Диктанты по слогам и Диктанты, учебно-методические материалы 5 класса по русскому языку (5 класс) по теме

Диктанты по слогам и Диктанты, учебно-методические материалы 5 класса по русскому языку (5 класс) по теме Экодиктант

Диктанты по русскому языку для 1 класса по теме: “Слоги”. Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.

(каждый слоговой
ряд записывается учащимися с одного
прочтения учителем-логопедом).

жа ша ша ша
са ша

са за за за
жа жа

по бо по са
ца са

до то до ца
ча ца

ку гу гу ча
ща ча

ву фу ву ща
ша ша

Диктанты по русскому языку для 2 класса по теме: “Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Слог. Перенос слова”. Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.

(каждая строчка
слогов записывается учащимися с одного
прочтения учителем-логопедом).

Победа, бордюр,
бульвар, волейбол, паспорт, покупатель,
маршал, алмаз, хижина, художник, характер,
хоккей, палуба, продукты, фехтование,
гармошка, засада.

Собака на цепи,
отличная оценка, душистый ландыш, мощная
защита, свежий воздух, темный чердак,
колючий шиповник, чужие вещи.

Дворец. Снежная
королева жила среди вечных снегов и
льдин. Метели возвели стены. Буйные
ветры пробили окна и двери. Большие
белые залы тянулись до неба. Вьюги
разостлали пушистые ковры. Холодно и
пусто было в блестящих залах. Сюда не
заглядывало веселье. Веселились только
белые медведи. (42 слова)

Диктанты по русскому языку для 1 класса по четвертям, темам и видам (контрольные, проверочные, словарные диктанты и т.д.). Сборник диктантов будет полезен учителям и ученикам (их можно распечатать и использовать на уроках русского языка), а также родителям для самостоятельной работы дома с детьми.

Тексты для диктантов соответствуют программам школ России и ФГОС.

Объем проверочных и контрольных диктантов для 1 класса: 15–17 слов;Объем словарных диктантов для 1 класса: от 7 до 8 слов.

Диктанты по четвертям:

1 класс 1 четверть1 класс 2 четверть1 класс 3 четверть1 класс 4 четвертьИтоговые диктанты за 1 класс

Диктанты по темам 1 классаСловарные диктанты для 1 класса

Виды диктантов в 1 классе: зрительные диктанты, картинные диктанты,буквенные диктанты, словарные диктанты, выборочные диктанты, комментированные диктанты (письмо), объяснительные диктанты, предупредительные диктанты, творческие диктанты, свободные диктанты, контрольные и проверочные диктанты, диктанты с грамматическими заданиями, итоговый диктант.

Письмо под диктовку на уроках русского языка в 1-м классе начинается с прописи, заканчивается текстом, состоящим из нескольких предложений.

Буквенные диктанты и диктанты слияний вводят с самого начала обучения грамоте.

Словарные диктанты, диктанты по словосочетаниям, диктанты по предложениям проводятся в качестве текущих проверочных работ в течение всего года (приблизительно со второго полугодия).

Контрольные и проверочные диктанты по русскому языку для 1 класса проводятся, как правило, во втором полугодии.

Составь слова из последних слогов слов. Запиши полученные слова.

Из каждого слова выбери определённый слог и составь с ним новое слово.

релка – карета.

комок, роза, валенки – ________________________

молоко, невод, таракан – _____________________

кожа, лоток, боксёр – __________________________

баранка, рана, банкир – __________________________

Раздели слова, где можно, на слоги.

утром  торт   трубач   кросс   работа  прыгун   галстук   спор выставка   ураганы   сосна   лисица   лист   волки   дуб ствол   брусника   тропы    сборка   туманный

Запиши  предложения, расставляя знаки препинания. Раздели на слоги имена детей.

хороша, дворе, горка, нашем, в, высокая

сами, её, ребята, сделали

Нина, возили, Олег, снег, и

скатывали, и, Петя, снег, Оля, комья, в

Подчеркни слова, которые нельзя переносить:

Край, змейка, ежик, осы, олень, сон

сказка, ёжик, Егорка, печаль, юла.

Укажи слова, неверно поделённые чёрточкой для переноса:

Ле – йка, май – ка, о-си – на, гу – лять, ри-су-нок,

уро – жай, э – таж, у-лица, Иль-я, Жа-нна.

Прочитайте текст. Раздели слова для переноса.

Сегодня очень холодная погода. На солнце ярко горят кружевные снежинки. На ветках дерева сидит стайка птиц. Они громко чирикают.

Запиши текст, расставляя знаки препинания. Подчеркни слова, которые нельзя делить для переноса.

Фрукты и овощи могут расти в теплице круглый год камешки и питательная смесь заменяют им землю вместо солнца загораются яркие лампы вот что придумал человек

Измени слово так, чтобы его можно было разделить для переноса.

Придумай свои два примера.

Дом – __________,     ____________ – ______________ ,

клён – __________,     ____________ – ______________ .

Выпиши слова, в которых встречается буква с. Раздели эти слова для переноса.

Я – ластик, я – резинка,

Но совесть у меня чиста –

Помарку стёрла я с листа.

Прочитай  стихотворение. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.

И вдруг стемнело.

Свет зажгли, глядим в окно.

Отчего же так темно?

Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно – красен,

И реки блестят извивы.

Раздели слова для переноса. Подчеркни слова, которые переносить нельзя.

Альбом, семья, пью, кольцо, копьё, пальто, лью,

угольки, платье, горький, шьёт, банька, пень.

Прочитай пословицы. Слова с буквами Й, Ь разбей для переноса.

Авось и к нам на двор солнышко взойдёт.

Без собаки зайца не поймать.

Без хозяина – двор, а без хозяйки изба плачет.

Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает.

Бобы не грибы, не сеешь – не взойдут.

Не зная броду, не суйся в воду.

Прочитай пословицы. Подчеркни слова, которые не переносятся.

У кого жить, тому и служить.

Умей шутить, умей и отшучиваться.

Что ни день, то новость.

Семь дел в одни руки не берут.

Добро и во сне хорошо.

Худ обед, коли хлеба нет.

По определению угадай слова с двойными согласными . Запиши их. Раздели для переноса.

Солёная вода для засолки овощей – ________________ .

Помещение в школе, где идёт урок – _______________ .

Шестой день недели –    __________________________ .

Обучение животных послушанию – ________________ .

Игра в мяч, который бросают друг другу через сетку ракеткой –       __________________________________ .

Асфальтированная дорога – ______________________ .

Игра с мячом или шайбой на льду – ________________ .

Прочитай народные приметы. Раздели слова для переноса.

В марте воробьи гнёзда вьют.

Парит – перед дождём.

Солнечный дождь быстро пройдёт.

Снег прилипает к деревьям – к теплу.

Длинные сосульки – к долгой весне.

Большая роса в мае – к урожаю огурцов.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ НАЧАЛО ГОДА ДЛЯ 1-Х КЛАССОВ.

Ба – па         па – ба

са – за         за – са

са – ша        ша – са

2. Исследование звукопроизношения

Рассказ по серии картинок. Пересказ.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ 2 класс

1. Записать под диктовку строчные буквы (в случае забывания обозначить букву точкой):

п, и, ш, т, щ, з, ё, л, д, у, б, э, ф, й, ч, е, ы, в, ж, ъ, х.

2. Записать заглавные буквы:

Г, З, Д, Р, Н, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Ё, Ж, Щ.

3. Диктант слогов:

ас, мо, осе, лы, ри, але, яр, мя, жу, са, шо, чи, ац, бапо, дожу, лери, ащу, зню, кор, пла, кро, аст, глу, арк, сми, кра, гро, глор, чит, щус.

4. Диктант слов различной структуры: Лыжи, круги, жили, куст, щука, улица, бант, аист, насмешка, уснёт, чищу, шарф.

5. Записать после однократного прослушивания:

У ёлки пушистый зайчик.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ 23класс

1. Диктант слов различной структуры:

Лыжи, ключ, круги, жили, старушка, заснуть, куст, щука, улица, бант, аист, насмешка, уснёт, грач, чищу, шарф, крыльцо.

2. Записать после однократного прослушивания:

3. Слуховой диктант:

Ярко светит весеннее солнце. Его яркие лучи били в глаза. На ветвях деревьев распевали скворцы. В воздухе пахло сосной, мокрой травой. На желтые пушистые цветы вербы прилетели дикие пчелы. Они тоже радовались теплой весне.

Логопедический диктант 4 класс

Как пышно цветёт и зеленеет луг! Он похож на пёстрый ковер. Много здесь разных трав и цветов. Колосья дикого овса золотятся на солнце. Из земли выглядывают красные и белые головки мака. Качаются синие колокольчики. На сырых местах целыми полянами красуются голубые неза¬будки. Порхают над цветами резвые бабочки. (49 слов)

1. Поставить в словах ударения.

2. Найти 3 слова с 4-мя гласными и записать их по слогам (зе-ле-не-ет, зо-ло-тя-тся, ка-ча-ю-тся, по-ля-на-ми, кра-су-ю-тся, го-лу-бы-е, не-за-бу-дки).

3. Подчеркнуть мягкие согласные в четвёртом предложении.

4. Слоговой диктант. Записать слоги: бья, бя, пё, пьё, лью, ню, тье, зья, те, вьи.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ КОНЕЦ ГОДА ДЛЯ 1-Х КЛАССОВ.

Логопедический диктант 3 класс

Наступает весна. Пора встречать пернатых гостей. Ребята решили сделать для них домики. Они выбрали новые, гладкие доски. Красивые дома вышли. Но не стали жить в них птицы. Они не любят гладких досок. Скользко им, как людям на льду. Стайки птиц облюбовали сад. Они нашли старые скворечники. Закипела работа. Птицы носили мох, перья, солому. Чудное пение птиц разносилось по всей окрестности.

1. Найдете в диктанте слово ОКРЕСТНОСТИ, выпишите его и составьте звуковую схему.

2. Запишите под диктовку 5 существительных в столбик:

Подберите к существительным однокоренные прилагательные женского рода, запишите их рядом и выделите корень.

“Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах”

Дед Кузьма и Вася идут в лес. У Васи ведро с водой. На краю леса растут маленькие ёлочки. Их посадили дед и внук. Любо смотреть на ровные ряды елей. Ёлочки стоят стройные и пушистые. Каждая ёлочка ищет свет и тепло. Вася полил их водой.

Слова для справок:II часть — растут, посадили, смотреть,III часть — ёлочки, полил, ищет.

Диктант “После дождя”.

За окном стих дождь. Последние капли бежали по стеклу. Из укрытия вышли утки. Они стали чистить свои пёрышки. Улыбнулось солнышко. Над рекой легла радуга. Ребята вышли во двор. Они стали бегать по лужам. Вода была теплая.

Слова для справок:I часть — бежали, последние’,II часть — из укрытия;III часть — улыбнулось, легла;IV часть — во двор.

Диктант словосочетаний (ц с, ц ч, ш с, ш щ, ж з, ч ть, ч ш, ч щ).

Царский дворец,
отличная оценка, душистый ландыш, мощная
защита, свежий воздух, темный чердак,
колючий шиповник, чужие вещи.

Творческие диктанты по теме “Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах”.

Задание: Дописать 3—4 предложения.

Диктант “Лесное озеро”.

Диктант текста

Дворец. Снежная
королева жила среди вечных снегов и
льдин. Метели возвели стены. Буйные
ветры пробили окна и двери. Большие
белые залы тянулись до неба. Вьюги
разостлали пушистые ковры. Холодно и
пусто было в блестящих залах. Сюда не
заглядывало веселье. Веселились только
белые медведи. (42 слова).

(из «Энциклопедического
словаря юного филолога»).

Представьте себе
огромную кладовую, которая существует
в памяти людей, в ней множество «полочек»,
«ячеек», где в определенной системе, в
определенном порядке хранятся различные
средства. Ими пользуются люди, когда
говорят или пишут.

Например, для
устной речи в этой «кладовой» есть
«отделение», в котором, не смешиваясь
друг с другом, хранятся звуки. « Беря»
нужные звуки и «выстраивая» их один за
другим, мы получаем звучащее слово.

А потом из нескольких
предложений, имеющих определенную
последовательность, способных распадаться,
но обладающих смысловой связанностью,
можно создать текст, воздействуя таким
образом на чувства, мысли, речь другого
человека.

Эта огромная,
сложно устроенная «кладовая» и есть
язык, представляющий собой систему
сложную, но очень интересную.

Определение лидера
занятия с учетом количества набранных
звезд каждым учащимся.

  • Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как
    преодолеть трудности в обучении детей.
    М., 2000.
  • Баранникова Л. И. Основные сведения о
    языке. М., 1982.

3. Власенко И. Т. Особенности словесного
мышления взрослых и детей с нарушениями
речи. М.,1990.

  • Лурия А. Р. Очерки психофизиологии
    письма. М., 1950.
  • Парамонова Л. Г. Правописание шаг за
    шагом. С Пб, 1998.
  • Письмо и чтение: трудности обучения.
    //Под ред. О. О. Иншаковой. М., 2001.
  • Синицын В. Путь к слову. М., 1997.

8. Спирова Л. Ф. Особенности речевого
развития учащихся с тяжелыми нарушениями
речи. М.,1980.

9. Узорова, Нефедова Е. А. Практическое
пособие по развитию речи. М., 1997.

10. Шклярова Т. В. Русский язык. Сборник
упражнений. М., 1997.

11. Ястребова А. В., Бессонова Т. П.
Инструктивно методическое письмо о
работе учителя-логопеда при
общеобразовательной школе. М., 1996.

Антуан де Сент
Экзюпери.

Соседние файлы в папке uchebnie-logopedia

Гласные звуки и обозначение их на письме. Деление слова на слоги. Ударение. Перенос слова.

Диктант “Пословицы”. Задание: Записать пословицы. Поставить ударение в выделенных словах, разделить их на слоги.1. В труде — счастье. 2. Труд горы сравнивает. 3. Одна пчела много мёду не принесёт. 4. Сперва подумай, а потом начинай. 5. Делу время, потехе час. 6. Неумелая рука портит дело.

Диктант “ГОРКА”Вчера была метель. На улице большие сугробы. Снег мягкий и пушистый. Дети рады зиме. Таня взяла санки. Вот ледяная горка. Там веселье и громкий смех.(26 слов)Задание: Разделить выделенные слова для переноса. Диктант “ОСЕНЬ В ПРОСТОКВАШИНО”Все были заняты делом. Кот Матроскин за последними грибами ходил и капусту засаливал. Дядя Федор задачник для третьего класса осваивал. А пёс Шарик телёнка воспитывал.(28 слов) (Э. Успенский)Задание: Разделить выделенные слова для переноса.

Диктант “ЗИМОЙ В ПРОСТОКВАШИНО”Тихо и хорошо в Простоквашино. За окном первые снежинки пролетают. Сидят за столом папа, мама, дядя Фёдор, Матроскин и почтальон Печкин. В лото играют.(23 слова) (По Э. УспенскомуЗадание: Разделить выделенные слова для переноса.

Выборочные и творческие диктанты на тему

Вариант 1. Задание: Выписать слова, состоящие из двух слогов. Буква, алфавит, звук, предложение, страна, берёза, сосна, ки¬парис, каштан, яблоня, груша, вишня, виноград, слива, точка.

Вариант 2. Задание: Записать слова в два столбика: в первый — слова с одним слогом, во второй — с двумя слогами. Кровать, поезд, нож, врач, люди, поле, коса, таз, пилят, сон, сыр.

Вариант 3. Задание: Записать слова в два столбика: в первый — с двумя слогами, во второй — с тремя слогами. Улица, переулок, проспект, город, трамвай, троллейбус, ав¬тобус, метро, здание, широкий, новый, зелёная, хорошая.

Вариант 4. Задание: Записать слова в два столбика: в первый — с тремя слогами, во второй — с четырьмя слогами. Больница, машина, ученики, товарищи, мальчики, человек, лисица, молоко, тарелка, наливают, говорят, подруга, облако.

Вариант 5. Задание: Разделить слова на слоги. Поставить ударение. Дети, птица, весна, осень, лампа, Москва, город, обед, стакан, школа, ромашка, урожай, сладкий, весёлый, высокий, добрый, читает, гуляет, возит, пишет, делают.

Вариант 6. Задание: Разделить слова для переноса. Ручка, учитель, карман, уроки, доска, имена, сумка, кошка, девочка, ягоды, Алёша, зелень, альбом, воробьи, ка¬мень, Россия, письмо, учебник, портфель, квартира, животное, хороший, лесной, большой, умеет, учатся, бегают.

Объяснительные диктанты по теме “Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах”

Диктант “Бабушка и внучка”.

Бабушка весь день сгребала сено в лугах. Внучка Ольга ушла в лес за грибами. Наступил вечер. Бабушка готовит сочную траву для кроликов. А Ольга жарит грибы.

Диктант “Тёплые дни”.

Утро. С неба падают капли дождя. По влажной тропе ползёт жук. Вот он скрылся в траве. Вдруг раздался шум. Это на тропу вышел лось.

Диктант “В горах”.

Это было весной. Всюду пылали красные маки и тюльпаны. Я любовался горами. На высокой скале сидели звери. Это были гепарды. А вот их маленький котёнок. Он играл с цветами.

Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза. Крупные капли росы заиграли на траве и кустах. Отсырела земля. Ветерок порхал над озером. Наступало утро.

Проверочные диктанты по теме “Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах”.

На земле снег. На рябине сочные ягоды. Тихо в лесу. Позвал зайка ветер. Ветер стал сильно Начать рябину. На землю упали крупные ягоды. Зайка рад. Теперь сыт пушистый зверек. Слово для справки: рябина, позвал.

Диктант “Учись наблюдать”.

Я иду по тропинке. Вот с дерева прыгнула белка. Дятел стучал по коре сосны. В дупле дуба гнездо совы. Около берёзы нора крота. Над ёлкой кружил клёст. Всюду жизнь. Слово для справки: по тропинке.

Белым ковром укрылись поля и леса. На снегу хорошо видны следы зверей и птиц. Вот следы лося. У лося сильные ноги и рога. Он очень красив. Люди берегут лосей. Слова для справок: берегут, очень.

Диктант слов (о а, и у, б д, б в, п т, х ж, л м).

Добро, правда,
свобода, комната, забота, турнир, изумруд,
турист, будильник, дружба, победа,
байдарка, любовь, бульвар, волейбол,
простор, пустыня, путник, паспорт,
покупатель, хижина, художник, алмаз,
маршал, молодец.

Свободный диктант.

(каждое предложение
текста записывается учащимися с одного
прочтенияучителем-логопедом).

Золотая осень. Мы
часто ходим в ближний лесок. Красив
русский лес осенью. Яркие краски радуют
глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась
пестрым ковром. Шуршит под ногами
пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи
песни. Вода в лесных ручьях чистая.
Хорошо дышать свежим воздухом. (42 слова).

Диктант. Утро.
(4 класс). Самое
лучшее в мире смотреть, как рождается
день! В небе вспыхнул первый луч солнца.
Ночная тьма тихонько прячется в ущелья
гор и трещины камней, в густой листве
деревьев и в кружевах травы. Вершины
гор улыбаются ласковой улыбкой. Волны
моря высоко поднимают белые головы. Они
кланяются солнцу, как придворные
красавицы своему королю. Доброе солнце
смеется.

(54 слова). ( По М.
Горькому).

Диктант. Ночью
в лесу. (5 класс). Ночью
мы с товарищем заблудились в лесу. В
ясную ночь дорогу здесь найти легко. Но
вечером тучи закрыли звезды. Началась
сильная гроза. Загремел гром. Хлынул
дождь. Мы прижались к скрипучему стволу
ольхи. Гроза шла со всех сторон. Близко
от нас рухнуло старое дерево. Мы покинули
свое убежище и двинулись дальше. Утро
застало нас на склоне глубокого оврага.
За редкими деревьями виднелась степь.

Диктант. Водопад.
(6 класс). Перед
нами мощный поток воды, который бурно
устремляется вниз с большой высоты.
Далеко разносится грохот низвергающейся
с обрыва воды. Все кругом вздрагивает
от шума. Беспрерывно падает вода и
рассыпается внизу на миллиарды мелких
брызг. Путешественники смотрят в
безмолвном восхищении на это чрезвычайно
красивое явление природы. Особенный
восторг у зрителей вызывает водопад в
безоблачные дни, когда бесчисленные
капельки как бы растворяются в воздухе.

Диктант. Глагол.
(7 класс). Глагол
это не отдельное понятие, как имя
существительное, это сообщение о чем
то. Это и не описание внешности, как имя
прилагательное. Когда то глаголом
называли всякое слово. Вспомните у
Пушкина: «Глаголом жги сердца людей».
Глагол это действие, которое повторяет
жизнь. Навсегда очарованы мы прозой
Пушкина, у него каждое третье слово
глагол. Глагол самая необходимая часть
речи. Именно среди глаголов мало
заимствований. Он точней и быстрей
отражает потребности разговора и мысли.
Ведь и назначение глагола – выражать
само действие, ход мысли.

(79 слов). ( По В.
Колесову).

Диктант. Художник.
(8 класс). Это,
пожалуй, единственный случай в мире,
когда, обреченный на неподвижность и
медленное умирание, художник создавал
самые праздничные и радостные полотна.
Тысячи веселых людей населяют картины
Кустодиева. Они ходят на ярмарки,
устраивают угощения, кружатся в пляске,
катаются с гор. А художник создает эту
многоголосицу сначала полулежа в кресле
качалке, потом и вовсе лежа, при каждом
взмахе кисти превозмогая страшную боль
в позвоночнике и зная, что уже никогда
не встанет с постели.

Диктант. Осень.
(9 класс).

Глубокая осень.
Серое небо, низкие, тяжелые, влажные
облака; голы и прозрачны становятся
сады, рощи и леса. Все видно насквозь в
самой глухой древесной чаще, куда летом
не проникал глаз человеческий. Старые
деревья давно облетели, и только некоторые
молодые березки сохраняют еще свои
увядшие желтоватые листья, блистающие
золотом, когда тронут их косые лучи
невысокого осеннего солнца.

(80 слов). ( По С.
Аксакову).


Диктанты по слогам и Диктанты, учебно-методические материалы 5 класса по русскому языку (5 класс) по теме

ТАБЛИЦА СЛОВ

Творческие диктанты по теме “Слог. Ударение. Перенос слов”

Задание: Вместо точек вставить отгадки. Поставить в них ударения.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь