Итоговая контрольная работа для учащихся 4 класса
по русскому языку
Форма проведения: диктант с грамматическим заданием.
Промежуточная годовая аттестация проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний учащихся по русскому языку, их практических умений и навыков, установления соответствия предметных универсальных учебных действий учащихся требованиям ФГОС за курс 4 класса по русскому языку по следующим разделам:
Аттестационный материал составлен на основе УМК «Школа России»:
Весна в степи.
Степь. В голубом небе ярко светит солнце. Взглянешь – кругом всё поля. Ветер гонит волны по зелёному морю пшеницы. Вот речка сверкает на солнце. По обоим берегам её пасутся отары овец, стада коров, табуны лошадей. Пастбища весной в степи покрываются свежей зеленью трав. Шумит камыш на берегу. В тишине слышны разные звуки. Доносится лай собак, хлопанье кнута чабана и жалобный плач ягнят. В болотцах пробуют голоса лягушки. Звуки этой степной жизни сливаются в большой оркестр.
2. Найдите в тексте предложение с однородными членами предложения. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные члены.
3. Разберите по составу слова: жалобный, голоса, гонит, камыш.
Система оценивания итоговой контрольной работы по русскому языку .
Максимальный балл за всё работу – 17 баллов
Оценивание по баллам
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куретская средняя общеобразовательная школа»
для 5 класса
учитель русского языка и литературы
Куреть, 2016 год
ТЕМА: «Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения»
Акимов, опытный охотник, пробирался по кустарнику. Берег снова вздымался вверх, и начиналось редколесье: ель, сосна, береза.
Увидев внизу землянку, Акимов направился к ней. Окруженная слева и справа желтыми зарослями осоки, она приютилась у берега, возле самой воды.
Он раскрыл дверь, и на него пахнуло копченой рыбой, нежным ароматом скошенного сена. Над столом висела на веревках, протянутых из угла в угол, подвяленная рыба, на железной печке стоял чугунок. На полочке была еда: банка с солью, кусок вареного мяса, коврижка ржаного хлеба. Все говорило о том, что недавно здесь были люди.
Он заспешил назад, встав под елью, и, прикрытый ее пушистыми ветвями, стал напряженно ждать. Ветер свистел, раскачивая деревья, похрустывали под его напором стволы, с беспокойным шумом плескалась о берег волна. Никаких иных звуков не было слышно.
Совсем стемнело, и ветер заметно притих, но зато небо очистилось от туч, и звезды, ярко заблиставшие на небосклоне, могли помочь ему найти дорогу.
1. Выделите причастные и деепричастные обороты.
2. Найдите уточняющие обособленные члены предложения и обозначьте их графически.
3. Выполните морфемный разбор причастия
ТЕМА: “ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ”
Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.
В густой, буйной траве дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестрит цветами: скромными синими колокольчиками, белыми пахучими ромашками, дикой гвоздикой, горящей пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль ароматом повилики.
Все блещет, и нежится, и радостно тянется к ласковому солнышку.
Кое-где в глубоких и узких балках еще лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе трепещут и звенят жаворонки. Неутомимые кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась, ожила, и кажется, что она дышит глубокими, ровными, могучими вздохами.
(По А. Куприну)
Задания к тексту:
1) Выполните синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).
2) Начертите схему предложения, выделенного курсивом.
3) Выполните морфемный и морфологический разбор одного причастия и одного деепричастия из текста.
РАССВЕТ В СТЕПИ
Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, тянущуюся вправо от дороги до самого горизонта и исчезающую в лиловой дали. Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо принялось за свою работу.
Далеко впереди, около курганчиков и ветряной мельницы, издали похожей на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса. Такая же полоса поползла вправо и охватила холмы. Вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
Все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести.
(По А. П. Чехову)
1) Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).
2) Графически обозначьте синтаксические конструкции, встретившиеся в тексте.
В читальне, уютной, тихой и светлой только над столами, стоя шуршал газетами какой-то седой немец, похожий на Ибсена, в серебряных круглых очках и с сумасшедшими, глазами. Холодно осмотрев его, господин из Сан-Франциско сел в глубокое кожаное кресло в углу, возле лампы под зеленым колпаком, надел пенсне и, дернув головой от душившего его воротничка, весь закрылся газетным листом. Он быстро пробежал заглавия некоторых статей, прочел несколько строк о никогда непрекращающейся балканской войне, привычным жестом перевернул газету. Вдруг строчки вспыхнули перед ним стеклянным блеском. Шея его напружинилась. Глаза выпучились. Пенсне слетело с носа.
Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха и дико захрипел. Нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб. Голова завалилась на плечо и замоталась. Грудь рубашки выпятилась коробом. Все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то.
1) Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
2) Обозначьте грамматическую основу каждого предложения.
3) Графически обозначьте, каким членом предложения являются уточняющие члены.
4) Графически обозначьте:
а) обособленные члены предложения;
б) однородные члены предложения.
5) Выпишите действительные причастия.
6) Выполните морфемный разбор выделенных слов.
7) Подберите синонимы к подчеркнутому слову.
8) Подчеркнутые простые предложения измените так, чтобы предложение стало сложным.
III. Чтение текста диктанта учителем Степь
Перед
моими глазами расстилалась
бесконечная равнина
с цепью холмов.
Иногда
впереди белели колокольни и избы
придорожных
деревень. В промежутках между избами
и за церковью синела река, а за ней
туманилась даль. Вместо дороги по степи
тянулось нечто необыкновенно широкое,
размашистое, богатырское. (100
слов)
V. Работа
с трудными словами
Обсуждение
лексического значения слов ветла,
размашистое. Подберите
к данным словам синонимы.
VII. Повторное
чтение текста диктанта учителем
1. Графически
объясните правописание подчеркнутых
в тексте
слов.
2. Укажите
в них словообразовательные морфемы.
3. Выполните
словообразовательный разбор слов
однообраз-
ный,
туманилась.
Контрольный диктант «Степь» с грамматическим заданием
Цель
урока: установить
уровень сформированности знаний,
умений, навыков по разделу «Состав
слова. Образование слов»; совершенствовать
орфографические навыки учащихся.
Ход урока
П.
Работа над ошибками контрольного
диктанта
4
. Разберите
по составу слова расстилалась,
придорожных.
Настрой на работу «Не боюсь»
Учитель
говорит строчку речевки и делает паузу,
а в это время дети про себя повторяют
строчки:
Я
скажу себе, друзья,
Не
боюсь я никогда
Ни
диктанта, ни контрольной,
Ни
стихов и ни задач,
Ни
проблем, ни неудач.
Сдержан
я и не хмурлив,
Просто
не люблю я страх,
Я
держу себя в руках.
III. Объяснение нового материала
1. Упр.
165. Прочитайте текст учебного сообщения.
На заняти-
ях по какому предмету оно
могло быть сделано? (По
биологии.)
Зачитайте
последнее предложение вступления и
последнее пред-
ложение основной
части.
— Ответьте
на предложенные вопросы. ( Подтверждайте
свои ответы примерами из текста.)
Составьте и запишите план текста.
S
Тема
и цель сообщения «Жизнь муравьев»;
/
Семейная жизнь муравьев;
/
Необычные факты жизни насекомых;
— Пользуясь
(по выбору) данными выражениями, напишите
вступление к учебному сообщению на тему
«Что важно знать о составе слова».
Исходное
положение: сидя на стуле. Прогнуться в
пояснице, кисти к плечам. Вдох —
потянуться, руки вверх, кисти расслаблены.
Выдох — кисти к плечам, локти свести
вперед.
4. Упр.
167. Можно ли утверждать, что в тексте
учебного со-
общения, приведенного
в упр. 165, содержится рассуждение?
— Докажите
правильность своего мнения. V.
Рефлексия
VI.
Домашнее задание: §
21, упр.
168.
Урок 31
Содержание
и построение учебного сообщения
Обособленные члены предложения. Однородные члены предложения
Тихое утро. Перед глазами расстилалась широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется до самого горизонта и исчезает в лиловой дали. Едешь и никак не разберешь, где она начинается и кончается. Солнце уже выглянуло и принялось за свою тяжелую работу. Сначала полоса света, подкравшись сзади, встречу другим ярко- желтым полосам, и вдруг вся выжженная степь решила сбросить с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала серебряной росой. Природа, обмытая росой и обласканная солнцем, ожила, чтобы вновь зацвести. Но прошло какое-то время, и степь с некошеной травой приняла свой унылый июльский вид. Бесконечная равнина с туманной далью представлялась оцепеневшей от тоски. Как душно и уныло! Летит коршун над самой землей, плавно размахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, словно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несется над степью. Вдали по-прежнему машет крыльями ветряная мельница. Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ и свеж. Егорушка, взглянув на дорогу, вообразил штук шесть скачущих колесниц, заложенных в шестерки диких, бешеных лошадей. По правой стороне дороги на всем ее протяжении стояли телеграфные столбы. Становясь все меньше и меньше, они около деревни исчезали за зеленью, а потом опять показывались в сиреневой дали в виде маленьких палочек, похожих на карандаши, воткнутые в землю. Расположились в стороне от деревни на берегу реки. Под возами было душно и скучно. (176 слов)