Диктанты. 5 класс.
Осень в лесу (начало года).
После тёплых дней лета наступает золотая осень. На опушке леса можно найти подосиновики, розовые сыроежки, скользкие грузди. На старых пнях жмутся друг к другу опёнки. На лесных полянах краснеют гроздья рябины, а в моховых болотах на кочках появляются ягоды клюквы. На дне лесного ручья видна каждая травинка. Лёгкий ветерок гонит облачка по прозрачному небу. В тихие дни над землёй летает невесомая паутинка. Птицы готовятся к отлёту на юг. Покидают родной край дикие гуси и журавли. Далеко разносятся их голоса.
Дело было в мае. Пошёл Витя вечером в лес. Погода была ненастная. Дул резкий ветер. Мальчик услышал в кустах журчание ручья и побежал к воде. Вдруг до него донёсся писк. Витя посмотрел по сторонам и увидел большую голову и длинные ноги. Да это же лосёнок! Лежит бедняжка мокрый, дрожит. Витя вытащил его на дорогу. Лосёнок за ним не идёт, упирается ножками. Мальчик погладил его по голове и повёл за собой.
Дома уложил его Витя в уголок и накрыл старой шубкой. Позже мальчик нашёл соску, накормил лосёнка вкусным молоком из бутылочки. Так и остался лосёнок жить у Вити до осени.
В лесу (октябрь).
Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. Под его яркими лучами сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.
Мы входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прхладно. Тишь и глушь в лесу.
В этой местности живут пушитсые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.
Мы постояли у опушки и пошли к даревне. Крутой подъём ведёт в гору. Та м конец нашего пути.
Гусь лапчатый (ноябрь).
Над Камой летел косяк диких гусей. Блеснула в реке рыба, нырнул за ней гусь, запутался лапой в сетях. Крыльями по воде бьёт, а в небо подняться не может.
Утром рыбак с сыном Колей распутали сеть, принесли гуся домой. Скоро оно привык к людям и домашним птицам: курам, уткам.
Но вот с тёплыми дождями, с голубыми туманами снова пришла весна. Засвистели крыльями, затрубили над заливными лугами караваны перелётных птиц: гусей, лебедей, уток. Пролетали они и над домом Кольки.
Гусь – птица вольная. Затосковал он по своим братьям. Выгнул гусь шею, поднялся на окрепшие за зиму крылья и скрылся в голубом поднебесье.
Поздней осенью медведь выбрал себе место для берлоги на холме в ельнике. Надрал мишка когтями узкие полоски еловой коры, снёс в яму. Он подгрыз ёлочки и накрыл ими берлогу, а потом залез под них и заснул.
Прошёл месяц. Нашли его берлогу лайки. Едва он успел от погони скрыться.
В лесу стояло дерево с разбитыми бурей ветками. Верхние ветви образовали ложе. Летом орёл натаскал сюда хвороста и мягкой подстилки, вывел орлят и улетел. В эту воздушную яму забрался медведь, которого потревожили зимой собаки. Мишка там спрятался так, что его берлогу нашли только весной.
Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. « Дождь пойдёт»,- проговорила Нина.
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.
Диагностическая контрольная работа №1
Сентябрь – первый осенний месяц. Всё в природе прощается с солнцем, теплом, хочет последний раз нарядиться поярче, чтобы потом надолго снять свой праздничный наряд и запереть его в серебряный сундук зимы.
Лес разукрасился в желтые, красные, золотистые краски осени. Воздух чисти свеж. Пахнет грибами и опавшей листвой.
В осеннем лесу чаще всего раздаются голоса грибников. Прячутся грибы за опавшими листьями. Нагнёшься, чтобы сорвать красную сыроежку, а в руках останется только лист осины. Заденешь желтый берёзовый листок, а под ним вдруг увидишь гриб.
От дерева к дереву протянулась тонкая паутинка. Она окутывает грибника со всех сторон, словно не хочет выпустить из объятий осеннего леса.
Доносятся с полей грустные «разговоры» птиц о близком путешествии. ( 112 слов)
1. Произвести синтаксический разбор предложения
2. Произвести морфологический разбор слов
1 вариант лес
2 вариант осени
3. Произвести фонетический разбор слов
1 вариант сентябрь
2 вариант листьями
Контрольная работа №2 по теме «Повторение»
Лето кончилось. В зеленой листве берез уже появились желтые прядки. Грачи и ласточки сбились в огромные стаи.
А иной раз будто тёмная туча покажется издалека и быстро приближается. Но я хорошо знаю, что это не тучка, а несметное скопище скворцов летит плотной стаей, чтобы с оглушительным криком, свистом и щебетом опуститься вдруг на куст прибрежного лозняка.
Но лес теперь даже ещё лучше стал, потому что в нём появились грибы.
Грибов в лесу было много, особенно подосиновиков. Они повсюду весело
выглядывали из пожелтевшей травы. А вот белые грибы попадались редко.
Я долго не мог найти самостоятельно ни одного белого гриба. И вдруг среди дороги я увидел сразу два белых гриба. Да каких ещё! Вот находка! ( 114 слов)
1. Произвести синтаксический разбор предложения
1 вариант из первого абзаца 2 предложение
2 вариант из первого абзаца 3 предложение
2. Разобрать слова по составу появились, подосиновиков
3. Произвести морфологический разбор слов
1 вариант грачи
2 вариант ласточки
Контрольная работа №3 по теме «Причастие»
Однажды опытному следопыту удалось выследить незамеченное волчье логово,
находящееся в заросшем лесном овраге. В яме под вывороченными корнями старой
сосны, поваленной во время бури, помещалось это разбойничье гнездо. Решили
караулить волков ночью около оленя, кем – то подбитого и лежащего на полянке. Чтобы
волки не почувствовали человечьих следов, на место охоты, поехали на лошади,
запряжённой в узкие лёгкие дрожки. Из – за леса, темневшего с левой стороны, выплыла
луна. Сразу всё кругом посветлело. Только комары, не дававшие покоя, совсем замучили
нас. Охотники ждали, когда придут кормиться волки. Вот какая – то тень, мелькнувшая на
поляне, осторожно стала приближаться. Это лиса подходила к оленьей туше. Но вдруг
она отскочила и понеслась в лес. В этот миг на другом конце показались другие тени. Мы
ясно различили двух сильных волков, смело шедших к добыче. (125 слов)
1. Произвести морфологический разбор причастия
2. Выделить причастные обороты
Контрольная работа №4 по теме «Деепричастие
Молчаливо надвигалась ночь. Тёплыми огнями переливалось небо. Засыпал огромный край, не преодолев истомы жаркого дня. Различная ночная живность наполняла сумрак таинственным оживлением. А там, где только что погас румянец зари, народилось тёмное облачко. Оно росло, расползалось, затягивая небо. По лесу вдруг пробежал сдержанный шёпот, пугливо пронеслась неизвестная птица, бесшумно взмахивая в воздухе крыльями.
Вернувшись в палатку, я долго читал, не переставая прислушиваться к неясным звукам надвигающейся непогоды. Далеко сквозь тьму поблёскивала молния, бросая на палатку мигающий свет.
Но вот всё на минуту замерло. Я хотел подняться, чтобы застегнуть палатку, как вдруг тёмный свод неба над лагерем разорвался и молния осветила грозные контуры туч.
Гроза чесанула по краю скалы, ухнул лес, и холодные капли дождя забарабанили по брезенту. Разразился ливень. Удары грома потрясали горы. (120 слов)
1. Произвести синтаксический разбор 3 предложения из первого абзаца
2. Произвести морфологический разбор деепричастия
Контрольная работа №5 по теме «Наречие»
Уже на восходе солнца мы были в птичьем заповеднике. Окружённые несметными стаями птиц, упираясь легким веслом, мы тихо плыли серединой очень спокойного залива. Январское солнце по – весеннему ярко отражалось в золотившейся глади.
Круг птиц незаметно размыкался и опять сходился за кормой. Неизменно оставались мы в центре живого птичьего круга.
Справа и слева были видны отдельные стаи птиц. Над самой гладью залива, раскинув крылья и отражаясь в зеркальной воде, пролетали огромные пеликаны. Точно белые сказочные корабли, плавали лебеди.
Чем дальше продвигались мы в глубь заповедника, смелее держалась птица. Стаи гусей и казарок подпускали почти вплотную. На отмелях, кишевших разноцветными птицами, неподвижно сидели орлы.
В окружении бесчисленных птиц мы пробирались вглубь, и, сидя в лодке, я записал несколько рассказов нашего проводника. (120 слов)
1. Найти наречия и определить их разряды
2. Произвести морфологический разбор наречия
Контрольная работа №6 по теме «Предлоги»
Зверьки – переселенцы
Я ещё мальчиком узнал, что белки обитают не только в таёжной Сибири, но и в нашем степном крае.
Ставропольские белки – редкий зверёк.
Незадолго до Великой Отечественной войны в горной части нашего края, на территории заповедника, были выпущены алтайские белки, завезённые из лесистых районов горного Алтая. В течение нескольких лет зверьки хорошо освоились на новом месте, обжились.
Вскоре они были замечены в прилегающих к заповеднику районах. А впоследствии, расселяясь всё дальше, белки оказались далеко от тех мест, где их выпустили. Пушистого зверька обнаружили в лесах Кавказского государственного заповедника.
С каждым годом алтайские белки проникают в новые районы Кавказа. Наши леса с их обильным урожаем буковых орешков обеспечивают белок достаточным питанием.
Так люди расширили районы обитания ценного пушного зверька.
Далёкая незнакомка прижилась в лесистых горах Кавказа. (116 слов)
1. Произвести морфологический разбор предлогов
1 вариант из последнего абзаца
2 вариант из первого абзаца
2. Проивести синтаксический разбор последнего предложения
Контрольная работа №7 по теме «Союзы»
После многодневной осады весна ворвалась в город и вела жаркие уличные бои. Рушились подточенные солнцем снежные валы и крепости, воздвигнутые ребятишками, дымились очищенные от снега крыши.
Зима отступила в сады, укрылась за сараями и заборами и только по ночам осмеливалась на вылазки, перехватывала морозцем ручьи – этих неутомимых связных весны.
За городом тоже чувствовалась весна. Солнце плавило остатки снега, и воздух звенел от стеклянного шороха множества подтаявших льдинок, от стекающей капля за каплей где – то в тайниках сугробов талой воды. Снег искрился оттого, что в каждой рождённой капле, в каждой осыпавшейся крупице зернистого снега отражалось солнце.
Лесная дорога местами превращалась в реку. По низинам то здесь, то там блестели озерки талой воды, а в оврагах уже в открытую клокотали потоки.
Всё вокруг пришло в движение. (119 слов)
1. Произвести синтаксический разбор предложения 2 предложения из 4 абзаца
2. Произвести морфологический разбор двух союзов
3. Разобрать по составу слова пришло, бессчётного, дымились
Контрольная работа №8 по теме «Служебные части речи»
Ночью не было мороза. День сложился серый, но не тёплый. Весна движется: в пруду, ещё не совсем растаявшем, лягушки высунулись, урчат вполголоса.
Продолжается пахота. Исчезают последние клочки снега. Но нет того парного тепла от земли, нет уюта возле воды. Нам этот ход весны кажется медленным, хотя весна всё – таки ранняя. Неуютно кажется потому, что снега не было зимой, выпал он недавно, и теперь преждевременно открытая земля не по времени холодна. Орех цветёт, но ещё не пылит, птичка зацепит серёжки, и ещё нет дымка. Листва из – под снега вышла плотно слежалая, серая.
Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву, чтобы достать из – под неё червяка. В это время мы подошли, и он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листьев старой осины. ( 118 слов)
1. Выписать все служебные части речи, указать их
1 вариант из-под
2 вариант что
3. Разобрать слова по составу
1 вариант растаявшем, продолжается
2 вариант медленным, высунулись
Итоговая контрольная работа №9
Как – то я ловил рыбу на одном из заливов речки Липка. Вдруг справа за мысом раздался незнакомый звук. Присмотревшись к крупным волнам, идущим из- за мыса в мою сторону, я неожиданно заметил плывущую лосиху. На середине водоёма она обернулась назад, посмотрела, круто развернулась и поплыла обратно.
Я оставил удочки и осторожно обошёл лес, примыкающий к мысу. Лосиха уже подплыла к берегу и стояла возле маленького лосёнка, задние ноги которого опирались о край берега, а передние увязли в трясине. Лосёнок , видимо, испугался, поэтому и застыл в таком положении, ожидая помощи.
Лосиха подошла к своему малышу, осторожно толкнула его в спину и не спеша поплыла к противоположному берегу.
Лосёнок некоторое время медлил, а потом, преодолев испуг и нерешительность, пошёл вперёд и вдруг поплыл. (120 слов)
1. Выписать из текста предложение с деепричастным оборотом и сделать синтаксический разбор
2. Выписать из первого абзаца /1 вариант/ причастие и разобрать по составу
Выписать из 2 второго абзаца/ 2 вариант/ причастие и разобрать по составу
3. Выполнить морфологический разбор слов
1 вариант неожиданно
2 вариант вполголоса
График контрольных и проверочных работ по русскому языку в 4 классе
Текущий контроль осуществляется в виде контрольных и проверочных диктантов, тексты которых находятся в специальном сборнике
Н. М. Лаврова «Сборник проверочных и контрольных работ в 24 классах. Методическое пособие. М: Академкнига/Учебник, 2011
За год проводятся: диктанты с грамматическим заданием
Контрольные списывания – 2. Изложение
Диктант №1 по теме «Однородные члены предложения»
Диктант № 2 по теме
Диктант № 3 по теме
Диктант № 4 по теме « Написание о ё после шипящих»
Диктант № 5 по теме «Ударные и безударные личные окончания
Диктант № 6 по теме
Диктант № 7 по теме «Буквы о и е после шипящих
Диктант № 8 по теме «Безударные личные окончания глаголов».
Диктант № 9 по теме
Контрольное списывание №1
Контрольное списывание №2
Диктант №1 «Знаки препинания при однородных членах предложения».
В классе чел. Писали чел. 76 41
«5» «4» «3» «2» (Козырь, Середа, Нестеренко, Мискарян
Тихий осенний день. В яблоневом саду гудят шмели. Они прилетели к яблоку. Оно упало с дерева и лежит на земле. Из яблока течёт
сладкий сок. Облепили яблоко шмели.
умолк. Пролетела вспугнутая птица. За лесом в ночном небе зажглась звезда. Запел сверчок.
Ночь, а яблоки ещё пахнут горячим солнцем.
1. Найди в первом абзаце предложение с однородными главными членами. Разбери его по членам предложения.
2. Разобрать слова по составу: пролетела, в ночном, сладкий, птица.
Безуд. гл. ____ _____________________________________________________________________
Непроиз. согл ____ _____________________________________________________________________
Парный согл. ____ _________________________________________________________
Удв. согл. ____ _____________________________________________________________________
Сл. слова ____ _____________________________________________________________________
о/ё после шип и ц ___ _________________________________
Безуд. окон. сущ. ____ __________________________________________________________________
Безуд. окон. прил. ____
Смягч. Ь ____ _____________________________________________________________________
Безуд. гл. суф. ____ _____________________________________________________________________
НЕ с глаг. ____ _____________________________________________________________________
Нап. пристав. ____ _____________________________________________________________________
Нап. предлог. ____ __________________________________________________
Оформ. предл. ____ _____________________________________________________________________
г/задание 1 ____ _____________________________________________________________________
г/задание 2 ____ __________________________
Проверочная работа №2/диктант с грамматическим заданием «Определение спряжения глагола по начальной
В классе ____ Писали ____ УспеваемостьКачествоСОУ
«» ____ «» ____ «» _____ «» ____ (__________________________________________________)
Дупло сторожит сторож. Но увидеть сторожа очень трудно. Он как сухой сучок. Ещё и листок накрылся. Сторожит он свой дом и
свою семью. Я его хочу разглядеть. Вот до сторожа ещё один шаг.
А сторож спит. Спит среди белого дня. И тут дрогнуло левое веко. Прорезалась щёлочка. В щёлочку за мной глядит влажный жёлтый
глаз. Не спит. И вдруг он выпучил на меня глаза. Смотрим глаза в глаза. Я моргнул. Шорох. Сторож исчез. Из дупла за ним вылетела
1. Сделай морфологический разбор пятого предложения второго абзаца.
2. Найди и выпиши слова с орфограммой «о/ё после шипящих в корне слова». Рядом с каждым напиши проверку.
Жи–ща ____ _____________________________________________________________________
чк-чн ____ _____________________________________________________________________
Парный согл. ____ _____________________________________________________________________
о/ё после шип и ц ___ ___________________________________________________________________
Буква соед. гл. _____ ___________________________________________________________________
Безуд. окон. прил. ____ __________________________________________________________________
Тся/ться в гл _____ _____________________
Разд. Ь ____ _____________________________________________________________________
Нап. предлог. ____ _____________________________________________________________________
г/задание 2 ____ ____________________________________________
Проверочная работа №3/диктант с грамматическим заданием
В классе ____ Писали ____ _____ ______ _____
Куда спешили муравьи
На дереве сидела белочка и ела орешек. Вкусный. Белочка даже глаза зажмурила. Крошка ореха упала на землю. За ней другая, третья.
Много крошек упало. А между травинок бежала муравьиха. Она спешила за едой для своих малышей. Вдруг она увидела у дерева крошки.
Попробую! Съела. Очень вкусные!
Принесла муравьиха крошку в муравейник. Позвала за орехами соседей. Собрали они крошки и понесли домой. Хватит теперь еды всем!
1. Выпиши в столбик все глаголы прошедшего времени с безударным глагольным суффиксом. Рядом с каждым глаголом запиши
начальную форму. Выдели глагольный суффикс и суффикс начальной формы.
2. Выпиши из первого абзаца разноспрягаемый глагол в начальной форме. Письменно проспрягай глагол.
чк- ____ _____________________________________________________________________
Сл. слова _____________________________________________________________________
о/ё после шип в корне _____ ________________________________________
Ци/цы ____ _____________________________________________________________________
Нап. пристав. _____________________________________________________________________
Безуд. окон.гл ____ _____________________________________________________________________
Беглый гл. ____ _____________________________________________________________________
г/задание 2 ____ _____________________________________________________________________
Контрольный диктант за 1 полугодие по теме
Причёски птиц можно в салоне мод выставлять. При виде их дрогнет и замрёт сердце у многих. Вот степной журавль. Его ещё называ
Он ловко шагает. Как спортсмен или танцор. С ленцой поворачивает стройную шею. Его белые шёлковые косицы двигаются в такт шагам.
Вот ещё чудесная причёска. К удоду подсела его подружка. Он распустил свой роскошный хохол. И так раззадавался, что чуть не упал.
Волосы на его голове встали дыбом. Он заметил меня и ещё распустил свой хохол.
1. Выпиши существительные с орфограммой «о/е после шипящих и ц на конце слова».
2. Найди и выпиши глаголы с безударными личными окончаниями. Поставь знак ударения. Выдели окончания. Рядом с каждым напиши
начальную форму. Укажи спряжение глагола.
чкчн ____ _____________________________________________________________________
о/ё после шип в корне _____ ______________________________________________________________
Проверочная работа №4/диктант с грамматическим заданием «Морфологический разбор предложения»
В русских народных сказках живёт косолапый, неуклюжий и глупый медведь. На самом деле медведь не такой. Он умный, ловкий и
быстрый. Крадётся он за добычей – веточка не хрустит. Бежит – не догнать. Он чудесный рыбак. Стоит в реке. Ждёт чего? Вдруг удар лапой.
Брызги во все стороны. А рыбка уже бьётся на берегу.
Медведь ест разную пищу. Найдёт малину, лежит, ест, урчит. И мёд, и молодой овёс медведю подавай!
1. Первое предложение первого абзаца разбери по членам предложения.
2. Найди и выпиши 2 глагола 1 спряжения и 2 глагола 2 спряжения. Выдели у них окончания. В скобках укажи время, лицо, число.
Тся/ться в гл _____ __________________________________________________________________
Проверочная работа №5/диктант с грамматическим заданием «Проверка правописания изученных орфограм»
Великие заслуги перед Отечеством
Во всём мире знают памятник Петру Ι в Петербурге. Петру поставили памятник за великие заслуги перед Отечеством.
Петербург является творением Петра Великого. Самое первое здание города здесь берегут. Это Домик Петра из простых брёвен. Здесь жил и
работал царь. Пётр сам сделал кресло и скамейки.
Пётр был самым любознательным правителем России. Он открыл в России разные школы. Пётр освоил военное и корабельное дело. Пётр Ι
прославил Россию своим трудом и военными победами.
1. 4-ое предложение второго абзаца разбери по членам предложения.
2. Выпиши из третьего абзаца предложение с однородными определениями. Подчеркни определения. Выпиши из данного предложения
прилагательное, образованное от словарного слова. Покажи, как оно образовано. Подчеркни в корне беглый гласный.
Проверочная работа №6/диктант с грамматическим заданием «Безударная гласная в суффиксах и приставках
Проверочная работа №7/диктант с грамматическим заданием «Простая и сложная форма глагола»
Солнце печёт. Лужи мелеют. Вода теплеет. Осталось от лужи мокрое пятнышко. Улитки в грязь зарылись. Жуки в другие пруды улетели. Но
рыба так не может спасаться.
Весной многие реки разливаются по лугам. В луговых низинах и ямах остаётся рыба и рыбьи мальки. В конце лета вода в низинах высыхает.
Мы очищаем мелководные озерки от травы и ловим рыбу. Бьются в сетях сазанчики, судачки и окуни. Мы пересаживаем их в вёдра с водой
и несём в речку. Плывите на все четыре стороны!
1. Выпиши предложение с однородными подлежащими. Разбери его по членам предложения.
2. Найди и подчеркни в тексте глагол в повелительной форме.
3. Выпиши глаголы с безударными окончаниями. Окончания выдели. Рядом с каждым глаголом запиши его начальную форму. Укажи спряжение.
Проверочная работа №8/диктант с грамматическим заданием «Знаки препинания при однородных членах
Жища _____________________________________________________________________
Орф. в прист.____
Оформ. предл. ___ _____________________________________________________________________
г/задание 3 ____ _____________________________________________________________________
Проверочная работа №9 /диктант с грамматическим заданием «Орфограммы в приставках и суффиксах»
Мы обошли большое здание и вышли в парк. Как здесь здорово! Как приятно сблизиться с природой! Среди этой красоты нет места злобе.
Взгляните на эти яркие осенние краски. Ветер сдёргивает с деревьев разноцветные листья, и они летают по воздуху, а иногда сгрудятся
одном месте, словно сговорились. Дворники сгребают их в кучи и сжигают.
1. Выпиши 3 слова с приставкой с.
2. Разбери по составу слова: грибной, подстилку, разрывают.
3. Разбери по членам предложения 1-
Проверочная работа №10/ диктант по теме «Проверка правописания изученных орфограмм»
В лесу тишь. Лес отдыхает. Солнечные зайчики сидят смирно. Качается ленивая паутинка.
Хорошо идти от поляны к поляне. На каждой поляне свой тёплый настой. На одной – медовый, на другой – грибной.
На поляне с брусничным настоем стоял медвежонок. Что он делал? Он махал головой, потом вдруг носом тыкался в землю. Кувыркался
через тощий задок и скрёб когтями землю. Он чтото ловил и не мог поймать. И вдруг я всё понял! Медвежонок ловил свою тень!
1. Разбери как часть речи слова: на поляне, брусничным, стоял.
2. Выпиши по одному глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. Укажи спряжение.
Итоговый контрольный диктантВ гостях у лесника
«» ____ «» ____ «_____ «2» ____ (__________________________________________________)
Мы вышли из леса. Так от опушки к опушке мы добрались до домика деда Евсея. У изгороди стоял сам хозяин. Его
пушистая борода развевалась на ветру. Теплая шапка лихо сдвинулась на затылок. Тулуп съехал с плеча. Он был очень
Перед домом деда росла корабельная сосна. Сверху упала шишка. Мы посмотрели вверх. Там с ветки на ветку прыгала
дымчатая белочка. Дед рассмеялся и пригласил нас в теплый уютный дом. В доме топилась печь. Мы радостно
толпились у печки и грели озябшие руки. Хорошо дома!