Диктанты. Виды и особенности их проведения.
1. Общее понятие о диктанте, виды диктантов
2. Развитие навыков орфографии через зрительно-словарные диктанты
3. Особенности методики проведения словарного диктанта
4. Творческий диктант. Его особенности и методика проведения
Список использованных источников
Россия сегодня входит в современное мировое сообщество не только в качестве партнёра в рыночно-экономических отношениях, но и как участник планетарного диалога цивилизаций, носитель высокой самобытной культуры. В современной ситуации деятельность школьных учебных заведений необходимо направить на создание условий, способствующих формированию социально-активной, гармонично развитой личности выпускника. Фундаментом достижения поставленной цели является организация процесса обучения в начальной школе. Несовершенство учебных пособий, инструментальной оснащённости побуждает учителей к поиску инновационных идей, обеспечивающих решение проблем обучения.
Обучение, в частности формирование орфографической грамотности, – проблема особо актуальна на протяжении многих десятилетий. Научить грамотно писать – противоречивая задача, потребность разрешения которой чрезвычайно высока. Зачастую, даже хорошее знание правил и умение их применять не обеспечивает орфографически грамотное письмо.
Существенные шаги в разрешении проблемы сделаны в методике Д. Б. Эльконина (технология РО), В. В. Давыдова. Ещё в 60-70 –е годы ими была разработана и проверена система обучения первоклассников, основанная на фонемной теории русского языка. В этой системе чрезвычайно важным является этап формирования умений видеть орфограмму. Методика позволяет уже с первых шагов обучения грамоте формировать умение обнаруживать не частную орфограмму, а сразу несколько орфограмм в разных морфемах написанного слова. Основой технологии РО является учебный процесс, который выстраивается с использованием творческих и личностно развивающих видов учебной деятельности. Сознательная, осмысленная работа является главной в усвоении правописания.
Но учитель должен помнить и о других факторах усвоения орфографии: зрительном – списывание, зрительные диктанты и др.; слуховом- проговаривание, слуховые диктанты; речедвигательном – запоминание движений органов речи; рукодвигательном – запоминание движений руки.
Таким образом, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограммы. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Следовательно, вопрос формирования орфографической зоркости достаточно актуален в современных условиях обучения.
Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.
Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик, молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему. Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.
Диктантом с изменением текста называется любой диктант, при записи которого продиктованный текст изменяется по заданию учителя: выбирается указанный материал, изменяются конструкции продиктованных предложений, вставляются новые слова или словосочетания и прочее. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности, что помогает лучше понять и запомнить материал
Диктанты проводятся по связному тексту. Текст должен быть понятен учащимся, интересен по содержанию и форме изложения, должен давать новую информацию об окружающем мире, воспитывать. При работе над диктантами с изменением текста учащиеся нуждаются в дополнительном времени, поэтому диктовать нужно медленнее, чем обычные диктанты.
– Выборочный диктант – это письменная работа, в процессе которой школьники из продиктованного текста выбирают и записывают слова, словосочетания или – реже – предложения на закрепляемое правило.
– Распределительный диктант – это письменная работа, в процессе которой ученики записывают весь диктуемый текст, распределяя его по группам по указанию учителя.
– Выборочно-распределительный диктант – это письменная работа, при выполнении которой проводится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение записанного на группы.
– Творческий диктант – это запись текста под диктовку с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя.
– Свободный диктант – это промежуточная работа между диктантом и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не записывается под диктовку, а пересказывается свободно.
– Восстановленный диктант – это работа по связному тексту, в процессе которой школьник сначала прослушивает предложенный отрывок, затем пишет по нему выборочный диктант и наконец, восстанавливает связный текст по выписанным категориям.
– По аналогии – это такая творческая работа, в процессе которой ученик прослушивает читаемый учителем текст, а затем записывает самостоятельно составленный связный текст, сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от него по содержанию.
– Предупредительный диктант используется в целях отработки приёмов применения правил и направлен на овладение учащимися алгоритмом действий. Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.
– Объяснительный диктант включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет собой своего рода коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, после записи – контролируют запись выполнения работы.
– Самодиктант или письмо по памяти: учащиеся запоминают текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно.
– Зрительно-слуховые диктанты начинаются с самостоятельного чтения учащимися текста, затем идёт поиск и объяснение орфограмм.
Рассмотрим некоторые виды диктантов на примерах.
Выписать из текста подлежащее.
Во двор пришла семья лосей. Около них собрались люди и увидели на задних ногах лосихи раны. Животное мучилось от ран. Добров принес марганцовку, йод, бинты и стал обрабатывать раны.
Через три дня семейство покинуло гостеприимный двор.
Выписать предложения с полными причастиями в один столбик, а с краткими – в другой.
В сентябрьское утро идет первоклассник, сопровождаемый родителями, в школу, чтобы воспользоваться своим правом на образование. И трудно сказать, кто взволнован в этот час больше – ребенок или родители. Право на образование гарантировано Конституцией. На педагогов возложена обязанность учить и воспитывать детей. А школьники должны стать образованными, много знающими людьми. Это их главная гражданская обязанность, решающая их дальнейшую судьбу.
Выборочно – распределительный диктант.
Выписать имена прилагательные, распределяя их на качественные и относительные.
Речь шла о хлебе, о бережном отношении к великому дару земли. Я слушал, а сам вспоминал день, который не отмечен в календаре красной цифрой, а для меня на всю жизнь остался замечательным праздником. Мы возвращались из школы, дорога до детского дома была не близкой. Прежде чем свернуть на проселочную дорогу, мы обязательно заходили в сельмаг. Мы смотрели, что дают по продовольственным карточкам. Карточки – это простые бумажные талончики. Только если у тебя их нет, то и купить даже хлеба ты не можешь. Так вот, в тот памятный день 1947 года мы купили буханку хлеба без всяких талончиков. В этот день была отменена в нашей стране карточная система.
Восстановить первоначальный текст, поставив слова с основой на шипящий в единственном числе.
Летние ночи коротки. Скоро первые лучи солнца заглянули в палатку и разбудили меня. Товарищи мои забрались под плащи и крепко спали. Я достал обручи, мячи и вышел из палатки. Поглядел на шалаши, где спали сторожа. Там было тихо. Я пошел на речку. На берегу шуршали камыши. Над моей головой пролетели стрижи.
Определить основную мысль текста.
Тихонович думал, как бы он поступил в трудную минуту. Она ведь бывает в жизни каждого. И не обязательно только на войне. Хоть один раз на долю человека выпадает такое испытание, когда переждать или спрятаться нельзя.
И сразу станет ясно, каков ты есть. Способен ты на отважные поступки или смалодушничаешь, испугаешься.
Восстановить текст в тех же синтаксических конструкциях по выписанным именам числительным.
Расстояние от Земли до Солнца равно почти 150 миллионам километров. Пешеход, преодолевая ежедневно по 30 километров, шел бы до Солнца 14000 лет. Поезд, идущий без остановок со скоростью 100 километров в час, достиг бы Солнца через 170 лет. Самолет, летящий со скоростью 100 километров в час, долетел бы до Солнца через 17 с лишним лет. Звук, достигающий в атмосфере скорости 350 метров в секунду, от Земли до Солнца дошел бы за 14 лет.
Диктант по аналогии.
После проведения наблюдений и беседы написать о калине, рябине или черемухе.
Абрикосовое дерево расцвело – оно стало удивительно нарядным. Все его веточки, унизанные розово-белыми цветами, выглядели невесомыми. Подуй ветер – не станет нарядного дерева: унесет он его весенний наряд за тридевять земель.
Вскоре цветы дали завязь, – это были маленькие абрикосики, на вкус горьковато – кислые. Завязь облепила все веточки – отяжелело дерево. Зеленые абрикосы с утра до вечера глядели на солнце, сами становились похожими на маленькие кусочки солнца. Золотом отливали бесчисленные плоды.
Методика обучения правописанию в начальной школе должна опираться не только на правило, но и на всю систему языкового развития: на усвоение звукового строя русского языка и его графику, на процесс овладения чтением, письмом, воспроизведением речи на слух (аудирование) и на развитие собственной речи, умение выразить свою мысль: на развитие дикции и орфоэпических навыков.
В начальных классах мы видим три линии овладения правописанием (они взаимосвязаны):
– обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука (фонемы) и буквы, с учетом позиции звука и состава слова, на основе развития фонематического (речевого) слуха учащихся;
– обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава, словообразовательных гнезд на основе проговаривания и списывания, использования словарей, активизации словаря, т.е. использование слов в собственных записанных текстах;
– обучение правописанию на основе проверки орфограмм с применением правил, т.е. путем решения грамматико-орфографических задач.
Профессор И. Т. Федоренко предлагает использование зрительных диктантов, направленных на развитие оперативной памяти.
Учителя г. Пятигорска Костролина и М. Э. Костролина предлагают несколько иную методику проведения зрительных диктантов, дают следующие
Во-первых, диктанты начинаем писать на самых первых уроках букварного периода, когда дети изучили написание 4-5 букв, и пишем все три года обучения.
Во-вторых, вводим обязательное выделение всех орфограмм другим цветом, например зелёным.
Таким образом, «орфография» получается цветной. Перед детьми ставится задача запомнить написания в словах «зелёных букв» и повторить в точности так, как на фотографии учителя. В дальнейшей работе по мере знакомства с грамматическими правилами дети начинают осознавать эту связь и приходят к выводу, что зелёным цветом в словах отмечены слабые позиции. С этого момента начинается целенаправленная работа по развитию орфографической зоркости.
Современная методика недооценивает фактор памяти. Хорошая память не менее важна, чем четкий механизм мышления. Обращение к памяти ученика – это традиции старой школы. Мы делаем ставку не на логическое мышление, которое развивается по-настоящему, как правило, к годам 30, а на зрительное восприятие текста; к нему лучше подготовлены самой природой.
Материал зрительно-словарных диктантов предназначен для выработки навыков грамотного письма, проверки собственных знаний и подготовки различным видам работ: сочинению, диктанту, изложению, тестированию.
Тексты зрительно-словарного диктанта помогают учащимся применять свои знания на практике и обрести уверенность в своих силах (возможностях).
С помощью таких диктантов учащиеся могут контролировать себя, оценить реально свои знания, обнаружить слабые места в овладении навыками правописания и вовремя устранить их.
Зрительное восприятие слова (чтение) и проговаривание способствуют развитию памяти и логического мышления.
Для развития орфографических способностей приемлемы зрительные диктанты профессора И. Т. Федоренко, В. И. Зайцева. Материалы для своей работы мы подбирали с учетом способностей развития речи сельских учащихся, специфики психологических особенностей якутских детей. На первом этапе особое внимание уделяется распознанию орфограмм.
Например, опознавательные признаки орфограмм:
Для обучения распознанию орфограммы существенное значение имеют опознавательные признаки.
Обычно говорят, будто главный опознавательный признак орфограмм – это несовпадение букв и звуков, написания и произношения.
Выявлению и запоминанию этих несовпадений способствуют звукобуквенный анализ и синтез, постоянная проверка при зрительно-словарных диктантах. Преимущество зрительно-словарных диктантов в том, что учащийся видит буквенное изображение слова, уже знает, какие буквы следует написать (они написаны!), а не только слышит слово.
Опыт работы, т.е проведения зрительно-словарных диктантов помогает разбивать умения необходимые для проверки орфограмм:
– быстро и безошибочно находить в слове корень;
– подбирать родственные слова и образовывать формы проверяемого слова, выбирать из числа проверочные слова.
После написания зрительно-словарного диктанта организуются различные виды работ, где учитывается требования программы для начальных классов.
Как проводится словарно-зрительный диктант?
Текст словарно-зрительного диктанта записывается на таблице столбиком, орфограмма в словах выделяется графически. Таблица перегибается виде “гармошки”.
При чтении каждое слово появляется в отдельности, иногда по два слова, можно все слова сразу (преимущество “гармошки”).
Таблицы номеруются, в каждой таблице 7-9 и более слов, словосочетания, взяты из обязательного активного словаря программы. Учитель читает слово, показывает табличку. Дети слушают, смотрят, записывают.
Когда будет записан весь диктант, таблица вывешивается на доске, и все сверяют свою работу по методу КСО.
После проверки учитель берет на заметку слова, в которых допущены (какого характера и кто допустил) ошибки и планирует дальнейшую работу над этими словами. Слова с трудными орфограммами проходят через несколько диктантов. Они активизируются в других видах работ.
В конце четверти проводится тестирование по проверке степени усвоения орфографии.
Оно содержит обобщающий материал по ключевым грамматико-орфографическим темам и нацелено на выявлении степени усвоения изученного материала.
Тестирование требует от учащихся хорошей ориентировки в языковых явлениях и фактах.
Таким образом, вся система работы словарно-зрительного диктанта формирует умение правильно писать общеупотребительные слова с изученными орфограммами. Развивается орфографическая зоркость в совокупности действия всех видов правописной памяти: слуховой, зрительной, речедвигательной и моторной. Особенно важно иметь ввиду зрительную память, которая доминирует у большинства учащихся. Распределение материала диктанта по темам учебника помогает овладеванию русской речью и формирует правильную устную речь. Постепенность и непрерывность работы закладывает прочный фундамент безошибочных орфографических умений и навыков.
На уроках используются следующие виды словарных диктантов:
1. Словарный диктант с «подсказкой». Учитель даёт учащимся часть условий действия орфографического правила, главную операцию дети выполняют самостоятельно.
Учитель называет слово, указывает в какой значимой части слова находится орфограмма, называет ряд опознавательных признаков орфограммы, дети записывают слово.
2. Словарный диктант с самопроверкой
– Написание слова, ряда слов.
-Учитель называет орфограммы для самопроверки.
– Проверка, выделение орфограмм.
3. Словарный диктант с продолжением
Методика словарного диктанта
Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки, в частности, для усвоения правописания словарных слов.
Помимо этого она имеет и организационно-управленческую значимость: особенность методики заключается в том, что она не требует особого процесса запуска и постоянного присутствия учителя.
Для чего предназначена методика словарного диктанта?
В чём состоит организационно-управленческая особенность методики словарного диктанта?
Работа по данной методике организуется в парах сменного состава. Работа в паре идёт так. Один ученик имеет при себе одну карточку (скажем, СС1 (словарные слова 1), а другой ученик – другую (СС2). Первый ученик диктует второму слова своей карточки. Второй пишет их в своей тетради. Первый ученик по своей карточке сверяет правильность написания слов вторым напарником. Когда первый ученик продиктует все слова своей карточки, напарники меняются ролями. Теперь второй ученик диктует слова из своей карточки (в нашем случае это карточка СС 2), а первый записывает их в тетради. Когда все слова продиктованы, ученики заканчивают работу и расходятся.
Предположим, по разделу СС составлено 6 карточек и группа учащихся в количестве б человек некоторое время должна упражняться по этому разделу. Тогда они объединяются в сводный отряд (временная малая группа) и работают совместно следующим образом. Каждый получает по одной, карточке и работает по очереди с остальными, в паре, как это описано выше. Когда все друг с другом поработали по одному разу, группа расходится.
Один из членов группы может выполнять функции координатора. Но тогда он должен каким-то образом у себя отметить, кто с кем уже работал и кто с кем должен поработать. В таких случаях часто используют табличку следующего вида:
ученик 1, ученик 2, ученик 3, ученик 4, ученик 5, ученик 6
Рассмотрим пример дидактического материала. Слова распределены по карточкам следующим образом:
Обратим внимание, что каждое слово встречается в двух разных карточках.
Это делается специально. При необходимости одно и то же слово можно включить в несколько карточек.
В методике преподавания русского языка актуальным является вопрос о сближении работы по орфографии с решением задач по развитию речи. Творческий диктант – такой вид работы, при котором орфографические умения и навыки становятся коммуникативно обусловленными, коммуникативно значимыми.
Современные ученые-орфографисты М. В. Ушаков, Т. А. Ладыженская и М. Т. Баранов относят к творческому диктанту такую запись текста, при которой учащиеся вставляют в текст слова или словосочетания определенной грамматической категории или заменяют одни грамматические формы слов другими, близкими по значению, в результате чего текст расширяется. В первую очередь ученик работает над орфограммами во вставляемых словах, в то же время он вносит грамматические, орфографические или стилистические изменения в каждое предложение по заданию учителя.
Творческие диктанты требуют хорошего знания теоретического материала, заставляют ученика задуматься над выбором слов и выражений, т.е. проводится работа с синонимами, чрезвычайно полезная для школьников. Текст для диктанта должен быть понятен учащимся по форме изложения, интересен по содержанию и должен давать детям новую информацию об окружающем мире.
Нужно помочь ученику запомнить текст. Лучше всего текст остается в памяти при чередовании слушания с воспроизведением, поэтому следует рекомендовать учащимся проговаривать предложение про себя до начала его записи. Если предложение большое, его повторяют частями. Даже нетренированные ученики легко запоминают шесть–восемь самостоятельных слов. Это следует учитывать учителю при разделении текста диктанта на части. При работе над творческим диктантом учащимся требуется дополнительное время, поэтому учитель диктует текст несколько медленнее, чем при написании обычного диктанта.
Виды творческих диктантов при изучении орфографии
1. Творческие диктанты на расширение текста (или на вставку слов)
Такие диктанты предполагают вставку в текст подходящих по смыслу слов. Можно расширить текст путем введения предлогов, союзов, частиц. Во всех случаях записанный учениками текст остается связным, а частность изучаемых грамматических и орфографических явлений в нем увеличивается.
Преследуются две цели.
Первая – научить учеников пользоваться определенными группами слов или конструкциями. Подыскивая нужное слово, школьники руководствуются смыслом фразы и контекста.
Вторая – научить учащихся точно подбирать слова (или словосочетания). Трудность этой работы в том, что ученик должен понять замысел автора.
Связный текст, используемый для творческого диктанта со вставкой слов, читается с пропуском слов, а затем формулируется задача: вставить определенную группу слов в соответствии с замыслом. Творческий диктант может носить как коллективный, так и индивидуальный характер. При анализе написанного (если он проводится после выполнения творческого диктанта) отмечается, насколько точно и выразительно описывается предмет с помощью вводимых слов и словосочетаний.
2. Творческие диктанты с заменами
Некоторые части диктуемого текста в процессе его записи заменяются. Возможны, например, замена отдельных слов однокоренными словами с приставками или суффиксами на определенную орфограмму, замена слов (словосочетаний, предложений) лексическими синонимами или замена одной грамматической формы, категории или конструкции другой.
Творческие диктанты с заменами вызывают у школьников большой интерес. Их можно использовать при изучении всех разделов школьного курса. Этот вид творческого диктанта, несовместимый с механической работой, дает возможность овладеть разнообразными языковыми средствами и закрепить навыки правописания. В процессе написания учащийся решает сразу несколько задач: учится понимать стилистическую функцию грамматической формы в тексте (например, при замене лица, времени и наклонения глагола), обращает внимание на оттенки значений лексических и грамматических синонимов.
В соответствии с целями проведения диктанта можно выделить обучающийи контрольный творческий диктант. Творческие диктанты с устным разбором написанного имеют обучающий характер, но вместе с этим содержат и элементы контроля, являясь практическими методами обучения.
Обучающие творческие диктанты могут быть предупредительными, объяснительными и комментированными. Различаются также слуховые и зрительные (текст диктанта заранее пишется на доске) творческие диктанты.
Предупредительный творческий диктант: после первого чтения текста ученики отвечают на вопросы по содержанию, затем до записи текста проводится работа по предупреждению ошибок в незнакомых и трудных словах, их учитель выписывает на доске. Объясняют написание слов ученики, а учитель помогает им лишь в случае затруднения. Самостоятельные объяснения трудных случаев правописания развивают внимание, вырабатывают орфографическую зоркость и навыки самоконтроля.
Этот вид диктанта рассчитан на то, что ученики, прослушав объяснение и усвоив его, напишут слово без ошибок, поэтому после написания текста проверка его в классе не производится.
Текст для творческого диктанта с объяснением трудных случаев написания не должен содержать другие трудности – например, стилистические. Трудные случаи не предупреждаются, а анализируются и исправляются либо после написания абзаца, либо после написания всего текста – при такой организации не разрушается целостное восприятие текста.
Отметим положительные стороны этого диктанта:
1) эта форма требует от учащихся самостоятельности;
2) при объяснении написаний ученики приучаются анализировать изложенный текст, мотивировать выбранный вариант написания, формулировать по памяти правила, сопоставлять факты.
Процесс объяснения слов делает этот вид диктанта особо эффективным для формирования навыков грамотного письма и определяет его обучающий характер.
3. Творческий диктант с комментированием орфографически трудных случаев.
4. Творческий диктант с комбинированной подготовкой: перед записью первой части текста идет предварительное объяснение орфографии, вторая часть объясняется попутно с записью, последующие – анализируются после записи, а заключительная часть пишется самостоятельно без анализа. Комбинированный диктант проводится главным образом на повторительно-обобщающих уроках.
Методика проведения творческого диктанта
Подбирается связный текст, дающий возможность закрепить изученное. На уроке учитель называет вид работы и ее цель и проводит вступительную беседу. Затем сообщается задание: что нужно вставить (или заменить), по каким признакам подбирать конструкции для вставки (или замены) и какие пометки нужно сделать в тетради. После этого читается текст. Цель учащихся – внимательно слушать, осознать задание и предварительно подобрать хотя бы часть слов или конструкций для вставки в текст (или замены).
Прослушав отдельное предложение, ученики повторяют его про себя со вставленными (или замененными) конструкциями. Проговаривание тренирует память, помогает запомнить предложение, услышать измененный текст. При повторном чтении ученики записывают измененное предложение, а при третьем сравнивают продиктованный и записанный тексты. Третий раз текст может читать один из учеников.
Творческие диктанты требуют применения знаний в новых условиях и с новыми целями, поэтому использование их очень эффективно. Д.Н. Богоявленский, изучив вопрос о связи орфографии и творческого письма, пришел к выводу, что данный вид работы вооружает учеников как речевыми, так и орфографическими умениями: учащиеся при написании творческого диктанта проходят «через этап “совмещения” двух задач: выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать при этом орфографические нормы»2.
Таким образом, творческий диктант – одно из наиболее эффективных синтетических упражнений по формированию собственно коммуникативно-речевых и правописных умений, промежуточное между чисто орфографическими упражнениями с одной стороны и специальными упражнениями по развитию речи – с другой.
Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик, молча, произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему.
В результате рассмотрения данной темы хотелось бы отметить, что при подготовке к написанию данной контрольной работы мне удалось ознакомиться с различными видами диктантов и методиками их проведения.
Данная тема настолько интересна и актуальна, что при подборе материала не возникло никаких трудностей.
Но хотелось бы отметить, что в данной контрольной работе раскрыты наиболее часто встречаемые и используемые виды диктантов.
Словарная работа на уроках русского языка в 4 классе.
Слуховой диктант. Слуховой диктант – проводится после изучения и закрепления слов, чтобы выяснить, как они усвоены. В результате выявляются пробелы в знаниях учеников и намечаются пути их устранения.
Лексический диктант. Замените каждое предложение одним словом. 1 . Мебель для ночного и дневного сна. 2. Период времени в 30 дней. 3. Первый день недели. 4. Дорога с твёрдым покрытием. 5. Участок земли, где растут овощи. 6.Инструмент, которым можно прибивать чего-нибудь. 7.Школьная комната для занятий. 8.Столица России. 9. Мера длины. 1.Кровать 2. Месяц 3. Понедельник 4. Шоссе 5. Огород 6. Молоток 7. Класс 8. Москва 9. Километр
Зрительный диктант. Зрительный диктант – нужно чередовать со зрительно-слуховым диктантом, давать его можно не только в виде пропущенных букв, но и пропущенных слов. Ценность этого вида работы заключается в том, что, чередуя анализ и синтез слова, ученики предупреждают ошибки ещё до написания слова.
Зрительный диктант. Спишите, вставив пропущенные буквы, раскрыв скобки. Вп_реди , р_кета , пл_ток , ( з,с ) десь , _б_рона , р_сунок , п_ ( сс,с ) ажир , _днажды , пр_красный , ст_лица , пл_вец , , (в)месте, род_на , в_скр_сенье , вч_ра , п_н_дельник , _гурец , х_зяйство , т_л_фон , кр_вать
Зрительный диктант. В клеточках записаны только первая и последняя буквы словарных слов. М Ь К а Ч о Т й К н С т морковь комната чувство трамвай комбайн самолёт
Зрительно-слуховой диктант. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Вп_реди , р_кета , х_зяйство , р_кета , (в) мест_ , в_скр_сенье , _б_рона , уж_н , _нварь , к_мбайн , п_сок , _тец , н_ябрь , в_сток , т_л_фон , к_л_ндарь , т_перь , ст_лица , пл_вец , вч_ра
Цифровой диктант. Цифровой диктант – развивает память, учит кодировать информацию с помощью цифр и других знаков. Это делает работу разнообразной, интересной, не утомляет ученика. В результате выполненной работы дети могут сделать вывод и лучше запомнить написание словарных слов. Когда работа будет проделываться многократно, ученики, путём сравнений и анализа, запоминают группы слов с безударными гласными.
Цифровой диктант. Зашифруйте буквы безударных гласных с помощью цифр : 1 – о, 2 – а. Сложите получившиеся числа и запишите ответ. О днажды, п а ссажир, о гурец, пл а ток, пл о вец, в о скресенье, о б о рона 1+2+1+2+1+1+1+1=10 б о тинки, ст о лица, к а стрюля, о диннадцать, р а кета, о вёс, к о мбайн 1+1+2+1+2+1+1=9
Выборочный диктант. Выборочный диктант – развивает умение выделять необходимые слова на слух. Учитель диктует слова, а ученики выбирают и записывают лишь те слова, которые необходимы по заданию. Такой вид диктанта позволяет сэкономить время на уроке, разнообразит виды работ со словарными словами, развивает внимание, слух, память, орфографическую зоркость, вырабатывает умение быстро и точно выбирать слова.
Выборочный диктант. Запишите имена существительные. Определите род. Впереди, вместе, воскресенье, жёлтый, платок, вчера, прекрасный, одиннадцать, хозяйство, оборона. ракета, чёрный, огурец, столица, здесь, пассажир, шоссе, везде, мебель, морковь
Комбинированный диктант. Комбинированный диктант – позволяет учителю увеличить материал для работы со словарными словами, поможет повторить ранее пройденные, закрепить вновь изученные орфограммы.
Комбинированный диктант. Запишите в один столбик имена существительные первого склонения, а в другой – второго склонения Ракета , краснота, воскресенье, малыш, пассажир, борода, экскурсия, хозяйство, оборона, газета, космонавт, беседа , женщина, солома победа В один столбик запишите слова с безударной гласной е, в другой – с безударной гласной и . Килограмм, везде, вчера, песок, теперь, вместе, деревья, места, жилище, стена, снеговик, темнеть, прекрасный, ученик, мебель, телефон, впереди, теперь.
Диктант с использованием словосочетаний . Запишите под диктовку. Определите падеж имени существительного. Впереди ракета, вместе с пассажиром, уехал в город, зашёл за девочкой, гостил в городе, назад к шоссе, около жилища. Запишите под диктовку. Определите склонение существительных. Возить пассажира, заботился о хозяйстве, нарисовать ракету, собирать овёс, прекрасный самолёт, скользкое шоссе, хрупкое жилище.
Буквенный диктант. Буквенный диктант – так же позволяет разнообразить виды работ, развивает орфографическую зоркость, вызывает интерес у учащихся к предмету, позволяет экономить время на уроке. В процессе работы у школьников формируется внимание к слову.
Письмо по памяти. Цель – «впитать» новую лексику, закрепить материал. Учитель проводит с учащимся работу по запоминанию (чтение целиком, затем по предложениям, давая повторить про себя). Затем материал закрывается, и ученики записывают его так, как запомнили. В конце работы детям даётся возможность проверить написанное.
Письмо по памяти. Напишите цепочку из десяти словарных слов. Определите род. салют телефон назад дорога аллея язык комбайн народ декабрь рассказ Прочитайте скороговорку быстро и чётко. Запомните и запишите по памяти. Хозяин хозяйской рукой вёл хозяйство по-хозяйски. Стоит воз овса, возле воза – овца. Завтра утром на завтрак к зайке Зайдёт зебра в зелёной фуфайке.
Синонимический, антонимический и фразеологический диктанты. Синонимический, антонимический и фразеологический диктанты – предполагают образование у учащихся некоторых лексических представлений, формируют понятия. Помогают расширению словарного запаса, усвоению слов и оборотов речи, уместности употребления их в тексте, расширяют интерес к русскому языку.
Диктант с антонимами. Подберите антонимы к каждому слову. Воскресенье Близко Гаснуть Вч_ра Ужин Нападение Врозь Налево Там П оражение Понедельник Далеко Гореть Сегодня Завтрак Оборона Вместе Направо Здесь Победа
Диктант с синонимами. Подберите синонимы и запишите их. р ассказ возле дом неожиданно медовый приятель кругом благодарю сверкать повсюду беседа около жилище вдруг сахарный товарищ вокруг спасибо гореть везде
Этимологический диктант. Этимологический диктант – содержит и нформацию о происхождении слова, его п ервоначальном значении. Обращение к истории слова позволяет объяснить его современное написание.
Этимологический диктант . Запишите слова по их происхождению. 1.Образовано от того же корня, что и слово тёпать «тяпать, рубить, бить». 2. Первоначальное значение «место, где восходит солнце». 3.Заимствовано из латинского языка «поездка» топор в осток экскурсия
Диктант с загадками. Запишите отгадки. 1.В поле росла, Под жерновом была. Из печки на стол Караваем пришла. 2. Лежит меж грядок – Зелен и сладок. 3.Красненькая матрёшка. Беленькое сердечко Пшеница 2. Огурец 3. Малина
Диктант по сказкам. 1.В какой сказке мачеха отправила падчерицу за подснежниками зимой? 2. Кого встретила на дороге ведьма в сказке «Огниво»? 3. Сколько было сыновей у короля в сказке Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди»? 4. На чём летали человечки из Цветочного города на Луну? 1.«Двенадцать месяцев» 2. Солдат 3. Одиннадцать 4. Ракета
Кроссворд « Р азвиваем внимание» Выпишите из кроссворда словарные слова й ц к у к е н н о г б и л е т ш щ д ф ы л а п р о л и я ч о с г м и т н к о м б а й н г н й ц е у з к е н а ш щ т з е х ъ ф д ы в р а т п р о ц л д ж р а к е т а э я ч с м и т ь т а г р о н о м б ь Билет, километр, комбайн, газета, агроном, ракета, одиннадцать
Словарный диктант – это тестирование знаний по определенной тематике, при котором участники должны правильно написать слова, которые даны в словаре. Данный тип диктанта в последнее время получает все большую популярность, особенно в сфере образования.
Словарный диктант по истории – это тестирование знаний по истории, при котором участники должны написать правильно названия исторических событий, периодов, деятелей, понятий и т.д. Он помогает не только проверить знания, но и запомнить новые термины, а также развить лексику и память.
Значение словарного диктанта по истории в современном мире невозможно переоценить. В мире насаждается культура исторического знания, что делает обучение этому предмету очень важным для нового поколения. Также, знания по истории помогают понимать основы культуры и гражданства, что является одним из приоритетных направлений в развитии общества.
- Сущность словарного диктанта по истории
- Что такое словарный диктант?
- Почему исторический словарный диктант важен?
- Организация словарного диктанта по истории
- Какие темы охватывает словарный диктант по истории?
- Где и когда проходят словарные диктанты по истории?
- Участие в словарном диктанте по истории
- Кто может принять участие в словарном диктанте по истории?
- Как подготовиться к словарному диктанту по истории?
- Результаты словарного диктанта по истории
Сущность словарного диктанта по истории
Словарный диктант по истории — это обязательный составляющий элемент обучения истории. Он представляет собой особый вид контроля знаний учащихся, в процессе которого проверяется глубина и объем освоения исторических понятий, терминов и событий.
Одной из главных особенностей словарного диктанта по истории является необходимость понимания студентом того, что каждый термин имеет конкретное значение в своем историческом контексте. Это требует от ученика проделывать большую работу по закреплению теории в практике с помощью выполнения заданий в виде диктанта.
Словарный диктант по истории состоит из списка терминов, на которые учащиеся должны дать определения. Эти определения могут быть разного уровня сложности, что в свою очередь позволяет оценить знания студента в зависимости от уровня подготовки.
Все термины в словарном диктанте необходимы для понимания истории в ее целом. Поэтому, овладение этими знаниями открывает для студентов новые возможности для анализа исторических процессов и открытия новых связей между событиями прошлого и настоящего.
Что такое словарный диктант?
Словарный диктант — это вид проверки знаний, который позволяет определить уровень владения лексикой и терминологией определенной области знаний. В контексте истории, словарные диктанты являются важным инструментом для оценки знаний учащихся по терминам и фактам истории.
Словарный диктант может включать как профессиональные термины, так и общеупотребительные слова, связанные с определенной темой. Кроме того, такой диктант помогает не только проверить знание слов, но и умение использовать их в контексте.
В контексте истории, словарные диктанты могут содержать термины, относящиеся к определенным периодам истории, географическим областям, политическим системам, религиям и т.д. Они помогают учащимся систематизировать знания и упорядочить полученную информацию о прошлом.
Часто словарные диктанты проводятся в форме соревнований между учащимися или группами, что позволяет стимулировать интерес к изучению предмета, повысить мотивацию к знаниям и развить коммуникативные навыки.
Почему исторический словарный диктант важен?
Исторический словарный диктант — это особый вид контроля знаний, который позволяет не только проверить уровень знаний учащихся, но и расширить их лексикон и запомнить новые термины и понятия. Это важно, поскольку история — это не только знание фактов и дат, но и понимание технологий, событий и процессов.
Но не только ученики могут получить пользу от исторического словарного диктанта. Такой тест также позволяет учителям оценить уровень обученности учащихся и понять, какие темы нуждаются в более детальном объяснении или усилении работы.
Кроме того, исторический словарный диктант позволяет сформировать навыки работы с текстом и поиска нужной информации. Учащиеся должны уметь анализировать текст словарных определений и находить соответствующие ответы в своих учебниках и других источниках.
Наконец, исторический словарный диктант помогает подготовить учащихся к важным экзаменам и тестам, таким как ЕГЭ или ОГЭ. Эти тесты требуют не только знания фактов, но и понимания терминологии и процессов, что подготавливает учащихся к будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, исторический словарный диктант играет важную роль в обучении истории и помогает учащимся расширить свой словарный запас, улучшить навыки работы с текстом и готовиться к экзаменам и тестам.
Организация словарного диктанта по истории
Организация словарного диктанта по истории требует серьезной подготовки и внимательного планирования. Во-первых, нужно определиться с тематикой исторического периода, который будет затрагиваться в диктанте. Во-вторых, необходимо составить список ключевых терминов и понятий, которые будут включены в словарный диктант.
Следующим шагом является разработка самого диктанта. Важно учесть разнообразие сложности и насыщенности слов и фраз, чтобы он был интересен и доступен для разных уровней знаний участников. Кроме того, необходимо продумать формат проведения диктанта: будет ли он написанным, устным или одновременно для всех участников.
После этого может быть проведено тестирование диктанта на небольшой группе людей для корректирования ошибок и недочетов. Наконец, организаторы диктанта должны позаботиться о призах и наградах для победителей и всех участников, чтобы они получили награду за свои знания и потраченное время на подготовку к словарному диктанту по истории.
Какие темы охватывает словарный диктант по истории?
Словарный диктант по истории является одним из способов проверки знаний по данному предмету и включает в себя различные темы и события, происходившие на протяжении многих лет.
Среди основных тем словарного диктанта по истории можно выделить:
Кроме того, словарный диктант по истории может включать в себя темы по экономическим, социальным, культурным и политическим вопросам, происходившим на территории различных государств и регионов мира.
Помимо изучения истории, словарный диктант может также содержать вопросы по истории искусства, философии, религии и науки.
Таким образом, словарный диктант по истории является разнообразным и интересным тестированием знаний по различным темам и событиям, происходившим на протяжении многих лет.
Где и когда проходят словарные диктанты по истории?
Словарные диктанты по истории проводятся на различных уровнях образования и в различных организациях.
В школьном образовании словарные диктанты по истории могут быть проведены в рамках учебного курса. Они обычно проходят в конце изучения темы или раздела и предназначены для проверки знаний учащихся.
В вузах словарные диктанты по истории могут быть проведены в рамках зачетов или экзаменов по соответствующим дисциплинам. Они проверяют глубину и широту знаний студентов по конкретной теме.
Также словарные диктанты по истории могут быть организованы в рамках различных конкурсов или мероприятий, посвященных истории. Они могут проводиться в музеях, библиотеках и других культурных учреждениях.
В зависимости от типа и организаторов словарные диктанты по истории могут проводиться как единовременно, так и регулярно. Их проведение может быть ограничено определенным регионом или страной, но также могут быть международными и связанными с конкретными событиями или датами в истории.
Участие в словарном диктанте по истории
Словарный диктант по истории — это не только проверка знаний, но и возможность узнать много нового. Участие в таком диктанте позволяет проверить, насколько хорошо вы усвоили информацию из учебника, пособий и других источников. Помимо того, что это интересный и познавательный опыт, прохождение словарного диктанта помогает лучше запомнить материал. Все, кто любит историю и хочет проверить свои знания, смогут оценить словарный диктант.
Участие в словарном диктанте по истории — это также хороший способ подготовиться к экзаменам и проверить себя перед сдачей важного теста. Помимо проверки знаний, словарный диктант дает возможность узнать новые факты о прошлом, событиях и культуре народов. История — это не только память о прошлом, но и важный фактор для понимания настоящего и будущего.
Если вы хотите принять участие в словарном диктанте по истории, просто найдите информацию о нем в интернете или у своих учителей. Также вы можете создать свой собственный список терминов и проверить свои знания самостоятельно. При этом не забывайте, что история — это комплексное знание, и кроме терминов и дат, вы должны знать детали и особенности событий и процессов.
Участие в словарном диктанте по истории — это возможность не только проверить свои знания, но и узнать много нового. Он поможет вам лучше запомнить материал и подготовиться к экзаменам. История — это не только прошлое, но и ключ к пониманию настоящего и будущего. Хороших результатов вam на словарном диктанте и интересного путешествия в мир истории!
Кто может принять участие в словарном диктанте по истории?
Словарный диктант по истории – это тест на знание исторических терминов, понятий и событий. Участниками могут быть все желающие: школьники, студенты, взрослые люди любого возраста.
Организаторы словарного диктанта могут проводить его как в рамках учебной программы, так и в качестве конкурса или мероприятия, посвященного определенному историческому событию или эпохе.
Участники, проходящие словарный диктант, должны быть знакомы с основными понятиями и терминами, связанными с темой, которая выбрана организаторами. Могут использоваться как широкоупотребительные термины, так и специфические для определенной эпохи слова и выражения.
Как подготовиться к словарному диктанту по истории?
Словарный диктант по истории является одним из наиболее сложных видов проверки знаний, поскольку требуется знание не только фактов и деталей, но и понимание сложных процессов и связей между ними. Вот несколько советов, которые помогут вам подготовиться к словарному диктанту по истории:
Словарные диктанты по истории требуют серьезной подготовки и усердной работы, но правильный подход поможет вам успешно пройти проверку и продвинуться в запоминании исторических фактов и связей между ними.
Результаты словарного диктанта по истории
В данном диктанте было задействовано большое количество терминов из истории различных эпох. Среди них были слова, связанные с древними цивилизациями, средневековьем, Ренессансом, новым временем и современностью. Участники должны были правильно написать и определить значение каждого слова.
Большинство участников справилось со словарным диктантом на достаточно высоком уровне. В частности, они без ошибок определили и записали такие термины, как «монархия», «республика», «колонизация», «промышленность», «буржуазия» и многие другие.
Однако, некоторые слова вызвали затруднения у участников. Например, несколько человек ошиблись в определении термина «Тридцатилетняя война», в то время как другие не знали значения слов «ренессанс» или «феодализм».
В целом, результаты словарного диктанта по истории свидетельствуют о том, что участники обладают достаточными знаниями о истории и готовы к изучению более глубоких тем.