Диктант зимой

Notice: Undefined index: HTTP_ACCEPT in /home/m/mikhaif9/ecodictant.ru/public_html/wp-content/plugins/realbig-media/textEditing.php on line 823

Утро в середине ноября могло быть самым обыкновенным, если бы за ночь не выпало столько снега. Всё вокруг в один миг преобразилось, как в волшебной сказке. Белоснежные сугробы покрыли мостовые, аллеи в парках, узкие дорожки во дворах, машины, как будто кто-то накинул большую накрахмаленную простыню на город. Невесомые снежинки, вздрагивая от малейшего порыва ветра, искрятся и сверкают миллионами огней в лучах мягкого зимнего солнца, словно драгоценные кристаллы.

Первый снег — это всегда радость, настоящее преображение природы. Зима вступила в свои права, и это её щедрый подарок. Хлопья снега сыпятся из тяжелых нависших над городом туч и пушистым ковром ложатся на улицы. Воздух свеж и чист. Голые ветки деревьев ранним утром покрывает колючий иней, придавая им причудливую форму. Тонкие заледеневшие иголочки красиво сверкают и переливаются разноцветными огнями. Не деревья в парке, а заколдованный лес! Морозное дыхание зимы рисует на стёклах затейливый орнамент, и окна сразу приобретают сказочный вид.

Тихо. Всё вокруг замирает. Деревья, тянущие изогнутые ветви к небу, напоминают заснеженных молчаливых истуканов. Но стоит приблизиться, и волшебство исчезает. Такая хрупкая красота! Ажурные снежинки осыпятся от лёгкого прикосновения, оголив тёмные ветки. Но за ночь чародейка-зима всё исправит, чтобы утром все снова смогли насладиться первозданной красотой.

Грамматическое задание

1. Сделать полный синтаксический анализ предложения:

2. Составить схему предложения, указав его вид:

Проснувшись утром, разглядев сквозь оконные узоры небо и ветки в снегу, понимаешь, что зима хорошо поработала ночью.

Сад весь белый, хлопья снега лежат на деревьях, кажется, что деревья снова в цвету. Запах снега и далекого дымка от чьего-то камина или печи разносится по округе, напоминая о детстве. Зимний день очень поэтичен, тянет пройтись по этой волшебной белой улице. Снег скрипит под ногами, а каждое прикосновение к веткам деревьев завершается сказочным снежным дождем, попадающим в лицо и за воротник. И радостно, и весело становится на душе. Какая-то легкость во всем, и она передается человеку. Всё кажется по плечу, всё исполнимо. Можно прокатиться с детворой на санках с горки, а можно разогнаться и проехаться по ледку тротуара, веселя прохожих.

Снег и мороз радуют всех, больших и малых, старых и молодых. Со снегом на землю приходит какое-то очищение, ниспускается благодать.

Недолго жить царству снега и тишины: вездесущие мальчишки быстро разрыхляют снег санками, перемешивают его руками и ногами, играя в снежки. А хозяева домов спешат очистить дорожки, посыпать их песком. Автомобили превращают снег в грязную кашицу, обрызгивая всё вокруг.

Город проснулся, и волшебство растаяло. Нужно идти в парк или в лес, чтобы продолжить наслаждаться красотой зимней сказки.

1 вариант: Автомобили превращают снег в грязную кашицу, обрызгивая всё вокруг.

2 вариант: Можно прокатиться с детворой на санках с горки, а можно посильнее разогнаться и проехаться по ледку тротуара, веселя прохожих.

5   класс   КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Зимой часто случались ужасные вьюги. Дул резкий ветер. Темные стаи туч закрывали зимнее небо.

В большом городе жили двое детей. Зимою в ненастную погоду окна в домах замерзали. Но дети нагревали на печке монеты и прикладывали их к стёклам.

Однажды Кай вскарабкался по лестнице на комод и поглядел в маленький кружок на окне. За окном порхали снежинки. Одна упала на террасу и стала увеличиваться в объёме, а потом оказалась Снежной королевой. Её прекрасные , но холодные глаза сияли. Она поманила мальчика к себе.

На другой день был сильный мороз, а потом пришла весна. Побежали ручьи. Солнечный луч стал жечь землю. Из неё показалась зелень, из рощ послышались птичьи голоса.

1. Подчеркнуть грамматические основы в  2 сложных предложениях.

2. Подчеркнуть слова с безударными гласными в корне слова

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперед.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь еще не прошел. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки. (85 слов.)

(ПО Б. Т и м о ф е е в у.)

1 вариант  Набегают, крупные, дождинки

2 вариант Затихает, туманная,

6 А класс   Контрольный  диктант

В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идем в лес.

За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберезовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.

Вот у березки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.

День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлету на юг.

А класс Контрольный диктант

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими желто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозеленые сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Все вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Я пошел по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Мое внимание привлекли мелкие темно-коричневые зернышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.

по Г. Угарову       118 слов

Контрольный диктант ( входной контроль)

Таинственный мир воды и растений раскрывался передо мной. Очарование этого мира было так велико, что я мог просиживать на берегу пруда до восхода солнца.

Отец бесшумно закидывал удочки и закуривал. Табачный дым плыл над водой и запутывался среди прибрежных веток.

Я набирал воды из пруда, бросал в эту воду траву и ждал. Красные поплавки неподвижно стояли в воде. Потом один из них начинал вздрагивать, пускал лёгкие круги, внезапно нырял или быстро плыл в сторону. Отец подсекал, леска натягивалась, ореховое удилище сгибалось в дугу, и в тумане над прудом начиналось бульканье, плеск, возня. Вода разбегалась, торопливо удирали во все стороны жуки-водомеры, и, наконец, в загадочной глубине появлялся бьющийся золотой блеск. Нельзя было разобрать, что это такое, пока отец не выволакивал на примятую траву тяжёлого карася. Он лежал на боку, отдувался и шевелил плавниками. От его чешуи шёл удивительный запах подводного царства.

(Проверяемые гласные в корне слова; чередующиеся гласные; приставки на  в окончаниях существительных; разделительный    после шипящих, приставкизапятые при однородных членах.)

1. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, обозначьте орфограммы.

2. Произведите синтаксический разбор предложений:

3. Выполните морфемный разбор следующих слов:

разбегалась, отдувался, удивительный, растений

раскрывался, натягивалась, таинственный, поплавки

4. Произведите фонетический разбор слов: 1 вариант – ; 2 вариант –

7 б    Контрольный диктант (промежуточный контроль)

КАК ХОДИТЬ ПО ЛЕСУ

Начинающий натуралист шел вдоль поросшей молодым леском лощины. Здесь было еще по-утреннему свежо и пахло листвой и крапивой. Лог завернул влево, а впереди открылась освещенная солнцем поляна. Большой лесной голубь витютень тяжело поднялся с земли и, сверкнувбелыми сгибами крыла, скрылся за кустами.

Не многие умеют ходить по лесу. Обычно все двигаются так шумно,что мало-мальски осторожные звери и птицы успевают либо затаиться,либо убежать.

Уходя в лес, убегают вглубь дорожки и тропы. Нигде не увидишьстолько интересных отпечатков, сколько на дорогах. Двигаться по дороге и легче и быстрее, а главное, бесшумнее. Недаром чаще всего встречи с осторожными животными происходят именно на дорогах, а не в тесной глухомани.

Всем, кто приходит в лес за его дарами, надо правильно вести себя.

Задание выполняется по вариантам: 1 вариант – первая половина текста, 2 вариант – вторая.

9 А Контрольный диктант

начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздействовало на нас.

В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперед.

Мы плыли медленно по течению реки  Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защелкал соловей, за ним другой. Мы восхищались соловьиным пением и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костер и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.

Вводный контрольный диктант

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква  весной, когда пролежит всю зиму в снегу.

В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку со многими клюквинками.

1. Выпишите по одному слову с орфограммами корня: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным, подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы.

2. Выполните звуко – буквенный разбор слова

3. Обозначьте грамматическую основу в 3 предложении.

3. Обозначьте грамматическую основу в 6 предложении.

Контрольный диктант по теме «Текст»

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны.  летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. В лесу тишина. Только грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы.

Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб. Но вершины берёз уже оголились.

2. Выполните звуко-буквенный разбор слова

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. а Андрюша умел только ползать.

Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились , только Андрюша остался на улице.

Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.

Он схватил пса за ошейник и увёл.

Ребята выходили из своих убежищ. Счастливый Андрюша уже улыбался, Валя плакала . Она очень испугалась.

– =,а – =.

2. Выпишите словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова из 2 предложения 3 абзаца.

3. Выполните звуко-буквенный разбор слова

– =, – =.

2. Выпишите словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова из 1 предложения последнего абзаца,

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

Был ясный день. Ярко светило весеннее солнце. В ельнике было жарко. Подул лёгкий ветерочек. В воздухе чувствовался резкий запах дыма. Туристы не затушили костёр. Загорелась сухая трава. Это большая опасность для леса. Огонь подобрался к старой ели. Занялись нижние ветки. Вот узкие языки пламени стали лизать муравейник.

Мы отломили тяжёлые еловые лапы и стали тушить пожар. От муравейника тонкой струйкой шёл дымок. Выносливые муравьи прожили морозную и годную зиму. Но от лесного пожара не спаслись.

Поникли молодые деревья. Птицы перестали петь. На поляне остались чёрные отметины. Природа долго будет зализывать раны. Берегите лес!

1. Выпишите любую группу однокоренных слов, разберите их по составу.

2. Образуйте от слова 2-3 однокоренных слова при помощи суффиксов -ик,-ёнок, –их-, -ок-, -ат-, -ят-.

3. Выпишите 3 глагола с приставками, выделите приставки.

2. Образуйте от слова  2-3 однокоренных слова при помощи суффиксов -ик,-ёнок, –их-, -ок-, -ат-, -ят-.

Контрольный диктант по теме «Слово и его значение».

Ползёт по тундре трактор. Летом местные болота иначе не пройти. Шипы стальных гусениц срывают зелёный покров тундры. А под ним сплошная жидкая грязь. Другая машина по старому следу не пойдёт. Можно завязнуть. Водители ищут новую дорогу.

Ужасная картина предстаёт взору с самолёта. Вся тундра будто ножом изрезана. След гусениц заживёт через десятки лет. Ведь северные мхи растут медленнее деревьев! А без мха тяжело прожить северным оленям и другим животным тундры.

1. Подчеркните главные члены предложения и определите части речи в 1 предложении.

2. Разберите слова как части речи: ползёт, зелёный, северные.

Вариант 2 –стальных, заживёт, покров.

1. Подчеркните главные члены предложения и определите части речи в 8 предложении.

2. Разберите слова как части речи: стальных, заживёт, покров.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день они хлопочут по хозяйству.

С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.

Леса наши – это богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и

1. Выпишите 3 словосочетания с именами существительными во множественном числе, определите падеж и склонение,

2. Спишите предложения. Имена существительные, данные в скобках, запишите в родительном падеже множественного числа.

Сок (апельсины) и ( мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).

3. Выполните разбор существительных как части речи: вредителей.

Вариант 2 –гусениц.

1. Выпишите 3 словосочетания с именами существительными во множественном числе, определите падеж и склонение.

3. Выполните разбор существительных как части речи: гусениц.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.

Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.

1. Выпишите из текста 3 словосочетания «прил.+сущ.». выделите в именах прилагательных окончания, определите падеж.

2. Составьте словосочетания по схемам

«прил.+сущ. м.р., Т.п.».

«прил.+сущ. ср.р., Д.п.».

«прил.+сущ. ж.р., П.п.».

3. Спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел. Какая она из себя?

Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка!

1. Выпишите из текста местоимения, определите их лицо, число и падеж.

2. Спишите слова, разделяя их на две группы

Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у тебя.

3. Вставьте в текст подходящие по смыслу местоимения

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Как хорошо весеннее утро! Из-за синей полоски леса показалось солнце. В его лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой золотистым дымком клубится туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает синюю гладь реки. В зеркальной поверхности реки видишь голубое небо и облака. На яркой зелени сверкает роса. Лёгкий ветерок покачивает ивовые серёжки. Дрозд на еловой верхушке высвистывает песенку. Свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.

1. Выпишите 2 глагола, разберите их как часть речи.

2. Разберите по составу глагол

Найдите по 2 глагола 1 и 2 спряжения и выделите в них окончания, укажите спряжение.

Образуйте от глагола  глагол женского рода в прошедшем времени.

Аттестационная письменная работа (диктант).

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.

1. В последнем предложении выделите основу, выпишите из него словосочетания. Над каждым словом надпишите части речи.

2. Разберите слова как части речи.

Укрыли, молочным, за ночь.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь