Сборник словарных диктантов 2 класс

Безударные гласные о, а, и, е, я

1. Зерно, слова, кольцо, угостил, слепой, больной, котёнок, свеча, ведро,

спешил, дрова, дела.

2. Водичка, росинка, корешок, тяжёлый, плита, сорняки, вредитель,

писатель, лепил, шалун, плясал, лисёнок.

3. Дрожал, оценил, гряда, звезда, гнездо, свистит, скрипит, ленивый,

пищит, ковёр, рожок, сидит, ночной, тишина.

4. Темнота, тепло, теплеет, кора, читатель, тащил, смотрел, ловил, водил,

шагал, ведёт, рябой, глядел, запах.

5. Трещали, пастух, весло, скотина, смешной, тропинка, глаза, вязал,

явился, далёкий, ласкал, свинья.

1. Сердце, местность, пастбище, лестница, окрестность, радостный,

счастливый, грустный, прелестный.

2. Праздник, поздно, тростник, солнце, ненастный, известный, честный,

праздник, капустный, здравствуй.

Повторение пройденного за год

1. Беседка, голубка, лестница, класс, повозка, местность, трубка, аллея,

коллекция, тростник, флажки, рябчик, счастливый.

2. Металл, ссора, ошибка, честный, жужжат, ненастный, праздник,

окрестность, узкая, глазки, грипп, весенняя, свистнул, мягкий.

3. Горчица, осина, пружина, перчатки, комната, посолили, капуста,

волчица, плачут, помирились, беготня, помидор.

4. Кофейник, сахар, площадка, кормушка, встреча, топор, посуда, чаща,

яблоко, овчарка, записал, чуткий, разговор, лопата.

5. Речь, врач, вещь, луч, рожь, сторож, ключ, дрожь плащ, лещ, чертёж,

6. Багаж, ёрш, глушь, товарищ, мяч, мышь, помощь, ложь, хлопья, вьюга,

съезд, подъем, семья, осенью, объяснение.

7. Соловьи, объект, друзья, подъёмный, гостья, перья, объявление,

отъезд, обезьяна, съёмки.

Начальные классы » Конспекты уроков в начальной школе » Русский язык 2 класс

Словарные диктанты во 2 классе представлены по четвертям с учетом прохождения новых словарных слова учащимися по УМК «Школа XXI века». В конце каждой четверти проводится контрольный словарный диктант с учетом нормы (объема) допустимых слов.

В конце года проводится итоговый словарный диктант с целью проверки усвоения словарных слов за 2 класс по УМК «Школа 21 века». Нормы оценивания словарных диктантов прописаны ниже.

Подборка словарных диктантов за 2 класс по УМК “Школа 21 века”

Словарные диктанты за 1 четверть (норма 8 слов):

Контрольный словарный диктант за 1 четверть:

Словарные диктанты за 2 четверть (норма 8-9 слов):

Контрольный словарный диктант за 2 четверть:

Словарные диктанты за 3 четверть (норма 9-10 слов):

Контрольный диктант за 3 четверть:

Словарные диктанты 4 четверть (норма 10 слов):

Контрольный словарный диктант за 4 четверть:

Итоговый контрольный диктант за год:

Характеристика цифровой оценки (отметки) за словарный диктант:

5 (отлично) – работа написана без ошибок.

4 (хорошо) – 1 ошибка и 1 исправление.

3 (удовлетворительно) – 2 ошибки и 1исправление.

2 (плохо) – 3 – 5 ошибок.

Похожие публикации

Выборочный диктант 2 классСловарные диктанты по темам и правилам 2 классаКонспект урока: Главные члены предложения. Закрепление. 2 классКонспект урока: Род имён существительных

УМК «Школа России»

Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка.

Проверка обеспечивает мне возможность определить качество знаний учащихся, уровень владения формируемыми умениями. Это, в свою очередь, позволяет оценить готовность учащихся к изучению нового материала и эффективность применяемых методов и приёмов обучения.

Для учащихся проверка важна:

В школьной практике проверка осуществляется в устной и письменной форме; применяются текущий тематический контроль и итоговый учёт знаний.

Основными видами письменных проверочных работ по русскому языку являются: диктанты, проверочные списывания, грамматические задания, изложения, сочинения.

Целью составленных мной проверочных работ является проверка усвоения программного материала по изученным темам курса по учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык».

«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.

«3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 1

Арбуз, воробей, карандаш, лисица, медведь, Москва, петух, ворона, учитель, пальто.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 2

(за 1 четверть)

Здравствуйте, прощай, сентябрь, ветер, родина, рисунок, подлежащее, сказуемое, яблоко, берёза.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 3

(за 2 четверть)

Ягода, дорога, осина, до свидания, сахар, извините, капуста, жёлтый, посуда, сентябрь, алфавит.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 4

Ноябрь, одежда, снегирь, лягушка, земляника, малина, молоток, мороз, урожай, суббота, декабрь, мебель.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 5

(за 3 четверть)

Тарелка, товарищ, щавель, метель, народ, вдруг, завод, сапог, обезьяна, месяц, картина, отец, фамилия.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 6

Россия, город, улица, обед, магазин, облако, апрель , шёл, берёза, здравствуйте, родина, фамилия.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Ошибкой в диктанте следует считать:

За одну ошибку в диктанте считаются:

Негрубыми ошибками считаются следующие:

“5” ставится за безошибочное выполнение всех заданий.

“4” ставится, если ученик правильно выполнил не менее   3/4  заданий.

“3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

“2” ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

Цель: проверка остаточных знаний по программе первого класса и навыков каллиграфического написания букв, умение самостоятельно работать, оформлять предложения.

Андрей и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белки. Спрятались под елкой серые ежики.

Примечание: выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем.

1. Слова: идут, рядом, ёжики – разделить на слоги.

2. Найди и подчеркни в тексте слова, которые можно переносить двумя способами.

По теме «Предложение»

Цель: проверить умение правильно писать слова с орфограммами, определять границы предложений, применять на практике повторенные орфограммы.

У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.

по теме «Лексикология»

Цель: проверить навыки грамотного письма в рамках изученных орфограмм, умение правильно определять ударный слог; умение правильно оформлять работу.

Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие берёзы т осины.

Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица.

Цель: проверить умение применять на практике правила написания слов на изученные орфограммы, определять мягкость-твёрдость согласных, правильно переносить слова.

Ясный день. Малыши играют у крыльца. Девочки лепят снежный ком. Они лепят зайчика. Ольга и Игорь взяли лыжи. Они идут на горку. А Коля сидит дома. Он больной. Мальчик смотрит в окно. (33 слова)

1. В третьем предложении подчеркнуть мягкие согласные.

2. Разделить слова для переноса.

Крыльцо, Ольга, Игорь, зайчик.

3. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.

4. Сделать звукобуквенный анализ слова мальчик.

Цель: проверить умение применять правила правописания слов с орфограммами в корне слова, формировать умение проверять написание этих слов изменением формы слова, подбором родственных слов.

Зимой в лесу

Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле.

по теме «Правописание безударной гласной в корне слова»

Цель: выявить сформированность навыков правописания слов на основе изученных правил; проверить умение определять части речи и разбирать слово по составу; проверить умение определять главные и второстепенные члены предложения.

Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мёд с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных.

1. Над словами  третьего предложения поставить знак ударения.

2. Выписать 2 слова с орфограммой «Безударная гласная, проверяемая ударением», рядом записать проверочные слова.

3. Пятое  предложение разобрать по частям речи и членам предложения.

Проверочная работа № 7

по теме «Согласные звуки и буквы»

Цель: проверить усвоение темы «Согласные звуки и буквы»

по теме «Парная согласная в корне слова»

Цель: проверить умение писать слова на изученные орфограммы, слова с парными согласными на конце и в середине слова; делать звуко-буквенный анализ слов.

По ночам холод. В лесу ещё лежит снег. Много снега – целый сугроб.  И на реке лёд. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поёт. По всему лесу летит его трель. От кликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весне.

по теме «Написание слов с большой буквы»

Цель: обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных; проверить навыки употребления заглавной буквы в именах собственных и усвоение первоначальных орфографических навыков на основе изученных правил правописания.

Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо.

Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой.  (По. Е. Мар)

Слова для справок: проспект, на Плющихе.

ДИКТАНТ № 10

по теме «Имя существительное»

Цель: обобщить знания учащихся об имени существительном; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем.

Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Словьёва есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принёс корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревьями.

ДИКТАНТ № 11

Цель: проверить уровень навыков правописания слов на изученные в течение учебного года орфограммы; умение определять границы предложения; подбирать однокоренные слова, разбирать предложения по частям речи и членам предложения.

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно!

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 1

Цель: проверить навыки списывания.

Ирина Петровна Соловьёва работает на заводе. Она собирает часы. Семья Соловьёвых получает новую квартиру. Квартира находится на шестом этаже. Из её окон очень красивый вид. Около дома жильцы посадили цветы и деревья. Есть во дворе и детская площадка. Друзья и родные поздравили семью с новосельем.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 2

На улице стоит слабый мороз. Солнце посылает на землю яркие лучи. Под ногами хрустит снег. Дорога укатана санями. Небо над землёй стоит чистое и высокое. Днём можно увидеть на небе молодой месяц серпом. В лесных ручьях течёт светлая и прозрачная вода. На дне ручьёв видны сухие листочки и травинки. (51 слово)

(По И. Соколову-Микитову)

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 3

Цель: формировать навык самостоятельной работы, проверять сформированность навыка списывания и каллиграфические навыки.

Слонёнок, попугай, удав и мартышка жили в Африке. Каждый день они собирались вместе. Мартышка пела смешные песенки. Удав, слонёнок и попугай слушали и смеялись. Слонёнок задавал всем умные вопросы. Иногда слонёнок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него.

Всем было очень весело.

(По Г. Остеру)

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 4

Цель: проверить умение каллиграфически правильно писать буквы, слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв; формировать умение работать самостоятельно, применять правила написания орфограмм в словах.

В России живёт множество разных народов. Народы эти объединяются в группы, а группы – в семьи. Это объединение происходит по языку, на котором они говорят.

До наших дней дошла поговорка кочевников: «Наша дружба поблекнет лишь тогда, когда хмель утонет в воде, как камень, и камень полетит по воздуху, как хмель».

Хмель – это вьющееся растение. Стебелёк у хмеля длинный, лёгкий. Такой никогда не утонет!

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011г., 143 с.

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 143 с.

Моисеев И. А. Контроль и оценка результатов обучения: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2010,  (Педагогика. Психология. Управление.)

Никифорова В. В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 80 с. ( Контрольно-измерительные материалы)

Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко, Н. Ю. Васильева, Поурочные разработки по русскому языку к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого

Словарные слова

воробей, лисица, вдруг, Москва, ягода, карандаш, работа, рабочий, сорока, посуда, товарищ, девочка.

Лексический диктант – это перечень словарных слов, но диктуется не само слово, а его толкование. Например: маленькая серо-коричневая птичка, живёт обычно вблизи домов (воробей); ребёнок женского пола (девочка). Ученик должен сообразить, что это за слово, и записать его.

Придумайте свой лексический диктант. Для помощи ребенку в освоении языка, написании контрольны работ можете воспользоваться куратором с сайта kurator.site.

Каким словарём вы воспользуетесь: орфоэпическим, орфографическим, толковым?

Лексический диктант

Замените каждое предложение, одним словом. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкий согласный звук двумя чертами.

Слуховой диктант

Слуховой диктант – орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, словосочетаний, предложений, текста. Основное его назначение — закрепить в сознании учащихся звуко-буквенные отношения, установить прочную связь между зрительным и звуковым образом слов и словосочетаний.

Запишите под диктовку. Разделите слова на слоги. Запишите под каждым словом количество слогов.

Воробей, лисица, вдруг, Москва, ягода, карандаш, работа, сорока, девочка, посуда, товарищ, рабочий. (12 слов)

Выборочные диктанты

Выборочный диктант – это письменная работа, в процессе которой школьники из продиктованного текста выбирают и записывают слова, словосочетания или – реже – предложения на закрепляемое правило.

Запишите только те слова, которые отвечают на вопрос кто?

Воробей, лисица, Москва, ягода, карандаш, работа, сорока, девочка, посуда, товарищ, рабочий. (11 слов)

Запишите только те слова, которые отвечают на вопрос что?

Воробей, лисица, Москва, рабочий, карандаш, работа, девочка, посуда, сорока, товарищ, рабочий. (11 слов)

Среди записанных слов найдите слово с парным согласным и подчеркните его.

Зрительные диктанты

Зрительный диктант – это набор слов, не связанных по смыслу, которые ребенок должен запомнить в течение нескольких секунд экспозиции и затем записать (вставить пропущенные буквы). Такая работа помогает: развить память; тренировать внимание; усвоить элементарные правила грамматики; быстрее научиться читать.

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в скобках нужную букву. Запишите слова в алфавитном порядке.

(С,с)_р_ка,  яг_да,  (Л,л)_сица,  р_бочий,  вдру_,  (М,м)_сква,  р_бота,  дев_(чк,чьк)а, п_суда,  т_варищ, к_р_ндаш, (В,в)_робей. (12 слов)

(Вдруг, воробей, девочка, карандаш, лисица, Москва, посуда, сорока, товарищ, ягода).

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в скобках нужную букву.  Запишите слова по принципу обратного алфавита.

(В,в)_робей,  дев_(чк,чьк)а,  т_варищ,  вдру_,  (С,с)_р_ка,  (М,м)_сква,  к_р_ндаш.   (7 слов)

(Товарищ, сорока, Москва, карандаш, девочка, воробей, вдруг).

Подберите и подчеркните нужное.

Зрительно – слуховой диктант

Подчеркните буквы, которые обозначают мягкий согласный звук, двумя чертами.

(В,в)_робей,  р_бочий,  вдру(г,к),  к_р_ндаш,  яг_да,  (М,м)_сква,  л_сица,  р_бота, с_рока, п_суда,  т_варищ,  дев_(чк, чьк)а. (12 слов)

Диктант с использованием пословиц

1). Запишите пословицы под диктовку. Объясните их смысл.

2). Запишите только словарные слова.

3). Запишите недостающее слово. ( Учитель читает или выписывает пословицы без словарных слов).

Отметьте правильно написанную пословицу, ошибки исправьте. Объясните их смысл.

Слово не варобей – вылетит не поймаешь.

Сарока на хвосте принесла.

Плохой карандаш лучше плохой памяти.

Цифровой диктант

Зашифруйте безударные гласные с помощью цифр: 1 – о; 2 – а. Сложите все записанные числа и запишите ответ.

Москва, рабочий, посуда, ягода, работа, сорока,  карандаш, товарищ. (8 слов)

(1, 2, 1, 1, 2, 1, 2, 2, 1 = 13)

Воробей, карандаш, товарищ, посуда, ягода, Москва, работа. (7 слов)

(1, 1, 2, 2, 1, 1, 1, 1, 2 = 12)

Буквенный диктант

Запишите только букву безударного гласного о или а.

Воробей, Москва, ягода, карандаш, работа, сорока, посуда, товарищ. (8 слов)

(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

о, о, о, о, а, а, а, о, о, о)

Диктанты с родственными словами

Воробышек, лисичка, москвич, ягодка,  работник, лисёнок, девичник, московский. (8 слов)

В толковом словаре найдите объяснение слова девичник.

Запишите слова в уменьшительно-ласкательном значении.

Лисица, ягода, воробей, карандаш.

Комбинированный диктант

Распределите слова на две группы. Слова с безударным гласным, проверяемым ударением, записывайте в один столбик, а слова с непроверяемым безударным – в другой.

Карандаш, кора, рога, воробей, с козой, посуда, дрозды, работа, стволы, сорока, гора, товарищ, во дворе, Москва, сосна. (15 слов)

Диктант с использованием загадок

Запишите отгадки. Разделите слова на слоги.

Знаю секреты словарных слов

Выберите букву а или о.

р_бота,  яг_да,  дев_чка,  п_суда,  М_сква.

а   о            а    о        а   о              а   о          а    о

Тест-диктант

Отметьте знаком ?  верно записанные слова.

Отметьте знаком  ?  неверно записанные слова.

Оля и Даша записывали слова.

Воробей, лисица, Москва, рабочий, карандаш, работа, девочка, посуда, сорока, товарищ,  ягода.

Одна из девочек записывала слова, отвечающие на вопрос кто?, вторая – на вопрос что?

Определите, кто какие слова написал.

Оля  _____________, _______________, ________________, ________________,

Даша _____________, _______________, ________________, ________________,

Подчеркните Дашино слово, в котором звуков больше, чем букв.

Проверьте себя. Оля записала 6 слов, а Даша – 5.

Оля записала слова, которые отвечают на вопрос кто?, а Даша – на вопрос что?

Оцените статью
Экодиктант - Помощь