Диктант “Скрипач” (По А. Платонову)
Уходи́л домо́й он по́здно, иногда́ уже́ в по́лночь, когда́ наро́д станови́лся ре́дким и лишь како́й-нибу́дь случа́йный одино́кий челове́к слу́шал его́ му́зыку.
Данный раздел — это сборник диктантов, для учеников 11 классов и абитуриентов, который поможет выработать навыки практической грамотности и подготовиться к письменному экзамену по русскому языку.
Темы диктантов для 11 класса:
Диктант Егор (А. Платонов) 229 слов
Я побывал в скиту – там было тихо, и бледная зелень березок слабо шепталась, как на кладбище, — и стал взбираться в гору. Взбираться было трудно. Нога глубоко тонула во мху, буреломе и мягкой прелой листве, гадюки то и дело быстро и упруго выскальзывали из-под ног. Зной, полный тяжелого смолистого аромата, неподвижно стоял под навесами сосен. Зато какая даль открылась подо мною, как хороша была с этой высоты долина, темный бархат ее лесов, как сверкали разливы Донца в солнечном блеске, какою горячею жизнью дышало все кругом! То-то, должно быть, дико-радостно билось сердце какого-нибудь воина полков Игоревых, когда, выскочив на хрипящем коне на эту высь, повисал он над обрывом, среди могучей чащи сосен, убегающих вниз!
Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину. Памятник стоял в начале Тверского бульвара, и со всех сторон к нему поднимались мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет — и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье. Футляр от своей скрипки музыкант клал на землю, он был закрыт, и в нём лежал кусок хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.
Обыкновенно старик выходил играть под вечер. Для его музыки было полезней, чтоб в мире было тише и темней. Старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, но футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника.
Уходил он домой поздно, когда народ становился редким и лишь какой-нибудь случайный человек слушал его музыку. (180 слов) По А. Платонову
Другие диктанты из рубрики «9 класс»
Цель: проверить
знания, умения и
навыки учащихся на
начало учебного года.
Содержание контрольного
диктанта направлено на
выявление уровня развития
умений, выбора условий
для написания:
– проверяемые
безударные гласные;
– непроверяемые
безударные гласные;
– правописание окончаний имён
существительных;
– правописание
Ь в середине и
на конце существительных;
– правописание
собственных имён существительных;
– н-нн
в прилагательных;
– правописание
глагольных окончаний.
– запятая
при однородных членах
предложения;
– знаки
препинания в сложном
многочленном предложении;
– знаки
препинания в СБП.
Грамматические
задания направлены на
выявление уровня сформированности практических
умений и навыков:
– производить
синтаксический разбор предложения;
– определять тип подчинительной связи
в словосочетаниях;
– выполнять
фонетический и морфологический разбор.
Старый
скрипач любил играть
у подножия памятника
Пушкину, что стоит
в начале Тверского
бульвара. Поднявшись по
ступенькам к самому
пьедесталу, музыкант трогал
смычком струны на
скрипке. У памятника
сейчас же собирались
дети, прохожие, и
все они умолкали
в ожидании музыки,
потому что она
утешает людей, обещает
им счастье и
славную жизнь. Футляр
скрипки музыкант клал
на землю; он был
закрыт, и в
нём лежал кусок
чёрного хлеба и яблоко,
чтобы можно было
поесть, когда захочется.
Обыкновенно старик выходил
играть под вечер:
для его музыки
нужно было, чтобы в
мире стало тише. Старик
страдал от мысли,
что не приносит
людям никакого добра, и
поэтому добровольно ходил
играть на бульвар.
Звуки скрипки раздавались
в воздухе и
доходили до глубины
человеческих сердец, трогая
их нежной и
мужественной силой. Некоторые
слушатели вынимали деньги,
чтобы отдать их
старику, но не
знали, куда их положить:
футляр скрипки был
закрыт, а сам
музыкант находился высоко
на подножье памятника,
почти рядом с
Пушкиным.
1. Выполнить
фонетический разбор слов:
Вариант: счастье вариант:
яблоко
2. Морфологический
разбор слов:
вариант
памятника вариант: добра
3. Выписать из текста диктанта по одному словосочетанию на
все виды подчинительной связи и произвести разбор словосочетаний:
1-й вариант: 1-й
абзац 2-й вариант:
2-й абзац
4. Синтаксический
разбор предложения:
вариант: Старый скрипач любил
играть у подножия
памятника Пушкину, что
стоит в начале
Тверского бульвара.
вариант:
Старик страдал
от мысли, что он не
приносит людям никакого
добра.
5. Вычертить схему предложения
1-й вариант: 1-й
абзац, последнее предложение 2-й вариант: 2-й абзац, 1-е предложение
Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоял в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, — и со всех четырех сторон к нему поднимаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр от своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.
Обыкновенно старик выходил играть под вечер. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью. Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным.
Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился редким и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку.
(По А. Платонову) 233 слова
Другие диктанты из рубрики «11 класс»
Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нём лежал кусок чёрного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.
Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным.
1. Фонетический разбор слов: счастье, яблоко.
2. Морфологический разбор слов: памятника, добра.
3. Синтаксический разбор предложения.
Синтаксический разбор: Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара.
Синтаксический разбор: Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра.