Диктант ястреб

Диктант ястреб Экодиктант

На теплой земле

Вижу себя на берегу реки. Летнее солнце плывет над полями, над наезженной пыльной дорогой. Безмерный, сверкающий, пахучий окружает меня мир. Я как бы погружаюсь, ухожу в голубую, бездонную глубину этого счастливого, сверкающего мира.

Я лежу в зеленой траве, вдыхаю влажный запах земли и растений. Вижу, как по коленчатым стеблям высоких травинок неторопливо движутся насекомые. Белые, золотые, синие качаются над головой цветы. В высоком летнем небе повисло пушистое белое облако. Я прищуриваю глаза. И мне кажется, что плывет по небу сказочное белое чудовище на золотых распахнувшихся крыльях. Высоко-высоко в небе парит ястреб-канюк. Что видит он с небесной голубой высоты? Быть может, запавшим в зеленой меже белоголовым зайчонком видится ему маленький мальчик с выгоревшей на солнце открытою головой?

Бывалого человека, меня и теперь волнуют радостно, неудержимо притягивают обширные просторы родной русской природы. Быть может, поэтому так страстно увлекался и увлекаюсь охотой. В охоте, в давнишних морских скитаниях, в лесных поэтических ночлегах оживал во мне светловолосый мечтательный мальчик с непокрытою, выгоревшей на солнце, головою.

Люди, не порывающие связь с природой, не могут почувствовать себя вполне одинокими. Как в мечтательном детстве, по-прежнему раскрыт перед ними прекрасный солнечный мир. Все чисто, радостно и привольно в ослепительном этом мире! И, как в далекие дни детства, над головою усталого путника, прилегшего отдохнуть после утомительного похода, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб-канюк.

Синее летнее утро. В небе, высоком и чистом, только кое-где видны маленькие кругловатые облачка, как пушечные дымки на старинных батальных картинах, но и они исчезают. А пониже их, на окраине села, серый и беззвучный, почти не двигая крыльями, проплывает кругами ястреб. Картина мирная, идиллическая, когда ничего особенного не ожидается.

И вдруг в несколько секунд всё меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами. Шум, писк, мелькание желтоватых и серых комочков. Заметив куриное семейство, ястреб словно замирает на месте, затем, сваливаясь на одно крыло, круто пикирует во двор. В то же мгновение из сеней, вздымая к небу обтрёпанный веник, выбегает сухонькая старушка: «Прочь лети, разбойник!»

Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад. А из-под берёзы, с коврика, поднимается внук старушки, только что окончивший филологический институт и получивший месяц отпуска перед отъездом на работу.

1. Синтаксический разбор предложения.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено деепричастным оборотом, однородными определениями и уточняющим обстоятельством места).


Диктант ястреб

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, неполное, осложнено двумя деепричастными оборотами и однородными сказуемыми).

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения и разберите их.

3. Морфологический разбор слова: обтрепанный, окончивший.


Диктант ястреб

3. В предложении является определением.


Диктант ястреб

Цель:  проверить 
соответствие  знаний,  умений 
и  навыков  учащихся 
требованиям  учебной  программы. 
на  начало  учебного 
года.

Содержание   контрольной 
работы  направлено  на 
выявление  уровня  развития 
умений  выбора  постановки 
знаков  препинания:

– при  однородных 
членах  предложения;

– при  обособленных 
определениях  и  обстоятельствах;

– в  сложных 
предложениях.

– проверяемых  безударных 
гласных  и  проверяемых 
согласных  в  корне 
слова;

– приставок  и 
предлогов;

– безударных  падежных 
окончаний   существительных,  прилагательных  и 
причастий;

– не  с 
разными  частями  речи.

Грамматические  задания 
направлены  на  выявление 
уровня  сформированности  практических 
умений  и  навыков:

– выполнение  синтаксического разбора  сложного 
предложения;

– построения сложного
предложения  из  простого 
осложнённого  предложения;

– составления  предложения 
с  прямой  речью.

Охота  с  ястребом

Старик  Айтей 
не  смог  уснуть, 
думал  о  сыне.

Однажды 
они  с  Абдрахманом 
поехали  охотиться  с 
ястребом.  Мальчик  был 
уже  заправским  охотником. 
С  трещоткой мальчик  поскакал 
вперёд,  а  Айтей 
ждал  на  вершине 
холма  верхом  на 
крупной  гнедой  лошади.

Маленький  Абдрахман 
знал,  что  если 
неправильно  вспугнуть  птицу, 
то    можно  испортить 
всю  охоту.

Как  только 
стая  гусей  обогнула 
озеро  и  приблизилась 
к  возвышенности,  где 
стоял  Айтей,  охотник 
подбросил  вверх  своего 
ястреба.  Птица,  со 
свистом  рассекая  воздух 
острыми  крыльями,  понеслась 
над  самой  землёй.

Гуси  почуяли 
опасность.  Двое  из 
них  продолжали  лететь 
вперёд,  трое  шарахнулись 
куда-то  в  сторону, 
остальные  ринулись  вниз.

Ястреб  взвился 
в поднебесье,  точно  стрела, 
выпущенная  из   лука.

Охотник  видел, 
как  скрестились   в 
небе  гусь  и 
ястреб.  Вот  уже 
оба  камнем  падают 
вниз.  Мальчика  захватило 
зрелище.  Не  помня 
себя,  он  погнал 
своего  коня  туда, 
где  падала  птица.  Айтей 
едва  поспевал  за 
сыном.

1. Выполните синтаксический 
разбор  предложения:

вариант:    Охотник 
видел,  как  скрестились 
в  небе  гусь 
и  ястреб.

Вариант:    Не  помня 
себя,  он  погнал 
своего  коня  туда, 
где  падала  птица.

3.  На  тему 
текста  составьте  предложение 
с  прямой  речью, 
соответствующе  схеме:

вариант:  «П,» – а.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь