Перед вами текст диктанта «Мир растений» для 9 класса.
Мир растений
Нас окружает зеленый мир растений. Без них мы не могли бы существовать. Вот почему люди всегда проявляли и проявляют большой интерес к изучению растений. Еще первобытный человек интересовался растительным миром.
Одни растения люди использовали для приготовления пищи, другие — для постройки жилья, третьи — для изготовления орудий труда, четвертые — для украшения помещения или лечения болезней.
Отбирая лучшие виды растений и выращивая их, человек дал начало многим культурным растениям. Человечество постепенно накапливало знания о жизни растений. Они послужили основой создания науки о жизни растений — ботаники.
Основоположником ботанической науки считают древнегреческого ученого Теофраста, жившего задолго до нашей эры. Ученый систематизировал и объединил разрозненные наблюдения о жизни растений. Его работы были переведены на все языки мира.
В настоящее время о жизни растений известно очень много. Вместе с тем перед ботанической наукой жизнь выдвигает новые задачи, связанные с сохранением и увеличением богатства растительного мира для блага человечества.
Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Мы немного поговорили, потом я прилёг под обглоданный кустик и стал глядеть кругом. Картина была чудесная.
Около огней дрожало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение. Пламя изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески. Острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, добегали до самых огоньков. Так мрак боролся со светом. Иногда из надвигавшейся тьмы внезапно появлялась лошадиная голова, гнедая или вся белая, внимательно и тупо смотрела на нас. Вскоре она снова скрывалась в темноте, только слышно было, как она продолжала жевать и отфыркиваться.
Из освещённого места трудно разглядеть, что делается в потёмках, и потому вблизи всё казалось задёрнутым почти чёрной завесой. Далее к небосклону длинными пятнами смутно виднелись холмы и леса. Тёмное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием.
(По И. С. Тургеневу)
1. Докажите, что диктант представляет собой связный текст.
Все предложения связаны между собой по смыслу и грамматически; текст можно разбить на смысловые абзацы; можно придумать заголовок (В ночном).
2. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными обстоятельствами).
3. Выпишите из текста 2 – 3 слова, употреблённых в переносном значении.
Тени добегали; черная завеса; небо стояло.
4. Запишите синонимы к словам пламя, боролся.
Пламя – огонь, костёр, факел.
Боролся – бился, воевал, сражался, состязался.
5. Разберите по составу слово исчезнет.
6. Какой частью речи является слово изредка? Графически объясните орфограммы в этом слове.
Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы.* Она невысокая, но с четырьмя уступами.
Едва приметная извилистая тропинка вьется по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а затем резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъем.
Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.** Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные еще неспелыми ягодами. Ее колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду.
Вот и вершина. Здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножия горы расстилается долина, покрытая темно-зеленым лесом. Кое-где блестят на солнце зеркала небольших озер. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.
Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями о походе.
1. Разобрать слова по составу:
2. Морфологический разбор:
1-й вариант: камней.
2-й вариант: лесом.
3. Синтаксический разбор предложения:
1. Произведите синтаксический разбор предложения, отмеченного звездочкой.
1-й вариант: *
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено деепричастным оборотом).
2-й вариант: **
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено причастным оборотом).
2. Выпишите по одному глаголу с орфограммой в корне. Графически объясните выбор орфограммы в корне.
1-й вариант – безударной гласной, проверяемой ударением;
2-й вариант – чередующейся гласной.