Светлана СЛАПОГУЗОВА,
учитель НОУ «Лицей № 36» ОАО «РЖД»,
г. ИркутскМатематические диктанты1-й классПольза устных вычислений огромна.
Выполняя устно арифметические действия, дети не
только повторяют правила арифметики, закрепляют
их, но и, что самое главное, усваивают не
механически, а осмысленно. При устных
вычислениях развиваются такие ценные качества,
как внимание, сосредоточенность, выдержка,
смекалка, самостоятельность. Эффективность устного счета зависит
не только от правильного определения объема и
содержания этих занятий, но и от их организации:
правильной постановки заданий и опроса,
рационального проведения учета знаний и навыков
учащихся, правильного чередования устных и
письменных вычислений. Чаще всего задания
предлагаются устно. Такая форма организации
занятий является наиболее ценной, так как
развиваются внимание и память учащихся, а
главное, они подготавливаются к «жизненному»
счету, где часто приходится выполнять действия
над числами, воспринимаемыми на слух. Однако эта
форма требует большого умственного напряжения, а
поэтому сравнительно быстро утомляет детей,
особенно тех, у кого преобладает зрительная
память. Наблюдающееся в школьной практике
применение только этой формы занятий ведет к
тому, что в устном счете участвуют не все дети.
Особенно много бывает пассивных учащихся, когда
диктуемые упражнения содержат большие числа или
когда подряд дается много заданий на слух. Во
избежание этого необходимо чисто слуховые
упражнения перемежать с упражнениями на
зрительное восприятие. Основное назначение математических
диктантов, представленных в данной работе, –
помочь учителю эффективно тренировать
устойчивость внимания детей, оперативную память,
умение сосредоточиваться. Исходя из этих целей в
диктантах даны следующие группы заданий:· операционные, в которых нужно
вычислять, решать задачи, выполнять
преобразования и т.п., получив информацию на слух;· логические, в которых
требуется оценить истинность высказывания, для
чего необходимо быть внимательным и
сосредоточенным, уметь слушать, слышать и
анализировать данные;· направленные на усвоение
математической терминологии. Предложенные задания обеспечивают
содержательным учебным материалом этап устной
работы в начале урока математики, а также этап
подведения итогов в конце урока. Развитию
грамотной математической речи способствует
наличие в каждом диктанте образцов чтения
математических выражений. Введение в математический диктант
элементов игры, нестандартных заданий помогает
детям, интересующимся математикой, поддерживать
и развивать интерес к ней, а ребятам, у которых
математика вызывает затруднения, – понять и
полюбить ее. Проведение диктанта можно
организовать так:1. Учитель читает вслух задания
диктанта из одного варианта. Учащиеся на
листочках или в тетрадях записывают ответы.
Сразу же (либо в конце урока) следует показать
верные ответы, обсудить решения отдельных
заданий.2. Прочитывать вслух задания
диктантов могут отдельные учащиеся по указанию
учителя. Это особенно полезно детям с
недостаточной техникой чтения, а также тем, у
кого преобладает зрительное восприятие.3. Полезно время от времени в классе
давать всем ученикам тексты диктантов для
самостоятельной работы с ними (записав текст
диктанта и на доске). Это важно для запоминания
правописания математических терминов.4. Математические диктанты можно
давать и для домашней работы под руководством
родителей. Это позволит каждому ученику
дополнительно спокойно потренироваться в чтении
математических текстов, не спеша разобраться в
отдельных задачах, проверить свои знания. Учителю читать диктант детям
достаточно один раз. Это заставляет учеников
быть предельно внимательными и собранными. Все
вычисления и преобразования ученики выполняют
только устно. Оценки за работу выставляются с учетом числа
верно решенных заданий. Если в диктанте 6 (или 8)
заданий, оценки могут быть такими:Тема. « Сравнение предметов и
групп предметов»Цели. Проверить умение выполнять
счет предметов; сравнивать предметы по различным
признакам: цвету, форме, размеру; ориентироваться
в пространстве (справа, слева, вверху, внизу);
сравнивать группы предметов (меньше, больше,
столько же). Диктант 11. В верхней строке нарисуйте
столько кружков, сколько помидоров нарисовано на
доске (на доске нарисовано 6 помидоров).
Раскрасьте третий кружок. 2. Слева нарисуйте 3 красных
квадрата, а справа 1 зеленый треугольник.3. Нарисуйте квадрат, а под ним
круг. Раскрасьте ту фигуру, которая нарисована
ниже.4. Нарисуйте квадрат,
треугольник и кружок так, чтобы треугольник был
между кружком и квадратом.5. Сколько орехов в пустом
стакане?Диктант 21. Нарисуйте столько палочек,
сколько на доске треугольников.2. В квартире две комнаты. Из
одной комнаты сделали две. Нарисуйте столько
кругов, сколько стало комнат.3. Продолжите закономерность по
цвету:к – красный, ж – желтый, с –
синий4. У Иры орехов больше 3 и меньше 5.
Сколько орехов у Иры? Нарисуйте эти орехи.5. Раскрасьте прямоугольники
карандашами двух цветов так, чтобы 2
прямоугольника были одинаковыми, а 2 – разными.6. У кошки было 3 черных и 2 серых
котенка. Каких котят больше: серых или черных?Диктант 31. Нарисуйте в строке через
клеточку 6 треугольников. Ниже начертите 8
палочек.2. На наборном полотне
выставлено 5 домиков. Обведите в тетради на 1
клеточку больше, чем домиков. 3. Аня жила ближе к школе, чем
Валя. Кто из них жил от школы дальше?4. Назовите соседей числа 4.5. Обведите в строке столько
клеток, сколько кругов выставлено на наборном
полотне
. Раскрасьте их так: третий – красным
карандашом, а седьмой и девятый – синим.7. Заштрихуйте квадрат
горизонтальными линиями слева направо (квадрат
дан на листочке). Тема. « Числа от 1 до 10. Сложение и
вычитание». Цели. Проверить умение
воспроизводить последовательность чисел от 1 до
10 и соотносить их с соответствующей группой
предметов; сравнивать числа в пределах 10, читать
простейшие математические записи вида 1 + 1 = 2 и
др.; соотносить эти записи с конкретной
иллюстрацией (рисунком); выполнять табличное
сложение в пределах 10; представлять числа
первого десятка в виде суммы двух слагаемых;
решать логические и текстовые задачи в одно
действие. Диктант 11. Запишите цифрами числа: 1, 5, 7.2. Мальчик поймал 2 рыбок и
выпустил их в ведро. Потом он поймал еще 3 рыбок.
Нарисуйте столько рыбок, сколько всего рыбок
стало в ведре.3. В семье 4 детей: сестер столько
же, сколько братьев. Сколько в семье сестер?4. Запишите числа от 1 до 6.5. Запишите числа от 9 до 4.6. Заштрихуйте прямоугольник
снизу вверх вертикальными линиями
(прямоугольник дан на листочке). Диктант 21. Назовите число, которое
следует за числом 9; за числом 5.2. К задуманному числу прибавили
1 и получили 7. Какое число задумали?3. Какие числа пропущены, если
сумма в каждом столбце равна 8?4. Дорисуйте фигуры,
чтобы количество элементов во множествах было
равно.5. У старика Хоттабыча борода
длиннее, чем у доктора Айболита, но короче, чем у
Карабаса Барабаса. Чья борода самая длинная?6. Увеличьте: 9 на 1; 4 на 2; 7 на 1; 6 на
2. Диктант 31. Первое слагаемое равно 4, а
второе слагаемое равно 2. Найдите значение суммы.2. Уменьшаемое равно 5,
вычитаемое равно 3. Найдите значение разности.3. Увеличьте 7 на 2.4. Уменьшите 8 на 3.5. Среди чисел каждой пары
найдите то число, которое больше, и обведите его в
ряду чисел красным карандашом: 9 и 8; 5 и 3; 1 и 4.6. Найдите лишнюю по форме
фигуру.7. Соломинка выше Пузыря, а
Лапоть ниже Пузыря. Кто выше: Лапоть или
Соломинка?Тема. « Числа от 11 до 20. Сложение
и вычитание»Цели. Проверить умение читать и
записывать числа от 0 до 20; выполнять табличное
сложение и вычитание в пределах 20; представлять
все числа от 2 до 20 в виде суммы двух слагаемых;
решать текстовые и логические задачи в одно
действие. Диктант 1
2. Увеличьте 10 на 1.3. Уменьшите 19 на 1.4. Какое число меньше 15 на 1?5. На сколько 12 больше 7?6. Первое слагаемое 7, второе 4.
Найдите сумму.7. Сколько надо прибавить к 5,
чтобы получить 12?8. Чему равна сумма, если первое
слагаемое 6, а второе 7?9. В гараже было 5 машин, приехало
еще 3 машины. Сколько машин стало в гараже?Диктант 21. 10 – это 7 и еще сколько?2. От какого числа надо отнять 5,
чтобы получилось 7?3. Найдите значение разности
чисел 15 и 9.4. Увеличьте 7 на 5.5. Уменьшаемое 12, вычитаемое 8.
Найдите разность.6. У брата 5 тетрадей, у сестры
столько же. Сколько тетрадей у брата и сестры
вместе?7. Гребенчатый тритон линяет
каждые 7 дней. Сколько раз пройдет линька у
тритона за 14 дней?Диктант 31. Даны числа: 10, 3, 7. Запишите то
число, которое является значением суммы двух
других.2. Даны числа: 15, 9, 6. Запишите то
число, которое является значением разности двух
других.3. Запишите число, в котором 1
десяток и 3 единицы.4. Разность чисел 5 и 3 увеличьте
на 10.5. Запишите число, которое меньше
12 на 1.6. Когда из бидона взяли 3 литра
молока, то в нем осталось на 7 литров больше, чем
взяли. Сколько литров молока было в бидоне?7. Бутылка с соком стоит 9 рублей.
Пустая бутылка стоит 3 рубля. Сколько стоит сок?Задачи в стихах
1 . Увеличь 7 в 5 раз.
2. Уменьши 32 в 4 раза.
3. Найди произведение чисел 7 и 8.
4. Найди частное от деления числа 64 на 8.
5. Произведение чисел 30. Один из множителей 5. Чему равен другой множитель?
6. 7 увеличь в 7 раз.
7. Во сколько раз 42 больше 7?
8. Во сколько раз 42 больше 6?
9. Делимое 45, частное 5. Чему равен делитель?
10. На сколько 42 больше 7?
35, 8, 56, 8, 6, 49, 6, 7, 9, 35.
1 . Первый множитель 7, второй 4. Найди произведение.
2. Какое число больше 6 в 8 раз?
3. Увеличь 7 в 5 раз.
4. Во сколько раз 32 больше 4?
5. Уменьши 28 на 7.
6. Найди частное чисел 64 и 8.
7. Какое число меньше 18 в 3 раза?
8. Число 100 уменьши на 15.
9. Число 18 увеличь на 20.
10. На 2 одинаковых костюма пошло 8 м ткани. Сколько метров ткани пойдет на 3 таких костюма?
28, 48, 35, 8, 4, 8, 6, 85, 38, 12.
1 . 86 увеличить на 8.
2. Чему равна сумма 88 и 4?
3. Первое слагаемое 35, второе 9. Чему равна сумма?
4. К 74 прибавить 6.
5. 42 уменьшить на 6.
6. На сколько 33 больше, чем 9?
7. Сколько нужно отнять от 62, чтобы получить 49?
8. На сколько 29 меньше 43?
9. В одном ящике 24 кг конфет, а в другом на 6 кг меньше. Сколько кг в двух ящиках?
10. В двух классах 70 учеников. В одном классе 34 ученика. Сколько учеников во втором классе?
94, 92, 44, 80, 36, 24, 13, 14, 42, 36.
1 . Найдите сумму 32 и 33.
2.96 увеличить на 4.
3. Первое слагаемое 73, второе 17. Чему равна сумма?
4. 86 уменьшить на 42.
5. Сколько нужно добавить к 26 до 60?
6. Сколько нужно отнять от 50, чтобы получить 27?
7. Найдите разность 96 и 58.
8.100 без 72.
9. Мальчик прочитал в первый день 18 страниц, а во второй на 8 страниц больше. Сколько всего страниц он прочитал за два дня?
10. В одном ящике 28 кг яблок, во втором на 6 кг больше, а в третьем на 12 кг меньше, чем во втором. Сколько кг яблок в третьем ящике?
65, 100, 90, 44, 34, 23, 38, 28, 44, 22.
1 . Увеличь 14 на 22.
2. Найди сумму чисел 39 и 17.
3. Первое слагаемое 20, второе 11. Найди сумму.
4. Уменьши 77 на 19.
5. Вычисли разность чисел 41 и 6.
6. Уменьшаемое 26вычитаемое 25, Найди разность.
7. На сколько 79 больше 42?
8. На сколько 11 меньше 68?
9. К 17 прибавь такое же число.
10. Наименьшее двузначное число увеличь на 79.
36, 56, 31, 58, 35, 1, 37, 57, 34, 89.
1. На какое число надо умножить 9, чтобы получить 18?
2. Сколько будет, если взять 3 раза по 5?
3. Сколько будет: 6 троек?
4. Запишите число, которое меньше 12 на 6.
5. Запишите число, которое меньше 12 в 6 раз.
6. Сколько пятерок в числе 15?
7. Сколько семёрок в числе 14?
8. 3 умножить на 4.
9. В одном стручке 6 горошин. Сколько горошин в 3 таких стручках?
10. Для работы на пришкольном участке 18 мальчиков разделились на 3 равные бригады. Сколько мальчиков было в каждой бригаде?
2, 15, 18, 6, 2, 3, 2, 12, 18, 6.
1. Саша задумал число. Если его увеличить на 14, то получится 52. Какое число задумал Саша?
2. Увеличь 38 на 4 единицы.
3. Уменьши 85 на 5 десятков.
4. Уменьшаемое 92, разность представлена в виде суммы 70 и 6. Чему равно вычитаемое?
5. Задумали число. Его уменьшили на 17 и получили 65. Какое число задумали?
6. На сколько 73 больше 42?
7. 24 увеличить на столько же.
8. Что больше и на сколько: сумма 23 и 27 или разность 100 и 17?
9. Юннат вырастил арбуз весом 14 кг и тыкву на 9 кг тяжелее арбуза. Каков вес тыквы?
10. Дима прочитал 15 страниц и ему осталось прочитать 47 страниц. Сколько страниц в книге?
38, 42, 35, 16, 82, 31, 48, 33, 23, 62.
1 . Первое слагаемое 26 второе 14. Найди сумму.
2. Первое слагаемое 5, второй 9. Найди сумму.
3. Первый множитель 5, второй 9. Найди произведение.
4. Делимое 36, делитель 4. Чему равно частное?
5. На сколько 45 больше 5?
6. Во сколько раз 45 больше 5?
7. Во сколько раз 3 меньше 27?
8. Ни сколько 3 меньше 27?
9. Какое число больше 25 на 5?
10. Увеличь 7 в 5 раз.
40, 14, 45, 4, 40, 9, 9, 30, 35.
1 . 20 уменьшить в 4 раза и увеличить в 3 раза.
2. 9 увеличить в 2 раза и уменьшить на 9
3. Запишите самое большое двузначное число.
4. 60 увеличить на 2 десятка.
5.60 уменьшить на 2 единицы.
6. Запиши число, большее 54 на 24.
7. Запиши число, в котором 4 единицы и 7 десятков.
8. Запиши число, меньшее 28 на 9,
9. Из 13 м материи швея сшила платье и 4 одинаковые рубашки. На одно платье пошло 5 м материи. Сколько метров материи пошло на одну рубашку?
10. В одном классе 30 учеников, а во втором на 4 ученика меньше. Сколько учеников в обоих классах?
15, 9, 99, 40, 58, 78, 19, 2, 56
1 . Найди сумму слагаемых 34 и 4.
2. Вычисли разность чисел 76 и 6.
3. Уменьши 30 на 19.
4. Увеличь 23 на 17.
5. На сколько 52 больше 12?
6. На сколько 4 меньше 40?
7. Чему равна сумма 4 слагаемых, каждое из которых разно 6?
8. Уменьши 32 в 4 раза.
9. Уменьшаемое 70, вычитаемое 7. Вычисли разность.
10. Первое слагаемое 13, второе такое же. Чему равна сумма?
38, 70, 11, 40, 40, 36, 24, 8, 63, 26.
1 . Вычисли сумму чисел 44 и 8.
2. Найди разность чисел 71 и 17.
3. Увеличь 28 на 46.
4. Уменьши 81 на 38.
5. Па сколько 17 меньше 30?
6. Увеличь число 4 в 2 раза.
7. Уменьши число 18 в 3 раза.
8. Слагаемое 8. Чему равна сумма трех таких слагаемых?
9. На сколько 45 больше 19?
10. На сколько меньше 27, чем 30?
52, 54, 74, 43, 13, 8, 9, 24, 26, 3.
1 . Увеличь 8 в 5 раз.
2. Уменьши 30 в 6 раз.
3. Найди произведение чисел 6 и 9.
4. Найди частное от деления чисел 56 и 8.
5. Произведение чисел 72. Один из множителей равен 8. Чему равен другой множитель?
6. Делимое равно 35. Делитель 7. Чему равно частное?
7. Во сколько раз 24 больше 3?
8. Во сколько раз 24 больше 8?
9. Увеличь 20 на 4.
10. На сколько 24 больше 8?
40, 5, 54, 7, 9, 5, 8, 3, 24, 16.
1 . К 76 прибавить 8.
2. На сколько 16 меньше 32?
3. Найдите сумму 46 и 9.
4. Неизвестное число больше 56 на 37. Чему равно неизвестное число?
Из числа 34 вычесть разность 13 и 5.
6. Найдите сумму чисел 24 и 3
7. Какое число больше 58 на 8?
8. Назовите из чисел 3, 14, 17 такое число, которое является разностью двух других чисел.
9. В бассейне утром занимается 18 групп, а вечером 23 группы. На сколько больше групп занимается вечером?
10. За неделю в классном журнале было поставлено 40 оценок. 14 пятёрок, 17 четвёрок, а остальные тройки. Сколько троек было в журнале?
84, 16, 55, 19, 26, 27, 50, 3, 5, 9.
1 . Увеличь 4 в 8 раз.
2. Уменьши 63 в 7 раз.
3. Найди произведение чисел 2 и 9.
4. Найди частное чисел 24 и 6.
5. Один множитель 7, другой 4. Найди произведение.
6. Делимое 36, делитель 9. Чему равно частное?
7. Во сколько раз 8 меньше 24?
8. Во сколько раз 36 больше 4?
9. На сколько 36 больше 9?
10. Для новогодней елки дети сделали 5 гирлянд. В каждой гирлянде было по 9 снежинок. Сколько снежинок вырезали дети для этих гирлянд?
32, 9, 18, 4, 28, 4, 3, 9, 27, 45.
1 . Найди произведение чисел 9 и 6.
2. Найди частное чисел 18 и 9.
4. Уменьши 42 в 6 раз.
5. Во сколько раз 49 больше, чем 7?
6. Во сколько раз 7 меньше, чем 21?
7. Какое число надо уменьшить на 3, чтобы получилось 30?
8. Уменьшаемое 15, разность 7. Найди вычитаемое.
9. Неизвестное число больше 36 на 9. Запиши, чему равно
10. Запиши любое число, которое меньше суммы чисел 9 и З.
54, 2, 35, 7, 7, 3, 33, 8, 45, до 11.
Найди произведение чисел 8 и 7.
2. Найди частное чисел 24 и 6,
3. Увеличь 9 в 7 раз.
4. Уменьши 30 в 5 раз.
5. Во сколько раз 40 больше, чем 8?
6. Во сколько раз 8 меньше, чем 24?
7. Между какими числами находится число 40?
8. Сумма двух чисел равна 100. Одно слагаемое 25. Чему равно другое слагаемое?
9. В одном классе 40 учеников, а во втором 36. На сколько меньше учеников во втором классе, чем в первом?
10. Дед и внук поймали 36 рыб. Дед поймал 19 рыб. Сколько рыб поймал внук?
56, 4, 63, 7, 5, 3, 39, 41, 75, 4, 17.
Диктант 17
1 . Найди сумму чисел 38 и 12.
2. Найди разность чисел 80 и 3.
3. Найди произведение чисел 4 и 9.
4. Найди частное чисел 32 и 8.
5. Во сколько раз 27 больше 9?
6. Во сколько раз 4 меньше 24?
7. На сколько 32 больше 8?
8. На сколько 3 меньше 21?
9. Делимое 30, делитель Чему равно частное этих чисел?
10. Один множитель 6, другой 7. Чему равно произведение этих чисел?
50, 77, 36, 4, 3, 6, 24, 4, 6, 42.
1 . Запиши три двузначных числа, у которых 7 десятков.
2. На сколько 30 меньше 90?
3. Запиши 13 в виде суммы однозначных чисел тремя способами.
4. Сколько вычли из 67, если получили 9?
5. Сколько надо прибавить к 36,чтобы получить 40?
6. Запиши все двузначные числа, в записи которых используются одинаковые цифры.
7. Найди разность чисел 40 и 20.
8. Какое число надо увеличить на 9, чтобы получить 18?
9. На сколько 7 десятков больше 7 единиц?
10. Представь число 10 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых на 2 единицы больше другого.
-, 60, -, 58, 4, -, 20, 9, 63, -.
1. Запиши число, которое на 1 десяток больше 27
2. Найди произведение чисел 3 и 9.
3. Найди частное чисел 24 и 3.
4. Во сколько раз 12 больше 2?
5. Во сколько раз 5 меньше 40?
6. Длина первого отрезка 9 см, а второй отрезок в 3 раза короче. Какова длина второго отрезка?
7. Вере 12 лет, а брат младше ее в 3 раза. Сколько лет брату?
8. В коробке лежали кубики. Мальчик положил туда еще 7 кубиков. Их стало 20. Сколько кубиков лежало в коробке сначала?
9. В кружке занимается 34 мальчика и 20 девочек. На сколько мальчиков больше, чем девочек, в этом кружке?
10. На сколько 8 меньше 72?
37, 36, 8, 6, 8, 3, 4, 13, 14, 64.
1 . Уменьшаемое 40, вычитаемое 26. Найди разность.
2. Сумма двух чисел 83, первое слагаемое 40. Найди второе слагаемое.
3. Первый множитель 8, второй 4. Найди произведение.
4. Делимое 35, делитель 5. Найди частное.
5. На сколько 6 меньше 18?
6. Во сколько раз 6 меньше 18?
7. Во сколько раз 28 больше 4?
8. На сколько 28 больше 4?
9. Какое число меньше 43 на 3?
10. Уменьши 16 в 4 раза.
14, 43, 32, 7, 12, 3, 7, 24, 40, 4.



