Тема урока: «Функции слова и предложения. Словарный диктант №1»
Открытый урок русского языка во 2 классе
Тема: « Закрепление правописания слов разделительным Ь знаком».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: организовать деятельность по формированию навыков правописания слов с разделительным мягким знаками.
Задачи: – повторить правила правописания слов с разделительным мягким знаком, продолжить работу над схемами,
– отрабатывать навык правильного написания слов с мягким и с разделительным мягким знаком,
– повторить правила переноса слов с мягким знаком,
– продолжить работу по развитию речи, мышления, внимания,
– организовать деятельность по развитию оценки, самооценки у учащихся,
– создать условия для развития коммуникативной культуры учащихся, умения работать в группе, паре,
– способствовать воспитанию аккуратности при работе в тетрадях.
Используемые технологии: деятельностного обучения.
Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковые.
Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная, парная.
Личностные: сохранять и развивать мотивацию к учебе, развивать способность к самооценке, к осознанию здорового образа жизни, значимости учения.
Регулятивные: определять и формулировать цель урока, проговаривать и сохранять учебные задачи, планировать последовательность действий на уроке, уметь ориентироваться в своей системе знаний, вносить необходимые коррективы проверять свою работу и работу одноклассников по образцу, по критериям, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, схемы, высказываться в устной и письменной форме, анализировать, выделять главное, проводить сравнение, классификацию по разным критериям, строить рассуждения об объектах, устанавливать причинно – следственные связи, обобщать, находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт.
-умение слушать учителя, выполнять предложенные действия, допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение, задавать вопросы по существу, контролировать действия одноклассников, умение вступать с ними в сотрудничество.
Предметные: обучающиеся научатся правильно записывать и переносить слова с разделительным мягким знаком.
научатся определять и формулировать цель, учебные задачи на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей урока; проговаривать последовательность действий; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предположения.
оформлять свои мысли в устной форме; высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; осуществлять пошаговый контроль, адекватно оценивать работу одноклассников и воспринимать оценку своей работы.
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, совместно договариваться о правилах работы в группах и следовать им.
Оборудование: – презентация к уроку; ноутбук, проектор,
– учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть;
– карточки для работы (см. приложения).
Технологическая карта урока
Вьюга, зверьки, стулья, деньки, платье, пальцы, крыльцо, перья, друзья, меньше, обезьяна, пальто.
Карточка № 2(Б)
Прочитай внимательно слова,
вставь, где нужно мягкий знак
Бел.ё,крыл.я,лыжн.я,п.ёт, в.ёт, ноч.ю, в.юга, сал.ю, пол.ёт, осен.ю, реч.ка,дожд.ю,скам.я, звер.ки,лис.я,суч.я.
Карточка № 2(П)
Разбей слова на группы,
вставляя, где надо мягкий знак
Лдина, дожд, болница, деревя, медвед, альбом, здорове, обезьяна, декабр, конки, играть, счасте, шалунья, ночю, вюга, метел.
Схема правила: https://yandex.ru/images/search?img
Карточки для самостоятельной работы: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/02/13/kartochka-po-russkomu-yazyku-2-klass-po-teme
Учитель: Кеда М. А.
Цель: выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке.
– Сегодняшний урок я хочу начать словами К. Г. Паустовского. ( Слайд № 1)
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.»
Как вы понимаете это высказывание?
Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира.
Каким вы хотели бы увидеть наш сегодняшний урок?
На доске записаны буквы.
Запишите их в сочетании с наклонными правильно и красиво.
п ц и т а
Какое слово можно из них собрать?
Подберите к данному слову все однокоренные слова и запишите их на новой строке.
Птица, птичка, птицелов, птицефабрика, птицевод, птичий.
Какое слово оказалось лишним?
Почему? (птичий – это слово обозначает признак предмета)
-Как одним словом можно назвать остальные слова? (имена существительные).
Откройте контрольные тетради, запишите сегодняшнее число.
Январь, февраль, картина, месяц, товарищ, народ, завод, ученик, антоним, магазин, сапоги, сорока, воробей.
Что объединяет эти слова?
У меня секретов нет-
Называю я предмет!
– О какой части речи эти строчки?
Закройте тетради. Положите на край стола.
-Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
Подумайте, а какие задачи мы сегодня поставим на урок? Давайте их сформулируем с помощью опорных слов.
Мы заканчиваем тему «Имя существительное»
Дети выполняют чистописание в тетрадях, записывают однокоренные слова
Дети выполняют самостоятельно в контрольных тетрадях и проводят его самопроверку.
Высказывание мнения учащихся
Самоопроеделение к деятельности – (Л);
– целеполагание – (П);
– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К);
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Цель: актуализация используемых способов
действий и подготовка к осознанию потребности в выявлении причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности
Давайте вспомним всё, что мы узнали об этой части речи?
На доске появляется схема- признаки имени существительного.
Дети называют известные им признаки имени существительного:
-отвечают на вопросы: кто? что?
-изменяются по числам: ед.ч., мн.ч.
– собственные, нарицательные,
-Мыслительные операции(обобщ, анализ, синтез, сравнение)-П;
-Извлечение необходимой инф. из текста – П;
-фиксирование инд.затруднений в пробном учебном действии – Р;
-волевая саморегуляция в затруднении – Р;
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К;
-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К
3. Постановка учебной задачи
Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими цели урока
Посмотрите на доску, удобно ли пользоваться данной информацией? Почему?
-Чтобы информацией было удобно пользоваться, что нужно сделать?
-Назовите части схемы в правильной последовательности. Что у нас получится?( схема в определённом порядке)
-Какова тема урока?
Создать удобную запись всей известной нам информации об имени существительном.
– смыслообразование –Л;
-мыслительные операции –П;
выдвигают гипотезы и обосновывают их—П;
-поиск и выделение необходимой информации;
Установление причинно – следств. связи -П;
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности .-Р;
-адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач-К;
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: выбор метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка гипотез.
Выскажите свои предложения.
Сверим вашу работу с эталоном.
Дети работают в группах, размещают части схемы в определённом порядке.
Сверяют с эталоном на доске.
Извлечение из предметного текста необходимой информации – П;
– Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др.) -П;
-осознанное и произвольное речевые высказывание – П;
Построение логической цепи рассуждений и доказательств +КУУД 4 этапа.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: формирование у учащихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности
Работа в паре на карточке Проверочная работа по теме «Имя существительное»
Выбери правильный ответ. Подчеркни его.
Что обозначают имена существительные?
2. Подчеркни имена существительные.
История, медведь, белый, играть, мама, имя, именной, пуговица, новый, порядочный, окно, выставка.
3. Вставь пропущенные буквы и напиши в левый столбик слова, отвечающие на вопрос , а в правый – на вопрос
Гор_д, дев_чка, м_шина, м_локо, м_дведица, М_сква, суб_ота, с_бака, яг_ода, л_сица, в_робей, веет_р, б_реза
4. Составь предложение и запиши его. Подчеркни имена существительные.
Над, стайка, кружилась, елью, клестов.
Дети работают в паре по схеме
(Снежинки – сущ, что?, неодуш, нариц., мн. ч.)
(Холодом – сущ, чем?, неодуш, нариц, ед.ч,)
Выполнение упражнений уч-ся под счёт
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: самопроверка усвоения способов действий на воспроизведение полученного результата, индивидуальная рефлексия достижения цели.
Выполните следующее задание.
Прочитайте имена существительные на карточках. Запишите их в 2 столбика. 1- неодушевлённые имена сущ., а во 2-
Свеча, обезьяна сентябрь, лягушка карандаш, братья блузка, корова, яблоня, птенчик, пальто, сапог, сорока, чайка, собака, заяц, зверёк,
Проверим вашу работу.
-Допиши подходящее существительное и дай ему характеристику.
В воздухе медленно кружились пушистые снежинки.
Вдруг с севера повеяло холодом.
Самостоятельная работа на карточках. Проверка по эталону.
Сверяют и оценивают себя.
Работа в группе
Рефлексия способов и условий действий – П;
-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;
-самооценка на основе критерий успешности-Л;
– адекватное понимание успешности или неуспешности;
— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –
– планирование успешного сострудничества – К
– следование моральным нормам и этическим требованиям – Л
7. Включение в систему знаний и повторение. Включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике
Выполним тест по нашей теме в форме игры «Да-нет»
1. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что?
2. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета
3. Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
4. Имена собственные пишутся с маленькой буквы.
5. Имена существительные изменяются по числам и бывают ед.ч и мн ч.
6. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – что?, а неодушевленные – на вопрос кто?
Выполняют. После сверяют с эталоном.
Проверка по эталону:
Оцените свою работу.
Цель: самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия
Вернёмся к теме нашего урока.
Какие цели мы ставили на урок?
Достигли мы нашей цели?
Для чего мы составляли схему?
Оцените свою работу на уроке
Высказывают свои мнения.
Дети оценивают себя на «ступеньках знаний»
Методические разработки, презентации и конспекты
«открытие» нового знания
: формирование представлений учащихся о словарях, совершенствование навыков работы со словарями.