Диктант перелет

7 класс. Диктант за 1 четверть

Перелет через Северный полюс

Валерий Чкалов – легендарный советский лётчик-испытатель, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс.

До Чкалова и его экипажа перелет из Москвы через Северный полюс в Америку пыталась совершить группа летчиков. Тогда маршрут не покорился смельчакам, однако в Чкалове взыграл профессиональный азарт и желание во что бы то ни стало пройти этот путь. После неудачи первого экипажа летчикам был предложен иной маршрут: Москва – Петропавловск-Камчатский. Этот перелет был осуществлен командой без каких-либо проблем.

На волне популярности Чкалов рискнул вновь обратиться с предложением совершить полёт в Америку и на этот раз получил добро. Экипаж Чкалова пересек Северный полюс и приземлился в Ванкувере.

С этого перелета началась череда великих открытий и свершений, создавших славную историю нашей авиации.

Валерий Павлович Чкалов – целая эпоха в истории отечественного воздушного флота. (148 слов)

9-й классТема: «Повторение изученного в 5–8-х классах»

Кролик не успел закончить рассказ. Вдруг он вскинул голову, навострил уши, и ноздри его затрепетали. Через несколько секунд беглецы совсем рядом услышали тяжелую поступь. Неожиданно листья кустарника на другой стороне тропинки разошлись, и оттуда высунулась вытянутая голова с черно-белыми полосками. Морда опущена, зубы скалятся, нос почти касается земли. Потом друзья разглядели крупные мощные ноги и черное туловище. Глаза, злые и умные, уставились прямо на них. Еще кролики увидели зубы, сверкавшие белизной. Какое-то время все неподвижно смотрели на это чудовище. Потом Шишак, стоявший к нему ближе других, повернулся и двинулся прочь. « Пошли отсюда, – шепнул он на ходу. – С ним лучше не связываться». Друзья побежали за ним и вскоре выскочили на небольшой обрыв. Увидев реку, они замерли и вытаращили глаза. Разумеется, после тяжелой ночи переплыть через нее будет трудно.

(По Р. Адамсу)(127 слов)

Тема: «Сложносочиненное предложение»

ОХОТА НА ТУРА

Дремавший рогач приподнял голову, и лохматые уши описали два медленных полукруга, вбирая в себя шорохи и голоса. Что его разбудило? Не то принесенный ветром подозрительный шум, не то просто нюх на опасность. Но наяву лес не рассказал ему ни о чем тревожном. Старый тур по привычке лизнул голое пятно на черном плече и вновь опустил голову, продолжая прерванный отдых. Но вдруг он стремительно вскочил на ноги. Жадно раздувшиеся ноздри быка втянули воздух, и глубоко в груди родился грозный рокот. Глаза тура начали наливаться кровью. В воздухе витал ненавистный человеческий дух. Он страшно фыркнул и шагнул вперед, но угроза не помогла. Запах продолжал расти, и тогда бык повел коров прочь. За убегающим туром летела свора собак и скакали во весь опор охотники. Он легко перелетал поваленные стволы, с треском крушил грудью подлесок. Ярость и унижение толчками бились в сердце быка.

(По М. Семеновой)(139 слов)

ПОЕЗДКА НА КАВКАЗ

Однажды мама торжественно объявила, что на днях мы на все лето уезжаем на Черное море, в маленький городок Геленджик. Геленджик был тогда очень пыльным и жарким городком без всякой растительности. Только колючие кусты и чахлая акация с желтыми сухими цветочками росли в палисадниках. Но бухта была очень хороша. В теплой воде плавали, как розовые и голубые цветы, большие медузы. Прибой выбрасывал на берег водоросли, гнилые поплавки от рыбачьих сетей и обкатанные волнами куски темно-зеленых бутылок. Однажды отец нанял линейку, и мы поехали на Михайловский перевал. На горах весь день лежали, зацепившись за вершины, облака из серой сухой ваты. Кое-где из зелени торчали утесы, а вдали я увидел вершину, горевшую льдом и снегом. Линейка начала спускаться. Мы въехали в такую чащу, что пришлось остановить лошадей, слезть с линейки и идти дальше пешком. Мы вышли на поляну в зеленом ущелье. Под густыми буками мы увидели старый сарай, стоявший на берегу горной речонки. Мы хотели сразу идти по реке, но мама расстелила скатерть, достала провизию и велела нам перекусить.

(По К. Паустовскому)(168 слов)

Тема: «Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и изъяснительными»

ВСТРЕЧА С ОРАНГОМ

Сначала это ужасное существо показалось Генри человеком. Но уже в следующий момент мальчик сообразил, что перед ним обезьяна. При виде лохматого чудовища он не мог подавить испуг за сестру, которая была совсем рядом с животным. Первым побуждением Генри было броситься к обезьяне и выстрелить ей в морду. Но в тот самый момент, когда он уже собирался это сделать, Нелли спряталась за дерево. Увидев, что обезьяна не собирается преследовать его сестру, Генри остался на месте. Очевидно, обезьяна хотела добраться до зарослей водяных лилий у берега. Генри знал, что оранги питаются фруктами. Если фруктов почему-либо не оказывается, то они едят сочные листья и стебли растений. Мальчик вскочил и быстро побежал к дереву, за которым спряталась Нелли. Там он крепко обнял сестру и попытался успокоить ее, потрясенную встречей с огромной обезьяной. Брат и сестра сообразили, что лучше всего остаться на месте и привлечь к себе осторожнее взрослых.

(По М. Риду)(145 слов)

Составьте схемы выделенных предложений:

I вариант – курсивом;

II вариант – полужирным шрифтом.

(I полугодие»; повышенной степени сложности)

В лесу, залитом бледным лунным светом, стояла удивительная тишина. Внезапно глухой треск, донесшийся откуда-то издалека, нарушил ночное безмолвие. Охотник Роб Уапп поднял голову и прищурился, пытаясь что-то рассмотреть в той стороне, откуда послышался звук. Старый лесоруб, сидевший вместе с Робом у затухающего костра, продолжал задумчиво курить трубку. Роб вопросительно посмотрел на товарища, и он, заметив это, пробормотал: «Старое дерево свалилось». Роб ничего не ответил, но тень сомнения скользнула по его открытому, мужественному лицу. В лесу снова наступила тишина, которая казалась даже более торжественной из-за едва слышного журчания ручейка и шипения догорающих поленьев. Охотник и лесоруб сидели молча, думая каждый о своем. Лесоруб любил и уважал Роба, который был не по годам искусным охотником, прекрасно знавшим нравы лесных зверей. Сам он тоже был хорошим охотником, но, в отличие от Роба, ничем, кроме дичи, в лесу не интересовался. Сейчас он обходил леса, отмечая лучшие ели и сосны, чтобы срубить их зимой. Поэтому мысли его были заняты только деревьями, годными для рубки.

(По Ч. Робертсу)(159 слов)

(I полугодие; средней степени сложности)

Вслед за внезапным исчезновением бобров у пруда произошла та неожиданная встреча, которая обычно путает самые точные расчеты, разрушает самые верные планы. Приведенный в ярость исчезновением добычи медведь бросился вперед. В это же время обе рыси подскочили в воздух и распластались в полете гигантского прыжка. С яростным визгом и фырканьем они опустились на землю в нескольких шагах от медведя, плотно прижав к головам уши. Короткие рысьи хвосты вздрагивали от злости. Медведь быстро повернулся к противникам. Он был готов как к атаке, так и к защите. Для него было ясно, что эти рыси спугнули бобров и тем самым испортили ему охоту. Подобного вмешательства не потерпит ни одно из хищных животных. Но и рысям было очевидно, что в их неудаче виновен медведь. Поэтому рыси чувствовали слепую ярость, которая могла заставить их броситься на любого врага и вцепиться в него зубами и когтями. Но медведь был владыкой леса, и серые хищницы хорошо знали, что и вдвоем им едва ли удастся справиться с ним.

Итоговые контрольные диктанты за 8 класс

I Утро, тихое, ясное, ошеломило меня. Неширокая, но глубокая речонка, розовая в лучах солнца, плещется у самых ног. Легкий ветерок едва колышет прибрежные кусты. Ни шума, ни шорохов. На берегу приютилось несколько удильщиков, приехавших, как выяснилось, из ближайших сел. На песчаной отмели, возле коряги, выброшенной когда-то ветром, сидит рыбак. Снасть его незатейлива и надежна. Он прилаживает на крючок кусочек сырой раковой шейки (раки лежат возле него в сумке) и закидывает наживу на середину реки. Грузик у него, я заметил, потяжелее обыкновенного. Свинцовая полукруглая пластинка плотно ложится на дно, и вода ее хорошо обтекает, не сдвигая с места. Впрочем, здесь почти не ощущается течение. Закинув удочки, рыболов настораживается и в течение некоторого времени неотрывно смотрит на гибкий прутик, воткнутый в песок. Но вот прутик начинает дергаться и трястись, и вскоре на песке трепещет несколько рыбешек: окунь-красавец, красноперая плотва, серебряный язь. Рыбалка, конечно, удивительная вещь! (142 слова) (По В. Солоухину)

II Я получил задание привезти из экспедиции, направленной в Закавказье, несколько редких животных. Однажды ранним утром меня разбудили голоса: «Дикий кот у дяди Прохора! В капкан попался». Через несколько минут я уже был у дяди Прохора. Там стояла толпа, наблюдавшая за лежащим на земле крупным камышовым котом. Короткая цепь капкана, прикрепленная к вбитому в землю колу, валила кота на землю. Я сбросил с себя кожаную куртку и, прикрывая ею лицо, приблизился к зверю. Зверь был связан и водворен в клетку. Однако вел он себя странно: не пытался освободиться, неподвижно лежал в углу клетки, не прикасаясь к пище, предлагаемой ему, и, казалось, не замечал людей. Опасаясь за жизнь кота, я впустил в его клетку живую курицу — любимую пищу кота на воле. Вначале курица, испугавшись опасного соседа, металась по клетке, но потом успокоилась. Хищник не обращал на нее никакого внимания. Прожив еще два дня, кот умер. По-видимому, он не смог примириться с потерей свободы. Курица, обреченная на съедение, осталась невредимой и была отпущена на волю. (162 слова) (По Е. Спангенбергу)

Кирилл и Мефодий — славянские просветители Братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Они составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский священные и церковные книги. Кирилл (до принятия монашества его звали Константином) и Мефодий жили в Солуни — знаменитом торговом городе Византии. Вокруг Солуни славянские племена растили хлеб. В городе жили мастеровые люди, но они были неграмотными. Книга считалась недоступной роскошью. Прошло несколько лет, и Константин, уже прославившийся своей ученостью, приезжает в столицу. Здесь, в Константинополе, он учится у знаменитых ученых: у Фотия — литературе, у Льва Математика — механике, астрономии. Чтобы получить высшее образование, полагалось изучить семь наук: грамматику, риторику, философию, арифметику, геометрию, а также музыку. Константин постепенно становится лучшим учеником. В течение десяти лет он освоил ряд языков: славянский, греческий, арабский. Знание славянского, существовавшего тогда лишь в устной форме, определило его дальнейшую жизнь и деятельность. (139 слов) (По В. Янченко)

IV Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. Вот вверху, почти над головой, послышалась барабанная трель, звонкая, радостная. Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди, оказавшись в лесу ранней весной. Это, выбрав сухое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант — пестрый дятел. Всюду: в лесу, ближе и дальше — торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. Так дятлы приветствуют весну. Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с макушки дерева, рассыпавшись снежной пылью, тяжелая белая шапка. И, точно живая, долго еще колышется, как бы машет рукой, зеленая ветка, освобожденная от зимних оков. Стайка клестов-еловиков, весело пересвистываясь, красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. Лишь немногие знают, что эти птички, веселые, общительные, всю зиму проводят в хвойных лесах, искусно устраивая в густых сучьях теплые гнезда. Опершись на лыжные палки, долго любуешься, как шустрые птички клювиками теребят шишки, выбирая из них семена, как, кружась в воздухе, тихо сыплются на снег легкие шелушинки. (149 слов) (По И. Соколову-Микитову)

V Перелет — тяжелый период в жизни пернатых, требующий от них отдачи всех сил. Однако они становятся путешественниками, несмотря на трудности, которые им приходится преодолевать в пути. Одна из загадок природы — способность птиц определять время начала перелетов. Сроки сбора на зимовки им устанавливать нетрудно. Ненастная осенняя погода, сокращение продолжительности светового дня — все это торопит в дорогу. Другое дело — возвращение к местам гнездовий, на родину. Как птицы определяют, живя в тропиках, приближение весны у нас? По-видимому, им помогают птичьи биологические часы. Как известно, солнце в течение дня перемещается из восточных районов небосвода в западные. Удивление вызывают наблюдения, показывающие способность птиц ориентироваться по солнцу. Для многих птиц эта способность врожденная. Пернатым, не получившим в наследство эти знания, запомнить необходимые в пути ориентиры помогает фантастическая память. Птицы, утверждают ученые, ощущают также земные запахи, прислушиваются к раздающимся снизу звукам, учитывают величину центробежной силы, возникающей при вращении Земли, и реагируют на изменение ее магнитного поля. (148 слов) (По Б. Сергееву)

Приближение ночи Летний день угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина. Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно. Аромат смолистых ветвей, острый и сухой, слабеет, зато сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма, расстилающегося по земле от дальнего лесного пожара. Неслышно и быстро опускается на землю ночь. С заходом солнца примолкли птицы. Совсем стемнело. Глаз, привыкший к постепенному переходу от света к темноте, различает вокруг неясные силуэты деревьев. Ни звука, ни шороха не раздается в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах, плывущий с полей. Всюду: и направо, и налево от тропинки — простирается невысокий путаный кустарник, и вокруг него, цепляясь за ветки, колеблясь и вытягиваясь, бродят разорванные клочья тумана, неясные, белые. Странный звук неожиданно разносится по лесу. Он протяжен, низок и, кажется, выходит из-под земли. (133 слова) (По А. Куприну)

На берегу неширокой речки наш отряд расположился на привал. Сначала мы предполагали остановиться на час, но небо начало покрываться облаками, и мы решили переночевать.

Местность оказалась подходящей. Рядом была довольно ровная площадка, окружённая низкими ёлочками. Здесь было удобно установить палатки  и разложить костёр. Мальчики расчищали место, ставили палатки, девочки собирали хворост для костра. Между тем безобидные облака, сбившиеся в северной части неба, медленно вырастали в грозовую тучу. Края её, освещённые каким-то чудесным светом, казались ледяными.

Небо затянулось тяжёлой пеленой, нахмурилось по-осеннему. В течение всей ночи лил дождь, сверкали молнии.

К утру ливень прекратился, небо очистилось и заголубело. Но земля кое-где хранила следы непогоды. И справа, и слева от нас бежала вода, а речка превратилась в пенящийся поток.

Выполнить морфемный разбор слов:

Выполнить синтаксический разбор предложения:

по теме «Двусоставные предложения»

Красив осенний парк. Метёт багряная метель по его дорожкам. Уходит вдаль аллея, вытканная опавшими листьями. Тих белоствольный строй берёз, на их тонких ветках немного листьев осталось, но каждый дрожит, переливается, сверкает.

В стороне от аллеи –  серебристые ели. Концы их лап уже поседели, всем своим видом они дают понять, что к зиме готовы.

А кусты боярышника, как коробейники на ярмарке, развесили напоказ свой товар – крупные красные ягоды.

Но лучше всех понимают и чувствуют осень молодые клёны и дубы. Они, отливая золотом и бронзой, расстилают под собой мягкие ковры и вместе с ветром украшают своими листьями близкие ели, словно примеряя им новогодний наряд.

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса.

1. Подчеркнуть в предложениях грамматические основы с простым глагольным, составным глагольным и составным именным сказуемыми.

2. Выполнить синтаксический разбор одного составного именного сказуемого.

по теме «Односоставные предложения»

1. Разобрать предложения по данной схеме:

2. Выполнить синтаксический разбор словосочетания:

3. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Идём в горы.

по теме «Однородные члены предложения»

Вот и театр. Его здание – образец современной архитектуры. К широкой двери непрекращающимся потоком движутся люди всех возрастов: пожилые, молодёжь, дети. Рядом со мной идёт офицер-пограничник. « Товарищи, нет лишнего билетика?» – спрашивает девушка в синем берете. Но помочь ей мы ничем не можем. И в партере, и в ложе, и на галёрке – везде полно народу. Сначала многие разговаривают с соседом справа или слева, а потом умолкают.

Ожидание длится недолго. Раздвигается занавес,  и зрители попадают во власть чуда. Их взгляды прикованы к сцене.

А там незнакомые тебе люди борются, радуются, огорчаются. За короткое время ты успеваешь с одними по-настоящему сблизиться, других – возненавидеть. Твоё понимание жизни становится глубже и полнее.

Побывать в хорошем театре – огромная радость. Оставьте на время повседневные заботы и поспешите в театр.

1. Подчеркнуть все однородные члены предложения.

2. Обозначить обобщающие слова.

3. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Контрольный диктант по теме

«Обособленные и уточняющие члены предложения»

Богатство Чёрного моря

Какое разнообразие форм,  цветов, размеров!

Природа приложила все усилия, чтобы защитить и спасти от гибели свои замечательные создания. Она постаралась сделать их как можно более незаметными для человеческого глаза. Она раскрасила их во все оттенки моря.

Например, благородная и дорогая рыба скумбрия, царица Чёрного моря. Её тугое тело, прямое и гладкое, как веретено, окрашено нежнейшими муаровыми тонами, от светло-голубого до тёмно-синего.

Или бычки. Они водятся под берегом, среди скал, а также в песке, поглубже. Поэтому и окрашены они в бурый цвет скал или желтоватый цвет песка.

Большие плоские камбалы, привыкшие жить на тенистом дне тихих бухточек, поражают чёрно-зелёным цветом своей толстой кожи, усеянной плоскими костяными шипами, похожими на ракушки.

Была ещё барабунька, маленькая красно-чёрная горбатая рыбка с крупной, как бы окровавленной чешуёй.

Стада серебряной тюльки кишат на поверхности моря у берега, сливаясь с серебряным кипением утреннего солнца.

Графически обозначить все обособленные и уточняющие члены предложения.

по теме «Обращения, вводные слова и междометия»

Знаешь ли ты, сколько на земле профессий? Свыше пятидесяти тысяч. Одна из них, без сомнения, будет твоей. Для каждого из вас, ребята, есть место, на котором вы почувствуете себя уверенно, твёрдо, будете пользоваться уважением и, может быть, завоюете славу. Но как найти его?

Во-первых, надо хорошо себя изучить, вскрыть свои возможности. Каково зрение, память, острота реакции? Здесь можно посоветоваться с врачом.

Во-вторых, точно разберитесь в своих желаниях. Не выбирайте, например, себе профессию за компанию ( друзья пошли в медицинский колледж, и я с ними), из слепого повиновения ( так хотят родители).

Познакомиться с разными специальностями вы, конечно, можете уже сейчас. Приглашайте представителей различных профессий (мы советуем вам это) на классный час, на собрания, организуйте экскурсии.

Думайте, советуйтесь, изучайте себя.

Найти все вводные слова и указать их значение.

по теме «Способы передачи чужой речи»

Вольфганг Амадей Моцарт

Случилось это, когда мальчику минуло четыре года.

Однажды отец застал его лежащим на полу среди разложенных листов нотной бумаги. Они были  сплошь исписаны кривыми строчками нот вперемешку с размазанными кляксами.

– Что ты пишешь? – поинтересовался отец.

-Концерт для клавира.

Отец готов был рассмеяться, но, приглядевшись, замолчал.

Мальчик вскарабкался на стул у клавесина и заиграл.

Малыша звали  Вольфганг Амадей Моцарт,

Через несколько лет его имя стало известно всей Европе, где он выступал с концертами. Он играл так, что ни один взрослый музыкант не мог с ним сравниться. Когда Вольфганг  садился за инструмент, музыка словно рождалась из-под его пальцев.

Многие говорили: «Этот ребёнок со временем затмит всех музыкантов и станет величайшим композитором, когда-либо жившим на земле».

И Моцарт действительно стал им.

Итоговый контрольный диктант

Короткое северное лето

Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже потеряли надежду на приход лета, северный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Тёмные тяжёлые тучи поползли на деревню. Они ползли  медленно, грозно клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.

Захлопали двери. Люди выбегали на улицу, ставили ушаты под потоки и под проливным дождём радостно перекликались друг с другом. По вспененным лужам носились босоногие ребятишки, всю весну высидевшие дома.

Началось короткое северное  лето. Оно зашагало по влажным, курящимся лёгким паром полям с проклюнувшимися всходами, по обочинам дорог, опушённых нежнейшей зеленью, по ожившим перелескам. Играла, ширилась на солнце молодая берёзовая рощица, вся подёрнутая зелёной дымкой.

: «Двусоставные предложения»

: проверить орфографическую зоркость учащихся и степень сформированности навыков постановки тире между подлежащим и сказуемым.

В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный, обитающий в воде ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.      Крокодил — искусный охотник. Часами он может неподвижно лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза — «перископы». Стоит кому-то приблизиться к водопою и от жажды потерять бдительность, он мгновенно бросается на жертву. В Африке ею чаще всего бывают антилопы.      Размеры жертвы крокодила нисколько не смущают. На суше он ее не приканчивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву хищник сразу не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу под водой, и подождет, пока добыча «отмокнет» .      Желудок крокодила — адский химический комбинат, переваривающий все: шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.      Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие — греться на песчаном берегу водоема. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперед задние ноги. Здесь он хозяин. (166 слов)

: «Однородные члены предложения»

проверить знания учащихся об однородных членах и обобщающих словах при них,

закрепить навыки постановки знаков препинания.

На одной из старинных улиц Москвы стоит особняк, построенный после пожара 1812 года. Здесь находится музей Пушкина, давно знакомый москвичам и гостям столицы.      В начале прошлого века это был гостеприимный литературный дом. Сюда приходили многие известные люди: Жуковский, Карамзин, Батюшков. Сегодня они смотрят на нас с портретов, а когда-то смотрели на маленького Пушкина. Произведения прославленных русских художников: Рокотова, Кипренского, Тропинина и других — украшают многие залы музея. Здесь вы увидите и миниатюрную работу неизвестного художника, изображавшую Пушкина-мальчика, и другие портреты, созданные при жизни поэта.      Первый зал музея посвящен тем историческим истокам, которые питали его творческий гений. В следующем зале пушкинская эпоха представлена в историческом и обыденном, великом и малом, трагическом и забавном: батальные сцены и модные картинки, правительственные документы и письма частных лиц. Портреты русских царей, великих полководцев, известных писателей соседствуют с портретами тех, чьи имена остались неизвестными. Так в музее начинается путешествие в пушкинское время, рассказ о Пушкине. (148 слов)

«Обращения и вводные конструкции»

проверить знания учащихся об обращениях, вводных словах и вставных конструкциях, умение отличать эти слова и конструкции от членов предложения.

Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник отказался идти дальше. Мы пытались его уговорить. Это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из путников решил над ним подшутить. Проводник рассердился, повернулся и быстро пошел по тропе обратно. Задерживать теперь его было, конечно, бесполезно. Через несколько минут он скрылся в чаще леса. Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли ее найти. Мы направились на шум прибоя. Но наши приключения не закончились. Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. Один раз наш соратник чуть было не сорвался. К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели. Значит, необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии, слышать и видеть морскую гладь. К несчастью, мы еще попали в бурелом. Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из него выбрались. Посоветовавшись, мы решили идти прямо к морю и продолжать путь. (150 слов)

: «Обособленные определения и приложения»

: проверить уровень  сформированности орфографических и пунктуационных навыков.

Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.      Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актер, был талантливым педагогом.      Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, была заложена в детстве. Его мать была художницей-любительницей, отец — известным археологом, страстным любителем и ценителем искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых.      С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника. (132 слова)

: «Обособленные обстоятельства и уточняющие члены предложения»

закрепить и проверить знания по теме.

: «Прямая речь»

: проверить пунктуационные и орфографические навыки.

Итак, Петя сдал вступительный экзамен в гимназии. Однако тетя упорно утверждала: «Никакого экзамена, конечно, не было, а было легкое приемное испытание». Но Петя повторял со слезами: «А вот был экзамен!» Тетя решила покривить душой: «Впрочем, я, вероятно, ошиблась. Кажется, был экзамен». Петю, однако, грызло сомнение, потому что все прошло как-то чересчур быстро и гладко.      Вначале все шло превосходно. Мальчика огорчало только то, что его еще ни разу не вызывали к доске. Каждую субботу он с грустью приносил дневник, обернутый в роскошную бумагу, оклеенную серебряными звездами.      Однажды Петя, не раздеваясь, вбежал в комнату. Размахивая дневником, он радостно кричал: «Мне отметки поставили!» Торжественно швырнув дневник на стол, мальчик гордо отошел в сторону, как бы не желая мешать созерцанию отметок.      Раскрыв дневник, тетя ахнула: «Сплошные двойки!» «Я так и знал! — чуть не плача от обиды закричал Петя. — Важно, что это отметки!» И, сердито выхватив дневник, мальчик помчался во двор показывать его приятелям. (149 слов)

Цель: определение уровня сформированности орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Перелет — тяжелый период в жизни пернатых, требующий от них отдачи всех сил. Однако они становятся путешественниками, несмотря на трудности, которые им приходится преодолевать в пути.      Одна из загадок природы — способность птиц определять время начала перелетов. Сроки сбора на зимовки им устанавливать нетрудно. Ненастная осенняя погода, сокращение продолжительности светового дня — все это торопит в дорогу. Другое дело — возвращение к местам гнездовий, на родину. Как птицы определяют, живя в тропиках, приближение весны у нас? По-видимому, им помогают птичьи биологические часы.      Как известно, солнце в течение дня перемещается из восточных районов небосвода в западные. Удивление вызывают наблюдения, показывающие способность птиц ориентироваться по солнцу. Для многих птиц эта способность врожденная. Пернатым, не получившим в наследство эти знания, запомнить необходимые в пути ориентиры помогает фантастическая память. Птицы, утверждают ученые, ощущают также земные запахи, прислушиваются к раздающимся снизу звукам, учитывают величину центробежной силы, возникающей при вращении Земли, и реагируют на изменение ее магнитного поля. (148 слов)

: «Односоставные предложения»

проверить знания учащихся, закрепить навыки грамматического разбора.

Ночь. Вахта. Над тобой необъятный купол вселенной. Тихонько журчит вода у штевня. Иногда плеснёт стайка дельфинов или крикнет спросонья чайка, ночующая на рее.

Луна. Живая серебряная дорожка бежит по чёрной густой воде. И паруса в лунном свете кажутся серебряными, лёгкими. Не слышно шума машин, как это бывает на паровых судах. Только где-то постукивает плохо закреплённый шкот, и однообразно, чуть слышно, тоненьким голосом поёт ветер между снастями.

Впереди на мостике выделяется белая расплывчатая фигура вахтенного помощника.

в лунную ночь на борту парусника!  Хорошо!  (131 сл.)

( По Ю. Клименченко)

1. Выполнить морфемный разбор.

2. Выполнить морфологический разбор.

3. Выполнить синтаксический разбор.

4. Найти односоставные предложения, подчеркнуть в них грамматическую основу, определить тип предложения:

в первом и втором абзацах (1вариант);

в предпоследнем и последнем абзацах (2 вариант).

Тема: «Повторение за курс 7 класса»

Цель: определить уровень знаний учащихся.

Потемнело. Низко, с тревожными криками пронеслись в глубь леса испуганные птицы. Внезапная молния судорожно передёрнула небо. И я увидел над Окой тот дымчатый облачный вал. Что всегда медленно катится впереди сильной грозы.

Потом ещё потемнело, и так сильно, что ногти у меня на загорелых руках показались ослепительно-белыми, как это бывает ночью.

Небо дохнуло резким холодом мирового пространства. И издалека, всё приближаясь, как бы  всё пригибая на своём пути, начал катиться медленный и важный гром. Он сильно встряхивал землю.

Вихри туч опустились к земле, как тёмные свитки, и вдруг случилось чудо – солнечный луч прорвался сквозь тучи, косо упал на леса, и тотчас хлынул торопливый, подстёгнутый громами, тоже косой и широкий ливень.

Он гудел, веселился, колотил с размаху по листьям и цветам, набирал скорость, стараясь перегнать самого себя. Лес сверкал и дымился от счастья.

После грозы я вычерпал лодку и поехал домой. Вечерело. И вдруг в сыроватой после дождя прохладе я почувствовал, как несётся волнами вдоль реки удивительный, опьяняющий запах цветущих лип. Как будто где-то рядом зацвели на сотни километров парки и леса.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь