Семестровые диктанты и учебные диктанты по русскому языку

Notice: Undefined index: HTTP_ACCEPT in /home/m/mikhaif9/ecodictant.ru/public_html/wp-content/plugins/realbig-media/textEditing.php on line 823

Методические разработки, презентации и конспекты

КОНТРОЛЬНЫЙ  ДИКТАНТ ЗА I ПОЛУГОДИЕ

Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща. Листья становятся мутного цвета. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.

Но вот молния освещает местность шире и бледнее. Туча разделяется на волнистые облака, светлеет. Сквозь ее большие края виднеется ясная лазурь. (82 слова )

(По Л. Н

Поздно ночью рассказал мне дед Ларион историю о зайце.         В августе ходил дед охотиться. Попался ему заяц с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся.         Дед пошел дальше, но затревожился.         Дед понял, что начался лесной пожар. Ветер перешел в ураган. Огонь стремительно мчался по земле. Дед побежал по кочкам. И в это время выскочил заяц с рваным ухом Он бежал медленно, волочил задние лапы, потому что они обгорели. Дед знал, что звери лучше чуют опасность и всегда спасаются. Он побежал за зайцем. Дед плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!».       Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса, оба упали от усталости. Дед подобрал зайца, отнес домой и вылечил.

(По К. Паустовскому)(120 слов)

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА  I ПОЛУГОДИЕ

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (112 слов)

(По И. Соколову-Микитову.)

НЕ ТРОГАЙТЕ ГНЕЗДА ПТИЦ!

Пернатые — большие мастера. Среди них есть плотники, землекопы, корзинщики, лепщики, гончары.

Ласточка-береговушка — чудесный землекоп. Она врывается в землю не хуже крота. Камышовка сооружает домик, который не только защищал бы ее от непогоды, ненастья, но и был бы скрыт от глаз хищника. Облюбует она три камышинки рядом и начинает плести корзиночку.

А сколько пернатых сооружают свои домики прямо на земле: в траве, в ямочке, под кочкой! Идешь прямо по полю, а у тебя из-под ног выпархивает птичка. Вылетит и разными хитростями уводит в сторону от гнезда.

Не надо мешать ей, трогать гнезда. Там, где есть полезные птицы, меньше вредных насекомых, больше и лучше урожай наших полей, огородов, садов.  (110 слов)

(По И. Б а л б ы ш е в у.)

Продолжая двигаться, огромная туча, опускаясь все ниже к земле, смешалась с туманом. Она словно расталкивала другие голубоватые облачка, пытавшиеся расположиться по ветру. Облачка походили на корабли, выстроившиеся для морского сражения.

Вскоре за синей тучей, расползавшейся по всему небу со скоростью прибывающей во время прилива морской воды, исчезли последние солнечные лучи. Темно-серый свет просачивался сквозь длинное облако, едва освещая землю. Затрепетав, прошумела листва на деревьях, хотя даже слабый ветерок не колебал ее. Все вокруг потемнело, как это бывает после захода солнца.

Внезапно вспышка ослепительной молнии распорола тучи, и, осветившись ею, небо словно раскололось. Удар грома, достигший лесной опушки, потряс землю. Через минуту крупные капли дождя застучали по листве деревьев, по кустам. Полил дождь, не прекращавшийся до самого утра. (118 слов.)

Несколько дней шли дожди, и река вздулась, заливая свои берега. Зеленый лопух, схваченный водой, тянулся из нее, тревожно размахивая не потонувшими еще верхушками. Пейзаж на моих глазах как будто оживал, переполняясь шорохом, плеском и звоном буйной реки.

Плещутся шаловливые струи, звенит зыбь, ударяя в борта старой лодки. Перевозчик сидит у своего шалаша, понурив голову и как-то весь опустившись. На его лице видна сосредоточенная угрюмость добродушного, но очень уставшего человека. Его лодку, лежащую на берегу, покачивает приливом.

— Унесет у меня лодку-то, — говорит он, не двигаясь и взглядом знатока изучая положение дел. Он устало смотрит на вздрагивающую лодку и качает головой, погружаясь в глубокое раздумье.

С горы, тихо поскрипывая, спускается запоздалый воз. Подходят пешеходы и, постояв на берегу, присоединяются к нам. (120 слов.)

Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя спал в доме дяди Гриценко.

Несколько раз ночью мать подходила к его постели, поправляла одеяло на мальчиках, зажимая себе рот, боясь застонать, заплакать от томившей ее тревоги.

Засквозили первые проблески рассвета, и дядя Гриценко, затопав босыми ногами по хате, поднял штору, пуская в комнату холодную муть начавшегося утра. Растолкав крепко спавших ребят, он сказал: “Хлопцы, пора!”

Мальчики, зевая, одевались. Они умылись студеной водой, согнавшей с них дремоту. Сосредоточенно сопя, жевали они холодные лепешки, оставшиеся с вечера, и запивали их горячим чаем.

Прощались в темноте. Утренний ветер, поднимавшийся с моря, нес с собой гарь.

У входа в каменоломню часовой не пропустил их, не проверив пароля. Перед ними был черный колодец, казавшийся бездонным. Из невидимых недр шел какой-то запах, слышались голоса. (127 слов.)

(По Л. Кассилю)

По засыпанному галькой берегу шли три медведя. Большая медведица стала переходить неширокую, но быструю реку. Шлепая по воде лапами, медведица, дойдя до середины реки,  резко погрузилась в воду и вышла на берег. С ее шкуры с журчаньем стекала вода.

Примеру ее последовал небольшой медведь. На правой стороне речушки остался маленький медвежонок. Он побрел по воде, но, достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше, остановился.

Медведица в одно мгновение очутилась около среднего медвежонка и дала ему такую затрещину, что тот полетел на отмель. Схватившись обеими лапами за левое ухо, он заорал диким голосом. Продолжая держаться лапой за ушибленное место, он стремительно кинулся через речку, схватил маленького братишку за шиворот  и, все еще вскрикивая, переволок его через глубокое место.

Вся группа исчезла в чаще, но еще долго в тишине утра до нас доносились жалобные вопли наказанного медвежонка. (136 слов.)

(По Е. Спангенбергу.)

Степной ветер собрал за Доном с полевых дорог тонкую сеяную пыль и поднял в небо. К полуночи горбушка луны покраснела от этой пыли, и кусочек неба вокруг нас тоже высветился красным. В такие минуты всегда ждешь чего-то необычного, и оно случается. Неожиданно мелькнул на красноватом ореоле ширококрылый силуэт и беззвучно растаял в ночи. В ночном поле охотились совы.

В густой пшенице или ржи не увидишь даже самого беспечного и самоуверенного мышонка. А сова, порхая в метре от земли, не станет присматриваться. Услышав хоть какой-нибудь мышиный звук, падает сова, вытянув вперед растопыренные лапы, и тут же взлетает с добычей.

Уши совы, как пеленгатор, определяют точку, где копошится жертва. Но ушастой ее назвали не за настоящие уши, а за два пучка перышек, что торчат на лбу. По этим ушам ее ни с кем не спутаешь.

Стоит посмотреть как-нибудь в сумерки совиную охоту. Как огромные ночные бабочки, порхают совы над травой, падают в нее и взлетают снова. Залюбуешься!

(По Л. Семаго)

1. Найдите 2 односоставных предложения , докажите, что это односоставные предложения, охарактеризуйте их.

I вариант- в 1-м и 2-м абзацах

II вариант- в 3-м абзаце

2. Произведите синтаксический разбор укажите, чем выражены члены предложения.

I вариант- первого предложения 3-го абзаца

II вариант- первого предложения 4-го абзаца

3. Подчеркните деепричастные обороты, определите, на какие вопросы они отвечают, какими членами предложения являются.

4. Разберите слова по морфемам:

I вариант-  горбушка, красноватом, назвали

II вариант- кусочек, ширококрылый, растаял

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ

ОСЕНЬ НА ПРОРВЕ

Старое русло Оки. Его называют Прорвой. Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. Нигде не видел я таких репейников, колючек, огромных грибов-дождевиков.

Густые заросли трав подходят к самой воде упругой стеной, и с лодки часто нельзя высадиться на берег.

Я люблю эти глухие места и каждую осень провожу здесь несколько недель. Устанавливаю палатку. В ней тепло и сухо. Вечером при свете фонаря я даже читаю, но недолго. На Прорве слишком много помех. То за кустом крикнет какая-то птица, то ударит хвостом пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут. Начинает разгораться зарево, и мрачная луна всходит над просторами вечерней земли. Надо бы уснуть, но мне не спится.

Осенняя ночь тянется медленно, ей нет конца. К рассвету лицо обжигает легкий морозец. На востоке наливается тихим светом заря.

Воздух густ и прохладен. Пахнет травянистой свежестью и осокой.

( По К. Г. Паустовскому.)

Неистощимое трудолюбие художника

Утром, после завтрака, Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской.

Он замучивал себя работой до обморока, каждая картина переписывалась им до двенадцати раз. Во время создания той или иной композиции на него нередко нападало такое отчаяние, что он в один день уничтожал всю картину, создававшуюся в течение нескольких лет, и на следующий день снова принимался за нее.

Когда к старости у него стала сохнуть правая рука, он сейчас же стал учиться писать левой.

А  когда от старческой слабости Репин уже не мог держать в руках палитру, он повесил ее, как камень, на шею.

Войдешь в комнату, которая была расположена под его мастерской, и слышишь топот его ног. Это он после каждого мазка отходит поглядеть на холст, потому что мазки бы рассчитаны на далекого зрителя. Художник ежедневно вышагивал по нескольку верст и уходил отдыхать, когда изнемогал до бесчувствия.

В продолжение долгих часов Андрей остается наедине со своим учителем Даниилом Черным, который открывает юному художнику тайны живописи.

Даниил, по-видимому, был живописцем первой величины. Однако самая большая заслуга его в том, что он не только увидел одаренность Рублева, но и воспитал в нем самостоятельную творческую мысль и манеру, не подавлял своим авторитетом, понимая, что каждый должен идти своим путем. Поступать так — значит проявлять поистине большой ум, поразительное уважение к личности, неиссякаемую любовь к жизни. Ведь мастеру не просто примириться с тем, что собственный ученик заводит с тобой споры, и не только не делать попытки оборвать его, а всячески поощрять к продолжению этого спора.

Рублеву повезло, что возле него с самых первых шагов оказался такой душевный и опытный старший товарищ. Андрей оценил это и бережно пронес признательность и уважение к своему учителю через всю жизнь.

От того далекого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублев запечатлен с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублеве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство. (167 слов.)

(По В. Прибыткову)

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА I ПОЛУГОДИЕ

Безумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками, все оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налетом, хотелось перешагнуть через  разрушенное прясло и пойти по грязи, бездорожью туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле.

Несколько дней Аксинья провела в ожидании, что вот-вот появится Григорий. Но потом она узнала от заходивших к хозяину соседей, что война не кончилась и что многие казаки из Новороссийска уехали в Крым.

К концу недели Аксинья твердо решила идти домой, если ей найдется попутчик. Как-то вечером в хату, не постучавшись, вошел маленький сутулый старичок. Он молча поклонился, стал расстегивать мешковато сидевшую на нем грязную английскую шинель, которая была распорота по швам.

– Ты что же это, добрый человек, на жительство располагаешься? – спросил хозяин, с изумлением разглядывая незваного гостя.

А тот проворно снял шинель, встряхнул ее у порога, бережно повесил на крюк и, поглаживая коротко остриженную седую бородку, улыбнулся.

Диалог можно оформить как предложение с прямой речью.

В 1837 году Пушкин был убит на дуэли одним из чужеземных наемных убийц, которые, подобно наемникам средневековья или швейцарам наших дней, готовы предложить свою шпагу к услугам любого деспотизма. Он пал в расцвете сил, недопев своих песен и недосказав того, что мог бы сказать.

За исключением двора с его окружением, весь Петербург оплакивал Пушкина, только тогда стало видно, какою популярностью он пользовался. Когда он умирал, плотная толпа теснилась около его дома в ожидании известий о здоровье поэта. Это происходило в двух шагах от Зимнего дворца, и император мог наблюдать из своих окон толпу; он проникся чувством ревности и лишил народ права похоронить своего поэта; морозной ночью тело Пушкина, окруженное жандармами и полицейскими, тайком переправили в церковь чужого прихода, там священник поспешно отслужил по нем панихиду, и сани увезли тело поэта в монастырь, в Псковскую губернию, где находилось его имение. Когда обманутая  таким образом толпа бросилась к церкви, где отпевали покойного, снег уже замел всякий след погребального шествия.

Ужасный, скорбный удел уготован у нас всякому, кто осмелится поднять свою голову выше уровня, начертанного императорским скипетром;  будь то поэт, гражданин, мыслитель – всех их толкает в могилу неумолимый рок. История нашей литературы – это мартиролог, или реестр каторги.

КОНТРОЛЬНЫЙ  ДИКТАНТ  ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ

Чудно устроено человечье ухо.

Вот скрывается за поворотом, проваливается меж кряжами  рейсов автобус- букашка; слабнущий рокот мотора сколько-то раз еще выныривает в отдалении, когда песчаная дорога взбирается на боровые угоры, и наконец совсем пропадает.

Тут-то  и возникает ОНО.

Безмолвие тоже имеет голос: тихий волосяной звон является ниоткуда, неотвязно сопровождает тебя первые часы, чтобы потом неприметно сойти на нет.

Немолчными воплями, бормотанием, хохотом серебристых, и озерных, и малых чаек, крачек и гагар встречает апрельское озеро. Сперва жадно слушаешь основательно подзабытую музыку весны. Затем, мало-помалу, перестаешь ее замечать. Неделя-другая – и вот уже непрестанный вопеж, светлое мельтешение крыл над водой стали для тебя тишиной и покоем.

Между тем за окном– птичий галдеж. Волна вызванивает в четырех метрах от моей столешницы. Длинно заливается деревенская ласточка, и подрагивает, дрожит в такт счастливому бульканью алое пятнышко на горле.

Ян Гольцман. Из книги « Чудится,

Контрольный диктант в 8 классе по теме

«Простые двусоставные предложения»

Весной в лесу

Я не пошел тропой через скучный лес-зеленчак, а  сделал крюк версты в две, чтобы полюбоваться березовой рощей и еловым корабельным бором-былинщиком.

Осторожно продвигаясь по заброшенной дороге, иду, внимательно рассматривая рощу.

Грустит кукушка. Ее печальный голос далеко- далеко разносится по светлой роще и глохнет  в корабельном  бору.

Дорога, будто в древний собор, ныряет под своды дивного бора. Застыли в безветрии вековые ели. Издали наплывает торжественная и строгая, будто музыка старого органа, песня мрачноватого, вечно сумеречного елового бора.

Всюду начали цвести ландыши. Ландыши — вечные спутники елового леса. Между двух ланцетных листьев красуются на кисти изящные снежинки – бокальчики с шестью зубчиками. От них по всему бору плывет нежный аромат, который не спутаешь ни с каким запахом. У самой дороги вделана в землю добротная скамья, крашенная в белый цвет. Сажусь немного подумать и послушать голос елового бора.

Но вот замирает тревожная музыка бора, и снова устанавливается тишина. ( По Е.

Выпишите и произведите разбор: I вар.: гл. с  прямым дополнением; II вар.: сущ. с несогласованным определением.

2. Выпишите три словосочетания с разными способами связи слов (согласованием, управлением, примыканием). Укажите способ связи.

заброшенной. спутники, подумать

Контрольный диктант по теме

«Сложные предложения с различными видами связи»

Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.        Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным. (162 слова.)                                                                                      (По А. Платонову.)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА»

2. Выпишите из словаря по одному слову, укажите соответствующую слову         помету:

Определите слово по его лексическому значению

Заранее намеченный путь следования —

Мысленно представить себе что-нибудь —

Очень большой —

Желтый с красноватым оттенком —

Замените фразеологизмы синонимами.

Задрать нос –

С одним из них придумайте предложение, запишите его.

5. Перепишите, заменив выделенные слова фразеологическими оборотами

работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, Петя шел домой. Надо было  приниматься за работу.

6. Выпишите слова, употребленные в переносном значении

Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте.

Составьте два предложения  со словом так, чтобы в одном оно было употреблено в прямом значении, в другом — в переносном.

8. Замените устаревшие слова синонимами: очи, чело, ланиты, уста.

Знаки для обозначения звуков —

Слова, употребляемые жителями только одной местности —

Часть слова без окончания –

Водить за нос –

В саду горит костер рябины красной.

Ходят волны по реке, желтые, свинцовые.

8. Замените устаревшие слова синонимами: глас, брадобрей, перст, очи.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Кто сеет в лесу

Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю ее изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку трудно стало передвигаться по этой пашне.

Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело её. Кто же начнет сев?

Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Налетел ветер, и полетели бесшумно вниз на желтых парашютиках легкие семена. Одни ветер с поляны унес, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли потом здесь елочки. Они торчат зелеными свечками. Теперь войдешь в лес и не увидишь на бороздках свободного места.

Так   кроты   весною   пашут,   елки   и   ветер сеют, и лесные поляны зарастают деревьями. ( По Э. Шиму).

Примечание: сказать о правописании слова

Речь пойдет об удивительном животном. Это хамелеон. Одним глазом он смотрит вперед, а другим назад. И все видит, что делается вокруг.

Вот удобно расположилась на цветке красивая бабочка. Он повернул голову и равнодушно посмотрел на нее. Кажется, что  хамелеон и не собирается ее трогать. Но вдруг мелькнул язык, и бабочки уже нет.

Хамелеон не промахивается. От него нет спасения. Он несет гибель  быстрой мухе, красивой стрекозе и маленькому комарику.

На конце  липкого языка хамелеона есть тоненькая трубочка. Когда он касается кончиком языка насекомого, то втягивает в себя воздух через трубочку и крепко держит свою добычу. И не вырвешься! (100 сл.) (По Юнатову).

У Бобки были прекрасные брюки темно-защитного цвета. Бобка очень гордился необыкновенными брюками, в них он представлял себя настоящим солдатом.

Однажды полез он на деревянный забор, зацепился за гвоздь и порвал брюки. Прибежал домой и стал просить маму зашить их. А мама рассердилась и сказала, что зашивать Бобке ничего не будет.

Бобка попросил иголку, нитки и лоскуток зеленой ткани. Из материи вырезал заплатку величиной с небольшой огурец, расправил ее, обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и начал пришивать ее к брюкам.

Он долго возился, презабавно пыхтел, зато на заплатку любо было посмотреть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отдиралась и зубами.

На улице Бобка вертелся во все стороны, чтобы ребята видели, как он зашил брюки. ( По

ИТОГОВЫЙ  ДИКТАНТ ЗА ГОД

Саша нашел в парке  птенца дятла и принес его домой.

Птенчик ничего не ел и не пил. Забился в угол под деревянную лавку и вздрагивал от каждого шороха.

Вечером дятел беспокойно прыгал под лавкой, не мог выбрать места для ночлега в чужом доме. Мама догадалась дать ему бабушкин темно-коричневый валенок. Птенец прикоснулся к нему клювом, подумал, принял его за дупло, забрался в валенок и уснул.

На другой день он выглядел несчастным, иногда передвигался неуклюжими прыжками. Правое крылышко еще не слушалось и свисало вниз. Но вот птенчик напился из чашечки, склевал несколько овсяных зерен, проглотил большую муху.

Примерно через неделю дятел осмелел и стал все долбить своим длинным носом. За это его прозвали Тук Тукычем. ( По

Примечание.  Название текста написать на доске.

Мы стояли на высоченной скале. Отсюда распахнулись неохватные сумеречно-седые дали. Ангара закрыла от нас все видимое пространство, и мы не замечали ни могучих красных скал на правом берегу, утонувших  тускло-синем мареве, ни разбросанных под нами желтых домиков.

Со стометровой высоты порог Падун не кажется ни грозным, ни могучим. От берега к берегу беспорядке, словно накиданные снеговые шапки, кружатся хлопья белой пены. Стоит несмолкаемый глухой шум, перекрывающий все шумы, которые доносятся сюда.

Вблизи Падун зловеще страшен. Вода вырывается из бездонных глубин и, перекатившись через гигантские камни, стремительно рвется вверх. Увидев Падун, уходишь в уверенности, что никакой лоцман не осмелится вести судно через эту стремнину! Лишь небольшое расстояние от Падуна к красным скалам река течет сравнительно спокойно, но, натолкнувшись на непреодолимую преграду, яростно вскипает белогривыми бурунами.

(По В. Иванову).

Примечание: порог — каменное возвышение поперек речного дна, ускоряющее течение и затрудняющее судоходство;

лоцман — проводник судов, хорошо знающий место, где cyднo может пройти.

ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ ЗА ГОД

Земли родной дыханье

Отцветает душистая черемуха, осыпается черемуховый цвет и застилает траву белой накидкой. Легкий, по-летнему теплый ветерок ласкает землю. За город отправляются любители цветов. Одни идут прямо на знакомые места, а другие не спеша исследуют прозрачные старые боры, прогретые склоны чернолесья, выискивая никем не заложенные плантации самых красивых весенних цветов.,

Вот и они. Два-три широких ланцетовидных листа, из пазухи горделиво поднимается ножка-цветонос, увенчанная маленькими белоснежными и необыкновенно ароматными колокольчиками, томно свисающими на одну сторону.

Майский ландыш! Кто не признает в нем жемчужину весеннего леса? Скромный, неяркий цветок, а какую удивительную силу таит в себе! Где бы ни был человек, а увидит ландыш, обязательно вспомнит весенний лес, его тенистые уголки, голубое небо в вышине и почувствует вдруг дыхание родной земли.

(По Б. Тимофееву).

Будто в сказке, прямо на моих глазах лес распускался и зеленел. Набежал ветерок, качнул мохнатые нежно-зеленые ветви березок, и я вдруг услышал едва уловимый шум, похожий на сдержанный шепот, первый шум молодой  листвы.

Услышав его, я по-мальчишески крикнул куда-то в лесную даль: «Здравствуй, весна! Здравствуй, зеленый весенний шум!»

(По Г. Скребицкому).

В нескольких километрах от Михайловского, на высоком бугре, стоит Святогорский монастырь. Под стеной монастыря похоронен Пушкин.

К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подыматься по выветренной каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма, к обветшалым стенам собора. Под этими стенами, над крутым обрывом, в тени лип; на земле, засыпанной пожелтевшими лепестками, белеет могила Пушкина. Короткая надпись «Александр Сергеевич Пушкин», безлюдье, стук телег внизу под косогором и облака, задумавшиеся в невысоком небе – это всё. Здесь конец блистательной, взволнованной и гениальной жизни. Здесь могила, известная всему человечеству. Пахнет бурьяном, корой, устоявшимся .летом.

И здесь, на этой простой могиле, становится особенно ясно, что Пушкин был. первым у нас народным поэтом. Он похоронен в грубой песчаной земле, где растут лен и крапива, в глухой народной стороне. С его могильного холма видны темные леса Михайловского и далекие грозы, что ходят хороводом над светлой Соротью, над Савкиным, над Тригорским, над скромными и необъятными полями, несущими его обновленной земле покой и богатство.

(По К. Паустовскому).

К востоку от боровых озер лежат громадные мещерские болота — «мшары». Это заросшие в течение тысячелетий озера, занимающие площадь в триста тысяч гектаров. Кое-где на мшарах видны песчаные бугры, поросшие сосняком и папоротником.

Как-то в конце сентября мы подошли мшарами к Поганому озеру. Берега у него были плавучие – не привычные, твердые, а густое сплетение трав, корней и мхов. Берега качались под ногами, как гамак. Под тощей травой стояла бездонная вода.

К вечеру над озером собралась гроза, которая росла на глазах. Маленькое грозовое облако превращалось в зловещую тучу, похожую на наковальню. Молнии хлестали в мшары рядом с нами, и на душе у нас было неважно. Темнело быстро, по-осеннему. Мы пошли мшарами в сторону «материка» – лесистого берега болота. Идти в темноте по завалам было невыносимо трудно, каждые десять минут мы проверяли направление по фосфорному компасу и только к полночи наткнулись на заброшенную дорогу и дошли по ней к озеру Сегден, где жил наш общий приятель Кузьма Зотов, кроткий, больной человек, рыбак и охотник.

Можно ли без ощущения трагической утраты представить современный мир, лишенный печатного знака?

Эта утрата была бы более невосполнимой, чем исчезновение в нашей жизни электрического света: потерян был бы важнейший механизм в передаче и научных знаний, и накопленных   всеми эпохами чувств, а человеческий разум погрузился бы в пучину темноты и нравственного застоя.

Что знали бы мы о быте, нравах, умонастроении, характерах людей, если бы это прошлое не было сохранено в печатном знаке? Не будь возможности разумом и эмоциями пройти по дальним и ближним дорогам истории, скажем, по трагическому пути Спартака, по задымленной равнине Бородинского поля, по пропитанным кровью полям сорок первого года, мы оглядывались бы назад, будто в туман и пустоту, утратив начала, а стало быть, и концы, ибо ничего нет и ничего не может быть без великих точек отсчета.

(По Ю. Бондареву).

Я благословила хлеб и, когда откусила от ломтя, ощутила во рту вроде бы какой-то незнакомый вкус и запах. Это был запах комбайнерских рук, свежего зерна, нагретого железа и керосина. Я брала новые ломти, и все они припахивали керосином, но никогда не ела я такого вкусного хлеба. Потому что это был сыновний хлеб, его держал в своих комбайнерских руках мой сын. Это был народный хлеб — тех, кто вырастил его, тех, кто работал в тот час рядом с сыном моим на полевом стане. Святой хлеб! Сердце мое переполнилось гордостью за сына. И я подумала в ту минуту о том, что материнское счастье идет от народного счастья, как стебель от корней.

В гостях у летчика

Садились последние машины. Вот прилетел самолет командира третьей эскадрильи. Кто-то сказал мне, что это лучший летчик полка. Чтобы не терять попусту вечера, я решил сейчас же поговорить с ним. Уж очень мне понравился этот открытый, веселый человек!

Мы двинулись по, тропке, протоптанной летчиками напрямик, через лес. Новый знакомый шел быстро, порой нагибался, чтобы сорвать на ходу черничину или поймать в горсть бело-розовых ягод брусники, которую он тут же бросал в рот.

Должно быть, он очень устал сегодня, так как ступал тяжело. Мы пришли в овраг, по обоим скатам которого в пахнущих прелым листом и грибной сыростью дебрях малинника, медуницы, иван-чая были нарыты землянки.

Когда полоска копотного пламени разгорелась в самодельной лампе и осветила землянку, помещение оказалось довольно просторным и уютно обжитым.

Молодые березки с не завядшей еще листвой стояли по углам. От них, еловых веток, которыми был устлан пол, шел веселый, густой запах. В землянке царила влажная прохлада, так убаюкивающе звенели в овраге кузнечики, что, сразу почувствовав во всем теле усталость, мы решили отложить до утра разговоры.и малину, за которую было принялись.

— это короткие тексты из связанных по смыслу простых предложений.

Диктанты по русскому языку для первого класса призваны развить восприятие устной речи, координацию слуха и руки, закрепить навыки чистописания.

Тексты диктантов для 1 класса просты и понятны. В принципе сочинить подобный отрывки можно и самим. Приведенные здесь тексты служат ориентиром для родителей, их можно использовать для повторения и закрепления  пройденного материала в период летних каникул.

Тексты расположены в порядке возрастания сложности. Чуть сложнее диктанты по письму для второго полугодия.

Диктанты для 2 класса смотрите.

Контрольные диктанты для 3 класса с заданиями выложены здесь.

Контрольные диктанты с заданиями для 4 класса здесь.

Первое полугодие

У Бори кот. Барсик катал клубок. Мы были в парке. Там липа и сосны. Зина мала. У Зины кукла.

Рома мал. Он сам мыл руки. Вот куры. Иван кормит кур. Вот сок. Дана пила сок.

Алеша и Коля шли в рощу. Было жарко. А вот и ключ. Он чист. Алеша пил воду.

Пролетело лето. В лесу красиво. У нас краски и кисти. Нина и Лена рисовали сосны. Антон рисовал кусты.

Летом поют чижи. Летают стрижи. В лесу цветут ландыши. Под елью шуршат ежи. Ребята ищут в лесу шишки.

Бобры живут на реке. Они отличные строители. У бобров зубы острые, как бритва. На реке бобры делают плотины из стволов осины.

На дереве лежала рыжая кошка. У кошки были зеленые глаза и кисточки на ушах. Сильные лапы впились в ствол. Это была рысь.

У нас идет большая стройка. Сёма и Яша едут в новый дом. В доме пять этажей. У крыльца машины. Мальчики рады.

Слова для справок: большая, этажей, у нас.

У нас был урок труда. Мы сами делали игрушки. Вот конь и зайка. У Любы и Маши кукла. Коля сделал из бумаги ёлку. Хороши наши игрушки!

Слова для справок: у нас, сделал.

В лесу рос красивый куст. Куст цвёл яркими цветами. Это был шиповник. Хороши душистые розы! Стала Маша рвать розы. А там шипы. У Маши заноза.

Ученик Юра Чайкин решал задачу. Задача была трудная. Пришёл Слава Щукин. Друзья вместе решили задачу. Так Слава помог товарищу.

Мы живем в новом доме. Алёша — мой друг. Он ходит в школу. Алёша любит читать. Он учит меня. Я уже знаю все буквы.

Слова для справок: друг, меня, в новом.

Наша школа новая. Она светлая и красивая. Около школы растут клёны и липы. Мы любим свою школу. Наши ученики живут дружно.

Слова для справок: около, растут, ученики.

Утром люди идут на работу. Дядя Сёма работает на заводе. Он рабочий. На заводе делают машины. Дядя Сёма хороший рабочий.

Слова для справок: утром, завод, рабочий.

Тётя Нина и тётя Оля работают на фабрике. Тётя Нина вяжет пушистые шарфы. Тётя Оля вяжет тёплые кофты. Умные машины облегчают их труд.

Слова для справок: фабрика, облегчают, труд.

Бабушка Рая водит Люду и Никиту в ясли. Малыши любят там играть. Никита строит дом. У Люды красивый шар. В яслях много разных игрушек.

Слова для справок: любят, игрушек, много.

Я и мой брат Петя жили у деда. Мы помогали деду сушить сеть. Дедушка Семён учил нас чинить сети. Я любил работать с дедом.

У Серёжи кот Дымок. Он мал. Котик сер и пушист. Лапки у кота белые. Дымок ест рыбу.

Розы для мамы

В саду росли красивые кусты. Это были розы. Их вырастили Сёма и Юра. Хороши розы! Мальчики срезали три розы для мамы.

Бабушка и внуки

У Димы и Сережи была бабушка. Бабушка купила внукам букварь. Они рады. Мальчики стали учить буквы. Скоро они будут читать книги.

Я люблю читать. Тётя Люся купила мне книгу. Там картинки. Вот лось и конь. А это шишки ёлки. Я читаю стихи о лисе.

Слова для справок: картинки, читаю.

Я и мой брат Игорь любим маму. Наша мама добрая и ласковая. Маму все уважают. Она учит детей. Мама любит слушать музыку.

Слова для справок: уважают, ласковая, она.

Наш двор большой. Я и мой брат Алёша сделали горку. Хороша каша горка. Малыши были рады. Быстро мчат они на санках с горки.

Саша и Тимоша вышли из дома. Они идут гулять. Вот двор. Играют малыши. Мальчики стали делать для них горку. Малыши рады.

Январь открывает год. Это суровый месяц. Завывают вьюги. Снег закрыл весь корм в лесу. Птицы летят к жилью человека. Ты помоги им!

Зима в лесу

Зима. Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал быстрый ручей. Снежные шубы надели сосны и ели. Пушистый шарф лежит на ветках кедра. Вот сугроб. Там спит медведь.

Зиму мы ждали. Зиму мы звали. У дома сугробы. Ольга катит ком снега. Таня катит ком снега. Вот и снежная баба.

Слова для справок: весело, катит.

Вот и зима. Дети рады. У Алёши дом из снега. Ваня взял санки. Петя надел лыжи. Они идут на горку. Там всем весело.

Слова для справок: весело, они.

Настала зима. Кругом пушистый снег. На окнах узоры. Вот кормушка для птиц. У Зины и Лизы крошки хлеба. Они кормят птиц. Слова для справок: кормят, кормушка.

Выпал первый снег. Все рады снегу. Миша и Яша вышли во двор. Там их ждала Оля. Папа купил ей лыжи. Дети идут в парк.

Слова для справок: выпал, снег, во двор.

Корм для птиц

Кругом пушистый снег. Он тихо падает на землю. Старый пень весь закрыт снегом. Юра идёт в лес. В руках у мальчика корм для птиц.

Вот и наступила зима. Кругом снег. У зайца зимой белая шкурка. Трудно лисе зайку найти. Сел он у куста и спит.

Слова для справок: снег, трудно.

Стоит ясный день. Мы идем в лес. На лапах ели лежит снег. Ком снега упал на старый пень. Ваня заметил зайца. Зайка скрылся в кустах.

Слова для справок: стоит, заметил, лежит

Настала зима. Я иду в лес. Хрустит снег. На краю леса стоит ель. В густых лапах ели скрылась белка. С ели упал ком снега.

Слова для справок: снег, стоит.

Миша, Таня и Петя жили в деревне. У них была собака Розка. Розка жила на дворе. У неё были щенки. Дети любили Розку. ( По Л. Толстому)

У школы большая гора. Весь день на горе толпа детей. У Ильи и Ольги лыжи. Быстро мчат они с горы. У Юры новые сани. Он катает малышей.

Заяц и лиса

Жил в лесу зайка. Он построил под ёлкой избу. Шла лиса. Она заметила избушку и постучала. Зайка открыл дверь. Лиса попросилась в гости.

Вот и зима. Стоят сильные морозы. Пушистый снег покрыл лес и поле. Крыши тоже в снегу. Кругом тишина. Только волки рыщут. Они пищу ищут.

С утра падал снег. Медвежонок сидел на пеньке. Он задрал голову и считал упавшие на нос снежинки. Снежинки падали пушистые и белые.

В больших лесах живут олени. Олень -очень красивое животное с большими рогами. На лесной полянке устроена кормушка. Каждый вечер приходят сюда олени.

Мы жили у рощи. Там было хорошо. Пели чижи. Цвели ландыши. Мы ходили гулять в рощу.

Рыжик любил пугать птиц. Мальчики и девочки играли в прятки. Мурка У Зои есть кошка Мурка. У Мурки пушистый хвост. Глаза зелёные. Усы большие. Зоя звала Мурку домой. Мурка пришла. Зоя и Мурка играли.

Льёт сильный дождь. Больной Дружок лежит под крыльцом. Илья завязал ему больную лапу. Мальчик принёс ему хлеба и молока.

Мы живём в Москве. Наш дом стоит на улице Жукова. Летом мы были в селе Ильинском. Моя бабушка живёт в селе Степанове Там есть речка Быстрая. Мы часто ходили на речку удить рыбу.

Шура Лунин и Егор Чалов — товарищи. Мальчики живут дружно. Летом ребята нашли в лесу щенка. Он жалобно скулил. Шура и Егор взяли щенка домой. Щенка назвали Снежок.

Дети готовят украшения. Звёзды вырезает Миша Лужин. Хлопушки клеит Саша Чудин. Фонарики делает Лена Яшина. Орехи раскрашивает Аня Чайкова. Скоро ёлка.

Был ясный день. Вот парк. Тут растут пушистые ели и сосны. Лёня и Яна искали шишки. Это корм для птиц. В шишках семена. На ель прыгнула белка.

Мы живём в Киеве. Киев — столица Украины. Наш город большой и красивый. Он стоит на берегу Днепра. В Киеве много улиц, парков и площадей. Наш дом стоит на улице Артёма.

На краю леса росла сосна. На сосне было старое гнездо. Вороны жили в нём. Пришла осень. Льют дожди. Лес стоит серый и мрачный. Тихо шумят деревья.

Слова для справок: в нём, пришла.

Я бегу на лыжах по лесу. На снегу следы птиц и маленьких зверьков. Зимой хорошо в лесу. На ёлках блестит снег. Большой ком снега упал с сосны.

Слова для справок: блестит.

В школу привезли красивую ёлку. У нас был урок труда. Мы делали игрушки. У Кати конь и зайка. У Ольги и Даши бумажные бусы. Хороши наши игрушки!

К Коле Чайкину пришли гости. Ребята играли в шашки. Ваня Ёлкин играл с Колей. Андрей Кружин следил за игрой. Потом играли Андрей и Ваня. Бабушка Клава давала всем чай.

Около дома росла маленькая яблонька. Под нялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать её. Коля принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Ночью выпал снег. Пушистый мех укутал деревце.

Слова для справок: около, яблонька, ломать, подвязал.

Осень. Весь день льёт дождь. Дюймовочка искала себе дом на зиму. За лесом были поля. Хлеб с полей убрали. Дюймовочка заметила норку. Вход в нору был закрыт листьями.

Слова для справок: Дюймовочка, заметила.

Второе полугодие

Диктант на , ,

Банщик, птичник, отличник, бетонщик, зеленщик, барабанщик, фонарщик и сварщик плыли в солнечный день на речном пароходе. У дочки была привычка терять ручку, колечко, гречку, овечку и Жучку. Ночная бабочка нянчит птенчика.

Тренировочный диктант на жиши, чаща

Очаровательные ежи в тишине чащи шипят на шишки. Мыши решили сшить чалму для чайки. Птичка везёт колючку на тачке. У Наташи и Гриши чаепитие. Наши малыши ищут перчатки и карандаши.

Хлопья снега тихо падают на землю. Во дворе играют малыши. Пруд и река покрыты льдом. Ольга идёт на каток. Дядя Яша учит всех кататься на коньках.

Слова для справок: кататься.

Прошла хмурая осень. Весело закружились в воздухе снежинки. Они засыпали всю землю. На рябине висели сочные ягоды. Стайка дроздов подлетела к дереву. Хорош корм для птиц !

Зимой я шла на лыжах. Пушистый снег в лесу лежал на сучьях и ветках. Громко стучал дятел. Из-под коры дерева он доставал жучка. Под елью была нора. Кто там живёт ?

Слова для справок: из-под

Олег и Вася шли из школы. Падал густой снег. Мальчики спустились к реке. Вася побежал по льду. Хрупкий лёд треснул. Вася чуть не упал в воду. Ребята поспешили к дому.

Слова для справок: побежал, не упал, поспешили

Весело закружились в воздухе снежинки. Ночью выпал снег. Утром на снегу звери и птицы оставили цепочку следов.

Вот прыгнул кот Васька с крыльца. А чей след ведет к саду ?

Слова для справок: оставили

Засыпало всю землю снежком. Трудно зайцу найти пищу. А на рябине висели сочные ягоды. Позвал зайка ветер. Ветер стал сильно качать рябину. Крупные ягоды упали на снег. Зайка рад. Сыт пушистый зверёк.

Слова для справок: засыпало, рябина, висели

Вот и обед

Днём я с собакой Тимкой отправился в рощу. Хорошо было в роще. Всюду белым ковром лежал снег. Вот на старую ель прыгнула белка. На сучке висел сухой гриб. Зверёк его заметил. Вот и обед.

Слова для справок: отправился, заметил, обед

Ночью был сильный мороз. На воде — лёд. Утром выпал пушистый снег. На дворе весело и шумно. Алёша запряг в сани Тома. Ребята гурьбой бежали за собакой.

Слова для справок: выпал, запряг, бежали

Земля покрыта снегом. В полях и лесах бродит зима. С горки ветер сдул белый наряд зимы. Показалась мёрзлая бурая земля. Вот и солнышко. Тихий звон капели будит лес. Под снегом журчит светлый ручей. Песня птиц разнеслась по глухим тропам.

Слова для справок: показалась, разнеслась

Настала весна. Ребята бегут к речке. По реке идёт лёд. Бурлит и шумит вода. Льдина на льдину находит. На большой льдине плывёт собака. Быстро понесла вода льдину к берегу. У берега были брёвна. Собака прыгнула на бревно и спаслась от беды.

Слова для справок: понесла, берег, спаслась, к речке

Вот и весна. Сходит снег с гор. Быстрые талые воды бегут к озеру. У воды стоят голые кусты. Грязные сугробы снега осели. Мутные струйки воды заполнили все ямки. Всюду лужи. Ребята играют у крыльца. Там сухо.

Слова для справок: бегут, стоят

Грязь со снегом хлюпают под ногами. Но как кругом весело! Солнышко светит ярко. Тёплые лучи играют в лужах с галками и воробьями. Река надулась и потемнела. Ветки кустов голы. Но они уже живут и дышат. Вот и весна настала.

Слова для справок: потемнела, дышат

Первые дни весны

Настали первые дни весны. Солнышко светит и греет. Тёплые лучи рушат снежные крепости. У крыльца лужи. Всюду звенит капель. На ветках набухли душистые почки. Распустились кустики ивы. На ветку клёна села ворона. Она хрипло кричит. Галка ищет место для гнезда.

Слова для справок: крепость, звенит, кричит, ищет.

Пришла тёплая весна. Потекла вода. Дети взяли дощечки и сделали лодочку. Лодка плыла по воде. Дети бежали за ней и весело кричали. Они не смотрели под ноги. Дети попали в лужу.

Вот и утро. За окном петух прокричал. Наступает новый день. Лесные опушки утопают в цветах. Громко гудят жуки. Пролетают птицы, зверьки пробегают. Летом лесная опушка — самое веселое место. Хороши летние дни!

Коток — серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр. Лапки бархатные, стальные. Когти выпускные, глазки большие, зубки-то кривые. У Васьки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая. Ласкается кот, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт. Мышка попалась — не прогневайся.

Кусты наполнились водой. На каждой ветке гирлянды капель. Сядет воробей — сверкающий дождь! Начнёт пить, и капелька из-под самого носа — кап! Воробей к другой, другая — кап! Скок, скок воробей, кап, кап капельки!

Дедушка привёз воз дров. Он стал дрова складывать у старой сосны. Деду помогал внук Витя. На дворе сильный мороз и ветер. А мальчику было жарко от работы.

Слова для справок: привёз, складывать, помогал.

Поехал дед на речку за рыбой. Наловил он рыбки полный воз. Едет дед домой. На дороге лежит лисичка, как мёртвая. Старик взял лису и положил её на сани.

Слова для справок: наловил, едет, положил.

Наступил март. С крыши падает частая капель. У крыльца осели сугробы. Быстро бежит ручей. В лесу царствует зима. Кусты и старые пни засыпаны снегом. Вот дрогнула ветка ели. На землю упал ком снега. Лес ждёт тёплых ясных дней.

Слова для справок: осели, царствует, засыпаны

Мы с дедушкой жили на берегу реки. У деда была лодка. Мы часто бегали на реку ловить рыбу. Пёс Шарик весело встречал нас с уловом. Он любил свежую рыбу.

Слова для справок: встречал

Вижу, на одном из деревьев дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные. На затылке ярко-красные пятна. На чёрных крылышках белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый, потому его пёстрым дятлом и прозвали. Ну и красавец!

Наступил апрель. Снега уже нет. Ярко светит солнышко весь день. У крыльца звонко журчат ручейки. Алёша и Миша пускают бумажные кораблики. Они быстро мчат по мутной воде. Мальчики любят играть. Скоро они будут ходить в школу.

Слова для справок: ходить, светит

Мы жили на берегу реки. У нас была новая лодка. Я часто бегал на речку удить рыбу. У дома стояла будка. Там жила наша собака Рябка. Мы любили её. Первая рыбка была для Рябки. Собачка хорошо сторожила дом. Она была хорошим другом.

Слова для справок: у нас, стояла, сторожила

Оцените статью
Экодиктант - Помощь