Терминологический диктант

13 июня 2019

Терминологический диктант по русскому языку по темам «Текст. Лексика»

Знак препинания, который ставится после повествовательного предложения (точка).

Лексическая единица языка (слово).

Место, где можно сделать ошибку (орфограмма)

Вид школьной письменной работы, предполагающий изложение своих мыслей, рассуждений по заданной теме (сочинение)

Книга, в которой можно найти упорядоченную информацию, толкование (словарь).

Как называют предложение с двумя или более грамматическими основами (сложное).

Как называются слова, давно вышедшие из употребления и пропавшие из нашей речи вместе с тем, что они обозначали (историзмы)

Знак препинания, который ставится в конце вопросительного предложения (вопрос)

Назовите члены предложения, которые составляют его грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).

Знак препинания, который чаще всего ставится внутри предложения (запятая).

Слова, которые лишь недавно вошли в нашу речь (неологизмы).

Предложение без второстепенных членов называется (нераспространённое).

Как называется беседа двух людей (диалог).

Как называются слова, которые пришли к нам из других языков (заимствованные)

Тип текста, в котором автор высказывает мнение о проблеме, приводит аргументы за и против, спорит (рассуждение).

Самое главное, хотел сказать автор в тексте, называется (основная мысль).

Стиль речи, которым мы пользуемся в повседневной жизни, в разговорах дома и с друзьями называется (разговорный).

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются (омонимы).

Слова с противоположным значением называются (антонимы).

Слова, известные и понятные всем, и употребляемые всеми без исключения (общеупотребительные).

Слова, связанные с определённой профессией, специальностью называются (профессионализмы).

Вопросы для терминологического диктанта по русскому языку

(вопрос воспринимается на слух, дети записывают только ответ)

Терминологический диктант по теме «Лексика»

1. Лексикология – это _____________________________________________________________________________

Слова, помимо _______________ значения, могут иметь __________________значение.

.  __________________- это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Все слова языка образуют его словарный состав, или __________________.

6. Паронимы – это ________________________________________________________________________________

Слова, имеющие одно лексическое значение, называются _____________________. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются ______________________.

8. Омонимы – это _________________________________________________________________________________

– это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Терминологический диктант по литературе для 10-11 классов

1. Создатель литературного произведения –

2. Лироэпический жанр, небольшое стихотворение с сюжетом, который может иметь историческое и героическое содержание –

3. Жанр лирики, торжественная песнь в честь какого-нибудь важного события –

4. История жизни человека, жизнеописание-

5. Устное народное творчество –

6. Стихотворный размер, в основе которого двусложная стопа с ударение на втором слоге –

7. Жанр лирики, произведение, написанное в форме письма или обращения к какому – нибудь лицу (лицам) –

8. Картина природы в художественном произведении –

9. Разговор между двумя или несколькими лицами –

10. Троп, переносное значение слова, когда подмечается сходство одного явления с другим, скрытое сравнение –

11. Стихотворный размер, в основе которого двусложная стопа с ударение на первом слоге –

12. Троп, художественное преувеличение –

13. Описание внешности персонажа литературного произведения –

14. Произведение, предназначенное для постановки на сцене, характеризующееся острым напряженным конфликтом, выразительной монолого-диалогической формой-

15. Средство речевой выразительности поэтической речи , необычная последовательность слов в

Терминологический диктант по литературе Вариант 2

1. Древнейший вид повествования древнерусской литературы, последовательное описание исторических событий непосредственно их участником или очевидцем–

3. Художественное преуменьшение величины, силы, значения явления–

5. Стихотворение восторженного характера в честь какого-либо исторического лица или события, характерно как жанр 18 века–

6. Стихотворный размер, в основе которого двусложная стопа с ударение на первом слоге –

7. Изображение неодушевленных предметов как одушевленных–

8. Описание героя в художественном произведении –

9. Разговор одного лица в художественном произведении –

10. Персонаж, в котором автор воплощает свое идеальное представление о мире, идеал нравственности–

12. Дословная выдержка из какого-либо текста–

14. Произведение. предназначенное для постановки на сцене, характеризующееся острым напряженным конфликтом, выразительной монолого -диалогической формой-

15. Средство речевой выразительности поэтической речи, художественное поэтическое определение-

Оцените статью
Экодиктант - Помощь