой момент работы проводится объяснение диктуемого текста: перед, после или во время диктовки.

2.2.1. Выборочный диктант

это письменная работа, в процессе которой школьники из продиктованного текста выбирают и записывают слова, словосочетания или – реже – предложения на закрепляемое правило.

Выборочный диктант бывает :  картинный, слуховой, зрительный.

1)выписать только слова из «Словаря»:

Урожай, урожай! Наше лето провожай! Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор! На гряде сорвать не плохо крупный красный помидор!

2) выписать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ

На столе стоит кувшин с водой. Расцвели душистые ландыши. Ребята, давайте жить дружно.

2.2.2. Распределительный диктант

Распределительный диктант –  это письменная работа, в процессе которой ученики записывают весь диктуемый текст, распределяя его по группам,  по указанию учителя.

1)записать в первый столбик слова – названия животных, во второй – слова – названия растений;

2)записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную е , во второй – слова, в написании которых надо запомнить гласную о , в третий – слова, в написании которых надо запомнить гласную а ;

2.2.3. Выборочно-распределительный диктант

это письменная работа, при выполнении которой проводится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение записанного на группы.

Записать слова с Ь знаком в первый столбик, с Ъ – во второй.

По радио объявили об отправлении поезда. В нашей школе происходила съёмка фильма. Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть. В клетке метался разъяренный зверь.

2.2.4. Свободный диктант.

– это промежуточная работа между диктантом и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не записывается под диктовку, а пересказывается свободно.

Под свободным диктантом понимают такую запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право его изменения, свободного выбора слов и выражений при сохранении общего смысла.

Учитель   сначала выразительно читает весь текст и проводит работу над его содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут. К чтению последующей части нужно переходить только тогда, когда все учащиеся напишут предыдущую.

2.2.5. Восстановленный диктант

– это работа по связному тексту, в процессе которой школьник сначала прослушивает предложенный отрывок, затем пишет по нему выборочный диктант и наконец, восстанавливает связный текст по выписанным категориям.

Восстановить текст в тех же синтаксических конструкциях по выписанным именам числительным

Расстояние от Земли до Солнца равно почти 150 миллионам километров. Пешеход, преодолевая ежедневно по , шел бы до Солнца . Поезд, идущий без остановок со скоростью 100 километров в час, достиг бы Солнца через . Самолет, летящий со скоростью 100 километров в час, долетел бы до Солнца через . Звук, достигающий в атмосфере скорости 350 метров в секунду, от Земли до Солнца дошел бы за

2.2.6. По аналогии

Диктант по аналогии это такая творческая работа, в процессе которой ученик прослушивает читаемый учителем текст, а затем записывает самостоятельно составленный связный текст, сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от него по содержанию.

После проведения наблюдений и беседы написать о калине, рябине или черемухе.

Абрикосовое дерево расцвело – оно стало удивительно нарядным. Все его веточки, унизанные розово-белыми цветами, выглядели невесомыми. Подуй ветер – не станет нарядного дерева: унесет он его весенний наряд за тридевять земель.

2.2.7. Предупредительный диктант

Диктуемый  учителем текст подвергается орфографическому разбору до записи его учащимися (сначала объяснение, затем запись).

1) Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.

2) Например, учитель читает предложение: Гриб походил на тарелку с водой.

После  чего задаёт вопросы: о чем говорится в этом предложении? Что говорится? Какое это предложение? Что нужно поставить в конце его? Как нужно писать первое слово в предложении? Как и почему нужно писать слово «гриб» («походил»)? Как напишем «на тарелку, с водой»? Далее учитель сам поясняет написание слова «тарелку». К слову «водой» подберите проверочное. После такого разбора под диктовку учителя учащиеся записывают предложение в тетрадь.

Ученик   сначала даёт письменное объяснение написания диктуемого слова, а затем записывает само слово. Обоснование непременно должно предшествовать написанию, что приучает пишущего сначала думать над тем, как написать слово, а потом уже записывать его. Обоснование может заключаться в написании проверочного слова или в указании его грамматической формы.

Использовать вначале изучения темы «Безударные гласные корня, проверяемые ударением». « Звонкие и глухие согласные», «Непроизносимые согласные», «Правописание имён существительных с шипящими на конце», «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных», «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных», «Правописание личных окончаний глаголов».

Например, учитель диктует слова : земля, солнце, шубка, лошадка и т.д., дети в своих тетрадях записывают:

Земли – земля, солнышко – солнце, шуба – шубка, лошади – лошадка.

Все мотивируемые написания должны быть подчёркнуты. Обоснование, проводимое с целью сознательного предупреждения возможных ошибок, может быть не только письменным, но и устным.

2.2.8. Объяснительный диктант

– включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом.

Сначала происходит запись диктуемого, а потом даются объяснения. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки.

Такой диктант можно проводить на уроках закрепления изученного материала, а также при повторении ранее пройденного.

Часто предупредительный сочетают с объяснительным диктантом.

Например, при проведении диктанта по тексту «Клён» (3 класс; тема «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе») все написания объясняются после записи текста, а подчёркнутые орфограммы разбираются до его записи.

ком лесу нет дерева красивее клёна. Это светлюбивое дерево с глаким чистым стволом. Весёлый клён рстёт вместе с могучим дубом, кудрявой берёзой. В жаркие дни приятно одыхать под развесстым клёном. ( По И. Соколову-Микитову).

2.2.9. Диктант «Проверяю себя»

Диктант «Проверяю себя» – разновидность объяснительного диктанта: в сравнении с объяснительным диктантом в его обычной форме диктант «Проверяю себя» предполагает отбор для объяснения трудных по написанию слов самостоятельно каждым учеником, а объяснение этих слов даёт учитель или вызванный им ученик.

В процессе записи текста дети подчёркивают все те орфограммы, в написании которых они сомневаются, чтобы потом спросить у учителя, правильно ли они написали то или иное слово. Ученики могут задавать учителю любые вопросы, причём количество подчёркиваний и исправлений на оценку не влияет. Вполне возможно, что при записи некоторых слов дети не заметят трудностей и сделают ошибки. В таком случае необходима помощь учителя.

Функции : обучающая и проверочная.

2.2.1.0. Самодиктант или письмо по памяти

Самодиктант или письмо по памяти- учащиеся запоминают текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно.

Это упражнение позволяет активизировать внимание и все виды восприятия учащихся.

Выбранный учителем текст, образцовый по содержанию и в языковом отношении, разбирается на уроке, а затем заучивается школьниками наизусть. Ученики пишут по памяти. Учитель следит за письмом учащихся, затем по окончании работы открывает текст, ученики сверяют с ним написанное. Перед разбором текст выразительно читается учителем. Интонация, паузы, логическое ударение, темп чтения, тембр голоса, которыми пользуется преподаватель, помогают учащимся понять содержание прочитанного, облегчают грамматико-орфографический анализ его.

Диктант по памяти:

1)записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата, топор

На синей проталинке

2.2.1.1. Комментированный диктант

при проведении которого,  ученики дают необходимые пояснения непосредственно в процессе письма.

Идея  комментированного управления, или комментирования описана в  методике С. Н. Лысенковой.

Учит не только учитель, но и каждый ученик в классе, когда, мысля вслух, объясняя свои действия, «ведёт» за собой остальных. Сначала сильный ученик (а потом и другие учащиеся) говорит всё, что он делает по заданию учителя от начала до конца, и ведёт за собой остальных.

У детей вырабатывается гармонический, комплексный учебный навык (мыслю, говорю, записываю), воспитывается чувство локтя, товарищества, а учитель может видеть продвижение в учении каждого благодаря постоянно действующей обратной связи «ученик – учитель».

2.2.1.2. Зрительно- слуховые  диктанты

Зрительно- слуховые  диктанты – начинаются с самостоятельного чтения учащимися текста, затем идёт поиск и объяснение орфограмм

Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.

Слуховой диктант.       Методика :

Зрительный диктант (списывание) – такое орфографическое упражнение, которое исключает слуховое восприятие, не опирается на звучание слова

2.2.1.3. Методика проведения творческого диктанта

– одно из наиболее эффективных синтетических упражнений по формированию собственно коммуникативно-речевых и правописных умений, промежуточное между чисто орфографическими упражнениями с одной стороны и специальными упражнениями по развитию речи – с другой.

Творческий  диктант, когда ученик записывает диктуемый учителем текст, предварительно подвергая его изменениям. Различают несколько видов творческого диктанта.

Речь идёт только о распространении текста второстепенными членами предложения.

Например, в 3 классе при изучении темы «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже» возможен творческий диктант с заданием: распространить предложения второстепенными членами, выраженными именами прилагательными.

Клюква растёт в болотах. Её собирают осенью. Клюква – лекарство от всех болезней.

Что посею, то и пожну.

Что посеешь, то и пожнёшь.

– это запись текста под диктовку с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя.

Виды творческих диктантов при изучении орфографии

Такие диктанты предполагают вставку в текст подходящих по смыслу слов. Можно расширить текст путем введения предлогов, союзов, частиц.

Связный текст, используемый для творческого диктанта со вставкой слов, читается с пропуском слов, а затем формулируется задача: вставить определенную группу слов в соответствии с замыслом. Творческий диктант может носить как коллективный, так и индивидуальный характер. При анализе написанного (если он проводится после выполнения творческого диктанта) отмечается, насколько точно и выразительно описывается предмет с помощью вводимых слов и словосочетаний.

Некоторые части диктуемого текста в процессе его записи заменяются.

Например, замена отдельных слов однокоренными словами с приставками или суффиксами на определенную орфограмму, замена слов (словосочетаний, предложений) лексическими синонимами или замена одной грамматической формы, категории или конструкции другой.

На доске или карточках записываются опорные слова определенной грамматической категории, которые должны быть вставлены детьми в диктуемый текст. Учитель читает текст, пропуская написанные слова. Дети пишут диктант, выбирая по смыслу и вставляя пропущенные слова. Творческий диктант по опорным словам может быть основан на самостоятельном составлении детьми предложений, объединенных одной темой.

Например, учитель медленно диктует слова: осень, листья, дождь, небо, птицы. Дети записывают предложения в виде связного текста на тему «Осень».

Наступила осень. С деревьев опадают листья. Весь день льет дождь. Небо покрыто тучами. Птицы улетают на юг».

Диктант «По следам ошибок»

Работа над этими ошибками ведётся в течение ряда уроков, диктант «По следам ошибок» представляет собой заключительный этап этой работы.

Цель диктанта – закрепление правописания слов. Учитель выбирает из ряда классных и домашних упражнений, контрольных работ типичные ошибки; выписывая, группирует их.

Дети должны быть заранее предупреждены о таком диктанте.

Диктант, состоящий из слов нескольких письменных работ, может быть рассчитан на 5-7 минут; если для диктанта используется материал всей четверти, то на 15-20 минут.

2.2.1.5. Подготовленные диктанты

Текст задается на дом для подготовки к написанию в классе.

Этот диктант даёт ребёнку возможность подготовиться, разучить текст диктанта, т. е. разобрать все трудные случаи написаний в тексте диктанта, потренироваться на подобных примерах на уроке и дома, выполняя упражнение. Ученику разрешается (при желании) выучить текст диктанта.

Разученный диктант записывается под диктовку на следующем уроке.

Как правило, текст подготовленного диктанта насыщен орфограммами. Учитель может варьировать сложность такого диктанта в зависимости от подготовленности класса: использовать текст с разными видами орфограмм и пунктограмм, текст, который включает смешиваемые учениками языковые явления.

2.2.1.6. Графический диктант

Вырабатывает умение записывать реальный лексический, грамматический материал в виде графических схем.

Предъявляемый учителем языковой материал (слова, словосочетания, предложения, текст) ученики записывают в виде принятых в школьной практике графических изображений.

Для графического диктанта могут быть использованы схемы состава слова, однородных членов предложения, схема структуры словосочетания, простого предложения, осложнённых и сложных предложений.

Ход выполнения. Учитель диктует языковой материал первый раз – дети слушают, затем слово или предложение повторяется 2-3 раза, ученики записывают материал в виде схем; последнее чтение – для самопроверки.

:      –   ,    –    и      –    

×           кого?

глаг. + сущ. в р.п.

^^^^^^   ––––––   ======    – – – – –

2.2.1.7. Немой диктант

Цель диктанта -развивать умение переводить образы видимых предметов, явлений, действий в слова и предложения (= записать то, что вижу).

–Учащимся предъявляется материал (визуально – картинки, рисунки, фото; кинестетически – движения, действия, позы), который вербализуется и записывается.

1. Пользуйтесь тематическими сборниками диктантов. (рекомендованными источниками методической литературы).

2. Не увлекайтесь творческими диктантами

3. Помните: у каждого вида диктанта своё назначение

4. Четко следуйте методике

5. Выберите те виды, которые наиболее эффективны для вашего класса.

  • Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков. – М.,1997.
  • Зеньковский В. В. Психология детства. М., Академия, 1995.
  • Ладыженская . Речь. М., Педагогика, 1990.
  • Лимпан-Орлова Г. К. Пиши правильно. М., Логос, 1991.
  • Львов М. Р. Правописание в начальных классах. М., Флинта, Наука, 1998.
  • Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов, М., Просвещение, 1984.
  • Семенова Е. Е. “ Занимательная грамматика. М., Омега, 1995.
  • Ткаченко Н. Г. Тесты по грамматика русского языка. М., Рольф. Айрис-пресс, 1997.
  • Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М.,1991.

Методика словарного диктанта

Эта
методика предназначена для организации
процессов повторения, закрепления,
тренировки, в частности, для усвоения
правописания словарных слов.

Помимо
этого она имеет и организационно-управленческую
значимость: особенность методики
заключается в том, что она не требует
особого процесса запуска и постоянного
присутствия учителя.

Работа
по данной методике организуется в парах
сменного состава. Работа в паре идёт
так. Один ученик имеет при себе одну
карточку (скажем, СС1 (словарные слова
1), а другой ученик – другую (СС2). Первый
ученик диктует второму слова своей
карточки. Второй пишет их в своей тетради.
Первый ученик по своей карточке сверяет
правильность написания слов вторым
напарником. Когда первый ученик продиктует
все слова своей карточки, напарники
меняются ролями. Теперь второй ученик
диктует слова из своей карточки (в нашем
случае это карточка СС 2), а первый
записывает их в тетради. Когда все слова
продиктованы, ученики заканчивают
работу и расходятся.

Классификация диктантов

Диктант
– это вид орфографического упражнения,
сущность которого для учащихся состоит
в записи воспринимаемого на слух
предложения, слова, текста.

– Выборочный
диктант – это письменная работа, в
процессе которой школьники из
продиктованного текста выбирают и
записывают слова, словосочетания или
– реже – предложения на закрепляемое
правило.

– Распределительный
диктант – это письменная работа, в
процессе которой ученики записывают
весь диктуемый текст, распределяя его
по группам по указанию учителя.

– Выборочно-распределительный
диктант – это письменная работа, при
выполнении которой проводится не только
выборочная запись диктуемого текста,
но и распределение записанного на
группы.

– Творческий
диктант – это запись текста под диктовку
с грамматическим, орфографическим,
пунктуационным или стилистическим
изменением каждого предложения по
заданию учителя.

– Свободный
диктант – это промежуточная работа
между диктантом и изложением, при которой
текст, прослушанный учащимися, не
записывается под диктовку, а пересказывается
свободно.

– Восстановленный
диктант – это работа по связному
тексту, в процессе которой школьник
сначала прослушивает предложенный
отрывок, затем пишет по нему выборочный
диктант и наконец, восстанавливает
связный текст по выписанным категориям.

– По
аналогии – это такая творческая работа,
в процессе которой ученик прослушивает
читаемый учителем текст, а затем
записывает самостоятельно составленный
связный текст, сходный с продиктованным
по композиции и грамматической структуре,
но отличающийся от него по содержанию.


Предупредительный диктант используется
в целях отработки приёмов применения
правил и направлен на овладение учащимися
алгоритмом действий. Перед записью
текста или в процессе записи (при так
называемом комментированном письме)
учащиеся объясняют, как напишут слово
и почему.


Объяснительный диктант включает
доказательство написания орфограммы
после записи предложения или текста в
целом. Данный вид диктанта представляет
собой своего рода коллективную проверку
написанного, развивает внимание учащихся
к орфограммам. В процессе записи учащиеся
подчёркивают орфограммы, требующие
проверки, после записи – контролируют
запись выполнения работы.


Самодиктант или письмо по памяти:
учащиеся запоминают текст, зрительно
или на слух воспринятый, и затем пишут
его самостоятельно.


Зрительно-слуховые диктанты начинаются
с самостоятельного чтения учащимися
текста, затем идёт поиск и объяснение
орфограмм.

Виды диктантов, их типология, классификация и методика проведения

Диктант
– это такой вид письменной работы, при
котором учитель диктует текст. А учащиеся
записывают на основе сложившегося ранее
навыка письма. Учитель диктует текст в
соответствии с произносительными
нормами русского языка.

Весь
текст прочитывается выразительно,
медленно. Учащиеся слушают его, уясняя
содержание. Затем текст читается по
отдельным предложениям. Учащиеся
приступают к записи предложения после
того, как оно прочитано учителем до
конца. Желательно, чтобы ученики запомнили
предложение и «про себя» повторили его
до записи: это предупреждает переспрашивание.
Учитель при диктовке текста должен
выдержать равномерный тем, чтобы не
было отстающих в письме. Важно читать
текст достаточно громко, внятно. Чтение
должно быть подсказывающим или, наоборот,
«подлавливающим» учеников. Если в
диктанте встречаются слова на ещё не
изученные правила, то эти слова следует
произносить чётко или выписать на доске.

После
записи всего текста учащимся учитель
прочитывает его целиком. Учащиеся следят
по тетрадям, проверяя написанное. На
проверку отводится 5 – 7 минут урока.

Диктант
по целям работы:

●Предупредительный
диктант – применяется с целью закрепления
полученных орфографических навыков.
Методика его проведения состоит в том,
что учитель читает текст по предложениям.
Вызванный ученик повторяет предложение
и объясняет, как надо писать слова. Слова
и части слов, написание которых
объяснялось, подчёркиваются. Ценность
предупредительного диктанта состоит
в том, что в этом орфографическом
упражнении чередуются анализ и синтез.
Ошибки предупреждаются до записи текста.
Этот вид диктанта лучше всего использовать
на начальном этапе изучения правила.

●Контрольный
диктант – дается после изучения большой
орфографической темы. Цель – контроль
за формированием навыков правописания.
Тексты насыщены словами на изученные
правила. К контрольному диктанту
предлагаются 1-2 грамматических заданий,
связанных с текстом. Задания выполняются
в тексте или выписывают слова из текста.
Тексты должны содержать те орфограммы,
которые изучены к моменту проведения
диктанта. Если встречается слово на
неизвестное правило, даются слова для
справок.

●Словарный
диктант – включают слова с непроверяемыми
написаниями; слова на то или иное правило
правописания, связанные с составом
слова (корень, приставка, суффикс); слова
и формы слов на правописание безударных
окончаний (падежные окончания имен
существительных и прилагательных,
личные окончания глаголов).

●Текстовые
диктанты представляют собой связный
текст.

Диктант
по форме работы:

●Зрительный
диктант – отличается тем, что текст,
предназначенный для записи, прочитывается
самими учащимися. Учитель записывает
его на доске. Ученики внимательно
вчитываются в текст, всматриваются в
орфограммы, распознают слова на изучаемое
правило. Можно эти правила повторить
при зрительной подготовке к записи
текста. Текст закрывается. Затем учитель
диктует. После записи учащиеся сами
проверяют написанное. Зрительные
диктанты особенно полезны при обучении
правописанию слов, не регулируемых
правилами.

●Творческие
диктанты – тоже обучающие, но с существенным
отличием в том, что ученики, опираясь
на данные слова или словосочетания,
самостоятельно создают текст. Творческий
диктант способствует развитию
самостоятельности учащихся, их речи и
мышления и служит средством повторения
и закрепления изученного материала.

●Объяснительный
диктант – в большей степени способствуют
развитию самостоятельности учащихся
в усвоении программного материала.
Объяснительный диктант проводится
тогда, когда ученики достаточно хорошо
усвоили правила правописания и могут
самостоятельно применять их в практике
письма. Методика проведения данного
вида диктанта заключается в том, что
текст пишется без предварительного
объяснения и разбора орфограмм. Объяснение
написания проводится после записи.
Учитель диктует предложение, учащиеся
повторяют его и записывают в тетрадь.
Затем кратко объясняют написанное.

●Письмо
по памяти – проводится с целью закрепления
навыка правописания слов с различными
орфограммами, но преимущественно с
теми, запоминание которых основано на
зрительном восприятии. Как орфографическое
упражнение, оно ценно тем, что требует
от учащихся тщательной подготовки. Они
заучивают наизусть текст в несколько
строк, объясняют все орфограммы, знают
препинания, запоминают слова на ещё не
изученные правила (если они есть в
тексте). Заранее подготовленный текст
самостоятельно записывается учащимися.
После записи проводится проверка: дети
сличают текст с написанным на доске.
Такой вид диктанта развивает орфографическую
зоркость, умение видеть «опасные места».

Оцените статью
Экодиктант - Помощь