Словарные диктанты, 3 класс.
Словарные диктанты(словосочетания) во 2 классе
УМК «Школа России»
Русский алфавит, тёплый апрель, посадили берёзу, быстро пошёл, вдруг выскочил, весело поёт, резкий ветер, ворона кричит, маленький воробей, хорошая девочка, дежурный по классу, холодный декабрь, родная деревня, скользкая дорога, жёлтый лимон, большой завод, робкий заяц, сладкая земляника, иней блестит, сочная капуста, цветной карандаш, картина художника, дружный класс, коньки для девочки, корова пасётся, хитрая лисица, острая лопата, зелёная лягушка, пошёл в магазин, мягкая мебель, месяц апрель, метель кружит, город Москва, крепкий мороз, сплочённый народ, наступил ноябрь, вкусный обед, пушистое облако, весёлая обезьяна, зимняя одежда, листья осины, строгий отец, тёплое пальто, пенал ученика, голосистый петух, пуховый платок, чистая посуда, прощай до весны, сложная работа, опытный рабочий, рисунок карандашом , малая родина, великая Россия, русский язык, осенние сапоги, сладкий сахар, скоро сентябрь, красногрудый снегирь, собака служит, сорока летает, спасибо за помощь, стакан молока, лежит на тарелке, субботний вечер, аккуратная тетрадь, надёжный товарищ, рубят топором, широкая улица, урожай яблок, прилежный ученик, старательная ученица, молодой учитель, добрая учительница, известная фамилия , снежный февраль, хорошо видно, шёл по дороге, кислый щавель, полезное яблоко, цветёт яблоня, варенье из ягод, иностранный язык, холодный январь.
Диктант № 1
Аппетит, ботинки, воробей, дежурный, карандаш, малина, огород, победа, расстояние, стакан, трамвай, чувство
Диктант № 2
Аккуратный, берёза, вместе, горох, здравствуй, картофель, магазин, пенал, Родина, урожай, язык, эскалатор
Диктант № 3
Арбуз, библиотека, воскресенье, группа, капитан, комната, медведь, обед, перрон, ромашка, солдат, учебник
Диктант № 4
Валенки, жёлтый, земляника, коллектив, космонавт, мальчик, песок, понедельник, Россия, синица, трактор, экскурсия
Диктант № 5
Автобус, завтра, капуста, лестница, молоток, однажды, потом, ракета, сирень, суббота, февраль, экскаватор
Диктант № 6
Антенна, вагон, герой, квартира, лягушка, машина, ноябрь, октябрь, ребята, соловей, товарищ, яблоко
Диктант № 7
Весело, декабрь, картина, килограмм, лисица, мороз, помидор, сахар, сапоги, троллейбус, фонтан, январь
Диктант № 8
Аллея, болото, вокруг, завтрак, дорога, коллекция, кровать, морковь, огурец, пловец, русский, собака
Диктант № 9
Аптека, вдруг, до свидания, заяц, колыбель, корзина, народ, Москва, памятник, победить, сегодня, чёрный
Диктант № 10
Адрес, ветер, вчера, жужжать, пассажир, пшеница, посуда, растение, спасибо, тарелка, учебник, экскурсовод
Диктант № 11
Восток, город, животное, корабль, метро, лопата, обедать, портфель, праздник, сентябрь, суббота, хорошо
Диктант № 12
Ворона, змея, космос, мебель, овощи, одиннадцать, приветливо, серебро, сумма, фамилия, чувствовать, яблоня
Диктант № 13
Девочка, завод, компот, месяц, одежда, погода, совет, тетрадь, хоккей, четверг, ягода, прекрасный
Диктант № 14
Деревня, двадцать, класс, осина, платок, пятница, солома, учитель, топор, улица, интересный, овёс
Диктант № 15
Запад, корова, коньки, молоко, отец, привет, петух, рисунок, работа, север, скоро, столица
Словарные диктанты для 3 класса
Словарный диктант №1
Лягушка, черный, медведь, четыре, праздник, извините, понедельник, вместе, шёл, север, потом, орех.
Словарный диктант №2
Месяц, помидор, вдруг, ужин, пороша, лестница, трактор, берег, коньки, мебель, Москва, здравствуй.
Словарный диктант №3
Рябина, около, пятница, снегирь, кровать, однажды, посуда, суббота, чувство, фамилия, рисунок, коллекция.
Словарный диктант №4
Воскресенье, животное, гвоздика, герой, квартира, песок, завтрак, приветливо, трамвай, ромашка, интересный, товарищ, килограмм, аккуратно.
Словарный диктант №5
Ворона, капуста, лопата, мороз, петух, ребята, собака, тарелка, хорошо, язык.
Словарный диктант №6
Родина, растение, ягода, овощи, квартира, учитель, русский, язык, город, деревня.
Словарный диктант №7
Картофель, капуста, огород, малина, север, ноябрь, мороз, комната, квартира, трактор.
Словарный диктант №8
Родина, комната, квартира, картина, рисунок, карандаш, пенал, русский, ребята, альбом, пейзаж, портрет.
Словарный диктант №9
Трамвай, топор, кровать, одежда, яблоко, лестница, праздник, восток, класс, группа, аллея, север.
Словарный диктант №10
Тетрадь, язык, север, рисунок, народ, одежда, кровать, квартира, дежурный, берёза, восток, урожай.
Словарный диктант №11
Вдруг, комиссия, болото, комбайнер, библиотека, винегрет, растение, металл, назад, земляника, метель, шоссе.
Словарный диктант №12
Килограмм, магазин, впереди, аппетит, комбайн, морковь, берёза, завтра,, интересный, завтрак, животное, картофель.
Словарный диктант №13
Шофёр, горячий, вокруг, здравствуйте, валенки, песок, овёс, молоток, сирень, готов, погода, капуста, декабрь.
Словарный диктант №14
Чувство, экскурсия, вчера, горох, рассказ, решать, сахар, Кремль, однажды,
автомобиль, медленно, февраль.
Словарный диктант №15
Адрес, автобус, багаж, герой, до свидания, запад, здесь, везде, ботинки, вагон футбол, хоккей.
Словарный диктант №16
Столица, ноябрь, обед, трактор, север, пшеница, ракета, картина, месяц, аллея, трамвай, пассажир.
Словарный диктант №17
Воробей, однажды, автомобиль, медленно, февраль, комбайнер, библиотека, тетрадь, язык, север,
Примерное количество слов для словарных диктантов: 3 класс – 10-12 слов.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
«5» («отлично») – без ошибок.
«4» («хорошо») – 1 ошибка.
«3» («удовлетворительно») – 2-3 ошибки.
«2» («плохо») – 4 и более ошибок.
для леса. Огонь подобрался к старой ели. Занялись нижние ветки.вот узкие языки пламени стали лизать
Мы отломили тяжёлые еловые лапы и стали тушить пожар. От муравейника тонкой струйкой шёл дымок.
Выносливые муравьи прожили морозную и годную зиму. Но от лесного пожара не спаслись.
Поникли молодые деревья. Птицы перестали петь. На поляне остались чёрные отметины. Природа долго будет
зализывать раны. Берегите лес!
-выпишите любую группу однокоренных слов, разберите их по составу,
-образуйте от слов слон, волк 2-3 однокоренных слова при помощи суффиксов ——, —, —.
-выпишите 3 глагола с приставками, выделите приставки.
Уровень повышенной сложности
-запишите слова, подчеркните то, в котором нет суффик
Точка, внучка, кочка.
Контрольный диктант за 1 полугодие.
Ползёт по тундре трактор. Летом местные болота иначе не пройти. Шипы стальных гусениц срывают зелёный
покров тундры. А под ним сплошная жидкая грязь. Другая машина по старому следу не пойдёт. Можно
завязнуть. Водители ищут новую дорогу.
Ужасная картина предстаёт взору с самолёта. Вся тундра будто ножом изрезана. След гусениц заживёт через
десятки лет. Ведь северные мхи растут медленнее деревьев! А без мха тяжело прожить северным оленям
другим животным тундры.
-подчеркните главные члены предложения и определите части речи: вариант 1 – в 1 предложении, вариант 2 – в 8
-разберите слова как части речи:
Вариант 1 –ползёт, зелёный, северные.
Вариант 2 –стальных, заживёт, покров.
-разберите слова по составу, найдите лишнее
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон,
везде, велосипед, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо,
завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, комбайн, корабль,
космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно.
Металл, назад, налево, направо, оборона, овца, одиннадцать, отец, пассажир, пейзаж, победа, портрет,
правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, салют, сверкать, сверху, свитер, свобода,
сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяйство,
человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанци
Краски и художник
Жилибыли краски. Каждая расхваливала свой цвет. Изза этого они часто ссорились. Каждая краска хотела быть
Стояло тёплое летнее утро. Легкий ветерок порхал от ромашки к ромашке, перебегал от колокольчика к
колокольчику. Они тихо позванивали. На лужайке около речки отдыхал художник. Он хорошо понимал язык
Художник нарисовал на своём холсте поле, голубое небо, тонкую берёзку с зелёными косичками в белом
платьице. А над полем расцвела радуга. В ней соединились все краски. Художник улыбнулся и нарисовал
ромашку с лепестками всех цветов радуги.
Краски притихли. Они поняли, что только все вместе могут дарить людям радость.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное
Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках,
тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери,
птицы, насекомые. Весь день они хлопочут по хозяйству.
1Словарный диктант на тему: Проверка написания словарных слов.
Троллейбус, ракета, вокзал, аллея, болото, малина, шофёр, январь, лестница, огурец, помидор, овощ, ужин, соловей, тарелка, животное, месяц, хороший, магазин, февраль, сирень.
2Словарный диктант на тему: Глагол
Зеленеет, молчит, стучали, клевали, накосили, поспешили, убежали, появилась, щекотать, хохотать, записали, сварить, очаровать, застучали, подарить, освежить.
3Словарный диктант на тему: Проверка написания словарных слов.
Прекрасная погода, чистый четверг, интересный футбол, весёлый праздник, асфальтовое шоссе, острый топор, умный компьютер, удобный автобус, быстрый трамвай, зрелая пшеница, вскопанный огород.
4Словарный диктант на тему: Состав слова.
Въезд, морковь, объезжать, подъезд, предъявить, съёжился, объезд, объятия, воробьи, бьёт, съедобный, компьютер.
5Словарный диктант на тему: Проверка написания словарных слов.
Хоккей, декабрь, солома, осина, кремль, потом, метро, обед, винегрет, дорога, расстояние, рисунок, молоток, экскурсия, кровать, север, запад, восток, юг, горячий, трактор, победа, космос, космонавт.
6 Словарный диктант
Корреспондент, кросс, кроссворд, кроссовки, масса, миллиметр, орфограмма, пассажир, перрон, программа, профессия, Римма, ссора, сумма.
7Словарный диктант на тему: Безударные гласные.
Западный ветер, ветвистые рога, правдивый ответ, малиновое варенье, игривые крольчата, удивительная картина, дрожит от холода, бежит по дорожке, замерзать зимой.
8Словарный диктант на тему: Проверка написания словарных слов.
Чувство, орех, комбайн, пирожное, пирог, песок, завтрак, рассказ, аптека, библиотека, однажды, герой, земляника, отец, металл, русский, Россия, Российский, горох, вагон, багаж.
9Словарный диктант на тему: Имя прилагательное.
Кудрявая берёза, мелкое озеро, верные друзья, горячее солнце, синее платье, разноцветные карандаши, лёгкий ветерок, красная роза, давняя встреча, могучее дерево, дремучая местность, вчерашняя газета.
10Словарный диктант на тему: Правописание О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц.
Чертежом, продавщицей, трубачом, горницей, богачом, волчицей. Тягачом, скворцом, месяцем, Владимировичем, ключницей. Зайцем, мальцом, ткачом, москвичом, королевичем.
11Словарный диктант на тему: Правописание существительных с шипящими на конце.
Карандаш, чушь, течь, печь, брошь, луч, голыш, мышь, лаваш, мелочь, мякиш, брешь, плащ, ключ, рожь, борщ, полночь, гуашь, меч, корж.
12 Словарный диктант на тему : Написание суффикса –ок после шипящих.
Волчок, сапожок, петушок, пирожок, ключик, бережок, лучик, пенечек, ножичек, орешек.
13Словарный диктант на тему: Падежные окончания прилагательных.
Об абсолютном слухе, с автоматическим ружьём, за акуловым маслом, через синюю даль, в летнюю ночь, около автомобильного шлема, в акварельную краску, для алмазного браслета, к алфавитному указателю, на ароматный цветок.
14Словарный диктант на тему: Удвоенная согласная
Одиннадцать, неаккуратный, одноклассник, оттенок, Россия, каллиграфия, кроссовки, металлический, экспресс, профессия.
15Словарный диктант на тему: Непроизносимые согласные.
Счастливый, честный, прелестный, интересный, искусный, грустный, поверхностный, доблестный, завистливый, блеснуть, гигантский, завистливый, тростник.
16Словарный диктант на тему: Суффиксы глаголов прошедшего времени.
Таял, увидел, сеяла, обидел, растаял, поджарил, ударил, выздоровел, окутал, верил, начал, разрушил, посвистывал, заметил, заморозил, кончил, почуяла, выкатил.
Словарный диктант на тему: Парные звонкие и глухие согласные в корне.
Увядшая берёзка, ловкие гребцы, редкая находка, резкие прыжки, жидкость в кружке, острые зубки, робкая просьба, мягкая подушка, редкий помощник.
4 класс
Словарный диктант.
1. Съели за завтраком, заалело на востоке, зелёная горошина, чудесная картина,
большой ладонью, овощной магазин, русский народ, в обеденный перерыв, на
песочных часах, разноцветный платок, адрес , адресат, адресант, адресный,
адресный.
2. Ракетница, далеко на севере, каша из топора, вкусный ужин, февральская вьюга,
хороший хозяин, яблочный пирог, шикарный автомобиль, автомобилист,
автомобильный.
3. Полосатый арбуз, гибкая берёзка, быстро бегать, вдруг, взъерошенный воробей,
праздник в городе, шёл за девочкой, не работал на заводе, капустный листок, рыжая
лисица, мальчик с багажом, багажный, багажное ( отделение ).
4. Варенье из земляники, картофельные оладьи, декабрьские морозы, чай с малиной,
отдыхать в лагере, встретиться с мальчиком, ноябрьский праздник, каша из овсянки,
прогноз погоды, сидеть на берегу, береговой ( ), побережный,
набережная.
5. Сладкий помидор, уроки на понедельник, комнатное растение, начались в
сентябре, тракторная бригада, сентябрьский денёк, мчался за последним трамваем,
борьба за урожай, для беседы , беседка, побеседовать, собеседник.
6. Весёлый ветер, крикливая ворона, не дежурил по классу, заячья капуста, детская
лопаточка, рисовать машину, рабочая одежда, пальто из меха, ребята с нашего двора,
библиотечные книжки, библиотекарь, библиотека.
7. Январские праздники, квартирный вопрос, жёлтый лимон, деревянная мебель,
овощи для борща, средство для мытья посуды, рисунок ученика, ветка сирени,
билет на балет, билетная, билетёр.
1 8. В алфавитном порядке, в деревне Осиновка, фигурные коньки, коровье молоко,
чёрный карандашик, медведица с медвежатами, улицы Москвы, порядок в пенале,
вагоновожатый, вагон, вагонный, вагончик.
9. Чудесная кроватка, лестничный пролёт, месяцы осени, станция метро, бьёт
молотком , вкусная морковка, забрался в огород, вместе с отцом, пшеничный колос,
защищать Родину, газета, газетчик, газетный, газетёнка, стенгазета.
10. Корзиночка из соломки, столица государства, субботний вечер, крепкий союз, не
отпраздновал в пятницу, шляпка подосиновика, шоколад с орехами, показался на
горизонте, горизонтальный.
11. Грядка с огурцами, вырос в октябре, русский народ, флаг России, сушить сапоги,
скоро золотая осень, чай с сахаром, собачья жизнь, железный дровосек, железо,
железяка, железка.
12. Белобокая сорока, в праздничном стакане, тетрадь ученика, не подвёл товарища,
не вымыл тарелку, учитель с учеником, хороший завтрак, пошёл за ягодами, вокзал
Саратова, вокзальный, привокзальный ( киоск ).
13. Русский язык, петушиный крик, вкусный завтрак, много земляники, шёл в
библиотеку, восточный танец, гороховый суп, картина
Ивана Шишкина, сварил картофель, колхозная веялка, развеять, веять,
развевает.
14. Двухкомнатная квартира, лежать на кровати, гладкая ладошка, лагерный костёр,
испечь лимонник, копать лопатой, спускаться по лестнице, зашёл в магазин,
серебристый иней.
15. Коллективная работа, лесная малина, сапоги на мальчика, мебель на заказ,
месячный отпуск, отъехать от метро, отбойный молоток, труд инженера,
инженерный.
2 16. Котлеты из моркови, народные песни, обеденный перерыв, высокоурожайный
овёс, рыбка с овощами, огородное чучело, очень интересно, итерес,
интересоваться, интересный.
17. Календарь учителя, костюм для отца, солёные огурцы, расколоть орех, осенний
осинник,
коллекция
драгоценных
металлов,
коллекционер,
коллекционировать.
18. Песочные часы, носовой платочек, погодные явления, скороспелый помидор,
погода ненастная, хлопья пшеничные, магазин посуды,
командир
полка,
командовать, команда.
19. Ракетная установка, увядающее растение, рисунки про войну, родной человек,
далеко на севере, пахучая сирень, соломенная шляпка, крепкий союз, большой
костёр, костровой, кострище.
20. Улицы столицы, субботний вечер, топорная работа, весёлый тракторист, звонок
трамвая, картофель к ужину, урожай яблок, отряд космонавтов, космос,
космический.
21. Справляться с хозяйством, январские стужи, автобусная остановка, русский
алфавит, в берёзовой роще, пришёл быстро, вдруг, лёгкий ветерок,
металлический ящик, металл, металлист, металлург.
22. Около городской стены, взъерошенный воробей, воронье гнездо, пальто для
девочки, дежурная ученица, деревенское молоко, кирпичный завод, по заячьим
следам, пассажирский транспорт, пассажир, пассажирка.
23. Капустный листочек, жёлтый карандашик, коньки для девочки, коровьи рога,
нора лисички, работал лопатой, машинное стекло, медвежья берлога, праздник
победы, победный (май), победитель, победить.
24. Морозная зима, молочная река, одежда для малышей, пришить к пальто, нашёл в
пенале, крикливый петух, посудомоечная машина, работа на огороде, весёлые
ребята, портрет писателя, портретист, портретный.
3 25. Родился в России, русский язык, сапогискороходы, наступит скоро, сахарный
песок, собачье сердце, сорокаворовка, участвовал в субботнике, столичное
правительство, правительственный.
26. Стакан воды, тетрадный листок, товарищ и друг, вымыть тарелку, хороший
ученик, спросить учителя, ягодка малины, председатель колхоза.
27. Калорийный завтрак, пирожки с земляникой, книжка из библиотеки, родился на
востоке, картинная галерея, картофельная запеканка, ходил по квартире, вышел из
комнаты, детская кроватка, прекрасное настроение, прекрасен.
28. Расплатился в магазине, малиновое вино, подошёл к мальчику, мебель для
великана, осенние месяцы, подъехал к метро, серп и молот, морковка для малыша,
путешествие по родной стране, путешествовать, путешественник.
29. Толпа народа, перерыв на обед, золотистый овёс, полезный овощ, копал в огороде,
отцовский штраф, огурецмолодец, ореховое печенье, праздничный салют,
салютовать.
30. Копался в песке, шерстяной платок, хорошая погода, солёный помидор, озимая
пшеница, держал на ладони, путёвка в лагерь, жёлтый лимон, деревянная лопата,
нашёл под лестницей, долгожданная свобода, освободить, свободный.
31. Летел в ракете, чувствительный человек, прелестное растение, рисунок мальчишки,
родина героев, героический, геройство.
32. Заключить союз, столичный житель, субботний денёк, каша из топора, бригадир
трактористов, приготовил ужин, уличный фонарь, телефон, телефонист(ка),
телефонный ( переговор ).
33. Урожайный год, большое хозяйство, яблочное пюре, хозяйственный отец, чёрный
карандаш, известный хлебороб, фамилия учителя, фамильный ( альбом).
34. Экскурсия, экскурсионный (автобус), флаг и герб России, русский человек,
работал костровым, жёлтый трамвай, спросил у пассажира, нарисовал портрет, валялся
на песке, мебельный магазин.
4 35. Электричество, электрический, электрошок, не нашёл адрес, тяжёлый
багаж, садовая беседка, появился на горизонте, железный дровосек, серебристый иней,
интересная книга, командир корабля.
5
Цель: Проверить умения записывать
текст под диктовку,
Кислая и очень
полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают ёё поздно осенью.
Самая сладкая
клюква бывает
весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
В начале
апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она
превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить
по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках
и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку со
многими клюквинками.
Слова для справок:
растёт, бывает, превратилась.
-Выпишите по
одному слову с орфограммами корня: парным согласным,, безударным гласным,
непризносимым согласным. Подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы.
— Выполните звуко-
буквенный разбор слова: вариант 1- ягода, вариант 2 – поздно.
— Обозначьте грамматическую основу:
вариант 1 – в 3-ем предложении, вариант 2 –в 6- ом предложении.
На
дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту.
Тяжелые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка
насыпаны между грядками.
На
краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими
бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В
комнатах потеют окошки.
С
л о в а д л я с п р а в о к: кочаны, усыпано.
3.
В ы п о л н е н и е грамматических з а д а н и й.
В а р и а н т I
1)
Разберите по членам предложения четвертое предложение.
2)
Подчеркните словарные слова.
3)
К слову «срезают» запишите проверочное.
В а р и а н т II
1)
Девятое предложение разберите по членам предложения.
3)
К слову «тяжелые» запишите проверочное слово
2. Контрольный диктант по теме «Текст»
Ранняя осень.
Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают
объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между
деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. В лесу
тишина. Только грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы.
Воздух свежий и
прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб. Но
вершины берёз уже оголились.
Слово для справок:
медленно.
— Напишите, к какому
типу относится этот текст. Выпишите словосочетания, доказывающие это.
— Выполните звук о -буквенный
разбор слова: вариант 1 – грустно, вариант 2-листья.
3. Контрольный диктант по теме «Язык
как средство общения»
Надвигалась летняя
гроза. Гигантская лиловая туча медленно поднималась над лесом. Низкие ракиты
шелестели и лепетали. Резкий ветер загудел в вышине. Деревья забушевали. Большие
капли дождя яростно застучали по листьям. Слепящая длинная молния полосой
пересекла мрачное небо. Раздался оглушительный треск. Загрохотал гром . Дождь
полил ручьями.
Но вот опять
весело засияло солнце. Воздух стал свежим и лёгким. Как всё радостно блестит
вокруг после дождя! Как чудесно пахнут душистая земляника и грибы!
Выпишите три слова с проверяемыми
безударными гласными, подберите проверочные слова, обозначьте орфограмму.
Подчеркните грамматическую основу,
обозначьте части речи: вариант1- в 4- ом предложении, вариант 2 – в 3- ем
предложении.
Сделайте звуко- буквенный анализ
слов: вариант 1– дождь, вариант 2 – яростно.
Обозначьте в словах ударение.
Хвоя, банты,
щавель, торты, звонит, понял, задали, инструменты, свёкла, шофёр.
4. Проверочная работа по теме «Язык
как средство общения»
1. Закончите предложение. Запишите
его.
2. Укажите количество звуков и букв в
данных словах.
Одуванчик, мяч,
речь, ель, ёжик, бурьян.
3. Разделите слова сначала на слоги, а
потом на части для переноса. Все ли слова можно разделить для переноса
Майка, встретил,
ябеда, акация, мою.
4. Сделайте звуко- буквенный разбор
каждого слова. Подчеркните буквы, обозначающие два звука.
Люлька, жирный, ёлка,
вьюн, объявит.
5. Запишите текст, раскрывая скобки и
вставляя пропущенные буквы, где это необходимо.
(В)солнеч.ный
день осен.ю (на)опушке елового леса собрались м.лодые в.сёлыеберё.ки, как
будто там, в еловом л.су, им стало хол.дно, скуч.ной стала их ж.знь. Они
(за)х.тели(по)греться на открытом м.стеч.ке. Так в д.ревняхст.рики выходят
(на)солнышко и с.дят (на)скмееч.кахвзле своих д.мов.
. Выберите верный ответ.
— Слово имеет
только звуко- буквенную форму.
-У слова есть
лексическое значение и звуко- буквенная форма.
2. Распределте слова в пять
синонимических групп.
Сообщение,
забавно, храбрый, весть, потешно, отважный, известие, добрый, глаза, комиччн,
смелый, сердечный, очи, мужественный, неустрашимый, душевный, новость.
3. Подберите к каждому из данных слов
синоним и антоним
4. Приведите свои примеры слов-
омонимов.
Был ясный день. Ярко светило весеннее
солнце. В ельнике было жарко. Подул лёгкий ветерочек. В воздухе чувствовался
резкий запах дыма. Туристы не потушили костёр. Загорелась сухая трава. Это
большая опасность для леса. Огонь подобрался к старой ели. Занялись нижние
ветки. Вот узкие языки пламени стали лизать муравейник.
Мы отломили
тяжёлые еловые лапы и стали тушить пожар. От муравейника тонкой струйкой шёл
дымок. Выносливые муравьи прожили морозную и голодную зиму. Но от лесного
пожара не спаслись.
Поникли молодые
деревья. Птицы перестали петь. На поляне остались чёрные отметины. Природа
долго будет зализывать раны. Берегите лес!
Слова для справок: муравейник,
загорелись.
— Выпишите любую
группу однокоренных слов, разберите их по составу.
— Образуйте от
слов волк, слон 2-3 однокоренных слова при помощи суффиксов –ик, — ёнок, — их,
— ок, — ат, — ят.
— Выпишите 3
глагола с приставками, выделите приставки.
7. Проверочная работа.
1. Выбери правильный ответ.
Частиречи – это
имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог, союз.
Части речи – это
приставка, корень, суффикс, окончание, основа.
2. Распределите слова по группам
Хороший
похорошеть, синева, синенький, синеть, далёкий, даль, удалить, ласка, ласковый,
ласкать.
3. Укажите, к какой части речи относится каждое из
выделенных слов.
.( Е. Тараховская)
4. Образуйте с каждым из данных корней одно имя
существительное, одно имя прилагательное, один глагол.
Весел-, чёрн-, син-.
1. Распределите имена существительные в три группы по
склонениям.
Ступенька степень, юноша, час,
частота, дочь, сеть, чудо, правда, любовь, ореро, планета, баня, небо, месяц,
мозоль, морковь, речь.
2. Распределите имена существительные
в две группы: в
одну группу запишите имена существительные, которые изменяются по падежам, а в
другую группу – несклоняемые имена существительные.
Ключ, кино, чудовище, шоссе, эму,
страус, кенгуру, эскимо, чудо.
3. Запишите поговорки, вставляя пропущенные буквы. Укажите склонение и падеж
каждого имени существительного.
1) Из пес. слова не выкинешь.
2) По песн. и припев.
3) Соловья басн.ми не
кормят.
4) На рынк. пословицы
не купишь.
5) Книга в счаст.
украшает, а в несчаст. утешает.
4. Запишите предложения, вставляя мягкий знак, где это
необходимо. В скобках укажите род, число, склонение, падеж каждого
имени существительного.
1) Из- за туч пробился
яркий луч солнца.
2) Тёмная ноч.
опустилась на землю.
3) Мы смотрели
футбольный матч. на стадионе.
5. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Выпишите
из предложения все имена существительные. Сделайте полный разбор каждого из них
как часть речи.
Саша с р.дителями
ж.вёт в большом гор.де в новой просторной кв.ртире.
Ц
е л ь: проверить умения ставить запятую при однородных
членах с союзами и без союзов, писать слова, опираясь на изученные правила.
Х о д у р о к а
Хороши
русские леса! Смолою пахнет сосновый бор. Под самыми тучами шумят зеленые
вершины, метут синеву неба. Точно белые красавицы глядят в воду кудрявые
березки. На залитых солнцем полянах раскинулись дубы. Каждым листочком дрожит
осинка. Яркий осенний наряд у клена. Высокие стройные ели вытянули острые
макушки. В тенистых дубравах поселились певчие птицы. Тихие речушки протекают в
лесной глуши.
С л о в а д л я с п р а в о к: точно, каждым.
З
а д а н и я:
1.
Третье предложение разберите по составу.
2.
Укажите части речи в последнем предложении.
3.
Выпишите из текста:
в
а р и а н т I – три существительных мужского рода;
в
а р и а н т II – три существительных женского рода.
1. Выбери правильный ответ.
— Имена прилагательные
изменяются по числам и падежам.
— Имена прилагательные
изменяются по числам, родам, и падежам.
— Имена прилагательные
изменяются по числам, падежам, а в единственном числе по родам.
— Число и падеж имени
прилагательного определяются по числу и падежу имени существительного, а рода
имнна прилагательные не имеют вообще.
— Род, число, падеж
имени прилагательного определяются по роду , числу и падежу имени
существительного.
— Число, падеж и род ( в
единственнм числе) имени прилагательного определяются по числу, падежу, и роду
имени существительного.
3. Запишите словосочетания, вставляя пропущенные
окончания.
4. Найдите словосочетания имён
существительных и имён прилагательных . Поставьте вопросы к именам
прилагательным. Запишите словосочетания с вопросами. Укажите число, падеж ,и
если возможно , род каждого имени прилагательного.
Был уже весенний
месяц март., но по ночам деревья трещали от сильного холода. Маленькая избушка
лесника была окружена высокими сугробами. На тёмной дороге не видно было
человеческих и лошадиных следов.
1. Закончите предложение.
Личные местоимения могут быть 1 , 2 , или 3 лица. Личные
местоимения употребляются в единственном или во множественном числе, изменяются
по падежам.
Личные местоимения изменяются по временам и числам.
Род не имеют только
местоимения 3 –голица в единственном числе.
3. Найдите в предложениях личные местоимении. Укажите
лицо, число и падеж каждого личного местоимения.
-У меня зазвонил телефон.
— Я пришёл к тебе с
приветом рассказать , что солнце встало.
— Вот иголки и булавки
выползают из- под лавки. На меня они глядят, молока они хотят.
— Мы ходим ночью, ходим днём,
но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно каждый час, а вы, друзья, не бейте нас.
11. Контрольный диктант.
Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно
лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои
порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили ,холмы молочным туманом
укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки
бегут по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы. и стало землю
пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый
говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.
-В последнем предложении выделите основу, выпишите из него
словосочетания. Над каждым словом надпишите части речи.
— Разберите слова как часть речи.
Укрыли, молочным, за ночь
— Выполните звуко- буквенный разбор слова
Тема: «Входной диктант»
Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На поляне горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой. (62 слова)
Слова для справок: на поляне, усыпаны, покой.
Тема: Контрольное списывание по теме «Средства общения»
проверить знания, умения и навыки на начало учебного года.
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; ре флексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками.
1. Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.
2. Выполнить звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — вариант 2 —
3. Обозначить грамматическую основу: вариант 1 — в третьем предложении, вариант 2 — в шестом предложении.
4*. Выписать из текста слова с противоположным значением.
Тема: Контрольный диктант по теме «Части речи»
проверить знания, умения и навыки по теме «Части речи».
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.
Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились. (
По И. Соколову-Микитову
Слово для справки:
1. Выписать предложение: вариант 1 — с однородными членами, вариант 2 — сложное.
2. Разобрать слова по составу: вариант 1 —ранняя, подберёзовики, грустно, вариант 2 — холодная, подосиновики, медленно.
3. Сделать звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — вариант 2 —
4*. Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.
Тема: Контрольный диктант по теме «Имя существительное »
проверить знания, умения и навыки по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе».
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Как мужик убрал камень
На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.
Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.
А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.
Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.
По Л. Толстому
1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.
3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 — вариант 2 —
Составить из слов пословицы. Выделить окончания имён существительных.
1) Радость, кудри, печаль, секутся, вьются.
2) Мать, не, лучше, друг, сыщешь.
3) Радость, шаг, один, печаль.
Тема: Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
проверить знания, умения и навыки по теме «Имя прилагательное».
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали с лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.
Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.
Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом. (
1. Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.
2. Составить три словосочетания: прил. + сущ. м. р. в Т. п., прил. + сущ. ср. р. в Д. п., прил. + сущ. ж. р. в П. п.
3. Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.
Тема: Контрольный диктант по теме «Местоимение»
проверить знания, умения и навыки по теме «Местоимение».
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.
Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она — от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.
Гляжу — через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая — кукушка!
1. Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.
2. Распределить слова по группам и записать в два столбика. Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе.
3. Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения.
Тема: Контрольный диктант по теме «Глагол»
проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол».
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.
На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.
Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.
Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.
По А. Гайдару
1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род.
2. Поставить глаголы в неопределённую форму. Пришла, идёт, посмотрит.
Тема: Итоговый контрольный диктант
проверить знания, умения и навыки по темам, изученным в 4 классе.
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.
1. В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать части речи.
2. Разобрать слова как части речи. Укрыли, молочным, (за) ночь.
3. Выполнить звуко-буквенный разбор слова