Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных елей стояли, образуя красивую аллею. Я перелез через изгородь и пошёл по ней, скользя по еловым иглам. Было тихо и темно, и только на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях паука. Я повернул на длинную липовую аллею. Здесь тоже запустение и старость. Прошлогодняя листва шелестела под ногами. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старая. Но вот липы кончились. Я прошёл мимо дома с террасой, и передо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд с купальней, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня. На ней горел крест, отражая заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого.
(По Л. Чехову)
1. Сделать фонетический разбор слова.
1-й вариант: солнце.
2-й вариант: старая.
2. Разобрать слова по составу.
заходившее, переливал ся.
3. Сделать синтаксический разбор предложения.
4. Из текста диктанта выписать по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи.
Незнакомую усадьбу (согласование); образуя аллею (управление); нечаянно забрел (примыкание).
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных елей стояли, образуя красивую аллею. Я перелез через изгородь и пошёл по ней, скользя по еловым иглам. Было тихо и темно, и только на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях паука. Я повернул на длинную липовую аллею. Здесь тоже запустение и старость. Прошлогодняя листва шелестела под ногами. Направо, в фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старая. Но вот липы кончились. Я прошёл мимо дома с террасой, и передо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд с купальней, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня. На ней горел крест, отражая заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого.
1. Сделать фонетический разбор слова: солнце, старая.
3. Из текста диктанта выписать по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи.
Незнакомую усадьбу (согласование); отражая солнце (управление); пошел скользя (примыкание).
4. Выписать из текста по 3 слова:
1-й вариант: прилагательные, указать разряд.
Незнакомую (качественное), вечерние (относительное), старых (качественное).
2-й вариант: причастия, указать время.
Посаженных (пр. время), заходившее (пр. время), цветущей (наст. время).
5. Сделать синтаксический разбор предложения:
6. Выписать из диктанта предложения по схеме:
В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух – всё это нехорошо воздействовало на нас.
В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперёд. Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая вёслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защёлкал соловей, за ним другой. Мы восхищались соловьиным пением и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костёр и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.
1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.
2. Выполнить словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу:
Сказав, Натолкнувшись, Прерываемая
3. Выполнить морфологический разбор слов:
В предложении является обстоятельством.
4. Фонетический разбор слов: птичьим, обсуждали.
5. Определить тип предложений.
1) Найти односоставное предложение:
2) Найти неполное предложение:
6. Синтаксический разбор предложений.
Синтаксический разбор: В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке.
Синтаксический разбор: Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздействовало на нас.
Синтаксический разбор: Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая вёслами.
Цель:
проверить знания, умения
и навыки учащихся
на начало учебного
года.
Содержание контрольного диктанта
направлено на выявление
уровня развития умений,
выбора условий для написания:
– проверяемые
безударные гласные;
– непроверяемые
безударные гласные;
– правописание окончаний имён
существительных;
– написание
непроизносимых согласных:
– правописание
корней с чередованием;
– н-нн
в прилагательных;
– не
с прилагательными, наречиями
и глаголами;
– написание
производных предлогов;
– запятая
при однородных членах
предложения;
– запятая
в сложном предложении;
– запятые
при причастном и
деепричастном обороте
Грамматические
задания направлены на
выявление уровня сформированности практических
умений и навыков:
– синтаксического
разбора предложения;
– разбора по составу
слова;
– умения
подбирать проверочные слова.
Я
вышел из дома ночью,
потому что предполагал
добраться до утиного
озера к рассвету.
Шёл по пыльной
дороге, спускаясь в неглубокие
овраги, поднимался на
пригорки, пересекая редкие
сосновые борки, с
застоявшимся в них
запахом смолы и
земляники, снова выходил
к полю.
Никто
не обгонял меня,
и я ни с
кем не встретился.
Вдоль дороги тянулась
рожь. Она созревала
уже и стояла
неподвижно, чуть-чуть светлея
в темноте. Скоро
дорога ушла влево,
и я ступил
на твёрдую тропинку,
извивающуюся вдоль берега
небольшой, но глубокой
речонки. Плывущие по
ней брёвна изредка
сталкивались друг с
другом, и тогда
раздавался слабый звук,
будто кто-то стучал
топором по дереву.
На
другой стороне реки
яркой точкой горел
костёр, и узкая
прерывистая полоска света
тянулась от него
далеко по воде.
Я
прибавил шаг, миновал
осиновый подлесок и
в небольшой ложбинке,
окруж1нной со всех
сторон густым лесом,
увидел костёр. Возле
него, подперев рукой голову, пристроился человек. Он
что-то негромко напевал.
1. Выписать по одному
слову с орфограммой
в корне:
Безударной
гласной, проверяемой ударением
– 1-й вариант
Чередующейся
гласной – 2-й
вариант
2. Разобрать
слово по составу:
застоявшимися –
1-й вариант извивающуюся –
2-й вариант
3. Произведите
синтаксический разбор предложения:
Она созревала
уже и стояла
неподвижно, чуть-чуть светлея
в темноте. –
1-й вариант
Возле него,
подперев рукой голову,
пристроился человек. –
2-й вариант
Цель: проверить
соответствие знаний, умений
и навыков учащихся
требованиям государственного стандарта
и программы по
русскому языку.
Содержание
контрольного диктанта направлено
на выявление качества
усвоения учебного материала
за 8-й класс и
направлено на повторение
предыдущего:
– правописание проверяемых
безударных гласных;
– правописание непроверяемых
безударных гласных;
– правописание
окончаний прилагательных и
причастий;
– написание не
с наречиями и
глаголами;
– написание н-нн
в прилагательных и
наречиях;
– дефисное написание
местоимений и наречий.
– запятая при
однородных членах предложения;
– запятая в сложном
предложении;
– запятые при
причастном и деепричастном обороте.
– запятые при
уточнении и вводных
словах.
Грамматические задания
направлены на выявления
умений:
2. разбора по
составу;
3.
синтаксического разбора предложения;
4.работа по схеме.
Однажды, возвращаясь
домой, я нечаянно
забрёл в какую-то
незнакомую усадьбу. Солнце
уже пряталось, и на цветущей
ржи растянулись вечерние
тени. Два ряда старых,
тесно посаженных елей
стояли, образуя красивую
аллею. Я перелез
через изгородь и
пошёл по ней,
скользя по еловым
иглам. Было тихо и
темно, и только
на вершинах кое-где
дрожал яркий золотой
свет и переливался
радугой в сетях
паука. Я повернул на
длинную липовую аллею.
Здесь тоже запустение
и старость. Прошлогодняя
листва шелестела под
ногами. Направо, в
фруктовом саду, нехотя,
слабым голосом пела
иволга, должно быть,
тоже старая. Но
вот липы кончились.
Я прошёл мимо
дома с террасой,
и передо мной
неожиданно открылся чудесный
вид: широкий пруд
с купальней, деревня
на том берегу, высокая узкая
колокольня. На ней
горел крест, отражая
заходившее солнце. На
миг на меня
повеяло очарованием чего-то родного,
очень знакомого (138
слов)
1. Сделать
фонетический разбор слова:
Солнце (1-й
вариант)
Старая (1-й вариант)
2. Разобрать слова
по составу:
Посаженных, растянулись (1-й
вариант) заходившее,
переливался (2-й вариант)
3. Из текста диктанта
выписать по одному
словосочетанию на все
виды подчинительной связи.
4. Выписать из текста
по 3 слова:
5. Сделать синтаксический разбор
предложения:
Два ряда
старых, тесно посаженных
елей стояли, образуя
красивую аллею. (2-й
вариант)
Диктант “Незнакомая усадьба”
Одна́жды, возвраща́ясь домо́й, я неча́янно забрёл в каку́ю-то незнако́мую усадьбу. Со́лнце уже пря́талось, и на цвету́щей ржи растяну́лись вече́рние тени. Два ря́да ста́рых, те́сно поса́женных елей стоя́ли, образуя краси́вую алле́ю. Я переле́з че́рез и́згородь и пошёл по ней, скользя́ по ело́вым и́глам. Бы́ло ти́хо и темно́, и то́лько на верши́нах кое-где́ дрожа́л я́ркий золото́й свет и перелива́лся ра́дугой в сетя́х паука́. Я поверну́л на дли́нную ли́повую алле́ю. Здесь то́же запусте́ние и ста́рость. Прошлого́дняя листва́ шелесте́ла под нога́ми. Напра́во, в фрукто́вом саду, не́хотя, сла́бым го́лосом пе́ла и́волга, должно быть, то́же ста́рая. Но вот ли́пы ко́нчились. Я прошёл ми́мо дома с терра́сой, и передо мно́й неожи́данно откры́лся чуде́сный вид: широ́кий пруд с купа́льней, дере́вня на том берегу, высо́кая у́зкая колоко́льня. На ней горе́л крест, отража́я заходи́вшее со́лнце. На миг на меня́ пове́яло очарова́нием чего́-то родно́го, о́чень знакомого.
1. Сде́лать фонети́ческий разбо́р слова:
Со́лнце (1-й вариа́нт) Ста́рая (1-й вариа́нт)
2. Разобрать слова по соста́ву:
Поса́женных, растяну́лись (1-й вариа́нт) заходи́вшее, перелива́лся (2-й вариа́нт)
3. Из те́кста дикта́нта вы́писать по одному́ словосочета́нию на все ви́ды подчини́тельной свя́зи.
4. Вы́писать из те́кста по 3 слова:
1-й вариа́нт: прилага́тельные, указа́ть разря́д
2-й вариа́нт: прича́стия, указа́ть вре́мя
5. Сде́лать синтакси́ческий разбо́р предложе́ния:
Одна́жды, возвраща́ясь домо́й, я неча́янно забрёл в каку́ю-то незнако́мую уса́дьбу.
Два ря́да ста́рых, те́сно поса́женных елей стоя́ли, образуя краси́вую алле́ю. (2-й вариа́нт)
6. Вы́писать из дикта́нта предложе́ния по схе́ме:
4. разбора словосочетаний.
Однажды, возвращаясь
домой, я нечаянно
забрёл в какую-то
незнакомую усадьбу. Солнце
уже пряталось, и
на цветущей ржи
растянулись вечерние тени. Два
ряда старых, тесно
посаженных елей стояли,
образуя красивую аллею.
Я перелез через
изгородь и пошёл
по ней, скользя
по еловым иглам.
Было тихо и
темно, и только
на вершинах кое-где
дрожал яркий золотой
свет и переливался
радугой в сетях
паука. Я повернул на
длинную липовую аллею.
Здесь тоже запустение
и старость. Прошлогодняя
листва шелестела под
ногами. Направо, в
фруктовом саду, нехотя,
слабым голосом пела
иволга, должно быть,
тоже старая. Но вот липы
кончились. Я прошёл
мимо дома с
террасой, и передо
мной неожиданно открылся
чудесный вид: широкий
пруд с купальней,
деревня на том
берегу, высокая узкая колокольня.
На ней горел
крест, отражая заходившее
солнце. На миг
на меня повеяло очарованием чего-то
родного, очень знакомого (138 слов)
Посаженных, растянулись (1-й
вариант) заходившее,
переливался (2-й вариант)
3. Сделать
синтаксический разбор предложения:
4. Из текста
диктанта выписать по
одному словосочетанию на
все виды подчинительной связи.