Диктант степь

Итоговая контрольная работа для учащихся 4 класса

по русскому языку

Форма проведения: диктант с грамматическим заданием.

Промежуточная годовая аттестация проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний учащихся по русскому языку, их практических умений и навыков, установления соответствия предметных универсальных учебных действий учащихся требованиям ФГОС за курс 4 класса по русскому языку по следующим разделам:

Аттестационный материал составлен на основе УМК «Школа России»:

Весна в степи.

Степь. В голубом небе ярко светит солнце. Взглянешь – кругом всё поля. Ветер гонит волны по зелёному морю пшеницы. Вот речка сверкает на солнце. По обоим берегам её пасутся отары овец, стада коров, табуны лошадей. Пастбища весной в степи покрываются свежей зеленью трав. Шумит камыш на берегу. В тишине слышны разные звуки. Доносится лай собак, хлопанье кнута чабана и жалобный плач ягнят. В болотцах пробуют голоса лягушки. Звуки этой степной жизни  сливаются в большой оркестр.

2. Найдите  в тексте  предложение  с  однородными  членами  предложения.  Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные члены.

3. Разберите по составу слова: жалобный, голоса, гонит, камыш.

Система оценивания итоговой контрольной работы по русскому языку .

Максимальный балл за всё работу – 17 баллов

Оценивание по баллам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куретская средняя общеобразовательная школа»

для 5 класса

учитель русского языка и литературы

Куреть, 2016 год

ТЕМА: «Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения»

Акимов, опытный охотник, пробирался по кустарнику. Берег снова вздымался вверх, и начиналось редколесье: ель, сосна, береза.

Увидев внизу землянку, Акимов направился к ней. Окруженная слева и справа желтыми зарослями осоки, она приютилась у берега, возле самой воды.

Он раскрыл дверь, и на него пахнуло копченой рыбой, нежным ароматом скошенного сена. Над столом висела на веревках, протянутых из угла в угол, подвяленная рыба, на железной печке стоял чугунок. На полочке была еда: банка с солью, кусок вареного мяса, коврижка ржаного хлеба. Все говорило о том, что недавно здесь были люди.

Он заспешил назад, встав под елью, и, прикрытый ее пушистыми ветвями, стал напряженно ждать. Ветер свистел, раскачивая деревья, похрустывали под его напором стволы, с беспокойным шумом плескалась о берег волна. Никаких иных звуков не было слышно.

Совсем стемнело, и ветер заметно притих, но зато небо очистилось от туч, и звезды, ярко заблиставшие на небосклоне, могли помочь ему найти дорогу.

1. Выделите причастные и деепричастные обороты.

2. Найдите уточняющие обособленные члены предложения и обозначьте их графически.

3. Выполните морфемный разбор причастия

ТЕМА: “ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ”

Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.

В густой, буйной траве дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестрит цветами: скромными синими колокольчиками, белыми пахучими ромашками, дикой гвоздикой, горящей пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль ароматом повилики.

Все блещет, и нежится, и радостно тянется к ласковому солнышку.

Кое-где в глубоких и узких балках еще лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе трепещут и звенят жаворонки. Неутомимые кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась, ожила, и кажется, что она дышит глубокими, ровными, могучими вздохами.

(По А. Куприну)

Задания к тексту:

1) Выполните синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

2) Начертите схему предложения, выделенного курсивом.

3) Выполните морфемный и морфологический разбор одного причастия и одного деепричастия из текста.

РАССВЕТ В СТЕПИ

Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, тянущуюся вправо от дороги до самого горизонта и исчезающую в лиловой дали. Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо принялось за свою работу.

Далеко впереди, около курганчиков и ветряной мельницы, издали похожей на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса. Такая же полоса поползла вправо и охватила холмы. Вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

Все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести.

(По А. П. Чехову)

1) Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

2) Графически обозначьте синтаксические конструкции, встретившиеся в тексте.

В читальне, уютной, тихой и светлой только над столами, стоя шуршал газетами какой-то седой немец, похожий на Ибсена, в серебряных круглых очках и с сумасшедшими,  глазами. Холодно осмотрев его, господин из Сан-Франциско сел в глубокое кожаное кресло в углу, возле лампы под зеленым колпаком, надел пенсне и, дернув головой от душившего его воротничка, весь закрылся газетным листом. Он быстро пробежал заглавия некоторых статей, прочел несколько строк о никогда непрекращающейся балканской войне, привычным жестом перевернул газету. Вдруг строчки вспыхнули перед ним стеклянным блеском. Шея его напружинилась. Глаза выпучились. Пенсне слетело с носа.

Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха и дико захрипел. Нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб. Голова завалилась на плечо и замоталась. Грудь рубашки выпятилась коробом. Все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то.

1) Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

2) Обозначьте грамматическую основу каждого предложения.

3) Графически обозначьте, каким членом предложения являются уточняющие члены.

4) Графически обозначьте:

а) обособленные члены предложения;

б) однородные члены предложения.

5) Выпишите действительные причастия.

6) Выполните морфемный разбор выделенных слов.

7) Подберите синонимы к подчеркнутому слову.

8) Подчеркнутые простые предложения измените так, чтобы предложение стало сложным.

III. Чтение текста диктанта учителем Степь

Перед
моими глазами расстилалась
бесконечная равнина
с це­пью холмов.

Иногда
впереди белели колокольни и избы
придорожных
дере­вень. В промежутках между избами
и за церковью синела река, а за ней
туманилась даль. Вместо дороги по степи
тянулось нечто необыкновенно широкое,
размашистое, богатырское. (100
слов)

V. Работа
с трудными словами

Обсуждение
лексического значения слов ветла,
размашистое. Подберите
к данным словам синонимы.

VII. Повторное
чтение текста диктанта учителем

1. Графически
объясните правописание подчеркнутых
в тексте

слов.

2. Укажите
в них словообразовательные морфемы.

3. Выполните
словообразовательный разбор слов
однообраз-

ный,
туманилась.

Контрольный диктант «Степь» с грамматическим заданием

Цель
урока: установить
уровень сформированности знаний,
умений, навыков по разделу «Состав
слова. Образование слов»; совершенствовать
орфографические навыки учащихся.

Ход урока

П.
Работа над ошибками контрольного
диктанта

4

. Разберите
по составу слова расстилалась,
придорожных.

Настрой на работу «Не боюсь»

Учитель
говорит строчку речевки и делает паузу,
а в это время дети про себя повторяют
строчки:

Я
скажу себе, друзья,

Не
боюсь я никогда

Ни
диктанта, ни контрольной,

Ни
стихов и ни задач,

Ни
проблем, ни неудач.

Сдержан
я и не хмурлив,

Просто
не люблю я страх,

Я
держу себя в руках.

III. Объяснение нового материала

1. Упр.
165. Прочитайте текст учебного сообщения.
На заняти-

ях по какому предмету оно
могло быть сделано? (По
биологии.)

Зачитайте
последнее предложение вступления и
последнее пред-

ложение основной
части.

— Ответьте
на предложенные вопросы. ( Подтверждайте
свои ответы примерами из текста.)
Составьте и запишите план текста.

S
Тема
и цель сообщения «Жизнь муравьев»;

/
Семейная жизнь муравьев;

/
Необычные факты жизни насекомых;

— Пользуясь
(по выбору) данными выражениями, напиши­те
вступление к учебному сообщению на тему
«Что важно знать о составе слова».

Исходное
положение: сидя на стуле. Прогнуться в
пояснице, ки­сти к плечам. Вдох —
потянуться, руки вверх, кисти расслаблены.
Выдох — кисти к плечам, локти свести
вперед.

4. Упр.
167. Можно ли утверждать, что в тексте
учебного со-

общения, приведенного
в упр. 165, содержится рассуждение?

— Докажите
правильность своего мнения. V.
Рефлексия

VI.
Домашнее задание: §
21, упр.
168.

Урок 31

Содержание
и построение учебного сообщения

Обособленные члены предложения. Однородные члены предложения

Тихое утро. Перед глазами расстилалась широкая, бес­конечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в воз­вышенность, которая тянется до самого горизонта и исче­зает в лиловой дали. Едешь и никак не разберешь, где она начинается и кончается. Солнце уже выглянуло и приня­лось за свою тяжелую работу. Сначала полоса света, под­кравшись сзади, встречу другим ярко- желтым полосам, и вдруг вся выжженная степь решила сбросить с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала серебряной росой. Природа, обмытая росой и обласканная солнцем, ожила, чтобы вновь зацвести. Но прошло какое-то время, и степь с некошеной травой приняла свой унылый июльский вид. Бесконечная равнина с туманной далью представлялась оцепеневшей от тоски. Как душно и уныло! Летит коршун над самой зем­лей, плавно размахивая крыльями, и вдруг останавлива­ется в воздухе, словно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несется над степью. Вда­ли по-прежнему машет крыльями ветряная мельница. Пах­нет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ и свеж. Егорушка, взглянув на дорогу, вооб­разил штук шесть скачущих колесниц, заложенных в шес­терки диких, бешеных лошадей. По правой стороне доро­ги на всем ее протяжении стояли телеграфные столбы. Ста­новясь все меньше и меньше, они около деревни исчеза­ли за зеленью, а потом опять показывались в сиреневой дали в виде маленьких палочек, похожих на карандаши, воткнутые в землю. Расположились в стороне от деревни на берегу реки. Под возами было душно и скучно. (176 слов)

Оцените статью
Экодиктант - Помощь