Диктант утром

Диктант утром Экодиктант

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием в 6 классе

Утром в низинах  расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана. Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям жёлтой пшеницы, верхушкам далёкого леса.

На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В него впадает извилистая речонка. Мы направляемся в лес.

На берегу растут заросли малины. Забираешься в неё и с наслаждением наедаешься пахучих ягод.

Другой берег реки покрыт камышом. Лёгкий ветерок слегка колышет  его. Со стебля на стебель перелетают стрекозы. На лилии устроилась бабочка. В медленном течении реки шевелятся водоросли.

Ложишься на спину, смотришь в небо. В бескрайней вышине его заливаются жаворонки. Слушаешь их песню и замираешь от восторга. Как хорошо  на природе!

Контрольный диктант «На речке»

Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.

Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.

Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.

Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде. Объём слов: 119

Контрольный диктант «Утром»

Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.

Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям желтой пшеницы, верхушкам далёкого леса.

На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В неё впадает извилистая речонка. Мы направляемся к ней.

На берегу растут густые заросли малины. Забираешься в неё и с наслаждением наедаешься пахучих ягод.

Другой берег реки покрыт камышом. Легкий ветерок слегка колышет его. Со стебля на стебель перелетают стрекозы. На лилии устроилась бабочка. В медленном течении реки шевелятся водоросли.

Ложишься на спину, смотришь в небо. В бескрайней вышине его заливаются жаворонки. Слушаешь их песню и замираешь от восторга. Объём слов: 113

По М. Пришвину

Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зелёный шёлк.

В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха, и я не мог понять, чем пахнет. Оглядев горизонт, я заметил вдалеке тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. Небо по-прежнему сияло голубизной, и всё же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело. Подходим к другой глубине или приближается шторм? Теряясь в догадках, я вдруг вижу: навстречу нам мчатся дельфины. В чётком строю, то выныривая, то пропадая, они промелькнули по левому борту, и мне показалось, что они бегут, будто спасаясь от чего-то.

Штурман, в течение долгого времени смотревший в бинокль, наконец догадался: нефть! Понятно, какой запах примешивался к свежести океана. Нефтяные разводы встречались нам в плавании не раз, однако такое я видел впервые: впереди было сплошное нефтяное поле. Сначала появились радужные разводы – оранжевые, сине-фиолетовые, затем какие-то серебристые пятна, которых становилось всё больше. Вскоре мы увидели: это была дохлая рыба, плавающая кверху брюхом.

1. Объяснить графически знаки препинания.


Диктант утром

2. Разобрать по составу слова.

Выспавшийся, расстилается, теряясь.

Голубизной, оглядев, плавающая.


Диктант утром

3. Синтаксический разбор предложения.

Синтаксический разбор: Оглядев горизонт, я заметил вдалеке тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки.


Диктант утром

Синтаксический разбор: Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту.


Диктант утром

Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы.* Она невысокая, но с четырьмя уступами.

Едва приметная извилистая тропинка вьется по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а затем резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъем.

Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.** Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные еще неспелыми ягодами. Ее колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду.

Вот и вершина. Здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножия горы расстилается долина, покрытая темно-зеленым лесом. Кое-где блестят на солнце зеркала небольших озер. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.

Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями о походе.

1. Разобрать слова по составу:

2. Морфологический разбор:

1-й вариант: камней.


Диктант утром

2-й вариант: лесом.


Диктант утром

3. Синтаксический разбор предложения:


Диктант утром

Диктант утром

1. Произведите синтаксический разбор предложения, отмеченного звездочкой.

1-й вариант: *

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено деепричастным оборотом).

2-й вариант: **

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено причастным оборотом).

2. Выпишите по одному глаголу с орфограммой в корне. Графически объясните выбор орфограммы в корне.

1-й вариант – безударной гласной, проверяемой ударением;

2-й вариант – чередующейся гласной.

3. Разберите по составу:

6 класс. 1 четверть.

Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляются солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.

Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям желтой пшеницы верхушкам далекого леса.

На берегу растут густые заросли малины. Забираешься в неё и с наслаждением наешься пахучих ягод.

Другой берег реки покрыт камышом. Легкий ветерок слегка колышет его. Со стебля на стебель перелетают стрекозы. На лилии устроилась бабочка. В медленном течении реки шевелятся водоросли. Ложишься на спину, смотришь в небо. В бескрайней вышине его заливаются жаворонки. Слушаешь их песню и замираешь от восторга.

6 класс. 2 четверть.

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Ёлочка становиться похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходит на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

« Здравствуй, зима!»- радостно говорят люди.

6 класс. 3 четверть.

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие–то далекие легкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие голоса. Они были похожи на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть  в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.

Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать,  конечно, они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днем они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму.

6 класс. 4 четверть.

Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица.

Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помощь.

Вдруг кто-то толкнул дверь. Собачка вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. Доверчиво прикоснулась она к его руке. Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой.

Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него.

Незнакомец оказался знаменитым артистом Дуровым. История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке.

Каштанка осталась у артиста.

7 класс. 2 четверть.

Туман совершенно рассеялся, воздух стал прозрачнее и несколько мягче. На севере из-за гребня холмов, покрытых черною массой лесов, слабо мерцая, поднимались какие-то белесоватые облака, быстро бегающие по небу. Казалось, кто-то тихо вздыхал среди глубокой холодной ночи и клубы пара, вылетавшие из гигантской груди, бесшумно проносились по небу от края и затем тихо угасали в глубокой синеве. Это играло слабое северное сияние.

Поддавшись какому-то грустному обаянию, я стал на крыше, задумчиво следя за слабыми переливами сполоха.  Ночь развернулась во всей своей холодной и унылой красе. На небе мигали звезды, внизу снега уходили вдаль ровной пеленой, чернела гребнем тайга, синели дальние горы. И ото всей этой молчаливой, объятой холодом картины веяло в душу снисходительною грустью.  ( В. Короленко).

1 вариант. 1) Выписать предложение с обособленным причастным оборотом, графически обосновать знаки препинания. 2) Выписать все наречия из первого абзаца, одно наречие разобрать морфологически.

2 вариант.  1) Выписать предложение с деепричастным оборотом, графически обосновать знаки препинания. 2) Выписать все наречия из второго абзаца, одно разобрать морфологически.

7 класс. 3 четверть.

Перед вечером небо как-то неожиданно стало быстро расчищаться. Тучи, которые доселе лежали неподвижно ровной пеленой, разорвались. Облака имели разлохмаченный вид, двигались вразброд, навстречу друг другу, и вслед за тем налетел такой шквал, столетние деревья закачались, как слабые тростинки. В воздухе закружилась сухая трава, листва, сорванная с деревьев, и мелкие сучья. Какая-то птица попыталась было бороться с разбушевавшейся стихией, но скоро выбилась из сил. Её понесло куда-то вниз, и она скорее упала, чем опустилась на землю. Внезапно один кедр наклонился и начал медленно падать. Со страшным грохотом рухнул он на землю, увлекая за собой соседний молодняк. В продолжение часа свирепствовал вихрь и затем пал также неожиданно, как начался. В лесу по-прежнему стало тихо.

7 класс. 4 четверть.

В наших лесах зимой неожиданно появилась редкая гостья – чёрная лисица. Ничей мех не ценится так дорого, как мех этого необыкновенного зверя. Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться за одной этой лисицей.

Но лисица была такая хитрая, что никого к себе не подпускала на выстрел и не шла ни в одну ловушку. Как ни старались все охотники поймать её, у них ничего не вышло.

А чёрная лисица делала так: охотник идёт за ней, а она не подпускает его, даст круг, выйдет на его след и ходит за ним по лесу. Так они и не могли её поймать. Но один молодой зверолов понял эту её хитрость. Никому ничего не сказав, он расставил по круговой тропинке капканы, снегом их запорошил, чтобы ниоткуда не видно было. Спрятал в кустах самострелы, а веревочки, которые стрелу спускают, через тропу провёл.

Он ходил, и чёрная лисица от него не отстаёт. Кружил зверолов, кружил да так закружился, что и не вспомнил про одну свою верёвочку, и нечаянно задел её ногой. Стрела попала ему под колено. Эту зиму он больше не охотился. А чёрная лисица так и исчезла.

8 класс. 1 четверть.

Рябина – красавица наших северных лесов. Пламенея гроздьями ягод в золотой палитре осеннего леса, она навевает тихую грусть расставания с погожей порой бабьего лета. В народе существует доброе поверье: рябина приносит счастье. Не потому ли перед окнами русских домов стоит рябина?  В самых задушевных песнях воспета она.

В нашей стране встречаются разные виды рябины, и обитает она во всех зонах.

Особенно удивительная рябина домашняя, которая растёт в Крыму. Листья у неё похожи на листья обыкновенной рябины, плоды же по форме и величине вполне сравнимы с плодами дикой груши или яблони. Созревая в октябре, они обретают зеленую окраску, а потом буреют. По сахаристости они приближаются к плодам дикого винограда. Из плодов этой рябины можно сварить повидло, сделать квас и пастилу. Употребляются они и как лекарственное средство.

8 класс. 2 четверть.

Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармошки, юность, детство – и в душе любовно обнимаешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.

( По Н. Жукову).

8 класс. 3 четверть.

Каждый раз встречала на пристани пароход Людмила Васильевна, жена капитана. Когда–то её муж, капитан парохода Сибирин, привёз ей щенка Руслана. Щенок превратился в великолепного сильного пса, беззаветно преданного хозяйке.          Началась война, и из очередного рейса судно не вернулось. Людмила Васильевна, оставшаяся совсем одна, как-то ослабела, превратилась в старушку, одинокую и беспомощную. Руслан, огромный пес, поражавший своим умом, сам ходил на рынок, относил записки соседям. У жены капитана, обожаемой хозяйки Руслана, не оставалось уже ничего: ни продуктов, ни вещей, ни денег. Соседи, хорошие люди, приносили ей кое-что из еды, но собака голодала. Однажды Руслан не вернулся домой. Он прибежал в порт  долго смотрел на моряков, работавших на погрузке, потом  схватил пакет и понёс его в трюм, затем второй, третий. Прекратившие работу матросы наблюдали за этим. Целый день работал Руслан и получил котелок густого борща с сахарными косточками. Верный друг, Руслан медленно, стараясь не расплескать, понес котелок домой и поставил его перед хозяйкой, дремавшей в кресле. Моряки, отправившиеся вслед за собакой, рассказали ей всё. Каждый день Руслан прибегал в порт, а матросы приносили в дом старой женщине, вдове капитана, два котелка: один – для неё, другой – для Руслана.

8 класс. 4 четверть.

Иван Фёдоров – гордость мировой культуры.

Нет, недаром памятник этот стоит в Москве на одном из центральных проспектов. Памятник человеку, создавшему великое чудо – первую русскую печатную книгу. Мы чтим его подвижнический труд.

Книгопечатание – особо значимый рубеж в истории мировой культуры.  Просвещение, наука, сокровища мысли с этим обретали особую силу, выходили на тот простор, который был немыслим, пока книга оставалась рукописной. Великие были заслуги тружеников – рукописцев,  высочайшие образцы искусства  книги оставили они нам в наследство.

Книгопечатание открыло иные горизонты, иные возможности, иные перспективы.

Уже четыре столетия назад имя Ивана Фёдорова было по праву прославлено как имя русского первопечатника. Целью своей жизни он считал « сеять семена духовные». Эти семена дали прекрасные всходы. Их плоды пожинаем и мы, благодарно помнящие зачинателя великого дела.

9 класс. 1 четверть.

Малиновые горы – один из лучших уголков Северного Урала. Особенной высотой они не отличаются, но это не мешает им составлять центр громадного горного узла. Старинное башкирское название этих гор как-то потерялось, а нынешние они получили благодаря тому, что по увалам растёт в изобилии малина. И такая малина – сравнить нельзя с лесной, но вызревая на солнце, эта горная малина приобретает особенный вкус.

С Малиновой горы открывается единственный в своем роде вид. Одних горных озер можно досчитать только до сотни, и это придаёт картине совершенно особенный  характер, точно горами прикрыто какое-то подземное море. Эти озёра уходят далеко в благоверную башкирскую степь. Они отличаются глубиной, красиво разорванной береговой линией, массой островов, прозрачной водой и тем, наконец, что все они соединены между собой протоками, составляя один громадный резервуар, из которого берут воду уходящие  в степь реки.

Вообще цепь горных озёр составляет главную красоту восточного склона Урала, являясь в то же время неистощимым запасом живой силы.

9 класс. 2 четверть.

Дом рассохся от старости. Он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен все лето тянуло жаром.

Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками, которые в изобилии цвели перед крыльцом.  Растрёпанные, высохшие они напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.

Единственное, что раздражало композитор-скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.

Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как потрескивая, пропоёт то одна, то другая половица. Это напоминало оркестр  перед увертюрой, когда оркестранты настраивали инструменты. То на чердаке, то в маленьком зале, то в застеклённой прихожей кто-то трогал струны. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал её. Он напрягал память и вздыхал. Как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стёкол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше.

Но когда-нибудь всё это он воплотит в своей музыке.

( По К. Паустовскому.)

9 класс. 3 четверть.

Если вас когда-нибудь осчастливит судьба, и вы в летнюю пору  спуститесь к болоту, а потом по узенькому мостку перейдете заросшую осокою и кувшинками речушку с нежным именем Конопляночка, то на опушке небольшого лесочка вы услышите неугомонное мелодичное журчание.

Оно всегда разное: на утренней зорьке, под ватниками тумана, звуки тише, мягче, более кроткие, чем солнечным жарким днем, когда вода разбавленная небесной голубизной, становится лазурнее, прозрачнее, кажется звонче. Проносится ветер над лесом – ручеек затихает, затаивается. А когда водную гладь трогают струйки дождя, ручейковую музыку не описать, до того она красива в осеннюю непогодь. Когда деревья роняют на воду золото листвы, в журчание слышатся и грустные мелодии расставания с летом, и жизнерадостные песнопения о волшебной необходимости зимнего отдыха перед буйством грядущей весны.

Журчит на радость всем ручеёк. И, может быть, поэтому него такое красивое имя – Журчеёк.

( По П. Дудочкину.)

9 класс. 4 четверть.

Утро в степи.

Ранее весеннее утро – прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, невидимые глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила. Кажется, она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь