Диктанты 3 класс 1 четверть
ПРОЩАНИЕ С ОСЕНЬЮ
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний
ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг
стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый
снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Слова для справок: стало, подмерзла.
1. В первом предложении подчеркнуть подлежащие и сказуемое.
2. Разобрать по составу слова: осенний, саду.
3. Выписать из текста слово, в котором букв больше чем звуков.
Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и
листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над
рябиной. Они клевали гроздья ягод. В дубках кричали сойки. Над елью
пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу.
Выписать из текста однокоренные слова, выделить корень.
1 вариант: Выделить грамматическую основу в 4 предложении.
2 вариант: Выделить грамматическую основу в 7 предложении.
Диктанты 3 класс 2 четверть
Стоит чудесный зимний день. Падает легкий снег. Деревья одеты в
белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.
Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали
ему из светлых льдинок, рот и нос из морковок, а брови из угольков.
Радостно и весело всем!
1. Подчеркнуть главные члены во втором предложении.
2. Разобрать по составу слова (1 вариант: зимний, шубки; 2 вариант:
3. Найти в тексте слова с проверяемым безударным гласным в корне.
Подобрать к ним проверочные слова. Написать эти слова.
Ночная вьюга украсила лес. Он стал как чудесная сказка. Молоденькие
кустики укрылись снежными шубками. Еловые лапы надели мягкие
рукавицы. Гигантские сугробы напоминали великанов. Вот взошло
солнце. Яркими блёстками засветились снежинки. Изпод снега вылетел
тетерев. Он осмотрел местность и взлетел на гибкую ветвь берёзы.
Выписать 2 слова: первоена правописание парной согласной в корне,
второена правописание непроизносимой согласной; рядом с каждым
словом написать проверочное.
1 вариант: Выделить грамматическую основу в 1 предложении.
Разобрать по составу слово чудесная.
2 вариант: Выделить грамматическую основу в 5 предложении.
Разобрать по составу слово еловые.
Диктанты 3 класс 3 четверть
ПЕРВЫЕ ДНИ ВЕСНЫ
Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги.
Посинел на реке лед. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на
деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховики.
Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с
лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.
1. Разобрать по членам предложения: 1 вариант: четвертое
предложение; 2 вариант: пятое предложение. Главные члены
предложения подчеркнуть, словосочетания выписать.
2. Подобрать прилагательные, противоположные по смыслу.
ПОЕЗДКА В ДЕРЕВНЮ
Летом мы решили съездить к бабушке в деревню. Сколько хлопот перед
отъездом! Вот мы уже в поезде. Как интересно смотреть в окно! Скоро
разъезд. Поезд остановился. Я вижу мою бабушку. На ее лицо радостная
улыбка. Она машет нам рукой. Теперь нас везет конь Орлик. По
сторонам дороги широкие поля. Бабушка объяснила мне, как растет
хлеб. К вечеру мы въехали в деревню.
1 вариант: Выполнить разбор 7 предложения. Разобрать слово
бабушка по составу.
2 вариант: Выполнить разбор 9 предложения. Разобрать слово поезд
Диктанты 3 класс 4 четверть
Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на
землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом
покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал,
говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую
норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное
местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в
сухую постельку и разбудил ежа.
1. Разобрать по членам 7ое и 9ое предложения.
2. Разобрать по составу слова: 1 вариант: засветило, утренний,
березки; 2 вариант: развесили, веселый, местечко).
3. Определить время, число и род глаголов: побежал, взглянуло,
Наступила весна. Солнце согнало снег с полей. Раскрылись почки на
деревьях. Показались молоденькие листочки. Проснулась пчелка. Она
разбудила своих подруг. Пчелки вылетели из улья. Вот под кустиком они
увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою
чашечку. Там был сладкий сок. Пчелки напились сока и весело полетели
Выписать из текста местоимения, определить их лицо и число.
1 вариант: Выполнить разбор 4 предложения.
2 вариант: Выполнить разбор 7 предложения.
Годовой диктант по русскому языкукласс
УТРО В СТЕПИ
Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет
дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая
гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький,
здоровый запах полыни.
Все радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в
воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую
1. Выписать из текста два слова с безударными гласными в корне.
Написать к ним проверочные слова.
2. Выписать два слова с приставками. Выделить приставки.
3. 2-ое и 4-ое предложения разобрать по членам (по вариантам).
Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весенняя капель. У домов
галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки.
На полях зазеленели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. В
лесу зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с
ветки на ветку. Они искали в складках коры деревьев червячков.
Тетерева слетелись на поляны. Птицы чертили по земле крыльями и
затевали шумные игры. Скоро прилетят на родину журавли.
1 вариант: Выполнить разбор 3 предложения. Разобрать по составу
слово крикливые. Определить время глагола в 1 предложении.
2 вариант: Выполнить разбор 4 предложения. Разобрать по составу
слово говорливые. Определить время глагола в последнем предложении.
Контрольные диктанты по русскому языку 3 кл.
по программе «Школа России» по учебнику Канакиной В. П.
Составила Вязьминова Е.
Контрольный диктант №1.
Прощание с осенью.
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг
стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок.
( 49 слов)
1. В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
2. Указать над каждым словом части речи.
3. Выписать словосочетания с вопросами.
Контрольный диктант №2. 3 кл.
Было тёплое утро. Мальчик выбежал на крыльцо. В ведре с водой играл лучик
солнышка. Брызги холодной воды летели во все стороны. Это мальчик
На руку мальчика села божья коровка. Она ловко и быстро
двигалась. На круглой спинке показались два крепких крылышка. Мелькнула
тёмная головка, и букашка скрылась в чаще куста
Малыш был очень удивлен.
1. Разберите второе предложение по членам.
2. Укажите части речи в восьмом предложении.
3. Выпишите из диктанта: 1слово с безударной гласной в корне,
подчеркните её, поставьте ударение, напишите проверочное слово.
1 слово с парной звонкой или глухой согласной, подчеркните её, напишите
Контрольный диктант №3. 3 кл.
Ноябрь. Пришли первые морозные деньки. Падают с неба белые звёздочки.
Снежный ковёр укрывает поля и леса. На деревьях блестят пушистые снежинки.
С берёз и осин листва давно опала. Только на дубах желтеют сухие листья.
Тишина в лесу.
Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я
шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Это оляпка или водяной
1. Пятое предложение разобрать по членам.
2. Выписать из диктанта однокоренные слова к слову, разобрать их по
Контрольный диктант №4. 3 кл.
Шли ребята через лес прямой дорогой. Тропинки замело снегом. Побежали дети
по звериным следам и заблудились. Испугались ребята. Стали кричать. Молчит
Вдруг Никита увидал знакомые следы. Тут пробегала собака. Они всегда
приведут к жилью. Так учил мальчика дедушка. Ребятишки направились по
следам и вышли на лесную сторожку.
Слова для справок: приведут, знакомые.
1. Найти предложение, в котором есть только главные члены. Подчеркнуть
2. Выписать из текста 2 слова с безударной гласной в корне; приписать к
3. Выписать из текста 2 слова с парной согласной, приписать проверочные
Контрольный диктант №5. 3 кл.
Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят прелестные птички.
Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чёрная
шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка словно
галстучек повязала. Грудка яркая, жёлтая. Будто жилет синица надела. Хороша
Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им. (56 слов)
Слова для справок: будто, словно.
1. Разобрать по составу слова: зимний, грудка.
2. Разобрать по членам предпоследнее предложение.
3. Выписать 1слово с непроизносимой согласной и 1 слово с безударной
гласной, подобрать проверочные, подчеркнуть указанные орфограммы.
Контрольный диктант №6. 3 кл.
У Тани был день рождения. В этот праздничный день она получила много
подарков. Мама подарила Тане красивое платье. Бабушка связала внучке
чудесный шарф и тёплую шапку. От сестры Таня получила кофту и платок.
Папа купил дочке книгу. Таня очень радовалась. Книгу девочка читала весь
день. В ней были интересные сказки о животных. На другой день Таня стала
рисовать картинки к сказкам.
1. Выписать третье предложение. Разобрать его по составу.
2. В 4ом предложении определить род существительных.
3. Разобрать слова по составу: интересные, подарки.
Контрольный диктант №7. 3 кл.
Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки.
Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у речки. А вот и первая рыбка – ёрш.
Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.
Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь.
Тишина. Только в овражке журчал маленький ключик. Много грибов набрали
мальчики в лесной чаще.
1. Выписать предпоследнее предложение 1 абзаца. Разобрать его по членам.
2. Разобрать по составу слова:
3. Выписать из диктанта по 1 существительному каждого рода, обозначить
род. Выписать по 1 сущ. в единственном и множественном числе,
Контрольный диктант №8. 3 кл.
По цветам можно узнать время. Раннее летнее утро. К шести часам открыл
синий глазок колокольчик. Подняли золотые головки одуванчики. Краснеют
нежные цветочки полевой гвоздики. Следом расправляет широкие лепестки
шиповник. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтая
кувшинка, белая лилия.
Спадает летняя жара. Оживают другие цветы. Распустились душистый табак и
Посади на клумбах цветочные часы. Они покажут точное время.
Слова для справок: лепестки, подняли.
1. Выписать три словосочетания прилагательных с существительными
женского, мужского и среднего рода. Обозначить род.
2. Сделать фонетический разбор слова
Контрольный итоговый диктант №9. 3 кл.
Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели
листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы.
Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.
К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки.
Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса.
Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке
сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные муравьи.
Слова для справок: торопятся, опушка, звенят, шорохи.
1. Списать первое предложение 2го абзаца. Разобрать его по членам,
2. Определить падеж существительных в предложении, подчеркнуть
волнистой линией прилагательные.
3. Разобрать слова по составу. Летняя, ветерок, пробежал.
1. Списать третье предложение 2го абзаца. Разобрать его по членам,
3. Разобрать слова по составу. Лёгкий, листики, прилетели.
Диктанты 3 класс 1 четверть по русскому языку. Тексты для диктантов адаптированы, соответствуют программам школ России и ФГОС. Сборник диктантов можно распечатать и использовать на уроках русского языка, а также будет полезен родителям для самостоятельной работы дома с детьми. Объем диктантов по русскому языку 3 класс 1 четверть: 45-50 слов. В 3 классе 1 четверти рекомендуется 1 контрольный диктант. Во 3 классе 1 четверти проводятся словарные диктанты, проверочные диктанты, контрольный диктант, свободные и творческие диктанты, объяснительные и предупредительные диктанты, зрительные диктанты. Тексты для диктантов адаптированы, соответствуют программам школ России и ФГОС.
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. Ночью перестал идти дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Осенний лес
Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу.
В роще
Наступила осень. Дети идут в рощу. Рядом бежит Жучка. Под кустом шуршит ёжик. Белка грызет шишки. Стучат пестрые дятлы. Интересно детям наблюдать за животными.
Славное дерево липа! Листочки мягкие. Цветы душистые. Ветви широко раскинулись. А сколько пользы от липы! Рои пчел гудят в густой листве. Пчелки берут с цветов душистый сладкий сок. Хорош липовый мёд!
В ельнике
Я вхожу в густой ельник. На елке лениво свистят дрозды. Вдруг я услышал шаги. Кто это? Я прислонился спиной к стволу дерева. Около кустов малины шла медведица с медвежонком.
Проверочные итоговые диктанты
У меня жили чижи – Чижик и Пыжик. Они любили летать по комнатам и сидеть на полках. Там у меня хранились лесные орешки, птичьи гнёздышки, охотничьи ружья. Иногда чижи ссорились. Бывало, взъерошат перья, раскроют клювы и шипят друг на дружку. Но ссоры быстро кончались. Птицы садились на полку и начинали дружно петь.
Запиши слова, заменяя звуковую запись буквенной в два столбика:
Слова с гласной а в приставке;
Зимний вечер
На земле лежал толстый снежный покров. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко скрипел под ногами снег. На небе выступили звёзды. Мороз крепчал. Вот и сторожка лесника. Вьюги намели большой сугроб снега у крыльца. Маленькую сторожку было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко пылал огонь. Нам стало тепло.
1. В 7 предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Разобрать слова по составу снежный, сторожка.
Прощальная песня
Вечером шёл дождь. Под утро мокрую траву схватил мороз. Холодный ветер поселился в лесу. Он бродил между сосен. Перелетал от поляны к поляне. Грустно шумели вековые ели. Я стоял на опушке и слушал прощальную песню леса. С неба упал журавлиный крик. Почему печально кричат журавли? Птицы сделали круг над Волгой и полетели к югу.
Я вспомнил песни о журавлях. Они, как осенний птичий крик, весёлые не бывают.
1. Разобрать по членам предложения и частям речи, выписать словосочетания.
2. Подобрать и написать 3 однокоренных слова (сущ., прил., гл.,) с корнями:
Ночная гроза
Ночью была гроза. Ветер и дождь стучали в окно. Над крышей трещали громовые раскаты. Вся комната освещалась молнией. Утро после грозы было ясное. Взошло солнышко и осветило верхушки деревьев. Земля еще не просохла от дождя и была холодная и сырая.
Ноябрь
В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу. Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.
Дополнительные материалы содержат 6 контрольных диктантов, разбитых по полугодиям. Плюс грамматические задания к диктантам.
Описание
Мы в социальных сетях
Сайт работает в тестовом режиме
Выбрано максимальное количество наименований в одном заказе (25шт). Для заказа дополнительных позиций необходимо создать новый заказ. ×
Превышено количество неоплаченных заказов (не более 5). Для оформления нового заказа, необходимо оплатить или отменить предыдущие заказы в личном кабинете. ×
Пришло время обратиться к третьему классу. Надеюсь, потренировавшись на представленных текстах и заданиях к ним, ваш ребенок принесет из школы заслуженную пятерку!
Диктанты для 3 класса с заданиями
Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу. Слова для справок: сбросили, рябчик.
1 вариант – 5 предложение (Они клевали гроздья сладких ягод)
2 вариант – 8 предложение (Рябчики пролетели в лесную чащу)
1 вариант – из второго предложения
2 вариант – из пятого предложения
1 вариант – из первой части текста
2 вариант – из второй части текста
1 вариант – корм
2 вариант — свист
Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили кочан капусты. Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались вкусным ужином.
1 вариант Кормушка, прилёт, подводники
2 вариант Сахарница, заход, заморозки
Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. На земле лежит толстый снежный покров. Ребята выбежали на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!
1 вариант Берёзка, подорожник, капуста.
2 вариант Ягодка, подберёзовик, помидоры.
Мы стали жить на берегу Волги. Зимой река замёрзла. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Рыбак Андрей взял с собой сынишку Ваню. Далеко выехали рыбаки. Сделали во льду ямки и спустили в воду сети. Светило солнце. Всем было весело. Ваня был очень рад. Он помогал выпутывать из сетей рыбу. Рыбы наловилось много.
1 вариант — в первом предложении
2 вариант — в десятом предложении
Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей. У берегов тихо шуршал камыш. В его зарослях каждую весну строили свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята. Раноутром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна.
1 вариант – 6 предложения ( У берегов тихо шуршал камыш)
2 вариант — 9 предложения ( Рано утром мать выводила их на берег)
1 вариант – первого предложения ( Владимир жил в тайге)
2 вариант – десятого предложения ( Малыши щипали нежную травку)
Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце. Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым часом проталины становились шире и длиннее. Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. В воздухе зазвенели их голоса.
1 вариант – в первой части текста
2 вариант — во второй части текста
1 вариант – пятого предложения (На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце)
2 вариант – девятого предложения (Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще)
Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна!
1 вариант – 8 предложения (Она разбудила своих подруг)
2 вариант — 12 предложения (Она открыла свою чашечку)
1 вариант – в единственном числе
2 вариант — во множественном числе
Встреча с гадюкой
Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редко сюда проникал солнечный луч. Громадные ели и сосны стояли угрюмо. Они опустили могучие ветки. Вдруг старый пень зашевелился. Там была нора гадюки. Мы вышли на лесную поляну. Радостные песни птиц встретили нас. Жужжали мохнатые шмели. Появился лесник. Он успокоил нас. Подъехала машина, и мы отправились домой. Шипение гадюки звучало в ушах. Гадюки опасны.
Наступил апрель . В долинах за дул свеж ий ветер. Ж урчат ручьи.
У подножья горы уже видна зелёная травка. А среди молодо й зелени во всех
ямках блестят искр ы воды. Радуют гла з первые цветы. На бе рёзе появились молод ые
1. Выдели корень в словах: прохл адный, прин ести, под бородок, чайн ик.
2. Выпиши из текста о днокоренны е слова, выдели в них к орень.
3. Выпиши слова, оканчивающие ся на гл ухие соглас ные, вы полни проверку их
Чуть свет мы подъехали к омуту. На берегу г орели костры. Это съез жались
рыболовы. Ночь тёплая, кричат перепела. Рыболовы натянули п алатки, вскипятили
чайники. Ждут рассвета. Тишина. Все заняты своими д елами. Каждый проверяет и
1. Выпишите слова с разделитель ным твёрдым з наком.
2. Подчеркните г рамматическ ую основу перво го и второго предложений.
Сад нашей школы начинается в конце улицы и поднимается на косогор. Его
окружают белые, розовые и жёлтые акации. В саду растут яблони, сливы, малина,
крыжовник, см ородина. В ма е над цвет ущими деревьями л етают пчёл ы.
Школьники делают в сад у всё своими руками. Каждое дерево имеет своего
хозяина. В августе идёт сбор урожая. Ребята дружно снимают с деревьев и
1. Найдите и выпишите сложное слово, подчеркните соединительную г ласную,
Над норой лисы жила белка. Белка прыгала по веткам и дразнила старую лису.
Однажды утром лиса легла н а п олянку пе ред сосной, б удто мёртвая. Любопытная
белочка бросила в лису шишку. Лиса не поднялась. За шишкой полетела ветка. Лиса
не двигалась. Тогда белка совсем близко пробежала о коло лисы. Лиса быстро
вскочила. Но охота не удалась. Белочка чуть не очутилась в зуб ах хитрой лисицы. (60
1. Выполните фо нетический разб ор слова любо пытная.
Вот по у зкой извилисто й тропинке течёт весёлый ручеёк. Сквозь кроны деревьев
пробиваются яркие лучи солнца. Тёплый ветер покачивает ивовые серёжки. Уже тает
В синем небе звенит радостная п есня кулика. На высокой ели постукивает дяте л.
Слышишь звуки удивительн ой природы? Это над тайгой льётся песня пеночки.
Определите род, числ о, падеж имё н существитель ных в третьем и последнем
Контрольные диктанты по русскому языку для 3 класса
для 3-го класса
Цель работы: проверить навык правописания слов на диапазоне изученных правил и элементарные знания по русскому языку. Текст диктанта включает все изученные во 2 классе орфограммы: гласные после шипящих, раздельное написание предлогов со словами, звонкие и глухие согласные на конце и в корне слова, безударные гласные, непроизносимые согласные, разделительный ь, большая буква в собственных именах.
Объём текста: 40 – 45 слов.
Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.
1. Составь предложение из слов, подчеркни главные члены предложения. Выпиши словосочетания с вопросами.
I вариант II вариант
Листья, падают, берёз, с, золотые ногами, шуршит, трава, сухая, под
2. Разбери слова по составу.
3. Выполни звуко-буквенный разбор слов.
Пеньки, ежи Деньки, ерши
1. Обозначьте части речи в предложении. Выделите основу предложения.
1. Выпишите словосочетание (прил. + сущ.) из предложения
1. *. Запишите омонимы (3 слова)
1. Выписать 3 глагола с приставками, выделить их.
1. Записать 3 однокоренных слова, обозначить части речи, выделить корень.
2 вариант – свист
Контрольный диктант для 3-го класса
за I четверть
Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык правописания слов с разделительным мягким знаком, удвоенными согласными, звонкими и глухими согласными в корне слова, безударными гласными.
Объем диктанта: 44-50 слов.
Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи. (48 слов)
1. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.
На опушке леса растут рыжие лисички. I I вариант
Осенью деревья надели яркий наряд.
2. Подберите однокоренные слова с данными корнями.
3. Разберите слова по составу.
Осенний, пробежка, журавлёнок,
бабушка, девочка. Лимонный, походка, тюленёнок,
1. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.
2. Записать и разобрать по составу слова
1. * К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.
за I полугодие
Цель работы – проверить умение применять правила правописания слов со звонкими и глухими согласными, безударными гласными в практике письма: умение обнаруживать орфограммы, проверять их написание изменением формы слова, подбором однокоренных слов.
Объем работы: 50-55 слов.
Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.
Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостиком. Полетела легкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.
(По И. Соколову-Микитову)
1. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.
Голодные синички прилетели к кормушке.
Серенькая белочка спряталась в дупле.
3. Запиши слова в 3 столбика.
Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белыешубки. Спит пруд под ледяной коркой. На земле лежит толстый снежный покров. Ребята выбежали на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!
1. Выписать из текста по 1 слову с безударной гласной в корне, с парным согласным в корне, с непроизносимой согласной в корне, которые проверяются ударением, указать проверочное слово.
1. Образуй однокоренные слова от данных слов с помощью приставок. Выдели приставки.
1 вариант – в первом предложении
2 вариант – в десятом предложении
1. Подчеркните в тексте собственные имена существительные
2. * Запишите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, по 2 слова.
Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей. У берегов тихо шуршал камыш. В его зарослях каждую весну строили свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята. Раноутром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна.
1. Подчеркни грамматическую основу
2 вариант – 9 предложения ( Рано утром мать выводила их на берег)
1. Определи падеж и род у имён существительных
1. 1 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только в единственном числе 2 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только во множественном числе
1. Подчеркните имена прилагательные, выделите окончание
2 вариант – во второй части текста
1. * К данным прилагательным в словосочетаниях подберите прилагательные – антонимы, запишите новые словосочетания
Контрольный диктант по русскому языку
для 3-го класса за III четверть
Цель работы – проверить умения писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроверяемыми ударением, звонкие и глухие, непроизносимые согласные в корне слова; проверять гласные и согласные в корне; обозначать гласные и согласные в приставках; писать ъ разделительный в наиболее употребляемых словах; правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце.
Объем диктанта: 55-65 слов.
В лесной глуши.
Тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. От цветов рябит в глазах. На листочках дрожат капельки росы. Весело поют зяблики. Радостная песня соловья наполняет все вокруг.
Интересно поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш еще не знает страха. Около норы играют лисята. Повадки лисят известны. Обнялись, повалились на траву и катают друг друга. Мать-лисица сторожит детенышей.
1. Синтаксический разбор предложения.
Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.
Надулись на деревьях пахучие почки.
2. Выбери из группы слов синонимы и запиши их
Голубой, лазурный, бирюзовый, янтарный, небесный
Желтый, лилейный, золотой, янтарный, лимонный.
Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень многосвета. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна!
1. Подчеркните грамматическую основу, указав части речи
2 вариант – 12 предложения (Она открыла свою чашечку)
2 вариант – во множественном числе
1. Подберите глаголы синонимы, употреблённые в неопределённой форме
1. Подчеркните грамматическую основу. Определите части речи.
1 вариант – в 4 предложении (Они опустили могучие ветки)
1. Выпишите имена существительные в именительном падеже, определите род
1. * К выделенным словам в словосочетаниях подберите слова – антонимы, запишите новые словосочетания.
Итоговый контрольный диктант для 3 класса
Цель работы – проверить умение правильно писать слова с безударными гласными в корне в более трудных случаях (слова с приставками, слова с затененными корнями); с согласными в корне (звонкими-глухими,удвоенными и непроизносимыми); слова с непроверяемыми написаниями; гласные и согласные в приставках;существительные мужского и женского рода с шипящими на конце, безударные падежные окончания имён существительных;не с глаголами; родовые окончания имён прилагательных; проверить, как учащиеся могут использовать на практике теоретические сведения об однородных членах предложения.
Объем текста – 65-75 слов.
Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.
В весеннем лесу можно услышать певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.
Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня. Самого певца не видно в небесной вышине.
Лучший певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкают чудесные звуки.
Слова для справок : звенят
Грамматическое задание .
1. Найди в тексте однородные члены предложения и подчеркни их.
2. Выполни синтаксический разбор предложения. Выпиши словосочетания.
Контроль знаний – проверочные, итоговые диктанты и контрольные работы по русскому языку для 3 класса – сортировка по четвертям и полугодиям, темам и правилам, тексты с грамматическими заданиями.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Объём диктантов для 3 классов: 1 и 2 четверть – 45 – 53 слова. 3 и 4 четверть – 53 – 73 слова.