Spp с придаточным предложением. Место работы в тестах на определение уровня сложности грамматического элемента. 9 класс Типы придаточных предложений (9 класс)

Spp с придаточным предложением. Место работы в тестах на определение уровня сложности грамматического элемента. 9 класс Типы придаточных предложений (9 класс) Экодиктант

Spp с придаточным предложением. Место работы в тестах на определение уровня сложности грамматического элемента. 9 класс Типы придаточных предложений (9 класс)

Последний раз тест пройден 33 минуты назад.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

которые проходят вместе с этим

Spp с придаточным предложением. Место работы в тестах на определение уровня сложности грамматического элемента. 9 класс Типы придаточных предложений (9 класс)

Spp с придаточным предложением. Место работы в тестах на определение уровня сложности грамматического элемента. 9 класс Типы придаточных предложений (9 класс)

Spp с придаточным предложением. Место работы в тестах на определение уровня сложности грамматического элемента. 9 класс Типы придаточных предложений (9 класс)

Spp с придаточным предложением. Место работы в тестах на определение уровня сложности грамматического элемента. 9 класс Типы придаточных предложений (9 класс)

Тест «Сложноподчиненные предложения» (9 класс) подходит ученикам, желающим проверить собственные знания по данной теме. После изучения на уроках русского языка соответствующего раздела, школьники могут использовать тест по спп для самостоятельного закрепления основных понятий. Он доступен для прохождения онлайн.

Выполнение проверочных заданий теста по теме «Сложноподчиненные предложения» для 9 класса с ответами поможет ученикам правильно определять количество и виды придаточных предложений. Исправив допущенные ошибки, школьники лучше подготовятся к контрольной работе.

Рейтинг теста

А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.

Spp с придаточным предложением. Место работы в тестах на определение уровня сложности грамматического элемента. 9 класс Типы придаточных предложений (9 класс)

Тест на тему “Сложноподчиненное предложение”

Последний раз тест пройден более 24 часов назад.

Тест по русскому языку «Сложноподчинённое предложение. Подчинительные союзы и союзные слова» для 9 класса

Укажите предложение, части которого связаны с помощью союзного слова.

1) Ребята понимали, что у Яшки с Алькой есть какая-то тайна. (Сидоров В.)2) По голосу бойца Шахаев понял, что Мальцев чем-то сильно взволнован. (Алексеев М.)3) Пахло росой, чернобылом, подсолнухами и ещё чем-то необъяснимо милым и сладким, что рождает степная зорька. (Алексеев М.)4) Тимофей был доволен, что, не колеблясь, исправил свою ошибку. (Акимов И.)

1) Командир роты распорядился, чтобы до ночи разведчики отдыхали. (Алексеев М.)2) Сергей медленно возвращался к тому месту, где оставил Лёшку. (Дубровский Э.)3) Марта смеялась тоненьким, радостным смехом, как смеются благонравные дети. (Сологуб Ф.)4) Ночь была темна, оттого что тучи покрывали небо и не пропускали света звёзд. (Гроссман В.)

Укажите предложение, части которого связаны с помощью подчинительного союза.

1) Прошло несколько минут, пока бечёвка с сучком на конце опустилась и остановилась сажени за две до протянутой руки Бумбараша.(Гайдар А.)2) На видимой стороне монолита нечётко намечены уступы, откуда прыгали все мальчишки городка. (Бахвалов А.)3) Видимо, так и не вспомнив, кто это, Соколов изумленно поверх очков поглядел на ведущего и ему первому протянул руку. (Бахвалов А.)4) Люди на берегу провожали тех, кто уплывал в прошлое, и не замечали друг друга. (Дубина Н.)

1) К полуночи, миновав рощу, разведчики вышли на опушку леса, где начинался наш передний край.(Алексеев М.)2) Лютров вспоминает попутчиков, которых нередко сажает к себе в машину по дороге на аэродром. (Бахвалов А.)3) Однажды, когда троечник Антонов во время урока сделал стойку на руках, Лилия Львовна закрыла глаза и выбежала из класса. (Лукашкина М.)4) Никогда не пойму, зачем Клара Ивановна согласилась быть завучем. (Поляков Ю.)

1) Когда Василий и Кузьма пришли, тётка Наталья спала и не услышала их. (Распутин В.)2) Кособокость деду Гордею, видно, мешала не сильно, потому что бегал он по-прежнему бодро. (Распутин В.)3) Там, где когда-то были густые вишнёвые сады, теперь торчал обгорелый чёрный кустарник. (Алексеев М.)4) Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно.(Троепольский Г.)

1) Рюкзак мой, сиротливо завалившись набок, лежал на дощатой платформе, куда дежурный по станции выходил встречать поезда. (Куваев О.)2) Бим мчался до тех пор, пока не потерял из виду перепела, а затем, весёлый и радостный, вернулся. (Троепольский Г.)3) Кузьма, спохватившись, догоняет проводницу и спрашивает, сколько осталось до города. (Распутин В.)4) У здешних деревень есть одна особенность, которую вряд ли где в мире встретишь.(Куваев О.)

Укажите предложение, части которого связаны с помощью подчинительного союза ЧТО.

1) Деньги, что не успел положить на книжку, Егор хранит в чемодане.(Тендряков В.)2) Кузьма стягивает с ног сапоги, разматывает портянки и чувствует, что Геннадий Иванович наблюдает за ним. (Распутин В.)3) Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. (Троепольский Г.)4) Всё, что связано с детством, кажется потом прекрасным. (Солоухин В.)

1) На двери сарая, где находились голуби, висел большой замок. (Сидоров В.)2) Быстро и крепко завязалась дружба между Генкой и Федькой, хотя они были совершенно разные по характеру. (Сидоров В.)3) Стараясь попадать в чьи-то следы, чтобы не мять снег, Кузьма через рельсы идёт к вокзалу. (Распутин В.)4) Андрюшка уже добрался до середины дерева, когда вдруг одна из веток под ногами затрещала и обломилась. (По Сидорову В.)

1) Дальше идти прямо, пока не наткнёшься на сапёрный взвод у переправы. (Гайдар А.)2) Скажи, Алексей, почему ты жалеешь его? (Бондарев Ю.)3) Учительница с удовольствием думала о том, что этот новый мальчик ей никак не испортит класса. (Фраерман Р.)4) Ничего я не успел сказать на это Степану, так как в казарме загремел милый голосок старшины. (Стаднюк И.)

Тест по русскому языку для 9 класса.

Тема: «Сложносочиненные и сложноподчинённые предложения».

Тест состоит из 15 вопросов, в каждом представлено четыре варианта ответов, один из которых является верным. Ответы занесите в таблицу:

1. Какое утверждение ошибочно?

а) Части сложносочинённого предложения не зависят друг от друга.

б) Между частями сложносочинённого предложения обычно ставится запятая, реже — точка с запятой, иногда — тире.

в) Связь между частями сложносочинённого предложения передаётся с помощью интонации и сочинительных союзов.

г) Перед союзом И в сложносочинённом предложении всегда ставится запятая.

2. Какое предложение не является сложносочинённым?

а) В лесу тихо-тихо, и пахнет сосняком и травой.

б) Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

в) Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

г) Погода изменилась, и нам пришлось отменить поход в лес.

3. Укажите сложносочинённое предложение, части которого соединены разделительным союзом (знаки препинания не расставлены).

а) В глубине дупла послышался шорох, и мы увидели там толстую змею.

б) Мы подолгу беседовали и подолгу молчали или же она играла мне на рояле.

в) Приходилось стоять, закрыв глаза или присаживаться на сугроб и отдыхать.

г) Солнце ещё грело по-летнему но в воздухе уже висело предчуствие осени.

4. Определите, сколько грамматических основ в предложении?

Я слышу гуд тяжёлого шмеля, медлительный полёт пчелы, несущей добычу, приготовленную пущей, и веет ветер, травы шевеля.

5. Найдите сложноподчинённое предложение.

а) А за окном расплавленное море горит парчой в лазоревом просторе.

б) Гром грохотал над крышей, гулко возрастая и разражаясь треском.

в) Затихли в лозняке дрозды, померкли на рябинах гроздья.

г) Листья исполнены страха, плачут, что лето прошло.

6. В каком предложении придаточное стоит в середине?

) Чтобы не заблудиться в лесу, надо знать приметы.

б) Всю ночь мы лежали у костра и слушали, как шумит море.

в) Вид кабинета, если осмотреть там всё повнимательнее, поражал запущенностью и небрежностью.

г) Я остановился в гостинице, где останавливались все проезжие.

7. Укажите предложение, в котором придаточное связано с главным союзным словом.

а) Мне и в голову не приходило, что я счастливый!

б) Старик был так поражён его словами, что всплеснул руками.

в) И на этой на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил.

г) Улыбнувшись, она вместе с зубами показала бледные дёсны, что тоже ему не понравилось.

8. При помощи чего соединяются части данного предложения?

Тогда Маргарита поняла, откуда шёл бальный звук.

а) простым подчинительным союзом

б) составным подчинительным союзом

в) союзным словом — относительным местоимением

г) союзным словом — местоимённым наречием

9. Каким членом предложения является союзное слово в предложении:

Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли.

10. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

а) Она не знала, каким образом её отыскала мать.

б) Чёрная нить ползла из-под шкафа к стулу, где остались спицы и недовязанный чулок.

в) Поначалу я не сомневался, что тут же найду дорогу.

г) Скоро мышонок так привык к ребятам, что совсем перестал их бояться.

11. Определите, чем выражено поясняемое слово в сложноподчинённом предложении с придаточным изъяснительным: Я доволен, что я человек.

12. Укажите значение придаточного обстоятельственного в данном предложении:

Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас.

а) значение времени

б) значение условия

в) значение цели

г) значение следствия

13. Какая конструкция используется в данном предложении для выражения сравнения?

Маленькая Вика была как две капли воды похожа на свою бабку.

а) сравнительный оборот

в) сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа

г) сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения

Укажите предложение с придаточным сравнения.

а) Я же подумал, будто я ей надоел.

б) Чем дольше мы живём, тем и дружить с поэзией труднее.

в) Надворные постройки обветшали и выглядели так, будто много лет не касались их заботливые руки.

г) Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.

15. Определите тип соподчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.

Вечером, когда это облако освещено вестибюльными огнями, кажется, будто подземная станция горит, густыми клубами выбрасывая дым.

а) однородное соподчинение

б) неоднородное соподчинение

в) последовательное подчинение

г) сочетание соподчинения и последовательного подчинения

Ключ к тесту:

Обобщающий тест по теме «Сложноподчиненное предложение»

Время выполнения – 45 минут

1. Укажите верное утверждение.

А) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.

Б) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.

В) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.

2. Найдите лишнее предложение (знаки препинания не расставлены).

А) Березки словно девочки босые стоят в снегу.

Б) Когда Мария увидела ребят сердце ее зашлось от жалости к ним.

В) Сознание того что чудесное было рядом с вами приходит поздно.

3. Найдите сложноподчиненное предложение.

А) Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

Б) В ком добра нет, в том правды мало.

В) Живопись Левитана, считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.

4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

А) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

Б) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

В) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.

5. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное предложение с придаточным места.

А) Это и была школа, куда меня направили.

Б) Я знал, куда меня направили.

В) Я приехал туда, куда меня направили.

6. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным условия.

А) Если у нас ничего не выйдет, я уеду вместе со всеми.

Б) За то время, пока рабочий разбирался с гайками, цех опустел.

В) Он так испугался, что не заметил бегущего на помощь отца.

7. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

А) Чуть только тучка закроет солнце, лес сразу становится угрюмым.

Б) Огонёк, что виднелся вдали, потух.

В) Надо будет встать с места, пока не включат свет.

8. Назовите сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени.

А) Левитан стремился писать так, чтобы был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист и стог сена.

Б) Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь.

В) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.

9. Выполните полный синтаксический разбор предложения (знаки не расставлены)

Должно быть каждый из нас подумал о мерцающих звездах о лесных ручьях которые бегут под буреломом.

10. Составьте схему предложения, укажите вид подчинения придаточных

Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал?

11. Укажите СПП с однородным подчинением.

А) Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне.

Б) Чем ближе подходит катер, тем светлее казалась ему ночь, хотя всякий назвал бы эту темноту кромешной.

В) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

12. Определите тип подчинения придаточных предложений.

Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.

Б) Параллельное (неоднородное).

13. Найдите СПП с несколькими придаточными.

А) Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.

Б) Тихо, как умеют только звери, медведь сидел возле неподвижной человеческой фигуры, едва видневшейся на склоне сугроба.

В) Как ни была она взволнована, она не могла не ответить, что немцы не располагают здесь зенитной артиллерией.

14. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А) Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.

Б) Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.

В) На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.

15. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания в предложении

Я подумал (1) что (2) если в сию решительную минуту не переспорю старика (3) то уже впоследствии трудно будет освобождаться от его опеки (4) так досаждавшей мне.

А) 1,2,3,4, Б) 1,3,4, В) 1,2,3.

16. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания в предложении

Оказалось (1) что (2) хотя доктор и говорил очень складно (3) и долго (4) никак нельзя было передать того (5) что он сказал.

А) 1,2,4,5, Б) 1,4,5, В) 1,5.

1. Укажите неверное утверждение.

А) В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой).

Б) В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.

В) Союзы и союзные слова не являются членами предложения.

А) За окном ничего нет кроме фонарей.

Б) Чуть брезжило когда нас разбудили.

В) Бесшумно скользя в темноте он пролез через заборчик в сад и уже собирал-ся выйти на улицу.

А) Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.

Б) Мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк.

В) Аист, говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду.

4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.

А) Я знаю, где ты был.

Б) Мы любим дом, где любят нас.

В) Там, где кончался лесок, ярко-зеленой оградой стояли бойкие, задорные кусты терна и крушины.

5. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.

А) придаточное времени,

6. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным причины.

А) Андрей почувствовал, что кто-то дёргает его за рукав.

Б) Он полез в нагрудный карман гимнастёрки, где в плоской коробочке лежал шприц.

В) Колпак, наверное, был закреплён, потому что по физическим законам ему полагалось упасть.

7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное предложение с придаточным цели.

А) Чтобы не стоять неподвижно, она повернулась и стала медленно снимать шубу.

Б) Они медленно пошил вниз, где их уже ждали

В) Их нет, так что пока можно отдохнуть.

8. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным условия.

А) Надо будет встать с места, пока не включат свет.

Б) Наконец, он оказался на таком месте, откуда было всё видно.

В) Раз уж так вышло, выясним наши отношения.

9. В предложении: Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. — придаточное предложение стоит:

А) перед главным предложением,

Б) после главного предложения,

В) в середине главного предложения.

10. Какое предложение соответствует схеме: ?

А) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.

Б) Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.

В) Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

11. Укажите СПП с последовательным подчинением.

А) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне по-святим души прекрасные порывы!

Б) Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись, приходилось ощупью отыскивать дорогу.

В) Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что ко-мандир ранен в голову.

12. Укажите СПП с однородным подчинением.

А) Я подошёл к остановке, где никого не было, потому что автобус только что отошёл.

Б) Вопрос не в том, кто виноват, а вопрос в том, что теперь делать.

В) Произошло такое, о чём Давыдов долго не мог забыть и что время от време-ни заставляло его содрогаться.

А) Лодка едва двигалась по воде, и это было заметно лишь по тому, как тихо плыли в обратную сторону зеленые берега.

Б) И где бы ни жил я, что бы ни делал, пред Родиной я вечно в долгу.

В) В жаркие июльские дни, когда город, окруженный со всех сторон степями, изнывал от солнца и уличной трескотни, здесь приятно чувствовалась тишина и прохлада.

14. Найдите СПП с пунктуационными ошибками.

А) Я сказал, что пошутил, и, подойдя к своей постели, юркнул с головой под одеяло.

Б) В темноте я проверил, опущены ли шторы затемнения, и зажег свет.

В) Я приду и если вы что-нибудь не поняли, объясню вам.

Оказалось (1) что (2) хотя доктор и говорил очень складно (3) и долго (4) ни-как нельзя было передать того (5) что он сказал.

А) Части СПП связаны сочинительной связью.

Б) Придаточное предложение может стоять впереди главного, после него, мо-жет разрывать главное.

В) В СПП выделяются главное и придаточное предложение.

А) Дальние горы казались как бы вырезанными из картона.

Б) Посмотри как тихо позолоту август рассыпает на полях.

В) В зеркальных окнах плыло только что поднявшееся солнце.

3. Найдите сложноподчиненные предложения.

А) Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум.

Б) Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси, однако и позднее не раз приходилось русичам отражать их набеги.

В) Из чащобы все время доносились неясные шорохи, и поэтому мальчики долго не могли успокоиться.

4. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным места:

А) Я рассказал, где прошло мое детство.

Б) Я поехал туда, где прошло мое детство.

В) Я побывал в городе, где прошло мое детство.

5. Определите вид придаточного в сложноподчиненном предложении Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.

В) придаточное места.

6. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным:

А) Неизвестно, смогу ли я его остановить.

Б) А ещё через пару минут, когда впереди замигали фонари, эта мысль стала главной.

В) Вёл он себя так, словно и правда говорил что-то приятное.

7. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным:

А) Может быть, если гости заблудились, мы пойдём их встречать?

Б) Все согласятся, что Новый год – самый лучший праздник, правда же?

В) Все эти картины развёртываются передо мной по обе стороны тропинки, которая ведёт вглубь.

8. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным цели:

А) Гоголя мы узнаем в ту пору нашей жизни, когда каждая страница жизни равноценна для нас пережитому событию.

Б) Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас.

В) Небо на востоке стало темнеть, хотя солнце еще не ушло за горизонт.

9. В предложении: Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги — придаточное предложение стоит:

10. Какая схема соответствует предложению Если бы природа могла чувство-вать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина?

11. Определите тип подчинения придаточных предложений

С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании.

Б) Неоднородное (параллельное).

12. Укажите СПП с параллельным подчинением.

А) Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.

Б) Он быстрыми шагами спустился в овраг, где протекал небольшой гремучий ручей, который безмолвно сливался с Сурою.

В) Когда, утомленные ходьбой, они воротились в свою каморку, из штаба при-слали вестового, сообщившего, что связь налажена.

А) Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что, если я спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону.

Б) Ночь была так черна, что, вплотную столкнувшись, нельзя было видеть друг друга.

В) О соловьях рассказано так много, что трудно сказать новое, никому не известное.

А) Я надел перчатки, чтобы не обжечь руки, и, сняв кастрюлю с керосинки, слил воду.

Б) Мы не думали, что он убежит так далеко и, поджидая его, стали кидать камнями по реке.

В) Федька нахлобучил фуражку, всунул книги за пазуху, чтобы не промокли, и ушел.

Когда человек нам не нравится (1) мы найдем любые поводы (2) отказать ему в помощи (3) но (4) если он нам нравится (5) мы всегда убедим себя (6) что ему необходимо помочь.

А) 1,3,5,6, Б) 1,3,4,5,6, В) 1,2,3,4,5.

А) Союзные слова не только прикрепляют придаточное предложение к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточного пред-ложения.

Б) Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельств.

В) Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей.

А) Ни стрелы не летали ни пушки не гремели.

Б) Березы распустились дубы же стояли обнаженные.

В) В лесу было тихо потому что главные певцы улетели.

3. Найдите сложноподчиненные предложения:

А) Я слышал, что воду считали вещей силой.

Б) Школьники мало читают, и вследствие этого понизилась грамотность.

В) Стали блестеть, как мокрые, на солнце листочки тополей.

4. Найдите придаточное определительное:

А) Мест, где не ступала бы нога человека, теперь не найдешь.

Б) Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне.

В) Везде, где солнце светит, товарищи у нас.

5. Найдите придаточное изъяснительное:

А) Ты рада, что ты дома?

Б) Куда река пошла, там и русло будет.

В) Аэродром, где приземлился самолет, был недалеко от центра.

6. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное предложение с придаточным следствия:

А) Раз мы начали говорить, то лучше договорить до конца.

Б) Я сильно устал, так что не мог идти дальше.

В) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.

7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное предложение с придаточным времени:

А) Если ты что-нибудь делаешь, делай хорошо.

Б) Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.

В) Яхта изменила курс, так как попала в туман.

8. Определите вид придаточного предложения в сложноподчиненном предло-жении Я люблю роман, потому что написал его по внутренней необходимости.

А) придаточное причины,

Б) придаточное условия,

9. В каком СПП придаточное предложение занимает постпозицию по отноше-нию к главному (знаки препинания не расставлены):

А) Когда на темно-красных ветках появляются белые комочки сережек верба особенно красива.

Б) Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.

Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что командир ранен в голову.

11. Определите тип подчинения придаточных предложений.

Он в испуге схватил сына за руку и смотрел ему в глаза, стараясь убедиться, что это он, что это не лукавый призрак.

12. Укажите СПП с последовательным подчинением.

А) Жанна выходит на улицу посмотреть, не тише ли стало море, не светает ли и горит ли лампа на маяке.

Б) Поезд уходил в 7 часов вечера, так что Михаил мог успеть пообедать, хотя дел ещё было много.

В) Палка, которую я вытачивал, получилась чёрная и блестящая, как если бы она была из чёрного дерева.

А) Гимназия, где я учился, располагалась напротив Евразийского национального университета.

Б) Я накинул на плечи шинель, потому что, несмотря на теплый день, озяб от холода и усталости, и пошел искать машину.

В) Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.

А) Я подумал, что, если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно будет освобождаться от его опеки, так досаж-давшей мне.

Б) Я думаю, что, когда заключённые увидят лестницу, многие захотят бежать.

В) А женщина всё говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова её были привычными, у Сабурова от них вдруг защемило сердце.

Мы сидели неподвижно (1) и тишина была такая (2) какая подобает кладбищу (3) так что (4) если падал инструмент (5) или трещал огонь (6) то звуки эти раздавались гулко и резко.

А) 1,2,3,4,6, Б) 1,2,3,6, В) 2,3,4,6.

Расставьте знаки препинания, определите вид придаточного. (обозначьте союзы, главное и придаточное,задайте вопрос)

1. Одно из противоречий каким живо творчество Мандельштама касается собственной природы этого творчества.

2.Что бы со мной ни было я хочу быть один.

3. Мы ждём с томленьем упованья минуты вольности святой как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья.

4. Ей снится будто бы она идёт по снеговой поляне.

5.Он работал всюду где заставала его жажда творческого труда.

6.Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда когда даёт его в переносном значении.

7.Корчагин неоднократно спрашивал меня когда он может выписаться.

8. Я упоминаю об этом исключительно для того чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих произведений Куприна.

9.Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы театр наш неплохо посещался.

10.В степи было тихо несмотря на то что солнце поднялось.

11.Как летом роем мошкара летит на пламя слетались хлопья со двора к оконной раме.

12.Зной всё усиливался так что становилось трудно дышать.

13.Я сижу до тех пор пока не начинаю чувствовать голод.

14. Красивая девушка должна быть одета так чтобы выделяться из окружающей обстановки.

15.Я спросил у кукушки сколько лет проживу я.

16.Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

17.Как ни интересен труд режиссёра актёрская работа всё же интереснее.

18.Стало так тихо что со своего балкона я слышал голоса в саду.

19.Если начнёшь усиленно заниматься то успеешь подготовиться к экзамену.

20. И я во сне вижу как на волке еду по тропинке лесной.

«СПП с одним придаточным. Виды придаточных предложений»

При составлении теста использованы предложения из повестей «Безумная Евдокия» и «Мой брат играет на кларнете» Анатолия Алексина, русского советского и израильского писателя, сценариста и драматурга, автора книг для детей и юношества.

1) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

Алина, отбиваясь от мальчишек, которые приглашали её, сама подошла к Леве.

2. Меня снова толкали и спрашивали, как я пробралась на этот вечер.

3. Когда Алина спрыгнула в зал, Лёва поблагодарил её.

4. Вид у мужчины был такой, будто он являлся главным участником концерта.

2) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

Хлопали не очень сильно, как всегда бывает после первого номера.

2. Все и так знали, что Лева будет играть ещё.

3. Да есть ли на свете хоть один нормальный человек, для которого кларнет был бы самым любимым инструментом?

И неужели ты думаешь, что она в самом деле знает польский язык?

3) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

1. Мама ещё до концерта успела мне сообщить, что сзади сидели Левины профессора.

2. Она улыбалась мне своим длинным и красивым глазом, который почему-то напоминал мне вытянутую голубую раковину.

3. Я сразу сообразила, что никогда в жизни не будет больше такого прекрасного случая прославиться на всю школу.

4. Для меня будет большим подарком, если вы придёте на этот концерт.

4) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным времени.

Слова, которые она шепотом произносит в микрофон, кажется, состоят от начала до конца почти из одних шипящих, а получается довольно-таки красиво и задушевно.

2. Когда Алина кончила петь, она решила прямо со сцены спрыгнуть в зрительный зал.

3. Математичка терпеть не может, когда отвлекаются.

4. Они превращают в свои жертвы тех, ради которых хотят всем на свете пожертвовать.

5) Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.

Эта фраза перекинула мост и в тот страшный день, который разлучил нас с Надюшей.

2. Но сами-то десятиклассники не догадываются о том, что они абсолютные дети.

Встречаясь, мы говорили друг другу «здрасьте!», не называя имён, потому что не знали их.

4. А ранней весной я увидел её в белой панаме с такими же печально обвислыми полями, как будто на улице стояла жара.

6) Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

Оленька ещё изучала итальянский, чтобы прочитать о гениях Возрождения на их родном языке.

2. То же самое она говорила, если кто-нибудь залеживался дома из-за простуды или ангины.

Классная руководительница очень любила, чтобы все были вместе.

4. Когда у Левы появятся такие странности, я их сразу буду прощать!

7) Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.

2. Все подбегали к ней, потому что она у нас прима, она вне конкурса.

3. И поддакивала ей, когда мы её провожали.

4. И костюм его опять казался не новым, а мятым, хотя я вчера полдня чистила и отглаживала его.

8) Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.

1. Я давно заметила, что о самых простых вещах они почему-то любят говорить шепотом и с таинственным видом.

А Лёва вновь по-домашнему улыбнулся, будто в зале сидели его родственники.

Она заставила Лёву бросить сестру, которая решила посвятить ему всю  свою жизнь.

4. Я впервые заметила, что великие композиторы ужасно затягивали свои музыкальные произведения.

9) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.

1. Я презирала этих напудренных и надушенных девиц, которые не обращали на нас с Лёвой никакого внимания.

2. Кажется, он не верил, что может стать сюрпризом для наших десятиклассниц.

3. Седой, усталый мужчина произнёс и нашу фамилию так, будто это была чужая фамилия.

4. Они ведь тех, кто плохо танцует, вообще за людей не считают.

10) Укажите сложноподчинённое предложение с

Она просто решила, что любовь отбирает у людей гордость и самолюбие.

Мы возвращались из того дома, где осталась Надюша.

Она побежала на кухню и примчалась назад с пузырьком и чашкой, в которой была вода.

11) Укажите сложноподчинённое предложение с

1. Я понял, что наша дочь впервые столкнулась с предательством.

2. В классе она прежде всего замечала незаметных и выделяла тех, кто ничем абсолютно не выделялся.

3. Вытащил пять фотографий и разложил их на столе с такой осторожностью, будто они еще не высохли.

12) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным

1. Я стояла одна и прижималась спиной к холодной стене, чтобы не мешать танцующим.

2. И Лёва пошёл танцевать твист, который он танцевать не умел.

3. Нормальные люди выставляют напоказ то, что им выгодно выставлять. А то, что невыгодно, прячут подальше.

13) Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

1. Но я заметила, что, аплодируя Алине, многие тайком поглядывали на Леву.

2. И фамилии знаменитых композиторов он выговаривал так, что я не сразу их узнавала.

3. Когда я вошла в зал, он уже был абсолютно полон.

14) Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели

1. Я думаю, что артист должен казаться со сцены недоступным и загадочным.

2. Наш Лева весь покрылся красными пятнами, будто кто-то надавал ему по физиономии.

3. Я ведь нарочно развлекаю себя разными посторонними мыслями, чтобы забыться.

4. Если заметит, тут же вызывает.

15) Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

1.Мне казалось, что никогда не дойдет очередь до нашего Левы.

2. Когда аплодисменты затихли, я услышала сзади глухой мужской голос.

3. Я надеялась, что ты станешь первым в мире великим кларнетистом!

4. Раз ты просишь, я подожду!

16) Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.

1. Мне казалось, что никогда не дойдет очередь до нашего Левы.

2. Но я не могла ее успокоить, потому что она ничего не слышала и не воспринимала.

3. Он умер, когда мне было всего два года.

4. Когда нечего сказать, легче всего разводить руками.

17) Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.

1. Не могу же я всем без исключения сообщить, что мой брат учится в Консерватории.

2. Когда я пришла домой, Лева играл на кларнете.

3. Когда кто-нибудь входит в комнату, Лева не прекращает играть.

4. И все же Лева иногда подчиняется мне, хоть и старше на целых пять лет.

18) Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным времени.

1. Когда Оле было семь лет, у нее обнаружили искривление позвоночника.

2. Про Оленьку нельзя было сказать, что она «как все».

3. В один миг я вспомнил всё это, глядя на шляпу «безумной Евдокии», которая скрывала ее лицо.

4. Всем соседям я уже рассказала, что Лева готовится к конкурсу.

19) Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

1. И назову такое произведение, какого никто из старшеклассников никогда в жизни не слышал.

2. Чтобы не осрамиться, танцуй только со мной.

3. Я не знаю, как полководцы планируют свои военные операции.

4. Иногда женщины выходят грустные из кино после картины, где главную роль играет красавица.

20) Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.

1. Мне было обидно, что Левина рука как-то затерялась в толпе других рук и ничем от них не отличалась.

2. Я увидела, что из-за кулис выглядывает наш Лева.

3. Мне казалось, что никогда не дойдет очередь до нашего Левы.

4. Никто приемник не выключал, потому что никто не хотел тишины.

21) Найдите сложноподчинённое предложение с пунктуационной ошибкой.

А я пришёл сообщить, что Оленька готовится к выставке юных скульпторов и попросил освободить её от экскурсии.

Надя вместе с картошкой, которую она чистила, переместилась поближе к приёмнику.

3. А этот Лева, которым они гордились, прыгал на одном месте, как воробей.

Даже в холод я распахиваю окна, чтобы жильцы не отвыкали от Левиного кларнета.

22) Укажите сложноподчинённое предложение, в котором придаточное предложение находится внутри главного. (Знаки препинания не расставлены)

1. Я объяснила что это играет мой брат.

2. Вот она и смотрела в упор будто старалась его заворожить.

3. Папа когда волнуется всегда начинает шутить.

Укажите сложноподчинённое предложение, в котором придаточное предложение находится перед главным. (Знаки препинания не расставлены)

1. Несколько раз когда Оля заболевала Боря Антохин приходил к нам домой.

2. Когда аплодисменты затихли я услышала сзади глухой мужской голос

3. Я надеялась что ты станешь первым в мире великим кларнетистом!

4. Он не останавливает не берёт за руку того кто ему нужен а именно хватает.

24) Укажите сложноподчинённое предложение, в котором придаточное предложение стоит после главного предложения. (Знаки препинания не расставлены)

1. Если бы мы не приехали утром не подняли шума ваша жена была бы здорова.

2. Когда цельный человек влюбляется с ним ничего невозможно поделать.

Он прошёл этот путь чтобы спасти людей.

Если нет времени разобраться лучше и не берись.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь