Толковый словарный диктант это и Виды словарных диктантовстатья по русскому языку на тему

При обучении русскому языку практикуются устные и письменные формы проверки и оценки знаний. К ним относятся:

В методической литературе четко указано предназначение, способ проведения и порядок оценивания каждого вида проверочных работ.

Жанна Хачатуровна Степанян

Эксперт по предмету «Педагогика»

Словарный диктант – это один из популярных видов текущего контроля учащихся, состоящий из отдельных слов или словосочетаний, которые могут быть как сгруппированы тематически, так и не сгруппированы по определенной теме.

Характеристика основных видов словарного диктанта

В настоящее время в педагогической практике различают следующие виды диктантов:

Словарный диктант как вид деятельности на уроке очень актуален и эффективен в работе по формированию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся. Но лишь при систематическом использовании этого вида работы, интересном подборе тренировочного материала, при опоре на различные виды интеллектуальной деятельности и памяти (зрительную, слуховую, моторную) учитель сможет добиться положительных.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Проблема повышения грамотности учащихся стоит на каждом уроке русского языка. Чтобы повысить грамотность учащихся, необходимо работать с ними не только с целым классом, но и по группам, а также индивидуально по закреплению орфографических навыков на основе словарных диктантов.

Видов словарных диктантов много. Одним из видов может быть диктант с фонетико-графическим заданием. Например, написать в форме предложного падежа имена существительные и местоимения с предлогом О/ОБ/: ярмарка, оркестр, электрик, он, она, ежик. Или среди диктуемых слов найти такие, в которых есть два соседних гласных звука. Артиллерия, лауреат, изваяние, оригинал.

При индивидуальной работе с учащимися можно использовать словарные диктанты с грамматическими заданиями. Формирование орфографических навыков должно проходить в тесной связи с формированием грамматических навыков.

Словарные диктанты с грамматическими заданиями помогают формировать орфографические навыки на грамматической основе.

Грамматическое задание в процессе словарного диктанта способствует выбрать правильное написание. Например, записать слова:

Следующий вид диктанта – словарный диктант с самопроверкой. Основное назначение такого диктанта – формирование навыков самоконтроля. Работа над таким диктантом включает несколько этапов:

Русский язык располагает богатейшей системой устойчивых словосочетаний. По разделу «Фразеология» можно давать самодиктанты. Вспомнить и написать, как можно больше фразеологизмов, в составе которых есть слова с приставками ПРЕ-ПРИ. / Камень преткновения, преклонить колени, принимать за чистую монету. /

Словарные диктанты могут проводиться в виде игры. Психологи показывают, что человек испытывает потребность в игре. Игра обеспечивает заинтересованное восприятие изучаемого материала, активизирует деятельность играющих, содействует развитию памяти, мышления.

Словарный диктант с элементами игры можно проводить при изучении морфологии.

Задание: превратите имена нарицательные в имена собственные.

Надежда на выздоровление –  Надежда;

Точные весы –  родился под знаком Весы;

Строительный блок –  поэт Блок;

Словарный диктант проводится в виде соревнования. Дается задание: кто быстрее найдет слово в орфографическом словаре и объяснит, как это слово правильно пишется.

Аллегория, артиллерия, беллетристика, воображение, галерея, декларация, дискуссия, деликатный, искусство, колорит, колоссальный, комиссия, прогресс, обелиск, троллейбус, фестиваль, экспрессия, грамматика, грамотность, коллектив, количество, колонна, кристалл, иммунитет, корреспондент.

Можно провести при закреплении орфографических навыков словарный диктант-игру «Угадай». Эта игра помогает усваивать опознавательные признаки орфограмм, различать орфограммы по их отличительным признакам:

Одним из условий успешного овладения навыками правильного письма является орфографическая зоркость. Навык видеть и классифицировать орфограммы формируется в процессе постоянных и длительных тренировок.

Одной из форм работы по формированию орфографической зоркости является словарный диктант с продолжением.
Учитель диктует слова или словосочетания, учащиеся их записывают в столбик. Затем проверятся диктант, обозначаются орфограммы. Учащимся предлагается к каждому слову или словосочетанию придумать и записать рядом слово с той же орфограммой

Такой диктант не только содействует формированию орфографических навыков, но и дисциплинирует внимание учащихся. При выборочном диктанте учащимся предлагается выбрать правильное написание слова и записать в один столбик из указанных столбиков.

«Правильно написание о и е после шипящих в корне слова»

Чередующиеся гласные в корне. Правописание орфограммы зависит от постановки ударения, от значения корня и согласных СТ и Щ в корне.

Для группы сильных учащихся можно давать словарные диктанты, осложненные заданиями по формообразованию. Записать глаголы и образовать от них деепричастия. Например, рассчитывать – рассчитывая, комментировать – комментируя, рассказывать – рассказав.

Подводя итог, следует сказать, что после проведения таких видов диктантов надо еще раз повторить изученные орфограммы.

Разнообразие форм словарных диктантов способствует улучшению знаний и умений в области орфографии, а также прочных навыков письменной речи.

Информационная характеристика диктанта

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Русский язык»

преподавательский стаж — 10 лет

Диктант как вид упражнения

Важное место в системе орфографических упражнений занимает диктант, который представляет собой запись учениками текста, воспринимаемого на слух. Цель проведения диктанта — обучение правописанию (обучающий диктант), проверка усвоения орфографических норм и формирования навыков правильного письма (контрольный).

В зависимости от задач, которые преследует учитель, используя диктант, этот вид упражнения подразделяется на несколько видов:

Информационная характеристика диктанта — это методическая категория, описывающая дидактическую ценность диктанта как контрольно-измерительного материала.

Информационная характеристика диктанта содержит перечень видов орфограмм, встречающихся в диктанте, с конкретными примерами, а также описание встречающихся в тексте пунктограмм.

Составление информационной характеристики диктанта помогает учителю реализовать ряд методических задач:

«Информационная характеристика диктанта» 👇

Если диктант осложняется грамматическим заданием, то в его информационную характеристику также включают грамматические сведения, которые необходимы для выполнения заданий. Например, сведения о составе слова и способах его образования, перечень грамматических признаков частей речи, сведения о строении и составе предложений и их характеристике.

В информационную характеристику диктанта также включают время, отводимое на его выполнение, и критерии оценивания работы с учетом максимально возможного числа ошибок для каждой отметки. Также учитель отмечает в тексте слова с труднопроверяемыми орфограммами, словарные слова и исключения, а также написания на еще не изученные правила, чтобы при оценивании учитывать влияние написания этих слов на общее количество ошибок.

Информационно насыщенным считается диктант, который отвечает следующим требованиям:

Информационная характеристика диктанта — это его важная методическая составляющая, которая позволяет эффективно использовать этот вид контроля на уроках русского языка и реализовать диагностическую функцию диктанта как инструмента проверки текущей успеваемости.

Дата последнего обновления статьи: 17.09.2022

Автор(ы):
Дарья Михайловна Ромашкина

Автор(ы):
Нина Афонина

Решение любого учебного вопроса за 300

Диктант «Проверь себя!»

Это, по-видимому, один из самых полезных диктантов, так как он учит школьников самокритичности.

Суть его в том, что ученики записывают текст под диктовку, а при самопроверке подчеркивают слова, знаки или буквы, в написании которых они сомневаются. Затем каждый ученик может задать несколько вопросов по написанию подчеркнутых им слов (каждое слово можно спросить только один раз!). Начинать лучше с сильных учеников. Отвечать на вопросы может учитель или любой, кто знает правильный ответ. Вариант: можно проверить себя по словарю.

Если ученик написал слово неправильно, подчеркнул его и затем исправил, то это засчитывается как достоинство, а не недочет работы.

Огромная польза такой формы работы — ученик привыкает осознавать, где он может ошибиться, то есть какое правило надо подучить и в каком месте его применить. Другими словами, ребенок начинает обучать себя сам и сам контролировать процесс.

Как проводить контрольное списывание?

Контрольное списывание позволяет выявить уровень развития навыков самодиктовки и самопроверки, умения детей каллиграфически правильно оформлять письменную работу. Такой вид работы занимает только часть урока, время четко регламентируется. Для проведения списывания подбирается текст с указанным объемом слов. Он должен быть напечатан на индивидуальных карточках, которые раздаются каждому ученику.

Необходимо соблюдать такую последовательность.

Проверка контрольного списывания предполагает выставление двух отметок: за грамотность и за оформление.

Виды контрольного списывания

Можно использовать разные виды такой проверочной работы:

После списывания может быть предложено грамматическое задание, которое следует оценивать отдельно.

Как подобрать текст для диктанта

К подбору текста для диктанта следует отнестись очень внимательно. На что надо обратить внимание?

Выборочные диктанты, схематичные и тому подобные

В одну группу нам кажется рациональным объединить диктанты, предполагающие схематичные или символические записи, а также выписывание отдельных слов.

Это в основном грамматическая работа, хотя и грамотность таким способом проверить можно. Несмотря на то, что задание это трудное, оно обычно очень нравится школьникам, так как напоминает игру, а времени на него уходит совсем немного.

Например, учитель читает текст, а ребята должны записывать только предлоги. Или только глаголы второго спряжения. Или только слова с приставкой пре-. Существительные с буквой «и» на конце. Обращения. Грамматические основы. Да что угодно! Ребята с удовольствием «играют», а ведь работа требует максимальной сосредоточенности и хорошего знания материала!

При схематическом диктанте записываются не предложения, а схемы (сложных предложений, однородных членов, прямой речи и т.п.).

Многим детям нравится «буквенный» диктант. Учитель читает слова на правило (скажем, «О и Ё после шипящих»), а школьники записывают в строчку только одну букву из каждого слова (в приведенном примере — О либо Ё). Каждое слово произносится только один раз (иначе ребята могут сбиться), а это, кроме всего прочего, учит вниманию и сосредоточенности.

В такой форме можно проводить и словарные диктанты, и обычные. И второй вариант тоже очень полезен, ведь тогда школьники должны еще и «опознать» слово на нужное правило.

Диктант с грамматическим заданием

Это, наверное, оптимальный способ провести контрольный диктант, так как такая форма позволит оценить уровень грамотности более или менее объективно. Учитель читает текст, затем диктует его, а дети записывают, после чего ученикам предлагается выполнить от одного до пяти (реже больше) грамматических заданий. Например, подчеркнуть грамматические основы, обозначить приставки, найти все глаголы в прошедшем времени или определить падеж всех причастий. А еще лучше — обозначить графически условия выбора той или иной буквы. То есть показать учителю ход своих размышлений над орфограммой. Грамматическое задание чаще всего соответствует только что пройденной теме, но лучше, если часть его затрагивает и прежде изученные правила и понятия.

Такой диктант чаще всего занимает весь урок.

Стоит внимательно отнестись к манере диктовки. Все слова надо произносить четко и внятно, но без утрирования окончаний. После первого прочтения полного текста стоит спросить детей, поняли ли они смысл текста (скорее всего, да) и нет ли непонятных слов (часто такие слова бывают, их надо объяснить; если школьники стесняются спросить, есть смысл учителю самому дать пояснения по поводу тех слов, которые могут оказаться непонятыми).

Затем прочитывается предложение, дается несколько секунд на осмысление (желательно не разрешать детям записывать при ознакомительном чтении: в этот момент в сознании ученика должен сложиться синтаксический образ предложения и появиться представление о том, где и какие знаки надо поставить), после чего учитель диктует предложение по частям. Чаще всего это три – четыре слова, но может быть больше в сильном классе или меньше в слабом или просто еще невзрослом.

Свободные и творческие диктанты

Эти формы не только позволяют отработать грамотность, но и готовят учеников к написанию изложения.

Суть свободного диктанта в том, что ученик записывает прочитанное не дословно, а так, как он запомнил. При этом можно подсократить, упростить синтаксис и не слишком знакомые слова заменить «удобными» синонимами. Такую работу в 8 – 9 классах стоит проводить почаще, хоть бы и на каждом уроке записывать одно – два предложения.

Творческий диктант предполагает целенаправленную переработку текста. Например, заменить первое лицо третьим, добавить (или исключить) описание предмета, природы, интерьера, вставить (или убрать) определения.

Такие формы исключительно полезны и обычно нравятся ребятам.

Объяснительный диктант

Чаще всего это тоже текст, но могут быть и отдельные предложения. Он выполняет обучающую функцию, причем помогает в достижении не только предметных результатов, но и метапредметных: воспитывает внимание, сосредоточенность, взаимопомощь и т.п.

Ребята записывают предложение под диктовку, затем один из учеников читает по своей тетради, объясняя орфографию и пунктуацию. Остальные учащиеся вносят при необходимости исправления в свои записи. При этом учитель может отработать множество правил и поставить оценки как тем ученикам, которые объясняли правописание, так и слабому ученику, у которого взять затем тетрадь на проверку.

Как проводить изложение?

Изложение проводится для проверки уровня навыков письменной речи, умения передавать содержание текста без искажения его содержания и орфографически правильно его записывать. Для изложения необходимо выбирать текст повествовательного характера с понятным для учеников сюжетом. Размер текста регламентируется.

Сначала учитель читает текст для ознакомления детей с его содержанием. После каждой части текста делается пауза, чтобы им легче было следить за сюжетной линией рассказа.

Далее задаются вопросы по содержанию текста. Необходимо выяснить насколько хорошо ученики его поняли. Можно попросить назвать главную мысль произведения, его главных героев, оценить их поступки и т.д.

Затем учитель читает текст повторно, указав задание, что нужно определить из каких частей он состоит. Вместе с детьми выделяется каждая часть, обсуждается ее краткое содержание и выбирается заглавие. По ходу этой работы составляется план текста. Он должен быть записан на доске и в тетрадях.

Учителю заранее нужно выбрать из текста слова, написание которых вызовет у школьников трудности. Во время словарной работы он обращает внимание детей на такие слова и записывает их на доске. Можно повторить некоторые правила орфографии, которые ученики будут использовать во время написания изложения.

С опорой на составленный план дети устно пересказывают отдельные фрагменты текста и выбирают опорные слова, которые записывают на доске. По окончании 1 – 2 ученика пересказывают весь текст с начала, а все остальные под руководством учителя анализируют устный пересказ, исправляют недостатки, уточняют отдельные моменты.

После этого учитель читает текст третий раз. Дети слушают и запоминают. Затем они приступают к самостоятельному изложению содержания текста, ориентируясь при этом на его план и опорные слова. Закончив работу, ученики выполняют самопроверку.

При оценивании изложения необходимо учитывать полноту и соблюдение последовательности отражения событий в тексте. Также обращается внимание на речевое оформление, правильность построения предложений, употребления слов и их грамматических форм. И третий аспект — орфографические и пунктуационные ошибки. Он оценивается отдельным баллом.

Значение словарного диктанта в обучении

Роль словарного диктанта в обучении очень велика. Это связано с тем, что в настоящее время одной из основных задач, стоящих перед педагогами школы является формирование у учащихся орфографической грамотности. Значимость данных задач обусловлена:

Основным и специально разработанным для совершенствования орфографической грамотности способом являются диктанты.

Диктант – это одно из наиболее часто используемых и эффективных упражнений, суть которого состоит в том, что учащийся письменно воспроизводит воспринятый на слух или зрительно текст (слова, словосочетания), читаемый педагогом.

Главной целью диктанта является формирование у учащихся пунктуационной и орфографической зоркости.

Навык видеть и воспринимать орфограммы на слух или зрительно, развивается у учащихся в результате длительных тренировок. Основным приемом данных тренировок и является словарный диктант. Педагог на свое усмотрение может подбирать разные виды диктантов, в зависимости от поставленной цели урока и изучаемой темы.

Планомерное и систематическое проведение разных видов словарного диктанта оказывает положительное влияние на перерастание у учащихся знаний и умений в области пунктуации и орфографии в долговременные и прочные навыки, способные обеспечить грамотную письменную речь.

«Виды словарного диктанта» 👇

По содержанию словарный диктант может состоять из словосочетаний или отдельных слов, которые могут относиться к конкретной теме, которую учащиеся недавно изучали, и быть направлены на закрепление определенных правил. Одной из особенностей словарного диктанта является то, что в процессе работы над написанием слов или словосочетаний внимание учащихся концентрируется на конкретной орфограмме. Используемый в словарном диктанте языковой материал в дальнейшем может быть использован для составления предложений или небольших связных текстов.

Время проведения словарного диктанта рекомендовано ограничить 5-10 минутами.

Диктант — друг или враг?

Диктант был и по-прежнему остается одной из самых распространенных форм контроля на уроках русского языка, и повлиять на этот факт не может ни аттестация в форме тестов, изложений и сочинений, ни здравый смысл. С одной стороны, это объяснимо ценностью диктанта как средства обучения и контроля. С другой — обычный диктант является довольно искусственной формой, ведь в жизни мы редко пишем что-то под диктовку. К тому же, есть ученики, которые почти не воспринимают информацию на слух, а есть и те, кто, напротив, легко «считывает» пунктуацию, а то и орфографию с голоса учителя. И в том, и в другом случае оценка по диктанту будет необъективна и не отразит истинного уровня грамотности ученика.

Что же делать? Неужели вообще отказаться от диктантов на уроках, оставив одни лишь тесты и творческие работы? Думается, не стоит прибегать к таким экстремальным мерам. Надо лишь хорошо изучить все виды диктантов и использовать полную их палитру, развивая у детей те навыки и умения, которые им пригодятся в жизни.

Как проводить сочинение?

Сочинение — наиболее сложная проверочная работа, которая дает возможность определить уровень коммуникативных умений, языковых навыков и орфографической грамотности. Проведение такой работы имеет свою специфику и состоит из следующих этапов.

Как оценивать сочинение?

Оценивание сочинения осуществляется по нескольким критериям:

Сочинение оценивается двумя отметками. На следующий урок после проверки нужно зачитать лучшие сочинения в классе и проанализировать допущенные в других работах ошибки. Как правило, обсуждается содержательная часть сочинения, а работа над орфографическими ошибками проводится самостоятельно.

Виды диктантов

Существует несколько классификаций диктантов. Поскольку между ними нет противоречий, то мы не будем отвлекаться на частности. Кроме того, при оптимальном раскладе любой диктант выполняет и функцию контроля, и является средством обучения. Достичь этого нетрудно, если тщательно подготовить материал и продумать форму проведения диктанта.

Условно диктанты можно подразделить на контрольные и обучающие. Контрольные менее продуктивны: как уже отмечалось выше, результаты их не всегда объективны. Но и контрольный диктант можно сделать информативнее для учителя и удобнее для ученика.

Обучающие диктанты — любимая многими форма работы на уроке, удобная и в самом деле результативная.

По материалу диктанты делятся еще на ряд видов.

Словарные диктанты как правило содержат слова, словосочетания или части предложений с непроверяемым или трудно проверяемым написанием.

Текстовые диктанты представляют собой связный текст.

Причем и в том, и в другом случае возможны разные виды записи. С этой точки зрения можно выделить еще выборочный, свободный, творческий, схематический диктант и различные диктанты с краткой записью. Возможно проводить смешанные работы.

Теперь подытожим все вышесказанное и рассмотрим некоторые виды диктантов детально.

Как проводить диктанты на уроках?

Главный вид проверочных работ на уроках русского языка —диктант. Он используется для проверки орфографии и пунктуации школьников. Диктант может проводиться в течение всего урока или использоваться как отдельное упражнение на любом этапе занятия.

Каждый вид диктанта имеет свой порядок проведения и проверки.

Цель объяснительного диктанта заключается в проверке умений ученика увидеть имеющиеся в предложении орфограммы. Это развивает орфографическую зоркость и позволяет выработать устойчивый навык использования определенного правила. Порядок проведения следующий.

При проверке учитываются ошибки, допущенные во всем тексте или только ошибки, которые встречаются в словах с изучаемой орфограммой.

Есть и другие варианты проведения объяснительного диктанта.

Можно сочетать его с предупредительным диктантом. В этом случае орфограммы в первом предложении объясняет сам учитель перед тем, как приступить к его диктовке. Во втором и третьем предложении такое объяснение выполняют отдельные ученики. Остальной текст диктуется с объяснением орфограмм после того, как предложение будет записано.

Наиболее сложный вариант подразумевает умение находить в тексте сразу несколько орфограмм и классифицировать их. У учеников должны быть карточки с номерами и описанием каждой орфограммы. После записи предложения, дети ищут слова с орфограммами и проставляют соответствующие числа.

При оценивании объяснительного диктанта необходимо учитывать была ли допущена ошибка в слове с орфограммой и, если была, исправил ли ее ученик самостоятельно.

Словарный диктант

Этот вид диктанта используется для проверки умения правильно писать слова с непроверяемым написанием. Такие слова дети должны заучивать наизусть. Учитель последовательно диктует, проговаривая слова внятно и в соответствии с нормами произношения, а ученики записывают.

Можно вместо диктовки использовать картинки. В таком случае учитель показывает изображение, а дети самостоятельно записывают его название.

Проверке подлежат все записанные слова.

Выборочный диктант

Выборочный диктант помогает проверить степень отработки написания слов на изучаемое правило. Дети должны уметь на слух определять слова, в которых есть нужная орфограмма. Этот диктант проводится в таком порядке.

При проведении выборочного диктанта можно пригласить 1 – 2 учеников, которые будут записывать слова на тыльной стороне доски. По окончании их записи открываются и проверяются со всем классом. При этом каждый сверяет свою работу с правильным образцом. Осуществляя оценивание, нужно учитывать количество выписанных слов и правильность их написания.

Контрольный диктант

Контрольный диктант проводится в конце изучения темы или как итоговая проверочная работа. Его цель выявить уровень навыков правописания Тексты для контрольных диктантов включают слова с разными орфограммами.

Методика проведения следующая.

При проверке учитываются все допущенные ошибки (кроме тех, что относятся к правилам, которые еще не изучали) и оформление работы. Нормы оценивания и количество слов в тексте для каждого класса четко регламентированы.

Способы исправления ошибок в диктантах

Проверяя диктанты можно использовать разные способы исправления ошибок.

На следующий урок после проведения контрольного диктанта проводится анализ ошибок.

Как проводить тесты на уроке?

Тестовая проверка необходима для определения уровня теоретических знаний и практических навыков применения изученных правил по изученной языковой теме. Для ее проведения разрабатываются тесты, состоящие из нескольких вопросов и вариантов ответов. Тесты могут быть распечатаны на индивидуальных карточках для каждого ученика, зачитаны вслух (небольшие тесты), также тесты можно проходить на смартфонах, планшетах, компьютерах, через специальные системы тестирования.

Тесты могут содержать различные типы вопросов:

Чаще всего тест выполняются непосредственно на карточке с вопросами. Задания в тетрадь не переписываются. Поэтому выполнение тестов занимает мало времени по сравнению с другими видами проверочных работ. Это позволяет проводить их довольно часто на любом этапе урока.

Для каждого типа заданий (в зависимости от его сложности) устанавливаются четкие критерии оценивания. Благодаря этому очень удобно проводить компьютерное тестирование с автоматическим подсчетом баллов При этом ученик видит свою отметку сразу же по окончании теста. Компьютерные тесты удобно использовать для индивидуальной проверки знаний школьников, поскольку учителю не нужно отвлекаться на их проведение и оценивание.

В каждом классе четко определен перечень и количество обязательных проверочных работ по основным школьным предметам. Учитель может дополнительно проводить промежуточные проверки, чтобы своевременно корректировать и устранять пробелы в знаниях школьников, приучать детей к выполнению подобных работ.

Об авторе: Гладко Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, стаж работы около 25 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Нормы оценивания диктантов

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу; в редких случаях можно проигнорировать одну негрубую ошибку.

Оценка «4» может украсить работу, в которой не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, причем важно здесь количество орфографических ошибок (не более двух) и общее количество (максимум четыре). Так, при одной орфографической и трех пунктуационных ставится «4», а при трех орфографических и одной пунктуационной — «3». За три орфографические ошибки допустимо ставить «4» в первом полугодии 5 класса.

Оценка «3» выставляется, если в диктанте не более четырех орфографических ошибок и не более восьми в сумме. Например, три орфографические и пять пунктуационных.

Оценка «2» соответствует работе, в которой допущено от пяти до семи орфографических ошибок и не более 14 (в 5 классе можно 15) ошибок в сумме.

За более слабую работу полагается ставить единицу.

Аналогично проверяются и словарные диктанты.

Не засчитываются, хотя и исправляются ошибки

Если диктант намного меньше нормативного объема, то и нормы ошибок на ту или иную оценку меняются соответственно.

Диктант — удобная форма, весь потенциал которой часто не используется учителем. А жаль. Возможно, эта статья станет для кого-то стимулом использовать новые виды этого метода обучения и контроля.

Предупредительный диктант

Текст для такого диктанта прорабатывается заранее. Например, можно продиктовать домашнее упражнение или разобрать трудное предложение на доске, а затем стереть и предложить его же записать под диктовку. Можно предупредить детей заранее, что это упражнение или предложение потом запишем на оценку, а можно и не предупреждать.

К этой же группе относится и диктант по памяти. В этом случае школьникам предлагается запомнить наизусть стихотворение или афоризм, пословицу (в зависимости от возраста и возможностей детей, можно дать текст на дом или предложить прочитать его на уроке несколько раз в течение, допустим, двух минут).

Оцените статью
Экодиктант - Помощь