«Заглавная буква в словах. Словарный диктант»
обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.
формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных; повторить написание словарных слов.
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
Выполнила студент(ка): 43 группы
Проверила: Барашева А. Г
Челябинск, 2017 г.
РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ
Урок № 77 3 класс
Тема: Упражнения в разборе слов по составу. Словарный диктант.
Тип урока: урок актуализации знаний и умений (урок повторения).
– закрепление умений разбора слова по составу, составления схем состава слова, подбора слов к заданным схемам.
1. Развивать умения извлекать информацию из схем, текстов.
2. Ориентироваться на развороте учебника.
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре, группе.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
I Организационный этап
– Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок
Чётко, смело говорим
И тихонечко сидим
Постарайтесь всё понять
Ответы полные давать
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку пять!
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше? ( «Классная работа»)
II Проверка домашнего задания.
с. 158 упр.200 (запись слов по схемам, разбор слов по составу)
III Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Запишите слова: Трава, травка, травушка, травяной.
Какие это слова? (однокоренные) Разберите слова по составу. (устная проверка с комментированием) Составьте схемы к записанным словам. (проверка схем у доски) Какова тема нашего урока? (Разбор слова по составу)
Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (ответы детей)
Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
IV Актуализация знаний.
Возьмите, пожалуйста, листочки у вас на партах. Запишите в них свою фамилию и имя. Я вам буду диктовать слова, а вы записываете первое слово с заглавной буквы, остальные с маленькой через запятую.
Аромат, галерея, заяц, хозяин, черёмуха, оттуда, картина, насекомые, навсегда, хозяйство, потому что.
Какие это слова? (Словарные. Их написание нужно запомнить.)
Поменяйтесь листочками в парах, возьмите простые карандаши. Я зачитываю слова, а вы исправляете ошибки, если таковые есть. ( Словарный диктант, работа в парах)
Поменяйтесь листочками, поставьте себе отметку простым карандашом. ( Критерии отметок на доске. «5» – без ошибок, 1-2 ошибки – «4», 3-5 ошибок – «3», 6 и более ошибок – «2») Дежурные соберите листочки.
V Применение знаний и умений.
Что такое шарада? (ответы детей)
Шарада – это загадка, заключающаяся в том, что загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть самостоятельным словом.
– Запишите слово шарада, обозначьте ударение, орфограмму, запомните написание этого слова.
– Какие ещё загадки вы знаете? (Ребусы, кроссворды, метаграммы и т.д.)
Упр. 204 – разгадывание шарады в парах.
Запись отгадки в тетрадях: оценка. Разбор слова по составу. (устная проверка) Запишите по три однокоренных слова к слову оценка. Разберите эти слова по составу.
Вопросы к ученику:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
VI Обобщение и систематизация знаний.
Игра-соревнование «Кто больше?»
На основе упр. 202с.160.
Ученики в группах подбирают слова к двум схемам и записывают их в столбики. Затем читаются слова от каждой группы.
За каждое правильно подобранное слово группа получает 1 балл.
Учитель подводит итог игры. Время выполнения задания – 5 минут.
Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
VII Домашнее задание.
с.163 упр.5 – составить и записать слова по схемам с корнями –гроз- и –роз-.
Инструктаж домашнего задания.
VIII Рефлексия (подведение итогов).
Прочитайте список ключевых слов темы на с. 161в учебнике.
Дополните список ещё одним ключевым сочетанием на основе выполненных на уроке заданий. ( Схема разбора, схема состава слова.)
Что у вас получалось сегодня лучше всего?
В чём испытали затруднения? Над чем ещё предстоит поработать?
Спасибо за урок. Урок окончен.
Тема: Повторение. Разбор слова по составу. Словарный диктант.
Цель: повторение состава слова, правил правописания безударных гласных и парных согласных в корне слова.
2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие к острову «Орфографических задач». Во время нашего путешествия мы встретимся с теми законами орфографии, которые мы уже с вами изучали. Так что в добрый путь, друзья!
3. Создание ситуации: Мы подплываем к острову «Орфографических задач». Нас встречают пограничники с рифмовками, на которые мы должны ответить, чтобы получить визу в эту страну:
Родственные связи дарят ему власть.
Выясни умело линию родства,
4. Словарный диктант: месяц, дорога, кастрюля, мороз, сентябрь, октябрь, декабрь, январь, февраль, ветер, Казахстан, спасибо.
Первая остановка. Порт «Звуки и буквы».
Чтобы освободить жителей острова, нам предлагают решить задачи по разделу «Звуки и буквы».
Представь, что ты путешествуешь по острову «Звуки русской речи». Как ты думаешь, на какие части может быть разделен этот остров? Почему?
Ты идешь по улицам города «Звуки и буквы». На переходе стоит указатель. Какие картинки нарисованы на указателе? Какая картинка указывает улицу, где живут звуки, а какая — буквы?
Звуки пришли на бал. Какие буквы подойдут к каким звукам, чтобы пригласить их на танец? Соедини их. Придумай слова, в которых эти звуки обозначены этими буквами.
Ё Я Е А Э
Почему плачут буквы в словах?
Посидел седой дед
Пришел руководитель хора и стал отбирать звуки для пения. Как ты думаешь, кого он выбрал и почему?
А ОУ П РИТМ С ЭЧЛ Н
К берегу причалил корабль. Он вез букву, которая должна изменить значение слова: МОЛ, КОН, БАНКА. Какую букву привез корабль?
Вертолет подлетел к горе, чтобы спасти слова зайчик, кольцо, касса, которые взобрались на самую вершину. Но перенести слова вертолет может только по их частям. На какие части для переноса разделились слова?
Послушай, как звучат слова в предложении: В ночной тиши шуршат камыши. Какую картину нарисовали звуки?
Сосчитай, сколько слов придумал Всезнайка? Стрелки полки, замок, атлас.
Вторая остановка. Порт «Состав слова». Жители приготовили нам логические загадки про состав слова. Попробуем разгадать их.
Ты в стране «Состав слова». Как ты думаешь, из каких частей состоит эта страна? Назови их.
Коля выполнил домашнее задание: написал слова, у который есть корень и окончание: трава, вода, зебра, конь. А ночью слом стали возмущаться: «Зачем он написал слово конь? Разве у него есть окончание? Ему нет места среди нас!» А как думаешь ты? Докажи, прав ли Коля.
Однажды в магазин пришел Водяной: «Хочу купить у вас своих родственников. Одному скучно жить». – «Пожалуйста, – ответил продавец, – покупайте. Выбор большой: вода, водить, приводить, подводить, подводный, водянистый, водный, надводный, проводник, вывод». Какие родственные слова купил Водяной?
«Ах, какой я хороший! – думал про себя суффикс -чик-. – Со мной все слова такие ласковые, такие маленькие! Костюмчик мальчик, стаканчик, ключик, переписчик, разведчик.
Как ты думаешь, прав ли суффикс -чик-? Не зазнается ли он?
Ты собираешься путешествовать по стране. Какие части слова нужно знать, чтобы назвать жителей городов данной страны?
На балу слова мужского рода выбирали себе пару женского рода для танца: Повар — повариха, ткач – ткачиха, актер — актриса, электрик — электричка, машинист – машинистка, техник – техничка. Кто из них ошибся с выбором пары для танца?
В одной песенке есть слова: «У меня внутри вечный двигатель, вечный прыгатель, вечный бегатель». Какую часть слова использовал мальчик для новых слов?
Сегодня у тебя прекрасное настроение и ты хочешь подарить всем, кого видишь вокруг, ласковые суффиксы. Называй предметы и прибавляй к ним ласковые суффиксы. Что у тебя получилось?
Мама сказала малышу: «Вот наденем носочки и пойдем гулять». Мальчик взял носок и приложил его к носу. Как ты думаешь, почему?
Слова сидели у реки. Стало жарко. Они скинули с себя суффиксы и пошли купаться в реку. А как вышли из реки, забыли, у кого какие суффиксы. Помоги им разобраться, составь слова:
изба корзина уголь пень дерево
-щик- -угик- – ёк- -к- -ц-
Приставка с- пришла к словам и стала приставать к ним: «Возьмите меня – будет новое слово!» Слова писать, мыть, кататься, петь сразу согласились принять букву. А вот слова бежать, бросить, грузить стали протестовать и прогонять приставку. Почему? Правы ли они?
Однажды приставки пре- и при- заспорили, кого же из них выберут слова бывать, давать, творить. А как ты думаешь, нужно ли было им спорить? Кто прав?
Как-то встретились три слова: снежинка, осинка и пылинка. « Давайте будем дружить!» – сказало одно слово. – Ведь мы родились с помощью общего суффикса!» – «Ты ошибаешься, – возразили ему. – У нас разные суффиксы!» У какого слова другой суффикс?
Подведение итогов урока: подсчет правильных ответов.
Тема урока: «Словарные слова. Словарный диктант». Тип урока: повторения и систематизация усвоенного. закрепить правописание словарных слов.
упражнять в правописании словарных слов, составлении и записи словосочетаний и предложений со словарными словами, закрепление умения составлять схемы к предложениям.
коррекция и развитие связной устной и письменной речи, пополнение и обогащение словарного запаса; коррекция и развитие памяти, внимания; коррекция и развития зрительных и слуховых восприятий; коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук; коррекция и развитие личностных качеств учащихся (навыков самоконтроля, усидчивости, умение выражать свои чувства).
воспитывать интерес к предмету, положительные мотивации к процессу обучения.
Оборудование к уроку: предметные картинки, ПК, презентация.
I. Организационный момент. Упражнения для развития пространственного представления детей. – Ответьте на мои вопросы:
– Какая фигура находится в большом круге?
– Какая фигура находится позади большого круга?
– Какая фигура находится слева от большого круга?
II. Постановка учебной задачи.
– В каком классе вы учитесь?
– Для чего вы ходите в школу?
– Что мы сейчас делали? (Отвечали на вопросы).
– Верно, я задавала вопросы, а вы мне все отвечали. Это называется УСТНОЙ РЕЧЬЮ.
– Мы с вами пишем в тетрадях предложения, рассказы – это тоже речь, но только ПИСЬМЕННАЯ.
– Из чего состоит наша речь? – Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов).
– Кто напомнит правило написания предложений? (В начале предложения пишется большая буква. В конце предложения ставится точка).
– Как называются слова, которые мы запоминаем наизусть?
– Сегодня на уроке мы поработаем со словарными словами и напишем словарный диктант.
ІІІ. Гимнастика для рук «Замок»
IV. Повторение, закрепление изученного.
1. Работа в тетради. Запись числа.
2. Картинный диктант. ( Одежда, посуда, пальто, карандаш, Москва).
3. «Отгадай и напиши»
(работа по презентации «Овощи», чтение и отгадывание загадки, запись отгадки: картофель, огурец, морковь, помидор –
Анализ и описание предмета – – Слушаем внимательно, какой овощ я произнесу несколько раз: помидор, огурец капуста, помидор, лук, помидор. ( Помидор) – Выберите среди шаблонов геометрических фигур, только те, на которые похож помидор (на столе учителя –слабые обучающиеся) – Какого цвета помидор? (составление словосочетаний) – Какой помидор на вкус? (Помидор сладкий, кислый, сочный)
Дидактическая игра «Назови ласково» Дети сами выбирают любой овощ (муляж) и называют ласково (помидорка, помидорчик огурчик, огуречик, картошечка, морковочка)
Рассказ учителя о помидоре. – Но прежде чем вырастить такой помидор, людям нужно немало потрудиться. Посмотрите на эти семечки, это семена. Мы сажаем их в землю в начале весны в ящики, и выращиваем рассаду.
Потом, в мае, когда становиться тепло высаживаем в теплицу, на грядку. Появляются зеленые помидоры потом они зреют, становятся желтыми, красными. Мы идем и
(Прикрепить предметную картинку к доске, слово-отгадку записать в тетрадь).
Что за зверь? По Е. Чарушину «Выпал первый снег. И всё кругом стало белым. Деревья белые, земля белая. Крыши, крыльцо, ступеньки на крыльце – всё покрылось снегом. Маленькая девочка Катя захотела погулять по снегу. Вот она вышла на крыльцо. На крыльце в снегу она увидела следы какого-то зверя.
– Вот интересно, – подумала Катя. – Что за зверёк тут ходил? Это надо узнать.
Катя положила на крыльцо котлетку и ушла. День прошёл и ночь прошла. Наступило утро. Катя вышла на крыльцо. Смотрит – котлетка целая. Где положила, там и лежит. А следов ещё больше. Значит, зверёк снова приходил. Тогда Катя убрала котлетку и положила вместо неё косточку из супа.
Утром опять бежит Катя на крыльцо. Смотрит – косточку зверёк тоже не трогал. Что это за зверёк такой? И косточку не ест. Тогда Катя положила вместо косточки красную морковку.
Утром глядит – морковки нет! Зверёк приходил и всю морковку съел.
Это был белый пушистый зверёк с длинными ушами. Как вы думаете, что это за зверь?»
5. « Кто лишний?» (Заяц, дикое животное).
V. Электронная физминутка «Елочка»
Составление предложения по картинке. Коньки, ребята, мороз, улица, ветер). Составить схему к предложению.
7. Работа с палиндромами.
Около миши молоко. ( Выполнить звуко-буквенный анализ словарного слова – молоко).
8. Работа с учебником. ( Разбор и выполнение упр. 9 стр. 90 зад. 2 на доске и в тетради).
9. Вставь пропущенные буквы в словарные слова.
Взаимопроверка зад. 9. Оценить работу изображением солнышка.
VII. Итог урока. Оценивание. Домашнее задание: повторить словарные слова.