Творческие диктанты на закрепление и повторение словарных слов; методическая разработка по русскому языку по теме

Словарные диктанты разных типов.

Запиши слова. Над словами запиши количество звуков

Пенал, город, сапоги, хорошо, заяц, лопата, ворона, медведь, медведица, учитель, мороз, коньки, ягодка, фамилия. (14 слов)

Запиши слова, разделяя для переноса.

Быстро, молоко, пальто, ученик, Москва, берёза, посуда, язык, суббота, одежда, русский, ягода, язык.(13 слов)

Распределите слова на две группы. Слова с безударным гласным, проверяемым ударением записывайте в один столбик, а слова с непроверяемым – в другой.

Воробей, водичка, Москва, ягода, в траве, мосты, карандаш, толпа, сорока, дожди, посуда, ковры, товарищ.(15 слов)

Хороший, кора, гора, капуста, завод, машина, фамилии, корова, глазастый, повар, столовая, молоко, ученик , одежда.(14 слов)

Собака, быстро, весело, скоро, коньки, пальто, котёнок, дворы, котёнок, сапоги, мороз, козлёнок, заяц. медведь, весна, ведро, земли, учитель, село, учительница, озеро (21 слово)

Тетрадь, блины, деревня, блины, стена, беготня, петух, ветер, берёза, дежурный, тигрёнок, ребята, карандаш, летает, медвежонок, явился, лосёнок, сорока, вертушка.(19 слов)

Замените предложения одним словом. Разделите слова на слоги. Запишите количество слогов.

1. Крупный населённый пункт. ( Город)2. Всеядная птица семейства вороновых, серая с чёрным или чёрная. ( Ворона)3. Длинная коробочка для ручек и карандашей. ( Пенал)4. Ручное изделие с рукояткой и плоским отточенным концом для копания. ( Лопата)5. Ребёнок женского пола. ( Девочка)6. Друг, приятель. ( Товарищ)7. Зверёк отряда грызунов с длинными ушами. ( Заяц)8. Шестой день недели. ( Суббота)9. Группа учеников одного года обучения. ( Класс).10. Мышечный орган в полости рта. ( Язык)11. Так, как надо. ( Хорошо)12. Движение потока воздуха в горизонтальном направлении. ( Ветер)13. Небольшой плод некоторых растений (например, рябина, малина). ( Ягода)

Вставьте пропущенные буквы, запишите слова в алфавитном порядке.

Д_ревня, к_ньки, в_тер, су(б, бб)та, кла(с, сс), ру(с, сс)кий, _зык, б_рёза, в_рона, п_нал, гор_д, х_р_шо, л_пата.(13 слов)

Выберите букву. Учени_, моро_, язы_, моро_,тетра_ь, медве_ь, каранда_, горо_, вдру_.

для учащихся основной школы

(орфограммы школьного курса)

2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить!

Правописание непроверяемых согласных нужно запомнить!

3. Чередование гласных в корне слова

пре – при

Различаются по лексическому значению слова

Запомнить правописание приставок

Запомнить правописание слов!

5. Правописание приставок на

6. Непроизносимые согласные корня

Подбери однокоренное слово, в котором  звук произносится отчётливо:

ать, устный – ус

ый – опасен, словеый – словеса

7. Разделительные ъ и ь

9. Правописание гласных после ц

10. Правописание гласных после шипящих

13. Правописание слов с пол (полу)

14. Правописание суффиксов существительных

6 – 7 классы

15. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

16. Правописание суффиксов прилагательных

17. Правописание суффиксов глаголов

18. Правописание суффиксов причастий

19. Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов

20. Правописание О – А на конце наречий

21. Правописание падежных окончаний имён существительных

22. Правописание безударных окончаний прилагательных и причастий

1. Найти определяемое слово ( существительное или местоимение ), к которому относится прилагательное или причастие

с чёрным плащом, в контрольной работе, проверенной преподавателем, по волчьим повадкам, в синих сумерках

2. Поставить вопрос от определяемого слова ( существительного или местоимения ) к прилагательному или причастию. Окончания прилагательных и причастий совпадают с падежными окончаниями вопросов

с плащом ( каким ?) чёрным, в работе ( какой? ) контрольной, в работе ( какой? ) проверенной

Окончания прилагательных и причастий мужского рода в именительном и винительном падеже ( если определяемое слово обозначает неодушевлённый предмет ) отличается от падежных окончаний вопросов

чёрный (какой?) плащ, смелый солдат

23. Правописание безударных окончаний глаголов

24. Правописание числительных

25. Правописание наречий

26. Правописание местоимений

27. Правописание частиц

7 – 8  классы

28. Правописание частиц не и ни

29. Правописание предлогов

30. Правописание союзов

ПОДСПОРЬЕ

Предлагаю вниманию читателей газеты
«Русский язык» не совсем обычный дидактический
материал. На мысль составить «Словарные диктанты
с приключениями» меня натолкнуло одно задание в
замечательной книге «Секреты орфографии»
Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевой
(М., 1991). Слова для проговаривания в упражнении
взяты из приключенческой повести А. Некрасова
«Путешествия капитана Врунгеля»: чрезвычайное
происшествие, кораблевождение, кругосветное
путешествие, бесчисленные преимущества,
прекрасный морской бинокль с двенадцатикратным
увеличением и т.д. А почему бы не взять другие
популярные у детей книжки и не сочинить такие же
занимательные диктовки? Их можно использовать в
начале и в конце года на уроках повторения или
при изучении программного материала на обычных
уроках.
Ниже предлагаю алгоритмы заданий, которые
помогут разнообразить работу с этим материалом.

1. а) слуховой диктант – обычная
диктовка, после которой ученики должны
подчеркнуть «ошибкоопасные» места (орфограммы)
во всех словах или только на определенные
правила,
или
б) зрительный диктант – пишется на доске,
ученики должны «съесть слова глазами» и затем
написать под диктовку,
или
в) выборочно-распределительный диктант –
выписать из диктанта слова и распределить их по
группам орфограмм.

2. После первых двух-трех
словосочетаний ученики должны узнать
произведение и в конце записать автора и
название книги. Если книга не узнана, следует
организовать ее чтение. Вот почему «Словарные
диктанты с приключениями» рекомендуется
проводить не чаще одного-двух раз в месяц.

3. После диктанта можно предложить
ученикам дописать еще 2–3 словосочетания по
данной книге или с некоторыми из этих
словосочетаний составить свои предложения.

4. В качестве домашнего задания
предлагается по опорным словам передать сюжет
произведения или рассказать о самой книге.

5. Диктант можно проводить в виде игры:
ученики по очереди выходят к доске и пишут по
одному словосочетанию, за каждое правильно
написанное словосочетание начисляется одно (или
сколько-то) очко, за «узнавание» книжки –
дополнительное очко.

6. В дальнейшем, когда дети привыкнут к
этим диктантам, лучше давать не готовые диктовки,
а предлагать ребятам самим составлять их по тем
книгам, которые они сейчас читают. Это задание
может быть и коллективным, и индивидуальным.

И все же в заключение хочется
высказать одну парадоксальную мысль: основная
цель подобных упражнений – не орфографическая.
Главное – возбудить в ученике желание прочесть
книгу, о которой идет речь. Ведь ни для кого не
секрет, что половина (?) детей в классе не читает
этих книг. Так, может быть, «орфография с
приключениями» им поможет?

Примечание. Выделенные слова
записываются на доске.

5 класс

Корабельный доктор, маленькие
человечки, тонкие веревочки, вскарабкались на
живот и на грудь, могли усесться на ладони, не мог
пошевелиться, корзины с едой, повар в белом
колпачке, игрушечный город, тупоконечники и
остроконечники, война из-за яйца, император
Лилипутии, стал готовиться к побегу, рассказал
свои приключения.

(Д. Свифт. Путешествия Гулливера)

Непроверяемые безударные гласные, чк
и чн, -ться и -тся в глаголах, е–и в
окончаниях существительных.

На вилле «Курица», о странной
девочке с разноцветными чулками, скакать на
лошади, расспрашивать о кукарямбе, золотая
корона на голове, спрыгнуть с лошади, на
экскурсии в лесу, удивительные приключения на
острове Веселии, на папином корабле, мечтать о
новом путешествии.

(А. Линдгрен. Пеппи Длинныйчулок)

Е–и в окончаниях существительных,
окончания прилагательных, сочетания оро–оло,
сложные слова.

Вниз по кроличьей норе, удивительные
происшествия, маленький золотой ключик, вставить
в замочек, дверь в чудесный сад, флакончик с
надписью «Выпей меня»; странное ощущение; стала
то уменьшаться, то расти; не могла дотянуться,
откусила кусочек гриба, она больше не
уменьшается, пришлось пригнуться, чеширские
коты всегда улыбаются, безумное чаепитие.

(Л. Кэрролл. Алиса в Стране Чудес)

Гласные после шипящих, суффиксы
существительных -ик-, -ек-, -чик; -ться и -тся
в глаголах.

В захудалом городишке, на берегу Миссисипи,
местный беспризорник, посвящение в пираты,
упоительное времяпрепровождение на лесистом
острове, яичница из черепаховых яиц, благородный
поступок, кладоискательство, дом с привидениями,
кровавая трагедия на кладбище, неопровержимая
улика, встреча в пещере, двенадцать тысяч
долларов.

(М. Твен. Приключения Тома Сойера)

Е–и в окончаниях существительных,
безударные гласные в корне слова, сложные слова,
приставки пре- и при-.

Побег из отчего дома, кораблекрушение,
необитаемый остров, пробраться на корабль,
построил плот, запастись провизией, съестные
припасы, охотничьи ружья, три бочонка пороха,
куртка из козьего меха, пять индейских пирог,
отряд дикарей, ужасное зрелище, несчастный
пленник, объясниться знаками, благополучное
возвращение.

(Д. Дефо. Робинзон Крузо)

Разделительные ъ и ь,
провереямые согласные в корне слова,
непроизносимые согласные, безударные гласные.

Одноногий моряк, карта какого-то
острова, участвовать в раскрытии тайны, плавание
на шхуне, судовой повар, посвятить в свои планы,
поиски сокровищ, в бочке из-под яблок, чудовищный
обманщик, приключения на суше и на море,
перелезть через частокол, на честное слово,
развевался черный пиратский флаг.

(Р. Стивенсон. Остров сокровищ)

Гласные и согласные в корне слова, е–и
в окончаниях существительных, нщ–щн.

6 класс

Моряк на деревянной ноге, содержимое
матросского сундука, таинственная карта, джентльмены
удачи, на поиски сокровищ, незнакомая местность,
радость исследователя неведомых стран,
неприступные скалы, возле устья какой-то речонки,
развевался черный пиратский флаг, предстоит
нешуточная схватка, никуда не годные стрелки,
старинные английские, французские и испанские
монеты.

Н и нн в суффиксах
прилагательных, суффиксы прилагательных -к- и
-ск-, не с прилагательными, безударные
гласные.

1) Необычный документ, потерпевшие
кораблекрушение, капитан и два матроса, окажите
помощь, на розыски потерпевших, маршрут
предстоящей экспедиции, рассеянный пассажир,
секретарь географического общества, юные
путешественники, отправиться в кругосветное
путешествие.

Непроверяемые гласные и согласные,
сложные слова, правописание приставок.

2) Кругосветное путешествие по
тридцать седьмой параллели, через Атлантический
океан, в Южном полушарии, у берегов Патагонии;
рассеянность ученого, побывали в Чили, в
Аргентине и в Австралии; препятствия на пути к
цели, землетрясение и наводнение, в Новой
Зеландии, высадить на необитаемый остров,
неожиданная развязка, благополучное возвращение
в Шотландию.

(Ж. Верн. Дети капитана Гранта)

Е–и в окончаниях существительных,
прописная буква в именах собственных, не с
прилагательными, словарные слова.

Пустынный островок, в зарослях
миртовой рощи, счастливая находка, изображение
черепа на пергаменте, неизвестный науке
экземпляр, пиратский шифр, взбирается на
тюльпановое дерево, сгорать от любопытства,
деревянный сундук с сокровищами, расспросить
местных старожилов, предание о кладе,
поразительная история расшифровки.

(Э. По. Золотой жук)

Н и нн в прилагательных,
чередующиеся гласные, непроизносимые согласные,
правописание приставок.

7 класс

1) Пятеро смельчаков; потерпевшие
крушение на воздушном шаре; необитаемый остров в
Южном полушарии; талантливый инженер и ученый;
спасшийся необъяснимым образом; таинственные
события на острове Линкольна; поселенцы
недоумевают; вынужденные робинзоны; как будто
специально для них; карта и инструменты,
оказавшиеся в ящике; во власти какой-то
сверхъестественной силы.

2) В течение следующих трех лет; урожай
пшеницы, выращенный из единственного зернышка;
благодаря своему трудолюбию, коллективизму и
находчивости; бывший преступник; искренне
раскаиваться в своих прегрешениях; нападение
пиратов; тяжело раненный юноша; таинственный
благодетель; индийский принц Даккар; во время
извержения вулкана; уже ни на что не надеясь;
неожиданная помощь.

(Ж. Верн. Таинственный остров)

Причастный оборот, н и нн в
прилагательных и причастиях, не с разными
частями речи, правописание приставок,
разделительный ъ, правописание союзов и
предлогов, прописная буква.

По выжженной прерии, всадник в
мексиканском костюме, званый обед по случаю
новоселья, преподнести лошадь в дар, комендант
форта, прекрасная наездница, мучимый ревностью,
раненный на дуэли, тайное свидание в хижине, команчи
вышли на тропу войны, хозяин гостиницы, по
следам участников драмы, на фоне заходящего
солнца, труп с отрезанной головой.

(М. Рид. Всадник без головы)

Суффиксы причастий, непроизносимые
согласные, удвоенные и одиночные согласные.

Три брамина, священный индийский
храм, похищенный одним из военачальников,
завещал племяннице, наподобие брошки, старый
дворецкий, пропажа драгоценности, тайна
исчезновения, впоследствии выясняется,
подмешанный в питье, следственный эксперимент, в
лунатическом состоянии, пока не найден, находясь
в отчаянном положении, отдал в беспамятстве.

(У. Коллинз. Лунный камень)

Н и нн в причастиях,
отглагольных прилагательных и существительных,
гласные в суффиксах причастий, приставки на з–с.

Палка, оставленная неизвестным
посетителем; старинный манускрипт, легенда о
проклятии рода, мерзкое чудовище, отличался
необузданным нравом, необычные происшествия,
странная пропажа в гостинице, держитесь подальше
от торфяных болот, по тисовой аллее;
неподалеку от калитки, ведущей на болота; старый
дворецкий, в глубь трясины, фосфоресцирующий
состав.

(А. Конан Дойл. Собака Баскервилей)

Н и нн в суффиксах
прилагательных и причастий, не с
прилагательными и наречиями, е–и в
окончаниях существительных, словарные слова.

7 – 8 классы

Вдали за зелеными квадратами пастбищ и
кромкой леса, словно фантастическое видение,
возникшее во сне, показался унылый серый холм с
зазубренной вершиной. Баскервиль смотрел
туда не отрываясь. И эти жадные взгляды говорили
о том, как много значит для него первое
знакомство с суровым краем, где его предки жили в
течение пяти веков.
Коляска поднялась на взгорье, и перед нами
раскинулись огромные просторы торфяных болот с
видневшимися кое-где на них каменными столбами.
Холодный ветер, налетевший оттуда, пронизал нас
до костей. В голой пустыне, расстилавшейся
вокруг, таилось что-то мрачное.
Время от времени откуда-то вырастали обнесенные
каменными оградами коттеджи, скупые
очертания которых не были скрашены даже плющом. А
потом глазам нашим предстала похожая на глубокую
чашу долина с чахлыми дубами и соснами,
искореженными и погнутыми ветром, бушующим здесь
спокон веков. Над деревьями поднимались две
высокие(,) узкие башни. Наш возница показал на них
кнутом.
– Баскервиль-холл, – сказал он.

(По А. Конан Дойлу)
(145 слов)

Мини-диктант

Через несколько минут мы подъехали к
узорным чугунным воротам с двумя колоннами,
которые увенчивались кабаньими головами –
гербом Баскервилей. Перед домиком привратника
стояло новое, еще не законченное строение –
первый плод, принесенный южноафриканским золотом
сэра Чарльза.
Высокий человек выступил из тени, падавшей от
террасы, и открыл дверцу коляски:
– Добро пожаловать, сэр Генри! Добро
пожаловать в Баскервиль-холл!

(По А. Конан Дойлу)
(48 слов)

Проблема повышения грамотности учащихся стоит на каждом уроке русского языка. Чтобы повысить грамотность учащихся, необходимо работать с ними не только с целым классом, но и по группам, а также индивидуально по закреплению орфографических навыков на основе словарных диктантов.

Видов словарных диктантов много. Одним из видов может быть диктант с фонетико-графическим заданием. Например, написать в форме предложного падежа имена существительные и местоимения с предлогом О/ОБ/: ярмарка, оркестр, электрик, он, она, ежик. Или среди диктуемых слов найти такие, в которых есть два соседних гласных звука. Артиллерия, лауреат, изваяние, оригинал.

При индивидуальной работе с учащимися можно использовать словарные диктанты с грамматическими заданиями. Формирование орфографических навыков должно проходить в тесной связи с формированием грамматических навыков.

Словарные диктанты с грамматическими заданиями помогают формировать орфографические навыки на грамматической основе.

Грамматическое задание в процессе словарного диктанта способствует выбрать правильное написание. Например, записать слова:

Следующий вид диктанта – словарный диктант с самопроверкой. Основное назначение такого диктанта – формирование навыков самоконтроля. Работа над таким диктантом включает несколько этапов:

Русский язык располагает богатейшей системой устойчивых словосочетаний. По разделу «Фразеология» можно давать самодиктанты. Вспомнить и написать, как можно больше фразеологизмов, в составе которых есть слова с приставками ПРЕ-ПРИ. / Камень преткновения, преклонить колени, принимать за чистую монету. /

Словарные диктанты могут проводиться в виде игры. Психологи показывают, что человек испытывает потребность в игре. Игра обеспечивает заинтересованное восприятие изучаемого материала, активизирует деятельность играющих, содействует развитию памяти, мышления.

Словарный диктант с элементами игры можно проводить при изучении морфологии.

Задание: превратите имена нарицательные в имена собственные.

Надежда на выздоровление –  Надежда;

Точные весы –  родился под знаком Весы;

Строительный блок –  поэт Блок;

Словарный диктант проводится в виде соревнования. Дается задание: кто быстрее найдет слово в орфографическом словаре и объяснит, как это слово правильно пишется.

Аллегория, артиллерия, беллетристика, воображение, галерея, декларация, дискуссия, деликатный, искусство, колорит, колоссальный, комиссия, прогресс, обелиск, троллейбус, фестиваль, экспрессия, грамматика, грамотность, коллектив, количество, колонна, кристалл, иммунитет, корреспондент.

Можно провести при закреплении орфографических навыков словарный диктант-игру «Угадай». Эта игра помогает усваивать опознавательные признаки орфограмм, различать орфограммы по их отличительным признакам:

Одним из условий успешного овладения навыками правильного письма является орфографическая зоркость. Навык видеть и классифицировать орфограммы формируется в процессе постоянных и длительных тренировок.

Одной из форм работы по формированию орфографической зоркости является словарный диктант с продолжением.
Учитель диктует слова или словосочетания, учащиеся их записывают в столбик. Затем проверятся диктант, обозначаются орфограммы. Учащимся предлагается к каждому слову или словосочетанию придумать и записать рядом слово с той же орфограммой

Такой диктант не только содействует формированию орфографических навыков, но и дисциплинирует внимание учащихся. При выборочном диктанте учащимся предлагается выбрать правильное написание слова и записать в один столбик из указанных столбиков.

«Правильно написание о и е после шипящих в корне слова»

Чередующиеся гласные в корне. Правописание орфограммы зависит от постановки ударения, от значения корня и согласных СТ и Щ в корне.

Для группы сильных учащихся можно давать словарные диктанты, осложненные заданиями по формообразованию. Записать глаголы и образовать от них деепричастия. Например, рассчитывать – рассчитывая, комментировать – комментируя, рассказывать – рассказав.

Подводя итог, следует сказать, что после проведения таких видов диктантов надо еще раз повторить изученные орфограммы.

Разнообразие форм словарных диктантов способствует улучшению знаний и умений в области орфографии, а также прочных навыков письменной речи.

Творческие диктанты для закрепления

и повторения словарных слов

Собака, девочка, воробей, карандаш, морковь, капуста, учитель, Россия, тарелка, ворона, сорока.

Коньки, арбуз, Россия, ладонь, посуда, пальто, собака, тарелка.

Москва, морковь, сорока, посуда, собака, коньки, ворона, Россия.

(1,1,1,1,1,1,1,1 = 8)

Арбуз, ладонь, пальто, тарелка, капуста, ворона, сорока, коньки.

Семья, силач, петух, мальчик, лимон, мебель, учитель, звезда.

(1,2,1,2,2,1,1,1 = 11)

–         ;  –     .  Сложите цифры  и запишите результат.

1. Капуста, коньки, пальто, Москва, арбуз, Россия, тарелка, собака, ладонь.

(                                                           )

2. Морковь, арбуз, воробей, Москва, пальто, ворона, сорока, карандаш, посуда.

(                                                      )

1) – Если словарное слово пишется с большой буквы, поставь знак        , а если с маленькой ___.

2) – Запишите схемы каждого предложения.

Диктанты с родственными словами

1. Москвич, посудина, собачка, конькобежец, арбузище, россияне, мебельная, учительская, воронята, мальчишка.

2. Московский, собаковод, капустный, посудник, конькобежка, арбузик, Российская Федерация, мебельщик, девчонка.

3. Москвичка, посудный, капустка, собачник, пальтишко, собачий, собачонка, конькобежный, арбузная, российский.

Для чего нужны коньки? Для передвижения! Любили коньки и в древности. Только тогда они были не металлическими. Учёные нашли коньки, сделанные из кости животного. Известны и деревянные коньки. Три столетия назад при правлении царя Петра I появились металлические коньки для катания на льду. На изгибе конька «восседала» лошадиная голова.

(По Э. Вартаняну«История географических названий»)

Диктант с пословицами и поговорками

Диктанты с фразеологизмами

«Обратные» фразеологические диктанты

1. Кто съел бобовое зёрнышко и подавился? (Петушок)

2. Кто убежал от Федоры в сказке К. И. Чуковского «Федорино горе»? (

3. Кто в сказке Шарля Перро был ростом с пальчик?

4. Среди обширной канзасской степи стоял её домик, который унёс ураган, и она попала в Страну Жевунов, где встретила Страшилу и Дровосека. (

5. Кто в сказке Джанни Родари «Чиполлино» правитель королевства? Он был одет во всё жёлтое с ног до головы,  а на жёлтой шапочке у него побрякивал золотой колокольчик.

7. В сказке «Золотой ключик» Артемон, это кто?

8. Кого в сказке Максима Горького называют Пудиком?

по произведениям К. И. Чуковского

На воздушном шарике.

А за ними раки

«Было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

Била, била нас она,

Загубила нас она!»

«Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно –

В поле зёрнышка не видно!»

– Нельзя ли прислать соловья?

Мы сегодня вдвоём

Нет, нет! Соловей

Не поёт для свиней!

Как   весёлые котята,

Прямо к дедушке мохнатому,

«Здравствуй, дедушка, мы тут!»

Рады зайчики и белочки,

(мальчики и девочки)

Поиграем в облаках

И оттуда вниз по радуге

И захлопали б от радости

Диктант «Запиши отгадку»

А сама безротая.

Лёг у двери поперёк.

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?

(коньки)  (Е. Благина)

Четверо коней стоят

Плечом к плечу, да к боку бок,

А пятый крепенький конек

В сторонке затаился,

К полю наклонился.

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них поищи.

Где носом проведёт, там заметку кладёт.

Любит он тетрадки и книжки,

Любит он цифры «4» и «5»

Ребятам без устали выдавать.

Он любит нас, хоть строгий,

И снова в сотый раз

Он каждым утром рано

С улыбкой входит в класс.

(учитель) (Р. Якубова)

В землю вросло.      (морковь)

Диктант «Добавьте словечко»

В сарафанчик свой зелёный,

Завила оборки густо.

Если спелый – все довольны!

Так приятен он на вкус!

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а всё же птица.

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Весь день она хлопочет.

Всех за день навестит,

Всё, что знает, растрещит!

С ней одна морока.

9.  Мчусь, как пуля, я вперёд,

Лишь поскрипывает лёд,

Да мелькают огоньки!

10.   Гребень, шпоры, пышный хвост,

Солнца луч едва пробился,

Звонкой песней он завился.

Как последний луч потух,

№1 (гласные после шипящих)

Боржоми для больного, везучий жокей, цирковой жонглёр, мучиться от изжоги, надеть капюшон, мажорный лад, ожог руки, обжёг руку, совершить поджог, проживать в трущобах, суп харчо, чопорный джентльмен, проповедовать шовинизм, услышать шорох из чащобы, зажжённый факел, смышлёный зайчонок, дешёвый товар, дирижёр оркестра, жёваная бумажонка, получить долгожданный зачёт, несколько княжон, не лезь на рожон, говяжья печёнка, размежёвывать участки, известный ретушёр, плыть сажёнками, стажёр на флоте, запечатать сургучом, франт и щёголь, небольшая речонка.

№2 (непроизносимые и сомнительные согласные)

Рекламное агентство, аспирантская ставка, безжалостный преступник, безучастный взгляд, безыскусный рассказ, бескорыстная помощь, беспристрастный судья, бессловесная тварь, бесстрастное повествование, бесчинствовать на улицах, блеснуть в воде, високосный год, впрыснуть лекарство, всечасно заявлять, гнилостный запах болот, декадентское направление, добросовестный помощник, должностное преступление, дощатый пол, закоснелый ретроград, захолустное место, злостный неплательщик, интеллигентский взгляд, кандидатский минимум, комендантский час, крупитчатый пирог, ландшафтный дизайн, милая наперсница, прийти в неистовство, объездчик путей, ударить в отместку, парламентский вестник, постные блюда, каллиграфический почерк, претендент на руку, создавать прецедент, редкостный мерзавец, участвовать в туристском походе, шествовать по площади, подавать яства, сводчатый потолок, сумасшедший ровесник, словесная перепалка.

№3 (слова с удвоенными согласными)

Актриса Малого театра, алюминиевая ложка, читать бестселлер, недовольно брюзжать, визжать от восторга, картинная галерея, прибывать в гостиницу, повышать грамотность, изучать грамматику, старая грампластинка, старинный граммофон, проявлять дилетантизм, имитация деятельности, известный импресарио, знаменитый продюсер, рисовать карикатуры, лилипуты и великаны, пьеса драматурга, протестовать против расизма, использовать сырьевые ресурсы, великий труженик, звучать в унисон, финский нож, элита общества, долго акклиматизироваться, профессиональный аккомпанемент, играть на аккордеоне, аллигаторы в зоопарке, использовать аммиак, аннексия территорий, аннотация к сборнику новелл, аннулировать договор, подать апелляцию, оригинальная аппликация, попасть в артиллерию, генеральная ассамблея.

№4 (слова с удвоенными согласными)

Ассортимент товаров, ассоциация предпринимателей, атолловые рифы, аттракцион в парке, состояние аффекта, быть балластом, баллотировать в президенты, церковь в стиле барокко, сражаться на баррикадах, опасная бацилла, мучиться от бессонницы, избирательный бюллетень, загородная вилла, выжженное поле, звание генералиссимуса, купили гиббона и гориллу для зоопарка, знаменитый гроссмейстер, сложная дилемма, участвовать в дискуссии, защитить диссертацию, процесс диффузии, дрожжи для теста, дрессированный верблюд, нарушать идиллию, французские импрессионисты, выработать иммунитет, индифферентное отношение, приехать на ипподром, иррациональное объяснение, официальное коммюнике, конгресс бизнесменов, корректный вопрос, коррозия металла, отгадывать кроссворд, либретто к балету, особая миссия, можжевеловая настойка, монограмма на книге.

№5 (слова с удвоенными согласными)

Политическая оппозиция, апеллировать впустую, быть оппонентом в полемике, построить параллелограмм, провести параллель, пассивно наблюдать, выйти на перрон, пессимистические воззрения, интерес прессы, программировать результат, пропеллер вертолёта, впоследствии баллотировался, профессиональный подход, участвовать в процессе, режиссёр спектакля, пострадать от репрессий, зимняя сессия, силлабо-тоническая система стихосложения, впервые аккомпанировать, искать во всём симметрии, расставить книги на стеллажах, не хотел провоцировать, определить суррогат, отдыхать на террасе, оккупированная территория, красный террор, театральная труппа, звучать фортиссимо, злая эпиграмма, бумажно-целлюлозный комбинат, упаковка из целлофана.

№6 (Н и НН в разных частях речи)

Аннулированный договор, багряный плащ, ветреное утро, безветренная погода, ветряная мельница, мучиться от бессонницы, настоящий бессребреник, бешеная скачка, вкусные вареники, невиданные и неслыханные чудеса, воронёная сталь, выжженная степь, жжёный сахар, выменянный грош, высеянное поле, вышеизложенные факты, газированный напиток, газифицированный посёлок, глиняный кувшин, отдыхать в гостиной, пребывать в гостинице, дарёному коню в зубы не смотрят, подарить двугривенный, дистиллированная вода, доморощенный философ, дровяной сарай, езженый путь, нежданное происшествие, желанный гость, зажжённый фонарь, замешенное тесто, замешанный в преступлении, народный избранник, проклятый изменник, поздравить именинника, истинная правда, кожаное седло, конфискованное имущество, взлелеянная мечта, лишённый всякого смысла, приехать на Масленицу, мошенник и труженик, медвяные запахи, названый брат.

№7 (Н и НН в разных частях речи)

Негашёная известь, нагрянул нежданно-негаданно, незваный гость хуже татарина, немудрёный ответ, неписаное правило, нетленный шедевр, непрошеный совет, несмышлёный малыш, нехоженые тропы, нечаянная радость, облицованный фасад, оккупированный район, отъявленный преступник, ошеломлённый взгляд, перочинный нож, пламенные речи, платяной шкаф, пленённый генерал, подытоженные данные, поклонник певца, привилегированный деятель, пряный запах, путаный ответ, рассчитанный вес, румяные щёки, рьяный поборник учения, священный союз, серебряный кубок, слушанное дело, слышанный рассказ, отмечать совершеннолетие, ставленник чиновника, тяжелораненый солдат, учреждённая премия, фасованный сахар, целинные земли, чванный господин, чеканный профиль, эвакуационный госпиталь, электрифицированная территория, юные герои, явственный шум, ячменный кофе.

№8 (ПРЕ- и ПРИ-)

Пребывать в городе, прибывать на станцию, превалирующий подход, превзойти всех, призреть сироту, презирать предателя, претворять в жизнь, притвориться больным, придирчивый преемник начальника, придать значение, не прекословить никому, преследовать по закону, непреодолимое препятствие, преклоняться перед гением, приклонить ветки, препираться с преподавателем, старинное предание, преклонный возраст, показать пренебрежение, приоритет социальных программ, привередливый коллекционер, причудливый узор, удобное приспособление, приступить к ликвидации, преступить закон, испытывать притеснения, претерпевать лишения, притерпеться к неудобствам, камень преткновения, знаки препинания, преходящее явление, приходящая няня, преуспевать на поприще, пресечь беззаконие.

№9 (сложные существительные и прилагательные)

Силлабо-тоническая система стихосложения, появившаяся мать-и-мачеха, бортмеханик судна, вице-президент фирмы, новое времяисчисление, генерал-полковник артиллерии, отправиться на дровозаготовки, отдыхать в кают-компании, проповедовать псевдоучение и лженауку, танцевать рок-н-ролл, отпраздновать семидесятипятилетие, известный социал-демократ, приехавший южноамериканец, состоять членом яхт-клуба, архитектурно-проектный институт, ближневосточный вопрос, быстрорастворимый кофе, бюджетно-финансовый отчёт, весенне-полевые работы, взаимовыгодное сотрудничество, водно-солевой раствор, военнообязанный гражданин, всемирно-историческое значение, выпукло-вогнутые линзы, вышеприведенный факт, газетно-журнальные публикации, горнодобывающая промышленность, достопамятная встреча, зимостойкий сорт, идейно-политический конфликт, информационно-рекламный щит.

№10 (словарные слова)

Трамвай, троллейбус, трасса, туннель, труженик, тонна, трёхтонка, тотчас, ураган, умалишённый, увертюра, фламандский, флибустьер, фантасмагория, фиаско, фарватер, филигрань, феномен, фронтон, фешенебельный, фужер, фаэтон, фурор, фламинго, фортепьяно, фельетон, фельдъегерь, фининспектор, форель, фестиваль, хрестоматия, хризантема, харчо, целлофан, целлюлоза, циклоп, цивилизация, цинизм, чопорный, чёботы, чечётка, чеснок, четвертьфинал, час от часу, чересчур, шорох, шероховатый, шедевр, шевелюра, штемпель, шезлонг, шорник, шулер, шествовать (= идти), шефствовать (= быть шефом), шасси, шоссе, шампиньон, эликсир, эпистолярный, эстакада, эдельвейс, эфемерный, элегия, экспрессия, эффектный, эссе, эластик, ювелир, юный.

№11 (правописание приставок)

Архибыстро, допетровская (эпоха), изжечь, исчахнуть, конгениальный, контрудар, межамериканский, межъядерный, наивысший, наискось, низвергнувший, ниспосланный, нисшедший, обесславить, обсевки, отгрузить, отцедить, паводковый, перерасход, подданный, подсадить, праотцовский, поддержанный, подержанный, подкрепить, подтягивание, пообсох­нуть, почерк, прийти, прикалывание, прикатить, прикле­енный, преддипломный, проамериканский, разбросанный, развиваться, разводной, разгримировать, раздробленный, разжёванный, распрекрасный, сопротивление, ссохнуться, уль­тразвук, чересчур, чрезмерный.

№12 (правописание приставок)

Пребывать в неведении — прибывать по расписанию; старинное предание — придание силы; преданный слуга — предан­ный врагами — приданный командованию; преемник традиций — приёмник звука — преемственность поколений — приемлемый вариант; презрение к смерти — призрение сироты — призор; презирать угрозы — призирать детей, потерявших родителей; презреть страх — призреть малютку; преображённый — приобретённый; претворить в жизнь — притворить дверь; преткнуться о камень — приткнуться в уголок; преувеличивать — преуменьшать значение открытия — приуменьшать расходы ради экономии; приумножение состояния — преуменьшение заслуг — приуменьшение значения; преходящий момент — приходящий медработник; придел в храме—предел всему; приклонить ветви — преклонить колена; припадать к земле— преподать урок; прискорбный факт — пресветлый образ.

№13 (употребление Ь)

Альпинизм, альтруист, асфальтовый, беречь, бетонщик, блиндаж, броситься, ведёшь, вишь, горечь, горяч, залечь, изречёшь, лесть, любуешься, мятеж, назначь, остричь, пейзаж, почта, дочь, ералаш, есть, жечься, замуж, зарежь, июньский, клянчить, кулич, любишь, мелочь, наотмашь, настежь, остричь, помощь, ручной, сплошь, тоньше, уж, упасть навзничь. Возле дач; шалаш; нет туч; среди рощ; правильная речь; не увидишь зрелищ; почувствуешь фальшь; мощный клич; потеряешь вещь; нянчить дочь; возьмешь багаж; окажешь помощь; ландыш свеж и пахуч; ненавидишь ложь; достанешь карандаш; борщ хорош; еж колюч; среди чащ.

№14 (чередующиеся гласные в корне)

Возгораемость, возгораться, гарь, догорание, загар, загорать, загорелый, загореться, нагар, нагоревший, перегорание, погорелец, разгореться, самовозгорание, сгореть, угар, зарница, заря, зорька, зоревать, озарение, кланяться, клониться, наклон, наклонение, наклонность, наклонный, неуклонный, откланяться, отклонение, касание, касательная, неприкосновенность, неукоснительно, прикосновение, соприкосновение, излагать, изложение, местоположение, облагаться, подложить, положение, предлагать, предложение, прилагательное, проложить, разлагаться, взрослеть, возрастной, вырастить, выращенный, зарастание, заросль, отраслевой, отрасль, отросток, подросток, произрастать, растение, Ростислав, ростовщик, срастить, блестеть, блистательный, блистать, заблестеть, заблистать, заклинать, замирать, постелить, распростёртый, распростирать, расстелиться, расстилаться, рассчитывать, расчёт, сжигание, сочетание, сочетать.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь