Голубое летнее утро. В небе высоком и ясном

Голубое летнее утро. В небе высоком и ясном Экодиктант

Черный дятел-желна — большой дятел, с ворону. Бывает, в све­жем дереве дыру в два кулака и глубиной по локоть пробьет.

Если о дятле просто по дырам судить, то получится; что желна ле­су враг. А если внимательно приглядеться? Оказывается, дятел- желна — друг лесу и помощник леснику. Дыры желна выбивает толь­ко в больных деревьях. Заглянешь в дыру и увидишь в глубине за­гнившую сердцевину или ходы муравьев дровосеков. И хоть на вид дерево свежее и здоровое, никуда оно не годится. Надо его скорей на дрова рубить, пока оно не сгнило и соседей не заразило.

Настоящие лесники желну ценят. Он как безошибочный указа­тель. Лесники к деревьям и присматриваются, и выстукивают их, а отличить наверняка заболевшее от здорового так и не могут. А желна прицепится, клювищем раза два стукнет — и будто на рентгене про­светит! А ведь бывает, что до больного места сантиметров двадцать сквозь здоровую древесину добирается!

(По Н. Сладкову) (140 слов)

Задание

Ранним утром над притихшим болотом висит густой туман. Он стелется до самого крыльца, и огромный клён, тесно прижавшийся к дому, как будто стоит по колено в молоке. Ни справа, ни слева – нигде ничего нельзя разглядеть. Но появляется солнце, и туман начинает отступать. Белесые его клочья, клубящиеся и цепляющиеся за колючие кусты, уползают вдаль. Небо расчищается и становится по-весеннему прозрачным и светлым. Роса ещё не обсохла, и крошечные водяные капли повисли повсюду: на листьях, на цветах, на стеблях травы.

К вечеру с болота тянет тёплый ветерок, который приносит с собой запахи трав, сонные голоса птиц и целую тучу звенящих комаров.

Валерка боится болота, и к ночи ему становится не по себе. В лесу жалобно ухает какая-то птица.

«Должно быть, страшно ей там одной», — думает он, засыпая.

1. Выпишите из диктанта слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Рядом напишите проверочные слова (по три-четыре примера).


Голубое летнее утро. В небе высоком и ясном

2. Разберите слова по составу.

притихшим, по-весеннему, расчищает.

звенящих, по-заячьи, становится.


Голубое летнее утро. В небе высоком и ясном

3. Выписать из текста по два словосочетания на все виды связи.

1-й вариант: первый абзац.

Согласование: ранним утром, над притихшим болотом.

Управление: на стеблях травы; висит утром.

Примыкание: тесно прижавшийся, уползают вдаль.

2-й вариант: остальной текст.

Согласование: теплый ветерок; сонные голоса.

Управление: запахи трав; голоса птиц.

Примыкание: жалобно ухает; думает, засыпая.

4. Сделать синтаксический разбор предложения.


Голубое летнее утро. В небе высоком и ясном

Голубое летнее утро. В небе высоком и ясном

Синее летнее утро. В небе, высоком и чистом, только кое-где видны маленькие кругловатые облачка, как пушечные дымки на старинных батальных картинах, но и они исчезают. А пониже их, на окраине села, серый и беззвучный, почти не двигая крыльями, проплывает кругами ястреб. Картина мирная, идиллическая, когда ничего особенного не ожидается.

И вдруг в несколько секунд всё меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами. Шум, писк, мелькание желтоватых и серых комочков. Заметив куриное семейство, ястреб словно замирает на месте, затем, сваливаясь на одно крыло, круто пикирует во двор. В то же мгновение из сеней, вздымая к небу обтрёпанный веник, выбегает сухонькая старушка: «Прочь лети, разбойник!»

Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад. А из-под берёзы, с коврика, поднимается внук старушки, только что окончивший филологический институт и получивший месяц отпуска перед отъездом на работу.

1. Синтаксический разбор предложения.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено деепричастным оборотом, однородными определениями и уточняющим обстоятельством места).


Голубое летнее утро. В небе высоком и ясном

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, неполное, осложнено двумя деепричастными оборотами и однородными сказуемыми).

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения и разберите их.

3. Морфологический разбор слова: обтрепанный, окончивший.


Голубое летнее утро. В небе высоком и ясном

3. В предложении является определением.


Голубое летнее утро. В небе высоком и ясном

Цель:
проверить  знания,  умения 
и  навыки  учащихся 
на  начало  учебного 
года.

Содержание  контрольного  диктанта 
направлено  на  выявление 
уровня  развития  умений, 
выбора  условий  для  написания:

–  проверяемые 
безударные  гласные;

–  непроверяемые 
безударные  гласные;

–  правописание окончаний  имён 
существительных;

–  написание 
непроизносимых  согласных:

–  правописание 
корней  с  чередованием;

–  н-нн 
в  прилагательных;

–  не 
с  прилагательными,  наречиями 
и  глаголами;

–  написание  
производных  предлогов;

–  запятая 
при  однородных  членах 
предложения;

–  запятая 
в  сложном  предложении;

–  запятые 
при  причастном  и 
деепричастном  обороте

Грамматические 
задания  направлены  на 
выявление уровня  сформированности  практических 
умений  и  навыков:

– синтаксического 
разбора  предложения;

– разбора  по  составу 
слова;

– умения 
подбирать  проверочные  слова.

Я 
вышел  из  дома ночью, 
потому  что  предполагал 
добраться  до  утиного 
озера  к  рассвету. 
Шёл  по  пыльной 
дороге,  спускаясь  в неглубокие 
овраги,  поднимался  на 
пригорки,  пересекая  редкие 
сосновые  борки,  с 
застоявшимся  в  них 
запахом  смолы    и 
земляники,  снова  выходил 
к  полю.

Никто 
не  обгонял  меня, 
и  я ни  с 
кем  не  встретился. 
Вдоль  дороги  тянулась 
рожь.  Она  созревала 
уже  и  стояла 
неподвижно,  чуть-чуть  светлея 
в  темноте.  Скоро 
дорога  ушла  влево, 
и  я  ступил 
на  твёрдую  тропинку, 
извивающуюся  вдоль  берега 
небольшой,  но  глубокой 
речонки.  Плывущие  по 
ней  брёвна  изредка 
сталкивались  друг  с 
другом,  и  тогда 
раздавался  слабый  звук, 
будто  кто-то  стучал 
топором  по  дереву.

На 
другой  стороне  реки 
яркой  точкой  горел 
костёр,  и  узкая 
прерывистая  полоска  света 
тянулась  от  него 
далеко  по  воде.

Я 
прибавил  шаг,  миновал 
осиновый  подлесок  и 
в  небольшой   ложбинке, 
окруж1нной  со  всех 
сторон  густым  лесом, 
увидел  костёр.  Возле 
него,  подперев  рукой  голову,  пристроился человек.  Он 
что-то  негромко  напевал.

1. Выписать  по  одному 
слову   с  орфограммой 
в  корне:

Безударной 
гласной,  проверяемой  ударением 
–  1-й  вариант

Чередующейся 
гласной  –  2-й 
вариант

2. Разобрать 
слово  по  составу:

застоявшимися  – 
1-й  вариант                                           извивающуюся  – 
2-й  вариант

3. Произведите 
синтаксический  разбор  предложения:

Она  созревала 
уже  и  стояла 
неподвижно,  чуть-чуть  светлея 
в  темноте.  – 
1-й  вариант

Возле  него, 
подперев  рукой  голову, 
пристроился человек.  – 
2-й  вариант

Сборник диктантов по русскому языку для учеников 9 класса .

Темы диктантов для 9 класса:

Диктант Из журнала (177 слов)

ПОДСПОРЬЕН. А. Ш АПИРОИтоговые контрольные диктанты6-й классI Овцеводство было знакомо русским еще с
древнейших времен. В южной России все условия
местности благоприятствовали этому промыслу. В
привольные степи этого края приходили из Азии
кочевые народы со своими стадами. По их примеру
русские люди стали разводить у себя стада овец.
Тогда этим занимались преимущественно для мяса и
мало обращали внимания на шерсть, но все же ее
пряли, валяли и делали из нее грубое крестьянское
сукно.
Шелковые ткани вместе с другими предметами
роскоши привез в Киев из Царьграда князь Олег.
Позже шелк-сырец в Россию привозили из Персии.
Московские цари разыскивали и вызывали из-за
границы искусных мастеров для заведения в России
шелковых фабрик. (102 слова)
(По В. О. Ключевскому)Грамматические задания1. Выпишите слова, образованные
сложением основ.
2. Подчеркните как члены предложения 2
относительных прилагательных (1-й вариант); 2
качественных прилагательных (2-й вариант).
3. Выполните морфемный и морфологический разбор
слов древнейших, русским (1-е предложение),
для мяса, шелковые (1-й вариант); русские (4-е
предложение), стада, искусных, из Азии (2-й
вариант). IIСамый большой железный метеорит
найден в 1920 году в юго-западной части Африки. Он
весит почти 60 тонн. Но истории известно о более
крупных космических странниках. В конце
девятнадцатого века в Аризонской пустыне
обнаружили громадную воронку диаметром 1200
метров и глубиной 175 метров. Ее в доисторические
времена при падении образовал гигантский
железный метеорит.
Метеоритное железо сравнительно легко
подвергалось обработке, из него изготовляли
простейшие орудия. Потом люди стали пытаться
извлечь железо из руды. Железный век пришел на
смену бронзовому около 3000 лет назад.
Однако в литературе встречается удивительное
сообщение: в шестнадцатом веке в серебряных
рудниках Перу нашли длинный железный гвоздь в
куске каменной породы. Если это правда,
получается, что он пролежал в земле много
десятков тысячелетий.(114 слов)
(По С. И. Венецкому)Грамматические задания1. Выпишите два словосочетания сущ. +
прил., в которых одно и то же прилагательное
употреблено в разных значениях. Дайте
лексическое толкование обоих значений этого
прилагательного.
2. Выпишите 5 прилагательных с н или нн
в суффиксе. Объясните (графически или словами)
написание слова в каждом случае.
3. Выпишите все прилагательные в сравнительной и
превосходной степени. К какому разряду относятся
эти прилагательные?
4. Выполните морфологический и морфемный (по
составу) разбор слов юго-западной, громадную,
шестьдесят (1-й вариант); длинный, серебряных,
шестнадцатом (2-й вариант). IIIВ
шестом веке славяне ходили полунагие, в
ненастное время прикрывались шкурами. Позже
одежда русских славян была уже не так проста. Они
носили холщовые или полотняные рубахи с
разрезным воротом, воротник и края рукавов
вышивали разноцветным шелком или серебряными
нитями, унизывали драгоценными каменьями.
Знатные люди надевали штаны шелковые и парчовые.
Все сословия, кроме самого низшего, носили кафтан
– узкую одежду с длинными рукавами и высоким
стоячим воротником, который закрывал весь
затылок. Кафтан, как и все почти старинные
русские платья, застегивался спереди пуговицами.
Он был домашней одеждой. Человек, который не
хотел прослыть невежею, принимая почетного
гостя, надевал сверх кафтана ферязь – одеяние
почти до лодыжек, с рукавами, но без воротника.
Предки наши любили длинную одежду, короткая
казалась им неприличною. (114 слов)
(По В. О. Ключевскому)Грамматические задания1. Выпишите слова, которые не
употребляются без не, выполните их
морфологический разбор.
2. Найдите в тексте и подчеркните прилагательные
с таким составом:корень – суффикс – суффикс –
окончание;
корень – соединит. гласная – корень – суффикс –
окончание. Укажите, каким способом образовано
каждое из этих слов. Годовой диктантДля Тузика на шоссе не было ничего
интересного, и я отводил его подальше в лес,
отстегивал кожаный поводок.
Тузик не помнил себя от счастья. Он припадал к
земле, фыркал, кидался с поцелуями, как футболист,
который забил гол. Некоторое время он
стремительно носился вокруг, потом мчался
куда-то изо всех сил с неистовым лаем, сшибая
пеньки, а я бежал нарочно в другую сторону и
прятался в зарослях.
Скоро Тузик начинал волноваться. Он призывно
лаял и носился по лесу, разыскивая меня. Когда же
он подбегал так близко, что мордой мог коснуться
меня в моем укрытии, я вдруг с ревом выскакивал из
засады и валил его на землю.
Мы катались по траве и рычали, и Тузик так
вытаращивал глаза, что на меня нападал смех. (120 слов)
(По Ю. Ковалю)Грамматические задания1. Выпишите из текста диктанта
относительное, неопределенное, личное
местоимения; качественное прилагательное (1-й
вариант); возвратное, притяжательное,
отрицательное местоимения; относительное
прилагательное (2-й вариант).словообразовательный разбор слова вытаращивать
(1-й вариант); забить (2-й вариант); морфемный (по составу) разбор слова отстег_вал
, пеньки (1-й вариант); к_тались, поводок (2-й вариант);морфологический разбор слов на
ш_ссе, для Тузика (1-й вариант); в зар_слях,
пеньки (2-й вариант).3. Обведите одним кружком союз и,
соединяющий однородные члены, и двумя кружками –
союз и, соединяющий простые предложения в
сложное.7-й классI(122 слова)
(По Ю. Яковлеву)Грамматические задания1. Подчеркните как член предложения
причастный оборот (1-й вариант); деепричастный
оборот (2-й вариант).
2. Выпишите прилагательное с приставкой не,
которое без не не употребляется (1-й вариант);
является антонимом к прилагательному без этой
приставки (2-й вариант).
3. Выполните морфемный и морфологический разбор
слов раздвигая, залитая (1-й вариант); испуганная,
прокладывая (2-й вариант). Годовой диктантВ середине восемнадцатого века
шведский химик Кронстедт обнаружил неизвестный
металл в красно-буром минерале, который
средневековые саксонские рудокопы прозвали
«купферникелем» – «медным дьяволом». Они
приняли камень за медную руду и, не сумев добыть
из него медь, решили, что причина неудач –
происки Ника, злого духа гор.
Исследователям долго не удавалось доказать, что
полученный Кронстедтом никель –
самостоятельный металл, а не смесь нескольких
элементов.
В 1804 г. появилась статья немецкого химика
Рихтера, посвященная свойствам никеля и
описывающая сложность его получения. На
добываемый с таким трудом металл могли
рассчитывать только ювелиры. Инженеры не
проявляли к нему никакого интереса. Лишь во
второй половине девятнадцатого века были
открыты два больших месторождения руд,
содержащих никель, и примерно в то же время было
обнаружено ценное свойство никеля – улучшать
качество стали.(120 слов)
(По С. И. Венецкому)Грамматические задания1. Подчеркните один причастный оборот и
один деепричастный оборот как члены предложения.
2. Выпишите все причастия с н или нн
в суффиксе. Объясните (графически или словами)
написание слова в каждом случае.
3. Выполните морфологический разбор слов немецкого,
описывающая, обнаруж_но, сумев (1-й вариант); (не)известный,
открыты, добываемый, содержащих (2-й
вариант); морфемный (по составу) разбор слов (не)известный,
добываемый (1-й вариант); описывающая,
средневековые (2-й вариант).

Контрольные работы  5-й класс.

Осень в тайге.

Шла по тайге золотая осень. На узкой тропинке
она прошуршала пожухлым листом. На извилистой
речке и озере к рассвету она расстелила
молочно-сизые туманы. Густой туман с речки
добрался к лесу. Он спрятал конец старой просеки,
края поляны. Сел туман на резные листья осинки,
березки, ели. Появилась осенняя седина и на
тополе, клене, рябине.

Ночью деревья тронул легкий мороз, а к утру
лужицы успели затянуться хрупким ледком.
Малахитовые елочки покрылись серебряным инеем.

Вот на опушке остановилось оленье стадо,
прислушалось к осенней поступи. Шустрая мышь к
узкой норке пробежала. Прошуршал по тропинке еж.
Торопится, готовится к зиме. Удивительную тишину
нарушил резкий треск сучьев, хруст льдинок. Это
пробирается сквозь бурелом медведь, спешит
залечь в берлогу на зиму.

Тема: “Причастие. Причастный
оборот”.

Тысячи звуков родятся весною в ожившем лесу.
Чудится шепот еще не проснувшейся земли. От
пенька на пенек пробежала тоненько пикнувшая
мышь. Прогудел стукнувшийся о березу и грузно
упавший неповоротливый жук. Сидящий на неожившем
дереве дятел пустил звонкую барабанную трель.

На макушке березы, покрывшейся дымом молодой
листвы, громко кукует кукушка и вдруг неожиданно
замолкает. Окруженный золотым сиянием солнца
воркует голубь, а притаившийся в еловой чаще тихо
попискивает рябчик.

На закате солнца страшно ухнет расхрабрившийся
филин. Прокричит бесшумно пролетающая сова, а со
всех сторон отзовутся ей празднующие весну
зайцы. А в холодных лужах неустанно поют чему-то
радующиеся лягушки.

Басом прогудит вылетевший из земного убежища
шмель. И уж тянет свою песенку первый комар.

Тема: Деепричастный оборот.

В сумерках огонек разгорался все ярче и ярче,
приветливо мигая издалека мальчугана. Но еще
глубже хмурился, темнел в сумерках беспокойный
Никольский лес.

С размаху бросившись на землю, Димка заметил,
как мальчишка испуганно отодвинулся.

1) Примет так много, что о них можно было бы
написать целую книгу. 2) В городах приметы не
нужны. 3) Огненную рябину заменяет эмалированная
синяя табличка с названием улицы. 4) Время
узнается не по высоте солнца, не по положению
созвездий и даже не по петушиным крикам, а по
часам. 5) Предсказания погоды передаются по радио.
6) В городах большинство наших природных
инстинктов погружается в спячку. 7) Но стоит
провести две- три ночи в лесу, и снова обостряется
слух, зорче делается глаз, тоньше обоняние. 8)
Приметы связаны со всем: цветом неба, с росой и
туманами, с криком птиц и яркостью звездного
света. 9) В приметах заключено много точного
знания и поэзии. 10) Есть приметы простые и
сложные. 11) Самая простая примета – это дым
костра. 12) То он поднимается столбом к небу,
спокойно струится вверх, вые самых высоких ив, то
стелется туманом по траве, то мечется вокруг
огня. 13) И вот к прелести ночного костра, к
горьковатому запаху дыма, треску сучьев,
перебеганию огня и пушистому белому пеплу
присоединяется еще и знание завтрашней погоды.

А 1. В каком предложении говорится о том, нужны
ли приметы в городе?

А 2. Выпишите все местоимения. Произведите
морфологический разбор.

А 3. К какому стилю относится фрагмент этого
текста?

4) официально – деловой

А 4. Какие типы речи представлены в данном
фрагменте текста?

2) описание и рассуждение

4) повествование и рассуждение

А 5. Из предложения 4 выпишите существительное,
образованное бессуффиксным способом.

А 6. Среди предложений 9-13 найдите то, в котором
используются антонимы.

А 7. Среди предложений 1-6 найдите сложное
предложение.

Контрольная работа по теме: “Имя
числительное”.

1. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните
имена числительные как члены предложения.

Историки предпол.гают, что часы первыми
создали арабы. В те времена, то есть тысяча –
тысяча двести лет назад, арабы значительно
пр.восходили европейцев своей культурой и
образованностью.

Считает.ся, что самые первые часы в Европе
по.вились в 1223 году.

В Росси. часы стали извес.ны почти
одновременно с Западной Европой. Уже в 13 веке
лет.писцы начинают ак.уратно указывать не
только год и день события, но и его час.

В 1404 году в Москве были установлены башен.ые
часы, на дворце князя Василия, сына Дмитрия
Донского.

2. Запишите данные числа словами.

12, 20, 50, 115, 800, 5248.

3. Просклоняйте имя числительное вместе с
именами существительными.

4. Впишите в данные предложения имена
числительные (словами).

У нас не хватает(555) рублей. Российские
спортсмены встречаются со спортсменами

континентов по

видам спорта. Царь-колокол,
стоящий в Московском Кремле, весит свыше (1200)
пудов, т.е.(200) тонн.

5. Замените количественные имена
числительные подходящими порядковыми с именами
существительными час.

Рассвет в декабре начинается в 8 часов 20 минут.

В 19 часов 50 минут по радио передавали концерт.

Автобус отходит в 10 часов 20 минут.

6. Найдите в данных словах имена
числительные, докажите правильность своего
выбора.

Тройка, трехчасовой, тринадцатый, тройной,
утроить.

7. Составьте с данными словосочетаниями
предложения, подчеркните в них имена
числительные как члены предложения.

В один голос, в двух словах.

8. Тест. Выберите правильный вариант ответа.

9. Согласуйте данные в скобках слова в
нужном падеже. Определите падеж имен
числительных.

Копать (оба, обе) руками. ( Оба,обе) девочек не
было на уроке. Вязать (оба, обе) спицами. Завязать
(оба, обе) конца.

10. Составьте три предложения, употребив
числительные оба и обе в разных падежах.

Контрольная работа по теме:
“Наречие”.

1. Вставьте буквы а или о в суффиксы наречий.

Занов., издавн., затемн., искос., изредк., снов.,
направ., сев., вправ., наглух., досыт. .

2. Укажите номера предложений, в которых в
наречиях после шипящих не нужен Ь? Почему?

3. Вставьте там, где надо ь укажите, какие
это части речи.

Наотмаш., гореч., спряч., свеж., колюч., уж.,
зрелищ., лиш., (не)проч., навзнич., экипаж.,
вираж., глядиш., полноч., ноч. .

4. Раскройте скобки, выпишите сначала
словосочетания, в которых наречия пишутся через
дефис, затем все остальные.

(По)январски морозно, видно (по)всюду,
точь(в)точь по учебнику, жить бок(о)бок, завязать
крест(накрест), встать (по)парно, наконец(то)
пришел, (во)первых, выполнить кое(как), едва(едва)
ответил.

5. Н Е слитно или раздельно.

(Не)заметно они стали (не)обходимыми для меня.
Было решено (не)медленно уезжать. Я их прождал
(не)меньше часа. Я его (не)сразу заметил.

6. Расставьте в наречиях ударение.

Удобнее, сослепу, мельком, иначе, дочиста,
завидно, вовремя, попросту, тотчас, наперегонки,
насмерть, исподволь.

1. Составьте предложения с парами слов.
Какие это части речи?

2. Слитно или раздельно.

(Без)оглядки, (на)изнанку, (в)даль, (на)спех,
(в)просак, (в)потемках, (на)веки, (на)перекор,
(в)разбивку, (на)выбор, (в)полголоса, (в)обнимку,
(до)востребования.

3. Н илиНН. Укажите части речи.

4. Могут ли наречия употребляться при
существительных? Если – да, то приведите примеры.

5. Объясните слово тщетно, подобрав к
нему наречия-синонимы. Запишите синонимический
ряд.

6. От прилагательного величественный
образуйте наречие, подберите к этому наречию
синонимы.

7. Напишите сочинение по данному началу.

“ Слитное и раздельное написание
Не с разными частями речи”

1. Решите вопрос о слитном и раздельном
написании.

(Не)вмешиваясь в события, (не)было намерений,
(не)взлюбить с первого взгляда, (не)покладая рук,
песня (не)допета, (не)открыв двери, девушка
(не)ранена, (не)лепый поступок, взлететь
(не)высоко, а низко, (не)навистный человек, вести
себя (не)непринужденно, это (не)дорого, но красиво,
вовсе (не)заботливый, (не)сказав, (не)нужно
беспокоится, (не)где отдохнуть, (не)у кого
спросить, (не)чем гордиться, (не)кто иной, (не)когда
отдыхать.

А1. Найдите случай слитного написания НЕ.

А) (не)разжигая огня

Б) пришел (не)вовремя

В) (не)проветренная комната

Г) ковер (не)соткан

А2 Найдите случай раздельного написания НЕ.

А) женщина (не)образована

Б) меня (не)долюбливают

В) в доме (не)прибрано

Г) (не)большая, но интересная брошюра

А3 В каких случаях НЕ пишется слитно?

Б) (не)праведный грех

В) абсолютно (не)засеянные поля

Г) (не)греющее зимнее солнце

А4 В каких случаях НЕ пишется раздельно?

А) (не)обнажая плеч

Б) поля (не)заброшены

В) (не)окрепший лед

А5 В каких случаях НЕ пишется слитно?

А) (не)взирая на лица

Б) все делает (не)торопясь

Г) (не)сгораемый сейф

Творческое задание: Одинаково или по-разному
вы напишите не в словосочетаниях и
предложениях: совсем (не)отдохнул; (не)оправдав
доверия; гости (не)встречены вовремя?

Контрольная работа по теме:
“Частица”

1. Охарактеризуйте частицу как часть речи.

2. Укажите разряд частицы:

3. Назовите формообразующие частицы и образуйте
с их помощью формы условного и повелительного
наклонения глаголов.

4. Определите значение частицы не-ни. Раскройте
скобки, выбрав возможный в данном случае вариант.

5. Укажите, в каких случаях не является
частицей, в каких – приставкой.

6. Спишите, раскрывая скобки.

Кто(либо), где(нибудь), чей(либо), что(то),
откуда(нибудь), кое(в)чем, садись(ка), с кем(нибудь).

7. Составьте предложения с данными словами.
Какие это части речи?

Что бы, чтобы, также, так же, зато, за то.

8. Не или Ни? Чем объяснить различие в
написании слов с пропущенными буквами.

Все эти дни я н. разу н. отступил от своей
системы.

Н. один из посещавших выставку н. ушел отсюда
равнодушным.

9. Сделайте синтаксический разбор
предложения. Найдите в нем частицу, произведите
ее морфологический разбор.

Поброди же в последние дни по давно молчаливой
аллее.

1. Определите, к каким частям речи относятся
выделенные слова.

Слитно, раздельно или через дефис нужно писать
выделенные слова?

2. Используя подходящие устойчивые обороты,
составьте небольшой юмористический рассказ.
Озаглавьте его.

Н.свет н.заря, н.больше н.больше, н.дна
н.покрышки, н.пуха н.пера, н.слуха н и духу, н.жив
н.мерт, н.тот н.другой, н.за что н.про что.

Тесты  5-й класс (приложение 1).

Контрольные диктанты 5-й класс (приложение
2).

Контрольные работы 6-й класс (приложение
3).

Оцените статью
Экодиктант - Помощь