Входной контрольный диктант
1. Количество звезд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. 2. На самом деле их не так уж много. 3. Одновременно в нашем поле зрения, как говорят ученые, бывает не более трех тысяч звезд, потому что мы видим половину небесного свода.
4. Звезды – это те же солнца. 5. Они кажутся нам блестящими точками, удаленными от Земли на необозримые расстояния.
6. Еще в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звезд образуют разные фигуры. 7.Разделив все небо на созвездия, астрономы составили звездные карты.8. Все звезды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.
9. И расположение звезд в созвездиях, и расстояния их друг от друга кажутся неизменными. 10. Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. 11. Звезды в течение этого времени не успели еще изменить своего видимого положения на небосводе. 12. Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, однако они так далеки от нас, что мы не замечаем этого движения. 13. По расчетам ученых, заметить его можно будет лишь через десятки тысяч лет. ( 156 слов.)
Текст взят из книги «Уроки русского языка в 8 классе» (итоговый контрольный диктант) Автор Г. А. Богданова. Москва, «Просвещение», 2000. (стр. 174)
1. Из предложения 1 выпишите слово с непроверяемыми безударными гласными в корне.
2. Из предложений 4-8 выпишите все слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
3. Из предложения 3-5 выпишите причастие с двумя нн.
построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление
5. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
6. Выпишите из предложений 6-9 предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством.(ами)
7.среди предложений 2-8 найдите предложение с вводной конструкцией
8. Укажите количество грамматических основ в предложении 12.
1. Из предложения 7 выпишите слово с непроверяемыми безударными гласными в корне.
2. Из предложений 9-13 выпишите все слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
3. Из предложения 3-5 выпишите глагол, правописание суффикса которого зависит от спряжения.
5. Выпишите грамматическую основу предложения 5.
6. выпишите из предложений 1-5 предложение(я) с обособленным(и) определениями
7. Среди предложений 10-13 найдите предложение с вводной конструкцией
8. Укажите количество грамматических основ в предложении 3.
(с грамматическим заданием по теме «Сложносочиненные предложения»)
«Слово о полку Игореве» уместилось всего на нескольких страницах древней рукописи, но в течение двух столетий люди Руси, истерзанной княжескими раздорами и нападениями кочевников, вспоминали о нем, цитировали наизусть мудрые патриотические строки.
Ко времени похода Игоря, тайком уведшего дружины к Дону и неосмотрительно потерявшего свое войско, честь полководца, Русь распалась на несколько самостоятельных княжеств. Распри князей переходили в кровопролитные войны, а кочующие племена половцев, постоянно совершавшие набеги на русские земли, перерезали древний путь «из варяг в греки» и нарушали экономические связи Руси с южными и восточными землями. Их набеги сопровождались разорением городов и уводом в плен жителей, однако князья, утратившие чувство патриотизма, не в состоянии были из-за непрерывного соперничества нанести решительный удар половцам.
(По Б. Рыбакову.)
Сквозь чащу черемухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только-только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а березка, не поверив лету, стоит голая.
Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам » ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями во-ду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.
Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале — точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами. Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя. Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде! Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов.)
Текст взят из книги «Уроки русского языка в 9 классе:» Автор Г. А. Богданова. Москва, «Просвещение», 2001. (стр. 116)
по теме «Сложносочиненное предложение»
1. Какие из следующих утверждений верны?
A. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочиненными, сложноподчиненными.
Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с
помощью интонации и союзов или союзных слов.
B. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов и союзных слов).
3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?
или (иль), либо, то ~ то, не то — не то
а, но, да (в значении но), однако, зато, же
4. Определите вид предложения Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга.
5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.
A. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.
Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.
B. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.
6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
A. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку , строгое выражение глаз не изменилось.
Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.
B. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.
10. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом Запишите полученное предложение
Приближался теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.
11. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):
А. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.
Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.
В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.
12. Спишите предложения, расставляя знаки препинания
A, Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел налошадь и мы выехали за ворота крепости.
Б. Темнело и сбоку несло речным холодом.
B. Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос.
Г. Деревья сбросившие свой летний наряд тучи низко плывущие над землей дождь моросящий холодный обычные картины глубокой осени и они милы моему сердцу.
13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:
A. Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают интонационной законченностью.
Б. Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.
B. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными.
A. подчинительного союзаБ. союзного слова
B. сочинительного союзаГ. интонации
3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому? A.
или (иль), либо, то — то, не то
а, но, да но), однако, зато, же
4. Определите вид предложения Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.
A. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.
Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.
B. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.
A. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.
Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
B. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ланд В предложении Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок 7. В предложении Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение.
9. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):
A. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.
Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.
B. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.
10. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
А. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я старался им не мешать.
Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.
В. Уже вечерело и народ возвращался с полей. Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.
11. Запишите предложение, вставив обособленный оборот после союза ы.
К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.
12. Присоедините последнее предложение к предыдущему союзом Запишите полученное предложение.
Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, солнце нити золотит.
(9 класс. Конец 3 четверти )
Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась обратно. Здесь она проделала то, чего никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, поскребла когтями. В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.
Начался частный дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветливого неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась странно пустой, свет долго еще печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.
И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла. Звенящей, острой, как отчаянье, нотой ворвался вой в монотонный шум дождя, прорезая тьму, понесся над обнаженными полями.
И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу.
Произвести полный синтаксический разбор предложений и построить их схемы.
Здесь Кусаку никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, поскребла когтями.
В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусака
1). Кусаке казалось: стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, ему хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу
2). Начался частный дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи
( Вариант 2)
Кусака долго м.талась по следам уех.вших людей доб.жала до станции и – пр.мокшая грязная – в.рнулась .братно. Здесь она пр.делала то чего н.кто однако не видел взошла на террасу и пр.п.днявшись на задние лапы поскр.бла когтями. В комн.тах было пусто и н.кто не ответ.л Кусаке.
Нач.лся частый дождь и от.всюду стал н.двигат.ся мрак осен.ей ночи. Быстро и глухо он заполн.л пустую дачу бе.шумно вып.лзал он из кустов и вместе с д.ждем лился с (не)приветливого неба. На тер.ас.е с к.торой была сн.та п.русина отчего она к.зал.сь стран.о пустой свет долго еще п.чально оз.рял сл.ды грязных ног но скоро уступил и он.
И когда уже (не)было с.мнений что н.ступила ночь собака жал.бно з.выла. Зв.нящей острой как отча.нье нотой в.рвался вой в м.нотон.ый шум дождя прорезая тьму понесся над обнаж.н.ыми полями.
И тому кто слышал его к.зал.сь что стон.т и рвется к свету сама бе.просветно.темная ночь и х.телось в тепло к яркому огню к любящ.му сердцу
1). Кусаке казалось: стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, ему хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу
Например, дымковской игрушке, говорят, более трёхсот лет. Её родина — село Дымково, что стоит на берегу Вятки, недалеко от города Кирова. Дымковская игрушка очень нарядная, декоративная. Каких только фигурок не делают дымковские мастера! Это и разряженные барыни, и няни с детьми, и птички-свистульки, и фантастические кони, и расписные карусели, и надутые индюки с огромными, как у жар-птицы, хвостами. Иногда лепят целые композиции, сценки, в которых бывает до двадцати фигурок.
Как рождается дымковская игрушка? Её лепят из глины, потом обжигают, после покрывают мелом, разведённым в молоке. Высохшую заготовку покрывают яркой краской, узорами из кружочков, овалов, полосок. Синяя, жёлтая, красная краски дополняются сусальным золотом, серебряной краской.
«Дымка», как ласково называют эту игрушку, известна не только по всей России, но и за рубежом. Она, как и матрёшка, — один из традиционных сувениров для гостей нашей страны.
(Кремль) Человек не спеша шел по мощеной улице, глядя по сторонам с любопытством, выдающим приезжего. Давно не бритые щеки, заросшие густой щетиной, коротко стриженные волосы, старая солдатская шинель, прожженная и простреленная пулями, — все говорило о том, что в городе появился еще один фронтовик. За спиной у него висел тощий, ничем, кажется, не заполненный вещевой мешок, связанный сверху засаленной бечевкой. Несмотря на то, что весь день лил дождь, солдат шел медленно, тяжело ступая и как-то по-особенному выворачивая правую ногу. Весь вид человека напоминал о недавно закончившейся беспримерной по масштабам войне, и только кепка на голове была данью наступающему мирному времени. Лицо его из-за этой кепчонки теряло в своей солдатской выразительности.
Человек он был, несомненно, нездешний, а потому остановился на перекрестке, очевидно пребывая в недоумении и рассчитывая, куда идти дальше. Свернув налево и пройдя немного вперед, он остановился, пораженный увиденным: вид Кремля вдруг открылся ему.
Ярко-красные башенки и нарядные позолоченные маковки церквей, ни с чем не сравнимая примета Кремля, поражали торжественной красотой, величавостью, и путник остановился в изумлении, сдернул кепчонку с головы и долго стоял под дождем, вытирая с лица то ли капли надоедливого дождя, то ли непрошеные слезы. В этот момент на лице его отразилась вся гамма чувств, охвативших человека, очевидно видевшего эти места наяву впервые: и радость, и детский восторг, и гордость, и недоверие даже какое-то, и счастье от долгожданной встречи.
(Глухариный ток) В весеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж и пахуч, повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли. Впечатления, связанные с весенней охотой на глухарей, неизгладимы в моей памяти. Еще совсем не рассвело, и над спящим лесом плывет прозрачная ночная тишина, в которой ясно слышится каждый шорох и шепот. Хрустнет под ногой ветка, треснет ледяная корка, затянувшая неглубокое, но широкое болотце, и снова тишь.
Когда идешь по лесу, то время от времени останавливаешься и прислушиваешься. Хочется в срок добраться до места тока, когда глухарь еще не начинал своей песни. Внимательно слушаешь, и вдруг неожиданно раздается в воздухе резкий, отрывистый крик. Вскоре ему отвечает другой — и на болоте начинается звонкая перекличка.
Напряженно вслушиваешься в лесную мглу, поминутно взглядывая на стрелки часов. На востоке, в глубине леса, между верхушками деревьев брезжит почти незаметный свет, и ночная тьма начинает понемногу рассеиваться. Но вот уже в дали лесной слышатся неуловимые для неопытного охотника звуки глухариной песни. Характерное щелканье, щебетание слышится из отдаленной чащобы и наполняет предрассветную лесную тишину, переливаясь в воздухе таинственными и волнующими звуками. Предоставьте время глухарям распеться, и тогда можете медленно и осторожно передвигаться в ту сторону, откуда виднеются первые отблески утренней зари и наиболее громко доносится песня глухаря. Передвигаться нужно как можно осторожнее, иначе приблизиться к птице вам не удастся. Стоит только глухарю замолчать, как замираешь на месте и стоишь неподвижно. Запоет глухарь — снова двигаешься к месту глухариного тока, где опять отчетливо слышится звонкая трель. В алом свете зари глухарь кажется массивной точеной фигурой из черного дерева. Лишь чуть заметное движение этой фигуры свидетельствует о том, что это не мертвый предмет.
(путь к озеру) Утренняя заря мало-помалу разгорается. Скоро луч солнца коснётся по-осеннему оголённых верхушек деревьев и позолотит блестящее зеркало озера. А неподалёку располагается озеро поменьше, причудливой формы и цвета: вода в нём не голубая, не зелёная, не тёмная, а буроватая. Говорят, что этот специфический оттенок объясняется особенностями состава местной почвы, слой которой устилает озёрное дно. Оба эти озера объединены под названием Боровых озёр, как в незапамятные времена окрестили их старожилы здешних мест. А к юго-востоку от Боровых озёр простираются гигантские болота. Это тоже бывшие озёра, зараставшие в течение десятилетий.
В этот ранний час чудесной золотой осени мы движемся к озеру с пренеприятным названием – Поганому озеру. Поднялись мы давно, ещё до рассвета, и стали снаряжаться в дорогу. По совету сторожа, приютившего нас, мы взяли непромокаемые плащи, охотничьи сапоги-болотники, приготовили дорожную еду, чтобы не тратить время на разжигание костра, и двинулись в путь.
Два часа пробирались мы к озеру, пытаясь отыскать удобные подходы. Ценой сверхъестественных усилий мы преодолели заросли какого-то цепкого и колючего растения, затем полусгнившие трущобы, и впереди показался остров. Не добравшись до лесистого бугра, мы упали в заросли ландыша, и его правильные листья, как будто выровненные неведомым мастером, придавшим им геометрически точную форму, зашелестели у наших лиц.
В этих зарослях в течение получаса мы предавались покою. Поднимешь голову, а над тобой шумят верхушки сосен, упирающиеся в бледно-голубое небо, по которому движутся не тяжёлые, а по-летнему полувоздушные облачка-непоседы. Отдохнув среди ландышей, мы снова принялись искать таинственное озеро. Расположенное где-то рядом, оно было скрыто от нас густой порослью травы.
(льгов) Хотя для настоящего охотника дикая утка не представляет ничего особенного, но, за неимением другой дичи (дело было в начале сентября), мы отравились в Льгов. Льгов — большое степное село, 328расположенное на болотистой речке Росоте. Эта речка верст за пять от Льгова превращается в широкий пруд, заросший густым тростником. Здесь водилось бесчисленное множество уток. Мы пошли с Ермолаем вдоль пруда, но, во-первых, у самого берега утка не держится, во-вторых, наши собаки не были в состоянии достать убитую птицу из сплошного камыша. « Надо достать лодку, пойдем- те назад в Льгов!» — промолвил наконец Ермолай. Через четверть часа мы, сев в лодку Сучка, когда-то господского рыболова, плыли по пруду. К счастью, погода была тихая, и пруд словно заснул. Наконец мы добрались до тростников, и пошла потеха.
Утки, испуганные нашим неожиданным появлением, шумно поднимались и, кувыркаясь в воздухе, тяжело шлепались в воду. Всех подстреленных уток мы, конечно, не достали. Владимир, к великому удивлению Ермолая, стрелял вовсе не отлично. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно. Я, по обыкновению, — плохо.
Погода стояла прекрасная, и, ясно отражаясь в воде, белые круглые облака высоко и тихо неслись над нами.
Когда мы уже собирались вернуться в село, с нами случилось неприятное происшествие.
К концу охоты, словно на прощанье, утки стали подниматься такими стаями, что мы едва успевали заряжать ружья. Вдруг от сильного движения Ермолая — он старался достать убитую птицу и всем телом налег на край наше ветхое судно наклонилось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте. Через мгновение мы стояли в воде по горло, окруженные всплывшими телами мертвых уток. Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей (вероятно, и мое лицо не отличалось тогда румянцем), но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться.
Часа два спустя мы, измученные, грязные, мокрые, достигли наконец берега и развели костер. Солнце садилось, и широкими багровыми полосами разбегались его последние лучи.
(прогулка) Ранним утром, когда все спали, я вышел на цыпочках из душной избы и как будто не в палисаднике оказался, а вышел в тихую, неизъяснимой прозрачности воду.
Высоченная нетронутая трава буйствовала за самой калиткой. Я сбежал с насыпи влево и пошёл вдоль реки навстречу её течению. Ничего примечательного не было вокруг. Поодаль остановилась машина, и шумная компания, прибывшая в ней, располагалась на отдых, натягивая в виде тента полотняную простыню.
Тропинка обогнула песчаный карьер и вывела меня на просторную луговину, по которой в одиночку и группками росли деревья.
Неподвижный воздух, ещё не ставший знойным, приятно освежает гортань и грудь. Солнце, не вошедшее в силу, греет бережно и ласково. Через каких-нибудь полчаса матёрый сосновый лес окружал меня. Вблизи дороги тянулись необыкновенно ухоженные, разметённые тропы. Временами кое-где попадались аккуратно постланные светло-шоколадные коврики кукушкина льна – этого непременного обитателя сосновых лесов.
По стволу осинки с юркостью мышонка шныряла вверх и вниз какая-то птичка.
Попалась болотинка с кофейно-коричневой, но вовсе не мутной водой. Я перебрался через неё, но перескочив на скользкое бревно, с бревна – на брошенное кем-то полено. А вот и речонка с такой студёной, несмотря на жаркие дни, водой.
Сторожка, которую мне хотелось разыскать во что бы то ни стало, оказалась бревенчатой избой. Одной стороной она примыкала к лесу, а с другой её стороны расстилалась обширная луговина, усеянная Иван-да-марьей.
(дядя саша) Ехали быстро. Дядя Саша, расстегнув плащ, из-под которого сверкнула на пиджаке красная орденская звёздочка, по-прежнему отрешённо продолжал глядеть на бегущую навстречу дорогу. Мимо с глухим рёвом, точно доисторический зверь, пронёсся гигантский грузовик, и в его кузове можно было разглядеть серовато-жёлтую свёклу. Следом промчались близнецы-самосвалы, они тоже везли свёклу: люди спешили управиться с уборкой.
Равнина в этих курских полях начинала мало-помалу холмиться, и отметка высоты, наверное, превышала двести метров. В глубокой древности эту землю не смог одолеть ледник, надвинувшийся с севера; разделившись надвое, он пополз дальше, обходя холмы справа и слева. Значит, не случайно на этих высотах, которые так и не преодолел ледяной панцирь, разгорелась небывалая битва, от которой, как думалось дяде Саше, спасённые народы могли бы начать новое летосчисление. Враги, грозившие России новым оледенением, были остановлены и сброшены с высот. Никогда не забудешь тех дней, ни с чем не спутаешь тех событий.
В августе сорок третьего Саша, тогда молоденький лейтенант-артиллерист, заскочил на полдня в родное село — Прохоровку. С окрестных полей сюда свозили изувеченные танки, оставшиеся после невиданного сражения, и они образовали чудовищное кладбище, среди которого нетрудно было заблудиться. Но и поверженные танки, казалось, по-прежнему, как люди, ненавидят друг друга.
Теперь этого танкового кладбища нет: оно распахано и засеяно хлебом, а железный лом войны давно поглотили мартеновские печи. Люди заровняли и сгладили окопы, и только по холмам остались на курской земле бережно охраняемые братские могилы.
Контрольный итоговый диктант по русскому языку за 8 класс
«Дымка»
Дымка — давно известная игрушка. Своё название она ведёт от слободы Дымково, которая располагается на берегу Вятки. Отсюда происходила игрушка, здесь сохранялось, передавалось мастерство её создания.
Наблюдаешь за работой мастериц, и кажется, что всё просто. Вот она отщипнула от глины кусочек, раскатала, расшлёпала в лепёшку, свернула, и оказалась юбочка. Сверху приделала головку, руки, налепила высокий кокошник, и родилась водоноска. Берёшься сам, и глина мнется легко, готова тебе помочь, но ни во что не превращается. Нужно, оказывается, умение.
Кони с высокими гордыми шеями, сказочные индюки, которые похожи на жар-птицу, медведи, барышни и кавалеры —всё необычайно празднично ярко и весело. Просты и экономны средства росписи: точечки, клеточки, кружочки,
пятна. Но всё дело в их сочетании.
Главное волшебство дымковского чуда в том, что его красота не повторяется никогда и его ни с чем не спутаешь. Взять хотя бы крохотных козликов в модных штанишках, ни один не похож на другого, у каждого свой характер. Украшенная
золотыми лепестками игрушка светится и в состоянии преобразить, сделать
праздничной квартиру. Смотришь, и на душе становится спокойно.
(По В. Крупину)
Объём слов: 170
1. Выполнить синтаксический разбор первого предложения первого абзаца;
2. Составить схему предложения;
3. Обозначить в тексте орфограммы в приставке слова (не менее 3-х примеров).
Составила Кремнева Татьяна Ивановна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Средне-Лопатинской основной общеобразовательной школы
Русский язык. 5 класс.
Контрольная работа №1 .
Поздняя осень. Утренний рассвет над озером в туманной дымке поражает тишиной. Только изредка крикнет где-то лысуха, подаст голос чирок. И снова тишина. А утром всё разгорается, но тени ночи цепко держатся в глубине зарослей. Ночь неохотно уступает место дню. Тишина.
Вот совсем рассвело. Утки залетали над тростниками. Мелькают в зарослях водяные курочки. Голоса крошечных птичек подчёркивают тишину. Иногда над озером раздаётся серебряный звон крыльев белоснежных лебедей. Могучие, сказочные птицы не могут лететь бесшумно, но и они молчат и не нарушают осенней тишины в природе печальными голосами.
Перед птицами-странниками впереди огромный путь на юг.
( 96 слов)
Контрольная работа № 2.
Однажды ходили мы с Джеком и Барсиком по лесу. Я грибы собирал, а Джек за птичками охотился, а Барсик разных жуков, червячков под листвой отыскивал. Долго бродили и выбрались наконец на поляну. Самое хорошее место посидеть, отдохнуть.
Уселся я под куст , хотел в корзине грибы перебрать. Джек возле меня в холодке улёгся, а Барсик шуршит в кустах. Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что-то учуял.
И всё-таки не удрали. Одна оса меня в шею ужалила, а другая Джека прямо в губу. Один Барсик не пострадал. Он личинками полакомился, а нам с Джеком за его лакомство расплатиться пришлось.
Контрольная работа № 3
по теме « Морфология».
1 вариант: шёл по (улица), отнять от (восемь), вернулся из (деревня), работает на (фабрика)
2 вариант: ехал на (велосипед), прибавить к (три), бежит по ( опушка), был на (прогулка).
Солнце спряталось (за) бор, Тили – бом, тили – бом!
Чьи глаза сверкают? ( За) горелся кошкин дом.
Кот (за) брался на (за) бор – ( По) какому (по)воду
( Перед) сном гуляет. Кот (по)мчался (по) воду?
11. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Синяя такая ?
Бусы кто-то бросил.
1. 1)
2. 3)
3. 2)
4. 2)
5. 2)
6. 3)
7. 1)
Контрольная работа №4
по теме «Фонетика. Орфоэпия»
2. Отметь слово, в котором все согласные глухие:
1)майонэ з 3) фа нэра
9. Найдите слово, неправильно поделённое на слоги:
1)ши-ро- кий 3) боль-ни-ца
2)по-ва-рёш-ка 4) еди-ни-ца
10. Найдите слово с оглушением согласного:
1) суп 3) рот
2) зуб 4) кот
Контрольная работа №5
по теме «Лексика».
Слова, одинаковые по написанию и произношению, но совершенно различные по
2. Найдите лексическое значение слова НЕВЕЖЕСТВО:
1) глупость 2) необразованность 3) грубость 4) бескультурье 5) неучтивость
3. Определите, в каком значении употреблено слово КРЫЛО в предложении «На
перекрёстке мне помяли левое крыло»:
1) орган полёта у птиц 2) боковая часть здания 3) часть самолёта 4) деталь
5) защитная планка над колесом велосипеда.
4. В каком выражении слово БЕЖАТЬ употреблено в переносном значении?
1) Бежать по дороге.
2) Время бежит очень быстро.
3) Бегут спортсмены к финишу.
4) Надо бежать на урок.
5. У какого слова может быть омоним?
1) колонна 2) фантастика 3) блеск 4) ветеран.
6. Из приведённых пар слов выделить пару синонимов.
1) ветер – штиль 2) коза – коса 3) метель – вьюга 4) крикнуть – прошептать 5) вперёд –
7. Найти пару антонимов.
1) Жестокий – злой, 2) вверху – внизу, 3) примерно – приблизительно,
4) чуть – чуть — немного
8. Укажите слово, которое имеет значение «место, где посажены цветы».
1) аллея 2) клумба 3) газон 4) грядка
9. Озаглавьте текст. Спишите.
Когда мы пишем, то прибегаем к красной строчке. И в книгах есть красные строки. Но
почему строку, с которой начинается каждый абзац, мы называем красной, а не синей или белой?
А вот почему. Когда ещё не было изобретено книгопечатание, книги переписывались
от руки. Перед писцами стояли баночки с тушью двух цветов – чёрной и красной. Весь
текст переписывался чёрной тушью, а начиная новую страницу, писец менял кисточку,
рисовал замысловатый узор, выводил красной первую букву.
( В древнерусском языке слово «красный» употреблялось в значении «красивый».
Сравните: «красноречие», «красное словцо», «красная девица», «на миру и смерть красна». Обозначать этим словом цвет стали позже.)
Контрольная работа № 6
по теме «Словообразование».
3. Найдите слово без приставки.
1) рассвет 2) звонок 3) прибрежный 4) безлистный
букве из слова ФЛОТ.
Какие слова у вас получились? Запишите их.
Контрольная работа №7
Диктант с грамматическим заданием
по теме « Орфография».
Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.
По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.
В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем полянах краснеют гроздья рябины.
Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака.
( 83 слова)
На доске записать слова: опёнки, ожерельем, болотах.
1. Последнее предложение разобрать синтаксически.
2. Надписать вверху части речи в этом же предложении.
3. Разобрать слова по составу: 1вариант – знойного, старых
2 вариант – скользкие, болотах
4. Выпишите из диктанта слово с чередующейся гласной в корне.
5. Выпишите из диктанта слово, образованное сложением с соединительной
гласной о (е).
Контрольная работа №8.
Диктант за первое полугодие.
Сколько хлопот у нас с Мишкой было перед Новым годом! Мы уже давно готовились к празднику: клеили бумажные цепочки на ёлку, вырезали флажки, делали разные ёлочные украшения.
Мишкина мама и папа пошли встречать Новый год к соседке, а для нас мама приготовила большой круглый пирог с вареньем, поставила на стол южные фрукты и другие вкусные вещи.
Ёлка уже стояла посередине комнаты, и Мишка ловко развешивал на неё золотые орешки, грибки, яркие игрушки.
Стали собираться ребята. Мы зажгли на ёлке разноцветные электрические лампочки, и тут вдруг часы начали бить двенадцать часов.
Гудит за окном вьюга. Свистит ветер. Во дворе большие сугробы. А в комнате тепло и светло. Горят на ёлке яркие бусы. Мы весело водим вокруг ёлки хоровод.
Контрольная работа №9
по теме «Второстепенные члены предложения»
Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег покрыл землю, и наступила настоящая зима.
Завывает в поле холодный ветер, гуляет вьюга. А в лесу тихо. Зайдёшь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест. Всё утонуло под снегом. Мороз сковал льдом речку.
Спрятались в норки ежи, укрылись от мороза белки в зимние гнёзда. Только голодные рыжие лисицы спешат на охоту, осторожно ступают пушистыми лапками. Когда перебегает лиса поле, яркая шубка её далеко видна. Лиса – хищный зверь.
Пришла чудесная пора для детворы. Хорошо в роще около деревни покататься на лыжах, съехать на санках с горки!
( 97 сл.)
1. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
2. Выпишите три словосочетания, в которых употребляются слова в переносном
3. Найдите в диктанте предложение, соответствующее данной схеме:
— = —– —– . Запишите его рядом со схемой.
Контрольная работа №10.
Сочинение – описание по картине К. Ф. Юона
« Русская зима».
Закрепить навыки написания сочинения – описания по картине, уметь описывать зимний пейзаж.
Перед нами фрагмент картины художника К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво». Мы видим зимний пейзаж. Когда смотришь на эту картину, то испытываешь радостное, приятное волнение. Это не зимний лес, а какое-то волшебное царство, сказочная страна.
Зима. Лесная поляна. Всё завалено снегом. Снег лежит везде и его очень много. Деревья покрыты белым пушистым инеем. Так и думается, что из-за дерева появится Морозко , Снегурочка, или ещё какой-нибудь сказочный герой.
Но нас возвращают в реальность шесть мальчиков, которые изображены на картине. Они идут по снегу, утопая в сугробах. Впереди бежит их верный друг – собака. Дети тепло одеты, Их пальто подпоясаны, шапки с опущенными ушками, на ногах валенки. В лесу тихо, морозно.
Ребята рады большому снегу и приходу настоящей русской зимы!
Контрольная работа №11.
Изложение с элементами сочинения
Я решил заняться боксом.
Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. и бросила его мне на диван.
– Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?
Я обрадовался. Устроил мишку на диване, чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.
Вот он сидит на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара.
( 127 слов)
Написать изложение, сохраняя стиль и тип речи, а также дополнить пересказ собственным рассуждением об основной мысли текста.
Контрольная работа № 12
по теме « Синтаксис».
Диктант с грамматическим заданием.
На траве, на былинках, на соломинках блестели бесчисленные нити осенней паутины. Раскалённые лучи заливают круглую клумбу с цветами, тёмную зелень сирени, садовые аллеи. На берёзках, осинках, липах и клёнах блестят золотисто-жёлтые листья. Старый лес зашумел ровно и неумолчно. В поле, в лесу, в роще звенели птичьи голоса. Покосная пора чарует ясными днями, пылающим солнцем, ароматом ярких цветов, благоухающим сеном, беспыльным воздухом, ягодами и грибами. Снуют, шелестят стеклянными крыльями стрекозы. Осенью цветы леса погаснут, померкнут и исчезнут. По берегам сочно зеленеют камыши, тростники, осока. Проснулись, полились первые звуки лесной симфонии. Зеленеет, цветёт, поёт, блестит, звенит и веселится всё живое. В тёплом, но сыром воздухе чувствовалось дыхание осени.
2 вариант – 2-е предложение.
1 вариант – ясными днями, ароматом цветов, сочно зеленеют.
2 вариант – звуки симфонии, в тёплом воздухе, чарует солнцем.
Контрольная работа № 13
по теме « Глагол».
Апрель подходит к концу. В глухих еловых зарослях ещё лежал тонкий слой посеревшего снега, а на лесных полянах уже начинала пробиваться первая зелень. По опушкам леса, где сильнее припекало солнце, кусты бузины стояли в желтоватой дымке, и старые осины выбрасывали тяжёлые гроздья красных серёжек. На лесных дорогах кое-где трещал под ногами тонкий слой ледяного наста, а в низинах сверкала полая вода.
Я пришёл в лес после полуночи и, не желая нарушать тишины, удобно расположился на ближайшей вырубке.
Ночь была тёмная. В высоком небе мерцало бесчисленное множество звёзд. Влажный воздух, наполненный запахом талой земли и прелой листвы, напоминал о том, что пришла весна.
Я сидел и наслаждался этой замечательной весенней ночью и удивительной тишиной.
В лесу ничто не нарушало безмолвия предрассветного часа, этого таинственного покоя, глубокого, но короткого сна природы.
( 129 слов.)
Контрольная работа № 14
по теме «Глагол».
Как заяц спас старику жизнь.
Однажды дедушка Семён пошёл поохотиться и забрался в лесную глушь. Вдруг он заметил, что стелется дым, а в чаще слышится треск. В лесу начался пожар. Ветер гонит огонь дальше, и он разгорается сильнее. Не выберешься из леса – погибнешь.
Старик торопится, бежит, тяжело дышит, а пожар разрастается. Ветви ёлок хлещут лицо, колются. Обгоревшие деревья рушатся. Охотник сбивается с дороги.
Старик вылечил зайца и оставил жить у себя. Охотник заботится о зайчишке, и они всегда дружны.
( По К. Паустовскому.)
: при записи последнего предложения первого абзаца учащимся сообщается о постановке тире.
1. Выделите в рамочку безударные окончания глаголов
2. Разберите по составу слова: разрастается (
3. Объясните правописание окончаний одного из глаголов.
( укажите признак, который помогает определить принадлежность глагола к
Контрольная работа № 15
по теме «Имя существительное».
Чибис – очень забавная и интересная птица. Брюшко и шейка у неё белые, на грудке – чёрный фартучек, на головке шапочка – хохолок, а ножки яркие. Прилетают к нам чибисы ранней весной. Они затевают в воздухе весёлую игру, взлетают вверх, кружатся и всё время громко кричат. «Чьи вы? Чьи вы?» – вежливо спрашивают они человека, когда увидят его поблизости от гнезда. В августе чибисята подрастают, и птицы начинают готовиться к отлёту в тёплые края. Молодые и старые собираются в стайки, кочуют в лугах около озёр. В сентябре мы прощаемся с ними и говорим: «До свидания, чибисы! До будущей весны!»
( 95 слов.)
Май – пора быстрых перемен. Нависла над рощей синяя туча, и зазвенел дождь. Не успел дождь вылиться, а над берёзами уже зелёная дымка.
Птицы поют днём, иные даже ночью. Лучше всех поют соловьи и певчие дрозды. Но и безголосые не унывают, шумят.
Дятел носом барабанит, аист клювом трещит. Лягушки и те хором поют, а на болоте танцуют журавли.
Май – пора светлых ночей. Совы и филины только глазками хлопают. Когда же мышей ловить?
Появляются цветы. Пчёлы гудят, мёд собирают.
И людям много работы. Идёт посадка, прополка, подрезка деревьев.
Птицам пора птенцов выводить.
Много интересных событий происходит в мае.
( 96 слов.)
Контрольная работа № 16
Контрольная работа № 17
по теме «Развитие речи».
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.
Как только утята подбегали к тарелке, вдруг прилетала большая стрекоза и начинала кружить над ними. Она очень страшно стрекотала. Перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.
А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала.
После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять.
Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: «Должно быть, наши утята заболели. Что-то они ничего не едят». Она не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.
Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, утёнок Алёша, и утята рассказали ему про стрекозу. Он стал смеяться.
– Ну и храбрецы!- сказал он.- Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.
– Ты хвастаешь, – сказали утята. – Завтра ты первый испугаешься и побежишь.
На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с едой и ушла.
– Ну, смотрите, – сказал смелый Алёша, – сейчас я буду драться с вашей стрекозой.
Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху полетела на тарелку. Утята хотели убежать, но Алёша не испугался.
Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.
С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только сами ели, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.
Написать подробное изложение. Диалог Алёши с утятами передать кратко.
( Стр.34-35. П.Ф. Ивченко. Обучающие изложения 5-9 классы. См. план изложения.)
Контрольная работа № 18
(за второе полугодие.)
Как хорош лес осенью! С синего неба посылает солнце прощальные лучи. Воздух свеж. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с деревьев и ложатся на землю. Тишину леса не нарушает пение птиц. Они уже улетели в
дальние тёплые страны.
Прекрасен лес и в зимний морозный день, когда серебристый иней сверкает на ветвях деревьев. Рыхлый снег покрыл все тропинки в лесу. Не
Красив лес и летом. Зелёным ковром покрывают землю травы, и чуть видны из высокой травы цветы. А как прохладно в летнюю жару среди густых чащ! Хорошо лечь под белоствольную берёзку и долго глядеть сквозь ветви в прозрачное небо.
Контрольная работа № 19
(Итоговая работа за курс русского языка в 5 классе.)
См. в рабоч.прогр.
по русскому языку в 5 классе