Весёлые словарные диктанты по русскому языку. Грамматические стихи, потешки, загадки. Развлекательные уроки русского языка в начальной школе. Внеклассные занятия

КТО В БЕРЛОГЕ

Зимой, когда пурга и гололедь,
в большой берлоге спит большой

ТЕПЛО И В

Во дворе каток

Ай, бай, бай,
ты,

На травке у леса густого
паслась луговая

Я начинаю новую

ВОТ ТАК ПАРИКМАХЕР!

Поленился утром Вова
причесаться гребешком.
Подошла к нему

Великую землю,
любимую землю,
где мы родились и живём,
мы

Царский трон престолом звался,

ТАК НЕ ДЕЛАЙТЕ!

Стыд и позор Пустякову Василию:
он нацарапал на парте

ЧТО У КОГО?

У нашей Алёнки

Чтоб не было моли

в вещах у Егорки,
в шкафчик кладут

ЧЕМПИОН ПО КИСЛОТЕ

Самый кислый он, друзья,
утверждаю это я.
Нужен

Отложили птички
в гнёздышко

.
Вылез птенчик из

стала мамою синичка.

В мае весь

пене –
в мае весь

Мчал ручей вдоль верб
в

Жаль, всего семь дней в


Дел навалом у Емели:
В
на печи
Протирает кирпичи.
Не скучает и во

Он плетёт слону намордник.

И баклуши бьёт соседу.
После дождичка в
Он пускает фейерверк.

– тяжёлый день:
Тень наводит на плетень.
И


Вот тогда бы он успел
Сделать много важных дел!

Ещё словарные диктанты:

СТИХИ-ОПОРЫ И РИФМЫ-ПОДСКАЗКИ

С буквой «А» пиши, дружок!

Не забудь про

«А» да «О» им не враги!

О двух ворах

Как у наших у ворот

Птичий собрался народ.

У кормушки не зевают,

На угощенье налетают,

Друг у друга отнимают.

Ты прислушайся скорей

И услышишь: «Вор, о, бей

Я отвечу не спеша:

Вор, о, на

Молоко, компот, мороз

Борода, отец, корона

Колесо, ковер, колонна.

Их уже давным-давно

Пишут люди с буквой «О».

Мы пошли в

По пути зашли в аптеку.

Вместе с тетушкой Галиной

Слово, как ни говори,

Мы напишем с буквой «И».

К нам пришли на

на белом свете

Достойны уваженья, дети.

Ведь все они, поймите сами,

Есть чьи-то бабушки и мамы.

Им поклонитесь до земли.

А в слове пишем букву «И».

А вы знаете, что СО?

А вы знаете, что БА?

А вы знаете, что КИ?

Мы от школьного

Вот приходим на

(Путь наш на

И садимся в поезд длинный,

Сколько слов «опасных» здесь?

бы их учесть.

очень важных слов.

В них нельзя нам ошибаться,

Пишем с «О» –

Пишем, дети, с буквой «А».

Что за «ли»?

Что за «мон»?

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут:

Сразу станет кисло.

Под снежком согнула спину.

А под нею, улыбаясь,

И привел с собой внучат,

Десять маленьких зайчат.

Сказки зимние таит,

Хоть ты ростом невелик,

Ошибаться тут нельзя,

Здесь семь слов,

Все с буквой «Я».

Пишем, дети, с буквой «Ё».

Трудные учить слова

Помогает нам игра.

назвали «Петя» –

Петь он любит на

Петь не любит, любит мед,

Очень любит букву «И».

Чтоб не обиделась

И не прокисло

Мы оба этих дружных слова,

Напишем в корне с буквой «О».

Две гласных «а»

И «у» – одна.

Очень много хруста

«дерево» – деревня.

Здесь все: заборы и дома,

Поленья, бани и деревья –

Одела инеем зима.

– В стихотворении Генриха Сапгира «Птицы в тетради» говорится о мальчике, который не знал, как пишутся словарные слова. Какие же это слова? Сейчас вы услышите.

У меня в тетради –

где ошибка –

Там и птички.

Видишь, я писал

– Птичка снова!

– Это я писал

– Вот еще одна!

Злая цапля –

– Что же делать?

– Со страниц

– За что мальчику поставили «единицу»?

– Как надо писать слова «корова» и «собака»? Напишите эти слова в тетради.

и буква «

– Нас, ни в чем не виноватых,

Часто путают ребята.

Больше всех Петруша Лямин

Издевается над нами:

Изуродует он слово,

Пишет через «

стоять здесь стыдно.

Вдруг у Лямина Петра

Выползут из-под пера

То какая-то «трова»,

То какие-то «драва».

Ведь завянет травка даже,

Коль при ней такое скажут!

– Скачем мы без всяких правил,

Как Петруша нас заставил,

Будто мы ему враги,

Хоть из азбуки беги.

– В каких словах допустил ошибки Петруша?

– Написание каких слов можно проверить?

На одну букву

Вот сколь на я сумею назвать:

Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,

Корова, квартира, картина, ковер,

– Ой, хватит! И буква ведь может устать!

А вот что на  ты сумеешь назвать?

– Ты, кажется, что-то напутал немножко!

– Ну ладно,  я больше сбиваться не буду.

назову я посуду:

– А кошка откуда?

– Залезла в окошко!

Спроси лучше кошку, откуда пришла

Картон , картина , карандаш,

Трамвай, машина и гараж

Рассказ, работа, барабан,

Картошка, ранец и баран,

Артист, народ, апрель , сначала

Таких я знаю слов не мало,

Запомни-ка дружок слова,

Пиши в них только букву А!!!

Не секрет, что очень часто дети боятся и не любят писать диктанты. Эти отрицательные эмоции являются плохими помощниками в таком важном и трудном деле. Предлагаемый вашему вниманию сборник диктантов содержит весёлые, с добрым юмором стихотворные тексты, несущие в себе заряд положительных эмоций. Прочитанные непосредственно перед диктовкой, они снимут у детей излишнюю напряженность, тревожность, процесс написания диктанта станет более желанным, а, значит, и более плодотворным.

Но все эти психологические моменты не умаляют грамматической ценности предложенных текстов. Все диктанты насыщены орфограммами. И даже в большей степени, чем общепринятые классические тексты. Орфограммы выделены.

Особую группу составляют «коварные» диктанты с «ловушками», помеченные в сборнике значком

. Они содержат слова, одинаковые (или очень близкие) по звучанию, но разные по написанию (омофоны). Именно эти тексты очень ярко продемонстрируют детям, какая может получиться путаница без хорошего знания и применения ими правил русского языка. То есть ответят на извечный и главный детский вопрос: « А зачем нам учить столько правил, когда и без них можно обойтись?». Такие примеры помогут выработать у детей повышенную грамматическую зоркость и чуткость. Этот занимательный материал можно будет использовать как для обучающего процесса, так и для различных языковых конкурсов и олимпиад.

Предлагаемая вам книга может стать хорошим дополнением к уже существующим традиционным сборникам. А особенно удачно подойдут её материалы для домашних занятий с детьми в учебном году и на каникулах. Ведь попросить написать ребёнка весёлое понравившееся стихотворение будет гораздо проще, чем строгий прозаический текст. В такой замаскированной форме дополнительные занятия будут более желанными для детей.

Разделы книги, выборочные материалы из которых предлагаются вашему вниманию ниже, выделены в содержании синим цветом.

Жи – ши, ча – ща, чу – щу

к – это оленёнок,

стый и смешной.

К маме ласково спросонок

Только спит он очень мало,

к, где ты был?»

ЧЬИ ШИШКИ ЛУЧШЕ ?

а у Ми на лбу – бедовые.

карной рыжей ко

мпанзе – из д

и из зам

Вот шмель пу

нектаром он спе

СЛОВО В СЛОВАХ

в слове  вы, в слове в

а в пое вдаль шагало.

Двор весь заенный ярко блестит,

ная крепость в нём смехом звенит.

ки детвора день-деньской.

Хвалятся крыши каймой

С новой метёлкой стоит

а излишки увёз грузовик.

К ёлке готовим

ставим спектакль мы весёлый

Мы не скучаем пока по весне,

но вот подники видим во сне.

Чистая в речке Симке

ь рыбы полна.

ное мирно живёт.

яной рыбкам песни поёт.

Жалко мне с чистой

опроводу домой возвращаться.

Что случилось вдруг со мной?

о мыть не лень,

у каждый день.

аю всем ботинки,

аю все соринки.

ил снег с утра.

А сестрёнка моя Юля

дразнит уж меня: “

Почему ж таким я стал?

Про микробы прочитал!

ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ СЛОВ

По ступенькам в погребок

мы с бр

ты, мы сливки все

А кругом луга, л

Видит дед: б

Он ружьё наизготовку

и убить решил плутовку.

После завтрака, обеда

без зубной тогда мы боли

будем жить да

Васильков букет огромный

Съест когда  букет Бурёнка,

Травку есть устал бычок,

и прилёг он на

Нам мычит: «

сите мне напиться!»

У ВСЕХ СВОЙ НАРЯД

(ДИКТАНТ С ПОДСКАЗКАМИ)

тнистый в пятнах весь,

сатая – в п

сы её попробуй счесть!

Шкурка вся похожа на матроску.

сички рыжий весь наряд,

лисий хвост костюм весь укр

ведь себя украсить каждый рад,

ца просто обожает.

лел к з

Зайчик белый зиму очень любит.

Серый фрак закинул он в шалаш:

серый цвет змой его погубит.

обучается наш кла

, мы мчимся, мама, –

не догнать тебе уж нас.

ажиры на пе

ожидают свой экспре

все спешат умчаться в лес.

Я контрольную писал,

В настроении прекрасном

побегу сейчас на бал.

Буду в вальсе я кружиться

и «пятёркою» хвалиться!

ПРЯЧУСЬ ОТ СТЫДА

Я сегодня всем наврал –

Вот пойду и спрячусь я

Нахожусь всегда в полёте

в белоснежном самолёте.

у, кофе предлагаю.

Я воздушная принце

Очень любят папы, мамы,

чтоб играли дети га

– Пожалей нас, наша мама,

мы не любим их ни гра

Мы гурьбой бежим из кла

впечатлений нынче ма

сегодня мы бежали,

ис мы потом играли,

и его частичку – гра

День рожденья был у А

съели мы конфет немало.

ы мы вручили

и подарков надарили.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК

Снег сошёл. Запахло прел

Прокатился в небе гром.

и под старой ел

ёю строят дом.

МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПОМОГ

юга хлещет так и сяк,

ёт в лицо крупой сыпучей,

очень жёсткой и колючей,

несмотря на мягкий знак.

В тыкву огромную вырастет семя –

нужны только труд, терпене и время.

Буду трудиться без устали я –

с тыквенной кашей будет

Я в бурлящий кипяток

Их по вкусу я

и мешаю ложкой.

Воду я потом

рожки соусом зал

чтоб писать письмо

У стола ждёт Артемон –

самый быстрый почтал

Тучи тёмные, большие

За зонтом скорей бегите:

дождь из них сейчас

Грядки наши овощные

я без устали полю.

Если дождик не придёт к нам,

их сама потом

в именах, отчествах, фамилиях людей,

кличках животных, названиях

етя наш икать –

нужно стих ему читать:

кова – на всякого.”

атка на уроке

оглядела всех ребят:

рка? Слишком толстощёкий!

етя ростом маловат!

лёша славный малый!

Я влюблюсь в него, пожалуй.»

(по А. Барто)

Как много школьников у нас!

У нас четыре

етровых в классе.

широкой и прямой,

шёл с площади

Стучали капли по стеклу,

шёл дождь неугомонный,

свернул автобус за угол

и покатил по

(по О. Дризу)

СОБАКА С НАС БЕРЕТ ПРИМЕР

Ленива сытая хозяйка,

нопочка – лентяйка!

услан его достоин!

Хозяин пса – кулак и скряга,

под стать ему епей – дворняга.

(по С. Михалкову)

В нем почти сто метров роста –

на него залезть не просто.

встралии был он

к нам в

У него одна работа –

КТО ТАКОЙ ?

Он и весел, и незлобен,

этот милый чудачок.

С ним хозяин – мальчик

и приятель –

Для него прогулка – праздник,

и на мёд – особый нюх.

Это плюшевый проказник

КРОТ – СТРОИТЕЛЬ

Поработал славно крот –

сделал он подземный ход.

проложил дорогу к другу.

Вот вырос внучек наш – орёл!

Учиться в лётчики пошёл.

Но с дедом нас не забывает,

к нам прилетает.

пригласил к себе дружков

в свой десятый день рожденья

поесть с вареньем.

В самых первых числах

– лучший мой дружочек,

вышью майку ей в цветочек.

ходит сразу в пять кружков:

бега, бокса, рисования,

бальных танцев и вязания.

“НЕ” С ГЛАГОЛАМИ

Плаваю под мостиком

и виляю хвостиком.

Рот есть, да

глаза есть –

крылья есть –

Кувшинчики и блюдца

взять меня и

Но только мне придёт пора –

сама уйду я со двора.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Чтоб чужой зайти

КАК ПАПА ЖИЛ В ДЕТСТВЕ

Папа утром сам вставал,

всё до капельки съедал,

ронял, представьте, чашек,

и с дворняжкой

очень скучно папа жил!

до полки Света,

а там всегда лежат конфеты.

страничек в книжке –

давал я зря её братишке.

Если сядешь –

Словарный диктант в стихах (доскажи словечко).

11. Посмотрел вокруг Водяной – лягушки, пиявки, тина.

12. С понедельника по пятницу учёба и работа.

15. Чтоб от голода не случилось бед,

16. Есть в чаще леса медвежья берлога,

Запиши слово по его лексическому значению или описанию.

1. Напиток белого цвета, получаемый от животных. Полезен и детям, и взрослым   (молоко).

2. Сильный ветер со снегом, вьюга  (метель).

3. Столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями  (тарелка).

4. Предметы из ткани, меха, кожи, которыми покрывают тело или надевают на него  (одежда).

5. Травянистое растение с продолговатыми листьями кислого вкуса, которое употребляют в пищу  (щавель).

6. Металлический или деревянный брусок с рукояткой, служит для забивания чего-либо, ударов по чему-нибудь  (молоток).

7. Человек, близкий кому-нибудь по взглядам, работе, но не родственник. Человек, дружески расположенный к кому-либо (товарищ).

8. Заколдованная царевна, временно проживающая на болоте, в образе земноводного животного  (лягушка).

9. Страна, в которой в 2018 году прошёл ЧМ по футболу  (Россия).

10. Предупреждающий сигнал светофора   (жёлтый).

11. Нарисованное изображение чего-либо, карандашом, красками, мелками, пером      (рисунок).

12. Тот, кто в порядке очереди выполняет определённые  обязанности: убирает класс, накрывает в столовой, вытирает доску      (дежурный).

Небо застлано дождём.
Как же мы гулять пойдём?
Не горюй, ведь в

светит при любой

Идут от дома провода
На

(по
С. Маршаку)

Вот стрелка компаса – магнит
на

Тарахтение с утра!
Треск весёлый где-то!

(по
Э. Мошковской)

Покрыта лёгким паром
весенняя земля.
Мы

По морю бурному

Я лежу на верхней полке,
а деревья убегают,
и

Топ. Топ. Топает малыш.
С мамой по
– милый стриж!

А в саду

так длинна –
Прямо к небу тянется она.

(23 слова)
(А. Ольгин)

Взял Егор в углу

Вот и стал я столяром,

.
Я по этой части
знаменитый мастер.

Вам стесать с бревна кору?
Обращайтесь к

,
красные,
кормятся током.

Осторожнее в лесу
топайте,

муравьи
тащат в дом травинки.

Если видишь: на

Сраженья пишет баталист,

Уж ты, бор-борок,
дай

.
Два часа в
Юлю
мыла бабушка потом.

Жил забавный Бобик
В будке.
Ел на

ВОТ Я КАКАЯ!

Выйду, выйду я плясать
в новеньких

ПРОГУЛКА С ДРУЗЬЯМИ

Я на этой

,
дрожит на ветру,
стынет на солнышке,
мёрзнет в жару.
Дайте

В саду осеннем,
У

.
Вот почему
На той

Без воды и без мочала
кошка сына умывала;
вместо губки, вместо мыла

Всё, что Ваня ни найдёт,
он в

Ёжик вынул из

Любит кости грызть наш пёс,
а лошадка ест

.
Любит сладости оса,
а лошадке дай

Жили-были два кота –

Чтоб до вечера трудиться,
нужно в полдень подкрепиться.
Целый час

НАУЧИЛСЯ Я СЧИТАТЬ

Еду с мамою в

У природы нет плохой

Простились надолго
с зимою,

ли станешь,
или в
заглянешь,
или будешь шахтёром,

,
помни крепко о том,
что
– твой дом!

Асфальтовое, новое,
через леса сосновые,
через луга медовые,
через поля пшеничные,
полянки

Кто поранил пятки?
Подходи,

Дом чудесный – бегунок –
На своей

Мы вечером с папой
играли вдвоем.
Я был

.
Готовясь к полету,
скафандр я надел
и в
на папе
умчаться хотел.
Но только
мой
повел себя странно –
не мог одолеть
притяженье дивана.

ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ
(Итоговый диктант)

,
чуть рассвело,
двинулся

срочно едет:
у костра посидеть,

,
чуть рассвело,
двинулось в
село.
Устало село от

(И.
Агеева по Г. Граубину)

для учащихся основной школы

(орфограммы школьного курса)

2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить!

Правописание непроверяемых согласных нужно запомнить!

3. Чередование гласных в корне слова

пре – при

Различаются по лексическому значению слова

Запомнить правописание приставок

Запомнить правописание слов!

5. Правописание приставок на

6. Непроизносимые согласные корня

Подбери однокоренное слово, в котором  звук произносится отчётливо:

ать, устный – ус

ый – опасен, словеый – словеса

7. Разделительные ъ и ь

9. Правописание гласных после ц

10. Правописание гласных после шипящих

13. Правописание слов с пол (полу)

14. Правописание суффиксов существительных

6 – 7 классы

15. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

16. Правописание суффиксов прилагательных

17. Правописание суффиксов глаголов

18. Правописание суффиксов причастий

19. Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов

20. Правописание О – А на конце наречий

21. Правописание падежных окончаний имён существительных

22. Правописание безударных окончаний прилагательных и причастий

1. Найти определяемое слово ( существительное или местоимение ), к которому относится прилагательное или причастие

с чёрным плащом, в контрольной работе, проверенной преподавателем, по волчьим повадкам, в синих сумерках

2. Поставить вопрос от определяемого слова ( существительного или местоимения ) к прилагательному или причастию. Окончания прилагательных и причастий совпадают с падежными окончаниями вопросов

с плащом ( каким ?) чёрным, в работе ( какой? ) контрольной, в работе ( какой? ) проверенной

Окончания прилагательных и причастий мужского рода в именительном и винительном падеже ( если определяемое слово обозначает неодушевлённый предмет ) отличается от падежных окончаний вопросов

чёрный (какой?) плащ, смелый солдат

23. Правописание безударных окончаний глаголов

24. Правописание числительных

25. Правописание наречий

26. Правописание местоимений

27. Правописание частиц

7 – 8  классы

28. Правописание частиц не и ни

29. Правописание предлогов

30. Правописание союзов

Оцените статью
Экодиктант - Помощь