Диктант прогулка

Диктант на «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Прогулка

Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Хорошо и радостно в эту весеннюю пору на душе! Передо мной ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучики солнца. В чаще кустов и деревьев звонко распевают птицы. Звуки их песен разливаются по всей окрестности. В полном разгаре настоящая весна.

В глубоком овраге у берёзовой рощи журчит холодный ключ. Сяду я на пенёк у ключа, достану кружку и кусок хлеба. Приятно выпить студёной ключевой водицы и вдохнуть полной грудью наполненный радостью жизни воздух!

Грамматическое задание

Юра выл.т.л в солн.ч.ную бе.ветр.н.ую п.году. Его пр.гул.ч.ный автожир «П.лярный жук» п.днялся над станц.ей на вые.ту двест. метров и п.вис в воздух. . ( С) низу он и (в) прям., был п.хо. на (темно) з.лёного жука. Лоп.сти рот.ра над к.биной м.ш.ны вр.щалис. так быстр., что их почти (не) было видно лиш. слюд.ной круж.к в воздух. м.рцал над (Ю, ю)риным «Жуком». Автожир почти (не) п.движно п.рил над станц.ей.

(60 слов. Правописание безударных гласных в корнях слов, чередующихся гласных в корнях слов, ы—и после ц, гласных в приставках, ь; употребление знаков препинания при однородных членах предложения и в сложном предложении.)

Юра вылетел в солнечную, безветренную погоду. Его прогулочный автожир* «Полярный жук» поднялся над станцией на высоту двести метров и повис в воздухе. Снизу он и впрямь был похож на тёмно-зелёного жука. Лопасти ротора над кабиной машины вращались так быстро, что их почти не было видно, лишь слюдяной кружок в воздухе мерцал над Юриным «Жуком». Автожир почти неподвижно парил над станцией. ( Г. Гребнев.)

*Автожи́р — винтокрылый летательный аппарат, в полёте опирающийся на несущую поверхность свободновращающегося в режиме авторотации несущего винта. Другие названия автожира — «гироплан», «гирокоптер» и «ротаплан».

Другие диктанты из рубрики «5 класс»

Категория «Русский язык»

Входной диктанты 5 классЦель: проверить знания, умения и навыки учащихся на начало учебного года.

Входной диктант «В лесу»

Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно. Мы входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу. В этой местности живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку. Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъём ведёт в гору. Там конец нашего пути. Объём слов: 89

Входной диктант «Небесная книга»

Вы умеете читать небесную книгу? Слова в обычной книге составляются из букв, а звезды в небе образуют разные созвездия. Моряки по звездной книге находят дорогу в необъятном море. По облакам мы узнаем погоду. Вот по синему небу протянулись белые волокна. Они обещают дождливую погоду. В жаркий летний день вдруг появляются на небе белые облачные горы. Это вестники грозы. И птицы могут о многом рассказать. В чистом небе летают ласточки и предвещают хорошую погоду. Прилет грачей означает наступление весны. Мы читаем небесную книгу, и удивительные вещи открываются нам. Объём слов: 87

Входной диктант «Гроза»

Я ехал с охоты вечером. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника. Я подвигался вперед с трудом. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро вынужден был остановиться и приютиться к широкому кусту. Я терпеливо ожидал конца ненастья. Вдруг на дороге почудилась мне высокая фигура. Неизвестный словно вырос из-под земли. Объём слов: 86

Входной диктант «Наступление весны»

С каждым днём весна наступает. Оживает, голубеет небо. Тёплый ветер гонит по нему воздушные корабли. Высоко над землей купаются в лучах солнца жаворонки. Радостной трелью льются их песни высоты. Приятно прогуляться в весенний лес погожим деньком. Извилистая тропка петляет между деревьев. Пахнет весенними почками. Как хорошо и легко дышится! Вот вертится на кленовой веточке маленькая птичка. Спешит по своим делам колючий ёж. Быстро спускается по стволу ели шустрая белочка. Звонкой дробью отмечает приход весны дятел. Далеко разносится чудесная песня голосистого дрозда. Щебету птиц вторит говорливый ручей. Лесная тропка выводит нас к нему. Ветви ивы склоняются к воде и смотрятся в прозрачную гладь. Объём слов: 102

Входной диктант «На опушке леса»

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах. Низкий берег покрыт зеленым ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов. Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются. Объём слов: 88

Прогулка в рощу.

Осенью мы всем классом пошли в рощу. Деревья стояли нарядные. Листья, как ковёр, лежали на земле и шуршали под ногами. На ветвях рябины висели красные гроздья ягод.

Мальчики нашли старое птичье гнездо. Девочки собрали под елью шишки. Из шишек можно сделать забавные игрушки для малышей.

В осеннем лесу

Русский лес в осенние дни очень красив. Падают с берёз  лёгкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие нити липкой паутины. Вот шляпка позднего гриба. Свистит рябчик. Осенью вода в лесных ручьях прозрачная. Солнце золотит вершины берёз. На земле ковёр из листьев. Хорошо в осеннем лесу! Не хочется уходить из леса.

Зима в лесу

Побелели поля и луга. Льдом покрылась река. Она уснула, как в сказке. Красиво в лесу! На ёлках и соснах лежат снеговые шубы. Пушистые варежки зимушка надела на ветки деревьев. Молодые кустики украсились пушистым снежком. Под елью на снегу видны узоры разных следов. Как хороши эти узоры.

Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.

Вдруг донеслась веселая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. На кто это бежит по дну реки? Это оляпка, или водяной воробей.

Парусник шёл на всех парусах. Солнце сияло, и ничто не предвещало бурю. Однако капитан парусника заметил тёмное пятно на горизонте. Это – предвестник ненастья. Опасно встречать бурю со всеми парусами. Порывы ветра сломают мачты как тростник. Капитан знал это и приказал убрать паруса. Яростный порыв ветра ударил по паруснику. Началась буря. Но ненастная погода не могла серьёзно повредить корабль. Матросы успели подготовиться к шторму.

Тетерка отводит врага

По полянке бежал зверёк. Он ловко прягал. Это был хорёк. Вдруг хорёк заметил тетерку. Птицасидела в гнезде, а с нею были птенцы. Хорёк припал к земле своим гибким телом и быстро пополз.

Тетерка тоже увидела врага. Она захлопала крыльями и побежала.

Хорёк бросилась за птицей. Вот он ее схватит! Но тетерка то взлетела, то падала на землю. Так она отводила хорька от своих птенцов.

Наконец тетерка взлетела и легко понеслась над кустами. Хорёк злобно посмотрел ей вслед и побежал искать другую добычу.

(По Г. Скребицкому)

Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ерш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реках лед. В долине зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

1. Разобрать по членам предложения четвертое предложение.

2. Подобрать прилагательные, противоположные по смыслу:

3. Выпишите из текста диктанта два словосочетания с прилагательными во множественном числе.

4. Разобрать по составу слова: сахарные, лесистый, глубокая.

1. Разобрать по членам предложения пятое предложение.

3. Выпишите из текста диктанта два словосочетания с прилагательными среднего и женского рода.

4. Разобрать по составу слова: северное, голосистый, сказочные.

В детстве она слышала от бабушки, что надо сказать волшебное слово и повиснуть вниз головой. И тогда могут вырасти крылья. Так она и сделала.

Долго пришлось ей висеть. Вдруг хвостик ее отвалился, а кожа около лапок натянулась. Потом появились у нее перепончатые крылья. Мать взмахнула лапками, ее перепончатые крылья раскрылись, и она плавно взлетела.

Жила когда-то маленькая лесная мышка. Но вот она состарилась. Трудно ей стало бегать в поисках корма. Все в лесу норовили обидеть мышку. Очень захотелось мышке научиться летать, как птица.

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал веселый, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

Оценочные и методические материалы

Ранней осенью группа ребят ходила в рощу.

Пожелтели листья на березках, покраснели осинки. На рябине стали созревать гроздья ягод. Только дуб сохранил летний зеленый наряд.

По лесной тропе ребята вышли на поляну. Кругом рос пушистый ельник. Зеленели молодые елочки. Из земли бил маленький ключ. Девочки собрали сучья и шишки мальчики зажгли на берегу веселый костер.

Тихо было в лесу. Дети сели к огню. Учительница Нина Юрьевна объясняла повадки животных. У Сережи была книга. Он прочитал интересный рассказ. По дороге домой ученики пели песни.

Радостные вернулись они с прогулки.

2. Разберите  предложение  по членам и выпишите словосочетания  с вопросами.

1 вариант –                                2 вариант –

Контрольный диктант  по теме «Однородные  члены  предложения».

В золотые осенние дни готовились к отлету журавли. Покружились они над рекой, над родным болотом. Вот стройные косяки потянулись потянулись в далекие страны.

Над лесами, полями, городами высоко в небе летели журавли. В глухом лесу сделали остановку.

Еще темно, а журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька.

Скоро взойдет над рекой веселое солнце. Высоко взлетят журавли. С неба услышим мы их прощальные голоса. Впереди у них длинная дорога.

«Правописание падежных окончаний  имён  существительных».

Поездка к дедушке

Летом к дедушке Илье приехал внук Миша из Астрахани. Миша ехал на поезде по железной дороге, потом плыл по Волге на лодке. От пристани до деревни он ехал на лошади.

Дача дедушки стоит на краю деревни. Около дачи растут яблони и кусты малины. Небольшой домик утопает в зелени.

Миша с дедушкой часто заходили в глубь леса. Луч солнца редко проникал туда. На лесной полянке краснели ягоды земляники. Дедушка рассказывал Мише о жизни зверей и птиц.

3. Первое предложение  разберите  по частям  речи и членам  предложения.

В  деревне  мороз  запушил  деревья  снежком. Огромный пруд зима затянула гладким льдом.  Ребята  размели  каток. Коньки  у всех  готовы. Ловко и легко скользят  ребятишки  по льду. На Коле и Вите  спортивные костюмы. У бегунов  блестят  от счастья  глазки. Старшие  ребята  разъехались  в разные  стороны. Малыши  катаются  цепью. По льду  бегает  за ребятами  Шарик и всем  мешает.  Весело и радостно  звучат  детские  голоса.

Контрольный  диктант  по теме «Имя  прилагательное».

Ранним утром мы собрались на вокзале. Ехали весело. Поезд привез нас на тихую станцию .

Встали на лыжи и в лес. Утро было прекрасное. По голубому небу плыли легкие облака. Снег искрился под ярким солнцем и слепил глаза. Мороз щипал нос.

Чудесно в зимнем лесу! Березы тихо качают гибкими ветвями. В чистом воздухе сверкает иней. Звонко долбит сухое дерево черный дятел.

Обедали в лесной сторожке. Лесник угощал нас сладкой рябиной. Поздним вечером мы подъехали к городу.

1. Найдите  в тексте  одно  предложение   с однородными   членами  и разберите  по членам  предложения.

2. В  предложении  укажите  род и падеж  имён  прилагательных  и  имён  существительных.

3. Словосочетания  поставьте  в родительный, дательный и предложный  падеж  единственного  числа.

Контрольный  диктант  по темам

В лесах Азии живет гималайский медведь. Он весь черный, а на грудке белое треугольное пятно. Это треугольник похож на салфетку.

У гималайского медведя очень длинные ноги. Он быстро лазает по деревьям. Медведь любит яблоки, ягоды. Орехи. Заберется хитрый мишка на черемуху, наломает ее ветвей и объедает с них ягоды. Зимой он спит в дупле большого дерева.

Был интересный случай. Спилили в тайге огромный кедр. Привезли в далекий поселок. А из его пустого внутри ствола сонный мишка вылез.

1 вариант.- 5 предложение;                     2 вариант.-8 предложение

-Выпишите  предложение с однородными членами . выполни его разбор

Контрольный  диктант  по теме  «Глагол».

С юга  прилетаем  на самолёте в далёкий  северный  порт  Мурманск. Скоро  настанет  вечер и  стемнеет. Летом  на Крайнем  Севере  темноты  не бывает.  Солнце  днём и ночью  ходит  по небу  кругом.

Зимой  солнце  совсем  не встаёт  из-за  горизонта. Только звёзды  горят  на чёрном  небе. Иногда  полыхает  полярное сияние.

Трудно  человек  привыкает  к ночному  солнцу. По ночам  очень  много  людей  гуляет  по улицам.  Многие  сидят  на скамейках. Читают  газеты. Рассматривают  витрины  магазинов. И даже  дети  находятся  ночью  на улицах  и греются  на солнышке.

Контрольный  диктант по теме

«Правописание  личных  окончаний  глаголов».

. Волга – кормилица.

Близка  река  Волга  всем  россиянам. На  Волге  в давние  времена  русские  люди  вставали  на борьбу  со своими  врагами. Под  Сталинградом  разбили  фашистов.

Называют  Волгу  рекой – красавицей и рекой-кормилицей. Знаешь почему?

На Волге  я Ярославле и Тольятти  машины  выпускают. Вниз по реке  плывут  пароходы, проносятся  суда  на подводных крыльях.

На самоходных  баржах  везут  вниз  по Волге  легковые и грузовые  машины, пшеницу, нефть, сборные  дома, станки и рыбу.

Перегородили  Волгу  большие  плотины. Волга  даёт  электрический  ток нашей стране.

Вечер  в лесу.

За вершинами  леса  скрылось  солнце. Дышит  и оживает  земля. Пахнет  весенними  почками. Показалась из земли  зелёная  стрелка  молодой  травы. Заливаются  звонкой  трелью  соловьи в густых  деревьях. На  вершине  старого  дуба  воркует  голубь. Глухо  турлычат  в  прозрачных  весенних  лужах  лягушки. Пролетают  над лесом  дикие  утки.

Страшно  ухнул  и захохотал филин. Ниже  спускается  весенняя  прохладная  ночь.

(По  Е. Серовой)

1. Выпишите  из текста  пять  глаголов, разберите их по составу,  рядом запишите  их  в неопределённой  форме.

2. Проведите  морфологический  разбор  глаголов  дышит, пахнет.

3. Последнее  предложение  текста  диктанта  разберите  по частям  речи,  членам  предложения, выпишите  словосочетания  с вопросами.

Итоговый  контрольный  диктант.

В окопчике  спал мальчик. Стиснув  на груди  руки, поджав  босые  ноги, мальчик  лежал  в зелёной  вонючей  луже и тяжело  бредил  во сне. Его голова  была  откинута  назад. Лицо  было покрыто  царапинами, синяками. От яркого  света  фонарика  мальчик  проснулся, вскочил. Его  глаза  дико  блеснули. Он  выхватил  из-под  себя  гвоздь. Егоров  перехватил  горячую  руку  мальчика  и закрыл  ладонью  ему  рот. Мальчик  заметил, что рядом с ним  русские. Радостная  улыбка  вспыхнула  на лице, и он  сказал  только  одно  слово – «наши» – и потерял  сознание.

Слова  для  справок:  фонарик, из-под. ( В последнем  предложении  объяснить  постановку  знаков  : тире и кавычек).

1. Найдите  в тексте  предложение  с  однородными  членами  предложения  и разберите  его  по частям  речи и членам  предложения.

2. Выпишите 2-3  словосочетания  имени  существительного с прилагательным, определите  падеж, склонение  имён  существительных.

3. Выполните  фонетический  или  морфологический  разбор  слова (по выбору  ученика).

4. Выпишите 3-4  слова  и разберите  по составу.

Прогулка по любимым местам

(104 слова. Правописание безударных гласных в корне слова, согласных, приставок, окончаний и суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, наречий, сложных слов, производных предлогов и частиц, гласных после шипящих и ц, правописание ь и прописных букв, кавычек; употребление знаков препинания в конце предложения, в простом осложненном, в сложноподчиненном предложениях.)

Другие диктанты из рубрики «8 класс»

Ранним утром, когда
все спали, я вышел на цыпочках из душной
избы и как будто не в палисаднике
оказался, а вошел в тихую, неизъяснимой
прозрачности воду – такая охватила
свежесть.

Высоченная
нетронутая трава буйствовала за самой
калиткой. Я сбежал с насыпи влево и пошел
вдоль реки навстречу ее течению. Ничего
примечательного не было вокруг. Поодаль
остановилась машина, и шумная компания,
прибывшая в ней, располагалась на отдых,
натягивая в виде тента полотняную
простыню.

Тропинка обогнула
песчаный карьер и вывела меня на
просторную луговину, по которой в
одиночку и группками росли деревья.

Неподвижный воздух,
еще не ставший знойным, приятно освежает
гортань и грудь. Солнце, не вошедшее в
силу, греет бережно и ласково. Через
каких-нибудь полчаса матерый сосновый
лес окружил меня. Вблизи дороги, по
сторонам от нее, тянулись необыкновенно
ухоженные, разметенные тропы, да еще
вроде и присыпанные песком. Временами
кое-где попадались аккуратно постланные
светло-шоколадные коврики кукушкина
льна – этого непременного обитателя
сосновых лесов.

По стволу осинки
с юркостью мышонка шныряла вверх и вниз
какая-то птичка.

Попалась болотинка
с кофейно-коричневой, но вовсе не мутной
водой. Я перебрался через нее, перескочив
на скользкое бревно, с бревна – на
брошенное кем-то полено. А вот и речонка
с такой студеной, несмотря на жаркие
дни, водой.

Махова сторожка,
которую мне хотелось разыскать во что
бы то ни стало, оказалось не чем иным,
как бревенчатой избой, обнесенной
пряслом. Одной стороной она примыкала
к лесу, с другой – расстилалась обширная
равнина, усеянная иван-да-марьей.

В даль, окутанную
голубой дымкой, уходит сосновый бор,
который затем переходит в смешанный
елово-лиственный лес. На протяжении
нескольких сотен километров равнина
сплошь покрыта темно-зеленой стеной.

Обширны массивы
брянских лесов, не уменьшающиеся, а
увеличивающиеся год от году. Но особенно
богата лесами Пинега – северная красавица
река, где есть еще много совершенно
неизученных районов. Вдали от реки
простирается глухая, необжитая тайга
с нехожеными тропами и неезжеными
дорогами; там стоят никем не рубленные
леса, в которых бродят лоси и свистят
рябчики, никогда не видевшие человека.

Вывезти лес,
срубленный в этой глухомани, – далеко
не легкая задача. Весной, в половодье,
в реку сбрасывают весь запас бревен,
вывезенный в продолжение зимы к берегам.
Миллионы бревен приплывают с верху
реки, и на много километров от берега
до берега ложится дорога, мощенная
бревнами.

Каких только
деревьев не увидишь в наших лесах!
Корабельная сосна, например, зреет в
течение ста пятидесяти–ста восьмидесяти
лет. Вот гигантская стовосьмилетняя
сосна, бледно-серая, с обветренной и
омытой дождями древесиной. Она ничуть
не старая, и ствол ее отзывается на стук
топора объездчика звонким гулом.

Но ничто так не
радует мой глаз, как ажурный мир соснового
молодняка, когда из забавных взъерошенных
шариков с колющимися иголками превращается
он в стройные жердочки и начинает
наперегонки тянуться вверх. Его стволики,
идеально параллельные друг другу, не
имеющие видимых верхушек и оттого как
бы бесконечные, кажутся туго натянутыми
струнами, уходящими ввысь.

«Необходимо вовремя
подсаживать молодняк», – говорит
здешний старожил лесничий Маркин.

Немало лет пройдет,
прежде чем из семечка вырастет дерево.
Не рассчитанные заранее порубки леса
могут привести к его полному исчезновению,
которое никакими искусственными
посадками не поправишь.

Ресурсы зеленого
золота кажутся неисчерпаемыми, но для
их сохранения нужен план и строгий
расчет. Лесоводы уже не довольствуются
теми видами деревьев, которые создала
природа, а искусно выводят новые, до сих
пор не существовавшие породы: быстрорастущий
пирамидальный тополь, терпеливый ко
всем метеорологическим условиям,
засухоустойчивый дуб и гибридный ясень.
Вследствие упорной работы удастся
превратить среднерусскую осину в
долговечное ценное дерево.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь