Архитектурный диктант

В Саратовской области по
инициативе фонда «Родительская лига» с 21 по 31 марта 2020 года проходила
общественная акция «Архитектурный диктант». Акция диктанта по данной тематике в
России состоялась впервые. Цель Архитектурного диктанта — оценить среди детей и
взрослых Саратовской области уровень знаний памятников историко-культурного
наследия Саратовской области, стилей архитектуры и основных моментов
общественно-политической жизни региона, связанных с градостроительством, а
также популяризировать среди населения региона важность знания истории малой
родины. В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой акция проводилась
в дистанционном формате и её участниками стали 235 человек. В диктанте были
предложены 25 вопросов об архитектурных памятниках Саратова, которые формируют
уникальный культурный облик и стиль города. Все участники получили бланк со
своими ответами и вариантами правильных ответов. В целом, диктант показал, что дети
и взрослые разбираются в архитектурных стилях, знают архитекторов, которые
трудились над созданием уникального облика саратовских зданий, помнят известных
земляков, которые внесли свой вклад в развитие градостроительства
Саратова.  Так, 5 участников набрали
максимальное количество баллов — 25, правильно ответив на все вопросы диктанта,
44 участника — 24 балла, 31 участник – 23 балла, 23 человека – 22 балла, 23
участника — 21 балл, 21 участник — 20 баллов.

Участники
«Архитектурного диктанта» с удовольствием делились впечатлениями о его
прохождении. Акция собрала много добрых отзывов.

«Оказалось, что участие в
акции – это интересная и полезная исследовательская работа, которая ориентирует
граждан на изучение истории своей страны через её архитектурное наследие. К
тому же акция привлекает общественное внимание к объектам архитектуры,
требующим защиты и реставрации. Мы, как организаторы Архитектурного диктанта,
планируют развивать идею акции, надеемся, в дальнейшем она станет Всероссийской»
—  так прокомментировала событие Наталья
Савочкина, руководитель мультстудии «Пластилин».

Вот,
что рассказала участница акции Анна Долматова: «Идея супер!!! Диктант по
архитектуре Саратова с радостью прошла сама и отправила ссылку на него в
родительский чат нашего 1 Д класса 62 лицея города Саратова. И родители
проходили его вместе с детьми, отписывались в чат, делились своими
результатами. И даже если был соблазн не проверять свои знания, а поискать
ответы в интернете — то цель диктанта всё равно была достигнута. Ведь главное
не получить баллы, а узнать новую информацию. Открыть для себя неизвестные
факты об известных зданиях, мимо которых мы ходим каждый день и порой даже не
поднимаем голову, чтоб разглядеть памятную табличку на доме или старинную
лепнину».

Ольга
Краснова, мама первоклассника: «Мы проходили тест вместе с сыном. Я — коренной
житель Саратова, сама с удовольствием интересуюсь архитектурой нашего города, и
все же, некоторые моменты узнала сама первый раз, читая тест, некоторые моменты
подсказал мне сам сын. Тест интересный и однозначно повышает заинтересованность
в знакомстве с архитектурными стилями родного города. Спасибо большое, было
очень интересно».

Вот,
что отметила Ольга Львова: «Даже не знаю, что можно улучшить в проведении
Архитектурного диктанта, потому что диктант понравился. Также понравилось, что
потом я смогла узнать, в каких ответах ошиблась и тем самым расширить свой
кругозор».

Елена
Кичаева проходила диктант вместе со своими детьми: «Для меня, так как я не уроженка
города Саратов, все, если честно, было интересно, и я много нового узнала. Я
считаю, что нужно чаще проводить такие диктанты. Еще было бы замечательно
проводить  экскурсии. Чтобы жители
знакомились с городом и его достопримечательностями».

Светлана Борисова: «Очень
интересный диктант! Пройдя его узнала новое и интересное о родном городе.
Спасибо за это фонду «Родительская лига»!»

Екатерина Савельева:
«Участвовали в акции всей семьёй! Нам это было очень полезно: узнали интересные
исторические факты о зданиях нашего родного города, о земляках, которые в нём
жили, трудились и оставили память о себе нынешним жителям Саратова в созданных
ими архитектурных шедеврах».

Над подборкой вопросов к
диктанту работали:

заведующий кафедрой
«Дизайн архитектурной среды» Института урбанистики, архитектуры и строительства
(УРБАС) СГТУ им. Ю.А. Гагарина, кандидат архитектуры, член Союза дизайнеров
России, член Союза архитекторов России, Советник Российской Академии
архитектуры и строительных наук, Почетный архитектор России Кудрявцев
Виталий Викторович;

ведущий специалист отдела
исторической информации и исследований ГАУК «НПЦ» по историко-культурному
наследию Саратовской области Журба Виктория Андреевна;

ответственный секретарь
Саратовского областного отделения Общероссийской общественной организации
«Национальная родительская ассоциация», президент фонда «Родительская лига» Кривенцова
Наталья Владимировна.

Организаторы
мероприятия благодарят детей и взрослых за участие в акции «Архитектурный
диктант»!

Акция «Архитектурный диктант» организована
в рамках реализации социально значимого проекта фонда «Родительская лига» «Цикл
детских мультипликационных фильмов «Архитектурный Саратов: связь поколений
через века» с использованием гранта Президента Российской Федерации,
предоставленного Фондом президентских грантов в 2019 году.

— Общероссийская общественная организация
«Национальная родительская

— Управление по охране объектов культурного
наследия Правительства Саратовской

— Средневолжский филиал ФГБУК «Агентство по
управлению и использованию

памятников истории и культуры» по Саратовской
области

— Министерство образования Саратовской области

— Саратовское региональное отделение
общероссийской общественно-

государственной детско-юношеской организации
«Российское движениешкольников»

При изучении в 7 классе темы Знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах очень важно иметь в своем распоряжении тексты, которые с одной стороны, обеспечивали бы достаточный уровень сложности, охватывая максимальное количество случаев включения оборотов в структуру предложения, различных вариантов их комбинирования, а с другой стороны, были бы интересны и познавательны в содержательном плане. Мы предлагаем вариант такого текста диктант на архитектурную тему. Он может быть полезен в качестве определенной подготовки к поездке

в один из древнерусских городов. Материал диктанта целесообразно использовать следующим образом: каждый урок разбирается по 1-2 предложения, с тем, чтобы в итоге провести своего рода зачетсеминар, на котором ученик вытягивает одно предложение для разбора и расстановки запятых.

Задание можно дополнить составлением собственного предложения аналогичной структуры. Предлагаемый нами подход позволяет надежно отработать умения не только по расстановке знаков препинания, но и по правильному употреблению оборотов в речи. .

1. Каждый город имеет свое неповторимое лицо, окрывающееся не сразу, постепенно завораживающее

путешественника, желающего понять, знакомясь с городом, его внутренний, сокровенный дух.

2. Приезжая во Владимир, восхищаешься древними соборами, дошедшими до нас с 12 века и представляющими сейчас как бы визитную карточку города, его главную изюминку.

3. Изюминкой Твери, множество раз горевшей и не сохранившей поэтому старинных церквей, является гражданская застройка 18 века и уникальная планировка улиц, которую Екатерина Вторая, желая превратить город в уголок Петербурга, приказала тщательно разработать градостроительной комиссии.

4. Говоря о Ростове, все время вспоминаешь огромный кремль, гордо возвышающийся своими башнями над маленьким городком, робко жмущимся к его стенам, колоссальную звонницу, знаменитые ростовские колокольные звоны и уникальную финифть, прославившуюся во всем мире.

5. Путешественник, побывавший в Торжке, обязательно расскажет, вспоминая о городе, о знаменитом Борисоглебском монастыре, основанном в 11 веке в честь святых Бориса и Глеба, и уникальном дорожном музее А. С.Пушкина, много раз проезжавшего через Торжок.

6. Желая познакомить приезжающих с Ярославлем, экскурсоводы покажут церкви 17 века, в изобилии сохранишиеся в городе и составляющие, пожалуй, его главную ценность.

7. Отличаясь друг от друга деталями, церкви, построенные в 17 веке, имеют ряд общих черт, резко выделяющих их из всей массы культовых зданий и позволяющих точно определить век постройки.

8. Зачастую церкви 17 века это пятиглавые храмы, построенные из красного и белого кирпича, богато украшенные характерными резными наличниками, кокошниками, похожими на народные головные уборы, изразцами, придающими зданию дополнительную пышность.

9. Возводя церковь, строители 17 века старались помещать рядом с ней особого вида колокольню, напоминающую шатер и прозванную из-за этого шатровой.

10. 17 век, будучи переходным временем от старой, патриархальной Руси к новой России, стал веком небывалого расцвета архитектуры и изобразительного искусства, веком поиска нового стиля, соответствующего духу эпохи.

11. Почти вся Москва, исключая Кремль и Китай-город, была выжжена поляками, захватившими ее в 1612 году, и теперь нуждалась в украшении, могущем прославить новую мощь государства.

12. Вместе с Москвой, возрождаясь и поднимаясь из пепла, обстраивалась и укреплялась вся Россия, все крепче соединяемая в одно целое.

13. Именно поэтому определяющими чертами искусства 17 века, стоящего на переломе эпох, стали нарядность, узорчатость, пышность, декоративность, часто напоминающие причудливую сказку.

14. Стремление к нарядности проявлялось во всем: и в пристрастии к дорогим материалам и драгоценным камням, играющим всеми цветами радуги, и в любви к позолоте и ярким изразцам, и в использовании роскошных тканей, расшитых серебром и золотом.

15. Расписывая интерьеры нарядным травяным узором, украшая боярские палаты и деревенские церкви, построенные простыми плотниками, причудливой резьбой, человек стремился украсить мир вокруг себя, сделать его сказочным.

16. Говоря об архитектуре Москвы 17 века, нельзя не упомянуть церковь Троицы в Никитниках, находящуюся на территории бывшего Китай-города и построенную на средства богатейшего купца Никитникова.

17. Подходя к храму, сразу пленяешься многообразием его форм и сказочным богатством деталей, попадая же внутрь, не можешь оторвать глаз от росписей, покрывающих древние стены храма.

18. В конце 17 века, русское зодчество, все настойчивей включаясь в общеевропейское русло, создает свой особый стиль, вошедший в историю под названием нарышкинское барокко.

19. Как бы подводя итоги 17 века, стиль этот, названный в честь родственников Петра Первого со стороны матери, совмещает в себе воздушность, стройность силуэта здания со сказочной затейливостью его наружного и внутреннего убранства.

20. Говоря о нарышкинском барокко, нельзя не вспомнить колокольню Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях, несмотря на огромные размеры, как бы парящую в воздухе.

21. Своего рода прощальным гимном архитектуре Древней Руси стал двадцатидвухглавый Преображенский собор, построенный в Кижах, который, возвышаясь над водами Онежского озера, издалека виден приезжающим.

22. Храм, полностью выстроенный из дерева без единого гвоздя, напоминает издалека огромную ель, где, густо срастаясь в стройную пирамиду, одна над другой вздымаются деревянные главы.

23. Начавшись величавым многоголосием Киевской Софии, древнерусское зодчество завершается сказочным многоглавием Кижей, ставших как бы символом красоты русской народной души.

24. Глядя на древнерусские церкви, невольно соглашаешься с тем, что архитектуру часто называют музыкой, застывшей в камне и одухотворившей собой безжизненный материал.

25. Многие века звучит эта музыка древнерусского искусства, наполняя сердца людей радостью, возвышая их души, рассказывая об удивительных мастерах, живших когда-то на нашей земле.

в один из древнерусских городов. Материал диктанта целесообразно использовать следующим образом: каждый урок разбирается по 1-2 предложения, с тем, чтобы в итоге провести своего рода зачетсеминар, на котором ученик вытягивает одно предложение для разбора и расстановки запятых. Задание можно дополнить составлением собственного предложения аналогичной структуры. Предлагаемый нами подход позволяет надежно отработать умения не только по расстановке знаков препинания, но и по правильному употреблению оборотов в речи. .

1. Каждый город имеет свое неповторимое лицо, окрывающееся не сразу, постепенно завораживающее путешественника, желающего понять, знакомясь с городом, его внутренний, сокровенный дух.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь