Словарный диктант 5 класс Ладыженская

Notice: Undefined index: HTTP_ACCEPT in /home/m/mikhaif9/ecodictant.ru/public_html/wp-content/plugins/realbig-media/textEditing.php on line 823

к учебнику Т. А. Ладыженской «Русский язык, 5 класс».

на 2020-21 учебный год

Учитель: Мочалова Екатерина Викторовна

Болденко Ольга Дмитриевна

Нормы оценки письменных работ.

Контрольные работы и работы по развитию речи.

Список используемой литературы.

Данный сборник КИМов для 5 класса разработан на основе Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова,Л. А. Тростенцовой и др.(2021 г) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом к учебнику Т. А. Ладыженской «Русский язык, 5 класс». Он включает тексты диктантов и изложений, тестовые задания, с выбором ответа по теоретическому материалу курса, ответы к заданиям, критерии оценивания, карточки для индивидуальной работы по темам, запланированным для изучения в 5-м классе.

2. Нормы оценки письменных работ.

I. Рекомендуемые нормы оценки за

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) (за диктант и за дополнительное задание). Для оценивания уровня знаний выводится средняя оценка по итогам двух работ: диктанта и грамматических заданий.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1)   в переносе слов;

2)   на правила, которые не включены в школьную программу;

3)   на еще не изученные правила;

4)   в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5)  в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять , т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1)   в исключениях из правил;

2)   в   написании   большой   буквы   в   составных   собственных наименованиях;

3)   в  случаях слитного и  раздельного написания  приставок в  наречиях,  образованных  от  существительных  с   предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

5)   в собственных именах нерусского происхождения;

6)   в  случаях,   когда   вместо  одного  знака   препинания   поставлен другой;

7)   в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая   следующая   подобная   ошибка   учитывается   самостоятельно.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания  на верное)   оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии пяти и более исправлений.

оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

3. Контрольные диктанты(работы) и работы по развитию речи.

1. КД №1. « Входной контрольный диктант «Повторение пройденного в 1-4 классах».

2. К Д.№2. « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

3. К.Р.№1. « Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи».

4. К.Д. №3. « Морфемика. Орфография. Культура речи».

5. К.Д.№4. « Имя существительное».

7. К. Р. №2. « Глагол».

по теме «Глагол».

9. Итоговый контрольный диктант№7 за курс 5 класса

1. Обучающее изложение «Хитрый заяц»( упр.69).

2. Обучающее сочинение по картине А. А. Пластова «Летом»(цветная вклейка)

3. Сжатое изложение» Гордый пень» (упр.149).

4. Сочинение. « Памятный день»(упр.162)

5. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки» (цветная вклейка)

6. Сжатое изложение – повествование (упр.269).

Обучающее изложение с элементами описания (К. Паустовский. « Шкатулка», УПР 292)

8. Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»(упр.390)

Сочинение по личным впечатлениям в форме письма(упр.425)

Написание выборочного изложения с изменением формы лица(упр.455-456)

12. Сочинение-описание по картине П. Кончаловского «Сирень».(упр.508)

Сжатое изложение (Е. Пермяк. « Перо и чернильница», упр.553)

14. Изложение текста с изменением лица (упр.587).

Описание животного. Изложение (А. Куприн«Ю-ю», упр.629)

Сочинение «Как я испугался»( упр.645)

Сочинение «Мое любимое животное»(упр.643)

18. Сочинение-повествование «Невыдуманный рассказ».

Контрольное сжатое изложение с изменением формы лица (А. Савчук. « Шоколадный торт», упр.739)

20. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. « Не взяли на рыбалку»)

Написание сочинения на заданную тему (упр.763)

Обучающее изложение «Хитрый заяц».

Т. А. Ладыженская, М. Б. Баранов, Л. А. Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2021 г., упражнение 69.

1. Случай на охоте

2. Куда зайцу спрятаться?

3.«Не выдавай меня»

4. Экзамен на хитрость сдал

Сочинение-описание по картине А. Пластова «Летом»

Егорова Н. В. « Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс».

Издательство ВАКО, – Москва, 2020 г, стр.66

Упражнение 109, стр.50

1. Вступление. Творчество А. А. Пластова.2. Основная часть. Сюжет картины “Летом”. Правдивая кисть. Краски. Художник, любящий Русь.

Входной диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах»

Мы идём по узкой дорожке. Под яркими лучами солнца горит, сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой пролегает болото. По нему шагать опасно.

Мы входим в лесную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Тишь и прохлада в лесу.

Посмотришь вверх и увидишь пушистую белку. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки, и пошли к деревне по крутому подъёму. Здесь конец нашего интересного путешествия, но мы вернёмся сюда ещё.

1. Выписать предложение и подчеркнуть главные члены.

1 вариант                                        2 вариант

6-е предложение                                7 предложение

2. Найти и подчеркнуть прилагательные:

Прохладный, прохлада,                        голубизна, голубой

охладить, прохладительный                голубенький, голубеть

3. Указать род, склонение, падеж существительного:

В лесу                                         в чащу

4. Подобрать слова с противоположным значением:

Узкий, входить                                 большой, уронить

5. Выписать местоимение:

Из 3-го предложения                         из 4-го предложения.

Сжатое изложение: «Гордый пень»

«Просвещение», Москва, 2021 г., упражнение 149.

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню м побрёл дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

-Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

-Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

– Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали. ( В. Катаев)

Напишите сжатое изложение 7-8 предложениями.

Сочинение на свободную тему: «Памятный день», «Весёлое происшествие», «Интересная история»

«Просвещение», Москва, 2021 г., упражнение 162

Сочинение по картине Ф. Решетникова «Мальчишки»(цветная вклейка).

1) История создания картины.

2) Главный герой картины (внешность, поза, портфель).

3) Осуждающий взгляд матери.

4) Взгляд и поза сестры.

5) Собака – верный друг мальчика.

6) Основная мысль картины.

7) Мое отношение к картине

Сжатое изложение (у269).

Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово — понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!

С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосы, озорной, смешливый, храбрый. В общем, обычный мальчишка.

Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит что-то.

– Кому это ты, Аркашка? – спрашивают мальчишки.

– Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает? – говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы под ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.

Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестренка ему обед принесет, спрашивает:

С кем это ты разговариваешь?

Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить, и муравейник восстанавливать.

Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.

«Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?» – думает Аркаша.

Думал Аркаша, думал, но так и ничего не придумал.

Контрольный диктант №2 по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

Горшкова В. Н. « Сборник диктантов: 5-9 классы ФГОС». Издательство «ВАКО», М., 2018г.

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Кругом всё видно насквозь.

Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядающие листья.

Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей ели и сосны.

Земля устлана сухими разноцветными листьями. В сырую погоду они мягкие и пухлые. И не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника. В морозы листья жёсткие и хрупкие, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов. ( По С. Т. Аксакову)

Выполнить синтаксический разбор следующего предложения: Земля устлана сухими разноцветными листьями.

«Просвещение», Москва, 2021г., упражнение 292.

Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина.

Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.

Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить её снова играть мы не могли.

3. Даже ходики притихли.

(По К. Паустовскому)

К. Р. №1 по теме «Фонетика, орфоэпия, графика, культура речи»

Вся семья Королевых бросилась к окнам. У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шел густой туман. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем. Мать и тетка бросились обнимать и целовать его. Наталья начала стаскивать с него валенки, сестры подняли визг, а отец Володи закричал: «А мы тебя еще вчера ждали!»

Огромный черный пес Милорд стучал хвостом по стенам и по мебели. Всё смешалось в один сплошной радостный звук. Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили чужого мальчика. Мать шёпотом спросила Володю: «А это кто?». Володя ответил, что он привёз погостить своего товарища.

Выполнить фонетический разбор слов

Сочинение по картине И. Грабаря«Февральская лазурь»(упр.390)

«Просвещение», Москва, 2021 г., упражнение 390.

Подробное изложение (К. Паустовский. « Первый снег» упр.408)

«Просвещение», Москва, 2021 г., упражнение 408

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну — за стёклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова все стихло.

Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал :

– Первый снег очень к лицу земле.

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

Дорогой друг, как давно мы с тобой не виделись! Твое письмо я получил еще неделю назад, оно меня очень обрадовало. Сейчас выдалась свободная минутка, я решил ответить тебе.

Это лето я провожу на даче с родителями и младшей сестренкой. В город выезжаем очень редко. Но меня и не тянет туда. На даче очень хорошо. Погода стоит отличная, очень жарко. Мы всей семьей каждый день ходим на реку купаться и загорать.

Проводим на пляже много времени. В такую погоду там находятся все дачники. Мама купила нам с сестрой по надувному матрасу, а мне еще ласты. В них я могу плыть очень быстро. Однажды я даже хотел переплыть с одного берега на другой, но папа не разрешил мне. На будущий год я обязательно сделаю это.

У нас с сестренкой есть одно развлечение. По средам мы всегда ходим вдвоем на рыбалку. Накануне вечером сестра обязательно подготавливает нам еду, которую надо взять с собой. А я копаю червей и беру с собой прикорм для рыб. Встаем мы на рыбалку очень рано. На улице в это время дня еще сыро и прохладно, поэтому одеваться приходится теплее. Идя назад мы уже снимаем наши ветровки.

Ходим мы на рыбалку всегда в одно и то же место. Это наше любимое озеро с камышами и утками. В этом году там много маленьких утят. Мы их подкармливаем хлебом, который остается у нас после завтрака. Рыбу, которую я ловлю, мы относим маме. Если попалась крупная рыба, то мама готовит нам ее на обед. А если маленькая, то отдает соседскому коту Ваське. Тот очень радуется нашему улову.

Дни летят незаметно. Уже прошел целый месяц каникул. Я уже начинаю немного скучать по школе и по своим одноклассникам. Быстрей бы всех увидеть, узнать, как они провели лето.

Напиши мне, что у тебя нового, как поживает твой брат Андрюша. Мне очень интересно, что у вас происходит.

До свидания. До встречи осенью на перекличке.

Написание сочинения-рассуждения (упр.437)

-Какую передачу по ТВ вы смотрите и почему?

-Какой вам нравится школьный предмет и почему?

-Чем вы занимаетесь в свободное время и почему?

Выборочное изложение с изменением лица «Последний лист».

«Просвещение», Москва, 2021г., упражнение 455-456.

КД №3 по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Велосипедный фонарь, вести под уздцы, старинное пианино, мягкий диванчик, выйти из огня, цыганский наряд, телефонный справочник, сделать изо льда, растет под окном, расположиться в кабинете, встречаем рассвет, царицыно поведение, одеваться безвкусно, точно рассчитать, лиловый цветочек, подняться на цыпочки, качается подо мной, обширная площадь, костюм работницы, расцвет искусства, редакция газеты, точный маршрут, пролетает над озером, чехол для гитары, конфетная коробка, безграмотная речь, отцовский ремень, корзиночка с пирожками, расписание на завтра, вихри надо лбом, цикл телевизионных передач, надомная работа, искусное изделие, испугаться ошибки, подробный отчет, цирковой артист, расчетливые дельцы.

Выполнить морфемный разбор слов: расположиться, пролетает, безграмотная, надомная, работницы.

Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине».

«Просвещение», Москва, 2021 г.,упражнение 508.

1. П. П. Кончаловский – признанный мастер натюрморта, знаток сирени.

2. Прекрасный букет сирени: цвет, гроздья, листья.

3. Корзина. Фон натюрморта.

4. Впечатление от натюрморта.

Сжатое изложение «Перо и чернильница».

«Просвещение», Москва, 2021г., упражнение 553.

Контрольное сзложение с изменением лица(упр.587)

«Просвещение», Москва, 2021 г., стр.72, упражнение 587.

Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаза. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.

Озаглавить текст. Написать изложение от 3-го лица.

КД №4 по теме «Имя существительное».  Диктант с грамматическим заданием.

Г. В. Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс».

Издательство «Учитель», Волгоград, 2019г. Часть 2.

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве. Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.

Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра.

За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье.

У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга. Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда.

(На основе книги Д. Зуева «Времена года».)(119 слов.)

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1-й вариант – на улей, подсолнух

2-й вариант – сборщики, (к) попрыгунье

3) Произведите морфемный анализ слов:

4) Произведите синтаксический разбор

1-го (1-й вариант) и 2-го (2-й вариант) предложений.

«Просвещение», Москва, 2021 г.,упражнение 629.

1) Описание кошки (котенок, красавица).

2) Характер, привычки.

Написание изложения по второй и третьей частям текста.

1. В лес за грибами.

3. Страхи оказались напрасными.

КД №5. Диктант по теме «Имя прилагательное»

Издательство «Учитель», Волгоград, 2018 г. Часть 2.

Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъём ведёт в гору. Там конец нашего пути.

1. Произведите разбор предложений, обозначенных соответствующими значками.

2. Произведите морфологический разбор одного прилагательного.

«Просвещение», Москва, 2021 г., упр.643

Контрольная работа №2 по теме «Глагол»(тест)

Контрольный тест по теме «Глагол» 5 класс

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает:

1) действие предмета;

2) признак предмета;

2. Найдите глагол, стоящий в форме прошедшего времени:

1) будете снимать                   3) плыл

2) надо укрепить                    4) прочтёшь

3. Найдите глагол, который не употребляется в 1 лице ед.ч.

1) сыпать                      3) смазывать

4. Укажите глагол II спряжения

1) сыграть                        3) заигрывать

2) разыграть                     4) держать

5. Найдите глагол, стоящий в форме настоящего времени:

1) разожгу       2) строить         3) кушаю                 4) сжевал

6. В предложении глагол обычно бывает:

7. Укажите строку, во всех глаголах которой не с глаголами пишется слитно:

1) (не)здоровится, (не)достанет, (не)придет;

2) (не)побрился, (не)навидит, (не)хочет;

3) (не)взлюбил, (не)доумевает, (не)годует.

8. Укажите словосочетание, в состав которого входит глагол с -ться:

1) медленно плетет.ся;

2) радостно смеят.ся;

3) легко дышит.ся;

4) слегка колышит.ся.

9. Укажите ряд, все глаголы которого относятся к совершен­ному виду:

1) увидеть, убежать, застелить;

2) шить, прыгать,

3) решить, решать, печатать.

10. Найдите в данном предложении глагол совершенного вида:

Он не мог равнодушно говорить об англомании своего соседа и

поминутно находил случай его критиковать.

1) не мог          2) находил 3) критиковать

4) говорить        5) нет таких глаголов

11. К какому спряжению относится глагол сердиться?

1) к первому спряжению

2) ко второму спряжению

12.  Найдите глагол, в котором на месте пропуска следует написать букву И:

1) бре.м                   3) слыш.шь

13. Найдите глагол, в котором на месте пропуска сле­дует написать букву е:

1) ход.м                      3) люб.те

2) та.т (таять)         4) завис.шь

14. Найдите глагол в 3 лице мн.ч., в котором на месте пропуска следует написать букву а(я):

1) (они) терп.т          3) (они) целу,.т

2)(они) стел.т .          4) (они) напомина.т

15. Найдите глагол в 3 лице мн.ч., в котором на месте пропуска сле­дует написать букву у(ю):

1) (они) дыш.т                 3) (они) довод.т

2) (они) включ.т               4) (они) танцу.т

16. Найдите ряд, в каждом слове которого в 3 лице ед. ч. на месте пропуска следует писать букву И

1) (он) уч.т, ненавид.т

2)(он) бре.т, звон,.т

3) (он) пропада.т, нрав.тся

4) (он) пада.т, покрыва.т

17. Найдите словосочетание, в котором  окончание глагола написано без ошибки:

1) пилем дрова                             2) полят грядки

4) обидится на пустяк

18. В какой пословице употреблена неопределённая форма глагола?

1) Со счастьем хорошо и по грибы ходить.

2) У кого много дел впереди, тот назад не оглядывается.

19. Какие признаки глагола имеет неопределённая форма глагола?

20. В каких словах не пишется мягкий знак?

1) видиш.,2)пахуч.,3) съеш.4) береч. .

21. В каком ряду все глаголы стоят в форме 2лица ед.ч.?

1) смеется, играешь, говорю

2)шутишь, ругаешь, бежишь

3)стоять, молчат, говоришь

Когда наступил мой день рождения,я пригласил гостей,а мама купила шоколадный торт для угощения. Ну,пришли они,гости. И все с подарками. Колька,сосед,мне настольную игру “Хоккей”притащил. -Спасибо,говорю я Кольке.-Правда,я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра “Футбол”. Витька принёс мне сказки Андерсена. -Спасибо,-говорю я,-книжка чудесная. Это ничего,что она не новая. Видно,что её все твои родственники перечитали. Лиля,одноклассница,подарила мне набор фломастеров. -Вот кстати,-говорю я.-Мне как раз нужны фломастеры. Жаль только,что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел-восемнадцать цветов! Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю-что то они,гости мои,какие то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил ,а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил!включил ,а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил!

«Просвещение», Москва, 2021 г.,с.126

Контрольный диктант № 6 по теме «Глагол».

Еще хмурится небо, но в просветах облаков пробивается сверкающим мечом луч солнца. Весна набирает скорость. Проясняются дали. Зимним цветом белеют еще поля, а уже зеленеют островками сосновые боры.      В лесу встречаются зима и весна. В потемках ельника серебрятся осины. От их корявых веток на мартовском снегу появляются извилистые синие тени. Вокруг деревьев и пней обтаяли круглые лунки. На зеленом фоне хвои сережки ольхи. В ее ветвях суетятся говорливые чечетки. Раздаются свирельные вздохи снегирей.      Граница снегов отступает к северу, а за ней по пятам возвращаются к себе на родину птицы. Скоро журчащая песня жаворонка и гомон грачей объявят о приходе весны.      Прощай, зима! Здравствуй, весна! (105 слов)

Г р а м м а т и ч е с к о е  з а д а н и е:1. Произвести синтаксический разбор предложения

Произвести морфологический разбор глагола:

отступает – 1 в

краснеют – 2 в

Произвести разбор глаголов по составу:

обтаяли,  хмурится – 1 в

набирает,  серебрятся – 2 в

«Просвещение», Москва, 2021 г.,с.162

Куда бы я хотела поехать летом и почему?

Однажды в детстве

-Мой самый лучший день

Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса

Встреча в тайге.

Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники.

На краю поляны сохранились заросли малины.

Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях.

Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.

Вот из куста высунулся черный нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.

В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком?

1. Выпишите слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова». Обозначьте орфограмму.

2. Разберите слова по составу: «показались», «малинник».

3. Произведите морфологический разбор слова «(из) кустарника».

1. Выпишите слова с орфограммой «Буквы О – Ё после шипящих в корне слова». Обозначьте орфограмму.

2. Разберите слова по составу: «опустела», «медведица».

3. Произведите морфологический разбор слова «срывал».

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он мо­жет состоять из следующего количества слов:

для V класса — 15-20

для VI класса – 20-25

для VII класса – 25-30

для VIII класса – 30 – 35

для IX -11 классов – 35 – 40

контрольного словарного диктанта рекомендует­ся руководствоваться следующим:

ставится за диктант, в котором  нет ошибок.

ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 — 2 ошибки.

ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки.

ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ.

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

спортивный зал, седой старик, посидеть на лавочке, почтовая марка, грибной дождь, подержать портфель, говорить о планах, поласкать ребёнка, полоскать бельё, беговая дорожка, молодой врач, удивительный день, примирять противников, примерять пальто, увлекательный рассказ, побелить стены, спешить в школу, спишите текст, запевать песню, запивать лекарство.

2. Правописание проверяемых(НЕПРОИЗНОСИМЫХ) согласных в корне слова.

Низкие тучи, редкое растение, робкий мальчик, улыбка ребёнка, узкая тропинка, натереть морковь, травка зеленеет, справка о здоровье, резкое торможение, маленькая книжка, коробка конфет, наряд принца, близкий родственник, простая просьба, ползти прямо, ржавый гвоздь, трескучий мороз, работа над ошибками, острые зубки, сладкая ягодка, хорошая погодка, дальний овраг, гладкая поверхность, логическая загадка.

Властный голос, ветка хрустнула, редкий цветок, грустная песня, робкая улыбка, взять деревяшку, устный ответ, опасный трюк, узкая дорожка, звёздное небо, громко свистнуть, крупная морковь, местный житель, зелёная травка, доблестный рыцарь, известный певец, получить повестку, чудесный голос, выдать справку, резкое движение, долгая поездка, ловкий зверёк.

3. Разделительные Ъ и Ь

Крутой подъём, объяснить правило, сел на скамью, дружная семья, льёт дождь, съедобный гриб, большой объём, весёлые воробьи, высокие колосья, съезд учителей, злая вьюга, написать объявление, съёжился от холода, седьмой подъезд, лисьи следы, родные братья, шью платье, печенье с орехами, отъехать ночью, посыпать солью, предъявить пропуск.

4. Тся и -ться в глаголах

Ребёнок веселится, отправились купаться, бороться с плохими привычками, снег искрится, решил отказаться от поездки, строится дом, собрание переносится, люблю трудиться, отец трудится, старается не волноваться, листва распустится, кататься на велосипеде, колесо катится, обещал вернуться, не надо бояться, рано просыпаться, стон вырывается.

5. Буквы З и С на конце приставок

Бесстрашный человек, рассердить родителей, безграничный лес, громко вскрикнуть, избежать опасности, сделать уроки, тяжело вздыхать, беззвёздная ночь, бесцветные глаза, сжатые губы, роза расцвела, здешний житель, в комнате беспорядок, сдвинуть брови, крепкое здоровье, рассмешить друзей, подойти бесшумно, беззаботный юноша, высоко взлететь, исправить ошибку, изменения в расписании, высокое здание.

6. Буквы А — О в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-

Сложное предложение, излагать мысли, изложить требования, бесплатное приложение, располагать свободным временем, имя прилагательное, написать изложение, расположение комнат, предлагать помощь, предполагаемый ответ, первое слагаемое, отложить важное дело, увлекаться стихосложением, переложить вещи, возлагать цветы, заложить камень.

7. Буквы А — О в корнях -РАСТ-, -РОС-

Роща разрослась, заросли шиповника, отраслевое совещание, девочка подросла, малыш подрастает, жить в Ростове, комнатное растение, морские водоросли, зрелый возраст, богатая растительность, имя Ростислав, растительное масло, крошечный росток, нарастающий гул, роза выросла, отрасль народного хозяйства.

8. Буквы Ё — О после шипящих в корне

Жёлтый карандаш, трудолюбивые пчёлы, чёрный шёлк, крупный крыжовник, чёрствый хлеб, шов разошёлся, горький шоколад, жёсткая подушка, шорох листьев, зубная щётка, зачёт по математике, широкое шоссе, тонкая чёрточка, узкая щёлка, яркие шорты, модная причёска, вести строгий учёт, созревшие жёлуди, железный шомпол, шофёр автобуса.

9. Буквы И — Ы после Ц

Тёплые рукавицы, мощный циклон, прослушать лекцию, цыганская песня, большая порция, длинные пальцы, выступать в цирке, сестрицын циркуль, спортивная секция, подошёл на цыпочках, цитата из статьи, смелые бойцы, сложить цифры, русские пословицы, забавный цыплёнок, подъехать к станции, отдыхать в Греции, лисицын хвост, школьная традиция.

Брошюра, Камчатка, жировик, ожидание, циркуль, цыган, чудесный, сощуриться, шифровать, панцирь.

Глициния, начальник, парашютный, чучело, площадь, дожидаться, шиповник,  щучий, цыпленок, цифровой.

Пощадить, жемчужный, жюри, на цыпочках, цилиндр, чуть-чуть, чадолюбие, зажиточный, шимпанзе.

10. Правописание О — Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях слов разных частей речи

Работать врачом, любоваться пейзажем, рисовать карандашом, гордимся отцом, черпать ковшом, прилететь с добычей, открыть дверь ключом, любоваться столицей, выращивать птенцов, ярким лучом, тёмной тучей, осветить свечой, спорить с товарищем, играть с малышом, задумался над задачей, погнался за грачом, укрыться плащом, упражнение с обручем.

Желтый, дешевый, жонглер, крыжовник, шепот, решетка, цоканье, четкость, шорты, щелкать.

Подчеркнутый, пшенка, цокотуха, четко, шов, шофер, жердочка, капюшон, учеба, щеголь.

Шоу, шоковый, черточка, цокотать, трещотка, трущоба, черствость, счел, печенка, шепотом.

Борщок,  верблюжонок, грушовка, девчонка, с плащом, зайчонок, зрачок, под крыльцом, за зеркальцем, камешек.

Добрячок, дирижер, виражем, горшочек, женишок, с карандашом, под креслицем, над страницей, с товарищем.

Камышевка (птица), крючочек, над лицом, с сестрицею, своим ключом, мешочек,  рыльце, режиссер, светлячок, собачонка.

11. Правописание мягкого знака после шипящих в существительных, кратких прилагательных, глаголах

Ненавидишь ложь, быстро бежишь, оказать помощь, помочь родителям, весёлый малыш, кофе горяч, запрячь лошадей, думаешь о хорошем, дуб могуч, прилечь в тени, мой товарищ, кустарник колюч, пишешь изложение, громк ко говоришь, сжечь бумагу, ландыш пахуч, испечь пирог, бабушкина брошь, произнести речь, медведь неуклюж, умеешь рисовать.

Задание: сгруппируйте словосочетания, заполните таблицу.

Прилеч(?), богач(?), отреж(?), тягуч(?), пляж(?), полноч(?), набьёш(?), помоч(?), смерч(?), колюч(?), обруч(?), реч(?), свеж(?), сыпуч(?), брош(?), ненавидиш(?), меч(?), мелоч(?), жгуч(?), овощ(?), кипиш(?), врач(?).

12. Буквы Е — И в корнях с чередованием

Запереть дверь, убирать квартиру, замереть от страха, пробираться сквозь заросли, протирать глаза, постелить скатерть, собираются друзья, соберёмся на праздник, стирать с доски, вытереть пятно, блестеть на солнце, опираться на палку, сочетания слов, замирать от восторга, зажигательный танец, не задирай нос, всё замерло, взбираемся на вершину горы.

13. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов

Свяж.шь варежки, чист.шь картофель, напиш.шь диктант, расскаж.шь товарищу, тяжело дыш.шь, распил.м бревно, собака громко ла.т, исправ.шь ошибку, обид.шь одноклассника, покаж.шь подарок, выразительно чита.шь, гас.м свечи, медленно движ.шься, брод.шь по роще, кол.шь дрова, девочка плач.т, стел.шь постель, плохо слыш.шь.

14. Буквы з и с на конце приставок

I. Сумерки сгущаются; бесследно исчезнуть в темноте; бесснежная зима; громко рассмеяться; здание школы; сжал руку; сделал правильно; здешний климат; сбил огонь; красивая роспись; расписаться в журнале; бесчисленные вопросы; хмурый рассвет.

II. Беззвездная ночь; расцеловать бабушку; расцвел под окном; рассмотреть пейзаж; бессвязный рассказ; бессердечный человек; расспросить отца; расследовать до конца; точно рассчитать; точный расчет; бесспорный ответ.

5. Список используемой литературы:

Горшкова В. Н. « Сборник диктантов: 5-9 классы ФГОС». Издательство «ВАКО», Москва, 2018г.

Издательство «Учитель», Волгоград, 2019 г. Часть 2.

4. Н. Е. Егорова. « Поурочные разработки по русскому языку». Издательство «Вако», Москва, 2021г

Оцените статью
Экодиктант - Помощь