УМК «Школа России»
Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка.
Проверка обеспечивает мне возможность определить качество знаний учащихся, уровень владения формируемыми умениями. Это, в свою очередь, позволяет оценить готовность учащихся к изучению нового материала и эффективность применяемых методов и приёмов обучения.
Для учащихся проверка важна:
В школьной практике проверка осуществляется в устной и письменной форме; применяются текущий тематический контроль и итоговый учёт знаний.
Основными видами письменных проверочных работ по русскому языку являются: диктанты, проверочные списывания, грамматические задания, изложения, сочинения.
Целью составленных мной проверочных работ является проверка усвоения программного материала по изученным темам курса по учебникам Л. М. Зелениной и Т. Е. Хохловой.
Время проведения проверочных работ – 10-15 минут. Но учитель может регулировать это время, исходя из возможностей своего класса, чтобы избежать нервозной обстановки. А для итоговой работы следует отвести целый урок, так как учащемуся нужно сосредоточиться, чтобы вспомнить всё, что он узнал в течение учебного года по русскому языку.
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 1
Ворона, капуста, лопата, мороз, петух, ребята, собака, тарелка, хорошо, язык.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 2
(за 1 четверть)
Родина, растение, ягода, овощи, квартира, учитель, русский, язык, город, деревня.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 3
(за 2 четверть)
Картофель, капуста, огород, малина, север, ноябрь, мороз, комната, квартира, трактор.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 4
Родина, комната, квартира, картина, рисунок, карандаш, пенал, русский, ребята, альбом, пейзаж, портрет.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 5
(за 3 четверть)
Трамвай, топор, кровать, одежда, яблоко, лестница, праздник, восток, класс, группа, аллея, север.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 6
Тетрадь, язык, север, рисунок, народ, одежда, кровать, квартира, дежурный, берёза, восток, урожай.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
За ошибку в диктанте не считаются:
За одну ошибку в диктанте считаются:
Негрубыми ошибками считаются следующие:
Входной контрольный диктант №1
Дедушка и внуки.
У Серёжи и Коли есть дедушка. Он купил внукам букварь. Мальчики рады. Они смотрят в букваре картинки. Скоро мальчики будут читать книги.
Контрольный словарный диктант.
Петух, корова, ребята, капуста, Москва, пенал, посуда, ученик.
Контрольное списывание №1
1. Спишите текст. Подчеркните заглавные буквы в словах.
Дорога Волга всем нашим людям. На Волге в давние времена русские люди вставали на борьбу со своими врагами. На Волге в последнюю войну наши воины разбили фашистов.
2. Расставь ударения во всех словах.
Контрольный диктант №2 по теме «Предложение»
Андрей и Юра идут в лес. Рядом бежит пёс Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белки. Спрятались под ёлкой серые ёжики. По сосне стучит дятел.
II вариант – в 5 и 6 предложениях подчеркнуть главные члены предложения.
Контрольный диктант №3 (за I четверть)
Дует сильный вет в тучах. Цлый день идёт дождик. Кругом лужи. Птиц улетели в тёплые края. Сороки скачут жилища людей. Н
1 вариант – первого предложения;
2 вариант – пятого предложения.
3. Записать 3 многозначных слова.
Контрольный диктант №4 по теме
«Правописание слов с безударным гласным звуком в слове»
Сильные морозы сковали озёра и реки. Снега засыпали землю. Тихо в лесах и полях. Природа уснула до весны. Холодный ветер гуляет кругом. Зимой птицам трудно добывать еду. Они летят к людям. Покормите птиц!
1. Выпишите из текста диктанта 3 слова с безударной гласной в слове и подберите к ним проверочные слова.
2. Разделите слова для переноса: сильные, уснула, зимой.
3. Во втором и в четвёртом предложениях подчеркните главные члены.
Контрольный диктант №5 (за I полугодие)
по теме «Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Был морозный денёк. Кругом лежит пушистый снег. Петя и Илья бегут на каток. Там звучит музыка. На коньках мальчики скользят по льду. Ольга и Яна лепят снегурку. Малыши играют в снежки. На кустах весело чирикают воробьи. Пёс Барбос лает на птиц.
Слова для справок: ск
1. В шестом предложении поставьте над словами ударение.
2. В седьмом и восьмом предложениях подчеркнуть грамматическую основу.
3. Из текста диктанта выпишите 3 слова, которые нельзя перенести.
Контрольное списывание №2
Был трескучий мороз. На льду реки весело пела . Вот птичка прыгнула в . Там она искала . Через минуту птичка выскочила на лёд. Она снова весело запела. Это был водяной воробей-оляпка. птички покрыты тонким слоем жира. Оляпке не холодно в ледяной воде.
(по В. Бианки)
Орфографическое и оценочное задание:
Одежда, пальто, платок, сапоги, коньки, метро, дорога, машина, работа.
подчеркнуть непроверяемую гласную.
Контрольный диктант №6 по теме
«Правописание слов с парными согласными»
По ночам холод. В лесу ещё лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лёд. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поёт. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весны.
1. Выпишите из текста диктанта три слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.
2. Подберите однокоренные слова к слову (вариант I – снег, вариант II – холод).
Контрольный диктант №7 по теме
«Правописание слов с разделительным мягким знаком»
Зимой в лесу.
Зимой друзья Илья и Максим пошли в лес. На деревьях иней. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В сучьях деревьев было жильё зверька. Над елью кружила стайка клестов.
Слова для справок: дерев
1. Выпишите из текста диктанта три слова с разделительным мягким знаком, подчеркните орфограмму.
2. Укажите количество букв и звуков в словах (вариант I – Илья, вариант II – жильё).
Контрольный диктант №8 по теме
«Правописание имён собственных»
Вот деревня Знаменка. Там река Угра. Утро. Дует тёплый ветерок. У воды урчат лягушки. На берегу Игорь и Алёша. Братья ловят рыбу. В траве сидит кот Васька. Скоро Игорь поймал окунька. Рыбку дали коту. Васька был рад. Алёша вытащил щуку. Отец похвалил ребят.
Слова для справок: лов
1. Подчеркните заглавную букву в именах людей, кличках животных, географических названиях.
2. В последнем предложении поставьте знак ударения над всеми словами.
3. Запишите название населённого пункта, в котором вы живёте.
Контрольный диктант №9 (за III четверть)
по теме «Глагол»
Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке треснул лёд. Над водой кружат быстрые чайки. Проснулся медведь. К реке вышли лось и лосёнок. Звонко стучат дятлы. Присел на пенёк заяц. Звери и птички рады теплу и весне.
1. Подчеркнуть в предложениях главные члены (I вариант – в 4 и 5 предложениях, II вариант – в 8 и 9 предложениях).
2. Определить число глаголов (I вариант – в 1, 2, 3, 4 предложениях, II вариант – в 5, 6, 8, 9 предложениях).
Контрольный диктант №10 (Итоговый)
Катя и Алёша идут в берёзовую рощу. Рядом бежит пёс Булька.
Ярко светило солнышко. На деревьях распустились клейкие листочки. От берёз на траве видны тени. Весело пели дрозды.
Грачи уже построили своё жильё. В гнёздах пищали грачата. Вот летит папа грач. Он несёт птенцам червячка.
Слова для справок: берёз
Контрольное списывание №3.
На горячем коне гордо мчался смелый мальчик.
Сердитый бык сказал коню: «Стыдись! Я бы не позволил мальчику управлять собою».
Конь сказал: «Много ли чести в том, что я сброшу ребёнка!»
Итоговый словарный диктант.
Одежда, пальто, платок, сапоги, коньки, обезьяна, картина, рисунок.
подчеркнуть в словах буквы, написание которых нельзя проверить, поставить ударение, найти и подчеркнуть среди записанных слов лишнее.
Контрольный диктант №11 по теме «Части речи»
Я тихо иду по тропе. Я наблюдаю за жизнью в лесу. Вот с дерева на дерево прыгнула белка. Над елью кружили клесты. Дятел стучал по коре сосны. В дупле дуба гнездо у совы. Под землёй у высокой берёзы нора крота.
1. Выпишите предлоги (вариант I – из первых трёх предложений, вариант II – 4, 5, 6 предложений).
2. В последнем предложении над словами надпишите части речи.
Контрольный диктант №12 по теме «Повторение»
Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно!
1. В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.
2. Выпишите 2 слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.
3. Разделите слова для переноса: сильный, длинные, пыль.
Анализ словарного диктанта
Дата «_____»__________20___ г
Количественный показатель – ______ %
Учитель (ФИО полностью) –
Анализ контрольного диктанта
Безударная гласная в корне ___________________ обучающихся____%
Пропуск, замена букв, искажения слов __________ обучающихся____%
Правописание парных согласных _______________ обучающихся____%
Правописание непроизносимых согласных_______ обучающихся____%
Правописание гласных после шипящих _________ обучающихся ____%
Безударные окончания глаголов ________________ обучающихся ____%
Запятая при однородных членах предложения ____ обучающихся ____%
Правописание разделительного Ь _____________ обучающихся____%
Правописание предлогов и приставок ___________ обучающихся ____%
Падежные окончания прилагательных ___________ обучающихся ____%
Падежные окончания имён существительных _____ обучающихся ____%
Правописание суффиксов ______________________ обучающихся ____%
Правописание словарных слов __________________ обучающихся ____%
Оформление предложения _____________________ обучающихся ____%
Анализ контрольного списывания
Грамматические задания
“5” ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
“4” ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
“3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
“2” ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
Цель: проверка остаточных знаний по программе второго класса и навыков каллиграфического написания букв.
Мы часто ходим в ближайший лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом. (41 слово)
Слова для справок: ходим, воздухом.
Цель: проверить умение применять на практике повторенные орфограммы.
Прощание с осенью
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома. (49 слов)
Слова для справок: стало, подмёрзла.
по теме «Однокоренные слова»
Цель: проверить умение применять на практике правила написания слов на изученные орфограммы, разбирать слова по составу.
Ребятишки любят мастерить разные вещицы. Летом они заготовили сосновые и еловые шишки, семена различных растений. Детишки запасли веточки и листочки. И вот открыта мастерская. Она будет выпускать лесные игрушки. Мальчики и девочки делают забавных зверюшек. Вот лесовичок. Какая красивая лисичка-сестричка! Какие чудные ежиха и козлёнок! Кому подарить эти поделки? Ученики отнесли их в детский сад. (55 слов)
Слова для справок: лисичка-сестричка.
Цель: проверить умение применять правила правописания слов с орфограммами в корне слова, формировать умение проверять написание этих слов изменением формы слова, подбором родственных слов.
На улицах города
Зимой убирают снег с улиц. Вот машина с железным скребком и круглой щёткой. Она очищает скребком снег с дороги, а щётка всё подметает. Теперь снег надо убирать. Подходит другая машина. Она остановилась около снежной кучи. Заработала машина железными лопатами – снег пополз в грузовик. Скоро снега не осталось, будто в городе и зимы не было. (58 слов)
(По Н. Калинину)
1 вариант: подметает, с железным.
2 вариант: подходит, около снежной.
по теме «Правописание корней»
Цель: выявить сформированность навыков правописания слов на основе изученных правил; проверить усвоение элементарной теории языка: правописание о, е в сложных словах, безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, правописание приставок, разделительного твёрдого знака, удвоенных согласных, смягчающего мягкого знака; проверить умение определять части речи и разбирать слово по составу; проверить умение определять главные и второстепенные члены предложения.
Подъём в гору
Альпинистов часто называют скалолазами. Это смелые, выносливые люди. Им приходится видеть водопады, наблюдать землетрясения, извержения вулканов.
Эти спортсмены – умелые пешеходы. Они проходят большие расстояния до горных хребтов, а затем поднимаются вверх. Подъём становится всё круче. Приходится постоянно делать крутые повороты и идти в обход. Отдохнуть можно на бугорке.
Взгляду открылся интересный вид. На утёсе орёл съедал свою добычу. Бедный зайчишка попался ему в лапы. Альпинисты почувствовали жалость к зверьку.
СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ № 6
по теме «Имя существительное»
Цель: формировать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма.
Словарная работа: (запись на доске)
Овеяно, легенда, победа, на передовой, генералы, офицеры, солдаты, сражение, Великая Отечественная война, руководство, Маршал Жуков Георгий Константинович, Ленинград, Курская дуга, Сталинградское сражение, битва за Берлин, акт о безоговорочной капитуляции Германии, Парад Победы, торжеством, Спасские ворота.
Имя Георгия Константиновича Жукова овеяно легендой.
Его сила духа, вера в победу передавались всему фронту.
На передовой в его лицо с надеждой смотрели генералы, офицеры, солдаты.
Все великие сражения Великой Отечественной войны были проведены под руководством Маршала Жукова. Ленинград, Курская дуга, Сталинградское сражение и битва за Берлин.
Жуков принял акт о безоговорочной капитуляции Германии. Бурная радость перемежалась со слезами.
Ему была оказана честь принимать Парад Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве.
Застыли войска. Торжеством светятся глаза солдат, генералов, маршалов, гостей. Из Спасских ворот на белом коне выехал Маршал Жуков. Грянули торжественные звуки дорогой для каждой русской души музыки Глинки «Славься».
Георгий Константинович Жуков был всегда солдатом Отчизны.
ЗРИТЕЛЬНО-СЛУХОВОЙ ДИКТАНТ № 7
Цель: тренировать умение применять правила правописания слов со звонкими и глухими согласными, удвоенными согласными, разделительным мягким знаком, безударными гласными в практике письма; умение находить орфограммы, проверять их написанием формы слова, подбором родственных слов; проверять навыки правописания мягкого знака в именах существительных с основой, оканчивающейся шипящим звуком.
Мой товарищ Илья гостил у бабушки. Село Юрьево находится на берегу реки Свищ.
Заиграет на берегу первый луч солнца, а друзья уже на берегу реки. У них всегда с собой удочки. А вот поймана первая рыбка – ёрш. Ловили ребята и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, карась, линь, сом.
Мальчики часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Кругом тишь. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.
ДИКТАНТ № 8
Цель: проверить навык правописания двойных, непроизносимых, безударных, звонких и глухих согласных, предлогов и приставок, родовых окончаний имён существительных, не с глаголами, мягкого знака после шипящих на конце основы; проверить умение разбирать слова по составу, а предложения по частям речи.
В нашем русском краю всё в старину было деревянное. Из дерева делали ложки и дома, ступки и кадки.
Русские мастера по дереву славились повсюду. Особенно были знамениты новгородские плотники. Здесь топором владел каждый.
Они строили деревянные здания с удивительной быстротой. Плотники возвели в Коломне деревянный дворец. Это настоящее чудо из дерева. На него приезжали любоваться гости из многих стран.
(По. Е. Мар)
Слова для справок: повсюду, деревянный.
ДИКТАНТ № 9
по теме «Имя прилагательное»
Цель: проверить умение писать безударные родовые окончания имён прилагательных в единственном числе и окончания прилагательных во множественном числе.
Наступает радостное время года. Ласковое весеннее солнце согревает всё вокруг. Синее небо высокое. По небу плывёт лёгкое облачко. Крепкий лёд на реке потемнел. Сонный лес стоит голый. Пахучие почки уже набухли. На вербах отпали тонкие чешуйки, показались серебряные барашки. На земле лежит прошлогодняя листва, сухие травинки. В вершинах деревьев шумит весенний ветер. Счастливое время!
1 вариант: 4 предложение.
2 вариант: 5 предложение.
1 вариант: радостное, травинка.
2 вариант: в вершинах, ласковое.
1 вариант: ласковое, крепкий.
2 вариант: радостное, счастливое.
ДИКТАНТ № 10
Цель: проверить усвоение правил написания изученных орфограмм; умение правильно писать родовые окончания у имён прилагательных, предлоги и приставки; выполнять разбор слова по составу, подбор однокоренных слов, разбирать предложения по членам, изменять глаголы по временам.
Лакомства для зверей
Бурого медведя считают хозяином смешанных лесов. Он очень любит малину и мёд. Косолапый часто совершает набеги на жилища диких пчёл. Забредает порой на пасеки. Пчёлы мстят медведю. Они жалят его в кончик носа, язык. Зверю приходится спасаться бегством.
Барсук поедает коренья растений, полевых мышей, земляных червей, юрких ящериц, ядовитых змей, болотных лягушек. Его любимое лакомство – виноград.
Заяц любит грызть морковь, капусту, репу и петрушку.
1 вариант: 1 предложение.
2 вариант: последнее предложение.
ДИКТАНТ № 11
Цель: проверить уровень навыков правописания слов на изученные в течение учебного года орфограммы, написание предлогов и приставок, родовых окончаний имён прилагательных, личных окончаний глаголов; умение определять границы предложения; подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу; разбирать предложения по частям речи и членам предложения.
В солнечное утро у пруда закуковала кукушка.
Деревья ещё не просохли от утренней росы. Откуковала кукушка. И вот весь сад засвистел, зашумел листьями.
Божьи коровки, птицы взялись за работу. Для птиц настала жаркая пора. С утра до позднего вечера пернатые несут корм в гнёзда.
В эти дни постарайся не гулять по лесу с собакой. Легко спугнуть птиц с гнезда. Погибнут от голода птенцы.
1 вариант: утро, кукушка.
2 вариант: роса, работа.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 1
Цель: проверить навыки списывания.
Ирина Петровна Соловьёва работает на заводе. Она собирает часы. Семья Соловьёвых получает новую квартиру. Квартира находится на шестом этаже. Из её окон очень красивый вид. Около дома жильцы посадили цветы и деревья. Есть во дворе и детская площадка. Друзья и родные поздравили семью с новосельем.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 2
На улице стоит слабый мороз. Солнце посылает на землю яркие лучи. Под ногами хрустит снег. Дорога укатана санями. Небо над землёй стоит чистое и высокое. Днём можно увидеть на небе молодой месяц серпом. В лесных ручьях течёт светлая и прозрачная вода. На дне ручьёв видны сухие листочки и травинки. (51 слово)
(По И. Соколову-Микитову)
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 3
Цель: формировать навык самостоятельной работы, проверять сформированность навыка списывания и каллиграфические навыки.
Слонёнок, попугай, удав и мартышка жили в Африке. Каждый день они собирались вместе. Мартышка пела смешные песенки. Удав, слонёнок и попугай слушали и смеялись. Слонёнок задавал всем умные вопросы. Иногда слонёнок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него.
Всем было очень весело.
(По Г. Остеру)
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 4
В России живёт множество разных народов. Народы эти объединяются в группы, а группы – в семьи. Это объединение происходит по языку, на котором они говорят.
До наших дней дошла поговорка кочевников: «Наша дружба поблекнет лишь тогда, когда хмель утонет в воде, как камень, и камень полетит по воздуху, как хмель».
Хмель – это вьющееся растение. Стебелёк у хмеля длинный, лёгкий. Такой никогда не утонет!
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 5
Цель: проверить умение каллиграфически правильно писать буквы, слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв; формировать умение работать самостоятельно, применять правила написания орфограмм в словах.
Светит горячее весеннее солнце. Льёт тёплый дождь. Алёнка и Таня вышли на улицу. Они стали шлёпать босыми ногами по лужам. Взлетели весёлые брызги. Девочки громко смеялись.
Дождь быстро кончился. Девочки увидели Ваню Дроздова. Он нёс маленькие деревца. Это были липки. Их вырастили из семян. Деревца будут сажать около пасеки. Пчёлы любят липовый цвет.
Журнал «Завуч школы» №5, 2003 год
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2007, 158 с.
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2007, 175 с.
Моисеев И. А. Контроль и оценка результатов обучения: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2010, 128 с. ( Педагогика. Психология. Управление.)
Никифорова В. В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 3 класс. М.: ВАКО, 2010, 80 с. ( Контрольно-измерительные материалы)
Псарева Л. А., Жиренко О. Е., Обухова Л. А.Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой: 3 класс. М.: ВАКО, 2009, 400 с. ( В помощь школьному учителю)
Контрольное списывание № 3 за четверть
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 4 (за 3 четверть)
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 5 (за год)