Пастушеский диктовку и в то утро впервые в жизни я услышал игру, которая меня поразила

Пастушеский диктовку и в то утро впервые в жизни я услышал игру, которая меня поразила Экодиктант

Предлагаем вам тематический диктант для проверки и закрепления знаний по теме проверяемые безударные гласные в корне. Тематический диктант можно использовать при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Количество слов: 289 слов.

В то утро впервые в жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке.

Я смотрел в открытое окно, лежа в постели, подрагивая от холодка зари.

Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Открылись ворота двора, и пастух-хозяин, в новой синей поддевке, в помазанных дегтем сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину пустынной улицы, поставил у ног свою шляпу и приложил обеими руками длинный рожок к губам. Рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало. Но это только сначала. Потом он стал забирать выше, жальче. И вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело. Замычали вдали коровы, подбираясь понемногу ближе. А пастух все играл, казалось, забыв про все. Играл, запрокинув голову, играл как бы в небо. Когда пастух переводил дыхание, раздавались восхищенные голоса: «Вот это мастер! И откуда в нем столько духу!»

(По И. Шмелеву)

1. Сделать фонетический разбор слова.

1-й вариант: солнца.


Пастушеский диктовку и в то утро впервые в жизни я услышал игру, которая меня поразила

2-й вариант: холодка.


Пастушеский диктовку и в то утро впервые в жизни я услышал игру, которая меня поразила

2. Разобрать слова по составу.

подрагивая, вставшего, открылись

подбираясь, помазанных, услышал


Пастушеский диктовку и в то утро впервые в жизни я услышал игру, которая меня поразила

3. Вычертить схему предложения с прямой речью. Перестроить предложение так, чтобы прямая речь была разорвана словами автора.

А: «П! П!»

«Вот это мастер! – раздавались восхищенные голоса, когда пастух переводил дыхание. – И откуда в нем столько духу!»

4. Синтаксический разбор предложения.


Пастушеский диктовку и в то утро впервые в жизни я услышал игру, которая меня поразила

Пастушеский диктовку и в то утро впервые в жизни я услышал игру, которая меня поразила

Тематические диктанты, составленные специально для проверки определенного правила или набора правил, выгодно отличаются от текстов, почерпнутых из художественной литературы, высокой концентрацией слов на данные орфографические правила.

В чём состоит главное достоинство тематических диктантов? Прежде всего в том, что по насыщенности словами с орфограммами они приближаются к словарным диктантам, однако удачно отличаются от последних осмысленным содержанием. Высокая концентрация слов на то или иное правило орфографии в совокупности с незамысловатым, но забавным сюжетом не только вызывает улыбку, но и развивает внимательное отношение учащихся к языку. Вслед за удивлением («Как много, оказывается, существует слов на то или иное правило!») у школьников или студентов появляется и исследовательский интерес («Любопытно, а какие ещё слова на это правило мне удастся вспомнить?»).

Очевидно, что занимательные тематические диктанты могут быть посвящены не только орфографическим, но и пунктуационным правилам. И те, и другие вы найдете в данной статье.

Приведенные ниже диктанты рекомендованы к использованию в старшей школе.  Диктанты можно использовать и при подготовке к ЕГЭ.

Тематические орфографические диктанты.

Естественно, что высокая сложность тематических тестов и диктантов, некоторая искусственность их содержания, а главное — однотипность отражаемых каждым из таких текстов правил орфографии и пунктуации не дают оснований использовать их для итоговой проверки орфографических и пунктуационных навыков учащихся. В то же время данные тематические диктанты могут служить эффективным средством отработки и закрепления отдельных правил орфографии и пунктуации в процессе их изучения.

Цель:
проверить  знания,  умения 
и  навыки  учащихся 
на  начало  учебного 
года.

Содержание  контрольного  диктанта 
направлено  на  выявление 
уровня  развития  умений, 
выбора  условий  для  написания:

–  проверяемые 
безударные  гласные;

–  непроверяемые 
безударные  гласные;

–  правописание окончаний  имён 
существительных;

–  написание 
непроизносимых  согласных:

–  правописание 
корней  с  чередованием;

–  н-нн 
в  прилагательных;

–  не 
с  прилагательными,  наречиями 
и  глаголами;

–  написание  
производных  предлогов;

–  запятая 
при  однородных  членах 
предложения;

–  запятая 
в  сложном  предложении;

–  запятые 
при  причастном  и 
деепричастном  обороте

Грамматические 
задания  направлены  на 
выявление уровня  сформированности  практических 
умений  и  навыков:

– синтаксического 
разбора  предложения;

– разбора  по  составу 
слова;

– умения 
подбирать  проверочные  слова.

Я 
вышел  из  дома ночью, 
потому  что  предполагал 
добраться  до  утиного 
озера  к  рассвету. 
Шёл  по  пыльной 
дороге,  спускаясь  в неглубокие 
овраги,  поднимался  на 
пригорки,  пересекая  редкие 
сосновые  борки,  с 
застоявшимся  в  них 
запахом  смолы    и 
земляники,  снова  выходил 
к  полю.

Никто 
не  обгонял  меня, 
и  я ни  с 
кем  не  встретился. 
Вдоль  дороги  тянулась 
рожь.  Она  созревала 
уже  и  стояла 
неподвижно,  чуть-чуть  светлея 
в  темноте.  Скоро 
дорога  ушла  влево, 
и  я  ступил 
на  твёрдую  тропинку, 
извивающуюся  вдоль  берега 
небольшой,  но  глубокой 
речонки.  Плывущие  по 
ней  брёвна  изредка 
сталкивались  друг  с 
другом,  и  тогда 
раздавался  слабый  звук, 
будто  кто-то  стучал 
топором  по  дереву.

На 
другой  стороне  реки 
яркой  точкой  горел 
костёр,  и  узкая 
прерывистая  полоска  света 
тянулась  от  него 
далеко  по  воде.

Я 
прибавил  шаг,  миновал 
осиновый  подлесок  и 
в  небольшой   ложбинке, 
окруж1нной  со  всех 
сторон  густым  лесом, 
увидел  костёр.  Возле 
него,  подперев  рукой  голову,  пристроился человек.  Он 
что-то  негромко  напевал.

1. Выписать  по  одному 
слову   с  орфограммой 
в  корне:

Безударной 
гласной,  проверяемой  ударением 
–  1-й  вариант

Чередующейся 
гласной  –  2-й 
вариант

2. Разобрать 
слово  по  составу:

застоявшимися  – 
1-й  вариант                                           извивающуюся  – 
2-й  вариант

3. Произведите 
синтаксический  разбор  предложения:

Она  созревала 
уже  и  стояла 
неподвижно,  чуть-чуть  светлея 
в  темноте.  – 
1-й  вариант

Возле  него, 
подперев  рукой  голову, 
пристроился человек.  – 
2-й  вариант

Цель:  проверить 
соответствие  знаний,  умений 
и  навыков  учащихся 
требованиям  государственного  стандарта 
и  программы  по 
русскому  языку.

Содержание 
контрольного  диктанта  направлено 
на  выявление  качества 
усвоения  учебного  материала 
за  8-й класс  и  
направлено  на  повторение 
предыдущего:

– правописание  проверяемых 
безударных  гласных;

– правописание  непроверяемых 
безударных  гласных;

–  написания 
и-ы  после  ц;

– правописание
окончаний  прилагательных  и 
причастий;

–  гласные 
в  приставках  пре- 
и  при;

– написание  не 
с  наречиями  и 
глаголами;

– написание  н-нн 
в  причастиях  и  
наречиях;

– дефисное  написание 
сложных  прилагательных.

– запятая  при 
однородных  членах  предложения;

– запятая в  сложном 
предложении;

-обособленных  определениях, 
обстоятельствах,  дополнениях  с 
предлогом;

– при  вводных 
словах;

– при  прямой 
речи.

Грамматические  задания  направлены 
на  выявления  умений:

2. разбора  по 
составу;

3. работы  с 
предложением  с прямой  речью;

3.
синтаксического  разбора  предложения.

В 
то  утро  впервые 
в  жизни  я 
услышал  поразившую  меня 
игру  на  пастушьем 
рожке.

Я 
смотрел  в  открытое 
окно,  лёжа  в 
постели,  подрагивая  от 
холодка  зари.

Улица 
была  залита  розовым 
светом  встававшего за  домами 
солнца.  Открылись  ворота, 
и  пастух – хозяин,  в 
новой  синей  поддёвке, в 
помазанных  дёгтем  сапогах  
и  высокой  шляпе, 
похожей  на  цилиндр, 
вышел  на  середину 
пустынной  улицы,  поставил 
у ног свою  шляпу  и 
приложил  обеими  руками 
длинный рожок  к  губам. 
Рожок  заиграл  так 
громко,  что  даже 
в  ушах  задребезжало. 
Но  это  только 
сначала.  Потом  он 
стал  забирать  выше, 
жальче.  И  вдруг 
заиграл  что-то  радостное, 
и  мне  стало 
весело.  Замычали  вдали 
коровы,  подбираясь  понемногу 
ближе.  А  пастух 
всё   играл,  казалось, 
забыв  про  всё. 
Играл,  запрокинув  голову, 
играл  как  бы 
в  небо.  Когда 
пастух  переводил  дыхание, 
раздавались  восхищённые  голоса: 
«Вот  это  мастер! 
И  откуда  в 
нём  столько  духу!»

(140  слов)                                                                              
                                       (По  И. Шмелёву)

1. Сделать 
фонетический  разбор  слова:

Солнца  – 
1-й  вариант                                                      
холодка  – 
2-й  вариант

2.  Разобрать  слова 
по  составу:

Подрагивая,  встававшего, 
открылись  –  1-й 
вариант

Подбираясь,  помазанных, 
услышал  –  2-й 
вариант

3.  Вычертить  схему 
предложения  с  прямой 
речью.  Перестроить  предложение 
так,  чтобы  прямая 
речь  была  разорвана 
словами  автора.

4. Синтаксический разбор 
предложения.

Я  смотрел 
в  открытое  окно, 
лёжа  в  постели, 
подрагивая  от  холодка 
зари.  –  1-й 
вариант

А 
пастух  всё   играл, 
казалось,  забыв  про 
всё.  –  2-й 
вариант

Диктанты по русскому языку за 1 четверть 4 класса.

Объем диктанта 60—65 слов.

Диктант “За дровами”.

Сейчас поздняя осень. В окошко виден первый снег. Он закрыл землю. Крапива, ржавый репейник торчат из-под снега. Утром я с Ильёй собрался съездить за дровами в лес. Мать топила печку. Я ленился, лежал и смотрел, как она ставит в печь чугуны. Мы позавтракали. Я достал сани, стряхнул труху от сена. Наши дрова были на опушке леса. Я сложил их там под ёлкой. (64)

Слова для справок: виден, сложил.

Закат утонул в лесах. По берегу озера из леса шло стадо. Увидев дом, коровы замычали и зазвенели колокольцами. Из домов выходили женщины и звали своих Ночек, Пеструшек, Зорек, Чернушек. Стадо гнал пастух Василий. Он ходил в резиновых сапогах, на плече носил сумку, в руках был кнут. Хозяйки уважали Василия, угощали его вкусным обедом. Особенно хороши были щи с мясом у бабки Наталии. (63)

Диктант “Запах зимы”.

Лесная дорога пошла через поле — стала полевой. Она дошла до деревни и превратилась в деревенскую улицу. По сторонам стояли высокие и крепкие дома. Их крыши были покрыты осиновой щепой. От ветра и времени щепа на домах посерела. Я остановился у колодца, взял ведро, зажмурился и глотнул воду. Вода была студёной. От неё сразу заныли зубы. Я глотнул ещё раз и почувствовал запах близкой зимы. (66)

Слова для справок: студёной, от неё.

Диктант “В гостях”.

Мы шли дорогой, потом свернули на узкую тропу. Она петляла среди ёлок. К вечеру мы вошли в деревню. Она стояла высоко над озером. От деревни к озеру сбегали ряды яблонь, огороды. Старая берёза у крыльца дома была ослепительной и золотой. Мы вошли в калитку, сели на лавку. Хозяин угостил нас вкусной картошкой, красными помидорами, хрустящими огурцами. Закат спрятался за лесистый берег. Стемнело. (64)

Диктант “Изменения в природе”.

Стояла золотая осень. Горел, полыхал осенний лес. Багряные круги плыли перед глазами. Горячими казались гроздья рябин. К рябине подлетела птица и села. Грудка у неё была оранжевая, на крыльях голубые пятнышки. Это сойка. Она распушила крылья, что-то прокричала и скрылась. Осень быстро кончилась. Ветер пообрывал с деревьев последние листья, обломал сухие сучья. Поздним вечером выпал снег. Все радостно вздохнули. Здравствуй, первый снег! (65)

Слова для справок: у неё, что-то.

Внезапно кончился дождь. На ветвях ивы что-то засияло и сползло на землю. Это был сверкающий колобок. Он покатился к реке и вдруг подпрыгнул. Ослепительный свет от него резал глаза. Около огненного колобка горела радуга. Засияли кусты, деревья, река. Вдруг померк его свет. Колобок раздулся и стал огромным тёмным шаром. Грохнул взрыв. Это была молния. Иногда во время грозы появляются такие шаровые молнии. Они очень опасны. (66)

Слова для справок: что-то, от него, внезапно, появляются.

Диктант “Птицам к зиме”.

Стаи птиц потянулись на юг. Но многие птицы остались зимовать. Синицы, поползни, дятлы не боятся холода. Им страшен голод. Зимой девять птиц из десяти погибают. А ведь их можно спасти. Развесь кормушки. Птицы быстро найдут их и станут прилетать. Память у птиц хорошая. Для корма собирают семена арбузов, дынь, тыквы. Синицы, поползни съедают их охотно. Они выдалбливают дырочку в кожуре и достают вкусные зёрна. (67)

Слова для справок: боятся, выдалбливают.

Диктант “Ночные охотницы”.

Наступил тихий вечер. Он принёс прохладу. Я сидел на ступеньках крыльца и смотрел на солнце. Огненный шар садился за горизонт. На деревьях перекликались золотистые иволги. На дорожку выпрыгну­ли лягушки. Я сидел тихо. Лягушки вышли на охоту. Одна из них прыгнула на ступеньку крыльца. Тёплые ступеньки привлекали мошек, букашек, мотыльков. Лягушка тихо шлёпала по настилу крыльца. Розовым язычком она мгновенно хватала свою добычу. (64)

Слово для справки: привлекали.

Володя и Ася учились в одном классе. Володя рос сильным и здоровым мальчуганом. Ася часто болела. Володя помогал ей готовить уроки. Однажды Ася поранила ногу гвоздём. Нога посинела, распухла. Девочка не могла ходить в школу. Володя стал привозить Асю в школу и отвозить домой на саночках. Санки легко скользили по гладкой дорожке. Сначала ребята смеялись над ними. А потом перестали. Вскоре Ася поправилась. (64)

Слова для справок: привозить, сначала.

Диктант “Первый хлеб”.

Уродилась славная рожь. Её скосили и обмолотили. Отец принёс другой мешок отборной ржи. Утром он уехал на мельницу и вернулся вечером с мукой. Бабушка Наталья встала чуть свет и затопила русскую печь. На капустный лист она положила каравай и на лопате отправила его в печь. Прошло много лет. Но я помню чудный запах и вкус этого каравая. На зубах хрустела золотистая корочка. Бабушка улыбалась. (66)

Слова для справок: принёс, положила.

Диктант “Печальная пора”.

Вот и осень! Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух. Лес готовился к зиме. Мягкий слой опавших листьев надёжно укрыл землю. На могучих дубах ещё держалась ржавая листва. Стало в лесу скудно и холодно. Мы подъехали к озеру. Около, берегов оно было засыпано жёлтыми листьями. По воде пробегал резкий ветер. Отцвёл тростник. Улетели последние гуси. На пороге глубокая осень. (65)

Пастух и повариха (Проверяемые безударные гласные в корне)

Пастух Николай влюбился в повариху Варвару. Однажды, проходя мимо деревенской столовой, он увидал, как, отворив окно, какая-то женщина выставила на подоконник картошку, которую только что отварила. Николая очень удивило, что он, местный старожил, который даже когда-то сторожил эту столовую, раньше не замечал этой девицы. Немного стесняясь, он заглянул в окно и рассмотрел симпатичное лицо, две пшеничные косы, красивое полотняное платье с тиснёным рисунком и обнажённые по локоть руки, орудовавшие ножами. В этот момент незнакомка навсегда пленила его сердце.

На следующий день Николай нарядился, тщательно причесал свои редеющие волосы и пошёл знакомиться. Он застал Варвару среди только что вычищенных сковородок, нагромождённых на цветастой клеёнке. Она одновременно готовила жаркое, солила селёдку и пыталась ощипать, выпотрошить и опалить несколько тетеревов. Николай вызвался помочь. Когда он наколол дров и сложил их возле раскалённой плиты, Варвара неожиданно залилась румянцем и угостила его пирожками и парным молоком. Ободрённый, Николай стал рассказывать поварихе о том, как однажды ему удалось укротить упрямую пятнистую козу. Варвара смеялась. « Варюша!» — расхрабрившись, прошептал Николай и назначил ей свидание за околицей у плотины.

Вечерело. Солнце катилось к западу. Николай с букетом увядающих колокольчиков сидел на берегу и смотрел на пестреющую долину. Невдалеке на скрипучих мостках, наскоро скреплённых старыми досками, какая-то женщина полоскала бельё, а её маленькая дочка хотела поласкать котёнка. Ничто не предвещало появления Варвары.

Стемнело. В поднебесье показалась первая звезда. В обрамлении белых облаков светился месяц. Николай был разочарован. Вначале он был настолько раздражён неудачей, что даже дрожал от гнева и намеревался покарать обманщицу. Но потом понял, что он настолько покорён Варварой, что никакой её поступок не сможет умалить его чувство. Николай решил умолять Варвару не оставлять его.

С развевающимися от ветра волосами он шёл домой и думал, что их отношения всё-таки будут развиваться. Освещаемый луной, Николай сочинял стихотворение, посвящённое возлюбленной. (289 слов.)

Надеюсь, вам понравился данный диктант.

Больше диктантов по отдельным правилам орфографии и пунктуации можно найти в статье «Тематические диктанты».

Оцените статью
Экодиктант - Помощь