На крыльце моего дома спал чужой рыжий огромный кот.
Разморенный солнцем, он привалился к двери спиной и посапывал. Я кашлянул. Кот приоткрыл глазок. И это, доложу вам, был жуткий глазок, вполне бандитский. Изумруд и лазурь горели в нем.
Оглядев меня, облив лазурью, обдав изумрудом, глазок закрылся.
«Позвольте пройти», — сказал я.
Кот не шевельнулся.
«Вы не правы, — как можно мягче заметил я. — Ну, согласитесь, это мой дом, приобретенный недавно по случаю. Вы спросите, откуда у меня такие деньги? Я работал, уважаемый. Работал ночами, надрываясь! Позвольте же пройти мне в свою собственность».
Пока я нес эту белиберду, кот отворил оба глаза, слушая меня с интересом. На слове «надрываясь» он встал, потянулся и отошел в сторону, освобождая проход. Я открыл дверь.
«Прошу, — сказал я. — Пожалуйста, заходите».
Пропустив меня вперед, кот вошел следом.
«Располагайтесь, — предложил я. — Вот печь, вот табурет».
Гость оглядел печь и табурет и, заметив на полу солнечное пятно, падающее из окна, с наслаждением развалился в нем.
Солнечное пятно двигалось по полу, к закату.
Кот пятился, перемещаясь вслед за пятном, за ним пятился и мой рисунок.
Солнечное движение не мешало мне. Рыжий сохранял позу, не опускал голову. Похоже, он понимал, что рисование котов — дело ответственное в наше время, важное дело.
Когда пятно солнечное полезло на стенку, я кончил работу и сказал: «На сегодня хватит».
Кот поднялся на ноги, размялся, потянулся, мельком оценил рисунок, что-то муркнул, вроде «неплохо», и, не прощаясь, вышел.
1. Выпишите предложение с обращением и разберите по членам.
2. Составьте схему предложения с прямой речью.
Кот Мурзик живёт у лесника. Вообще-то он порядок знает: птиц не трогает, ловит только мышей. Но уж очень заманчиво висело на кончике ветки гнёздышко иволги. И решил кот полакомиться птенцами. Приметил гнездо и стал прохаживаться мимо.
Я мог бы, конечно, внушение коту сделать. Но потом решил: пусть попробует он подобраться к висящему на конце ветки гнезду и навсегда отучится даже думать о ловле птиц.
(По Ю. Дмитриеву)
1. Озаглавьте текст.
2. В последнем предложении текста подчеркните наречия как члены предложения.
3. Укажите частицы, использованные в предложениях.
1-й вариант – первого абзаца текста.
4. Из третьего предложения последнего абзаца текста (Пройти по толстому суку тоже было легко) выпишите союз и проведите его морфологический разбор.
5. Из предложений первого абзаца выпишите словосочетания с предложным управлением.
Живет у лесника; висело на кончике.
6. Придайте тексту законченность: письменно расскажите о событии, которое могло быть описано автором в продолжении текста.