Зрительные диктанты по методике И. Т. Федоренко
Проведение зрительных диктантов по методике И. Т. Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.
Наиболее эффективным, на мой взгляд, является написание зрительных диктантов уже в первом классе, когда перед учителем актуально стоит задача формирования у учащихся навыка чтения.
Методика проведения зрительных диктантов такова.
Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. Особенность в следующем: если первое предложение содержит всего 2 слова – 8 букв, то последнее предложение 18 –го набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ученик может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8 – 9 слов.
На экране показываю 5 предложений одного из наборов и закрываю остальные. Потом сдвигаю вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ученики в течение определённого времени (оно указано в таблице в секундах) читали про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени предложение закрывается, и ученики записывают в специальные тетради для зрительных диктантов.
После записи учащимися первого предложения показываем второе. После указанного времени ученики записывают и его. Затем так же пишут все предложения из набора. На это уходит примерно от пяти до восьми минут времени. Диктанты пишут в тетрадях, так как работа ведётся несколько дней, пока ученики не будут справляться с написанием достаточно легко.
должны писаться ежедневно. Если проводить их эпизодически, работа будет бесполезной и целей не достигнет.
Предлагаю вниманию коллег один из текстов для проведения зрительных диктантов по описанной выше методике. Если сравнить предлагаемые тексты с наборами И. Т. Федоренко, то может показаться, что они сложные. Но при постоянном использовании упомянутой выше методики учащиеся с лёгкостью пишут предложения при достаточно небольшом времени экспозиции.
Зрительные диктанты по И. Т. Федоренко
для развития оперативной памяти.
Наиболее эффективны они во втором классе и служат для улучшения оперативной памяти. Тексты по И. Т. Федоренко состоят из 18 наборов по шесть предложений в каждом. Особенность этих предложений- наращивание их длины происходит постепенно, по 1-2 буквы. Первое предложение первого набора наиболее краткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв. Время работы со всеми наборамт примерно два месяца. За это время оперативная память развивается настолько, что ребёнок может запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Теперь он легко улавливает смысл, читать ему становится интересно, и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.
При проведении диктантов на доске выписываются щесть предложений одного набора и закрываются листом бумаги. После того как одно из них высвечено (лист бумаги опущен), ребята в течение определённого времени читают его молча и стараются запомнить. Время экспозиции небольшое – от 4 до 7 секунд (оно указано для каждого предложения). Затем учитель стирает предложение и предлагает записать его по памяти. Возможно, что кто-то из учеников скажет: «А я не запомнил». Реагируйте очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно скажите: «Это предложение пропусти, а следующее постарайся запомнить». На шесть предложений одного набора уходит обычно от 5 до 8 минут.
Если учитель видит, что многие дети не пишут, то есть не успели запомнить, то на следующий день надо этот же набор повторить. Когда предложения становятся очень длинными, то каждый набор повторяют по 4-5 дней. В среднем на каждый набор уходит три дня, а всего 54 дня, или два месяца. За этот небольшой срок можно развить оперативную память, но при следующих условиях.
*** Зрительные диктанты надо писать ежедневно. При ежедневном написании зрительных диктантов прибавка скорости чтения за два месяца составляет в среднем 44 слова в минуту. При уменьшении частоты тренировок память не развивается.
*** Диктанты надо писать по текстам И. Т. Федоренко. Постепенное наращивание длины предложений обеспечивает постепенное нарастание трудностей чтения и запоминания, облегчает процесс тренировки.
*** Ученики читают предложения, написанные на доске только молча. Если кто-то читает вслух, то другие будут воспринимать предложения ушами, а не глазами; самостоятельное восприятие и осознание совершенствоваться не будут.
*** Записываются предложения на листочках бумаги. Если писать тексты в тетрадях, то уже на второй день они будут мешать запоминанию.
*** Листочки после записи предложений следует собрать, не проверять и детям не возвращать. Если проверить работы, исправить ошибки и возвратить листки ученикам, то они будут стараться запоминать не только слова в предложении, но и буквы в словах. Произойдёт усложнение учебной задачи, что помешает развитию памяти.
*** Если все дети запоминают короткие предложения, не радуйтесь: работа идёт вхолостую, так как в этом случае трудность недостаточна для тренировки памяти. Переходите к следующему набору.
*** По мере перехода к длинным предложениям многие дети не будут успевать прочитывать и запоминать. Не расстраивайтесь! Вы вошли нормальный тренировочный режим, теперь надо каждый набор повторять несколько дней подряд.
Тексты зрительных диктантов (по И. Т. Федоренко)
Зрительные диктанты по системе профессора И. Т. Федоренко Автор презентации Коломенская В. Г. учитель начальных классов МБОУ СОШ № 15 г. Владикавказ РСО-А июнь, 2012
Вариант 1 Вариант 2 выход Вариант 3
Набор №1 Набор №2 Набор №3 Набор №4 Набор №5 Набор №6 Набор №7 Набор №8 Набор №9 Набор №10 Набор №11 Набор №12 Набор №13 Набор №14 Набор №15 Набор №16 Набор №17 Набор №18 назад 1
1 2 3 4 5 6 Та е т сне г . Идёт до ждь . Неб о хмур ое . Коля заб о лел. Запели птицы. Поле о пустел о . Набор №1 назад 1
1 2 3 4 5 6 Тр е щ а т м о розы. Я ищ у з е мл я нику. В л е су р о сла ель. Наступила ос е нь. Дни стали к о роч е . В л е су мног о б е рё з . Набор №2 назад 1
1 2 3 4 5 6 Прил е тели пти чк и. Ярк о свет и т со л нц е . Ма й я выт е рла доску. Вес е л о б е гут руч ьи . П о дул ре з кий вет е р. Зоя прилежн о учи тся . Набор №3 назад 1
1 2 3 4 5 6 Дят е л д о лбит дер е во. Я х о ч у п о с а дить цв е ты. Ин е й запуш и л дерев ь я. Без в о ды цв е ты з а вянут. Прол е тел о жарк о е лет о . Возл е дома п о с а дили ель. Набор №4 назад 1
1 2 3 4 5 6 Солнышк о светит и гре е т. Ил ь я р е шал задач у у д о ски. Заг о релась в небе зорька. На дерев ь ях св е ркал ин е й. Г оро д Киев ст о ит на Днепре. В л е су с о б и рают з е мл я нику. Набор №5 назад 1
1 2 3 4 5 6 Зимой р е ка покрылась л ь дом. Мальчик под а рил маме цв е ты. Пёстрый дят е л – л е сной докт о р. К о лхозники р а ботают на лугу. На о г о род забрались ц ы плята. Мы ж и ли возл е б е рёзов о й рощи. Набор №6 назад 1
1 2 3 4 5 6 Небо покрыл о сь серыми туч а ми. Дети п о с а дили во дв о ре акац и ю. Бабушка купила внуку букварь. Землю с о грел о тёплое солнышко. Моя с е стра работает на фабр и ке. Ласков о грело весе нн ее со л нце. Набор №7 назад 1
1 2 3 4 5 6 Идёт до ж дик. Я люблю наш г оро д. Весел о зв е нят руч ь и. У Андрея чистая т е традь. П о м о гай св о ему т о варищ у . На камнях грею тся ящ е рицы. Набор №8 назад 1
1 2 3 4 5 6 Воды м о рей с о лёные на вкус. Наша страна бор ется за мир. Х оро ша рощ а в зимн е м н а ряде. Н а ч а лась б о льшая перемена. Дети х о дили в лес за грибами. Кр а сивы ул и цы наше го г оро да. Набор №9 назад 1
1 2 3 4 5 6 М о сква – ст о лица нашей Род и ны. Школьники пол и вают саж е нцы. Д е путаты с ъ ехались на с ъ езд. Над о быть чес т ным и правдивым. Звёзды с и яют на башнях Кр е мля. Лет о м наша сем ь я ж и ла на Волге. Набор №10 назад 1
1 2 3 4 5 6 Весел о к оло си тся густая рож ь . П о ля зап оро ш и ло белым снег о м. Мы читали инт е ресный ра сс каз. Реб я та мног о и упорн о работают. Новые д о ма р а стут оч е нь быстр о . Из маш и ны выш е л наш пр е зидент. Набор №11 назад 1
1 2 3 4 5 6 Мальчики с о б и рали сухие суч ь я. В поле п о сп е вают рож ь и пш е ница. Лет о м р е бята отдыхали в д е ревне. Дети всех стран х о тят ж и ть в мире. Свеж и й в е т е рок п о веял прохладой. Св е ркнула молния, и загр е мел гром. Набор №12 назад 1
1 2 3 4 5 6 Давн о ск о сили и убрали п о ля и луга. Белка вз о бралась на верхнюю ветку. Со л нце св е тило ярк о , и дети купались. Весь н а род г о рди тся г е роями косм о са. Дедушка Фили пп п а сёт к о лх о зное стадо. Люблю я в поле встр е ч а ть в о сход со л нца. Набор №13 назад 1
1 2 3 4 5 6 Подн я лась за р е кой б о льшая серая туч а . Зазв е нели в л е су звонкие птич ь и песни. Разве д чики отправились в о пасный путь. В в е рхов ь ях р е ки водится ре д кая ф о рель. Дружная сем ь я и землю пр е вратит в з о л о то. Мим о прол е тела в е сёлая стайка стрижей. Набор №14 назад 1
1 2 3 4 5 6 Зацв е тёт, заз е л е неет наш в е сёлый о г о род. Меж р е деющих в е рхушек пок а залась син е ва. М е дведи, лисы и к а баны ж и вут в горных л е сах. Б е гут по о врагам х оло дные весе нн ие руч ь и. На смел ого с о бака ла е т, а труслив ого куса е т . В оро б ь и и с оро ки у тром прил е тают к к о рмушк е . Набор №15 назад 1
1 2 3 4 5 6 В т а йге водя тся хи щн ые ж и вотные: волки, лисы. Скво з ь в о лнистые туманы проб и рается луна. Школьники г о товя тся к нов о му учебн о му году. Ра нн ей в е сной мног о работы в к о лхозн о м саду. На б е р е гу моря ра с кинулся пи о нерский лаг е рь. Небо покрыл о сь ч ё рными ту чк ами, и пош ё л дождь. Набор №16 назад 1
1 2 3 4 5 6 Л а вины и камн е пады о пасны для п о к о рителей гор. Пр о билась из-под з е мли в о да, и р о дился р о днич о к. От г оро да в т а йгу стр о ители прол о жили д оро гу. Цв е ты были н е знакомые, п о хож и е на к оло кольчики. Пр о хладная в о да х оро шо о св е ж и ла уставш и х р е бят. Вдоль тр о пинок разр о слись л и ловые к оло кольчики. Набор №17 назад 1
1 2 3 4 5 6 Над горными в е рш и нами с и яла о динокая звёзд очк а. Каждый день тысяч и людей в ъ е з жают в новые кв а ртиры. Школ ь ники выр а щивают л и моны, мандарины и ап е льсины. По л е сной заросш е й тр о пе о ст о р о жн о идёт п о граничник. Мальчик п о д о ш ё л к о кну и увид е л выс о ко в небе жур а влей. Со л нце скрылось, и на землю тих о о пустилась летняя ноч ь . Набор №18 назад 1
Набор №1 Набор №2 Набор №3 Набор №4 Набор №5 Набор №6 Набор №7 Набор №8 Набор №9 Набор №10 Набор №11 Набор №12 Набор №13 Набор №14 Набор №15 Набор №16 Набор №17 Набор №18 назад 2
1 2 3 4 5 6 Утр о мудр о . Бу д ь зд оро в. Делай д о бро. Б е да ум р о дит. День – трудень . С дел о м не шути. Набор №1 назад 2
1 2 3 4 5 6 Был о да сплыл о . Бед е н, да чест е н. Ош и бка не обман. Умный уступа е т. Свой хле б сытнее. Первый блин ком о м. Набор №2 назад 2
1 2 3 4 5 6 Век ж и ви, век учись. Один в пол е не во и н. С е крет не для дв о их. Без труда нет д о бра. Время д оро же з оло та. Шути, да о глядывайся. Набор №3 назад 2
1 2 3 4 5 6 Без ума г оло ва – к о тёл. Вольн ого б ь ют больн о . Кто л е нив, тот и с о нлив. Людей сбл и жает улы б ка. В злоб е т е ряе тся разум. Н е п о седа портит б е седу. Набор №4 назад 2
1 2 3 4 5 6 Без т е рпен ь я нет умен ь я. Без старш и х не прож и вёш ь . Бумага терпит, п е ро пиш е т. Д о бро помни, а зло забывай. Спрос не грех, о тка з не б е да. Г о в о ри меньш е – умнее буд е ш ь . Набор №5 назад 2
1 2 3 4 5 6 Г о в о рит бело, а делает ч е рно. Мать плач е т, что р е ка л ь ё тся . За добр ого ч е л о века сто рук. В г о стях х оро шо, а дома лу чше . Бр а нись, а рукам воли не д а вай. П о меньш е слов, п о больш е дела. Набор №6 назад 2
1 2 3 4 5 6 Ум без д о га д ки и гр о ша не ст о ит. Глаза стр а ша тся , а руки делают. Других не суди – на себя п о гл я ди. Посл е драки кул а ками не машут. Чес т ный ч е л о век добр о помнит. С миру по нитке – г о л о му рубашка. Набор №7 назад 2
1 2 3 4 5 6 Ср о бел – пропал. Каша – рад о сть наша. Сс ора – о руж и е глупца. А птека не прибавит века. Без б е ды друга не узна ешь . Т о му т я ж е ло, кто помнит зло. Набор №8 назад 2
1 2 3 4 5 6 Посл е дела и гулять х оро шо. Как ты к з е мле, так и она к т е бе. Без хл е ба куска в е зде т о ска. Ч а стые гости – в доме п о ряд о к. Добр о му слову – добрый о твет. Больш е слушай – меньш е г о в о ри. Набор №9 назад 2
1 2 3 4 5 6 Доброе слово – эт о доброе дело. Л ег ко то г о учить, кто слушает. Бр а нись, а рукам воли не давай. С п о клону г оло ва не о твали тся . Силу прим е нить ле г ч е , чем разум. Б е рут зави д ки на ч у ж и е п о ж и тки. Набор №10 назад 2
1 2 3 4 5 6 Сл о ва что сне г , а д е ла что сажа. Азбука – к мудр о сти ступенька. Бархатный весь, а жальц е есть. Слова как мё д , а д е ла как п о лынь. Болен – л е чись, а зд оро в – б е р е гись. Св о е го не бр о сай, ч у жо го не б е ри. Набор №11 назад 2
1 2 3 4 5 6 О ш и бся, что уш и бся – вп е рёд наука. Будет и на нашей ул и це праз д ник. Со л нце как пе чк а – всех согр е вает. На всяк о е х о тен ь е есть т е рпен ь е. Кто быстр о помог, тот дважды помог. Красив тот, кто красив о п о ступает. Набор №12 назад 2
1 2 3 4 5 6 Без дела ж и ть – тольк о небо к о птить. Дитя плач е т, а у мат е ри сер д це б о лит. Бабушк е один тольк о дедушка не внук. Не сиди сл о жа руки, так и не буд е т скуки. Не п е няй на с о седа, когда спиш ь до о беда. Правду как ни спряч ь , она наружу вы й дет. Набор №13 назад 2
1 2 3 4 5 6 Не б е да о ш и би т ь ся , б е да не исправи т ь ся . Умный себя в и нит, а вот глупый – т о вари ща . Не для то г о г оло ва, чтобы шап очк у н о сить. Г о в о рить не думая – что стр е лять не целясь. Б о лтуна в и дать по сл о ву, а рыбака по улову. Скуч е н день до веч е ра, коли делать нече г о. Набор №14 назад 2
1 2 3 4 5 6 Не затем руки даны, чтобы даром б о лта ться . Ч е л о век должен быть д о волен св о им трудом. Если хоч е ш ь иметь друзей, будь друг о м сам. Не хвали себя сам, пусть тебя н а род п о хвалит. См о три дер е во по пл о дам, а ч е л о века по д е лам. Со л нце, как р о дная матушка, ник о гда не о бидит. Набор №15 назад 2
1 2 3 4 5 6 От лих ого ч е л о века – хоть полу отреж ь , да уйди. На смел ого с о бака лает, а труслив ого кусает. Бит ого , пролит ого да прожит ого не в оро тиш ь . Каша – матушка наша, хл е бец ржаной – о тец р о дной. Буд е ш ь учи ться добр о му, пл о хое на ум не пойдёт. К о гда хочеш ь себе д о бра, то н и кому не делай зла. Набор №16 назад 2
1 2 3 4 5 6 Кто за своё д е рё тся , тому и сила дв о йная даё тся . Молния – з оло тая орлица, наземь п о жаром сади тся . Гостя по о дёжке встр е ч а ют, а по разуму пров о жают. Не г о нись за двумя зайцами – ни одно г о не поймаеш ь . С о нлив ого не добуд е ш ь ся , а ленив ого не дошлёш ь ся . Б е седа – д оро гу ск оро тает, а песня и работу сокр а тит. Набор №17 назад 2
1 2 3 4 5 6 За правое дело своей г оло вы не жалей и ч у жой не д оро ж и . Ск оро сказка сказывае тся , да не ск оро дело делае тся . Заразительны не тольк о дурные примеры, но и х оро ш и е. Сл о вами что лист ь ями стел е т, а делами что иглами кол е т. Б е да за б е ду ц е пля ется , как в ц е почке к о льцо за к о льцо. Конь вырве тся – догониш ь , а слова сказа нн ог о не в оро тиш ь . Набор №18 назад 2
Набор №1 Набор №2 Набор №3 Набор №4 Набор №5 Набор №6 Набор №7 Набор №8 Набор №9 Набор №10 Набор №11 Набор №12 Набор №13 Набор №14 Набор №15 Набор №16 Набор №17 Набор №18 назад 3
1 2 3 4 5 6 Вот и утр о . Небо син ее . Горы выс о ки. В г о рах сне г . Кавка з в е лик. К а збек высок. Набор №1 назад 3
1 2 3 4 5 6 На ре чк е туман. Д е рев ь я шумели. Щ е бе чу т пти чк и. На п о лянах цв е ты. В г о рах жи вёт эх о . В тр а ве шуршат е жи . Набор №2 назад 3
1 2 3 4 5 6 Звонк о п о ют птицы. Туристы идут в горы. Над о зёрами камы ши . Дима п о ймал к а рася. Всю ноч ь л ь ёт до ждь . Весел о зв е нят руч ь и. Набор №3 назад 3
1 2 3 4 5 6 Х оро шо в л е су в е сной. В ущел ь я пришла ос е н ь . На тр а ве бл е стит р о са. Над цв е тами мн ого пчёл. Ча бан п а сёт о тару о вец. На ул и цах г о рели ф о нари. Набор №4 назад 3
1 2 3 4 5 6 Над п о ляной гудят шмели. В тр а ве тр е щ а т кузнечики. От цв е тов сла д кий ар о мат. Над р е кою п о висла радуга. В оро б ь и скл е вали сем ечк и. В л е сах жи вут о лени и зубры. Набор №5 назад 3
1 2 3 4 5 6 Р е бята с делали скв о ре чн ик. Сойка з а пасает ж ё луди на зиму. В дубовых ро ща х жи вут к а баны. Ма ши на под ъ ехала к под ъ езду. На п а утинках др о жат р о синки. У Ната ши лы жи , у Кири лл а санки. Набор №6 назад 3
1 2 3 4 5 6 Под дерев ь ями р а стут ланды ши . От цв е тов идёт сла д кий ар о мат. Ду ши стые розы ра с цв е ли в с а ду. В ь юнок заплёл кусты ши повника. Прыгает по к а мням горная ре чк а. В верхов ь ях р е ки водится ф о рель. Набор №7 назад 3
1 2 3 4 5 6 У Оли к о ньки. К о тята р е звя тся . На ст о ле п и роги и ча й. Туристы развели к о стёр. Под окнами зв е нит к а пель. С кры ши св и сают с о сульки. Набор №8 назад 3
1 2 3 4 5 6 В б е рлоге спит медведица. На камнях гре ю тся ящ е рицы. П е стреют цв е ты на лужайках. Белый сне г укрыл п о ля и луга. Ча совщик чинит наши ча сики. Р е бята любят играть в футбол. Набор №9 назад 3
1 2 3 4 5 6 Пёстрый дят е л – л е сной докт о р. Дед Фили пп Куз ь мич – пасе чн ик. На пас е ке оди нн адцать ул ь ев. Ду ши ст ое сен о убрали в ст о га. Д оро га п е тляла по краю о брыва. Молния ударила в сухое дерево. Набор №10 назад 3
1 2 3 4 5 6 Ро сс ия и О сетия – навеки вмест е . Через перевал л е тят стаи птиц. В гн е зде в оро б ь я п и щ а т пт е нцы. О сина др о ж и т на х оло дном в е тру. На пруду плавают ч ё рные леб е ди. Прыгает по камням горная ре чк а. Набор №11 назад 3
1 2 3 4 5 6 Зацв е ла ду ши стая белая ака ция . На б е р е гу руч ь я р а стут р о машки. О сетия г о рди тся св о ими г е роями. Филин и с о ва – н о чн ые хи щн ые птицы. Изучайте эк оло гию р о дн ого края. На б оло те р а стут клюква и м оро шка. Набор №12 назад 3
1 2 3 4 5 6 У с оро ки гн е здо, а у аиста – гн е здище . Содер жи в поря д ке книги и тетра д ки. Горный воздух п о лезен для зд оро в ь я. О сетия г о рди тся своим зап о ведником. Кеклики – это неб о л ь ш и е горные кур очк и. В з а п о ведных л е сах мног о зв е рей и птиц. Набор №13 назад 3
1 2 3 4 5 6 Серны и туры о б и тают на горных склонах. Л е тят в д а лёкие тёплые кр а я птич ь и стаи. По утрам над р е кой слышна трел ь с оло в ь я. Красивы в е сной и лет о м ал ь пи й ские луга. На г оро дской пло ща ди жи вут сизые голуби. Альпинисты вз б и раю тся вв ерх по скалам. Набор №14 назад 3
1 2 3 4 5 6 Б оро вик р а стёт в е ловом пр о хладном л е су. Ры жи е белки в парке б е рут корм из рук д е тей. Ник о гда не раз жи гай к о стры под д е рев ь ями. О рёл б оро дач зан е сён в К расную книгу О сетии. Самый крупный звер ь в зап о ведном л е су – зубр. Над горными вер ши нами п а рят о громные о рлы. Набор №15 назад 3
1 2 3 4 5 6 Ал ь пинисты разбили лаг е рь у поднож ь я г о ры. В пут е ш е ствие по р е ке туристы взяли комп а с. Поб е жали по горным кру ча м г о в о рливые руч ь и. Р е ка Тер е к н е сёт свои воды в К аспийское море. Т я ж ё лые гр о з о вые тучи скрыли горные в е р ши ны. Св е ркают на со л нце в е ковые л е дяные шапки гор. Набор №16 назад 3
1 2 3 4 5 6 Клёст- е л о вик выводит св о их пт е нцов в ф е врале. Лавины и камн е пады о пасны для п о к о рит е лей гор. Зимой горный пере вал засыпан глубоким снегом. На б е р е гу лесн ого руч е йка они заметили о ляпку. В жи в о писных ущел ь ях построили удобные турбазы. Скво зь горный хр е бет стр о ители прол о жи ли д оро гу. Набор №17 назад 3
1 2 3 4 5 6 Утре нн яя зорька выкрасила вер ши ны в роз о вый цвет. В г о рах К авказа проходит г о сударстве нн ая гр а ница. По горным тр о пинкам о ст оро жн о шагают погр а ни чн ики. В о дяной в оро бей о ляпка жи вёт на б е р е гах горной ре чк и. Св е ркает в солн е чн ых лу ча х л е дяная верхушка К азбека. Вдоль ск а листых склонов п е тляет уз е н ь кая тр о пин очк а . Набор №18 назад 3