Словари диктанты устно

Краснодарский научно-методический центр

IХ педагогический марафон учителей русского языка и литературы

Новые подходы к совершенствованию преподавания русского языка и литературы

Словарный диктант как вид деятельности на уроках русского языка

и литературы МБОУ СОШ

№  93 г. Краснодара

На уроках русского языка по каждой теме принято использовать диктанты двух видов:  (состоящие из отдельных слов, словосочетаний, предложений, текстов со средней степенью насыщенности орфограммами  и пунктограммами) и , для которых,в основном, берутся связные тексты. Как обучающий диктант преследует цель контроля, так и контрольный диктант должен иметь обучающую цель.        Формирование у учеников орфографической и пунктуационной зоркости – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем-словесником. Навык видеть орфограммы развивается у школьников в процессе длительных тренировок. Одним из эффективных видов работы по формированию орфографической зоркости и являются словарные диктанты. Систематическое и планомерное проведение разнообразных форм словарного диктанта – не реже 1 раза в неделю – способствует перерастанию знаний и умений учащихся в области орфографии и пунктуации в прочные и долговременные навыки, обеспечивающие грамотную письменную речь.  Проведению словарного диктанта должна предшествовать работа по раскрытию значения слова, орфографическая и грамматическая работа над словом (слово может быть употреблено в словосочетаниях и предложениях).

Словарный диктант может состоять как из отдельных слов и словосочетаний, сгруппированных тематически, так и не сгруппированных тематически Особенность словарного диктанта состоит в том, что работа над правописанием отдельных слов сосредоточивает внимание учащихся на определенных орфограммах. Языковой материал словарных диктантов затем можно использовать для составления предложений или небольших связных текстов.

Проведение словарного диктанта обычно занимает 5–10 минут.

2. Виды словарных диктантов

Это такой вид упражнений, когда объяснение орфограмм проводится до записи в тетрадях. Он может проводиться в двух вариантах: с показом текста  и без показа текста . В классе со слабой подготовкой следует отдавать предпочтение первому варианту.

предупредительного диктанта предложение или слова с орфограммами записываются на доске или проектируются на экране, затем разбираются, после этого написанное на доске или на экране проектора закрывается – и учащиеся под диктовку пишут слова или предложение. Затем текст открывается, учащиеся сверяют его со своей записью и исправляют допущенные ошибки.

предупредительном диктанте перед записью текста учащиеся устно повторяют правила орфографии и пунктуации, на которые проводится диктант. Трудные случаи разбираются вместе с учителем. Затем следует запись под диктовку. Предупредительный диктант позволяет произвести двойную проверку. На обратной стороне доски диктант вместе с классом пишут два ученика – один сильный, другой слабый. После диктанта проверяем сначала работу сильного ученика, потом учащиеся сверяют ее со своей записью в тетрадях, и только потом класс проверяет то, что написал слабый ученик, и исправляет его ошибки на доске. Затем текст диктанта проецируется на экран. Таким образом, работа над каждой орфограммой проводится многократно.

Проведение предупредительного диктанта  – от 10 до 15 минут.

Этот вид упражнения предлагают учебники русского языка различных УМК. Он развивает память у учащихся, активизирует процесс усвоения орфографического правила. Методика известна. Дома учащиеся записывают слова с пропущенными орфограммами или слова без пропущенных орфограмм, а в классе эти же слова мы пишем под диктовку. В УМК С. И. Львовой данная работа носит название

Проведение подготовленного диктанта – 5–6 минут.

2.3. Диктант по памяти.

Это разновидность подготовленного диктанта. Учитель задаёт на дом упражнение, состоящее из группы слов, или любой текст – стихотворный или прозаический, который надо выучить наизусть. В процессе заучивания происходит запоминание орфограмм. Если текст связный, то и пунктограмм. Для этого вида работы чаще всего предлагаются стихотворные тексты, которые заранее специально заучиваются наизусть, а потом ученик сам себе диктует текст. На уроке по памяти можно заучивать и правила, а потом их записывать под самодиктовку. Можно надиктовать текст соседу по парте, а потом проверить у него написанное.

Время, затраченное на этот вид работы, – 8–12 минут.

Видимо-невидимо, вмиг, волей-неволей, впоследствии, давным-давно, точь-в-точь, с налёту, с разбегу, нисколечко, на цыпочках, на совесть, ни разу, никогда.

Делегат, депутат, директор, дипломат, президент, конгрессмен.

Концерт, ансамбль, маскарад, фестиваль, фантазия, репетиция, режиссёр, пьеса, драма, спектакль, театр, эксперимент.

2.4. Зрительный словарный диктант.

Такой словарный диктант развивает зрительную память, формируя орфографическую зоркость учащихся, создаёт благоприятные условия для прочного усвоения орфографического материала. Наиболее хорошо воспринимаются диктанты из тематически подобранных групп слов или групп слов на одну орфограмму.

Задание: Запомните слова, записанные на интерактивной доске, затем постарайтесь записать их в тетрадь без ошибок, не пропуская ни одного слов. Порядок соблюдать необязательно.

Диктант с единоначатием (анафорический):

Карандаш, капитан, кавалерия, каникулы, карнавал, калитка, как будто, карикатура, катер.

Комитет, корабль, корова, конгресс, комендант, консерватория, композитор, комбинат.

Тематический диктант ( слова можно располагать по алфавиту):

Попугай, малиновка, соловей, синица, дятел, дрозд, ворона, грач, снегирь, сорока, колибри.

Диктант на тему “Правописание слов с удвоенными согласными”:

Ванна, гамма, группа, искусство, класс, колонна, масса, металл, профессия, тонна.

Выборочный диктант не только содействует формированию орфографической зоркости, но и дисциплинирует внимание учащихся. При выборочном диктанте производится запись не всего текста, а лишь отдельных слов или словосочетаний.

Например, при отработке навыков различения приставок и предлогов учащиеся выписывают в один столбик слова с приставками, а в другой – с предлогами. При изучении числительных можно предложить запись в два столбика следующих числительных: простых и составных, с мягким знаком в середине слова и на конце и т.п.

Задание: Выпишите из текста, помещённого на экране проектора или диктуемого учителем, слова с чередованием в корнях -РАСТ-// -РАЩ-// -РОС-.

Жил-был мальчик по имени Нильс. Однажды он обидел сказочного гнома, и тот превратил Нильса в маленького человечка. Нильс очень хотел ВЫРАСТИ и снова стать обычным мальчишкой. Но для этого ему пришлось пройти через множество приключений: опуститься в подводные ЗАРОСЛИ ВОДОРОСЛЕЙ, подняться в звёздное небо, потеряться среди густых космических РАСТЕНИЙ. И только когда в душе мальчика появились РОСТКИ добра, он ВЫРОС и стал таким, как прежде. Разве может РОСТ или ВОЗРАСТ быть помехой для добрых дел?

Задание: Выпишите из предложений слова с мягким знаком Ь.

Хорошо к огню прилечь да в золе картошку печь.

Мой весёлый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?

Учиться в школе начал брат, и я помочь братишке рад.

Среди чащ и рощ растут плющ и хвощ.

Кащей для охраны сокровищ собрал самых страшных чудовищ.

Серенькая мышь забрела в лесную глушь. Вот наступила ночь, надо дорогу найти ей помочь.

Проведение выборочного диктанта занимает обычно до 5 минут.

2.6. Словарный диктант с табу (ограничением).

Это разновидность выборочного словарного диктанта. Подобный вид работы мобилизует внимание учащихся, создаёт условия для прочного усвоения орфографического правила, учебного материала.

Задание: Из расположенных на доске (на интерактивной доске, на экране мультимедийного проектора, на карточке) слов не выписывайте слова табу. Т АБУ: слова с разделительным мягким знаком Ь.

, подъезд, съёмка, семья, вьюга, , соловьи, крестьянин

Такой вид словарного диктанта очень важен, так как учит школьников оперировать знаниями при помощи логических действий, развивает внимание.

Задание: Из предложенных на доске (карточке) слов с чередованием в корне -ЛАГ-// -ЛОЖ- образуйте два столбца: в один выпишите слова с буквой А в корне, в другой – с буквой О в корне.

Изложение, прилагательное, излагать, возложить, полагаться, предположение, слагаемое, сложение, положение, безотлагательный, вложить, прилагать, полагать, отложить.

Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух. Объяснительный диктант позволяет провести на уроке индивидуальную работу с учеником. Учителю требуется заранее подобрать такие примеры, в которых учащиеся допускают наибольшее количество ошибок, а при проверке спрашивать именно тех, для кого эти ошибки характерны.

Проведение объяснительного диктанта занимает от 10 до 20 минут.

Этот вид упражнения готовит учащихся к сжатому изложению, поэтому его не стоит игнорировать. Целью такого диктанта всегда является отработка грамматических навыков построения словосочетаний и предложений, а также грамотного употребления словоформ. Учитель читает текст целиком, а затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу). Ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное учителем. Использование синонимического ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово.

Время свободного диктанта – до 10 минут.

2.10. Творческий диктант.

Творческие диктанты активизируют познавательную деятельность школьников, развивает логическое мышление, способствует развитию навыков грамотного письма.

Задание: Заменить данные словосочетания одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ-.

Ненадолго умолкли (приумолкли),              близкий к школе( пришкольный).

близко подошли ( приблизились),               зашёл в дом (пришёл),

очень добрый ( предобрый),                        не совсем открыл (приоткрыл),

ненадолго лег (прилёг),                                нарушил закон (совершил преступление),

немного хромает (прихрамывает),              не совсем заглушил (приглушил),

очень скверный (прескверный),                   ненадолго сел (присел)

ненадолго остановился (приостановился), очень милый (премилый),

близкий к берегу (прибрежный),                  вбежать в дом (прибежать).

Разновидностью творческого словарного диктанта является словарный диктант с продолжением. Он учит классифицировать орфограммы, развивает навык грамотного осмысленного письма. Методика проведения: учащиеся в столбик записывают диктуемые слова, обозначают в них орфограммы, затем к каждому слову придумывают и записывают рядом по 2-3 слова с той же орфограммой.

Также это может быть упражнение, в процессе выполнения которого производятся переделка текста, его изменение. Учащиеся по заданию учителя распространяют предложения второстепенными членами предложения (например, определениями), или дополняют их второстепенными членами предложения, или вводят в текст вводные слова и предложения. К таким диктантам относится и запись текста от определенного лица (например, если текст передается от первого лица, следует записать его от третьего; или наоборот – текст от третьего лица записать от первого). Этот вид работы также является важной частью подготовки к сжатому изложению.

Творческие диктанты могут быть и такими: с определенными словами, записанными на доске или карточке, воспроизведёнными на экране проектора, составить связный текст или предложения на определенную тему.

Время для проведения творческого диктанта – от 5 до 30 минут.

2.11. Словарный диктант с грамматическим заданием.

Подобный словарный диктант способствует формированию орфографических навыков на грамматической основе. Грамматическое задание, предлагаемое учащимся, помогает им выбрать правильное написание, например, подчеркнуть грамматические основы во всех предложениях, обозначить род или число существительных (либо всех, либо определенного абзаца), обозначить все суффиксы прилагательных, выделить личные окончания глаголов и т.п.

Задание: Укажите род и склонение имён существительных.

Речь, мяч, тишь, , вещь, плащ, ночь, молодёжь, луч, дочь, ложь, , богач, врач, полночь, , брошь, шалаш.

Дополнительное задание: Дайте толкование выделенных слов.

Проведение диктанта с грамматическим заданием – 30–40 минут.

2.12. Заместительный словарный диктант.

Заместительный словарный диктант, или диктант на замену, обогащает лексикон учащихся, активизирует процесс усвоения орфографического правила. Слова целесообразнее группировать по темам.

Задание: Замените данные слова синонимами с приставками, оканчивающимися на -З//-С.

Употреблять (использовать), реставрировать (восстанавливать), забавляться (развлекаться), беседовать (разговаривать), думать (Размышлять), тревожиться (беспокоиться).

Задание: Замените данные слова антонимами с приставками ПРЕ-//ПРИ-.

Уехать (приехать), убежать (прибежать), неинтересный (преинтересный), преуменьшать (преувеличивать), немного увеличивать (приувеличивать), немного уменьшать (приуменьшать), унести (принести), не очень милый (премилый), не очень симпатичный (пресимпатичный).

Собственно лексический диктант.

Задание: Запишите слова, угадав их по лексическому значению.

1. Род деревьев и кустарников семейства мимозовых (Акация).

2. Геометрическое тело, образованное путём вращения прямоугольника вокруг одной из его сторон (Цилиндр).

3. Вид искусства объединяющий выступления акробатов, фокусников, клоунов, дрессировщиков (Цирк).

4. Точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания (Цитата).

5. Свойственный цыганам, характерный для их быта, образа жизни (Цыганский).

6. Пренебрежение к нормам морали, нравственности: наглость, бесстыдство (Цинизм).

7. Птенец курицы, а также индейки, цесарки (Цыплёнок).

8. Ходить на кончиках пальцев (На цыпочках),

9. Одежда для защиты тела от ударов холодным оружием, а также твёрдый покров некоторых животных (Панцирь).

10. Устное изложение учебного предмета, чаще в высшем учебном заведении, а также запись этого изложения (Лекция).

2.13. Сопоставительный словарный диктант.

Данный вид работы учит школьников выявлять сходное и различное в сопоставляемых словесных явлениях, различать условия выбора орфограмм.

Задание: Преобразовать слова с гласной И в корне слова в однокоренные слова с гласной Е.

Собирать (соберёшь), избирать (изберёшь), запирать (запер), отдирать (отдеру), замирать (замер), расстилать (расстелю), замирать (замер), выжигал (выжег), вычитать (сочетание).

2.14. Сигнальный словарный диктант.

Активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет учителю провести быструю диагностику уровня знаний учеников и выявить степень усвоения учебного материала. Сигнальный диктант можно провести по любой теме, изучающей орфограмму, предполагающей двойной выбор, например, “-Ться и -тся в глаголах”, “О,Ё и Е после шипящих и Ц”, “Чередования в корнях слов”, “Н и НН в словах различных частей речи”, “Правописание НЕ с различными частями речи” и т.д.

, если пишется Н, и , если пишется НН.

Мышиный, каменный, ветреный, кожаный, решена, безветренный, прочитана, истинный, лебединый, фирменный, пустынный, пустынна, стеклянный, лекционный, вязаный, тушёный.

2.15. Перфокартный словарный диктант.

Вызывает интерес учеников к изучаемой орфограмме, позволяет провести закрепление учебного материала сразу же после объяснения новой темы, позволяет учителю провести быструю диагностику степени усвоения учебного материала. Проверка производится очень быстро при помощи шила (методика Г. А. Богдановой).

Задание: Вставьте в окошки перфокарты букву О или букву Ё.

Бечёвка, бесшовный, зачёт,

дешёвый, шок, щётка,

жёсткий, чопорный, чёрствый,

пчёлка, мажор, расчёска,

шорох, шотландец, кошёлка,

крыжовник, трущоба, жокей,

печёнка, жёрнов, жеваный,

шорты, жёлудь, чечётка,

шёпот, обжора, капюшон.

2.16. Алгоритмический словарный диктант ( опорный, диктант “с подсказкой”).

Позволяет учащимся сосредоточиться на изучаемом лингвистическом материале, организует мыслительную работу школьников.

Задание: Опираясь на схему (алгоритм), запишите данные слова.

Бесценный, безвкусный, разбудить, расписание, вздрогнуть, всходить, разгибаться, испортиться, бесплатный, раздать, рассмешить, взмахнуть, вскрикнуть, воссоздать, низвергаться, восславить, исцарапать, исцелить, расколоть, раздумать.

2.17. Немой словарный диктант.

Данный вид работы основан на невербальном (паралингвистическом) уровне коммуникации. Пробуждает интерес к изучаемой орфограмме и творческие наклонности, способствует формированию орфографических навыков. Методика проведения: учитель или ученик, выбранный по желанию, не диктует слова, а показывает мимикой, пантомимикой и жестами. Ученики записывают в тетради слова, выделяя орфограммы.

Задание: Запишите слова на тему “Е или И в суффиксах существительных”.

Пальчик, стульчик, порожек, глазик, носик, лобик, орешек, животик, стаканчик, листик, кусочек, свёрточек, столик, голосочек, платочек, ножик, ветерочек, ключик, замочек, барабанчик, горошек, домик, колокольчик, ёжик.

2.18. Игровой словарный диктант.

Включает в себя элементы игры, поэтому пробуждает интерес школьников к предмету и выполняемой работе, содействует развитию памяти и быстроты мышления.

Задание: Превратите имена существительные нарицательные  в имена собственные. Составьте с ними словосочетания.

Птица орёл (город Орёл), цветок роза (девушка Роза),, воздушный шарик (собака по кличке Шарик), плодородная земля (планета Земля), наша школа (повесть Гайдара “Школа”), малая родина (кинотеатр “Родина”), известный путешественник (журнал “Путешественник”).

Задание: Напишите и запомните мнемонические правила “НЕ с глаголами”.

НЕ выучил – НЕ делай!

НЕ знаешь – НЕ спеши.

С глаголами отдельно

Частицу НЕ пиши!

К игровым словарным диктантам можно отнести и диктанте на основе загадок, и диктанты с заданием “Продолжи строчку” и многие другие.

Задание: Запишите отгадки, используя в ответах слова на тему “Правописание гласных после шипящих и Ц” .

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит. ( Зубная щётка)

По пригоркам, по равнинам

Я веду свою машину.

Я люблю дорог простор,

По десятку на шесточке

Сели умные кружочки

И считают громко вслух,

Только слышно: стук да стук. ( Счёты)

Не моторы, а гудят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят. ( Пчёлы)

В лес густой с утра пошла,

Весь лес обходила,

Ничего не спилила. ( Расчёска)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. ( Жёлудь)

Задание: Продолжите строчку стихотворения Д. Чиарди “Доскажи словечко”, употребляя антоним.

Скажу я слово “высоко”,

Скажу тебе я слово “трус”,

Теперь “начало” я скажу.

Задание: У В. И. Даля, известного создателя “Словаря живого великорусского языка”, было 4 дочери 1 сын. Для них он придумывал разные лингвистические игры. Например, “Кузовок”.

Вот тебе кузовок,

Клади в него, что оканчивается на -ОК. ( Клубок, чулок, утюжок, мешок и т.д.).

2.19. Контрольный диктант.

Контрольный диктант является основным средством проверки грамотности учащихся и усвоения ими изученного материала. Контрольные диктанты проводят после изучения определенной темы, в конце учебной четверти, полугодия, учебного года. Виды контрольных диктантов: полный (контрольный диктант без изменения текста), контрольный диктант с грамматическим заданием, выборочный контрольный диктант, словарный контрольный диктант

Материалом для контрольных диктантов служат отрывки из произведений художественной литературы, изучаемой на уроках литературы или рекомендованной для внеклассного чтения. Тексты могут быть взяты и из периодической печати, но учителю следует особенно тщательно отбирать публицистический материал, так как современная пресса далека от совершенства. Материал должен быть разнообразным, обогащать речь школьников, расширять их кругозор, способствовать общему развитию учащихся и отвечать воспитательным задачам школы.

Словарный диктант как вид деятельности на уроке очень актуален и эффективен в работе по формированию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся. Словарный диктант можно составить по усмотрению учителя, используя вышеперечисленные формы, варьируя их или разрабатывая новые.

Материалом для словарных диктантов могут служить отрывки из произведений художественной литературы, изучаемой на уроках литературы или рекомендованной для внеклассного чтения. Тексты могут быть взяты и из специальной методической литературы для учителя, и из периодической печати. Но учителю следует особенно тщательно отбирать публицистический материал, так как современная пресса далека от совершенства. Материал должен быть разнообразным, обогащать речь школьников, расширять их кругозор, способствовать общему развитию учащихся и отвечать воспитательным задачам школы.

Важно помнить, что лишь при систематическом использовании этого многоаспектного вида работы, интересном подборе тренировочного материала, при опоре на различные виды интеллектуальной  деятельности и памяти (зрительную, слуховую, моторную) учитель сможет добиться положительных результатов в формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся. Именно она, наряду с языковым чутьём, является залогом грамотного письма школьников.

для учащихся основной школы

(орфограммы школьного курса)

2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить!

Правописание непроверяемых согласных нужно запомнить!

3. Чередование гласных в корне слова

пре – при

Различаются по лексическому значению слова

Запомнить правописание приставок

Запомнить правописание слов!

5. Правописание приставок на

6. Непроизносимые согласные корня

Подбери однокоренное слово, в котором  звук произносится отчётливо:

ать, устный – ус

ый – опасен, словеый – словеса

7. Разделительные ъ и ь

9. Правописание гласных после ц

10. Правописание гласных после шипящих

13. Правописание слов с пол (полу)

14. Правописание суффиксов существительных

6 – 7 классы

15. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

16. Правописание суффиксов прилагательных

17. Правописание суффиксов глаголов

18. Правописание суффиксов причастий

19. Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов

20. Правописание О – А на конце наречий

21. Правописание падежных окончаний имён существительных

22. Правописание безударных окончаний прилагательных и причастий

1. Найти определяемое слово ( существительное или местоимение ), к которому относится прилагательное или причастие

с чёрным плащом, в контрольной работе, проверенной преподавателем, по волчьим повадкам, в синих сумерках

2. Поставить вопрос от определяемого слова ( существительного или местоимения ) к прилагательному или причастию. Окончания прилагательных и причастий совпадают с падежными окончаниями вопросов

с плащом ( каким ?) чёрным, в работе ( какой? ) контрольной, в работе ( какой? ) проверенной

Окончания прилагательных и причастий мужского рода в именительном и винительном падеже ( если определяемое слово обозначает неодушевлённый предмет ) отличается от падежных окончаний вопросов

чёрный (какой?) плащ, смелый солдат

23. Правописание безударных окончаний глаголов

24. Правописание числительных

25. Правописание наречий

26. Правописание местоимений

27. Правописание частиц

7 – 8  классы

28. Правописание частиц не и ни

29. Правописание предлогов

30. Правописание союзов

Жанна Хачатуровна Степанян

Эксперт по предмету «Педагогика»

Словарный диктант – это один из популярных видов текущего контроля учащихся, состоящий из отдельных слов или словосочетаний, которые могут быть как сгруппированы тематически, так и не сгруппированы по определенной теме.

Значение словарного диктанта в обучении

Роль словарного диктанта в обучении очень велика. Это связано с тем, что в настоящее время одной из основных задач, стоящих перед педагогами школы является формирование у учащихся орфографической грамотности. Значимость данных задач обусловлена:

Основным и специально разработанным для совершенствования орфографической грамотности способом являются диктанты.

Диктант – это одно из наиболее часто используемых и эффективных упражнений, суть которого состоит в том, что учащийся письменно воспроизводит воспринятый на слух или зрительно текст (слова, словосочетания), читаемый педагогом.

Главной целью диктанта является формирование у учащихся пунктуационной и орфографической зоркости.

Навык видеть и воспринимать орфограммы на слух или зрительно, развивается у учащихся в результате длительных тренировок. Основным приемом данных тренировок и является словарный диктант. Педагог на свое усмотрение может подбирать разные виды диктантов, в зависимости от поставленной цели урока и изучаемой темы.

Планомерное и систематическое проведение разных видов словарного диктанта оказывает положительное влияние на перерастание у учащихся знаний и умений в области пунктуации и орфографии в долговременные и прочные навыки, способные обеспечить грамотную письменную речь.

«Виды словарного диктанта» 👇

По содержанию словарный диктант может состоять из словосочетаний или отдельных слов, которые могут относиться к конкретной теме, которую учащиеся недавно изучали, и быть направлены на закрепление определенных правил. Одной из особенностей словарного диктанта является то, что в процессе работы над написанием слов или словосочетаний внимание учащихся концентрируется на конкретной орфограмме. Используемый в словарном диктанте языковой материал в дальнейшем может быть использован для составления предложений или небольших связных текстов.

Время проведения словарного диктанта рекомендовано ограничить 5-10 минутами.

Характеристика основных видов словарного диктанта

В настоящее время в педагогической практике различают следующие виды диктантов:

Словарный диктант как вид деятельности на уроке очень актуален и эффективен в работе по формированию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся. Но лишь при систематическом использовании этого вида работы, интересном подборе тренировочного материала, при опоре на различные виды интеллектуальной деятельности и памяти (зрительную, слуховую, моторную) учитель сможет добиться положительных.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Оцените статью
Экодиктант - Помощь