Типы математических диктантов

Типы математических диктантов Экодиктант

Математический диктант — одна из испытанных временем форм активной самостоятельной работы школьников. Именно он позволяет включить в работу всех детей одновременно, выработать определенный темп. Такой вид деятельности формирует скорость, гибкость, глубину и точность мысли. Ученики овладевают терминологией, развивают воображение, внимательность и память.

Математический диктант – короткая письменная  самостоятельная работа, во время которой дети воспринимают задание на слух, полностью или частично

Решают его и записывают только ответ. Продолжительность диктанта 10-15 минут.

Математический диктант помогает контролировать знания, умения и навыки учащихся. Учитель получает достаточно подробную информацию об уровне усвоения пройденного.  С другой стороны, диктант способствует развитию навыков логического мышления, играет обучающую роль, дисциплинирует учащихся, приучает к собранности, сосредоточенности, целеустремленности.

Применяя диктант педагог

-организовывает и управляет учебно-познавательной деятельностью школьников, включая в работу всех без исключения

-формирует и проверяет знания, умения, навыки

-реализовывает индивидуальный подход в обучении

-получает надежную информацию об уровне усвоения программного материала

-повышает математическую культуру учеников

-способствует развитию математической речи школьников.

Целями математического диктанта являются:

-повышение качества знаний

-развитие способностей воспринимать информацию на слух

-развивать умение слушать.

Задачи математического диктанта:

-повышение мотивации учащихся к изучению математики

-формирование активной позиции ученика на уроке и проявление его творческой  индивидуальности

-создание условий для формирования навыков самоорганизации и самообразования учащихся

-вовлечь учащихся в познавательный процесс.

Математический диктант включает следующие типы заданий:

-операционные, в которых нужно вычислять, решать задачи, выполнять преобразования

-логические, в которых требуется оценить истинность

высказывания, для чего необходимо быть внимательным и сосредоточенным, уметь  слушать, слышать и анализировать данные.

Каждое задание должно быть независимой частью, чтобы учащийся, не справившийся с одним из заданий, имел возможность выполнить другое.

Проверка диктантов может проводиться учителем, но тогда результаты будут известны только к следующему уроку. Наиболее эффективно использовать самопроверку или взаимопроверку по указанным критериям. Но, пожалуй, самым важным организации проверки диктанта сразу после его завершения является то, что появляется возможность обсудить все те вопросы, которые вызвали затруднения или особенно важны для понимания нового материала: детей, которые только что написали математический диктант, интересует не только отметка, но и обоснование решения.

Если с диктантом по русскому языку всё понятно, то что такое математический диктант? Ребенок приходит из школы и говорит: ” Сегодня писали математический диктант. Я получил 3 “. Вы понимаете о чём речь? И за что тройка? Если нет и если хотите писать такие диктанты на пятёрки, тогда эта статья для вас. В конце будут примеры диктантов для 2, 3 и 4 классов за 1 четверть.

Я своим ученикам говорю, что сейчас у нас будет устный счёт , ответы будем писать в тетрадь самостоятельно. Такая формулировка легче воспринимается для детей в начальной школе.

Математический диктант – форма работы на уроке, в которой ученики воспринимают задание на слух и записывают только ответ.

Эта такая же работа для проверки знаний учеников, как и тест или контрольная. Но диктанты пишутся быстро, от 5, максимум до 15 минут от урока.

Учитель читает задание, где надо либо написать заданное число, либо вычислить, либо решить задачу. Ученики при этом не делают никаких записей, всё считают в уме. Задание читается несколько раз, оптимально 2-3. Дети записывают только ответ в столбик или в строчку с номером задания.

Это проверка умения считать устно , но проводится она сразу со всем классом и проверяется быстро. Удобная форма работы для учителя. Раз в две недели математические диктанты пишутся в тетрадях для контрольных работ, отметки идут в дневники и в журнал.

Помимо проверки умения считать устно такие диктанты развивают:

Часто бывает, что ребенок не может воспринимать задание на слух. Задачи он читает по учебнику, решает, но когда эти же задачи ему читают, он уже не может их решить и не понимает ни условия, ни решения.

Ещё дети привыкают к привычным контрольным и самостоятельным, записанным на доске или напечатанным на листочках, поэтому математический диктант, где ничего не записано, воспринимается у них с трудом. Отсюда бывают плохие отметки за устный счёт, при том, что за письменные контрольные работы отметки всегда хорошие. Вот поэтому учитель и проводит математические диктанты, чтобы развивать быстрое и качественное умение считать устно.

❺ Наша начальная школа/подготовка к школе ❺ запись закреплена

Где ж ты раньше,Свет была?когда мы двойки получали

Математический диктант — одна из испытанных временем форм активной самостоятельной работы школьников. Именно он позволяет включить в работу всех детей одновременно, выработать определенный темп. Такой вид деятельности формирует скорость, гибкость, глубину и точность мысли. Ученики овладевают терминологией, развивают воображение, внимательность и память. Как же правильно подготовить и провести математический диктант?

Формы проведения математических диктантов.

Польза устных вычислений огромна. Выполняя устно арифметические действия, дети не только повторяют правила арифметики, закрепляют их, но и, что самое главное, усваивают не механически, а осмысленно. При устных вычислениях развиваются такие ценные качества, как внимание, сосредоточенность, выдержка, смекалка, самостоятельность. Одной из форм устного счета – математический диктант (далее МД.)

Эффективность проведения МД зависит не только от правильного определения объема и содержания этих занятий, но и от их организации: правильной постановки заданий и опроса, рационального проведения учета знаний и навыков учащихся. Все задания предлагаются устно. Такая форма организации занятий является наиболее ценной, так как развиваются внимание и память учащихся, а главное, они подготавливаются к «жизненному» счету, где часто приходится выполнять действия над числами, воспринимаемыми на слух. Однако эта форма требует большого умственного напряжения, а поэтому сравнительно быстро утомляет детей, особенно тех, у кого преобладает зрительная память.

В МД , обычно, участвуют не все дети. Особенно много бывает пассивных учащихся, когда диктуемые упражнения содержат большие числа или когда подряд дается много заданий на слух. Во избежание этого, для развития интереса к данной работе необходимо разнообразить формы проведения МД.

Основное назначение МД – помочь учителю эффективно тренировать устойчивость внимания детей, оперативную память, умение сосредоточиваться.

Исходя из этих целей в диктантах даны следующие группы заданий:

, в которых нужно вычислять, решать задачи, выполнять преобразования и т.п., получив информацию на слух;

в которых требуется оценить истинность высказывания, для чего необходимо быть внимательным и сосредоточенным, уметь слушать, слышать и анализировать данные;

· направленные на усвоение математической

МД обеспечивают содержательным учебным материалом этап в начале урока математики, а также этап подведения итогов в конце урока.

Развитию грамотной математической речи способствует наличие в каждом диктанте образцов чтения математических выражений.

Прочитывать вслух задания диктантов могут отдельные учащиеся по указанию учителя. Это особенно полезно детям с недостаточной техникой чтения, а также тем, у кого преобладает зрительное восприятие.

Математические диктанты можно давать и для домашней работы под руководством родителей. Это позволит каждому ученику дополнительно спокойно потренироваться в чтении математических текстов, не спеша разобраться в отдельных задачах, проверить свои знания.

Учителю читать диктант детям достаточно один раз. Это заставляет учеников быть предельно внимательными и собранными. Все вычисления и преобразования ученики выполняют только устно.

Оценки за работу выставляются с учетом числа верно решенных заданий. Если в диктанте 6 (или 8) заданий, оценки могут быть такими:

Формы проведения математических диктантов:

Учитель читает вслух задания диктанта. Учащиеся на листочках или в тетрадях записывают ответы. Сразу же следует показать верные ответы, обсудить решения отдельных заданий. При правильной записи – ответ обводится в кружок (попадание в цель)

10 – это 7 и еще сколько?

От какого числа надо отнять 5, чтобы получилось 7?

Найдите значение разности чисел 15 и 9.

Увеличьте 7 на 5.

Уменьшаемое 12, вычитаемое 8. Найдите разность.

У брата 5 тетрадей, у сестры столько же. Сколько тетрадей у брата и сестры вместе?

Гребенчатый тритон линяет каждые 7 дней. Сколько раз пройдет линька у тритона за 14 дней?

Учитель читает вслух задания диктанта. Учащиеся (на узких листочках, расположенных на столе по вертикали) записывают ответ и заворачивают край листочка. следующий ответ пишется ниже завернутого фрагмента и т.д. Проверка работы осуществляется с последнего ответа.

Полезно время от времени в классе давать всем ученикам тексты диктантов для самостоятельной работы с ними (записав текст диктанта на доске, слайде). Это важно для запоминания правописания математических терминов.

Ответы записываются буквами И (если высказывание истинное) или Л (если ложное)

1. Если число 14 увеличить на 7, то получится 21.

2. Разность чисел 87 и 3 равна 90.

3. Число 34 больше числа 40 на 6.

4. Пример на сложение всегда можно заменить примером на умножение.

5. Если число 97 уменьшить на 8, то получится 89.

6. Сумма чисел 56 и 2 равна 76.

7. Число 68 меньше числа 100 на 32.

8. Все двузначные числа меньше числа 100.

9. Если уменьшаемое равно 24, а вычитаемое — 4, то разность равна 28.

10. В числе 37 содержится 7 десятков и 3 единицы

Сначала диктуется задание для 1 варианта. Ученик второго, на основе ответа соседа, записывает свой. Ответы у вариантов получаются разные.

I – в.

Запишите число, которое предшествует числу 12

II – в.

Увеличьте это число на 5

Запишите наибольшее однозначное число

Запишите последующее этого число

Запишите число, в котором 2 ед. 1 дес.

Уменьшите это число на 4

Введение в математический диктант элементов игры, нестандартных форм проведения помогает детям, интересующимся математикой, поддерживать и развивать интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает затруднения, – понять и заинтересоваться ею.

Математические диктанты – одна из форма контроля знаний. Но употребляются они всё же редко, так как учащимся трудно воспринимать задания на слух. Одной из важнейших задач в обучении является формирование у детей умения получать информацию на слух, запоминать на слух, обрабатывать и преобразовывать информацию. Из имеющихся в нашем распоряжении органов чувств, воспринимающих информацию, слуховой орган занимает второе место после зрительного, поэтому развивать его возможности у детей крайне важно. Использование математических диктантов помогает в решении этих задач.

Содержимое разработки

Зачем нужны математические диктанты?

Математические диктанты – одна из форма контроля знаний. Но употребляются они всё же редко, так как учащимся трудно воспринимать задания на слух. Одной из важнейших задач в обучении является формирование у детей умения получать информацию на слух, запоминать на слух, обрабатывать и преобразовывать информацию. Из имеющихся в нашем распоряжении органов чувств, воспринимающих информацию, слуховой орган занимает второе место после зрительного, поэтому развивать его возможности у детей крайне важно. Использование математических диктантов помогает в решении этих задач. Если диктанты проводить часто , то школьники приучаются воспринимать задания на слух. А ценность такого умения очень важна в жизни . Оно приводит к умению слушать собеседника , телепередачу , слушать лекцию.

Математические диктанты проводятся со следующими целями.

Прежде всего, они помогают контролировать знания, умения и навыки учащихся. Проанализировав диктанты, учитель получает достаточно подробную информацию об уровне усвоения пройденного как отдельными учащимися, так и классом в целом. Это позволяет оперативно устранять пробелы в подготовке учащихся.

Однако ещё более важно то, что математические диктанты играют обучающую роль. Выслушав фразу диктанта, учащиеся выполняют определенную работу – записывают алгебраическое выражение выполняют указанное построение. При этом требуется не только воспроизвести заученную формулировку, а творчески подойти к заданию.

Диктанты способствуют и развитию навыков логического мышления, и выработке умения работать с чертежными инструментами. Известная не шаблонность постановки задачи и ограниченность времени на выполнение задания дисциплинируют учащихся, приучают к собранности, сосредоточенности, целеустремленности. Проведение математических диктантов способствует и повышению общей грамотности учащихся. В результате систематического использования этой формы работы резко уменьшается количество ошибок в написании математических терминов.

Достоинства и недостатки математических диктантов .

не по любой теме можно провести диктант,

не все учащиеся способны хорошо воспринимать задания на слух ,

с их помощью можно проверить, усвоили ли учащиеся обязательный минимум знаний, но нельзя организовать углубленную проверку.

Но наряду с недостатками можно отметить и достоинства:

математические диктанты развивают умение воспринимать задания на слух, а это ведет к умению слушать лекцию и слушать вообще,

это альтернатива устного счета, который охватывает не всех учеников,

ответы на вопросы диктанта показывают, усвоено ли основное содержание ранее изложенного материала.

Как организовать проведение математического диктанта.

Ó÷èòåëü äîëæåí äèêòîâàòü âîïðîñû ÷åòêî, ãðîìêî, äåëàòü äîñòàòî÷íûå ïàóçû, ÷òîáû äåòè óñïåëè çàïèñàòü îòâåòû. Âîïðîñ íåîáõîäèìî ÷èòàòü ïî äâà ðàçà, êàæäûé âàðèàíò ïî î÷åðåäè. ×òîáû äåòè íå ïóòàëè âàðèàíòû, ìîæíî âûïîëíèòü àóäèîçàïèñü òåêñòà äèêòàíòà, ïåðâûé âàðèàíò – æåíñêèì ãîëîñîì, âòîðîé – ìóæñêèì. Ó÷åíèê ñêîðî âîîáùå ïåðåñòà¸ò ðåàãèðîâàòü íà “íå ñâîé” ãîëîñ: ñïîêîéíî ðàáîòàåò, ïîêà äèêòóåòñÿ çàäàíèå äðóãîãî âàðèàíòà, è íåìåäëåííî âêëþ÷àåòñÿ â ðàáîòó, êàê òîëüêî íà÷èíàåòñÿ ÷òåíèå çàäàíèÿ åãî âàðèàíòà. Èñïîëüçîâàíèå çâóêîçàïèñåé ÷ðåçâû÷àéíî äèñöèïëèíèðóåò êëàññ: ó÷åíèê ïîíèìàåò, ÷òî ìàøèíå âñ¸ ðàâíî, óñïåë ëè îí. Ïîýòîìó ñáîè ñòàíîâÿòñÿ ðåäêèìè. Åñëè íåò òàêîé âîçìîæíîñòè, ìîæíî ñäåëàòü ñëåäóþùåå: êîãäà ó÷èòåëü äèêòóåò âîïðîñû ïåðâîãî âàðèàíòà, îí ñòàíîâèòñÿ ïåðåä ó÷àùèìèñÿ, ñèäÿùèì íà ïåðâîé ïàðòå íà ïåðâîì âàðèàíòå, à êîãäà äèêòóåò âîïðîñû âòîðîãî âàðèàíòà, îí ñòàíîâèòñÿ ïåðåä ó÷àùèìèñÿ, ñèäÿùèìè íà ïåðâîé ïàðòå íà âòîðîì âàðèàíòå, èëè êîãäà ó÷èòåëü äèêòóåò âîïðîñû ïåðâîãî âàðèàíòà, îí äåðæèò â ðóêàõ ëèñò ñ öèôðîé 1, à êîãäà äèêòóåò âîïðîñû âòîðîãî âàðèàíòà, îí äåðæèò â ðóêàõ ëèñò ñ öèôðîé 2 .

Как выставлять оценки за диктанты Оценки за работу выставляются с учётом числа верно выполненных заданий. Целесообразно перед началом диктанта довести до сведения учащихся нормы оценок. Если в диктанте 10 заданий, оценки могут быть такими: Например:

Исходя из этих целей в диктантах даны следующие группы заданий:

· операционные , в которых нужно вычислять, решать задачи, выполнять преобразования и т.п., получив информацию на слух;

· логические, в которых требуется оценить истинность высказывания, для чего необходимо быть внимательным и сосредоточенным, уметь слушать, слышать и анализировать данные;

· направленные на усвоение математической терминологии.

МД обеспечивают содержательным учебным материалом этап устной работы в начале урока математики, а также этап подведения итогов в конце урока.

Оценки за работу выставляются с учетом числа верно решенных заданий. Если в диктанте 6 (или 8) заданий, оценки могут быть такими:

Сегодня я хочу поговорить с вами о том, что такое математический диктант.

Вы, ребята, пишете такие диктанты с 1-ого класса, но сейчас, во 2-ом классе, появилось много вопросов у ваших родителей – что это за зверь такой и почему некоторым ребятам никак его не укротить.

“После прохождения определённого объема учебного материала, перед учителем встает вопрос о проверке качества усвоения материала учениками. Провести опрос всех учеников – задача непосильная и нереальная как по времени, так и физически. Если же провести выборочный опрос нескольких учеников, то обычно остальные ученики слушают их не внимательно. Поэтому для комплексной проверки качества усвоения материала применяются контрольные работы, тесты, самостоятельные работы или математические диктанты. В большинстве случаев, математические диктанты выполняются устно. И в этом – их особенность и достоинство. При выполнении арифметических операций в устном виде, ученики закрепляют ранее полученные навыки и выполняют математические действия более осмысленно, а не механически. При регулярном выполнении устных вычислений тренируются внимание, сосредоточенность, смекалка”.

Итак, как проходит такой диктант в классе. Во-первых, всегда в начале урока. Во-вторых, такой диктант мы проводим 1-2 раза в неделю (а в неделю 4 урока математики) фронтально, т.е. я задаю вопрос, спрашиваю ответ и все ребята его записывают. Или после моего озвучивания сначала записывают, а потом проговаривают правильный ответ для проверки. Или пишем весь диктант (обычно 10 примеров-заданий), а потом проверяем, зачитывая ответы.

Диктую задание я только один раз! Дети уже привыкли, знают, что нельзя переспрашивать, надо поставить прочерк. Почему так? Потому что переспрашивание отвлекает других детей и заставляет их ошибаться. Через какой интервал диктую, не могу сказать. Я смотрю на детей. У нас есть специальный знак (рука на локоток), который означает, что ответ записан. Могу сказать точно одно – такой вид деятельности не занимает у нас больше 7-10 минут.

Как выглядят задания?

Чему равна сумма чисел 12 и 17? Чему равна разность чисел 19 и 4? Первое слагаемое – 11, второе слагаемое – 4. Чему равна сумма этих двух слагаемых? Уменьши число 17 на 5. Увеличь число 8 на 7. Какое число надо увеличить на 7, чтобы получить число 18? Увеличь число 9 на 9. Найди сумму чисел 3 и 4 и прибавь к полученной сумме 5. Сколько получится, если к 8 прибавить 5? От числа 19 отними сумму чисел 3 и 4. Найди произведение чисел 7 и 3. На сколько надо умножить 4, чтобы получилось 20? Первый множитель – 6, второй – 3. Найди произведение.

Чтобы грамотно и без ошибок писать математические диктанты, ребенок должен не только хорошо считать, но и точно знать названия компонентов действий (плакаты висят у нас над доской, так что всегда есть возможность “подглянуть”, если забыл)

Напоминаю их здесь:


Типы математических диктантов

Ну а если хочется быть во всеоружии при штурме такой крепости, как математический диктант, то приглашаю вас сюда – здесь я буду обновлять задания для тренировки 🙂

Типы математических диктантов

В основе классификации — дидактическая цель и форма заданий. Виды диктантов:

Классификация заданий

Способствуют вырабатыванию основных математических умений и навыков. Выполняются на основе основных формул, теорем, определений, свойств математических объектов.

Они не столько развивают мышление детей, сколько формируют «плацдарм» для дальнейшего изучения предмета. Задания такого типа помогают решить более сложные упражнения.

Реконструктивные

Это распространенный вид заданий, который встречается на всех этапах учебной деятельности. В условии указывается общий принцип решения (решите графически систему линейных уравнений) или сопоставление с изученным материалом (решите задачу, составив систему уравнений).

Школьник справится с заданиями, если сможет реконструировать их, соотнести с несколькими более простыми, репродуктивными упражнениями. Их характерная особенность заключается в том, что ученику придется проанализировать общие пути решения, выделить отличительные признаки объекта. Это упражнения на построение графиков, составление уравнений, задания, которые требуют от ребенка умения правильно применить несколько алгоритмов, формул, теорем.

Вариативные

Чтобы справится с заданием, школьнику придется из всего арсенала математических знаний выделить те, которые необходимы для его решения. Ученику надо воспользоваться интуицией, суметь найти выход из необычной ситуации. Это упражнения на сообразительность, «с изюминкой».

Использование разных видов заданий способствует развитию детского мышления.

Как провести и проверить математический диктант?

Технология проведения диктанта:

Целесообразно сразу же проверить диктант, заранее записав правильные ответы с обратной стороны доски. Если не сделать этого сразу, многие дети даже не заметят допущенных ошибок. В таком случае рациональные формы проверки — взаимопроверка и самопроверка.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира.

— А. С. Макаренко

Диктант на уроке математики

Математический диктант — короткая письменная самостоятельная работа, во время которой дети воспринимают задание на слух (полностью или частично), решают его или записывают только ответ. Это система связанных между собой вопросов. Продолжительность — 10-15 минут.

Как правило, школьникам проще разобраться с задачей, условие которой они могут прочитать. Но если диктанты проводятся часто, дети постепенно овладевают необходимым навыком.

Диктант — известная форма контроля знаний. Перед началом изучения новой темы стоит убедиться, что дети усвоили предыдущую порцию знаний. Целесообразно вместо опроса как традиционной формы проверки знаний провести математический диктант. Это будет более эффективно, поскольку большинству учеников устный ответ одноклассника у доски вовсе не помогает повторить пройденный материал. Получается, что работают только несколько человек, а остальные дети пассивны.

Применяя математические диктанты, педагог:

Особенности заданий математических диктантов

Каждое задание диктанта — независимая часть. Ребенок, который не справился с одним вопросом, должен иметь возможность найти ответ на другой.

Учитель контролирует процесс проверки: предлагает сверить ответ к первому заданию и поднять руку всем, кто с ним не справился. Если неправильных ответов много, а задание важное, он или кто-то из учеников делают необходимые пояснения. Таким образом сверяются ответы ко всем заданиям.

В силу специфики математических диктантов (восприятие вопросов на слух, лаконичность ответов) их педагогические возможности несколько ограничены. Эта форма работы позволит проверить, как ученики усвоили обязательный минимум знаний. Для глубокой проверки она не подходит. Было бы ошибкой полностью заменить диктантом другие формы контроля.

Математические диктанты. 1 – 4 классы

Математические диктанты – одна из форм учебной работы. В школе на уроке учителя используют их с целью проверки усвоения детьми математических понятий, сформированности их вычислительных навыков.

Данный сборник диктантов составлен для индивидуальной работы взрослого с ребёнком. Главной целью этой работы является развитие мышления, внимания, памяти, речи. В большинстве диктантов есть задания типа: сравни, сделай вывод, найди закономерность, продолжи последовательность. Подобные задания активизируют мышление.

Помочь ребёнку самому осмыслить выполненную им работу, проверить правильность решения, а иногда и оценить результат – значит воспитать в нём чувство самооценки, без которой трудно быть успешным человеком. Поэтому большинство диктантов заканчивается заданием: проверь себя.

Время выполнения каждого диктанта – от 5 до 15 минут.

Сборник математических диктантов может быть использован не только родителями, но и учителями начальных классов на уроках математики.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь