10 апреля 2023, 11:30
10 апреля 2023, 12:30
10 апреля 2023, 13:30
10 апреля 2023, 14:30
10 апреля 2023, 15:30
10 апреля 2023, 16:30
10 апреля 2023, 17:30
10 апреля 2023, 18:30
10 апреля 2023, 19:30
10 апреля 2023, 20:30
10 апреля 2023, 21:30
Волгоградцы объяснили причины постоянного написания “Тотального диктанта”
Тысячи участников в более чем 40 странах мира объединил в этом году “Тотальный диктант”. Главной площадкой просветительской акции в Волгограде по традиции стала библиотека имени Максима Горького. Кто и почему из года в год приходит проверить свои силы в знании правил?
Координатор проекта “Тотальный диктант” в Волгограде Светлана Солодкова отметила, что диктант – это своего рода просветительская акция, направленная именно на пропаганду русского языка, как в нашей стране, так и в зарубежных странах. В этом году есть нововведение: написание диктанта на родных языках пишут. Например, Башкортостан или Мордовия пишут на башкирском или мордовском соответственно. Для них специально создается текст. Содержание диктанта до последнего дня держится в секрете. В этом году автором стал журналист и писатель Василий Авченко. Под диктовку участники проекта писали рассказ о жизни путешественника и исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева.
Светлана Солодкова рассказала, что автор диктанта, под руководством филологического совета организаторов, специально для акции пишет текст, где прописывает какие-то редкие правила, то есть это не школьный диктант, он достаточно сложный, содержит много авторской пунктуации. В Волгограде было организовано шесть площадок для проведения “Тотального диктанта”, главной по традиции стала библиотека имени Максима Горького. Здесь же для участников проекта проводятся и подготовительные занятия. Ведущий библиотекарь Волгоградской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького Алена Иремадзе поделилась, что в рамках клуба ценителей русского языка в библиотеке проводится подготовка к диктанту. Разработчики и члены филологической комиссии присылают занятия, в этом году их было четыре, в каждом есть диктант и полноценный разбор в презентации. Автором пробников также является Василий Авченко, участники привыкают к стилю, к языку автора. Чаще всего участников волнует постановка запятых в предложениях, тире, одинарная или удвоенная буква “Н” в причастиях.
В этот раз в библиотеке подготовили 150 мест для участников проекта, и ни одно из них не осталось пустым. И хотя само мероприятие многим напоминает о школьных годах, участие принимают не только ностальгирующие взрослые. За партой были и школьники. Алена Иремадзе отметила, что взрослые приходят, чтобы покопаться в своей памяти и узнать что-то интересное из курсов русского языка. Галине Фирсовой в июле исполнится 85 лет. В акции “Тотальный диктант” она участвует уже в шестой раз. Признается, поначалу получала даже двойки и тройки, но желание проверить свои знания оказалось сильнее. Жительница Волгограда Ангелина Ромашина поделилась, что не готовится к диктанту, чаще всего проблемы вызывает пунктуация.
Организаторы говорят, как правило, около половины участников приходят из года в год, – сообщает ГТРК “Волгоград-ТРВ”.
Часть 2. Простое сердце
В поэме Гоголя «Мёртвые души» каждый герой олицетворяет те или иные человеческие пороки. Ноздрёв — авантюрист, игрок, проматывающий состояние, заработанное тяжким чужим трудом. Манилов — пустой мечтатель, любитель громких, напыщенных фраз, нисколько не заботящийся о своём имении. Собакевич, напротив, приверженец всего материального, вообще лишённый каких бы то ни было духовных запросов. Плюшкин и вовсе «прореха на человечестве», скупердяй, совершенно потерявший человеческое обличье.
Сложнее с Настасьей Петровной Коробочкой — единственной женщиной в ряду этих персонажей. В чём её порок и что отличает её от других героев поэмы? Она не фанатик вроде Собакевича, колодец у которого обшит корабельным дубом, и не похожа на Манилова, помешанного на красоте усадебных строений. Коробочка не транжирит деньги, как Ноздрёв, имение у неё небольшое, зато доходное. Она расчётлива, но, в отличие от Плюшкина, не скупа: накормила Чичикова вкусным и сытным завтраком, где были грибки, и пирожки, и блины с топлёным маслицем.
Коробочка простосердечна, но страх перед новым у нее доведен до крайности. Все вокруг меняется, а она все так же живет по старинке. Ее связь с миром осуществляется по традиционной схеме «товар — деньги — товар», которую нарушает Чичиков: покупая «мертвые души», он деньги отдает, а реальный товар не получает. Это и настораживает Коробочку.
В результате именно Коробочка ломает изобретённую Чичиковым криминальную схему. Коробочка едет в город, чтобы узнать, не изменился ли внешний мир, не торгуют ли там уже и «мёртвыми душами», не продешевила ли она. Разгорается скандал, вынуждающий Чичикова бежать из города куда глаза глядят. Так консерватор Коробочка побеждает Чичикова-модерниста.
Конечно, будущие чичиковы придумают новые махинации, на первый взгляд бессмысленные, но приносящие вполне ощутимый доход. Однако на всякого хитреца найдётся своя Коробочка, от простых вопросов которой сбежит очередной ловец душ.
Вятка
Это был странный мир: по утрам за окном не пели птицы, не шелестела трава, собаки лаяли совершенно беззвучно, а мужики, то и дело ругающиеся на улицах, широко раскрывали рты, но ни единого звука оттуда не доносилось. В десять лет, после тяжело перенесённой скарлатины, Костя почти оглох, и вот уже шестой год его окружал мир тишины и покоя.
Слова «громкий», «звучно», «шуметь» не значили в этом мире ничего. Они напоминали символы давно исчезнувшей цивилизации, оставленные как загадка потомкам на стенах древней пещеры. Для того чтобы проникнуть в эту пещеру, у Кости недоставало ни сил, ни возможностей, ни средств.
Он ещё помнил звуки, однако существовали они в его голове отдельно от людей, других живых существ и предметов, которые эти звуки производили. Это было, как если бы он видел тени, а самих предметов, эти тени отбрасывающих, видеть не мог.
Он смотрел на мир, как рыба из-под воды смотрит на берег, и всё, что он видел там, на залитом солнцем берегу, казалось ему странным и в то же время недосягаемо красивым. Шестой год Костя продолжал жить на другой планете, куда прилететь, кроме него, не мог уже больше никто — даже такой же, как он, внезапно оглохший мальчик. Ибо у каждого глухого мальчика должна быть своя планета.
Зато он оставался неуязвим для того дурного, что терзает людей со слухом. Он видел, как люди плачут, услышав какие-то слова, как они бледнеют от ненависти или от страха, и был согласен не слышать то, что услышали они. Когда учителя бранили его за бестолковость, а сверстники дразнили глухой тетерей, он лишь безмятежно смотрел на них. Даже о том, что его отчислили из гимназии, Костя узнал не сразу: директор что-то долго объяснял ему, но мальчик не всё успел понять по губам.
Часть 2. Пермь. Кама
Когда с левого берега Камы, на котором лежит моя родная Пермь, смотришь на правый с его синеющими до горизонта лесами, чувствуешь зыбкость границы между цивилизацией и первозданной лесной стихией. Их разделяет только полоса воды, и она же их объединяет. Если ребенком вы жили в городе на большой реке, вам повезло: суть жизни вы понимаете лучше, чем те, кто был лишен этого счастья.
В моем детстве в Каме еще водилась стерлядь. В старину ее отправляли в Петербург к царскому столу, а чтобы не испортилась в пути, под жабры клали смоченную в коньяке вату. Мальчиком я видел на песке маленького осетра с испятнанной мазутом зубчáтой спиной: вся Кама была тогда в мазуте от буксиров. Эти грязные трудяги тащили за собой плоты и баржи. На палубах бегали дети и сушилось на солнце бельё. Нескончаемые вереницы сбитых скобами осклизлых брёвен исчезли вместе с буксирами и баржами. Кама стала чище, но стерлядь в нее так и не вернулась.
Говорили, что Пермь, подобно Москве и Риму, лежит на семи холмах. Этого было достаточно, чтобы ощутить, как над моим деревянным, утыканным заводскими трубами городом веет дыхание истории. Его улицы идут или параллельно Каме, или перпендикулярно ей. Первые до революции назывались по стоявшим на них храмам, как, например, Вознесенская или Покровская. Вторые носили имена тех мест, куда вели вытекающие из них дороги: Сибирская, Соликамская, Верхотурская. Там, где они пересекались, небесное встречалось с земным. Здесь я понял, что дольнее рано или поздно сходится с горним, нужно лишь набраться терпения и подождать.
Пермяки утверждают, что не Кама впадает в Волгу, а, наоборот, Волга в Каму. Мне не важно, какая из двух этих великих рек является притоком другой. В любом случае Кама — та река, которая течёт через мое сердце.
Разбор текста диктанта вместе с подробными комментариями