Анализ текста « Енот»
: научить анализировать текст.
: повторить и углубить знание учащихся о главных и второстепенных членах предложений, о тексте, научить ребят работать с текстом; выяснить причину возникновения прозвища енота, записать прозвища мальчиков класса, выяснить историю их происхождения; расширить словарный запас учащихся; воспитывать бережное отношение друг к другу; научить соблюдать чистоту.
МТО: слайды, компьютер, проектор, задания.
Вступительное слово учителя.
Сегодня необычный день. Чем примечателен этот день? ( День конституции)
Сегодня вы будете моими главными помощниками, поработаем над текстом. Пусть этот день несёт нам радость общения. Подарим друг другу тепло, радость и улыбку.
Ответьте, пожалуйста, на
– Что мы слышим в начале урока? (Звук У)
– Что находится между мной и тобой? Или между Аксы-Барлыком и Кызыл-Мажалыком? ( И)
– Итак, начнём наш урок.
Актуализация знаний учащихся.
– Что такое текст? Какие смысловые части текста вы знаете?
– Что такое тема текста? Основная мысль текста?
– Как связываются предложения в тексте?
– Какие бывают предложения по цели высказывания?
Тема урока: Анализ текста «Енот»
Все мамы любят напоминать ребятам: « Мой руки перед едой! Помой яблоко, прежде чем есть!»
А вот мамы енотов этого не делают!
Знаешь почему?
Порядочный енот не забудет помыть лапы и пищу перед едой.
Была бы чистая вода рядом!
Всё отмоет!
Однажды одному еноту достался на обед кусочек печенья.
Он тут же принялся его полоскать.
За странную для зверя привычку всё мыть енот и получил своё интересное прозвище.
Его называют енот-полоскун.
– пушной зверь с тёмно-жёлтым ценным мехом, а также самый мех его. ( кара сарыг оннуг, унелиг кештиг амытан)
– название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству. Обидное прозвище. Шола ат.
Индивидуальная работа ( работают на доске 4 учащиеся. Разборы слов и предложения.
1. Фонетический разбор слова: ЕНОТ.
2. Разбор по составу: КУСОЧЕК. Найдите чередующие согласные в этом слове.
3. Морфологический разбор слова: ЕДОЙ.
4. Разбор по членам 4 предложения.
Анализ текста . Часть 1.
Определите тему текста.
Как связаны предложения в тексте? (Цепная связь). При помощи чего связаны 1 и 2, 7 и 8 предложения?
Какова основная мысль текста? ( Надо мыть фрукты и овощи перед употреблением , потому что человек может заболеть, когда он ест невымытые фрукты. Поэтому надо соблюдать правило личной гигиены. Например, помыть руки перед едой. Сознательное отношение к питанию помогает человеку избежать многих кишечных заболеваний ( дизентерия, брюшной тиф, понос). Кишечные заболевания называют болезнями «немытых рук». Нельзя есть немытые фрукты, овощи, пить некипяченую воду из водоёмов. Чтобы быть здоровым, надо умываться, потому что чистота – это залог здоровья
Как можно ещё по другому озаглавить текст? ( Енот – полоскун)
5. Послушаем стихотворение « Чистота» ( Саая Аюуш )
Всего дороже чистота Где чистота – там доброта,
Как родниковая вода, Природа жаждет чистоты
Которой не бывает чище. И очищает всё больное.
VII. Самостоятельная работа. Часть 2.
1. Найдите из 9 предложения словосочетания по способу согласования.
2. Найдите из текста вопросительное предложение (номер) по цели высказывания .
3. Найдите из текста побудительное предложение ( номер).
4. Найдите грамматическую основу 2 предложения.
5. Выпишите из предложения 5 определение.
6. Выпишите из предложения 7 обстоятельство.
7. Выпишите из предложения 10 дополнение.
8. Подберите к слову ЛЮБЯТ антоним.
9. Подберите к слову ПРОЗВИЩЕ ( предложение 9) синоним .
: 1) странную привычку, интересное прозвище; 2) 3 предложение;
3) 2 предложение; 4)мамы не делают; 5) чистая; 6) однажды; 7)его;
8) ненавидят; 9) кличка, прозвание, кликуха.
Какие у нас прозвища?
Итоги анонимной карточки: прозвище некоторых мальчиков класса.
Выступление ученицы ( Ооржак Сай-Суу) : Я провела : о прозвищах некоторых мальчиков нашего класса. Так в мой круг исследования попал несколько прозвищ мальчиков. Например – это Кужугет Шолбан ( это прозвище, полученное в результате сходства с президентом – он умный, начитанный мальчик ) ; Медведев, Медведь, Медвежонок, Мендишок, Петушок – это Кужугет Менди ( прозвище , связанное с особенностями внешности ); – это Иргит Айрат (по внешности ), – это Агбаан Ай-Хаан ( красивый , круглый, глаза чёрные, он похож на мышонка), – это Кызыл-оол Начын ( родители так ласково назвали своего сына, он круглый, пухлый мальчик ), – это Саая Шоваалан ( он всегда аккуратный, в форме, всегда командует классом) и т.д.
Я думаю, что давая человеку новое прозвище, окружающие стараются выразить свои чувства и эмоции.
– Кто обижается на своё прозвище? ( Нет, никто не обижается )
Почему родители дают детям прозвище? ( Чтобы сохранить, уберечь их от проклятий, от злого взгляда , чтобы их чёрт не взял, чтобы он рос здоровым, крепким.)
Послушаем стихотворение( Сарыглар Онзагай):
У человека, кроме имени, Кому-то прозвище приклеится
По жизни прозвище всегда! А имя – будто не его!
Кликуха эта, вроде вымени- И постепенно человек изменится,
То с молоком, то вновь пуста! Как будто так всегда было!
IX. Рефлексия урока:
1. Что понравилось на уроке?
2. Чему научились на уроке, что нового узнали?
3. Что хотелось бы включить в урок?
Москва: Издательство «Экзамен», 2011 г.- 45 с.
Краткая пояснительная записка.
2 классВторое полугодие 2 класса
Контрольная работа по русскому языку №1. Диктант. 3 класс.
Тема: «Повторение орфограмм корня»
Поздняя осень. За редкими берёзками видна полоска звёздного неба. В вышине плывёт журавлиная стая.
Близко слышу зов журавля. Вижу одинокую фигуру в низине. Почему он один? Почему не летит со всеми?
Журавль с опаской глядит на меня. Вот он разбежался и легко взлетел. Звучит его грустный крик.
1. Выпиши из текста 3-4 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Рядом запиши проверочное слово, поставь ударение, отметь корень в словах, подчеркни проверяемую гласную. Образец: слова – слово.
2. Среди данных слов найди и запиши только те, в которых на месте пропуска надо писать букву т.
Выпиши из текста 3-4 слова с проверяемой согласной в корне слова. Рядом напиши проверочные слова. Образец: беседка – беседовать.
2. Среди данных слов найди и запиши только те, в которых на месте пропуска надо писать букву о.
Контрольная работа по русскому языку №2. 3 класс.
Тема: «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу»
1. Раздели слова на слоги.
Теремок, ягода, мельник, читать, стриж
2. Выпиши слова, в которых радом находятся звонкий и глухой согласные звуки.
Место, плавучий, ускакать, дочка, болтун, лилия, детвора
3. Сделай фонетический разбор слова
4. Выпиши слова с одинаковыми приставками.
Добрый, добежать, дорасти, доска, добраться, домик, доучить
5. Разбери по составу слово
Уважение, май, сосульки, змейка, лодочка
2. Выпиши слова, в которых радом находятся два глухих согласных звука.
Место, плавучий, ускакать, союз, дочка, болтун, обжигать, детвора
4. Выпиши однокоренные слова.
Боль, больница, больше, болеть, болт, больно, хворать
Контрольная работа по русскому языку №3. Диктант. 3 класс
Тема: «Простое предложение»
У меня жили чижи – Чижик и Пыжик. Они любили летать по комнатам и сидеть на полках. Там у меня хранились лесные орешки, птичьи гнёздышки, охотничьи ружья.
Иногда чижи ссорились. Бывало взъерошат перья, раскроют клювы и шипят друг на дружку. Но ссоры быстро кончались. Птицы садились на полку и начинали дружно петь.
Слова для справок: ссорились, ссоры, птицы.
1. Спиши предложения и выдели подлежащее и сказуемое.
Сухая трава побелела от инея.
Лужи затянул тонкий ледок.
На поляне мы увидели ель.
С болота донёсся журавлиный клич.
Холодный ветер легко продувает плащ.
Завтра мы пойдём в музей.
Итоговая контрольная работа за 1 четверть по русскому языку №4. Диктант. 3 класс
Тема: «Орфограммы, изученные во втором классе»
В еловой чаще с утра до позднего вечера хлопочут ловкие белки.
В развилине дерева повесили сушить маленькие грибки. В лесных кладовых спрятали вкусные орешки. Осенью переменят зверьки свои платьица на серые зимние шубки.
В вершинах густых ёлок устроены у белок тёплые гнёзда. Дно гнёздышка укрыто мягким мхом.
Проворна и весела умница белка.
Запиши слова в два столбика:
1) слова с гласной а в приставке;
2)слова с гласной о в приставке;
Составь и запиши десять слов с приставками без-, бес-, из-, ис-, раз-, рас- . Отметь приставки в словах.
– ветреный, -винить, -пустить, -шумный, -полезный, -править, -глядеть, -пугать, -толковый, -гладить
Контрольная работа по русскому языку №5. Диктант. 3 класс.
Тема: «Правописание слов, образованных сложениемБуквы о,ё после шипящих. Буква ы после ц».
Конец лета. Тишстали щёлкать птицы. Громч шорох сухих травинок. Поспел крыжовник. Заалели яркие гроздья ягод на калин
В лесу прохладно и сыро. Надеваю капюшон и сапоги. Щёголь мухомор стоит на тропинк. Слышны удары лесоруба. Скоро листопад. Берёзки стоят совсем жёлтые. Дуб усыпан золотыми желудями.
Мы говорим шёпотом. Боимся спугнуть тишину.
Примечание: Выделенные написания чётко проговариваются учителем.
1. Выпиши из диктанта три слова с двумя корнями, подчеркни соединительные гласные.
2. Запиши слова в два столбика: 1) слова с пропущенной буквой е;2)слова с пропущенной о.
1. Выпиши из диктанта три слова с орфограммой «Буквы о,ё после шипящих в корне слова».
2. Запиши слова в два столбика: 1) слова с пропущенной буквой и;2)слова с пропущенной ы
Контрольная работа по русскому языку №6. 3 класс.
Тема: «Простое предложение; члены простого предложения».
1. Из предложений выпиши грамматические основы.
Сухая трава побелела от инея. Лужи затянул тонкий ледок. К вечеру небо посветлело.
2. Спиши предложения, найди и подчеркни все обстоятельства.
Мы любили играть под липами. Ярко светит летнее солнышко.
3.запиши предложения. На месте пропусков напиши подходящие по смыслу слова. Подчеркни их как члены предложения.
4. Запиши предложения. Определи, каким членом предложения является слово
Ель растёт во влажных лесах. Игрушки висят на ели. На поляне дети увидели ель.
5. Придумай и запиши предложение, чтобы данные слова были указанными членами предложения. Охарактеризуй предложение по цели высказывания и интонации.
Сундук – _______ лежать – ________ старый – чердак – _ _ _ _ _
6(дополнительное). Прочитай текст. Найди и запиши предложение, которое соответствует схеме: _________ _____________ .
Я лежу в душистой траве на лугу. Качаются над головой золотые цветы. Трепещут лёгкие стрекозы. Пробегают по невидимым тропкам муравьи. В небе над облаками кружат быстрые ласточки.
С болота донёсся журавлиный клич. Холодный ветер легко продувает плащ. В кустах за поляной раздался посвист рябчика.
Летом под липами ветерок колыхал лиловые колокольчики. Завтра мы пойдём в музей.
3. Запиши предложения, найди и подчеркни все дополнения.
Дуб боится крепких морозов. Отец быстро вскопал грядку.
Возле ёлки разгуливает румяный Дед Мороз. Ребятишки украшают ёлку разноцветными игрушками. Высокие ёлки окружили полянку зелёным хороводом.
Сорока – _______ ухаживать – ________ потомство – _ _ _ _ _ _ _ _ заботливо – _ _ _ _ _ _ свой –
6(дополнительное). Прочитай текст. Найди и запиши предложение, которое соответствует схеме: _________ _ _ _ _ _ _____________ .
Контрольная работа по русскому языку №7.
Итоговый диктант за 1 полугодие
Тема: «Орфограммы изученные в 1 и 2 четвертях 3-го класса».
Зима. Стоит чудесный денёк. Ребята сделали для птиц кормушку, насыпали хлебных крошек и повесили её на берёзу. Для синиц они привязали на дерево кусочки сала.
подлетели снегири, воробьи, голуби. На ветку берёзы сели прелестные птички. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья, хвостик и головка синие. Эт синицы. Радостно им иметь хороших друзей.
Во втором предложении найди и подчеркни однородные члены предложения.
2. Запиши слова в 3 столбика: 1-й слова, с орфограммой в приставке, 2-й с орфограммой в корне, 3-й с орфограммой в суффиксе. Буквы –орфограммы подчеркни.
Полёты, поляна, звёздный, ключик, жучок, шёлк, подъём, отставил, сказка, зайчонок.
1. В пятом предложении найди и подчеркни однородные члены предложения.
2. Запиши слова в 3 столбика: 1-й слова, с орфограммой в приставке, 2-й с орфограммой в корне, 3-й с орфограммой в суффиксе. Буквы –орфограммы подчеркни.
Помыл, зимой, вкусный, замочек, мышонок, шорты, подъехал, отклеил, пробка, бычок
Контрольная работа по русскому языку №8. Диктант. 3 класс.
В субботу мы всем классом ездили за город. Учительница Алла Петровна хотела показать нам цветущий вишнёвый сад. Посадка занимала большую территорию. Роскошь цветущих деревьев околдовала нас.
Учительница повела нас к роднику. Она взяла ковш, зачерпнула холодной родниковой водицы. Какой вкусной она была!
Вечерело. Луч солнца тронул вершинки вишенок. Пора домой. Надолго запомнили мы чудесную поездку.
Слова для справок: всем, цветущий, околдовала, вечерело.
1. От данных слов образуй и запиши слова с сочетанием -ечк- или –ичк-.
Единица, книжка, пташка, страница, ложка, подушка, чашка, шишка.
2. Спиши слова. Вставь, где это необходимо, мягкий знак.
1. От данных слов образуй и запиши слова с сочетанием -енк- или –инк-.
Тропа, вишня, солома, сосна, царапина, башня, трещина, смородина
2. Спиши слова. Вставь, пропущенные буквы.
Контрольная работа по русскому языку №9. Контрольное изложение. 3 класс.
Весна. Оживает природа. Скоро зазвучит над проталинкой первая песня жаворонка. Вот-вот талая вода затопит луга и леса, раздвинет узкие берега ручьёв и превратит лужицы в озёра, а озёра в моря.
Сухие соломинки потревожил лёгкий ветерок, и они кланяются, встречают весну. Поднимаю палый листик, а там спит жучок, не проснулся ещё.
Пройдёт месяц и ландыш нарушит лесную тишь звоном фарфоровых колокольчиков, зажужжат пчёлы, зашелестит листва.
Контрольная работа по русскому языку №10. Диктант. 3 класс.
Тема: «Правописание окончаний имён существительных»
Живёт енот в дупле, а ночью бродит по болотам, берегам рек и озёр. Шёрстка у него длинная, густая. На хвостике окраска кольцами то светлее, то темнее. На морде шерсть чёрная с белой оторочкой.
Поймает енот лягушку, рака, мышь, ящерицу и сначала полощет их в воде. За это назвали его енотом-полоскуном. Енот, и жёлуди, и орехи, и ягоды тоже моет. Заодно и лапки помоет перед едой.
Контрольная работа по русскому языку №11. 3 класс.
Итоговый диктант за 3-ю четверть.
На вершине ели было гнездо. Рядом с маленькими яичками там лежало одно большое. Его подкинула кукушка.
Птенцы вылупились. Родители усердно кормили птенцов. Кукушонок стал выталкивать братьев из гнезда.
Мой внучок забрал подкидыша домой. Кукушонок поселился в старом птичьем гнезде. Кошки Мурки тогда в доме не было. Птенец без страха летал по комнате. Скоро пушок на крылышках сменили перья. Мы выпустили кукушонка на волю.
Орфографическое задание. 1 вариант
1. От данных слов образуй и запиши слова с сочетанием –инк- или –енк-.
Проталина, спальня, вишня, царапина, башня, сосна, калина
2. Поставь каждое слово в форму творительного падежа, единственного числа. Отметь окончания.
Душ, камыш, палец, сердце, кольцо, улица, кирпич, птица,
Образец: товарищ – товарищем (Т.п., ед. ч.).
1. От данных слов образуй и запиши слова с суффиксами -ок-, -ик- или –ек-.
Чеснок. Сад, рог, горох, чердак, сук, кусок, конверт
2. Поставь каждое слово в форму дательного падежа, единственного числа. Отметь окончания.
Цель, степь, туча, ночь, сестра, роща, печь, мышь
Образец: сестра – сестре (Д. п., ед. ч.).
Контрольная работа по русскому языку №12. Списывание. 3 класс.
Тема: «Орфограммы в корне слова»
Спиши текст. Выпиши из текста по два примера на каждую указанную орфограмму. Буквы орфограммы подчеркни.
«Звонкие и глухие согласные в корне слова».
«Безударные гласные в корне слова».
«Буквы ё и о после шипящих в корне слова».
Мышь – малютка.
Мышь – малютка – самый маленький грызун в лесу. Весит она всего несколько граммов. Шёрстка у неё коричневая, глазки чёрные, грудка белая. Мышь- малютка ловко лазает по высоким стеблям, листьям и кустам. В высокой траве зверёк сплетает из травинок чудесное гнёздышко-шалашик. Оно подвешено на стебельке высоко над землёй. Не страшен мышке ветер и мороз. Утеплила она гнёздышко внутри мягкими былинками. Скоро там появятся крошечные мышата.
Контрольная работа по русскому языку №13. 3 класс.
Тема: «Имя прилагательное и его грамматические признаки»
1. Запиши словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в женском роде.
Высокий дом, железная лестница, синее море, королевская конница, тёмный чердак, зелёное растение, звонкая песня, строгий учитель, доброе лицо, летняя веранда.
2. Спиши словосочетания. В скобках укажи род, число и падеж имён прилагательных.
Старый ослик, на верхней полке, тёмной ночью, для первого класса
3. Спиши предложения, подчеркни все имена прилагательные как члены предложения.
Летним днём мы шли по сосновому лесу. Белый туман расстилается над тихими лугами.
4. Выпиши только качественные имена прилагательные, письменно подбери антоним к каждому записанному слову.
Большой, лисий, бумажный, узкий, апельсиновый, острый, папин
5. Запиши данные имена прилагательные в краткой форме, в мужском роде, в единственном числе.
Грубый, умный, седой, сильный
красивый – красив (м. р., ед.ч.)
6(дополнительное). Спиши текст. Найди притяжательные прилагательные, подчеркни их как члены предложения, определи род, число и падеж этих прилагательных.
Протянулся через дорогу и скрылся в густом ельнике заячий след. Тонкий лисий след вьётся вдоль дороги. Шустрая белка махнула пушистым хвостиком и прыгнула на ёлку.
1. Запиши словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в мужском роде. Чёрные брюки, ёлочная игрушка, высокое дерево, хороший прыжок, райская птица, старое здание, широкий проспект, трудное правило, зимние вечера, новое упражнение, верный друг, дальняя дорога, воскресный день
2. Выпиши из текста имена прилагательные вместе с существительными, от которых они зависят. Отметь окончания имён прилагательных, в скобках укажи род, число и падеж. Зима завалила деревню пушистым снегом. Веточки берёз украсил белый иней. С верхушки старой ёлки сорвалась птица. Снег белой бахромой осел на тонких веточках сирени.
3. Спиши предложения, подчеркни все имена прилагательные как члены предложения. По вечерам мама накидывала старый бабушкин пуховый платок и читала нам сказки. Серый осенний дождь грустно стучит по мокрой крыше.
4. Выпиши только относительные имена прилагательные. Рядом запиши слова, от которых они образовались. Лимонный, широкий, высокий, птичий, шёлковый, кислый, дедушкин, настенный
5. Выпиши имена прилагательные в краткой форме, женского рода, единственного числа. Ласковы, ласкова, ласковая, наимудрейшая, мудрая, мудрее, мудра, аккуратная, аккуратен, аккуратна, Внимательная, внимательна, внимателен, прекрасная, прекраснейшая, прекрасна, прекраснее
6(дополнительное). Спиши текст. Найди качественные имена прилагательные, подчеркни их как члены предложения, определи род, число и падеж этих прилагательных.
Итоговая контрольная работа по русскому языку №14 за 3 класс.
Тема: «Орфограммы, изученные в 3 классе»
1. Сделай фонетический разбор слова
2. Разбери по составу слово
3. Спиши словосочетания, определи склонение и падеж имён существительных.
Добраться до города, поделиться с сестрой, услышать в тиши
4. Спиши предложения. Определи род, число и падеж всех имён прилагательных.
Жаркий июльский день угасает. Косой солнечный луч золотит вершину молодой сосны. Не слышно птичьих голосов.
5. Спиши. Подчеркни члены предложения и определи известные тебе части речи.
Младшая сестра учится в музыкальной школе. Летний дождь барабанит в окно.
6(дополнительное). Прочитай текст и выпиши слово с такой характеристикой: имя существительное, женского рода, 3-го склонения, стоит в форме единственного числа, винительного падежа, в предложении является обстоятельством.
Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. На листочках дрожат прозрачные капельки росы.
3. Спиши предложение, определи склонение и падеж имён существительных.
Из Москвы на север летит быстрый самолёт
4. Выпиши из текста качественные имена прилагательные с существительными, от которых они зависят. Определи род, число и падеж этих прилагательных.
Холодом дышит звёздное небо. Я читаю книги перед сном
6(дополнительное). Прочитай текст и выпиши слово с такой характеристикой: имя существительное, женского рода, 1-го склонения, стоит в форме множественного числа, предложного падежа, в предложении является обстоятельством.
Итоговая контрольная работа по русскому языку №15 за 3 класс.
Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.
К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершине сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные муравьи.
1. Допиши окончания, в скобках укажи падеж и склонение имён существительных.