Итоговый диктант 1 курс по русскому языку

Итоговые контрольные диктанты для 1 класса. Соответствуют программам школ России и ФГОС.

У Юры и Димы были кролики. Всё лето мальчики ухаживали за ними. Они чистили клетки и носили корм. (19 слов)Слова для справок: ухаживали, за ними, носили.

Прозвенел звонок. Начался урок. Дети слушают учителя. Ученики читают, решают, пишут. Они хотят много знать и уметь. (19 слов)Постановку запятых проговаривает учитель.

Весна. Журчит ручей. На реке льдины. Над водой чайки. Они ищут пищу. (12 слов)

Мы с другом Юрой ходили в библиотеку. Здесь много интересных книг. Я выбрал сборник стихов Ирины Петровны Токмаковой. Мой друг захотел перечитать сказки Владимира Григорьевича Сутеева. (26 слов)Слова для справок: сборник, здесь, много. Имена, отчества и фамилии авторов рекомендуем диктовать чётко и по слогам.

Мы учимся в первом классе. Нашу учительницу зовут Ольга Александровна Иванова. Она учит нас читать и писать без ошибок. (21 слово)

Июль. Деревня Чайка. Вот луг. Там корова Зорька. Она жует сочную траву. У тропы дуб. Тут сидит Алеша. Мальчик играл в рожок. (22 слова)

Мама подарила Дашеньке куклу. Дочка назвала её Настей. Даша кормила Настеньку, наряжала. Вечером девочка читала кукле сказку и укладывала спать. (22 слова)Слово для справки: укладывала. Постановку запятой проговаривает учитель.

У Маши и Саши живёт пёс Чак. Он рыжий и лохматый. У Чака большие лапы и пушистый хвост. Ребята часто играют с собакой. (23 слова)

Мама ушла. Гриша и Юра одни дома. Они играют. У Гриши кубики. У Юры конь. Мальчики живутдружно. (19 слов)

Зимний вечер окутал город. На улице идёт снег. Плавно кружат в воздухе пушистые хлопья. В свете фонаря снежинки блестят и сверкают. (22 слова)Слово для справки: сверкают.

Май. Поет дрозд. В кустах гнездо. Там пищат птенцы. У реки стрижи. К воде полз уж. (16 слов)

Прозвенел звонок с урока. Ученики вышли в коридор. Дети играют, вспоминают смешные истории. В классе остались дежурные. Они помогли учителю раздать тетради. (23 слова)Слова для справок: прозвенел, (в) коридор. Постановку запятой проговаривает учитель.

У Славы жил кот Мурзик. Мурзик любил играть в кустах. Однажды Слава долго искал кота. А кот сидел на окне. Слова для справок: сидел, на окне.

Во дворе гуляют малыши. Дима возит на машинке кубики. Света и Маша лепят из песка куличи. Девочки угощают куличами кукол. Дети играют дружно. (25 слов)

Лес. Светит звезда. Вышли на охоту рысь и еж. В чащу летит орел. На сосне кричит сова. (17 слов)

9-й классТема: «Повторение изученного в 5–8-х классах»

Кролик не успел закончить рассказ. Вдруг он вскинул голову, навострил уши, и ноздри его затрепетали. Через несколько секунд беглецы совсем рядом услышали тяжелую поступь. Неожиданно листья кустарника на другой стороне тропинки разошлись, и оттуда высунулась вытянутая голова с черно-белыми полосками. Морда опущена, зубы скалятся, нос почти касается земли. Потом друзья разглядели крупные мощные ноги и черное туловище. Глаза, злые и умные, уставились прямо на них. Еще кролики увидели зубы, сверкавшие белизной. Какое-то время все неподвижно смотрели на это чудовище. Потом Шишак, стоявший к нему ближе других, повернулся и двинулся прочь. « Пошли отсюда, – шепнул он на ходу. – С ним лучше не связываться». Друзья побежали за ним и вскоре выскочили на небольшой обрыв. Увидев реку, они замерли и вытаращили глаза. Разумеется, после тяжелой ночи переплыть через нее будет трудно.

(По Р. Адамсу)(127 слов)

Тема: «Сложносочиненное предложение»

ОХОТА НА ТУРА

Дремавший рогач приподнял голову, и лохматые уши описали два медленных полукруга, вбирая в себя шорохи и голоса. Что его разбудило? Не то принесенный ветром подозрительный шум, не то просто нюх на опасность. Но наяву лес не рассказал ему ни о чем тревожном. Старый тур по привычке лизнул голое пятно на черном плече и вновь опустил голову, продолжая прерванный отдых. Но вдруг он стремительно вскочил на ноги. Жадно раздувшиеся ноздри быка втянули воздух, и глубоко в груди родился грозный рокот. Глаза тура начали наливаться кровью. В воздухе витал ненавистный человеческий дух. Он страшно фыркнул и шагнул вперед, но угроза не помогла. Запах продолжал расти, и тогда бык повел коров прочь. За убегающим туром летела свора собак и скакали во весь опор охотники. Он легко перелетал поваленные стволы, с треском крушил грудью подлесок. Ярость и унижение толчками бились в сердце быка.

(По М. Семеновой)(139 слов)

ПОЕЗДКА НА КАВКАЗ

Однажды мама торжественно объявила, что на днях мы на все лето уезжаем на Черное море, в маленький городок Геленджик. Геленджик был тогда очень пыльным и жарким городком без всякой растительности. Только колючие кусты и чахлая акация с желтыми сухими цветочками росли в палисадниках. Но бухта была очень хороша. В теплой воде плавали, как розовые и голубые цветы, большие медузы. Прибой выбрасывал на берег водоросли, гнилые поплавки от рыбачьих сетей и обкатанные волнами куски темно-зеленых бутылок. Однажды отец нанял линейку, и мы поехали на Михайловский перевал. На горах весь день лежали, зацепившись за вершины, облака из серой сухой ваты. Кое-где из зелени торчали утесы, а вдали я увидел вершину, горевшую льдом и снегом. Линейка начала спускаться. Мы въехали в такую чащу, что пришлось остановить лошадей, слезть с линейки и идти дальше пешком. Мы вышли на поляну в зеленом ущелье. Под густыми буками мы увидели старый сарай, стоявший на берегу горной речонки. Мы хотели сразу идти по реке, но мама расстелила скатерть, достала провизию и велела нам перекусить.

(По К. Паустовскому)(168 слов)

Тема: «Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и изъяснительными»

ВСТРЕЧА С ОРАНГОМ

Сначала это ужасное существо показалось Генри человеком. Но уже в следующий момент мальчик сообразил, что перед ним обезьяна. При виде лохматого чудовища он не мог подавить испуг за сестру, которая была совсем рядом с животным. Первым побуждением Генри было броситься к обезьяне и выстрелить ей в морду. Но в тот самый момент, когда он уже собирался это сделать, Нелли спряталась за дерево. Увидев, что обезьяна не собирается преследовать его сестру, Генри остался на месте. Очевидно, обезьяна хотела добраться до зарослей водяных лилий у берега. Генри знал, что оранги питаются фруктами. Если фруктов почему-либо не оказывается, то они едят сочные листья и стебли растений. Мальчик вскочил и быстро побежал к дереву, за которым спряталась Нелли. Там он крепко обнял сестру и попытался успокоить ее, потрясенную встречей с огромной обезьяной. Брат и сестра сообразили, что лучше всего остаться на месте и привлечь к себе осторожнее взрослых.

(По М. Риду)(145 слов)

Составьте схемы выделенных предложений:

I вариант – курсивом;

II вариант – полужирным шрифтом.

(I полугодие»; повышенной степени сложности)

В лесу, залитом бледным лунным светом, стояла удивительная тишина. Внезапно глухой треск, донесшийся откуда-то издалека, нарушил ночное безмолвие. Охотник Роб Уапп поднял голову и прищурился, пытаясь что-то рассмотреть в той стороне, откуда послышался звук. Старый лесоруб, сидевший вместе с Робом у затухающего костра, продолжал задумчиво курить трубку. Роб вопросительно посмотрел на товарища, и он, заметив это, пробормотал: «Старое дерево свалилось». Роб ничего не ответил, но тень сомнения скользнула по его открытому, мужественному лицу. В лесу снова наступила тишина, которая казалась даже более торжественной из-за едва слышного журчания ручейка и шипения догорающих поленьев. Охотник и лесоруб сидели молча, думая каждый о своем. Лесоруб любил и уважал Роба, который был не по годам искусным охотником, прекрасно знавшим нравы лесных зверей. Сам он тоже был хорошим охотником, но, в отличие от Роба, ничем, кроме дичи, в лесу не интересовался. Сейчас он обходил леса, отмечая лучшие ели и сосны, чтобы срубить их зимой. Поэтому мысли его были заняты только деревьями, годными для рубки.

(По Ч. Робертсу)(159 слов)

(I полугодие; средней степени сложности)

Вслед за внезапным исчезновением бобров у пруда произошла та неожиданная встреча, которая обычно путает самые точные расчеты, разрушает самые верные планы. Приведенный в ярость исчезновением добычи медведь бросился вперед. В это же время обе рыси подскочили в воздух и распластались в полете гигантского прыжка. С яростным визгом и фырканьем они опустились на землю в нескольких шагах от медведя, плотно прижав к головам уши. Короткие рысьи хвосты вздрагивали от злости. Медведь быстро повернулся к противникам. Он был готов как к атаке, так и к защите. Для него было ясно, что эти рыси спугнули бобров и тем самым испортили ему охоту. Подобного вмешательства не потерпит ни одно из хищных животных. Но и рысям было очевидно, что в их неудаче виновен медведь. Поэтому рыси чувствовали слепую ярость, которая могла заставить их броситься на любого врага и вцепиться в него зубами и когтями. Но медведь был владыкой леса, и серые хищницы хорошо знали, что и вдвоем им едва ли удастся справиться с ним.

Маленький магазинчик был завален вещами, но среди них не было практически ничего ценного. У всех стен стояли бесчисленные пыльные рамы от картин. В витрине были лотки с гайками и болтами, перочинными ножами со сломанными лезвиями, тусклыми часами, которые даже не притворялись, что их можно завести, и всякой прочей дребеденью. Лишь на маленьком столике в углу магазина располагался лоток с остатками антикварных вещей. Уинстон подошел к столику, и ему бросился в глаза круглый гладкий предмет, мягко отсвечивающий в лучах керосиновой лампы. Он взял его в руки. Это был тяжелый кусок стекла, внутри которого был странный, изогнутый предмет, напоминающий розу. Округлая поверхность увеличивала его, как лупа. Его очаровала даже не красота, а то, что коралл всем своим видом говорил, что он из другого времени, совершенно непохожего на сегодняшнее. Привлекательность заключалась и в том, что покупка не обладала видимой пользой. Все старинные, а потому все красивые вещи были отчасти под подозрением. Уинстон тут же заплатил продавцу и опустил вожделенную вещь в карман. (161 слово) (По Дж. Оруэллу)

Кондитерских производств в конце XIX века было множество. А уж кондитерских лавок и магазинов было столько, что и не сосчитать. Каждый старался выделиться на фоне других, придумать что-то особенное, что заставило бы покупателей вернуться снова и снова. И продавцы начали осваивать науку, которую мы теперь называем рекламой. Кондитерский магазин был прекрасным миром, который манил и детей, и взрослых. Чем больше товара стояло на витрине, тем богаче он считался. В оформлении использовали вазы, статуэтки, искусственные цветы, шелковые ленты. Чтобы сладости не плавились на солнце, в витрины выставляли муляжи. Здесь можно было купить сладости на любой вкус и кошелек. Самыми дорогими были, как правило, наборы шоколада или шоколадных конфет в красивых коробках, сделанных на заказ. Бедным покупателям предлагали развесные леденцы, карамельки и крохотные шоколадки без оберток. Даже на копейку можно было купить сладостей. (132 слова) (По А. Васнецовой)

В те дни, когда я только начинал свое знакомство с островом, пес Роджер был моим неизменным спутником. Вместе мы отваживались уходить все дальше и дальше от дома, отыскивали уединенные оливковые рощи, которые надо было исследовать и запомнить, пробирались сквозь миртовые заросли — излюбленное пристанище черных дроздов, заходили в узкие долины, окутанные густой тенью кипарисов. Роджер был для меня идеальным спутником, его привязанность не переходила в навязчивость, храбрость — в задиристость. Он был смышлен, добродушен и весело сносил все мои выдумки. Если мне случалось поскользнуться где-нибудь на влажном от росы склоне, Роджер уже был тут как тут, фыркал, будто в насмешку, бросал на меня быстрый взгляд, встряхивался, чихал и, сочувственно лизнув, улыбался мне своей кривой улыбкой. Если я отыскивал что-нибудь интересное — муравейник, лист с гусеницей, паука, пеленающего муху шелковым свивальником, — Роджер останавливался и ждал, пока я закончу свое исследование. Когда ему казалось, что я слишком замешкался, он подходил поближе, жалобно тявкал и начинал вилять хвостом. Если находка была пустяковой, мы сразу отправлялись дальше, если же встречалось что-нибудь, заслуживающее пристального внимания, мне стоило только строго взглянуть на Роджера, и он сразу понимал, что дело затянется надолго. Уши у него тогда опускались, он переставал вилять хвостом, плелся к ближайшему кусту и растягивался в тени, глядя на меня глазами страдальца. (205 слов) (По Дж. Дарреллу)

В XX веке школа в России претерпела множество самых разных преобразований. Сразу после Октябрьской революции решили отменить все уроки, домашние задания, отметки, дневники и форму. Пусть в новой стране будет новая школа! Дети, конечно, очень обрадовались, но учиться перестали совершенно. Пришлось возвращать обратно строгий школьный распорядок. Ещё удивительнее было то, что мальчики и девочки учились сначала вместе, затем в разных школах, как в гимназические времена, а потом опять вместе. Но непроливайки, промокашки и металлические перья были неизменны. Они прожили долгую школьную жизнь, ими пользовались ещё в конце пятидесятых годов прошлого века. И только в шестидесятые годы школьный класс стал таким, каким мы видим его сейчас: яркие учебники и тетради, парты, больше похожие на столы, на партах — шариковые ручки. С этими ручками в нашей стране произошла интересная история: в некоторых школах они долгие годы были под запретом. У нас новые ручки были большой редкостью, за сменными стержнями выстраивались длинные очереди в магазинах. А школьникам младших классов учителя запрещали их использовать. Считалось, что шариковая ручка портит почерк, поскольку теперь можно было писать быстро, не нажимая на кончик пера, как раньше. И ученики перестали старательно выводить букву за буквой. Но всё-таки к концу шестидесятых годов шариковые ручки победили, и даже самые строгие учителя стали писать ими. (205 слов) (По Е. Литвяк)

Кролик не успел закончить рассказ. Вдруг он вскинул голову, навострил уши, и ноздри его затрепетали. Через несколько секунд беглецы совсем рядом услышали тяжелую поступь. Неожиданно листья кустарника на другой стороне тропинки разошлись, и оттуда высунулась вытянутая голова с черно-белыми полосками. Морда опущена, зубы скалятся, нос почти касается земли. Потом друзья разглядели крупные мощные ноги и черное туловище. Глаза, злые и умные, уставились прямо на них. Еще кролики увидели зубы, сверкавшие белизной. Какое-то время все неподвижно смотрели на это чудовище. Потом Шишак, стоявший к нему ближе других, повернулся и двинулся прочь. « Пошли отсюда, – шепнул он на ходу. – С ним лучше не связываться». Друзья побежали за ним и вскоре выскочили на небольшой обрыв. Увидев реку, они замерли и вытаращили глаза. Разумеется, после тяжелой ночи переплыть через нее будет трудно. (127 слов) (По Р. Адамсу)

Синее летнее утро. В небе, высоком и чистом, только кое-где видны маленькие кругловатые облачка, как пушечные дымки на старинных батальных картинах, но и они исчезают. А пониже их, на окраине села, серый и беззвучный, почти не двигая крыльями, проплывает кругами ястреб. Картина мирная, идиллическая, когда ничего особенного не ожидается. И вдруг в несколько секунд все меняется: из плетеного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами. Шум, писк, мелькание желтоватых и серых комочков. Заметив куриное семейство, ястреб словно замирает на месте, затем, сваливаясь на одно крыло, круто пикирует во двор. В то же мгновение из сеней, вздымая к небу обтрепанный веник, выбегает сухонькая старушка: «Прочь лети, разбойник!» Ястреб круто меняет линию полета, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад. А из-под березы, с коврика, поднимается внук старушки, только что окончивший филологический институт и получивший месяц отпуска перед отъездом на работу. (143 слова) (По Н. Грибачеву)

1. Выполните морфологический разбор: 1-й вариант: окончивший (внук); 2-й вариант: обтрёпанный веник) 2. Выполните синтаксический разбор предложений: 1-й вариант: Заметив куриное семейство, ястреб словно замирает на месте, затем, сваливаясь на одно крыло, круто пикирует во двор. 2-й вариант: Ястреб круто меняет линию полета, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад. 3. Разберите по составу: 1-й вариант: разгребая, замирает; 2-й вариант: вздымая, выбегает 4. Обведите в тексте кружком: 1-й вариант: а) сочинительный противительный союз; 2-й вариант: а) подчинительный союз. 5. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения и разберите их: 1 вариант – И вдруг в несколько секунд все меняется: из плетеного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами. 2 вариант – А из-под березы, с коврика, поднимается внук старушки, только что окончивший филологический институт и получивший месяц отпуска перед отъездом на работу.

1. Выполнить синтаксический разбор: I вариант – 1 предложения второго абзаца, II вариант — 1 предложения последнего абзаца. 2. Обозначить в тексте орфограммы в корне слова.

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух – всё это нехорошо воздействовало на нас. В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперёд. Ранним утром мы надеялись быть в незнакомой деревеньке. Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая вёслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защёлкал соловей, за ним другой. Казалось, весь воздух пронизан чарующими звуками. Мы восхищались соловьиным пением и красотой ночи и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костёр и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение. (175 слов)

1. Фонетический разбор слова ехать 2. Синтаксический разбор предложения: В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке. 3. Найти односоставное предложение 4. Найти неполное предложение (Где-то защёлкал соловей, за ним другой.)

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздействовало на нас. В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперед. Мы плыли медленно по течению реки. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защелкал соловей, за ним другой. Мы восхищались соловьиным пением и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костер и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение. (150 слов)

Кусака долго металась по следам уехавших людей. Она добежала до станции и вернулась обратно. Начался частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу. Бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветливого неба. На террасе, с которой была снята парусина, свет долго еще печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он. И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла. Врываясь в монотонный шум дождя, вой прорезал тьму. И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любимому сердцу. (110 слов)(По Л. Андрееву)

1. Выполните синтаксический разбор: 1-й вариант: На террасе, с которой была снята парусина, свет долго еще печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он. 2-й вариант: И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любимому сердцу. 2. Выпишите из своего предложения три словосочетания с разными видами подчинительной связи и сделайте их разбор. 3. Составьте схемы выписанных словосочетаний 4. Словообразовательный разбор: 1-й вариант: добежала, быстро; 2-й вариант: заполнил, глухо 5. Выпишите из текста один подчинительный и один сочинительный союз. Сделайте морфологический разбор.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь