КТО В БЕРЛОГЕ
Зимой, когда пурга и гололедь,
в большой берлоге спит большой
ТЕПЛО И В
Во дворе каток
Ай, бай, бай,
ты,
На травке у леса густого
паслась луговая
Я начинаю новую
ВОТ ТАК ПАРИКМАХЕР!
Поленился утром Вова
причесаться гребешком.
Подошла к нему
Великую землю,
любимую землю,
где мы родились и живём,
мы
Царский трон престолом звался,
ТАК НЕ ДЕЛАЙТЕ!
Стыд и позор Пустякову Василию:
он нацарапал на парте
ЧТО У КОГО?
У нашей Алёнки
Чтоб не было моли
в вещах у Егорки,
в шкафчик кладут
ЧЕМПИОН ПО КИСЛОТЕ
Самый кислый он, друзья,
утверждаю это я.
Нужен
Отложили птички
в гнёздышко
.
Вылез птенчик из
–
стала мамою синичка.
В мае весь
пене –
в мае весь
Мчал ручей вдоль верб
в
Жаль, всего семь дней в
–
Дел навалом у Емели:
В
на печи
Протирает кирпичи.
Не скучает и во
–
Он плетёт слону намордник.
И баклуши бьёт соседу.
После дождичка в
Он пускает фейерверк.
– тяжёлый день:
Тень наводит на плетень.
И
–
Вот тогда бы он успел
Сделать много важных дел!
Ещё словарные диктанты:
СТИХИ-ОПОРЫ И РИФМЫ-ПОДСКАЗКИ
С буквой «А» пиши, дружок!
Не забудь про
«А» да «О» им не враги!
О двух ворах
Как у наших у ворот
Птичий собрался народ.
У кормушки не зевают,
На угощенье налетают,
Друг у друга отнимают.
Ты прислушайся скорей
И услышишь: «Вор, о, бей
Я отвечу не спеша:
Вор, о, на
Молоко, компот, мороз
Борода, отец, корона
Колесо, ковер, колонна.
Их уже давным-давно
Пишут люди с буквой «О».
Мы пошли в
По пути зашли в аптеку.
Вместе с тетушкой Галиной
Слово, как ни говори,
Мы напишем с буквой «И».
К нам пришли на
на белом свете
Достойны уваженья, дети.
Ведь все они, поймите сами,
Есть чьи-то бабушки и мамы.
Им поклонитесь до земли.
А в слове пишем букву «И».
А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Мы от школьного
Вот приходим на
(Путь наш на
И садимся в поезд длинный,
Сколько слов «опасных» здесь?
бы их учесть.
очень важных слов.
В них нельзя нам ошибаться,
Пишем с «О» –
Пишем, дети, с буквой «А».
Что за «ли»?
Что за «мон»?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут:
Сразу станет кисло.
Под снежком согнула спину.
А под нею, улыбаясь,
И привел с собой внучат,
Десять маленьких зайчат.
Сказки зимние таит,
Хоть ты ростом невелик,
Ошибаться тут нельзя,
Здесь семь слов,
Все с буквой «Я».
Пишем, дети, с буквой «Ё».
Трудные учить слова
Помогает нам игра.
назвали «Петя» –
Петь он любит на
Петь не любит, любит мед,
Очень любит букву «И».
Чтоб не обиделась
И не прокисло
Мы оба этих дружных слова,
Напишем в корне с буквой «О».
Две гласных «а»
И «у» – одна.
Очень много хруста
«дерево» – деревня.
Здесь все: заборы и дома,
Поленья, бани и деревья –
Одела инеем зима.
– В стихотворении Генриха Сапгира «Птицы в тетради» говорится о мальчике, который не знал, как пишутся словарные слова. Какие же это слова? Сейчас вы услышите.
У меня в тетради –
где ошибка –
Там и птички.
Видишь, я писал
– Птичка снова!
– Это я писал
– Вот еще одна!
Злая цапля –
– Что же делать?
– Со страниц
– За что мальчику поставили «единицу»?
– Как надо писать слова «корова» и «собака»? Напишите эти слова в тетради.
и буква «
– Нас, ни в чем не виноватых,
Часто путают ребята.
Больше всех Петруша Лямин
Издевается над нами:
Изуродует он слово,
Пишет через «
стоять здесь стыдно.
Вдруг у Лямина Петра
Выползут из-под пера
То какая-то «трова»,
То какие-то «драва».
Ведь завянет травка даже,
Коль при ней такое скажут!
– Скачем мы без всяких правил,
Как Петруша нас заставил,
Будто мы ему враги,
Хоть из азбуки беги.
– В каких словах допустил ошибки Петруша?
– Написание каких слов можно проверить?
На одну букву
Вот сколь на я сумею назвать:
Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корова, квартира, картина, ковер,
– Ой, хватит! И буква ведь может устать!
А вот что на ты сумеешь назвать?
– Ты, кажется, что-то напутал немножко!
– Ну ладно, я больше сбиваться не буду.
назову я посуду:
– А кошка откуда?
– Залезла в окошко!
Спроси лучше кошку, откуда пришла
Картон , картина , карандаш,
Трамвай, машина и гараж
Рассказ, работа, барабан,
Картошка, ранец и баран,
Артист, народ, апрель , сначала
Таких я знаю слов не мало,
Запомни-ка дружок слова,
Пиши в них только букву А!!!
Не секрет, что очень часто дети боятся и не любят писать диктанты. Эти отрицательные эмоции являются плохими помощниками в таком важном и трудном деле. Предлагаемый вашему вниманию сборник диктантов содержит весёлые, с добрым юмором стихотворные тексты, несущие в себе заряд положительных эмоций. Прочитанные непосредственно перед диктовкой, они снимут у детей излишнюю напряженность, тревожность, процесс написания диктанта станет более желанным, а, значит, и более плодотворным.
Но все эти психологические моменты не умаляют грамматической ценности предложенных текстов. Все диктанты насыщены орфограммами. И даже в большей степени, чем общепринятые классические тексты. Орфограммы выделены.
Особую группу составляют «коварные» диктанты с «ловушками», помеченные в сборнике значком
. Они содержат слова, одинаковые (или очень близкие) по звучанию, но разные по написанию (омофоны). Именно эти тексты очень ярко продемонстрируют детям, какая может получиться путаница без хорошего знания и применения ими правил русского языка. То есть ответят на извечный и главный детский вопрос: « А зачем нам учить столько правил, когда и без них можно обойтись?». Такие примеры помогут выработать у детей повышенную грамматическую зоркость и чуткость. Этот занимательный материал можно будет использовать как для обучающего процесса, так и для различных языковых конкурсов и олимпиад.
Предлагаемая вам книга может стать хорошим дополнением к уже существующим традиционным сборникам. А особенно удачно подойдут её материалы для домашних занятий с детьми в учебном году и на каникулах. Ведь попросить написать ребёнка весёлое понравившееся стихотворение будет гораздо проще, чем строгий прозаический текст. В такой замаскированной форме дополнительные занятия будут более желанными для детей.
Разделы книги, выборочные материалы из которых предлагаются вашему вниманию ниже, выделены в содержании синим цветом.
Жи – ши, ча – ща, чу – щу
к – это оленёнок,
стый и смешной.
К маме ласково спросонок
Только спит он очень мало,
к, где ты был?»
ЧЬИ ШИШКИ ЛУЧШЕ ?
а у Ми на лбу – бедовые.
карной рыжей ко
мпанзе – из д
и из зам
Вот шмель пу
нектаром он спе
СЛОВО В СЛОВАХ
в слове вы, в слове в
а в пое вдаль шагало.
Двор весь заенный ярко блестит,
ная крепость в нём смехом звенит.
ки детвора день-деньской.
Хвалятся крыши каймой
С новой метёлкой стоит
а излишки увёз грузовик.
К ёлке готовим
ставим спектакль мы весёлый
Мы не скучаем пока по весне,
но вот подники видим во сне.
Чистая в речке Симке
ь рыбы полна.
ное мирно живёт.
яной рыбкам песни поёт.
Жалко мне с чистой
опроводу домой возвращаться.
Что случилось вдруг со мной?
о мыть не лень,
у каждый день.
аю всем ботинки,
аю все соринки.
ил снег с утра.
А сестрёнка моя Юля
дразнит уж меня: “
Почему ж таким я стал?
Про микробы прочитал!
ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ СЛОВ
По ступенькам в погребок
мы с бр
ты, мы сливки все
А кругом луга, л
Видит дед: б
Он ружьё наизготовку
и убить решил плутовку.
После завтрака, обеда
без зубной тогда мы боли
будем жить да
Васильков букет огромный
Съест когда букет Бурёнка,
Травку есть устал бычок,
и прилёг он на
Нам мычит: «
сите мне напиться!»
У ВСЕХ СВОЙ НАРЯД
(ДИКТАНТ С ПОДСКАЗКАМИ)
тнистый в пятнах весь,
сатая – в п
сы её попробуй счесть!
Шкурка вся похожа на матроску.
сички рыжий весь наряд,
лисий хвост костюм весь укр
ведь себя украсить каждый рад,
ца просто обожает.
лел к з
Зайчик белый зиму очень любит.
Серый фрак закинул он в шалаш:
серый цвет змой его погубит.
обучается наш кла
, мы мчимся, мама, –
не догнать тебе уж нас.
ажиры на пе
ожидают свой экспре
все спешат умчаться в лес.
Я контрольную писал,
В настроении прекрасном
побегу сейчас на бал.
Буду в вальсе я кружиться
и «пятёркою» хвалиться!
ПРЯЧУСЬ ОТ СТЫДА
Я сегодня всем наврал –
Вот пойду и спрячусь я
Нахожусь всегда в полёте
в белоснежном самолёте.
у, кофе предлагаю.
Я воздушная принце
Очень любят папы, мамы,
чтоб играли дети га
– Пожалей нас, наша мама,
мы не любим их ни гра
Мы гурьбой бежим из кла
впечатлений нынче ма
сегодня мы бежали,
ис мы потом играли,
и его частичку – гра
День рожденья был у А
съели мы конфет немало.
ы мы вручили
и подарков надарили.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК
Снег сошёл. Запахло прел
Прокатился в небе гром.
и под старой ел
ёю строят дом.
МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПОМОГ
юга хлещет так и сяк,
ёт в лицо крупой сыпучей,
очень жёсткой и колючей,
несмотря на мягкий знак.
В тыкву огромную вырастет семя –
нужны только труд, терпене и время.
Буду трудиться без устали я –
с тыквенной кашей будет
Я в бурлящий кипяток
Их по вкусу я
и мешаю ложкой.
Воду я потом
рожки соусом зал
чтоб писать письмо
У стола ждёт Артемон –
самый быстрый почтал
Тучи тёмные, большие
За зонтом скорей бегите:
дождь из них сейчас
Грядки наши овощные
я без устали полю.
Если дождик не придёт к нам,
их сама потом
в именах, отчествах, фамилиях людей,
кличках животных, названиях
етя наш икать –
нужно стих ему читать:
кова – на всякого.”
атка на уроке
оглядела всех ребят:
рка? Слишком толстощёкий!
етя ростом маловат!
лёша славный малый!
Я влюблюсь в него, пожалуй.»
(по А. Барто)
Как много школьников у нас!
У нас четыре
етровых в классе.
широкой и прямой,
шёл с площади
Стучали капли по стеклу,
шёл дождь неугомонный,
свернул автобус за угол
и покатил по
(по О. Дризу)
СОБАКА С НАС БЕРЕТ ПРИМЕР
Ленива сытая хозяйка,
нопочка – лентяйка!
услан его достоин!
Хозяин пса – кулак и скряга,
под стать ему епей – дворняга.
(по С. Михалкову)
В нем почти сто метров роста –
на него залезть не просто.
встралии был он
к нам в
У него одна работа –
КТО ТАКОЙ ?
Он и весел, и незлобен,
этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик
и приятель –
Для него прогулка – праздник,
и на мёд – особый нюх.
Это плюшевый проказник
КРОТ – СТРОИТЕЛЬ
Поработал славно крот –
сделал он подземный ход.
проложил дорогу к другу.
Вот вырос внучек наш – орёл!
Учиться в лётчики пошёл.
Но с дедом нас не забывает,
к нам прилетает.
пригласил к себе дружков
в свой десятый день рожденья
поесть с вареньем.
В самых первых числах
– лучший мой дружочек,
вышью майку ей в цветочек.
ходит сразу в пять кружков:
бега, бокса, рисования,
бальных танцев и вязания.
“НЕ” С ГЛАГОЛАМИ
Плаваю под мостиком
и виляю хвостиком.
Рот есть, да
глаза есть –
крылья есть –
Кувшинчики и блюдца
взять меня и
Но только мне придёт пора –
сама уйду я со двора.
ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Чтоб чужой зайти
КАК ПАПА ЖИЛ В ДЕТСТВЕ
Папа утром сам вставал,
всё до капельки съедал,
ронял, представьте, чашек,
и с дворняжкой
очень скучно папа жил!
до полки Света,
а там всегда лежат конфеты.
страничек в книжке –
давал я зря её братишке.
Если сядешь –
Словарный диктант в стихах (доскажи словечко).
11. Посмотрел вокруг Водяной – лягушки, пиявки, тина.
12. С понедельника по пятницу учёба и работа.
15. Чтоб от голода не случилось бед,
16. Есть в чаще леса медвежья берлога,
Запиши слово по его лексическому значению или описанию.
1. Напиток белого цвета, получаемый от животных. Полезен и детям, и взрослым (молоко).
2. Сильный ветер со снегом, вьюга (метель).
3. Столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями (тарелка).
4. Предметы из ткани, меха, кожи, которыми покрывают тело или надевают на него (одежда).
5. Травянистое растение с продолговатыми листьями кислого вкуса, которое употребляют в пищу (щавель).
6. Металлический или деревянный брусок с рукояткой, служит для забивания чего-либо, ударов по чему-нибудь (молоток).
7. Человек, близкий кому-нибудь по взглядам, работе, но не родственник. Человек, дружески расположенный к кому-либо (товарищ).
8. Заколдованная царевна, временно проживающая на болоте, в образе земноводного животного (лягушка).
9. Страна, в которой в 2018 году прошёл ЧМ по футболу (Россия).
10. Предупреждающий сигнал светофора (жёлтый).
11. Нарисованное изображение чего-либо, карандашом, красками, мелками, пером (рисунок).
12. Тот, кто в порядке очереди выполняет определённые обязанности: убирает класс, накрывает в столовой, вытирает доску (дежурный).
Небо застлано дождём.
Как же мы гулять пойдём?
Не горюй, ведь в
светит при любой
Идут от дома провода
На
(по
С. Маршаку)
Вот стрелка компаса – магнит
на
Тарахтение с утра!
Треск весёлый где-то!
(по
Э. Мошковской)
Покрыта лёгким паром
весенняя земля.
Мы
По морю бурному
Я лежу на верхней полке,
а деревья убегают,
и
Топ. Топ. Топает малыш.
С мамой по
– милый стриж!
А в саду
так длинна –
Прямо к небу тянется она.
(23 слова)
(А. Ольгин)
Взял Егор в углу
Вот и стал я столяром,
.
Я по этой части
знаменитый мастер.
Вам стесать с бревна кору?
Обращайтесь к
,
красные,
кормятся током.
Осторожнее в лесу
топайте,
муравьи
тащат в дом травинки.
Если видишь: на
Сраженья пишет баталист,
Уж ты, бор-борок,
дай
.
Два часа в
Юлю
мыла бабушка потом.
Жил забавный Бобик
В будке.
Ел на
ВОТ Я КАКАЯ!
Выйду, выйду я плясать
в новеньких
ПРОГУЛКА С ДРУЗЬЯМИ
Я на этой
,
дрожит на ветру,
стынет на солнышке,
мёрзнет в жару.
Дайте
В саду осеннем,
У
.
Вот почему
На той
Без воды и без мочала
кошка сына умывала;
вместо губки, вместо мыла
Всё, что Ваня ни найдёт,
он в
Ёжик вынул из
Любит кости грызть наш пёс,
а лошадка ест
.
Любит сладости оса,
а лошадке дай
Жили-были два кота –
Чтоб до вечера трудиться,
нужно в полдень подкрепиться.
Целый час
НАУЧИЛСЯ Я СЧИТАТЬ
Еду с мамою в
У природы нет плохой
Простились надолго
с зимою,
ли станешь,
или в
заглянешь,
или будешь шахтёром,
,
помни крепко о том,
что
– твой дом!
Асфальтовое, новое,
через леса сосновые,
через луга медовые,
через поля пшеничные,
полянки
Кто поранил пятки?
Подходи,
Дом чудесный – бегунок –
На своей
Мы вечером с папой
играли вдвоем.
Я был
.
Готовясь к полету,
скафандр я надел
и в
на папе
умчаться хотел.
Но только
мой
повел себя странно –
не мог одолеть
притяженье дивана.
ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ
(Итоговый диктант)
,
чуть рассвело,
двинулся
срочно едет:
у костра посидеть,
,
чуть рассвело,
двинулось в
село.
Устало село от
(И.
Агеева по Г. Граубину)
для учащихся основной школы
(орфограммы школьного курса)
2. Безударные гласные, не проверяемые ударением
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить!
Правописание непроверяемых согласных нужно запомнить!
3. Чередование гласных в корне слова
пре – при
Различаются по лексическому значению слова
Запомнить правописание приставок
Запомнить правописание слов!
5. Правописание приставок на
6. Непроизносимые согласные корня
Подбери однокоренное слово, в котором звук произносится отчётливо:
ать, устный – ус
ый – опасен, словеый – словеса
7. Разделительные ъ и ь
9. Правописание гласных после ц
10. Правописание гласных после шипящих
13. Правописание слов с пол (полу)
14. Правописание суффиксов существительных
6 – 7 классы
15. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных
16. Правописание суффиксов прилагательных
17. Правописание суффиксов глаголов
18. Правописание суффиксов причастий
19. Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов
20. Правописание О – А на конце наречий
21. Правописание падежных окончаний имён существительных
22. Правописание безударных окончаний прилагательных и причастий
1. Найти определяемое слово ( существительное или местоимение ), к которому относится прилагательное или причастие
с чёрным плащом, в контрольной работе, проверенной преподавателем, по волчьим повадкам, в синих сумерках
2. Поставить вопрос от определяемого слова ( существительного или местоимения ) к прилагательному или причастию. Окончания прилагательных и причастий совпадают с падежными окончаниями вопросов
с плащом ( каким ?) чёрным, в работе ( какой? ) контрольной, в работе ( какой? ) проверенной
Окончания прилагательных и причастий мужского рода в именительном и винительном падеже ( если определяемое слово обозначает неодушевлённый предмет ) отличается от падежных окончаний вопросов
чёрный (какой?) плащ, смелый солдат
23. Правописание безударных окончаний глаголов
24. Правописание числительных
25. Правописание наречий
26. Правописание местоимений
27. Правописание частиц
7 – 8 классы
28. Правописание частиц не и ни
29. Правописание предлогов
30. Правописание союзов



