Стандарты оценивания математического диктанта и Методики оценивания по предметам начальной школы на основе ФГОС Учебно-методическое пособие (1, 2, 3, 4 классы)

Критерий оценок в начальной школе по ФГОС

Используются следующие формы оценки:

По итогам 1 и 2 полугодия в 1 классе учитель осуществляет мониторинг, где оценивает уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД). Диагностика и оценка сформированности универсальных учебных действий у учащихся осуществляется на основе метода наблюдений.

В мониторинге оцениваются 4 вида УУД: личностные

регулятивные познавательные коммуникативные

Во 2 – 4 классах используются по следующие виды внутришкольной аттестации:

Нормы оценок в начальной школе по ФГОС

«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии ( возможно два исправление  орфографического характера уч-ся).

«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, допущена одна негрубая ошибка

«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.

«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

«1» – ставится, если допущено 8 и более орфографических ошибок.

Ошибкой в диктанте следует считать:

За ошибку не считаются

Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.

– за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

– за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.

– за работу, в которой допущены 2–3 ошибки.

– за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.

(оценивается строже контрольного диктанта).

для словарного диктанта. 1 класс – 7 – 8 слов; 2 класс – 10 – 12 слов; 3 класс

– 12 – 15 слов; 4 класс – до 20 слов.

«5» – нет ошибок;

«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление;

«3» – 3 – 4 ошибки (если 12 – 20 слов);

«2» – 5 – 7 ошибок;

«5» – 100%-90%

«2» – 49%-30%

«1» – менее 30%

Контроль за уровнем достижений обучающихся по окружающему миру проводится в форме устной оценки и письменных работ: тестовых заданий.

Задания повышенной сложности оцениваются отдельно и только положительной отметкой.

Нормы оценок по окружающему миру

ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность        содержания        предмета        “Окружающий        мир”,                оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля – проверка        знания        фактов        учебного                материала,        умения        детей        делать простейшие        выводы,        высказывать        обобщенные                суждения,        приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Контроль за уровнем достижений обучающихся по окружающему миру проводится в форме устной оценки и письменных работ: контрольных и проверочных работ, тестовых заданий.

Контрольные и проверочные работы направлены на контроль и проверку сформированности знаний, умений и навыков. Тексты работ подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Задания повышенной сложности оцениваются отдельно и только положительной отметкой.

в области метапредметных умений дают возможность проверять овладение обучающимися такими универсальными способами деятельности, как наблюдение, сравнение, выбор способа решения  учебной задачи (верного варианта ответа), контроль и коррекция, оценка, распознавание природных объектов, определение истинности утверждений и умение делать вывод на основе анализа конкретной учебной ситуации.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

Исправления, сделанные ребенком, ошибкой не считаются.

Учёт уровневого подхода к достижению планируемых результатов

В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.

учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого

ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Нормы оценок выполнения обучаемыми практических работ Характеристика цифровой оценки (отметки)

точные, на рабочем месте нет должного порядка; изделие изготовлено с незначительными отклонениями; полностью соблюдались правила техники безопасности.

Критерии оценивания письменных работ и устных ответов обучающихся по математике

Оценка знаний–систематический процесс, который состоит в определении степени соответствия имеющихся знаний, умений, навыков, предварительно планируемым. Первое необходимое условие оценки: планирование образовательных целей; без этого нельзя судить о достигнутых результатах. Второе необходимое условие – установление фактического уровня знаний и сопоставление его заданным.

Содержание и объем материала, подлежащего проверке и оценке, определяются программой по математике с учётом требований обновлённых ФГОС. В задания для проверки включаются основные, типичные и притом различной сложности вопросы, соответствующие проверяемому разделу программы.

При проверке знаний и умений, учащихся учитель выявляет не только степень усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике, но также умение самостоятельно мыслить.

Основными формами проверки знаний и умений  по математике являются:  устный опрос, письменная самостоятельная и контрольная работы, тестирование, наряду с которыми применяются и другие формы проверки. При этом учитывается, что в некоторых случаях только устный опрос может дать более полные представления о знаниях и умениях учащихся; в тоже время письменная контрольная работа позволяет оценить умение учащихся излагать свои мысли на бумаге; навыки грамотного и фактически грамотного оформления выполняемых ими заданий.

При оценке устных ответов и письменных контрольных работ учитель в первую очередь учитывает имеющиеся у учащегося фактические знания и умения, их полноту, прочность, умение применять на практике в различных ситуациях. Результат оценки зависит также от наличия и характера ошибок, допущенных при устном ответе или письменной контрольной работе.

1. Классификация ошибок при оценке знаний, умений и навыков учащихся.

Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе,  т.  е.  за  ответ  выставляется  одна  из  отметок:  1,  2  (неудовлетворительно),  3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

2. Оценивание устных ответов.

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

– неправильный ответ на поставленный вопрос;

– неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;

– при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

– неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;

– при правильном ответе неумение самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его;

– неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;

– медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;

– неправильное произношение математических терминов.

Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. В одно время при одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах она может рассматриваться как недочет.

При  проведении  устного  опроса  учителю необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

-вопросы должны быть корректными, не допускающими двусмысленность;

-учащемуся  должны  быть  сообщены  критерии  верного  ответа  (решить  с  объяснением, воспроизвести правило, использованное при решении и т.п.) и нормы оценки;

-во время ответа не следует перебивать учащегося, выслушать до конца и, при наличии

ошибок, наводящими вопросами дать возможность самому их исправить.

а) Ответ оценивается отметкой “, если учащийся:

– полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном       программой и  учебником;

– изложил материал грамотным языком, точно используя математическую   терминологию и  символику, в определенной логической последовательности;

– правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

– показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами,                      применять в новой  ситуации при выполнении практического задания;

– продемонстрировал усвоение ранее        изученных сопутствующих вопросов,  сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

– при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного учебного материала и умеет им самостоятельно пользоваться;

– производит вычисления правильно и достаточно быстро;

– умеет самостоятельно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи);

– отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.

Возможны 1-2 неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

б) Ответ оценивается отметкой “если удовлетворяет в основном требованиям на оценку “5”, но при этом имеет один из недочетов:

– в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание  ответа;

– допущены 1-2 недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после  замечания учителя;

– допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или  в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

– ученик допускает отдельные неточности в формулировках;

– не всегда использует рациональные приемы вычислений, при этом ученик легко исправляет эти недочеты сам при указании на них учителем.

В) Ответ оценивается отметкой “

– неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программы;

– имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

– ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил обязательное задание;

– при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков;

показывает осознанное усвоение более половины изученных вопросов, допускает ошибки в вычислениях и решении задач, но исправляет их с помощью учителя.

– не раскрыто содержание учебного материала;

– обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

– допущены ошибки в определении понятия, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

ученик не справляется с решением задач и вычислениями даже с помощью учителя.

Ответ оценивается отметкой “ ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу, отказ от ответа.

Оценивание письменных работ.

При оценивании письменных работ необходимо учитывать наличие ошибок и недочётов, влияющих на снижение отметки.

– незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;

– неправильный выбор действий, операций;

– неверные вычисления в случае, когда цель задания – проверка вычислительных умений и навыков;

– пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;

– несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;

– несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

– неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);

– ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;

– неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;

– наличие записи действий;

– отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

самостоятельных работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие отметки:

“5”- работа выполнена безошибочно;

“4”- в работе допущены 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки;

“3”- в работе допущены 2-3 грубые или 3 и более негрубые ошибки;

“2”- если в работе допущены 4 и более грубых ошибок.

самостоятельных работ, состоящих только из задач, ставятся следующие отметки:

“5”- если задачи решены без ошибок;

“4”- если допущены 1-2 негрубые ошибки;

“3”- если допущены 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки;

“2”- если допущено 2 и более грубых ошибок.

комбинированных самостоятельных работ

Отметка “5” ставится, если работа выполнена безошибочно;

Отметка “4” ставится, если в работе допущены 1-2 ошибки и 1-2 недочета, при этом ошибки не должно быть в задаче;

Отметка “3” ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 3-4 недочета;

Отметка “2” ставится, если в работе допущены 5 ошибок;

Ответ оценивается отметкой «5», если:

– работа выполнена полностью;

– в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

– в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Ответ оценивается отметкой «4», если:

– работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

– допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Ответ оценивается отметкой «3», если:

– допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Ответ оценивается отметкой «2», если:

– допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Ответ оценивается отметкой «1», если:

– работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

При оценке заданий, связанных с считается ошибкой, если:

– ученик неверно построил геометрическую фигуру,

– не соблюдал размеры, неверно перевел одни

– не умеет использовать чертежный инструмент для измерения или построения геометрических фигур.

При оценивании заданий, связанных с ставятся следующие отметки:

Отметка “4” ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;

Отметка “3” ставится, если в работе допущены 3 ошибки;

Отметка “2” ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок.

Отметка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно;

Отметка «4» ставится, если выполнена неверно 1/5 часть примеров от общего числа;

Отметка «3» ставится, если выполнена неверно 1/4  часть примеров от их общего числа;

Отметка «2» ставится, если выполнена неверно 1/2  часть примеров от их общего числа.

за грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.

Оценивание результатов тестирования

При оценивании результатов тестирования необходимо подсчитать число баллов. Оценивая работу в баллах, учитель предварительно подсчитывает максимальную сумму баллов, которую может получить ученик, и цену одного балла (в процентах).

При выведении общей  отметки учитель ориентируется на следующую шкалу отметок:

Проверочные работы и тесты

Виды письменных работ и нормы оценивания: Работа, состоящая из примеров:

– без ошибок.

–1 грубая и 1–2 негрубые ошибки.

– 2–3 грубые и 1–2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.

– 4 и более грубых ошибки.

Работа, состоящая из задач: – без ошибок.

– 1–2 негрубых ошибки.

– 1 грубая и 3–4 негрубые ошибки.

– 2 и более грубых ошибки.

Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида)

остальных заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки.

Комбинированная работа (2 задачи и примеры)

ставится за 100% правильно выполненных заданий ставится за 80% правильно выполненных заданий

ставится за 60% правильно выполненных заданий ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий

За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл.

За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов.

Темп и оценивание чтения.

Контрольная проверка навыка чтения проводится каждую четверть у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:

беглость, правильность осознанность выразительность.

Требования к чтению по ролям

1 Своевременно начинать читать свои слова 2 Подбирать правильную интонацию

3 Читать безошибочно 4 Читать выразительно

Выразительное чтение стихотворения Требования к выразительному чтению

1 Правильная постановка логического ударения 2 Соблюдение пауз

Оценка “5” – выполнены правильно все требования

Оценка “4” – не соблюдены 1-2 требования

Оценка “3” -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка “2” – допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Подготовка к выразительному чтению — разметка текста. Логическое ударение фразовое:

Высота голоса: понижение, стрелка над словом с наклоном вправо вниз повышение, стрелка над словом с наклоном вправо вверх Отличительной чертой произнесения басни является бытовая интонация. Чтение по ролям

Оцените статью
Экодиктант - Помощь