Как составить математический диктант

Формы проведения математических диктантов.

Польза устных вычислений огромна. Выполняя устно арифметические действия, дети не только повторяют правила арифметики, закрепляют их, но и, что самое главное, усваивают не механически, а осмысленно. При устных вычислениях развиваются такие ценные качества, как внимание, сосредоточенность, выдержка, смекалка, самостоятельность. Одной из форм устного счета – математический диктант (далее МД.)

Эффективность проведения МД зависит не только от правильного определения объема и содержания этих занятий, но и от их организации: правильной постановки заданий и опроса, рационального проведения учета знаний и навыков учащихся. Все задания предлагаются устно. Такая форма организации занятий является наиболее ценной, так как развиваются внимание и память учащихся, а главное, они подготавливаются к «жизненному» счету, где часто приходится выполнять действия над числами, воспринимаемыми на слух. Однако эта форма требует большого умственного напряжения, а поэтому сравнительно быстро утомляет детей, особенно тех, у кого преобладает зрительная память.

В МД , обычно, участвуют не все дети. Особенно много бывает пассивных учащихся, когда диктуемые упражнения содержат большие числа или когда подряд дается много заданий на слух. Во избежание этого, для развития интереса к данной работе необходимо разнообразить формы проведения МД.

Основное назначение МД – помочь учителю эффективно тренировать устойчивость внимания детей, оперативную память, умение сосредоточиваться.

Исходя из этих целей в диктантах даны следующие группы заданий:

, в которых нужно вычислять, решать задачи, выполнять преобразования и т.п., получив информацию на слух;

в которых требуется оценить истинность высказывания, для чего необходимо быть внимательным и сосредоточенным, уметь слушать, слышать и анализировать данные;

· направленные на усвоение математической

МД обеспечивают содержательным учебным материалом этап в начале урока математики, а также этап подведения итогов в конце урока.

Развитию грамотной математической речи способствует наличие в каждом диктанте образцов чтения математических выражений.

Прочитывать вслух задания диктантов могут отдельные учащиеся по указанию учителя. Это особенно полезно детям с недостаточной техникой чтения, а также тем, у кого преобладает зрительное восприятие.

Математические диктанты можно давать и для домашней работы под руководством родителей. Это позволит каждому ученику дополнительно спокойно потренироваться в чтении математических текстов, не спеша разобраться в отдельных задачах, проверить свои знания.

Учителю читать диктант детям достаточно один раз. Это заставляет учеников быть предельно внимательными и собранными. Все вычисления и преобразования ученики выполняют только устно.

Оценки за работу выставляются с учетом числа верно решенных заданий. Если в диктанте 6 (или 8) заданий, оценки могут быть такими:

Формы проведения математических диктантов:

Учитель читает вслух задания диктанта. Учащиеся на листочках или в тетрадях записывают ответы. Сразу же следует показать верные ответы, обсудить решения отдельных заданий. При правильной записи – ответ обводится в кружок (попадание в цель)

10 – это 7 и еще сколько?

От какого числа надо отнять 5, чтобы получилось 7?

Найдите значение разности чисел 15 и 9.

Увеличьте 7 на 5.

Уменьшаемое 12, вычитаемое 8. Найдите разность.

У брата 5 тетрадей, у сестры столько же. Сколько тетрадей у брата и сестры вместе?

Гребенчатый тритон линяет каждые 7 дней. Сколько раз пройдет линька у тритона за 14 дней?

Учитель читает вслух задания диктанта. Учащиеся (на узких листочках, расположенных на столе по вертикали) записывают ответ и заворачивают край листочка. следующий ответ пишется ниже завернутого фрагмента и т.д. Проверка работы осуществляется с последнего ответа.

Полезно время от времени в классе давать всем ученикам тексты диктантов для самостоятельной работы с ними (записав текст диктанта на доске, слайде). Это важно для запоминания правописания математических терминов.

Ответы записываются буквами И (если высказывание истинное) или Л (если ложное)

1. Если число 14 увеличить на 7, то получится 21.

2. Разность чисел 87 и 3 равна 90.

3. Число 34 больше числа 40 на 6.

4. Пример на сложение всегда можно заменить примером на умножение.

5. Если число 97 уменьшить на 8, то получится 89.

6. Сумма чисел 56 и 2 равна 76.

7. Число 68 меньше числа 100 на 32.

8. Все двузначные числа меньше числа 100.

9. Если уменьшаемое равно 24, а вычитаемое — 4, то разность равна 28.

10. В числе 37 содержится 7 десятков и 3 единицы

Сначала диктуется задание для 1 варианта. Ученик второго, на основе ответа соседа, записывает свой. Ответы у вариантов получаются разные.

I – в.

Запишите число, которое предшествует числу 12

II – в.

Увеличьте это число на 5

Запишите наибольшее однозначное число

Запишите последующее этого число

Запишите число, в котором 2 ед. 1 дес.

Уменьшите это число на 4

Введение в математический диктант элементов игры, нестандартных форм проведения помогает детям, интересующимся математикой, поддерживать и развивать интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает затруднения, – понять и заинтересоваться ею.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Математический диктант – хорошо известное средство обратной связи между учащимися и учителем. Это одна из многих оправдавших себя форм контроля знаний учеников. Выполняя задания, дети становятся более организованными и сосредоточенными. Проведение математического диктанта на этапе устного счета способствует не только развитию навыков вычисления, но и повышению их математической культуры, обогащению математического языка

Если диктанты проводятся систематически, учащиеся приучаются воспринимать задания на слух. Ценность таких навыков неоспорима – она приводит к умению слушать.

Необходимо следовать определенной методике проведения математического диктанта. Текст сначала прочитывается в целом, чтобы учащиеся знали, что от них требуется. Темп чтения определяется по темпу работы среднего ученика. Учитель выбирает такого ученика в классе, начинает читать следующее задание , когда данный ученик справился с предыдущим заданием. Необходимо следить за всем классом, реагировать на все неизбежные сбои темпа, на вопросы учащихся типа: «повторите, я не успел». Следует приучить учащихся пользоваться черновиками, где они могут делать пометки, записи в ходе диктовки.

Эффективность устного счета зависит не только от правильного определения объема и содержания этих занятий, но и от их организации: правильной постановки заданий и опроса, рационального проведения учета знаний и навыков учащихся, правильного чередования устных и письменных вычислений. Чаще всего задания предлагаются устно. Такая форма организации занятий является наиболее ценной, так как развиваются внимание и память учащихся, а главное, они подготавливаются к «жизненному» счету, где часто приходится выполнять действия над числами, воспринимаемыми на слух. Однако эта форма требует большого умственного напряжения, а поэтому сравнительно быстро утомляет детей, особенно тех, у кого преобладает зрительная память.

Наблюдающееся в школьной практике применение только этой формы занятий ведет к тому, что в устном счете участвуют не все дети. Особенно много бывает пассивных учащихся, когда диктуемые упражнения содержат большие числа или когда подряд дается много заданий на слух. Во избежание этого необходимо чисто слуховые упражнения перемежать с упражнениями на зрительное восприятие.

Основное назначение математических диктантов, помочь учителю эффективно тренировать устойчивость внимания детей, оперативную память, умение сосредоточиваться. Исходя из этих целей в диктантах даны следующие группы заданий:

Предложенные задания обеспечивают содержательным учебным материалом этап  в начале урока математики, а также этап подведения итогов в конце урока. Развитию грамотной математической речи способствует наличие в каждом диктанте образцов чтения математических выражений.

Введение в математический диктант элементов игры, нестандартных заданий помогает детям, интересующимся математикой, поддерживать и развивать интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает затруднения, – понять и полюбить ее.

можно организовать так:

Учителю читать диктант детям достаточно один раз. Это заставляет учеников быть предельно внимательными и собранными. Все вычисления и преобразования ученики выполняют только устно.

Математический диктант – одна из альтернативных форм контроля знаний, позволяющая участвовать всем учащимся сразу, а не нескольким, как при традиционном опросе.

Очень важно организовать проверку диктантов. Существует несколько видов проверки. Это запись правильных ответов на листочках с последующей сдачей их учителю на проверку, запись правильных ответов на доске, когда дети сверяют ответы со своими, взаимопроверка с соседом по парте и другие варианты, подходящие тому или иному составу учащихся. Иногда можно предложить учащимся задание на дом : составить текст математического диктанта. Оценки за работу выставляются с учетом числа верно решенных заданий. Если в диктанте 6 (или 8) заданий, оценки могут быть такими:

Тема. « Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».

Проверить умение воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 и соотносить их с соответствующей группой предметов; сравнивать числа в пределах 10, читать простейшие математические записи вида 1 + 1 = 2 и др.; соотносить эти записи с конкретной иллюстрацией (рисунком); выполнять табличное сложение в пределах 10; представлять числа первого десятка ввиде суммы двух слагаемых; решать логические и текстовые задачи в одно действие.

Тема. « Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание»

Проверить умение читать и записывать числа от 0 до 20; выполнять табличное сложение и вычитание в пределах 20; представлять все числа от 2 до 20 в виде суммы двух слагаемых; решать текстовые и логические задачи в одно действие.

1.10- это 7 и еще сколько?

  • Истомина Н. Б., Шмырева Г. Г. Дидактические карточки-задания по математике. М. Астрель. 1979.
  • Гейдман Б. П. Математика. – M.: Изд-во Московского университета, 1999.
  • Волкова С. И., Столярова Н. Н. Тетрадь с математическими заданиями. – M.: Просвящение, 1993.

Мастер-класс  «Математические диктанты на уроке»

В 2017 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией. Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.  Оказывается,  что нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире и какое будущее их ждет через 10-20 лет, если они сегодня проводят полдня перед экранами своим суперсовременных гаджетов.

Математический диктант  активизирует внимание школьников, позволяет быстро проверить и оценить их знания и умения, является хорошим организующим элементом урока. Поэтому в своей педагогической практике на уроках математики я и использую математические диктанты.  Мой опыт сложился в результате стремления  включить в учебную деятельность на уроке всех учащихся, иметь оперативную обратную связь на уроке с каждым учеником, сформировать общеучебные умения и навыки, в частности, научить слушать учителя.

Плюсы и минусы

Если Вы в своей работе не применяете математические диктанты, значит, для этого есть причины, так как применение диктантов может вызывать определённые трудности:

много времени тратится на подготовительную работу;

проведение диктанта требует от учителя весьма большого напряжения: надо читать в оптимальном темпе тексты заданий, следить за группой, реагировать на практически неизбежные сбои.

Организация проведения математического диктанта

Для диктантов я использую листы бумаги (бланки ответов) или  диктанты пишем в рабочей тетради. Можно использовать при проведении диктанта два бланка ответов для того, чтобы ученик мог один бланк сдать учителю, а второй использовать для проверки правильности выполнения работы. У нас есть закрытые доски,  можно, либо написать ответы заранее, либо вызвать два ученика к доске и их ответы проверить вместе с группой. Проверка сразу на уроке даёт возможность ещё раз закрепить изученный материал. Формы проверки диктанта:

Правила проверки и оценки

Оценки за работу выставляются с учетом числа верно выполненных заданий.

Нормы оценок за 10 вопросов:                  Нормы оценок за 8 вопросов:

10-9 вопросов – оценка «5»                           8 вопросов – оценка «5»

8-7 вопросов – оценка «4»                            6-7 вопросов – оценка «4»

6-5 вопросов – оценка «3»                            4-5 вопросов –  оценка «3»

Менее 5 вопросов – оценка «2».                  Менее 4 вопросов – оценка «2»

Работа с родителями

Выступления на родительских собраниях во всех группах  по следующим вопросам: как помочь своему ребенку в изучении математики, как контролировать выполнение домашних заданий, выполнение работы над ошибками в рабочих тетрадях, как работать с учебником, в частности как работать с и математическим тренажером и как реагировать на оценки и замечания учителя математики в тетради и в дневниках.

Вопросы  анкеты и ответы

Надо ли проводить диктанты? Зачем они нужны? – для того, чтобы узнать, что дети не понимают в программе, чтобы лучше учиться, мы можем проверить себя, помогают развиваться в теме.

Иногда не нужно, потому что вначале нужно убедиться в том, что все поняли материал.

Что тебе мешает? – мешает сосед, я ему говорю, чтобы он писал, учитель быстро говорит, не успеваю, неуверенность в себе, моя невнимательность и  непонимание темы, плохо слышу учителя, я не слышу некоторые вопросы, мне ничего не мешает и не отвлекает

Если бы я был учителем математики – я бы проводил  диктант реже и делал больше по 10-12 вопросов, я бы не ставил двойки за диктант, я бы сначала все повторила с детьми, а потом писала, я бы проводил диктант  иногда помогая детям,  давал бы небольшие подсказки, я бы 3 раза повторял задание, не строго, но внимательно, я бы проводил их с позитивом, весело, иногда сложные, а другие легкие – вот такие пожелания детей

все виды проверки,  нравится когда проверяет учитель, потому что некоторые дети исправляют, самопроверка (я могу исправить свои ошибки, я могу не заметить свои ошибки), мне нравится проверять работы своих одногруппников, ибо я чувствую себя учителем, мне нравится проверять соседа – больше нравится самопроверка и проверка учителя

В заключение хочу сказать, что учащимся сложно воспринимать информацию на слух. Что верно, то верно: учащимся, не привыкшим к математическим диктантам, воспринимать задания на слух действительно трудно. Но если диктанты проводятся часто и систематически, то школьники приучаются выполнять задания на слух, а ценность такого умения неоспорима. Итак, математическим диктантам необходимо отвести надлежащую роль в системе упражнений для усвоения базовых задач. Следует лишь применять их разумно, творчески, учитывая индивидуальные особенности учителя и учеников. Предлагать учащимся самим составить математический диктант и дать возможность провести в группе, где они учатся. Надеюсь, что мой опыт заинтересует коллег-математиков, будет полезен при обучении учащихся.

Спасибо за внимание

Диктант на уроке математики

Математический диктант — короткая письменная самостоятельная работа, во время которой дети воспринимают задание на слух (полностью или частично), решают его или записывают только ответ. Это система связанных между собой вопросов. Продолжительность — 10-15 минут.

Как правило, школьникам проще разобраться с задачей, условие которой они могут прочитать. Но если диктанты проводятся часто, дети постепенно овладевают необходимым навыком.

Диктант — известная форма контроля знаний. Перед началом изучения новой темы стоит убедиться, что дети усвоили предыдущую порцию знаний. Целесообразно вместо опроса как традиционной формы проверки знаний провести математический диктант. Это будет более эффективно, поскольку большинству учеников устный ответ одноклассника у доски вовсе не помогает повторить пройденный материал. Получается, что работают только несколько человек, а остальные дети пассивны.

Применяя математические диктанты, педагог:

Особенности заданий математических диктантов

Каждое задание диктанта — независимая часть. Ребенок, который не справился с одним вопросом, должен иметь возможность найти ответ на другой.

Классификация заданий

Способствуют вырабатыванию основных математических умений и навыков. Выполняются на основе основных формул, теорем, определений, свойств математических объектов.

Они не столько развивают мышление детей, сколько формируют «плацдарм» для дальнейшего изучения предмета. Задания такого типа помогают решить более сложные упражнения.

Реконструктивные

Это распространенный вид заданий, который встречается на всех этапах учебной деятельности. В условии указывается общий принцип решения (решите графически систему линейных уравнений) или сопоставление с изученным материалом (решите задачу, составив систему уравнений).

Школьник справится с заданиями, если сможет реконструировать их, соотнести с несколькими более простыми, репродуктивными упражнениями. Их характерная особенность заключается в том, что ученику придется проанализировать общие пути решения, выделить отличительные признаки объекта. Это упражнения на построение графиков, составление уравнений, задания, которые требуют от ребенка умения правильно применить несколько алгоритмов, формул, теорем.

Вариативные

Чтобы справится с заданием, школьнику придется из всего арсенала математических знаний выделить те, которые необходимы для его решения. Ученику надо воспользоваться интуицией, суметь найти выход из необычной ситуации. Это упражнения на сообразительность, «с изюминкой».

Использование разных видов заданий способствует развитию детского мышления.

Типы математических диктантов

В основе классификации — дидактическая цель и форма заданий. Виды диктантов:

Как провести и проверить математический диктант?

Технология проведения диктанта:

Целесообразно сразу же проверить диктант, заранее записав правильные ответы с обратной стороны доски. Если не сделать этого сразу, многие дети даже не заметят допущенных ошибок. В таком случае рациональные формы проверки — взаимопроверка и самопроверка.

Учитель контролирует процесс проверки: предлагает сверить ответ к первому заданию и поднять руку всем, кто с ним не справился. Если неправильных ответов много, а задание важное, он или кто-то из учеников делают необходимые пояснения. Таким образом сверяются ответы ко всем заданиям.

В силу специфики математических диктантов (восприятие вопросов на слух, лаконичность ответов) их педагогические возможности несколько ограничены. Эта форма работы позволит проверить, как ученики усвоили обязательный минимум знаний. Для глубокой проверки она не подходит. Было бы ошибкой полностью заменить диктантом другие формы контроля.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь