Словарный диктант для первоклассника

Итоговые диктанты по русскому языку для 1 класса.

Словарные диктанты по русскому языку для 1 класса по теме “Сочетания -чк-, -чн-, -нч-, -нщ-, -щн-“. Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.

Словарные диктанты для 1-2 класса к учебникам Т. Г. Рамзаевой «Русский язык».

Предлагаю вам несколько словарных диктантов из сборника С. Ю. Кремнева. Изд.: «Экзамен» М.2012.

Диктант с использованием пословиц.

Запишите только те слова, которые отвечают на вопрос кто?

Воробей, лисица, Москва, ягода, карандаш, работа, сорока, девочка, посуда, товарищ, рабочий. (6 слов).

Запишите только те слова, которые отвечают на вопрос что?

Воробей, лисица, Москва, рабочий, карандаш ,работа, девочка, посуда, сорока, товарищ, ягода (5 слов).

Среди записанных слов найдите слово  с парным согласным и подчеркните его.

Вставьте пропущенные буквы ,запишите слова в алфавитном порядке.

П_тух,  р_бочий,  к_рова,  м_л_ко,  уч_ник,  _дежда,  д_журный,  за_ц,  м_дведь,  быстр_,  с_поги,  м_роз,  уч_тель. (13 слов).

( Быстро, дежурный, заяц, корова, медведь, молоко, мороз, одежда, петух,

рабочий,  сапоги, ученик, учитель.)

Разделите слова на слоги, запишите количество слогов.

Береза, суббота, медведь, русский, ворона ,учитель, мороз, город, хорошо, заяц, сапоги, деревня, коньки, класс, ветер. (15 слов)

Запишите слова в два столбика. В один столбик слова, в  которых два слога, а в другой – слова, в которых три слога.

Деревня,  вдруг,  коньки,  медведица,  ветер,  суббота,  класс,  русский, язык,  берёза,  фамилия,  работа.  ( 12  слов)

Запишите только буквы безударных гласных.

Деревня, берёза, пенал, учитель, ребята, ученик, петух, тетрадь, лисица, дежурный. (10 слов)

(1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

е  е  е  и   е  е  е  е  и  е  )

Диктанты с использованием родственных слов.

Образуйте слова ,отвечающие на вопрос

Класс, суббота, берёза, молоко ,ворона, сорока, хорошо, быстро, Москва (9 слов.)

2 класс (1-4).

Словарный диктант №1.

Собака, сорока, воробей, ворона, заяц, медведь, корова, лисица, петух, ветер.

Словарный диктант №2.

Ребята, работа, товарищ, ученик, учитель, дежурный, девочка, хорошо, скоро, суббота.

Словарный диктант №3.

Город, Родина, русский, язык, карандаш, пенал, тетрадь, посуда,

Словарный диктант №4.

Класс, завод, сапоги, лопата, капуста, вдруг, быстро, хороший, учительница.

Словарный диктант №5.

Одежда, пальто, коньки, мороз, весело, рабочий, берёза, ягода, деревня, молоко.

Словарный диктант №6.

Народ, Россия, суббота, фамилия, колхоз, деревня, платок,

«4»-1 ошибка,1 исправление

«3»-2 ошибки,1 исправление

«2»-от 3 до 5 ошибок

«1»- 6 и более ошибок

3 класс (1-4).

Берёза, аллея, болото, горох, земляника, жёлтый, комната, кровать, мебель, обед, пальто, платок, рисунок, ученик.

Библиотека, весело, ветер, город, деревня, завтрак, обед, до свидания, коллекция, коллектив, лестница, магазин, малина, месяц, ноябрь.

Быстро, воробей, ворона, вчера, девочка, дежурный, декабрь, топор, картина, килограмм, лопата, метро, молоко, морковь, огурец, ужин.

Дорога, завтра, здравствуй, картофель, капуста, класс, корабль, корова, молоток, овощи, огород, одежда, октябрь, погода, помидор, потом.

Вокруг, осина, песок, понедельник, праздник, рассказ, сегодня, сентябрь, соловей, сорока, север, тарелка, улица, урожай, учитель, яблоко.

Рисунок, растение, русский, скоро, спасибо, товарищ, чёрный, ягода, лагерь, пшеница, восток, четверг, чувство.

4 класс (1-4).

Впереди, правительство, библиотека, аллея, прекрасный, здравствуйте, коллекция, пассажир, жёлтый, костёр, хозяйство, народ, автомобиль.

Вчера, потом, комбайн, командир, шоссе, самолет, жилище, агроном, везде, гореть, революция, около, календарь, горизонт, богатство.

Берег, издалека, шестнадцать, интересный, адрес, вокзал, инженер, директор, восемь, килограмм, электричество, медленно, электровоз.

Электростанция, Россия, расстояние, километр, металл, двенадцать, шофёр, вагон, свобода, победа, экскурсия, корабль, желать.

Газета, налево, направо, чёрный, путешествие, космонавт, слева, справа, аккуратно, сверху, снизу, портрет, салют, сверкать, до свидания.

Семена, хлебороб, аккуратно, вокзал, оборона, одиннадцать, назад, до свидания, дорога, интересный, богатство.

Учимся писать слова с заглавной буквы

Словарные диктанты (диктанты отдельных слов)

Запиши слова под диктовку.

Стол, собака, петух, Зоя, Витя, медведь, Пушок, дочка, Маша.

Город, Волга, волк, река, Петя, Иванов, машина, Сергей Петрович.

Погода, Илья, кошка, дрова, Иван, Москва, прохожий, Дружок, Петров.

Ослик, петух, Илья, Викторовна, город, улица, Москва, красивая, деревня.

Собака, Барбос, река, улица, Иванов, сквер, Пётр Романович, площадь.

Запиши слова в два столбика. В первый столбик запиши слова, которые всегда пишутся с большой буквы. Во второй столбик запиши все остальные слова.

Город, Москва, парус, Барбос, клён, Иван.

Мурка, корова, Роман Андреевич, друг, сосед, Матвей.

Река Лена, берег, набережная, Красная площадь, Петрова.

Край, улица Авиаторов, проспект, девочка, корова Зорька.

Деревня Пеньково, лапти, этаж, Антон Сергеевич Ильин.

Запиши только слова, которые всегда пишутся с большой буквы.

Дорога, город Новгород, подруга, Куликова Аня, соседка Инга, собака.

Тетрадь в клетку, директор школы, Ольга Птичкина, река Ока, старая машина, кот Пушок.

Пушистая кошка, собака Вента, бодливая корова, курочка Пеструшка, улица Зелёная, дорога к дому.

Красная площадь, старинный город, улица Арбат, маленькая собачка, Собачкин Игорь.

Собака Дружок, новый стол, корова Бурёнка, детская площадка, дедушка

Выборочно — распределительные диктанты

Запиши только имена, фамилии, отчества людей и клички животных. Имена, фамилии о отчества записывай на первой строчке, а клички — на второй.

Пудель Чарли, старый кот, Антон Чижиков, подруга Аня, писатель Иванов

Запиши только имена, фамилии, отчества людей и клички животных. Имена, фамилии и отчества записывай на первой строчке, а клички — на второй.

Улица Дружбы, вкусные конфеты, кот Пушок, собака Вента, Ольга Петровна.

Нина Дрозд, попугай Петька, моя сестра, хорошая погода, дворняжка Белка.

Никита Белов, жёлтая чашка, мамин сервиз, бабушка Люда, пёс Верный, старый дом.

Тропинка в лесу, дедушка Гена, Ирина Ивановна, кот Маркиз, петух Петя, интересная книга.

Запиши текст под диктовку и выполни задания.

У Вики кот Дымок. Он любит играть. Мама купила коту игрушку. Это мышка. Дымок рад.

1. Выпиши слова, которые пишутся с большой буквы. Раздели их на слоги.

2. Из второго предложения выпиши слово, в котором звуков меньше, чем букв.

3. В третьем предложении раздели слова на слоги.

4. Поставь ударение в словах: любит, купила, игрушку.

5. В словах последнего предложения подчеркни буквы, которые обозначают твёрдые согласные звуки.

Пёс Верный сторожит дом. Дедушка Гена дал ему еду. Верный дал дедушке лапу.

1. Во втором предложении подчеркни буквы, которые обозначают гласные звуки.

2. Из третьего предложения выпиши слово, которое состоит из трёх слогов.

3. В последнем предложении подчеркни буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.

4. Слова Верный, кормит, дал, лапу раздели для переноса.

5. В словах первого предложения обозначь ударение.

Вот Иван. Он мамин брат. Дядя Ваня добрый и сильный. Он играет со мной и моей сестрой.

1. В первом предложении подчеркни буквы, которые обозначают гласные звуки.

2. В третьем предложении подчеркни буквы, которые указывают на мягкость согласного звука.

3. Из четвёртого предложения выпиши 2 слова, в которых звуков больше, чем букв.

4. Слова мамин и играет раздели на слоги.

5. В словах второго предложения обозначь ударение.

Вот книга. Её написал писатель. Его фамилия Пушкин. Александр Сергеевич написал много книг. Они все интересные.

1. Выпиши слова, которые всегда пишутся с большой буквы.

2. Раздели на слоги слова, которые ты выписал.

3. Из второго предложения выпиши слово, в котором звуков меньше, чем букв.

4. В словах третьего предложения обозначь ударение.

5. В предпоследнем предложении подчеркни буквы, которые указывают на твёрдость согласного звука.

У Светы Ивановой есть попугай Кеша. Он очень умный. Кеша знает много слов. Света и её брат Женя учат птицу новым словам.

1. Выпиши имена людей. Раздели их для переноса.

2. Выпиши кличку попугая и раздели слово на слоги.

3. Выпиши слово, в котором звуков меньше, чем букв.

4. В третьем предложении подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

5. В словах последнего предложения обозначь ударение.

Петя Ёлккин живёт в Москве. Его бабушка живёт в деревне Горки. Она стоит на берегу реки Волги. Там очень красиво! Бабушка Ольга Петровна ждёт внука в гости.

1. Запиши фамилию мальчика.

2. выпиши из текста имена и раздели их на слоги.

3. Выпиши из текста отчество и раздели его для переноса.

4. Выпиши название реки. Обозначь ударение.

5. Выпиши из текста слово, в котором звуков больше, чем букв.

Женя и Лёша играют в кубики. Собака Дружок сидит рядом. Бабушка Ирина Юрьевна готовит ужин. Сестру Леши зовут Света. Девочка ставит тарелки на стол.

1. Выпиши из текста слово, в котором звуков больше, чем букв.

2. Выпиши все имена. Обозначь ударение.

3. Подчеркни имя, которое состоит из трех слогов.

4. Выпиши отчество и раздели его для переноса.

5. Выпиши из текста слово, в котором звуков больше, чем букв.

Словарные диктанты “Сочетание -ЧН-”

Задание: подчеркните буквосочетание -чн-.

Речник, дачник, скучно, ночник, печник, лучник, заочник, цветочница, вечность, стрелочник, булочник, личность, скворечник, лодочник.

Ручной, скучный, мучной, штучный, ночной, личный, вечный, скрипичный, гоночный, красочный, солнечный, брючный, срочный.

Повторение пройденного за 1 класс

1. Тетрадь, карандаш, пенал, букварь.2. Пальто, платок, чулки, одежда.3. Лопата, коньки, машина.4. Лисица, медведь, заяц, собака, корова.5. Петух, сорока, воробей, ворона.6. Тарелка, стакан, посуда.

Словарные диктанты для 1 класса

1. Москва, город, деревня, работа, рабочие.2. Ученик, учитель, учительница, мальчик, девочка, дежурные, ребята.3. Русский язык, класс, карандаш, тетрадь, пенал.4. Стакан молока, кусок сахару, пуховый платок, новое пальто, тёплые сапоги, маленькая лопатка, стальные коньки.5. Дикие животные: лисица, медведь, волк, заяц, рысь.6. Домашние животные: петух, курица, собака, корова, лошадь, овца.

Предупредительные и объяснительные диктанты для 1 класса

Деревья у школы.

Около нашего дома чудесный сад. Его посадил мой дедушка. Мы ухаживаем за садом. Весной белим Стволы деревьев. Осенью мы убираем листву. Зимой деревьям трудно в мороз. Мы укутываем тёплой тканью. Много плодов дарит нам сад. (37 слов)

Утро в лесу.

Хорошо утром в лесу. Ветерок ласкает стволы берёз. Трава покрыта росой. Лес оживает. В густой зелени поют птицы. Скачут рыжие белки. Вот бежит заяц. Встал столбиком, слушает. А за кустом спряталась лисица. (35 слов)

Рощи да леса — всему краю краса. Такая есть русская пословица. Будь другом леса. Он раскинет тебе скатерть-самобранку. А на ней будут малина, грибы, травы, орехи, брусника. Лес — это чудо земли. Береги лес! (34 слова)

В старой сосне дупло. В дупле живёт рыжая белка. Она часто прыгает по веткам. Насушила белочка грибов. В гнезде большие запасы. Там орехи и шишки. Это корм зверьку на всю зиму. (32 слова)

Моя комната маленькая, но светлая. Широкое окно выходит во двор. На окне стоят цветы. У окна стоит стол. На столе лежат учебник и тетрадь. В углу кровать. Рядом книжный шкаф. (32 слова)

Скоро наступит жаркое лето. Все ребята уедут отдыхать. Я поеду в деревню Дубровку. Там есть река Вязьма. Старший брат Володя научит меня плавать. (25 слов)

Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там ему было темно и душно. Прошла гроза. А Саша всё сидел в шкафу. Сиди, Саша, всегда в шкафу, раз ты такой трус. (35 слов)(По Л. Толстому.)

Бабушка и внучка.

Была Таня маленькая. Ей читала бабушка. Теперь Таня уже большая. Мама принесла Тане новую книгу. Таня сама будет читать бабушке эту книгу. Таня читала. Бабушка слушала. А мама хвалила их. (33 слова)(По В. Осеевой.)

Посмотрел кругом щенок. По земле жуки бегают. В траве кузнечики прыгают. По ветвям гусеницы ползают. В воздухе бабочки летают. Бросился щенок за ними. Спрятались все от щенка. (28 слов)(По В. Бианки.)

Саша и Юра пошли гулять в рощу. На ветку липы сели сороки. Маленький мальчик кинул палку на липу. Птицы улетели. Коля взял мальчика за руку. Стыдно это делать! Птицы — наши друзья. (32 слов)

Живут в озере караси. И озеро — Карасёвое. А если щуки — то Щучье. Это озеро называют Синеньким. Цвет воды там синий. На берегу лягушки сидят. На воде кувшинки плавают. На сосне дятел стучит. У каждого своё дело. (37 слов)(По Н. Сладкову.)

Словарные диктанты “Сочетания -НЧ-, -ЧН-, -НЩ-, -ЩН-”

Диктант 1. Задание: подчеркните буквосочетание -нч-.

Птенчик, телефончик, кончик, пончик, батончик, флакончик, фургончик, бутончик, сарафанчик, чуланчик.

Диктант 2. Задание: подчеркните буквосочетания -нч-, -чн-.

Млечный путь, молочный коктейль, розовый бутончик, игрушечный диванчик, ручной птенчик, тучный булочник, гоночный автомобиль.

Задание для диктантов 3 и 4: подчеркните буквосочетания -нщ-, -щн-.

Хищный зверь, мощный пылесос, изящная женщина, овощной магазин, верный помощник, смелый гонщик, искусный каменщик, весёлый барабанщик.

Помощница, хищник, мощность, каменщик, бетонщик, барабанщик, автогонщик, оценщик, денщик, банщик, шарманщик, бакенщик.

Словарные диктанты “Сочетание -ЧК-”

Задание: подчеркните буквосочетание -чк-.

Бабочка, колечко, белочка, ночка, кочка, почка, строчка, удочка, ручка, кучка, дочка, точка, внучка, Жучка, курочка, собачка.

Речка, печка, свечка, гречка, кочка, сестричка, лисичка, сердечко, крылечко, окошечко, булочка, Шурочка, снегурочка, точка, задачка.

Итоговые контрольные диктанты за 1 класс (с заданием)

Наступила весна. Стоят чудные деньки. Кругом лужи. По реке плывут льдины. Летят с юга птицы. Грачи уже свили гнёзда. В скверах и парках много ребят. Они играют на солнышке. Все рады приходу весны. (35 слов.)

1) Во втором предложении подчеркнуть одной чертой слово, отвечающее на вопрос что?, двумя чертами — слово, отвечающее на вопрос что делают?, волнистой линией — слово, отвечающее на вопрос какие?

2) В словах льдины, летят подчеркнуть мягкие согласные.

Стоял тёплый летний день. Вдруг набежала большая туча. Вот ударил гром. На землю упали первые капли. Полил сильный дождь. Куда бежать? Вася и Юра укрылись под навесом. (28 слов)

1) Объяснить написание слов: бежать, под навесом.

2) Определить, сколько слогов в словах: гром, гроза, первые. Подчеркнуть в словах твердые согласные: большая, дождик.

Хороша берёза весной! Красивы её тонкие ветки. Ствол у берёзы белый. Листочки нежные, клейкие. Береза надела зелёный наряд. Вот заиграли на стволе светлые лучи солнышка. Ветки в капельках росы. Мы любим русские берёзы. (34 слова.)Слова для справок: берёза.

1) Написать слова в алфавитном порядке: дежурный, арбуз, город, воробей, заяц, карандаш.

2) Составить и записать предложение о своем друге.

У Иры жила ручная ворона. Её звали Каркуша. Она любила делать запасы. За ковром были конфеты. У ножки стола — кусочки сала. Часто их находил кот Васька. Он был им рад. (31 слово)

1) Разделить слова первого предложения на слоги.

2) Подчеркнуть в словах шестого предложения буквы, в написании которых можно ошибиться.

Ребята любят уроки труда. Учительница Нина Семёновна дала ребятам глину. Они стали делать игрушки. Люба Гришина лепит чашку. Никита Дроздов лепит кота в сапогах. У Маши Рощиной вышла репка. В классе будет уголок игрушек. (35 слов.)

1) Записать цифрами, сколько слогов в каждом слове первого предложения.

2) В словах третьего предложения подчеркнуть твердые согласные.

День был тёплый. Катюша и Лёня гуляли на лугу. Там рос кустик. Дети сели в тень. Лёня принёс шашки. Это подарок сестре. Катя любит Лёню. Брат учит сестру играть в шашки. (33 слова)

1) Определить, сколько в слове слогов: тень, сели, гуляли.

2) Подчеркнуть в словах мягкие согласные: день, тёплый.

3) Объяснить написание слов: кустик.

За мельницей большой пруд. Игорь и Вася удили там рыбу. В пруду жили маленькие окуньки и караси. Хорошо клевала рыба! Игорь поймал окуня. У Васи жирный карасик. Ребята были рады. (32 слова.)Слова для справок: клевала.

1) Записать цифрой, сколько слов в первом предложении.

2) В пятом предложении найти слово, обозначающее, о ком или о чем говорится в предложении. Подчеркнуть его одной чертой. Двумя чертами подчеркнуть слово, обозначающее, что говорится о нем.

Нашу кошку зовут Муркой. Она очень красивая. У Мурки пушистый рыжий хвост. Глаза зелёные. Наша Мурка ходит тихо. У кошки ушки на макушке. Любит Мурка лакать язычком молоко. (30 слов.)Слова для справок: лакать, язычком.

1) Над словами второго предложения поставить знак ударения.

2) В словах последнего предложения подчеркнуть гласные буквы.

Олег и Юра живут в Москве. Летом они поедут на дачу. Там живёт дедушка Семён. Рядом с деревней лес и река Клязьма. Ребята любят ходить в лес. Мальчики будут удить рыбу. (33 слова.)

1) Из слов первого предложения выписать гласные буквы.

2) Из последнего предложения выписать слова, отвечающие на вопросы кто?, что?

Итоговые диктанты за 1 класс (17-19 слов)

Боря запустил бумажного змея. Змей упал на крышу сарая. Там спал кот. Он испугался и спрыгнул с крыши. (19 слов)Слово для справки: сарая.

Стоял тёплый день. Роща была залита ярким светом. Тихо журчал ручей. В тени росли ландыши. Они были хороши. (19 слов)Слова для справок: стоял, хороши, росли.

Яша жил у деда. Дедушка хорошо плёл лапти. Мальчик наблюдал за работой деда. Славные были лапти! (18 слов)Слова для справок: хорошо, за работой.

Был тёплый день. Алёша и мама пошли в поле. Треснула ветка. Это мышка юркнула в норку. (17 слов)Слово для справки: пошли.

Дождик стучал по трубе. Он бил по стёклам. Кот Васька забился под стол. Ударил гром. Кот испугался грозы. (19 слов)Слова для справок: дождик, грозы.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь