Категория «Русский язык»
Перед вами словарные диктанты по теме «Употребление прописных букв». Данные словарные диктанты могут быть рекомендованы для комментированных, объяснительных, предупредительных, выборочных, творческих, свободных и других видов диктантов (выбор методики проведения диктанта — свободный), а также использованы в виде тренировочных упражнений.
Предлагаем вам 4 варианта словарных диктантов на проверку знаний по теме «Употребление прописной буквы». Словарные диктанты рассчитаны на учеников 7 класса, однако их можно использовать и в старших классах для проверки знаний по данной теме, а также для диагностики пробелов в знаниях по теме «Употребление прописной буквы».
- УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНОЙ БУКВЫ. Словарный диктант #1
- УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНОЙ БУКВЫ. Словарный диктант #2
- УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНОЙ БУКВЫ. Словарный диктант #3
- УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНОЙ БУКВЫ. Словарный диктант #4
- Диктант «Бобры»
- Диктант «В деревне»
- Диктант «В лесу»
- Диктант «В парке»
- Диктант «Вася и Рыжик»
- Диктант «Весна»
- Диктант «Во дворе»
- Диктант «Вот и обед»
- Диктант «Встреча»
- Диктант «Гроза»
- Диктант «Два товарища»
- Диктант «Дежурные»
- Диктант «Дружная работа»
- Диктант «Друзья»
- Диктант «Дюймовочка»
- Диктант «Дятел»
- Диктант «Дятлы»
- Диктант «Ёжик пропал»
- Диктант «Ель»
- Диктант «За грибами»
- Диктант «Зайка»
- Диктант «Заяц и лиса»
- Диктант «Зима в лесу»
- Диктант «Зима»
- Диктант «Зимний вечер»
- Диктант «Зимой»
- Варианты словарных диктантов по теме «Употребление прописных букв»
- Заглавная буква в словах
- Диктант «Письмо»
- Диктант «Сомовы»
- Диктант «Пес Шарик»
- Диктант «Театр зверей»
- Диктант «У всех дела»
- Диктант «Полкан»
- Диктант «Планеты»
- Диктант «Летом в деревне»
- Зрительный диктант №4
- Контрольный диктант «Весна»
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНОЙ БУКВЫ. Словарный диктант #1
Мифы об Аполлоне, Северная Пальмира, Первое мая (1 Мая), Геркулес, дамоклов меч, евстахиева труба, Садовое кольцо, Дворцовая площадь, Заполярье, иван-да-марья, пиррова победа, мифы Древней Греции, пифагорова теорема, юрский период, Антарктида.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНОЙ БУКВЫ. Словарный диктант #2
Стрелка Васильевского острова, Белый дом, Исаакиевская площадь, танталовы муки, Библиотека иностранной литературы, Звезда Героя Советского Союза, знаки зодиака, Петропавловская крепость, река Лена, Кавказ, автономный округ
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНОЙ БУКВЫ. Словарный диктант #3
Подмосковье, перейти Рубикон, Терпсихора, тришкин кафтан, Древняя Русь, выстрел катюши, Мельпомена, муза, гурьевская каша, Публичная библиотека, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Павловск, Девятое мая (9 Мая)
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНОЙ БУКВЫ. Словарный диктант #4
День независимости, Ближний Восток, Варшавский договор, город Великие Луки, Шемякин суд, юлианский календарь, сиамские близнецы, прометеев огонь, Кремль, троянский конь, робинзонада, Санкт-Петербург, Конституция Российской Федерации
Словарные диктанты для 7 класса по другим темам можно найти здесь.
Оля и Кира идут на каток. Блестит лед. Девочки надели коньки. Хорошо на льду!
Енисей, Байкал, Челябинск, Смоленск, Нева.
Я знаю клички кошек: Барсик, Тишка, Васька, Чара, Тимка.
Я знаю клички собак: Жучка, Лайка, Бобик, Тузик, Полкан, Шарик.
Я знаю клички лошадей: Вороной, Горбунок.
Я знаю клички коров: Белянка, Пеструшка, Зорька.
Обозначение мягкости согласных буквами
е, ѐ, ю, я, и, ь
Костя и Филя играют. Они крутят юлу. Малыш Леня внимательно смотрит. Ему дали юлу.
без оглядки. ( Гусь.) 3. Сто одежек и все без застежек. ( Кочан капусты.)
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щн
ошибка, бежит, хороший, пригожий.
желтизна — желтый, шипучий, ужин, уши, рыжики.
трещать, овчарка, прощать, молчать.
1. Часы идут точно. 2. Сороки трещат. 3. Петухи кричат. 4. Чайник на столе. 5. У облепихи
шипы. 6. Гуппи живут в аквариуме.
себе пищу под корой дерева. 6. Лесник пошел в чащу леса на стук дятла.
Бежит Рыжик в чащу и лает. Он чует ежика.
Парные согласные в конце слова
Снег, смех, флаг, пух, шаг, воздух, зуб, сугроб, сноп, лоб, столб, степь, гриб.
гвоздь, груздь, клест, невод, берег, пастух.
голубь, новый утюг, готовить квас, наливать суп, пойти в клуб.
Груз, глаз, мед, ряд, крот, морж, уж, пляж, душ, дрозд, дождь, куст, лед.
гусей на пруд. 3. На грядке вырос лук. Луг запестрел от цветов.
Какой мороз! Дерет до слез.
огороде выросла вкусная морковь. 4. Наш край красив.
сделал внуку свисток и починил обувь.
речку. В лесу сугробы. Один сугроб — берлога. Там уснул медведь.
от чернил. 4. Север, юг, восток и запад — стороны горизонта.
Безударные гласные в корне слова
реки, катит — каток, степь — степной.
числе, ученики пишут это же существительное во множественном числе).
Бревно, шаг, место, поле, стадо, дело.
Пилы, козы, страны, реки, пчелы, плиты, окна, плечи, гнезда, письма, пятна.
Моряк, боец, силач, ночевка, цветок, соловей.
Запах, повар, каток, глотать, шагать, блестеть, вредить, клевать, реветь, хрипеть, скрипеть.
Настали холода. Снег на полях. На дворе большая гора. У горы стоит снежная баба.
Утром папа колол дрова. Мама топила печь. Маша носила воду.
Козел, борода, кора, щипать, дерутся, хозяин, порядок.
светло. Свистят скворцы. Сеня и Толя мокрые бегут с огорода домой.
Кругом была тишина. Только журчал ручей. В траве трещали кузнечики.
катались дети. Петя заморозил пальцы. Больно ему. За ним бежит его сестра Настя.
пилить дрова. 5. Спиши эти стихи. 6. Рыбак наловил рыбы. 7. На дереве большое гнездо.
Изменение имен прилагательных по родам
диктует слово для письма).
Свежее сено приятно пахнет. 6. Выше пояса рожь зернистая.
журавли летят на болото. 3. Осенью появляются лесные гости — синички, снегири.
Деревья, колосья, бельчата, веселье, жилье, семья, воронье.
№ 51. Спешить, бегать, глядеть, говорить, сорить, шелестеть, вертеть, тереть.
Устное задание: образовать от каждого глагола настоящее, прошедшее и будущее время.
Учимся писать слова с заглавной буквы
Словарные диктанты (диктанты отдельных слов)
Запиши слова под диктовку.
Стол, собака, петух, Зоя, Витя, медведь, Пушок, дочка, Маша.
Город, Волга, волк, река, Петя, Иванов, машина, Сергей Петрович.
Погода, Илья, кошка, дрова, Иван, Москва, прохожий, Дружок, Петров.
Ослик, петух, Илья, Викторовна, город, улица, Москва, красивая, деревня.
Собака, Барбос, река, улица, Иванов, сквер, Пётр Романович, площадь.
Запиши слова в два столбика. В первый столбик запиши слова, которые всегда пишутся с большой буквы. Во второй столбик запиши все остальные слова.
Город, Москва, парус, Барбос, клён, Иван.
Мурка, корова, Роман Андреевич, друг, сосед, Матвей.
Река Лена, берег, набережная, Красная площадь, Петрова.
Край, улица Авиаторов, проспект, девочка, корова Зорька.
Деревня Пеньково, лапти, этаж, Антон Сергеевич Ильин.
Запиши только слова, которые всегда пишутся с большой буквы.
Дорога, город Новгород, подруга, Куликова Аня, соседка Инга, собака.
Тетрадь в клетку, директор школы, Ольга Птичкина, река Ока, старая машина, кот Пушок.
Пушистая кошка, собака Вента, бодливая корова, курочка Пеструшка, улица Зелёная, дорога к дому.
Красная площадь, старинный город, улица Арбат, маленькая собачка, Собачкин Игорь.
Собака Дружок, новый стол, корова Бурёнка, детская площадка, дедушка
Выборочно — распределительные диктанты
Запиши только имена, фамилии, отчества людей и клички животных. Имена, фамилии о отчества записывай на первой строчке, а клички — на второй.
Пудель Чарли, старый кот, Антон Чижиков, подруга Аня, писатель Иванов
Запиши только имена, фамилии, отчества людей и клички животных. Имена, фамилии и отчества записывай на первой строчке, а клички — на второй.
Улица Дружбы, вкусные конфеты, кот Пушок, собака Вента, Ольга Петровна.
Нина Дрозд, попугай Петька, моя сестра, хорошая погода, дворняжка Белка.
Никита Белов, жёлтая чашка, мамин сервиз, бабушка Люда, пёс Верный, старый дом.
Тропинка в лесу, дедушка Гена, Ирина Ивановна, кот Маркиз, петух Петя, интересная книга.
Запиши текст под диктовку и выполни задания.
У Вики кот Дымок. Он любит играть. Мама купила коту игрушку. Это мышка. Дымок рад.
1. Выпиши слова, которые пишутся с большой буквы. Раздели их на слоги.
2. Из второго предложения выпиши слово, в котором звуков меньше, чем букв.
3. В третьем предложении раздели слова на слоги.
4. Поставь ударение в словах: любит, купила, игрушку.
5. В словах последнего предложения подчеркни буквы, которые обозначают твёрдые согласные звуки.
Пёс Верный сторожит дом. Дедушка Гена дал ему еду. Верный дал дедушке лапу.
1. Во втором предложении подчеркни буквы, которые обозначают гласные звуки.
2. Из третьего предложения выпиши слово, которое состоит из трёх слогов.
3. В последнем предложении подчеркни буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.
4. Слова Верный, кормит, дал, лапу раздели для переноса.
5. В словах первого предложения обозначь ударение.
Вот Иван. Он мамин брат. Дядя Ваня добрый и сильный. Он играет со мной и моей сестрой.
1. В первом предложении подчеркни буквы, которые обозначают гласные звуки.
2. В третьем предложении подчеркни буквы, которые указывают на мягкость согласного звука.
3. Из четвёртого предложения выпиши 2 слова, в которых звуков больше, чем букв.
4. Слова мамин и играет раздели на слоги.
5. В словах второго предложения обозначь ударение.
Вот книга. Её написал писатель. Его фамилия Пушкин. Александр Сергеевич написал много книг. Они все интересные.
1. Выпиши слова, которые всегда пишутся с большой буквы.
2. Раздели на слоги слова, которые ты выписал.
3. Из второго предложения выпиши слово, в котором звуков меньше, чем букв.
4. В словах третьего предложения обозначь ударение.
5. В предпоследнем предложении подчеркни буквы, которые указывают на твёрдость согласного звука.
У Светы Ивановой есть попугай Кеша. Он очень умный. Кеша знает много слов. Света и её брат Женя учат птицу новым словам.
1. Выпиши имена людей. Раздели их для переноса.
2. Выпиши кличку попугая и раздели слово на слоги.
3. Выпиши слово, в котором звуков меньше, чем букв.
4. В третьем предложении подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
5. В словах последнего предложения обозначь ударение.
Петя Ёлккин живёт в Москве. Его бабушка живёт в деревне Горки. Она стоит на берегу реки Волги. Там очень красиво! Бабушка Ольга Петровна ждёт внука в гости.
1. Запиши фамилию мальчика.
2. выпиши из текста имена и раздели их на слоги.
3. Выпиши из текста отчество и раздели его для переноса.
4. Выпиши название реки. Обозначь ударение.
5. Выпиши из текста слово, в котором звуков больше, чем букв.
Женя и Лёша играют в кубики. Собака Дружок сидит рядом. Бабушка Ирина Юрьевна готовит ужин. Сестру Леши зовут Света. Девочка ставит тарелки на стол.
1. Выпиши из текста слово, в котором звуков больше, чем букв.
2. Выпиши все имена. Обозначь ударение.
3. Подчеркни имя, которое состоит из трех слогов.
4. Выпиши отчество и раздели его для переноса.
5. Выпиши из текста слово, в котором звуков больше, чем букв.
Контрольные и итоговые диктанты по русскому языку для 1 класса – разбиты по темам, с грамматическими заданиями для школ России – контрольные работы с повторением изученного материала. Объём диктанта для 1 класса: 15 – 30 слов.
Диктант «Бобры»
Бобры живут на реке. Они отличные строители. У бобров зубы острые, как бритва. На реке бобры делают плотины из стволов осины. Объём слов: 21
Диктант «В деревне»
Галя и Володя уехали летом в деревню. Ребята помогали на огороде. С дядей Мишей сушили сено. С тётей Настей доили коров. У дедушки Матвея ели мёд. Хорошо отдыхали ребята! Объём слов: 29
Диктант «В лесу»
Стоял жаркий день. Игорь и Сергей пошли в лес. Они сели под ель. Там была тень. Какой зверь в густых ветвях? Да это же рыжая елка! Объём слов: 26
Хорошо в лесу весной! В лужицах голубеет небо. Цветут душистые ландыши. Весело живёт лес летом. В густой листве поют птицы. Заботливо снуют ежи и белки. Осенью лес дарит нам плоды шиповника и полные лукошки рыжиков. Объём слов: 35
Хорошо весной в лесу! Лес полон звуков. Стучат дятлы. Кричат иволги. Трещат сороки. И в каждом гнездышке птенцы. Они пищат, пищу просят. Объём слов: 22
Зимой я шла на лыжах. Пушистый снег в лесу лежал на сучьях и ветках. Громко стучал дятел. Из-под коры дерева он доставал жучка. Под елью была нора. Кто там живёт? Объём слов: 30
Диктант «В парке»
Пришла зима. Ребята идут в парк. У Тани санки. Ваня взял лыжи. Вот и парк. Малыши катались с горки. Объём слов: 19
Диктант «Вася и Рыжик»
Хороши зимой деньки! Пушистый снег покрыл землю. Вася взял лыжи. Он спешит на горку. Верный Рыжик бежит за ним. А там уже малыши на санках. Объём слов: 25
Диктант «Весна»
Наступила весна. Стоят чудные деньки. В парках много ребят. Кругом лужи. У крыльца звонко журчат ручейки. Алёша и Миша пускают бумажные кораблики. Объём слов: 22
Вот и прошла зима. Идёт весна. Около домов лужи. Из тёплых стран летят грачи, скворцы, дрозды. Ребята делают для птиц домики. Они встречают пернатых гостей. Объём слов: 25
Наступил апрель. Снега уже нет. Ярко светит солнышко весь день. У крыльца звонко журчат ручейки. Алёша и Миша пускают бумажные кораблики. Они быстро мчат по мутной воде. Мальчики любят играть. Скоро они будут ходить в школу. Объём слов: 36
Земля покрыта снегом. В полях и лесах бродит зима. С горки ветер сдул белый наряд зимы. Показалась мёрзлая бурая земля. Вот и солнышко. Тихий звон капели будит лес. Под снегом журчит светлый ручей. Песня птиц разнеслась по глухим тропам. Объём слов: 39
Диктант «Во дворе»
Ночью был сильный мороз. На воде – лёд. Утром выпал пушистый снег. На дворе весело и шумно. Алёша запряг в сани Тома. Ребята гурьбой бежали за собакой. Объём слов: 26
Диктант «Вот и обед»
Днём я с собакой Тимкой отправился в рощу. Хорошо было в роще. Всюду белым ковром лежал снег. Вот на старую ель прыгнула белка. На сучке висел сухой гриб. Зверёк его заметил. Вот и обед. Объём слов: 34
Диктант «Встреча»
Я забрел в чащу леса. Кусты и старые пни закрывали тропку. Зашуршала листва. Я испугался. А там был ежик. Вот так встреча! Объём слов: 22
Диктант «Гроза»
У Миши два товарища. Мальчики живут дружно. Ребята часто ходят в лес. В лесу чаща. Там много грибов. Вот туча закрыла небо. Началась гроза. Дети помчались домой. Объём слов: 27
Туча закрыла солнце. Перед грозой наступила тишина. Не кричат грачи. Не стучат дятлы. Не трещат сороки. Объём слов: 16
Диктант «Два товарища»
Ученик Юра Чайкин решил задачу. Задача была трудная. Пришел Слава Щукин. Стали решать вместе. И задача у друзей вышла. Так Слава помог товарищу. Объём слов: 23
Диктант «Дежурные»
Дежурные идут в школу пораньше. Надо вымыть доску, полить цветы. Сегодня дежурят Лёня Гришин и Оля Морозова. Оля открыла окно. Лёня принёс мел. Пришла учительница Елена Васильевна. Скоро урок. Объём слов: 29
Диктант «Дружная работа»
Дедушка привёз воз дров. Он стал дрова складывать у старой сосны. Деду помогал внук Витя. На дворе сильный мороз и ветер. А мальчику было жарко от работы. Объём слов: 27
Диктант «Друзья»
Льёт сильный дождь. Больной Дружок лежит под крыльцом. Илья завязал ему больную лапу. Мальчик принёс ему хлеба и молока.
Диктант «Дюймовочка»
Осень. Весь день льёт дождь. Дюймовочка искала себе дом на зиму. За лесом были поля. Хлеб с полей убрали. Дюймовочка заметила норку. Вход в нору был закрыт листьями.
Диктант «Дятел»
Вижу, на одном из деревьев дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные. На затылке ярко-красные пятна. На чёрных крылышках белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый, потому его пёстрым дятлом и прозвали. Ну и красавец Объём слов: 36
Диктант «Дятлы»
Трещат морозы. В лесу тишина. Только дятлы стучат по стволам. Они ищут себе пищу под корой. Дятлы любят долбить шишки. Там вкусные семена. Объём слов: 23
Диктант «Ёжик пропал»
У Алёши был ёжик. Он жил в комнате. Встал однажды утром Алёша, а ёжик пропал. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Стал он сапог трясти, а из него ёж вывалился. Ну и домик облюбовал себе ёжик! Объём слов: 37
Диктант «Ель»
Настала зима. Я иду в лес. Хрустит снег. На краю леса стоит ель. В густых лапах ели скрылась белка. С ели упал ком снега. Объём слов: 24
Диктант «За грибами»
Пошла Катя утром за грибами. Она взяла сестру Машу. Маша была мала. На пути была речка. Катя взяла сестру на руки и перешла речку. Объём слов: 24
Диктант «Зайка»
Вот и наступила зима. Кругом снег. У зайца зимой белая шкурка.
Трудно лисе зайку найти. Сел он у куста и спит. Объём слов: 21
Диктант «Заяц и лиса»
Жил в лесу зайка. Он построил под ёлкой избу. Шла лиса. Она заметила избушку и постучала. Зайка открыл дверь. Лиса попросилась в гости. Объём слов: 23
Диктант «Зима в лесу»
Зима. Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал быстрый ручей.
Снежные шубы надели сосны и ели. Пушистый шарф лежит на ветках кедра.
Вот сугроб. Там спит медведь. Объём слов: 29
Диктант «Зима»
Вот и зима. Стоят сильные морозы. Пушистый снег покрыл лес и поле.
Крыши тоже в снегу. Кругом тишина. Только волки рыщут. Они пищу ищут. Объём слов: 22
Стоят морозные деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. Девочки и мальчики гурьбой бегут на каток. Они скользят по льду на коньках. Сколько смеха и радости! Объём слов: 25
Наступила зима. Падают крупные снежинки. Кружит ветер. Бежит по земле поземка. Все покрыл пушистый снег. Объём слов: 15
Диктант «Зимний вечер»
На дворе сильный мороз. Метёт метель. А дома тепло. В печке тлеют угольки. Бабушка вяжет. Толя читает. Маленькая Соня слушает сказку. Кот Васька лёг спать в уголке. Объём слов: 27
Диктант «Зимой»
Зиму мы ждали. Зиму мы звали. У дома сугробы. Ольга катит ком снега.
Таня катит ком снега. Вот и снежная баба. У Саши и Даши лыжи. Всем весело. Объём слов: 28
Учимся писать под диктовку слова и предложения с заглавной буквы
Альбом, село, Москва, Волга, улица Зелёная, станция Апрелевка, мальчик.
Город Владимир, Олег, метро, кошка, Россия, город Рим, река Ока, ученик Андреев.
Илья Морозов, город Плёс, красное полотенце, кошка Мурка, широкая улица, планета Земля.
Река Урал, коза Зорька, ранняя заря, Каспийское море, Сергей Петрович, новый город, город Новгород.
Собака Шарик, старая собака, Аня Смелова, смелый мальчик, Наталья Павловна Морозова.
Запиши слова в два столбика. В первый столбик запиши имена собственные. Во второй столбик запиши все остальные слова.
Озеро Байкал, вершина горы, Уральские горы, водопад Кивач, остров Врангеля, пёс Тузик.
Африка, Тихий океан, площадь Победы, улица Авиаторов, Россия, река Иртыш.
Море Лаптевых, город Мурманск, Ольга Сергеевна Белова, Охотское море, мальчик Максим.
Карское море, директор Травин, город Норильск, река Лена, Лена Петрова.
Улица Правды, Поклонная гора, Павел Антонович Жуков, собака Белка.
Запиши только имена собственные. Имена, фамилии, отчества людей, клички животных записывай на первой строчке, а названия географических объектов — на второй.
Пудель Чарли, старая дорога, Никита Смирнов, озеро Байкал, Уральские горы, озорной мальчик, город Волгоград.
Небольшой остров, Анна Ивановна, кот Рыжик, Азовское море, река Амур, подруга соседке, девочка Катя.
Попугай Петька, старая птица, Пётр Иванович Орешкин, вкусный орех, Россия, город Углич, Белое море.
Село Весёлое, старый город, город Астрахань, весёлая игра, собака Вента, бабушка Нина, ученик Смирнов.
Витя Сорокин, птица сорока, Алексей Антонович, лучший друг, собака Дружок, река Енисей.
Аня Чашкина и Катя Фролова пошли гулять. Они встретили Юлю Смелову. Девочки пошли на детскую площадку. Они весело провели время.
1. выпиши из текста имена собственные и раздели их для переноса.
2. В первом предложении подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
3. Выпиши из текста 3 слова, которые обозначают предмет.
4. Из первого предложения выпиши слово, в котором звуков меньше, чем букв.
5. Слова последнего предложения раздели на слоги. Обозначь ударение.
У Жени Петина живут щенки Дружок и Гномик. У его соседки Эли овчарка Вента. Ребята вместе выгуливают собак. Их питомцы дружат.
1. Слова первого предложения раздели на слоги.
2. Во втором предложении подчеркни слово, в котором звуков больше, чем букв.
3. Выпиши из текста имена собственные и раздели их для переноса.
4. Последнее предложение разбери по членам.
5. В первом предложении подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
В выходные Ксюша ходила на выставку кошек. Она видела много разных животных. У бабушки живёт пушистый кот Мурзик. Теперь и у Юли будет свой питомец. Мама купила девочке котёнка. Его зовут Тишка.
1. Второе предложение разбери по членам.
2. Выпиши из текста имена собственные и раздели их на слоги.
3. В третьем предложении подчеркни буквы, которые обозначают твёрдые согласные звуки.
4. Выпиши из текста три слова, которые обозначают действие предмета.
5. Выпиши из текста два слова, в которых количество звуков и букв не различается.
Наступил вечер. Вот пастух гонит коров. Они идут по широкой улице. Наши коровы Дочка и Зорька узнали свой дом. Бабушка Лида пойдёт их доить.
2. Выпиши из текста два слова, в которых букв больше, чем звуков.
3. Слова второго предложения раздели для переноса.
4. Выпиши из текста имена собственные.
5. Выпиши из текста два имени нарицательных.
По дороге скачет конь. Его зовут Орлик. На коне сидит мой дедушка. Его зовут Геннадий Осипович. Он работает в колхозе. Дедушка приехал на обед.
1. В последнем предложении подчеркни главные члены.
2. Выпиши из текста слово, которое состоит из 4 слогов.
4. Выпиши из текста два слова, в которых букв больше, чем звуков.
5. Выпиши из текста два слова, в которых звуков больше, чем букв.
У нас живёт пёс. Его зовут Верный. Пёс охраняет дом бабушки и дедушки. Мою бабушку зовут Лидия. Моего дедушку зовут Геннадий.
1. В третьем предложении выдели грамматическую основу.
2. Запиши транскрипцию слова Лидия.
3. Выпиши из текста имена собственные и раздели их на слоги.
4. В первом предложении подчеркни буквы, которые указывают на мягкость согласного звука.
5. Выпиши из текста два слова, которые нельзя перенести.
Летом я поеду к бабушке и дедушке. Они живут в селе Широкий Буерак. Оно находится в Саратовской области. Их дом стоит на берегу Волги. Я буду там гостить до конца лета.
1. Выпиши из текста иена собственные и раздели их на слоги.
2. Выпиши из текста три слова, которые обозначают предмет.
3. Составь предложение со словом бабушка и запиши его.
4. Выпиши из текста два слова, в которых звуков больше, чем букв.
5. Выпиши из текста три слова, которые обозначают действие предмета.
Варианты словарных диктантов по теме «Употребление прописных букв»
Словарный диктант 1.
Эпоха Возрождения; возрождение традиций прошлого; гарпагон (о скупом); геркулес для каши; голиаф (о великане); гомерический смех; гордиев узел; гурьевская каша; дамоклов меч: донжуанство; современные донкихоты; евстахиева труба; бутылка ессентуков; Заполярье; растут иван-да-марья и иван-чай; выстрел катюши; настоящий квазимодо (о некрасивом); мамаево побоище; Мельпомена; муза; деревенские монтекристо; Северная Пальмира; зелёный пастернак; поющая сирена.
Словарный диктант 2.
Мифы об Аполлоне, бес, дриада, Перун (древдеславянский бог), метать перуны, пиррова победа, пифагорова теорема, Подмосковье, прокрустово ложе, прометеев огонь, ришелье (вышивка); итальянский Ренессанс, в стиле ренессанса, робинзонада, наша великая Родина, перейти Рубикон, сиамские близнецы, танталовы муки, Терпсихора, грубый топтыгин, торичеллиева пустота, тришкин кафтан, троянский конь, 48° по Фаренгейту, френч, Цельсий, Шемякин суд, юлианский календарь, юрский период.
Словарный диктант 3.
Австралийские Альпы, Антарктика, Арабский Восток, Атлас мира, Багамские острова, бальзаковский возраст, Белый дом (резиденция правительства), Библиотека всемирной литературы (серия книг), бухта Золотой Рог, вальпургиева ночь, Великие Луки (город), Великий немой (о дозвуковом кино), велогонка Мира, Верхнее Поволжье, Дворец юстиции (в Женеве), декабрьское восстание 1825 года. День взятия Бастилии (национальный праздник Франции), День независимости Индии (праздник), Дульсинея Тобосская (героиня романа), кайнозойская эра, Куликовская битва, Метагалактика, Моцартиана, моя дульсинея, рыцарь Печального Образа (Дон-Кихот), Рязанщина, Санта-Клаус, третичная эпоха, плат Невада, эпоха неолита.
Используемая литература: К. А. Войлова,ВВ. Паршина, В. В. Тихонова «Сборник диктантов по русскому языку»
Список всех словарных диктантов – здесь.
Заглавная буква в словах
Диктанты по Русскому Языку с грамматическими заданиями для 1 класса – тема «Заглавная буква в словах». Цель работы – проверить умение записывать текст под диктовку с использованием правил написания Большой Буквы в начале предложения, именах людей, кличках животных. При диктовке четко проговариваются все встретившиеся орфограммы, незнакомые учащимся.
Диктант «Письмо»
Вася и Юра идут в школу. Оля пишет брату письмо. Он живет в Кишинёве. Там есть река Бык. Брат часто удит рыбу. Объём слов: 22
Диктант «Сомовы»
Иван Петрович Сомов работает на заводе. Там делают станки. Старший сын Андрей живёт в деревне. Дочка Лена- школьница. А мать Мария Николаевна- ткачиха. Семья Сомовых дружная. Объём слов: 26
Диктант «Пес Шарик»
Пес Шарик спрятался под крыльцо. Он испугался удара грома. А кот Мурзик спал в кресле и жмурился. Объём слов: 17
Диктант «Театр зверей»
На сцене сказочный терем. В нём дружно живут собака Мушка, кошка Дымка, Петя-петушок, енот Тишка, ворона Кара. Теремок сторожит собака Шубка. Объём слов: 21
Диктант «У всех дела»
Катя Орлова читала книгу. Брат Вася писал письмо товарищу. Собака Пальма грызла косточку. А кот Барсик спал на ковре. Ему снилось тёплое молоко. Объём слов: 23
Диктант «Полкан»
Тепло грело солнышко. Андрей и Серёжа пошли к реке. Вот и река Ока. Ребята шли по берегу. По воде плыли льдины. Дул свежий ветерок. Хорошо было у реки! Объём слов: 28
Диктант «Планеты»
Между Солнцем и Землей движутся Меркурий и Венера. Ближняя к нам — Венера. По размерам она близка Земле. Объём слов: 17
Диктант «Мой адрес»
Диктант «Летом в деревне»
Наше село – Кирово. Тут кругом лес. За лесом деревня Глебовка. На дороге пыль. Это стадо идёт в деревню. Тут и наша корова Ласка. Звонко лают Шарик и Барбос. Мычат коровы и блеют овцы. Объём слов: 33
Зрительный диктант №4
Москве есть река Москва. 2. В Кишинёве есть улица Штефана чел Маре. 3. Наши реки – Днестр и Прут. 4. Днепр и Днестр впадают в Черное море.
Контрольный диктант «Весна»
Весна. Звонко запели птицы. Юра и Коля гуляют в парке. Пес Полкан пугает ворон. Мальчики сели на скамейку. В траве зашуршал ежик. Он проснулся. Объём слов: 24